УДК 159.9
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ*
С.Г. Андреева (КамчатГТУ)
Рассматриваются философские и психологические концепции времени.
The article covers the issue ofphilosophic and psychological conception of time.
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального?
Проблема времени сложна и многогранна. Она исследуется в различных науках и с разных точек зрения. По существу, нет ни одной отрасли психологии, где бы исследователи не обращались к данной проблеме, поскольку все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями.
Рассматривая онтогенез человека как развивающееся единство биологического и социального, психологи выделяют временные структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности и говорят о человеке как о «полиморфном носителе временных упорядоченностей различного рода» [1]. Такой подход позволяет выделить различные уровни временных отношений, каждому из которых соответствует тот или иной аспект исследований в психологии. В настоящее время можно выделить три основных направления изучения времени в психологии: психофизиологический, психологический и личностный.
Вопросами, которые касались изучения психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и др. Но несмотря на большое количество работ по данной проблеме, считать ее достаточно разработанной нельзя.
Психологическое время - отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Психологическое время включает оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества.
В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и экспериментальному изучению психологического времени. Согласно «квантовой» концепции существуют разномасштабные субъективные «кванты времени» (от миллисекунд до десятилетий), которые и обусловливают различные переживания времени (например, оценки одновременности, выделение психологического настоящего). С точки зрения событийной концепции особенности психологического времени зависят от числа и интенсивности происходящих событий (изменений во внутренней и внешней среде, деятельности человека). В рамках «квантового» и событийного подходов не решен ряд фундаментальных проблем: возможность обратимости и многомерности психологического времени, нелинейной последовательности психологического прошлого, настоящего и будущего, единицы возрастной категоризации. Эти трудности преодолеваются причинно-целевой концепцией, согласно которой психологическое время отражает не просто хронологические интервалы и события сами по себе, а сложную систему взаимно обусловленных межсобытийных связей типа «причина - следствие», «цель - средство» [19].
*
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках научно-исследовательского проекта № 08-06-00799а.
Исследования в области субъективного восприятия объективно заданных микроинтервалов времени довольно продуктивны. Накоплен богатый материал, способствующий пониманию механизмов временной перцепции ограниченных интервалов времени, однако эти механизмы неприменимы к более длительным промежуткам, таким как месяц, год, десятилетие. По мнению Е.И. Головахи и А. А. Кроника, для восприятия более продолжительных интервалов времени необходимо включение таких психических составляющих, как память, мышление, воображение, на основании которых происходит интеграция конкретных восприятий и оценок времени, временных суждений, относящихся к прошлому, настоящему, будущему, и, наконец, формирование осознанного отношения ко времени в целом. Наиболее полно, по мнению авторов, психологическое содержание проблемы времени зафиксировано в понятии «переживание», что, в свою очередь, может быть названо психологическим временем [19].
Психологическое время существенно отличается от объективного, хронологического. Людям свойственны индивидуальные особенности восприятия времени: плавно текущего или скачкообразно, сжатого или растянутого, пустого или насыщенного. На разных этапах онтогенетического развития люди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему. Молодым свойственна направленность в будущее, пожилым людям более важно прошлое - здесь имеет место ретроспективная направленность мотивов. Наряду с возрастной дифференциацией особенностей переживания времени существуют и половые отличия: мужчины склонны к большей актуализации будущего, а женщины
- прошлого, которое психологически для них является более значимым [44].
Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, рассматривая расстройства восприятия времени, изложенные в субъективных восприятиях больных, пришли к выводу, что индивиды с преобладающим доминированием левополушарных структур мозга в большей степени ориентированы на настоящее и будущее, а лица с доминированием правополушарных структур больше ориентированы на настоящее и прошлое. В дальнейшем аналогичная тенденция была выявлена у практически здоровых людей. Установлено, что лица с признаками правополушарного доминирования обнаруживают центрированность на настоящем и большую направленность в прошлое по сравнению с левополушарными индивидами, у которых отмечается преобладание направленности в будущее и более высокий уровень прогностических способностей [13].
