Татарницева Светлана Николаевна, Рубцова Любовь Варленовна ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ .
УДК 378.1
ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2016
Татарницева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Рубцова Любовь Варленовна, кандидат педагогических наук, директор
ООО «ЮНИЛИК»
(445040, Россия, Тольятти, проспект Ст. Разина, 29, e-mail: [email protected])
Аннотация. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) последнего поколения предъявляет все более высокие требования к уровню овладения иностранными языками. По существующим предложениям министерства образования в перспективе планируется не только ввести ЕГЭ по английскому языку в качестве обязательного итогового экзамена, но и проводить более ранние тестирования по иностранным языкам - по окончании начальной школы. Отсюда потребность в разработке качественных контрольно-измерительных материалов. Основная цель данной статьи - описать процесс разработки и апробации модели контрольно-измерительных материалов для младших школьников. Данную модель можно будет использовать для разработки пакетов контрольно-измерительных материалов, предназначенных для разных целей: для проведения Олимпиад по иностранным языкам среди младших школьников; для оценки качества внеурочной деятельности в школах и в образовательных учреждениях дополнительного образования; для создания итоговых тестов. Авторы рассматривают внеурочную деятельность и её значение в обучении иностранным языкам, анализируют понятие «контрольно-измерительные материалы». Характеризуя основные результаты исследования, авторы описывают существующие контрольно-измерительные материалы для младших школьников, их содержание, принципы и проблемы при их использовании. Далее авторы переходят к описанию собственной модели контрольно-измерительных материалов, предложенных на основании современного ФГОС третьего поколения. Анализ апробации предложенных материалов указывает на то, что данная модель контрольно-измерительных материалов может быть применима в широком диапазоне деятельности: от применения в качестве тренировочной базы при подготовке к итоговому тестированию в 4 классе, в качестве базы для оценки качества обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях дополнительного образования (лингвистических центрах) до использования материалов, разработанных на основе этой модели, для проведения Олимпиад по иностранным языкам среди младших школьников как одного из наиболее эффективных инструментов внеурочной деятельности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность; дополнительное образование по иностранному языку; контрольно-измерительные материалы; Олимпиада по английскому языку; качество обучения младших школьников.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TEST MATERIALS IN ENGLISH FOR QUALITY ASSESSMENT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL LEARNERS
© 2016
Tatarnitseva Svetlana Nikolayevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor for the department of «Theory and methods of teaching of foreign languages and culture»
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected]) Rubtsova Lyubov Varlenovna, candidate of pedagogical sciences, director
OOO «UNILIK (Ltd.)
(445040, Russia, Togliatti, prospect Stepana Razina, 29, e-mail: [email protected])
Abstract. The Federal State Educational Standard (FGOS) of the latest generation is making increasingly high demands on the level of mastery of foreign languages. According to the existing proposals of the Ministry of Education it's planned to not only enter the exam in the English language as a compulsory final state exam, but also to carry out the earlier tests in foreign languages - at the end of primary school. Hence the need for the development of quality test materials is essential. The main purpose of this article is to describe the process of developing and approbation of a model of test materials for primary school children. This model can be used to develop a package of test materials intended for different purposes: for the competition in foreign languages among younger students; to assess the quality of extracurricular activities in schools and institutions of additional education; to create a final primary school test in English. The authors consider extracurricular activities and its importance in the teaching of foreign languages, analyze the concept of "measurement and control materials". In describing the main results of the study, the authors describe the existing measurement and control materials for younger students, the content, principles and problems in their use. Next, the authors go on to describe their own model of test materials proposed on the basis of modern FGOS of third generation. Analysis of proposed testing materials indicates that this model can be applied in a wide range of activities: as a training base in preparation for the final testing in the 4th grade; as a basis for assessing the quality of foreign language teaching in the additional educational institutions (language centers); for developing materials based on this model for the competition in foreign languages among the younger students as one of the most effective tools for extracurricular activities.
Keywords: extracurricular activities; additional education in a foreign language; measurement and control materials; Olympiad in English language; the quality of teaching younger students.
Серьезно возросший интерес к изучению иностранных языков в обществе ведет к необходимости более раннего качественного обучения языку и к более пристальной оценке качества этого обучения. Внедрение обучения иностранному языку как обязательному предмету со 2-го класса обеспечивает достаточную эффективность его усвоения. ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), принятый в 2009 г., в том числе в его последней редакции, описывает общие требования к уровню овладения иностранным языком, что обеспечи-
вает единообразие учебных планов, программ и требований к уровню овладения дисциплиной. Деятельностный характер данного стандарта ставит основной целью развитие личности, что достигается через реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов. Это предполагает, с одной стороны, воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности, диалога культур, и, с другой стороны, - гарантированность достижения планируемых результатов, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обуча-
Татарницева Светлана Николаевна, Рубцова Любовь Варленовна ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ...
