Научная статья на тему 'Проблема расширения общественного участия в управлении образованием'

Проблема расширения общественного участия в управлении образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / NATIONAL PROJECT "EDUCATION" / SOCIAL SELF-MANAGEMENT REGION SYSTEM OF EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов Николай Михайлович, Игумнова Галина Витальевна

В условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» усилилась роль органов общественного самоуправления. Необходим поиск и реализация новых форм сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of social participation in education management

The role of social self-management establishments is significant especially during the realization of national project Education. Search and realization of new forms of cooperation is necessary.

Текст научной работы на тему «Проблема расширения общественного участия в управлении образованием»

УДК 3710

Николай Михайлович Швецов

Первый проректор Межрегионального открытого социального института, Йошкар-Ола

Галина Витальевна Игумнова

Проректор по научной работе Межрегионального открытого социального института, [email protected], Йошкар-Ола

ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ

Nikolai Mwhailovich Shvetsov

The First Vice rector, Interregional Open Social Institute, Yoshkar-Ola

Galina Vitaljevna Igumnova

Vice rector for Scientific Research, Interregional Open Social Institute, [email protected], Yoshkar-Ola

THE PROBLEM OF SOCIAL PARTICIPATION IN EDUCATION MANAGEMENT

Развитие регионального образования силами общественных структур, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., обеспечивается формированием прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями, что делает более эффективными различные формы общественной поддержки и контроля.

В Республике Марий Эл наблюдается рост образовательных учреждений, в уставе которых зафиксированы полномочия органов самоуправления. В 2003/2004 учебном году доля таких учреждений составляла 56,5%, в 2004/2005 учебном году - 57,4%, а в 2005/2006 учебном году - 61,6%, в 2006/2007 учебном году - 77,3%., 2007/2008 учебном году - 85%.

В 2005-2006 учебном году стремительный рост органов самоуправления не в последнюю очередь был связан с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», что стимулировало их участие в период проведения Дней общественной экспертизы в качестве общественных экспертов с целью обеспечения прозрачности конкурсного отбора школ и лучших учителей.

Проведение Дней общественной экспертизы позволило апробировать в масштабе республики практику публичных отчетов отдельных учреждений, когда общественности представляется полная информация о деятельности учреждения. Примером послужил опыт ГОУ РМЭ «Центр образования № 18», открытый отчет которого был впервые опубликован в 2005 г. К началу

2007/2008 учебного года 100% общеобразовательных учреждений республики представляют отчет о своей деятельности широкой общественности, используя различные формы: посредством Интернет, на родительских собраниях, в рамках Дней общественной экспертизы.

Подобная практика повлияла на усиление роли органов общественного самоуправления в определении содержания образовательной деятельности, контроле и оценке качества образования. В республике существует опыт участия органов самоуправления в решении вопросов по разработке положений о порядке установления доплат и надбавок педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, в распределении средств стимулирующего фонда оплаты труда.

С целью обеспечения прозрачности процедуры единого государственного экзамена представители общественности привлекаются в качестве общественных наблюдателей на ЕГЭ. В соответствии с разработанным на основе федеральных рекомендаций «Положением об общественных наблюдателях» в 2007 г. общественное наблюдение было обеспечено в каждом муниципальном образовании республики; было аккредитовано 175 (3,8 чел. на 1 ППЭ) наблюдателей (работники средств массовой информации, члены родительских комитетов и попечительских советов общеобразовательных учреждений, члены общественных объединений и организаций), в то время как в 2006 г. приняли участие только 5 (0,1 чел. на 1 ГШЭ) общественных наблюдателей. К 2010 г. обязательное присутствие общественных наблюдателей в расчете 1 человек на 3 аудитории во всех пунктах проведения экзамена республики будет нормой. Кроме того, с 2006 г. обеспечено присутствие представителей СМИ на всех этапах проведения экзамена.

Доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием, в 2007 г. составляла 64,7%.

Создание в марте 2006 г. Общественного совета по вопросам образования при Министерстве образования Республики Марий Эл и его активное участие в региональных проектах, в том числе и в поддержке Ассоциации общеобразовательных учреждений, победителей конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стимулировало создание подобных общественных объединений в 14 из 17 муниципальных районов и городских округов республики.

Таким образом, активизация действий органов исполнительной власти, самих образовательных учреждений по вовлечению общественности в управление образованием можно отнести к 2005, 2006 г. Для сохранения положительной динамики в развитии принципа государственно-общественного управления образованием Республики Марий Эл предполагается внедрение механизмов, обеспечивающих мотивацию заинтересованных субъектов в привлечении общественности к решению проблем образования.

Комплекс мероприятий по направлению «Расширение общественного участия в управлении образованием» включает разработку вариативных моделей государственно-общественного управления образованием, инструктивно-методическое и информационное сопровождение развития самоуправления в сфере образования республики.