Одним из направлений в исследованиях времени личности является рассмотрение психологических изменений человека в объективно-биографическом времени. Стержневым понятием здесь является понятие жизненного пути, или индивидуальной истории личности. Начало генетической теории личности положил П. Жане. Он попытался рассмотреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности [3].
Однако наиболее крупной по своему теоретическому потенциалу была постановка проблемы жизненного пути, сделанная Ш. Бюлер. Она установила закономерности в смене фаз жизни, доминирующих тенденций, изменении жизненной активности в зависимости от возраста. Она предприняла попытку интегрировать биологическое и психологическое время жизни в единой биографической системе координат. Ее концепция исходит из врожденных свойств сознания -самоопределения, стремления к самоосуществлению, толкуемых как основные движущие силы развития личности [39]. Однако в работах Ш. Бюлер не раскрывается общественно-историческая детерминация жизни человека, на важность которой указывал Б.Г. Ананьев. Он говорил, что «субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах» [3].
Одна из наиболее серьезных попыток теоретико-эмпирического изучения жизненного пути личности принадлежит Б.Г. Ананьеву, сформулировавшему принцип гетерохронности развития психических функций индивида. Он рассматривал жизненный путь человека как историю формирования и развития личности, субъекта деятельности в определенном обществе, современника определенной эпохи. Он разработал понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути личности и показал, что фазы жизненного пути, датируемые историческими событиями, накладываются на возрастные стадии онтогенеза. Таким образом, «история личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере ими определяется» [3]. Одной из составляющей жизненного пути выступает и история индивидуальности, которая, по мнению Б.Г. Ананьева, является замкнутой системой, эффектом развития личности и субъекта деятельности.
Немало работ в области изучения психологического времени направлено на решение вопроса о том, что считать «настоящим», «будущим» и «прошлым».
Клэй (1882) показал, что настоящее в рамках нашего непосредственного восприятия имеет длительность, которую он назвал «правдоподобным настоящим», чем подчеркивал, что психическое настоящее существенно отличается от «истинного», т. е. физического настоящего, лишенного будто бы длительности и поэтому четко отделяющего прошлое от будущего [23]. У. Джеймс считал, что «видимое воочию настоящее» есть длительность, не превышающая 12 секунд, и что содержание настоящего постоянно меняется: явления перемещаются в нем от «заднего» к «переднему» концу, и каждое из них меняет свой временной коэффициент, начиная от «еще не» или «не совсем еще» и кончая «уже», «только что». Б.И. Цуканов считает, что индивидуальные значения «действительного настоящего» находятся в стойких пределах от 0,7 до 1,1 секунды [64].
К. Левин установил взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Он подчеркивал, что когда человек воспринимает, переживает свое теперешнее положение, то оно неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями, представлениями о будущем и прошлом. Такое включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего К. Левин назвал временной перспективой [25]. Идеи К. Левина, впервые поставившего вопрос о существовании единиц психологического времени различной направленности, послужили стимулом для дальнейшего исследования «временной перспективы личности».
Одной из наиболее интересных работ в данном направлении является причинно-целевая концепция, разработанная Е.И. Головахой и А. А. Кроником. Ключевое положение этой концепции можно определить следующим образом: психологическое время формируется на основании переживания личностью детерминационных связей между основными событиями ее жизни. Специфика детерминации человеческой жизни заключается в том, что наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшествующими (детерминация прошлым) имеет место и детерминация будущим, т. е. целями и предполагаемыми результатами жизнедеятельности. Такого рода причинные целевые связи являются, согласно предлагаемой концепции, единицами анализа психологического времени личности [19].
В рамках причинно-целевой концепции проблема взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего находит следующее решение. Психологическое прошлое определяется совокупностью так называемых реализованных связей, которые соединяют между собой события хронологического прошлого. Психологическое настоящее включает в себя актуальные связи, т. е. те связи, реализация которых уже началась, но еще не завершилась, и которые соединяют между собой, с одной стороны, события хронологического прошлого, с другой - будущего. Психологическое будущее личности составляют потенциальные связи, реализация которых еще не началась, поскольку они соединяют между собой предполагаемые события хронологического будущего [19].