ющимися новых знании, умении, компетенции, видов и способов деятельности [1].
Изучение иностранного языка при этом является обязательным со 2 класса. ФГОС НОО описывает требования к его усвоению следующим образом: 1) приобретение начальных навыков общения на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических представлении, необходимых для овладения на элементарном уровне устнои и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора.
Достижение указанных результатов предполагается через разнообразие организационных форм и с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1]. Одной из таких форм является внеурочная деятельность. Её цель - выявление и развитие способностей детей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию социальной практики, в том числе, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, а также работа с одаренными детьми, организация интеллектуальных и творческих соревнований.
Одной из основных проблем современного, в том числе начального, образования является оценка качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка материалов, которые позволят измерить и оценить не только знания, умения и навыки, но и компетенции, способность решать задачи общения на практике, является сложной методической проблемой. Такие материалы могут продемонстрировать, насколько полноценным и качественным является обучение не только в рамках учебной деятельности, но и в связи с внеурочными компонентами стандарта.
Проблемами разработки контрольно-измерительных материалов (КИМы) по иностранным языкам занимаются целые коллективы ученых под руководством таких методистов как М.В. Вербицкая, Е.Н. Соловова, М.З. Биболетова, О.В. Афанасьева [2; 3; 4]. Однако задача остается актуальной и максимально сложной, так как, во-первых, разрабатываемые материалы должны соответствовать ФГОС; во-вторых, быть адекватными, надежными и валидными; в-третьих, оценивать возможности применения приобретенных навыков на практике. Надо отметить, что КИМы по иностранным языкам, предназначенные для проведения итоговой аттестации в 11 классе, в целом достаточно разработаны и соответствуют обозначенным требованиям. Но подобные материалы для начальной школы только начинают разрабатывать, и данная задача весьма актуальна.
Основная цель данной статьи - показать процедуру разработки КИМ по английскому языку для начальной школы с возможностью применения предлагаемой модели для создания тестов, которые можно было бы применять как для оценки результатов основных образовательных программ (в рамках компоненты внеурочной деятельности), так и для оценки качества обучения по дополнительным программам в младшем школьном возрасте.
Прежде чем переходить к описанию вышеупомянутой модели, необходимо провести анализ понятий сферы ее применения. Внеурочная деятельность, а также дополнительное образование - понятия, хоть и имеющие многочисленные пересечения, но не являющиеся синонимами.
Внеурочная деятельность - понятие в составе современного ФГОС - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения программы. Этот вид деятельности использу-
ется для закрепления и практического использования изученного материала [5].
Понятие «внеурочная деятельность» берет свое начало из двух смежных понятий, существовавших в советской педагогике: внеклассной и внешкольной работы. При этом внеклассная работа предусматривала деятельность в школе, но за пределами урока, а внешкольная - занятия в учреждениях дополнительного образования [6].
В настоящее время внеурочная деятельность сочетает в себе учебную (в рамках кружков, клубов) и внеучеб-ную деятельность в рамках реализации основной образовательной программы. При этом внеурочная деятельность не входит в предельную учебную нагрузку, однако по рекомендации главного санитарного врача устанавливается в границах не более 10 часов в неделю [7].
Дополнительное образование (ДО) не является заменой внеурочной деятельности и имеет свои особенности. В частности, оно направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека и не сопровождается повышением уровня образования, не входит в основную программу, а реализует дополнительные программы, разрабатываемые в самом учреждении. Однако следует заметить, что дополнительные программы по иностранным языкам для младших школьников учитывают требования ФГОС, чтобы обеспечить полноценное формирование навыков и умений на начальном этапе. Поскольку уроков иностранного языка в школе даже в сочетании с внеурочной деятельностью бывает недостаточно для прочного формирования навыков, ДО ставит целью закрепление и совершенствование иноязычных навыков и умений, расширение возможностей применения их на практике.
