22. Проект Закону про внесення змш до Конституцп Украши (щодо децентралiзацií влади), зареестрований у Верховнiй радi Украши за номером 2217а вщ 01.07.2015. [Електронний ресурс] - Режим доступу: w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=55812.
23. Рiчний зв^ про виконання бюджету станом на 01.01.2016 року. [Електронний ресурс] -Режим доступу: www.treasury.gov.ua/main/uk/doccatalog/list?currDir=146477.
24. Рiчний зв^ про виконання бюджету станом на 01.01.2015 року. [Електронний ресурс] -Режим доступу: www.treasury.gov.ua/main/uk/doccatalog/list?currDir=146477.
25. Рiчний зв^ про виконання бюджету станом на 01.01.2014 року. [Електронний ресурс] -Режим доступу: www.treasury.gov.ua/main/uk/doccatalog/list?currDir=146477.
26. Рiчний зв^ про виконання бюджету станом на 01.01.2013 року. [Електронний ресурс] -Режим доступу: www.treasury.gov.ua/main/uk/doccatalog/list?currDir=146477.
27. Сало Т.В. Децентралiзацiя фшансово!' системи: стан та оцЫка рiвня в Украíнi / Т.В. Сало // Ефективнють державного управлшня: збiрник наукових праць. - 2013. - Вип. 35. - С. 324-330.
28. Фролов С.М. Проблеми формування ефективного мехаызму мiжбюджетного регулювання в Украíнi та шляхи ix вирiшення / С.М. Фролов, 1.М. Волiна // Зб. наук. праць «Вюник Укра'нсько' академií банкiвськоí справи». - Суми, 2009. - № 2. - С. 17-22.
29. Чугунов 1.Я. Теоретичн основи системи бюджетного регулювання: навчальний поабник / 1.Я. Чугунов // Науково-дослiдний фшансовий iн-т, Нацiональний ун-т «Киево-Могилянська академiя». - К: НДФ1. - 2005, 260 с.
30. King, D., Мa Y. Fiscal Decentralization, Central Bank Independence, and Inflation / D. King, Y. Ma // Economics letters. - 2001. - No. 72(1). - P. 95-98.
Рецензент статт! Стаття рекомендоиана до
д.е.н., проф. Ахромк!н е.М. пу^кацп 12.09.2016 р.
УДК 005.87
С.Ю. Даншина
ПРОБЛЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ
Показано, что положение распределительного центра влияет на эффективность движения материального потока проектов развития. Проанализированы процесс выбора места центра, влияющие на него факторы и методы, дающие решения о его положении. Уточнена постановка задачи расчета координат с учетом этих факторов. Рис. 3, табл. 2, ист. 14.
Ключевые слова: материальный поток, логистическая цепь, процесс выбора местоположения, координаты распределительного центра.
JEL С440
Постановка проблемы и ее связь с научной задачей. Неопределенность экономических процессов, обостряющаяся конкуренция требуют от руководства компаний оперативных решений и подходов, ориентированных на непрерывное развитие для обеспечения функционирования. При этом развитие может рассматриваться как типовая (например, выход на новые рынки сбыта) и нетиповая (расширение спектра услуг, развитие сетей обслуживания) деятельность компании или выступать как дополнительная непланируемая деятельность. Управление таким развитием можно организовать на основе современных методов менеджмента, в частности, методов управления проектами [1-3].
Успех проекта существенно зависит от решения задач его ресурсного
22
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2016, №3(59)
обеспечения. Ресурс - это все, чем располагает проект. А, значит, сроки, бюджет, качество реализации проекта и его продукта во многом зависят от эффективности управления ресурсами. Специалисты отмечают, что управление ресурсами является одной из главных областей управления проектами. Она включает процессы планирования, закупок, поставок, распределения и управления материальными потоками (МП) [2, 4].
МП образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения прочих операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Для доведения МП от источника к потребителю создается логистическая цепь. Учитывая, что величина логистических затрат может превышать стоимость создания продукта проекта, то успех его реализации связан с их уменьшением [5]. Это обеспечивается наличием необходимого количества элементов в логистической цепи проекта. А значит, вопрос о расположении распределительных центров (РЦ) играет важную роль при проектировании цепи поставок проекта, так как ее неудачная конфигурация может снизить эффективность движения МП, привести к потере клиентов, замораживанию капиталов, снижению конкурентоспособности и к срыву проекта [6].
Целью статьи является анализ процесса выбора места для распределительных центров, систематизация факторов, влияющих на выбор, а также обзор методов, дающих решения о размещении при проектировании логистической цепи проектов.