В основу разработки вариативных моделей государственно-общественного управления образованием рекомендуется следующий порядок действий в образовательном учреждении:

- определение проблемного поля для образовательного учреждения;

- организация широкой разъяснительной работы;

- формирование субъекта инициативы;

- создание «переговорной площадки» для заинтересованных субъектов инициативы;

- определение полномочий в соответствии с выделенным проблемным полем образовательного учреждения;

нормативно-правовое оформление созданной модели соуправления;

- включение модели в базу данных по образовательным учреждениям.

Период разработки и внедрения вариативных моделей государственно-общественного управления образованием будет обеспечен соответствующим инструктивно-методическим и информационным сопровождением, которое включает: разработку и принятие инструктивно-методических документов, разъясняющих порядок оформления, учреждения различных моделей (примерные положения о деятельности Попечительских советов, о полномочиях общественных наблюдателей, о деятельности общественных комиссий при проведении лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, о полномочиях органов самоуправления образовательных учреждений при распределении фонда стимулирования руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений); обобщение и распространение лучшего опыта управляющих и попечительских советов образовательных учреждений посредством организации конкурсных мероприятий, создания «переговорных площадок», инициации социальных проектов; организацию образовательной программы для руководителей и заинтересованных субъектов общественной инициативы о принципах общественно-государственного управления образованием, в т. ч. обеспечения независимой оценки качества образования и деятельности образовательных учреждений, формирования и исполнения консолидированного заказа на оказание образовательных услуг (направления профилизации и выбора образовательных программ и др.), проведения общественной экспертизы, эффективного и прозрачного использования бюджетных средств; создание системы конкурсных мероприятий для поощрения образовательных учреждений, активно использующих гражданские институты в управлении учреждением; совершенствование информационно-технологической среды для участия общественности в управлении образованием: организация общественных слушаний в муниципальных образованиях, открытие рубрик, посвященных органам обще-

ственного самоуправления в образовании в СМИ и на официальном сайте Министерства образования Республики Марий Эл.

В ноябре 2007 г. Министерством образования Республики Марий Эл подготовлен проект постановления Правительства Республики Марий Эл «Об условиях отраслевой системы оплаты труда руководящих и педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл», в котором нормативно закреплено обязательное участие органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. В целях обеспечения объективности распределения поощрительных выплат разработаны примерные показатели качества результатов труда руководящих и педагогических работников и балльная система оценки.

Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений представлена в табл. 1.

Таблица 1

Рост образовательных учреждений, обладающих полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей

2006 2007 2008

6 82,4 90

Республиканской целевой программой развития образования Республики Марий Эл на 2008-2010 г.г. на исполнение мероприятий данного раздела запланировано средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в сумме 285,0 тыс. рублей.

Принцип открытости реализован посредством организации информирования широких кругов общественности республики о целях и задачах приоритетного национального проекта «Образование» через различные каналы региональных СМИ. Количественные показатели этого вида деятельности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Мониторинг участия СМИ в освещении хода реализации приоритетного национального проекта «Образование»

№ п/п 2006 2007 2008

1 Федеральный уровень

Пресса 25 40 98

Интерактивный стенд Министерства образования РФ - 8 видеосюжетов 4 видеосюжета

Сайт Министерства образования РФ 10 12 15

2 Региональный уровень

Телевидение 41 62 75

Радио 257 274 347

Пресса 500 706 841

Сайт Министерства образования РМЭ 43 61 73

Сайт ГОУ ДПО (ПК) МИО 2 4 7

3 Муниципальный уровень

Пресса 85 134 205

Анализируя данные табл. 2, можно отметить, что система информационной поддержки конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, адекватна ситуации в регионе и полно отражает его ход и результаты.

В школах, которые подали заявки на участие в конкурсе, проведены Дни общественной экспертизы (табл. 3), в качестве экспертов выступили представители общественности (прессы, родителей, профессорско-преподавательский состав вузов),

Таблица 3

Динамика Дней общественной экспертизы учреждений, участвующих

в конкурсном отборе

Показатель 2006 2007 2008

Число общеобразовательных учреждений, прошедших общественную экспертизу 59 62 80

Открытость и прозрачность конкурсных отборов, работа со средствами массовой информации и проведение социологических опросов особенно важны для установления «обратной связи» между объектами и субъектами управления, участвующими в преобразованиях образовательной среды. Организация общественных слушаний и презентации инновационных образовательных программ развития школ ещё на этапе подачи документов способствовали получению образовательными учреждениями дополнительного импульса развития.

Анализ реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» свидетельствует о результативности обратной связи, эффектами которой является положительная динамика участия в конкурсе как городских (2006 г. - 30, 2007 г. - 31, 2008 г. - 34), так и сельских образовательных учреждений (2006 г. - 16, 2007 г. - 25, 2008 г. - 36); изменилось число участников и в разрезе муниципальных образований, сельские районы: Горномарийский (2006 г. - 2, 2007 г. - 3, 2008 г. - 4), Моркинский район (2006 г. -

1, 2007 г. - 3, 2008 г. - 8), г. Волжск (2006 г. - 3, 2007 г. - 5, 2008 г. - 4). Увеличилось также число участников конкурса по сравнению с 2006 годом на 52,2%, с 2007 годом на 25%; общий конкурс школ на одно место в 2008 г. составил практически 3,9 школы на место (в 2006 году - 2,6).