Наряду с методологическим аспектом изучения проблемы психологического времени личности развивается и экспериментальное направление, в рамках которого исследуются особенности субъективного переживания времени людьми в норме и людьми с различного рода аномалиями.
Дифференциальная психология выделяет три типа людей, которые могут быть ориентированы в большей степени в прошлое, настоящее или будущее. Проанализировав отношение к настоящему и будущему детей с отклоняющимся поведением, В.С. Хомик и А.А. Кроник пришли к выводу, что переживание настоящего резко отличается у обычных школьников и воспитанников трудовой колонии (возраст 15-17 лет). Отличительной чертой благополучных юношей является акцент на ценностях настоящего времени, а девиантов - на сугубо гедонистическом к ним отношении. На фоне несформированности критериев ценности и актуальности времени картина настоящего у юношей-девиантов оказывается весьма расплывчатой: текущее время они переживают как менее значимое и полезное, более скучное и пустое, непривлекательное и т. д. У благополучных юношей протяженность перспективных временных ориентаций существенно длиннее, чем у неблагополучных [62].
Подобные результаты получила Ю.А. Васильева при изучении смысловой сферы личности у молодых людей. Она показала, что лицам с социально-неадаптивными формами поведения присуща аморфность временной перспективы, большая обращенность в прошлое, центрированность на настоящем и меньшая направленность в будущее по сравнению со своими сверстниками [15]. Т.Н. Муладжанова и В.В. Николаева выявили, что сокращение временной перспективы, ограничение ее настоящим моментом обнаруживается и у лиц в ситуациях хронического стресса, вызванного тяжелыми соматическими заболеваниями [45].
В отечественной психологии усилиями К.А. Абульхановой-Славской [2], В.И. Ковалева [29, 30], Л. Кублицкене [35, 36], В.Ф. Серенковой [52, 53] и других активно разрабатывается личностно-временная проблематика. В концепции, развивающие данное направление, психологи ввели понятие «личностное время», под которым понимается «психотемпоральная организация взрослой личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления взрослым человеком его индивидуальной и групповой жизнедеятельности и общения как сложное развивающееся целостное образование - способ жизни» [30, 32].
В.И. Ковалев предполагает, что личностное время выступает как последовательный синтез психических времен: субъективно переживаемого, или времени переживания, происходящего на подсознательном уровне; перцептуального, или времени созерцаний и впечатлений, происходящего на частично осознаваемом уровне; функционального, или времени действования, часто происходящего на подсознательном уровне; рефлексивного, или времени размышлений, происходящего в сознаваемо-дискурсивной форме; креативного, или времени творения - озарения, вдохновения, происходящего на надсознательном уровне [31].
Принадлежность времени субъекту предполагает активное использование и распределение своего физического времени, в связи с чем К.А. Абульханова-Славская выделяет стратегии рациональной организации времени - «активного учета» социальных нормативов времени и «пассивного приноравливания» к внешним временным требованиям. Для определения истинных критериев личностной организации времени вводится понятие своевременности, что понимается как способ разрешения противоречий между социальным и личностным временем, приведения в соответствие внешних и внутренних условий жизни [2].
Таким образом, в регуляции времени жизни прослеживаются различные личностные способы, которые определяются характером соотношения индивидуально-личностного и общественного времени. По мнению В.И. Ковалева, специфическим психологическим механизмом, с помощью которого личность осуществляет субъективную регуляцию времени, выступает индивидуальная временная трансспектива (ИВТ). Это понятие означает сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, т. е. способность обозрения индивидом течения времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего и связывания этих временных компонентов человеческой жизни в его сознании и подсознании. Временная трансспектива - это и субъективно данное в самосознании образование, и особый психологический механизм. Ключевыми понятиями, раскрывающими суть транс-спективы, являются «чувственно-мысленный обзор», а также «субъективно-ценностное обобщение и отношение» личности к жизни, возникающее в ходе жизнедеятельности [30].