Изложение основного материала исследования. Решения по размещению РЦ чрезвычайно важны, так как влияют на временные и финансовые показатели проектов развития [6, 7]. Обычно эти решения принимаются в рамках реализации плана управления поставками проекта на основе анализа текущих показателей эффективности продвижения МП. В качестве исходных данных рассматривают информацию о требованиях к РЦ (например, данные о наличии ресурсов, условия их хранения и пр.) и факторы, влияющие на выбор места РЦ. В результате формируют перечень рекомендуемых районов размещения. При этом, процесс выбора местоположения РЦ реализуется в последовательности, определенной его функциональной моделью (рис. 1).
В соответствии с рис. 1 кроме требований к РЦ на выбор места влияют факторы, основные из которых представлены в табл. 1 [5, 8, 9].
В логистической цепи производитель и потребитель являются начальной и конечной точками движения МП и связаны между собой через систему транспортно-складских элементов (рис. 2). Основными причинами создания такой структуры для проектов являются [8, 10]:
-развитие предполагает выход на новые рынки сбыта, а объемы МП недостаточны для покрытия расходов на прямой сбыт;
-потребители продукта проекта предъявляют высокие требования к сервису (например, быстрая доставка, наличие товаров необходимого ассортимента и пр.);
-товарные запасы РЦ ближе к потребителю, чем запасы производителя и
пр.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2016, №3(59) 23
Рис. 1. Функциональная модель процесса выбора места РЦ
Факторы, влияющие на размещение РЦ
Таблица 1
Фактор Характер влияния
Объемы перевозимых грузов, спрос Так как цель создания РЦ - повышение эффективности работы с потребителями продукта проекта и поставщиками, то необходимо оценить объемы спроса и объемы перевозимых грузов.
Близость к заказчикам, транспортная доступность местности Так как большую долю издержек проекта составляют транспортные расходы, то нужно оценить близость к потребителям и поставщикам, ведущие к нему дороги, их качество; оценить близость к главным трассам и т.п.
Географическая доступность, характеристики участка Так как для эффективного обслуживания МП, необходимо большое количество транспортных средств, то нужны площади для парковки, маневрирования и т.п.
Планы местных властей, местное законодательство Так как РЦ - развивающаяся структура, то необходимо ознакомиться с планами по использованию прилегающих территорий, сдерживающих развитие; учесть нормы строительства, безопасности, ограничения, близость к коммуникациям и пр.
Строительные факторы Необходимо учесть стандарты для аналогичных сооружений, оценить затраты на проводку основных коммуникаций и прокладку дорог (при необходимости) и т.п.
Социальные факторы Размещая РЦ, необходимо учитывать наличие трудовых ресурсов, особенности образа жизни, величину среднестатистической заработной платы в районе, где планируется разместить РЦ, и пр.
24
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2016, №3(59)
Рис. 2. Обобщенная структура логистической цепи проекта
Критерием оптимальности размещения является минимизация затрат, связанных с продвижением МП от поставщика к потребителю [6]. Математически такая задача соответствует многокритериальной оптимизации, когда координаты РЦ (x0, Уо) определяют из условия, что целевая функция, зависящая от расстояний между элементами логистической цепи с координатами (x,, у), должна быть минимальной, т.е.:
n m n+m
s = Z d + ZDj = ZDk ^ min (1)
i=1 j=1 k=1
где d, - расстояние от i-го производителя до РЦ (см. рис. 2), Dj - расстояние от j-го потребителя до РЦ; Dk - расстояние до k-го элемента логистической цепи проекта (производителя или потребителя) до РЦ; n - число производителей; m -количество потребителей [11].
При этом все множество потребителей и производителей образует множество {Ek} (k=1, ..., n+m) - множество элементов логистической цепи проекта. С учетом их координат разместим Ek в координатной плоскости (рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент расположения логистических элементов в координатной
плоскости
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2016, №3(59) 25
Тогда минимальное расстояние йк от элемента логистической цепи до РЦ будет определяться длиной отрезка на координатной плоскости по известным координатам его концов. Например, длину отрезка й1 найдем из прямоугольного треугольника АЕ1АС как длину гипотенузы:
Ох = ЕХС = ^Х^-Х^^Г^^У^-уХ)^, (2)
где х1, х2 - координаты точек по оси х; У1, у2- координаты точек по оси у.