Мониторинг реализации проекта свидетельствует о позитивных изменениях в работе муниципальных органов управления образованием, так как наблюдается: активизация сотрудничества с общественными организациями, в первую очередь с родительским сообществом в 65% школ; рост профессиональной инициативы управленческого аппарата, стимулирующий переход к новой культуре управления, не административно-командной, а мотивационной в 23% образовательных учреждений; развитие корпоративной ответственности за общее дело, консолидация усилий всего профессионального сообщества в реализации проекта на всех уровнях вертикали власти в соответствии с соглашениями в 34% муниципальных образований.

Наблюдается 3 группы позитивных эффектов (финансово-экономические, образовательные и социальные) влияния приоритетного национального проекта «Образование» на систему общего образования.

Рассмотрим их характеристики.

Финансово-экономические эффекты. Благодаря принципу софинанси-рования, принятому при реализации приоритетного национального проекта «Образование», обеспечена интеграция федеральных, региональных и муниципальных ресурсов, что привело к притоку значительного объема финансовых средств в систему общего образования.

Образовательные эффекты. Изменение материально-технических условий реализации образовательных процессов создало основу для достижения определенных образовательных эффектов, при этом имеются в виду собс-

твенно внутриотраслевые изменения. Уже сегодня очевидно позитивное влияние приоритетного национального проекта «Образование» на изменения в содержании образования, использовании современных педагогических технологий, уровня профессиональной компетенции педагогов, то есть на то, что составляет сущностные особенности системы образования. Чаще всего школами осваиваются следующие новые педагогические системы:

- работы с одаренными детьми (80,5% школ);

- профильного обучения (79,7%);

- новые здоровьесберегающие программы и технологии (82,7%);

- информационные технологии (93% школ);

- метод исследовательских проектов (98,7%);

- обучение с использованием групповых форм работы (71,4%);

- проблемного обучения (69,7%).

Социальные эффекты конкурса. Прежде всего, фиксируется значительный рост доверия к государству со стороны педагогической общественности, стимулируется повышение ее эффективности. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» привела к активизации внимания органов власти всех уровней к системе образования, что непосредственно выразилось как в увеличении ее финансирования, так и в изменении приоритетов в реализации региональной и муниципальной образовательной политики.

В вопросах расширения общественного участия в управлении следующей ступени обучения - вузовской - наблюдается определенная преемственность.

Опыт одного из развивающихся вузов республики Марий Эл - Межрегионального открытого социального института в реализации идеи привлечения общественных структур к управлению заслуживает внимания и поддержки.

В течение пяти лет действует попечительский совет, деятельность которого регламентирована определенными нормативными документами. Цель попечительского совета вуза - оказание поддержки в реализации инновационных проектов. (например: Программа поддержки студенческой молодежи, проявившей склонность к научно-исследовательской деятельности, Программа социально-психологической адаптации студентов, Программа формирования профессиональной компетентности студента - будущего специалиста).

На базе вуза создаются Центры подготовки специалистов в области информационных технологий.

Реализация Проекта социального партнерства направлена на расширение связей с различными организациями региона с целью повышения конкурентоспособности вуза на современном рынке образовательных услуг.

Привлечение работодателей как представителей общественности к участию в деятельности комиссий по проведению аккредитационной экспертизы

образовательной деятельности вуза позволяет повысить уровень доверия к вузу, к системе управления.

Постоянный внешний и внутренний аудит на соответствие уровня организации управления образовательным процессом вуза международным стандартам качества дисциплинирует всех участников этого процесса.

Создание системы менеджмента качества в вузе подтверждено СертифиВ вузе реализуются инициативные проекты в рамках научно-исследовательских лабораторий, клиник, служб, что способствует расширению связей с общественностью и привлечению представителей общественных структур к сотрудничеству (например, создание Юридической клиники, Психологической службы и др).

Проведение республиканских конкурсов для учащихся старших классов это не только возможность реализации проектов социального партнерства, но и фактор развития профессиональной компетентности студентов, участвующих в подобных мероприятиях.

Таким образом, следует отметить, что вопросы расширения общественного участия в управлении образованием требуют профессионального подхода при их обсуждении, что в последующем позволит выработать соответствующие критерии в оценке данного явления, в его значимости для развития школьного и вузовского образования в регионе.

Библиографический список

1. Лопанова, Е. В. Развитие профессионального мышления педагога в процессе повышения квалификации [Текст] / Е. В. Лопанова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 382-392.

2. Худин, А. Н. Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе [Текст] / А. Н. Худин // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 161-170.

3. Беловолов, В. А. Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 32-42.

4. Скибицкий, Э. Г. Организация профессиональной переподготовки муниципальных служащих сельских поселений [Текст] / Э. Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 365-375.

5. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 113-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.