ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.9:37.015.3; 159.922
Н. Б. Буртовая
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Представлено теоретическое и практическое исследование по проблеме формирования эмоционального выгорания у преподавателей вуза.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, симптомы, личность, профессиональная деформация.
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом, психиатром Фреденбергом в 1974 г. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Другой основоположник идеи выгорания - Кристина Маслач, социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже объединились все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек - человек»).
Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [1, с. 14].
Основные симптомы СЭВ:
- ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
- нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам);
- злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
- утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
- повышенная раздражительность - и на работе и дома;
- упорное желание переменить род занятий;
- часто возникающая рассеянность;
- нарушение сна;
- обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
- повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведет к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда. [1, с. 30].
Эмоциональное сгорание - специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами и пациентами, при оказании профессиональной помощи.
Существует множество теорий развития синдрома эмоционального выгорания. Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.) [2,
с. 55]. Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии.
Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит СЭВ [1, с. 52].
Синдром «эмоционального выгорания» включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4 симптомов:
1-я стадия (1) «Напряжение», симптомы:
- неудовлетворенность собой;
- «загнанность в клетку»;
- переживание психотравмирующих ситуаций;
- тревожность и депрессия.
2-я стадия (2) «Резистенция», симптомы:
- неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование;
- эмоционально-нравственная дезориентация;
- расширение сферы экономии эмоций;
- редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия (3) «Истощение», симптомы:
- эмоциональный дефицит;
- эмоциональная отстраненность;
- личностная отстраненность;
- психосоматические и психовегетативные нарушения.
Степень сложности деятельности, ее многогранность, гибкость, непредсказуемость и другие свойства будут соответствующим образом влиять на развитие личности. При этом можно проследить и количественные зависимости между деятельностью и развитием личности.
В нашем экспериментальном исследовании приняли участие 45 преподавателей Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ).
Со всеми были проведены первичные консультации, которые позволили оценить важные для нас социально-демографические характеристики. Возраст испытуемых колеблется от 22 до 69 лет. Многие сотрудники пришли работать в вуз сразу после окончания высших учебных заведений, кто-то переходил из одной структуры в другую. Большинство участников исследования имеют базовое медицинское, педагогическое и психологическое образование. На стадии адаптации к профессиональной деятельности находятся толь 9 % испытуемых. Поэтому для них характерно врабатывание в профессию, возможно преобладание сомнений в своих профессиональных знаниях, умениях и на-
выках. 13 % сотрудников вуза проработали по специальности от 5 до 10 лет. Следовательно, их можно характеризовать как стабильных работников, которые выполняют все, что от них требуется. По классификации Климова их можно назвать «ин-терналами».
Превалирующая часть преподавателей осуществляет соответствующую проф. деятельность уже на протяжении 10, 20 и 30 лет. Это внушительный стаж профессиональной деятельности. По классификации Марковой, их можно отнести к категории «суперпрофессионалов», они прекрасно ориентируются в своей проф. деятельности и могут многому научить последователей. Наставничество является их доминирующей характеристикой.
В исследовании применялись следующие психодиагностические тесты:
1. Методика диагностики эмоционального выгорания Бойко.
Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности.
2. Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) «Прогноз» в редакции Е. И. Рогова.
Методика разработана в 1998 г. Е. И. Роговым, предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Ориентирована на возраст испытуемых с 18 лет.
3. Методика изучения агрессивности Басса - Дар-ки. Позволяет исследовать личностные особенности. Данная методика модифицирована в 2004 г. Е. В. Зановской и позволяет оценить уровень и виды агрессии.
На первом этапе исследования все испытуемые были протестированы нами по методике «Нервнопсихической устойчивости».
Ниже в таблице представлены индивидуальные результаты исследования преподавателей вуза по критерию нервно-психической устойчивости. Среднегрупповой уровень нервно-психической устойчивости составил 23.1 балла, что соответствует удовлетворительному уровню НПУ.
В нашем исследовании три четверти испытуемых характеризуются высоким, хорошим или удовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости.
Результаты диагностики уровня выраженности НПУ по группе следующие (табл. 1).