Подставляя выражение (2) в формулу (1), целевую функцию представим в виде:
S(x,y) = £ д/ (х - хк) 2 + (y - yk) 2 ^ min, (3)
к=1
где (x, y) - координаты РЦ; (xk, yk) - координаты элементов логистической цепи.
Отметим, что первые методы решения задачи «о размещении» были предложены в середине Х1Х в. (табл. 2), однако до сих пор в литературе по логистике нет однозначных рекомендаций по выбору метода определения координат РЦ, дающих минимум функции (3).
Таблица 2
Сравнительный анализ некоторых методов определения местоположения
РЦ
Название Описание Недостатки
Метод Тюнена(Von Thunen) [11, 131 Реализует схему размещения в виде системы концентрических колец разного диаметра вокруг центра потребления Характерен высокий уровень абстракции (экономическая изоляция потребителей, не учтены разные пути доставки)
Метод Лаунхарда (Launhard) [121 Размещает РЦ относительно положения двух поставщиков и одного потребителя в зависимости от объемов перевозимых грузов и рас-стояний Учитывает только транспо-ртные издержки; произво-дственные затраты не учитывают влияния рынков труда
Метод Вебера (Weber) [12, 131 РЦ размещают с учетом веса транспортных издержек, затрат на рабочую силу и агломерацию Предполагает, что спрос сосредоточен в одной точке, не учитена конкуренция на рынках сбыта
Метод «центра тяжести» и его модификации [11 - 131 Находит место РЦ как координату центра тяжести с учетом объемов перевозок, транспортных тарифов, реаль-ных расстояний и пр. Координаты РЦ не дают минимум функции (3), так как определены из условия, что сумма издержек в двух диаметрально противоположных точках потребления одинакова
Метод анализа иерархий [14] Выбор расположения РЦ проводят путем оценки альтер-нативных вариантов решения путем учета количественных и качественных характеристик Не дает оптимального решения, принятое решение носит субъективный характер
Проведенный анализ существующих методов и их применение в тестовых задачах показали следующие результаты [6, 10 - 14]:
-основное внимание специалистов сосредоточено на подходах, развивающих оптимизационные методы решения подобных задач;
26
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2016, №3(59)
-каждый из рассмотренных методов дает разные координаты расположения
РЦ;
-наибольшей строгостью вычисления обладает метод «центра тяжести», который позволяет учесть большинство факторов, влияющих на выбор местоположения, позволяет использовать реальные расстояния и географические координаты и т.п.;
-наиболее субъективным является метод анализа иерархий, позволяющий учитывать материальные и нематериальные факторы, количественные параметры и качественные характеристики, сравнивать разнородные факторы;
-получаемые координаты не всегда оптимальны, так как не дают минимума целевой функции (3);
-в некоторых случаях полученные координаты были недопустимы, попадая на участки, где размещение строительных объектов запрещено (были близки к магистральным трубопроводам, железнодорожным станциям, социальным объектам и пр.).
Таким образом, существующие методы, используемые в логистике, требуют доработки и адаптации для практического использования в управлении проектами при решении задач размещения РЦ [10, 13].
Проанализируем факторы, влияющие на выбор места РЦ (табл. 1). В работах Лаунхарда и Вебера отмечено, что, чем дороже стоимость доставки продукта от поставщика, тем ближе к нему необходимо расположить склад. В работе Тюнена замечено аналогичное влияние объемов потребления: чем выше спрос в точке потребления, тем ближе к ней должен быть склад. Значит, функцию (3) представим в виде:
п+т
= ^ /к V кУ1(х - хк) 2 + (У - Ук) 2 ^ т1п, (4) к=1
где 4 - транспортный тариф для к-го элемента логистической цепи; vk -объемы поставок (спрос) к-го элемента логистической цепи.
Сложность задачи заключается в том, что необходимо принимать системные решения, с одной стороны снижающие издержки обращения за счет повышения доступности к рынкам сбыта, с другой - учитывающие строительные факторы, которые выступают в качестве ограничений вида:
Я-
2 2 х - Хк) + (у - Ук) ^ с, к = 1,п + т, (5)
где с - ограничение, регламентируемое строительными факторами, может определять, например, допустимую близость к коммуникациям, зданиям и т.п.
Таким образом, в соответствии с функциональной моделью (рис. 1 ) и выражениями (4), (5) для получения перечня районов размещения необходимо знать:
- координаты элементов логистической цепи;
- затраты на транспортные услуги (тарифы на перевозку);
- объемы поставок (спроса);
- ограничения.