В зависимости от характера и направленности жизнедеятельности человека В.И. Ковалев выделил по критериям ситуативности - пролонгированности и активности - пассивности четыре основных типа личностной организации времени и отношения к нему: обыденный, функционально-действенный, созерцательно-рефлексивный и созидательно-преобразующий способы жизни личности [30].
Таким образом, рассматривая философские и психологические концепции, в которых наряду с чисто физической трактовкой категории времени присутствуют представления о нем как о времени социальном, опосредованном культурой и переживаемом личностью, можно говорить о том, что проблема времени представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных вопросов, каждый из которых требует глубокого и всестороннего изучения.
Обсуждение проблемы психологии времени свидетельствует о ее чрезвычайной сложности, недостаточном уровне разработанности, неопределенности, неоднозначности применяемых при ее изучении понятий. Вместе с тем запросы теории и практики требуют разработки данной проблемы.
Литература
1. Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени // Изв. АН ЭССР. Общественные науки. - 1978. - № 27/3. - С. 268-280.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - С. 126-149.
3. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 336 с.
4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техника» ее бытия // Психологический журн. - 1993. - № 2. - Т. 14. - С. 8-17.
5. АхмеровР.А. Биографические кризисы личности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994.
6. Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982. - 259 с.
7. О функциональной специализации больших полушарий мозга человека в отношении восприятия времени / Л.Я. Балонов, В.Л. Деглин, Д.А. Кауфман, Н.Н. Николаенко // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем: Сб. ст. / Под ред. Н.И. Моисеевой. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. - С. 119-124.
8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопов в романе // Вопр. лит. и эстетики. - М.: Высш. шк., 1975. - С. 234-407.
9. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 169-179.
10. Беленькая Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях // Исслед. по психологии восприятия / Под ред. С.Л. Рубинштейна. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. -С.324-358.
11. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. - М.: МПСИ, 1997. -С. 356.
12. Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении ситуации социальной нестабильности // Психология человека в условиях социальной нестабильности: Сб. ст. - М.: Наука, 1994.- С. 47-62.
13. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1981. - 288 с.
14. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Высш. шк., 1998.
15. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушении регуляции поведения // Психологический журн. - 1997. - № 2. - Т. 18. - С. 58-78.
16. Волкова С.Ю. Влияние уровня тревожности на оценку времени // Вопр. сенсорного восприятия. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. - С. 140-145.
17. Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990.
18. Вудроу Г. Восприятие времени // Экспериментальная психология. Т. 2. - М.: Изд-во иностр. лит., 1963. - С. 859-875.
19. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Наука, 1988. - С. 199-215.
20. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. - М.: Наука, 1994. - 271 с.
21.Дмитриев А.С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени) // Успехи физиологических наук. - 1980. - № 4. - Т. 11. - 47 с.
22. Дроздова А.В. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности и повседневности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1996. - 18 с.
23. Жаров А.М. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем / Под ред. Н.И. Моисеевой.
- Л.: Наука, 1980. - С. 124-128.
24. Жог В.И., Канке В.А. Проблемы реальности и статуса времени // Филос. науки. - 1981. -№ 2. - С. 34-38.
25. ЗейгарникБ. В. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 118 с.
26. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. - 1991. - № 2.
27. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. - М.: Высш. шк., 1994. - 197 с.
28. КаганМ.С. Время как философская проблема // Вопр. филос. - 1982. - № 10. - С. 117-124.
29. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени // Активность и жизненная позиция личности: Сб. ст. - М.: Педагогика, 1988. - С. 110-127.
30. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. - М.: Наука, 1988. - С. 216-230.
31. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время: Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч.-теорет. конф. Т. 1. - Черновцы, 1991. -С. 4-8.
32. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Наука, 1995. - С. 179-185.
33. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на разных стадиях жизненного цикла личности // Социальная идентификация личности. - М.: Педагогика, 1993. - С. 107-124.
