рактерен для людей более ответственных, и мы предполагаем, что существует зависимость между успеваемостью студента и уровнем личностной тревожности, а именно что студенты, которые учатся на «отлично» имеют более высокий уровень личностной тревожности по сравнению с успевающими посредственно.
В экспериментальном исследовании участвовало 32 человека в возрасте 20-22 лет, 8 из которых - девушки, 24 -молодые люди Чеченского государственного университета.
По результатам исследования по методике Спилбергера -Ханина выявлено: со слабой личностной тревожностью - 3% испытуемых (1 человек), с умеренной личностной тревожностью - 62,5% испытуемых (20 человек), с высокой личностной тревожностью - 34,5% испытуемых (11 человек), со слабой ситуативной тревожностью - 65,6% испытуемых (21 человек), с умеренной ситуативной тревожностью - 28,1% испытуемых (9 человек), с высокой ситуативной тревожностью - 6,3% испытуемых (2 человека).
По результатам исследования по опроснику Тейлора выявлено: с низким уровнем тревожности - 0% испытуемых (ни одного человека), со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому - 15,6% испытуемых (5 человек), со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому -62,5% испытуемых (20 человек), с высоким уровнем тревожности -21,9% испытуемых (7 человек), с очень высоким уровнем тревожности - 0% испытуемых (ни одного человека).
По результатам изучения уровня тревожности по проективной методике «Дом - Дерево - Человек» нами было выявлено по симптомокомплексу «тревожность»: с низким уровнем тревожности - 18,7% испытуемых (6 человек), со средним уровнем тревожности - 68,8% испытуемых (22 человека), с высоким уровнем тревожности - 12,5% испытуемых (4 человека), с очень высоким уровнем тревожности - 0% испытуемых (0 человек).
По результатам проведенного опроса на выявление успеваемости студентов старших курсов вузов нами было выявлено, что из 32 человек, участвовавших в нашем исследовании, учатся на «отлично» 28% испытуемых (9 человек); просто успевают по предметам, но не отличники - 72% испытуемых (23 человека).
Для выявления зависимости уровня тревожности от успеваемости студентов вузов использован корреляционный анализ Спирмена, который позволил выделить внутреннюю взаимосвязь между успеваемостью и уровнем личностной и ситуативной тревожности. При интерпретации результатов экспериментального исследования выявлены следующие показатели: из 32 человек, участвовавших в данном исследовании,- 28% (9 человек) - отличники, 72% (23 человека) - «неотличники», по методике Спилбергера - Ханина высокий уровень личностной тревожности выявлен у 34,4% испытуемых (11 человек); среди них все 9 человек, которые учатся на «отлично»; высокий уровень ситуативной тревожности по методике Спилбергера - Ханина показывают 6% испытуемых (2 человека), по опроснику Тейлора выявлено 62,5% испытуемых (20 человек) со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому; 22% испытуемых (7 человек) с высоким уровнем тревожности.
Из студентов, которые учатся на «отлично», 77,8% (7 человек) имеют средний уровень тревожности с тенденцией к высокому, 22,2% (2 человека) - средний уровень тревожности с тенденцией к низкому. По методике «Дом - Дерево -Человек» низкий уровень тревожности показывают 18,7% испытуемых (6 человек); средний уровень тревожности - 68,8% испытуемых (22 человека); высокий уровень тревожности -12,5% испытуемых (4 человека); очень высокий уровень тревожности - 0% испытуемых (0 человек). На основании полученных данных можно сделать вывод о тенденции к высокому уровню тревожности у студентов, учащихся на «отлично».
Проведенное исследование показало, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения эмоциональных состояний личности, в частности, для выявления особенностей тревожности молодых людей, а также могут применяться в практической деятельности психологов, при составлении программ для работы с молодыми людьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности.
Литература
[1]. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в вузе / EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL № 5-1 (44) 2014 г. С. 152159
[2]. Масаева З.В., Ажиев М.В. Психологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества»: в 12 частях, 2015 г. г. Тамбов. С. 94-95
[3]. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
[4]. Сердюкова Е.Ф., Масаева З.В. Формирование основ этнической толерантности в образовании. Махачкала, 2011 г.