Полученный перечень районов размещения направляют менеджерам проекта для обоснования решений о размещении РЦ, увеличивая эффективность продвижения МП проекта.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2016, №3(59) 27
Выводы. В сложившихся условиях проекты развития становятся важным инструментом поддержания функционирования компаний. Успех подобных проектов во многом зависит от их ресурсного обеспечения, а эффективность продвижения МП - от структуры логистической цепи. Анализ процесса выбора места РЦ в логистической цепи проекта позволил систематизировать информацию и выделить ряд факторов, влияющих на решения о размещении. Однако обзор существующих методов логистики, показал, что единого подхода к расчету оптимальных координат, учитывающего разные факторы, не существует. Это позволило уточнить оптимизационную задачу нахождения координат РЦ.
Дальнейшие исследования необходимо проводить в направлении выбора методов и средств определения исходных данных для задачи и программных средств ее решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фунтов, В.Н. Управление проектами развития фирмы. Теория и практика [Текст]: монография / В.Н. Фунтов. - СПб: Питер, 2009. - 496 с.
2. Poirier, C. Business Process Management Applied: Creating the Value Managed Enterprise [Text] / C. Poirier, I. Walker. - Florida: J. Ross Published Int., 2005. - 231 p.
3. Бушуев, В.Н. Создание и развитие конкурентоспособных проектно-ориентированных предприятий [Текст]: монография / В.Н. Бушуев [и др.]. - Николаев: Изд-во Торубары, 2011. - 260 с.
4. Тесля, Ю.Н. Продуктовые системы планирования проектов [Текст] / Ю.Н. Тесля, А.В. Егорченков, Н.Ю. Егорченкова, Д.С. Катаев // Управлшня проектами та розвиток виробництва: зб. наук. пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В. Даля. - 2012. - № 1(41). - С. 1319.
5. Новопюна, Е.В. Чинники, що впливають на формування лопстичних витрат пщприемства [Текст] / Е.В. Новопюна // Управлшня проектами та розвиток виробництва: зб. наук. пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В. Даля. - 2009. - № 4(32). - С. 123-129.
6. Новожилова, М.В. Моделирование и оптимизация децентрализованной сети поставок в условиях бюджетных ограничений [Текст] / М.В. Новожилова, И.А. Чуб, М.Н. Мурин. -Кибернетика и системный анализ. - 2015. - Т. 51. - № 6. - С. 81-91.
7. Даншина, С.Ю. Временные аспекты управления логистическим сервисом [Текст] / С.Ю. Даншина, И.Н. Майборода // Сучасн шформацшы технологи в економiцi та управлшы пщприемствами, програмами та проектами: Матерiали VII Мiжнар. наук.-практ. конф., Харгав, 8 - 10 вер., 2009 р. - Х., 2009. - С. 56-57.
8. Николайчук, В.Е. Логистика в сфере распределения [Текст]: учеб. пособие / В.Е. Николайчук. - СПб: Питер, 2001. - 160 с.
9. Гаджинский, А.М. Выбор места расположения склада [Электронный ресурс] / А.М. Гаджинский // Справочник экономиста. - 2004. - № 8. - Режим доступа: http://profiz.ru/se/8 2004/mesto sklada.
10. Даншина, С.Ю. Методолопя розробки лопстичних ршень при автоматизацп АПК [Текст] / С.Ю. Даншина, 1.В. Власенко // Вюник Харювського нацюнального техшчного уыверситету стьського господарства iменi Петра Василенка: зб. наук. пр. / Харк. нац. техн. у-нт сшьськ. госп. iм. П. Василенка. - Х., 2009. - Т. 2. - Вип. 87. - С. 56-58.
11. Алесинская, Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Алесинская. - Таганрог: Из-во ТНТУ, 2005. - 122 с.
12. Константинов, Р.В. Проектирование оптимальной складской сети [Электронный ресурс] / Р.В. Константинов. - Инженерный вестник Дона. - 2011. - №4 - Режим доступа: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/581.
13. Гусев, С. Проблемы определения месторасположения склада [Текст] / С. Гусев // Логистика. - 2011. - № 2. - С. 53-55.
14. Saaty, T. Relative measurement and its generalization in decision making. Why pair wise comparisons are central in mathematics for the measurement of intangible factors ^ext] / T. Saaty. - RACSAM. - 2008. - Vol. 102 (2). - P. 251-318.
Рецензент статт Стаття рекомендована до
д.т.н., доц. Данченко О.Б. публкацп 12.09.2016 р.
28
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2016, №3(59)