34. Кроник А.А., Головаха Е. Психологическое время личности. - Киев: Наук. думка, 1984. - 301 с.
35. Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени: Автореф. дис. ... канд. психологических наук. - М., 1989. - 17 с.
36. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические пробл. психологической теории. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 185-191.
37. Лисенкова В.П. Об особенностях отражения времени человеком // Психологический журн.
- 1981. - № 1. - Т. 2. - С. 113-119.
38. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопр. психологии.
- 1980. - № 1. - С. 154-158.
39. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии: Сб. ст. - М.: Наука, 1978. - С. 156-172.
40. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопр. филос. - 1979. - № 12. - С. 73-86.
41.Магун А. С., Литвицева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 80-е и 90-е гг. - М.: Педагогика, 1993. - 206 с.
42.Моисеева Н.И. Время в нас и вне нас. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 140 с.
43.Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. - М.: Наука, 1977. -192 с.
44.Москвин В.А., Попович В.В. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции у здоровых лиц // I Междунар. конф. памяти А.Р. Лурия: Сб. докл. / Под ред. Е.Д. Хом-
ской, Т. В. Ахутиной. - М.: Изд-во РПО, 1998. - С. 160-166.
45.Муладжанова Т.Н., Николаева В.В. Изменение временной ориентации личности в ситуации хронического стресса, вызванного тяжелым заболеванием // Неврология и психиатрия. -1986. - Вып. 15. - С. 14-17.
46. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журн. - 1996. - № 2. - С. 20-23.
47. Орлов А.Б. Развитие склонности и «временная перспектива» личности // Основные пробл. общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 6-9.
48. Подольный Р.Г. Освоение времени. - М.: Наука, 1989. - 306 с.
49. Психология личности и время. - Черновцы, 1991. - 156 с.
50. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей. - М.: Педагогика, 1991.
- 226 с.
51. Росек К. Психологические особенности личностной ориентации во времени у пожилых людей // Новые исслед. в психологии. - М.: Педагогика, 1990. - С. 4-7.
52. Серенкова В.Ф. Исследование проблем психологии времени // Методологические и теорет. пробл. современной психологии. - М.: Наука, 1988. - С. 89-99.
53. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени // Гуманистические пробл. психологической теории: Сб. ст. - М.: Педагогика, 1995. - С. 192-204.
54. Сикевич З.В. Расколотое сознание. - СПб. : Наука, 1996.
55. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопр. социологии. - 1992. - № 1.
56. ТолстыхА.В. Возрасты жизни. - М.: Наука, 1986. - 156 с.
57. Трубников Н.И. Проблемы времени в свете философского мировоззрения // Вопр. филос.
- 1978. - № 2. - С. 111-121.
58. ТрубниковН.Н. Время человеческого бытия. - М.: Наука, 1987. - 308 с.
59. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественных произведениях. - М.: Худож. лит., 1993. - 311 с.
60. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978. -
С.88-135.
61.Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Наука, 1993. - С. 361-391.
62.Хомик В.С., Кроник А.А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопр. психологии. - 1988. - № 1. - С. 98-106.
63.Хяюрюнен Ю.П. Как быстро человек может измениться: некоторые аспекты, связанные с временем, творчеством и властью // Психологический журн. - 1991. - № 4. - С. 41-49.
64. Цуканов Б.И. «Качество внутренних часов» и проблема интеллекта // Психологический журн. - 1991. - № 3. - С. 38-44.
65. Цуканов Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности // Вопр. психологии. - 1985. -№ 3. - С. 149-154.
66. Элькин Д.Г. Восприятие времени как моделирование // Восприятие пространства и времени: Сб. ст. / Под ред. Ананьева Б.Г., Айрапетянц Э.Ш. - Л.: Наука, 1969. - С. 76-79.
67. Элькин Д.Г. Восприятие времени. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 312 с.
68. Яковлев В.П. Социальное время. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1980. - 160 с.
69. Ярская В.Н. Развитие понятия времени // Вопр. философии. - 1981. - № 3. - С. 157-160.