Кроме того, внеурочная деятельность и дополнительное образование выполняют важнейшую воспитательную функцию, непосредственно влияя на мотивацию, повышение интереса к изучению иностранного языка, на направленность учащегося на достижение результата [8-11]. Кроме того, эти две сферы объединены и формами организации, предусматривающими клубы, студии, кружки, творческие объединения, а также олимпиады, конференции, диспуты и пр. Следовательно, дополнительное образование не противопоставлено внеурочной деятельности, обе сферы призваны дополнять и стимулировать учебную деятельность.
Оценка качества дополнительного образования также является серьезной проблемой. С одной стороны, у ДО нет четких стандартов. С другой, потребители образовательных услуг, а в случае с младшими школьниками - их законные представители (родители), хотят понимать, насколько предлагаемое обучение эффективно и качественно. Отсюда возникает запрос на разработку модели оценки такого образования.
Одним из способов оценки результатов образования является участие школьников в предметных олимпиадах. Олимпиады позволяют усилить интерес к изучению языка за счет соревновательного характера и возможности продемонстрировать свои достижения, осознать значимость деятельности [12; 13; 14].
Исходя из того, что в младшем школьном возрасте программы дополнительного образования строятся довольно близко к требованиям ФГОС, а также ориентируются на европейскую шкалу оценки уровня владения языком CEFR [15], мы считаем возможным при разработке модели оценки качества ДО проанализировать имеющиеся контрольно-измерительные материалы в сфере основного образования (предназначенные для урочной и внеурочной деятельности).
Младшие школьники овладевают элементарным уровнем языка А1-А2, что предполагает умение понимать реплики и простые тексты на бытовую и общественную тематику; умение рассказывать о себе, своем ближайшем окружении, своей деятельности; умение поддерживать общение, отвечая на реплики собесед-
Татарницева Светлана Николаевна, Рубцова Любовь Варленовна педагогические
ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ... науки
ника; владение простыми языковыми средствами, умение применять их по назначению в устной и письменной речи [15]. Этот возраст, совпадающий с начальным этапом обучения иностранному языку, характеризуется особым восприятием действительности [16-20], равно как и недостаточным развитием логики, что затрудняет использование традиционных тестовых материалов, а значит выдвигает создание КИМов для младших школьников как особую методическую проблему.
Мы проанализировали КИМы для младших школьников нескольких коллективов, в частности тестовый материал к учебникам под руководством М.З. Биболетовой, О.В. Афанасьевой, кембриджские тесты для младших школьников, а также материалы международной олимпиады British Bulldog и других пособий по внеурочной деятельности [3; 4; 13; 14; 21; 22; 23].
Тестовые материалы, разработанные Г.Г. Кулинич как элемент УМК под руководством М.З. Биболетовой, охватывают весь материал и все ступени, предусмотренные программами. В них предусматривается тестирование лексических и грамматических навыков, чтения и аудирования. Среди представленных заданий - задания на выбор предложенного языкового элемента, на перевод отдельных слов в предложении, на трансформацию синтаксической структуры, на выбор лишнего слова и т.д. [3]. Диагностические работы, являющиеся дополнением к УМК О.В. Афанасьевой, предлагают более широкий спектр измеряемых навыков и умений, здесь добавляются фонетические навыки, а также письмо, говорение и социокультурные знания. То есть тестирование здесь более комплексное, да и само пособие более красочное, содержит элементы наглядности [4]. Однако к числу проблем можно отнести и то, что и те, и другие КИМы затрагивают содержание конкретного учебника, а значит недостаточно универсальны.
Материалы международного конкурса (Олимпиады) British Bulldog включают в себя задания на аудирование и чтение (ответы на вопросы), социокультурные знания (соотнесение с предложений картинкой, ответы на вопросы страноведческой направленности), лексические и грамматические задания. Но необходимо отметить, что задания предназначены для школьников 3-4 класса и все они повышенного уровня сложности, поскольку это конкурс [13].
На наш взгляд, наиболее комплексными и при этом ориентированными на компетентностную модель являются КИМы, предлагаемые Кембриджской системой тестирования. Модель YLE (Young Learners English Test) включает в себя разделы «Слушание», «Чтение и письмо» и «Говорение». В них представлены такие задания, как соотнесение, ответы на вопросы (развернутые и однословные), выбор правильного утверждения [21]. Большинство заданий построено на использовании наглядности (картинок), что крайне важно для младших школьников, поскольку не только делают задание более интересным, но и обеспечивает лучшее понимание в связи со значительным влиянием образного и наглядно-образного мышления. Однако, использование этих материалов в российских образовательных учреждениях не совсем уместно, так как тестовый материал не во всех случаях соответствует программам обучения.