[5]. Тревога и тревожность. /Под ред. В.А. Астапов. СПб, 2001.
ANXIETY AS AN INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURE
Musaeva Zarema Vakhaevna (Grozny, Russia) - candidate of psychological Sciences, associate Professor at the Chechen state University; Kievskaya str., 29; [email protected] Kagermazova Laura Tsarevna (Nalchik, Russia) - doctor of psychology, Professor of the Kabardino-Balkarian state University; Chernyshevsky str., 175; [email protected] Balueva Suminat Ismailovna (Grozny, Russia) - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor at the Chechen state University; Kievskaya str., 29; [email protected]
Abstract
The article is devoted to the study of peculiarities of manifestations of anxiety among University students, the relationship between academic performance and level of anxiety of students. Key words: anxiety, academic performance, student age
УДК 159.9
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Масленникова Юлия Павловна (Москва, Россия) - магистрант 2-го курса кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 1119606; e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу процесса адаптации в юношеском возрасте. В работе приведён общий обзор психологических проблем юношеского возраста и особенностей процесса адаптации в этом возрасте.
Ключевые слова: юношеский возраст, адаптация, личностное развитие.
Происходящие в последние десятилетия социально-экономические, политические, технологические и культурные изменения оказывают значительное влияние на все социальные группы населения, вызывая необходимость формировать новые отношения со средой, адаптируясь к ней. Особенно актуальной проблема адаптации является для людей юношеского возраста.
Юность - один из важнейших этапов развития личности. В этом возрасте человек стремится к познанию, опасности, риску, демонстрирует пытливый ум, повышенную активность, энтузиазм, инициативность, стремление к героическим делам, Перед молодыми людьми открывается множество путей и возможностей, превращая этот период жизни в период максимальной свободы, сопряженной, однако, с необхордимо-стью приобретения большей самостоятельности, проявления большей зрелости. В то же время возникает необходимость адаптироваться к изменившимся внешним условиям. Если личность не сможет приспособиться к новой ситуации, возможно возникновение дезадаптационных процессов.
По утверждению Б.Г.Ананьева, юношеский возраст является сенситивным периодом для развития основных социальных потенций человека [1].
Л.Коул и Дж.Холл выделяют следующие проблемы, которые должны быть решены в юношеском возрасте: приобретение общей эмоциональной зрелости; пробуждение гетеросексуального интереса; приобретение общей социальной зрелости; эмансипация от родительского дома; интеллектуальная зрелость; выбор профессии; приобретение навыков обращения со свободным временем; построение психологии жизни, основанной на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; идентификация Я [5].
В юношеском возрасте происходит переосмысление отношения к себе, более глубокое и осознанное отношение к другим, развитие своей собственной картины мира, выработка основ отношения к группам, становление личной морали. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста многие исследователи считают становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я.
Изменяется взгляд на свой жизненный путь. Настоящее начинает оцениваться с позиций представимого будущего, начинают формироваться жизненные планы и в зависимости от них совершаются действия в настоящем. Молодые люди впервые начинают формировать жизненные стратегии. Однако в силу незрелости и несформированности навыков управления своей жизнью возможно совершение ошибок, которое может усугубиться неразвитостью самооценки и ещё слабой ответственностью за свою жизнь.
Переход к взрослой жизни, как и любой другой переходный этап, связан с наличием внутренних противоречий, связанных не только с внешними изменениями среды, но и с внутренними изменениями, в том числе и физиологическими, самого индивида [8]. С одной стороны, молодые люди в этом возрасте начинают самостоятельную жизнь, получая, таким образом, статус взрослого человека, но с другой стороны у них нет опыта «взрослой» жизни. Принятие решений и поступки совершаются скорее импульсивно, в стремлении подчеркнуть свою взрослость. Молодые люди зачастую негативно воспринимают критику в свой адрес, связывая её со стремлением ограничить самостоятельность, и при отсутствии достаточно развитого самоконтроля принимают неправильные решения.
Юношеский период можно охарактеризовать углублением и дифференциацией познавательных процессов, развитием познавательной самостоятельности, возрастанием потребности в общении со сверстниками, возникновением иерархически структурированной системы ценностных ориентаций, формированием способности к самореализации. Одной из главных задач, решаемых в юношеском возрасте, является задача выбора профессии и приобретение профессиональных навыков.