Принимая во внимание указанные факторы при разработке нашей модели КИМов для младших школьников, мы остановились на следующих принципах.
Во-первых, компетентностный подход к оценке [24]. Он предполагает учет языкового уровня и наличие заданий, предлагающих практическое применение языкового материала с решением коммуникативной задачи. Во-вторых, принцип использования наглядности в КИМах для младших школьников. В-третьих, принцип учета последовательности формирования коммуникативных действий.
К. Шаабан отмечает, что при оценке младших школьников следует учитывать 4 стадии развития языка. 260
Первая стадия может быть «молчаливой» и включать в себя кинестетические элементы (показать, отметить); на второй стадии появляются одно- или двухсловные высказывания - можно предлагать назвать, сгруппировать, выделить лишнее слово. На третьей стадии появляются простые предложения (описать, дать определение, сравнить). И наконец, 4 стадия может предполагать творческие задания, в том числе создание собственных простых текстов [25, с.36].
Так как усвоение языка - процесс очень индивидуальный и сложный, протекает он очень неравномерно у разных детей. Одни дети довольно быстро переходят на более высокие стадии, у других «молчаливый период» может затянуться. Мы считаем, что при разработке КИМов для младших школьников следует включать задания, относящиеся ко всем 4 стадиям, чтобы обеспечить возможность всесторонней оценки, а с другой стороны - чтобы все учащиеся получили возможность попасть в ситуацию успеха, с ощущением, что, по крайней мере, с частью заданий они в состоянии справиться.
Исходя из этих положений, мы разработали свой комплекс КИМов, включающий в себя разделы: 1) лек-сико-грамматический тест; 2) чтение; 3) аудирование; 4) письмо. Лексико-грамматический тест предлагает обвести слово в соответствии с картинкой, соотнести слова с картинками, дополнить предложение одним словом (используя картинку). Чтение предполагает выбор заголовка и правильных/неправильных утверждений. В аудировании учащиеся слушают небольшие диалоги, последовательно выполняя инструкции из них - соединяют линиями предметы на картинке, отвечают на вопросы, выбирают нужное слово. Наконец, в разделе «Письмо» учащиеся выполняют задания, относящиеся к 3 и 4 стадиям усвоения материала - описывают картинку и составляют рассказ по серии картинок, используя в качестве плана вопросы.
Разработка заданий проводилась в 2 этапа, начиная с апреля 2015 г. Были разработаны два вида заданий для учащихся 3-4 классов и 1-2 классов. Далее было проведено 2 этапа апробации. Первый этап состоялся в в июне 2015 года и второй раз в апреле 2016. В апробации приняли участие ученики 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации: на первом этапе - 65 человек из Тольятти, Ульяновска и Санкт-Петербурга (12 учеников - 4 класс, 26 человек - 3 класс, 24 человека - 2 класс, 3 человека - 1 класс); на втором количество участников возросло до 82 человек из Тольятти, Самары, Казани и Санкт-Петербурга (26 учеников - 4 класс, 38 учеников - 3 класс, 17 учеников - 2 класс и 2 человека - 1 класс). Большая часть учащихся была задействована в обоих этапах, чтобы проверить надежность и валидность представленных материалов.
Проверка валидности тестов может осуществляться несколькими способами. Оценка очевидной валидности включает в себя проверку соответствия теста его предназначению. Эта проверка проводилась авторами на основании исследования стандартов и рекомендованных учебных пособий. Оценка содержательной валидности предполагает проверку материалов на наличие в них всех составляющих, необходимых для всестороннего исследования того или иного явления или фактора. Для ее осуществления помимо собственного анализа мы попросили учителей, участвовавших в апробации, оценить достаточность и степень трудности теста. Большинство учителей (80 %) отметили, что задания отвечают программам, охватывают разнообразный материал и разной степени сложности. Однако часть учителей указали на то, что заданий повышенной сложности недостаточно, что необходимо усложнить тексты для чтения, что впоследствии и было сделано.
Надежность теста свидетельствует о точности измерений при условии воспроизводимости результатов, полученных по итогам исследования, а также устойчивости результатов на протяжении определенного периода АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Татарницева Светлана Николаевна, Рубцова Любовь Варленовна
ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ...
времени. Средний уровень выполнения заданий участниками по результатам обоих этапов составил около 60%. При этом максимальное количество баллов в первой апробации набрал 1 участник (1,5 %) и 4 участника на 1 балл меньше (6%). На втором этапе максимальный балл набрали 6 учащихся (7,3 %), что является адекватным показателем, особенно с учетом повторного тестирования.
Анализ допущенных ошибок показал следующее. В первом задании лексико-грамматического раздела ученики столкнулись с трудностью подбора слова umbrella к картинке. Во втором задании большое количество участников перепутали значение слов circle и fridge. Трудным в третьем задании было написание слов dark и school bag. Уровень владения предлогами места было выше, чем предлогами движения. Задания в разделе «Чтение» не вызвали большого затруднения. Что касается заданий по аудированию, то самым сложным оказалось первое, где учащимся нужно было выполнить большое количество инструкций. Данное задание нуждается в сокращении. Задания в разделе письмо качественно выполнили единицы, что вполне объяснимо, так как эти задания 3 и 4 стадии усвоения языка.
Проверка надежности по показателю альфа Кронбаха показала результат 0,836 (0,9 < a £ 0,8), что соответствует оценке «хорошо».
Однако, в данные материалы не включены задания по разделу «Говорение», что будет осуществлено в перспективе. Также будет проводится дальнейшая апробация, дополнение и частичная корректировка материалов.
Таким образом, предлагаемые тестовые материалы доказали свою достаточную надежность и валидность. Из этого следует, что их можно применять для оценки коммуникативной компетенции младших школьников. Данная модель при условии ее соответствующего наполнения может использоваться как для оценки учебной (внеурочной) деятельности по основным образовательным программам, поскольку соответствует ФГОС, так и для оценки качества осуществления дополнительного образования, а также в рамках проведения олимпиад по иностранным языкам для этого возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 31.12.2015 № 1576, 1577, 1578. // URL: http:// www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/
2. Вербицкая М.В., Соловова Е.Н., Махмурян К.С. ЕГЭ 2016. Английский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. М.: Интеллект-центр, 2016. 184 с.
3. Контрольно-измерительные материалы. Английский язык. 4 класс. К учебнику Биболетовой М.З. и др. / Сост. Г.Г. Кулинич. М.: ВАКО, 2014. 80 с.
4. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Фроликова Е.Ю. Английский язык. Диагностические работы. 4 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой. М.: Дрофа, 2016. 126 с.
5. Разъяснительное письмо о сравнении внеурочной деятельности и дополнительного образования // URL: http:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/raz-yasnitelnoe-pismo-o-sravnenii-vneurochnoj-deyatelnosti-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
6. Пчелинцева Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. №3 (26). С. 53-57
7. Проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» // URL: http://www.edustandart.ru/vneurochnaya-deyatelnost-v-sanpin-2-4-2-2821-10/_
8. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. СПб.: Книга по требованию, 2010. 288 с.
9. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.
10. Harmer J. How to teach English. Edinburgh: Longman. 2001. 198 с.
11. Scrivener J. Learning teaching. 2nd edition. Oxford: MACMILLAN, 2005. 432 c.
12. Попов А.И. Реализация инновационной политики с использованием возможностей олимпиадного движения // Вестник ТГТУ. 2005. Том 11. № 4. С.967-970.
13. Международный игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog» // URL: http://runodog.ru/bb/ BB_1516/BB_1516_3-4.pdf
14. Зайкова О.А. Увлекательный английский. 3-9 классы: внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2010. 126с.
15. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы; Перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. — М.: Изд-во МГЛУ, 2003. 259 с.
16. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования вторичной языковой личности в процессе раннего обучения иностранному языку // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2 (21). С. 149-152.
17. Смирнова Е.В. Особенности раннего обучения иностранному языку // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 29-33.
18. Артамонова Г.В. Чтение как важнейшее звено при изучении иностранных языков // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 7-12.
19. Смирнова Е.В. Использование средств информационных и коммуникационных мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку на ранних этапах возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 114-116.
20. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.
21. Cambridge English Young Learners. Young Learners English Tests (YLE). Vol.1. Cambridge, 2014. 94 с.
22. Best In English contest // URL: http://bestinenglish. org/references/
23. Кулинич Г.Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка: 2-4 классы. М.: Вако, 2010. 224с.
24. Бубнова Г.И. Компетентностный подход: методические основы составления контрольно-измерительных материалов // Иностранные языки в школе. 2010. №10. С. 64-68. 2011. №1. С. 62-65.
25. Shaaban K. Assessment of young learners // English teaching forum. Vol. 43. 2005. №1. С. 34-40