В нашей стране в последнее время наблюдается тенденция, заключающаяся в том, что практически все заканчивающие 11-й класс молодые люди пытаются получить высшее образование. Однако если проанализировать поведение и психологические особенности студентов, можно заметить, что многие из них испытывают трудности при обучении даже при хорошей школьной подготовке. Молодые люди не могут определить свои личностные интересы и в силу этого зачастую пытаются найти себя, меняя факультеты, специальности и даже вуз. Всё это говорит о том, что при смене жизненной ситуации молодые люди испытывают значительные сложности в прохождении адаптации. В качестве одной из трудностей при адаптации можно отметить неадекватность оценки своей личности, неумение провести самооценку. Молодые люди придают большее значение результатам своей деятельности, чем способам её достижения. Можно также отметить и недостаточную рефлексию личности, неумение искать и находить причины своих успехов и неудач. В то же время период обучения в высшем учебном заведении является наиболее сенситивным периодом для личностно-профессионального развития [4].
В исследованиях отечественных ученых можно выделить следующие основные направления изучения аспектов адаптации молодого человека к обучению в вузе: изучение факторов успешности адаптации, влияние на адаптацию личностных особенностей, влияние на процесс адаптации индивидуально-типологических свойств нервной системы, влияние социально-образовательной среды, изучение возможности развития профессиональной направленности, поиск методов и способов улучшения мотиваций.
Проведённый анализ работ отечественных и зарубежных ученых выявил, что большинство из них, изучая адаптацию молодых людей, в качестве основного критерия успешности процесса адаптации рассматривают успеваемость. Так, в исследованиях Т.В. Бурлаковой, разработавшей модель индивидуализации профессиональной подготовки студентов, повышение академической успеваемости рассматривается как оценка успешности применяемых методов обучения [2]. Но таким образом мы получаем оценку адаптации к самому процессу учёбы. С точки зрения же акмеологического подхода большую значимость в оценке должно иметь субъективное ощущение самого индивида и отношение к нему окружения. На сегодняшнем этапе развития общества большее значение приобретает именно личностное развитие человека, его способность реализовывать себя в постоянно изменяющихся условиях, и обучение в высшем учебном заведении в этом случае должно рассматриваться скорее как инструмент достижения не только профессионального, но и в большей степени личностного роста [3; 6]. Поэтому, рассматривая процесс адаптации, необходимо уделять особое внимание тому, насколько успешны процессы самореализации, саморегуляции, самоактуализации и самосовершенствования личности [7]. С этой точки зрения необходимо дальнейшее изучение процесса адаптации в юношеском возрасте с акцентом на личностно-профессиональное развитие. Актуальность таких исследований обусловлена необходимостью изменения подходов к обучению студентов, их оптимизации с помощью комплексного психолого-акмеологического подхода.
Литература
[1]. Ананьев Б.Г. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на-Дону: изд. Феникс, 1998.
[2]. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. - Шуя, 2008
[3]. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. -248с.
[4]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012.№ 4.С.11-17.
[5]. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. - СПб.: 2000. - 547с.
[6]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология.2013.№ 3.С.28-34
[7]. Селезнева Е.В., Фомичева К.М. Самореализация студенческой молодёжи как социально-психологический и акмеологический феномен // Акмеология. 2011. № 4. С. 50-54.
[8]. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Э.Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 342с.
THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN ADOLESCENCE
Maslennikova Y.P. undergraduate student of muster course, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Academy of National Economy and Publik Administration; e-mail: [email protected]
Abstract
This article is devoted to the process of adaptation in adolescence. This work presents a general analysis of the psychological problems of adolescence and the features of the adaptation process at this age. Key words: addescense, adaptation, on personal deveiopment.
УДК 159.9
ФАКТОРЫ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ЧЕЛОВЕКОМ ПРОФЕССИИ
Медведенко Ольга Николаевна (Москва, Россия) - аспирантка, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена факторам, которые позволяют выявить причины оптимального выбора профессии. Правильный выбор про-