Таблица 1
Распределение испытуемых по уровням нервно-психической устойчивости
Уровень НПУ Количество
Высокий (6 и менее баллов) 3
Хороший (7-13 баллов) 8
Удовлетворительный (14-28 баллов) 22
Неудовлетворительный (29 и более баллов) 12
Четверть испытуемых, которые приняли участие в нашем исследовании, имеют достаточно высокий риск дезадаптации в стрессе в связи с недостаточной нервно-психической устойчивостью. Это говорит о том, что, находясь в критических профессиональных ситуациях или после выхода из таких ситуаций, они не всегда будут способны контролировать себя и действовать адекватно и собранно. Таким образом, в группе испытуемых 76 % (34 человека) имеют благоприятный прогноз и 24 % (11 человек) имеют неблагоприятный прогноз в дальнейшей профессиональной деятельности и развитии эмоционального выгорания.
Далее нами было проведено психодиагностическое исследование уровня агрессивности преподавателей вуза. Как известно, развитию СЭВ способствуют такие личностные особенности, как высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.
Для проверки влияния уровня вида агрессии на проявление синдрома эмоционального выгорания у преподавателей мы протестировали испытуемых по тому и иному критерию.
Норма для показателя индекса враждебности -7±3 балла.Норма для показателя индекса агрессивности - 21±4 балла.
Анализируя результаты, мы видим, что среднегрупповой уровень враждебности в пределах нормы, а уровень агрессивности преподавателей вуза очень низкий.
Ниже представлены только среднегрупповые значения (табл. 2).
Далее мы перевели полученные средние баллы по 8 шкалам в проценты, так как диапазон оценок по каждой из заявленных шкал разный, и, отображая средние баллы на столбчатой диаграмме, получили бы неверное представление о результатах исследования.
Перевод в проценты проводился на основе пропорций:
1. Физическая агрессия:
10-100 %
3 - х %
х = 3 х 100/10=30 %.
Таблица 2
Результаты исследования по тесту Басса-Дарки
Психическое состояние и индекс Средний балл
Физическая агрессия 3
Косвенная агрессия 2.3
Раздражительно сть 2.4
Негативизм 2.2
Обида 4.4
Подозрительность 3.2
Вербальная агрессия 3.8
Чувство вины 2.9
Индекс враждебности 7.64
Индекс агрессивности 9.22
%
60 50 40 30 20 10 0
Рис. 1. Результаты психологического исследования преподавателей вуза с помощью методики Басса-Дарки.
1 - физическая агрессия, 2 - косвенная агрессия, 3 - раздражение,
4 - негативизм, 5 - обида, 6 - подозрительность,
7 - вербальная агрессия, 8 - чувство вины
Таким образом (рис. 1), мы наглядно видим, что уровень негативизма (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов) и обиды (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия) значительно превышает все остальные виды агрессии.
Для обследованных сотрудников вуза характерен невысокий уровень раздражения (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, вспыльчивость, грубость), физической агрессии (использование физической силы против другого лица), косвенной агрессии (окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная), подозрительности (в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред), вербальной агрессии (выражение негативных чувств как через форму - крик, визг, так и через содержание словесных ответов - проклятия, угрозы) и чувства вины (выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а также ощущаемые им угрызения совести).
В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдро-
1 2 3 4 5 6 7 8
Виды агрессии
ма хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует СЭВ [4, с. 14]. Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к клиенту, расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной
Показатель выраженности каждого симптома по данному тесту колеблется в пределах от 0 до 30 баллов. Таким образом, доминирующим в фазе резис-тенции является симптом расширения сферы экономии эмоций (12 баллов - среднее значение). Доминирующей в фазе истощения является «эмоциональная отстраненность» (11 баллов). Доминирующим симптомом в фазе напряжения является «загнанность в клетку» (средний балл 9.4). Сотрудники вуза для сопротивления воздействию негативных факторов внешней среды используют доступные им средства совладания с напряжением путем полного или частичного исключения эмоций из профессиональной деятельности и сокращения обязанностей, требующих эмоциональных затрат. Высокие показатели фазы истощения свидетельствует о неэффективности используемых стратегий и больших психофизических и энергетических затрат.
Показатель фазы развития стресса является суммой баллов соответствующей симптоматики и ко -леблется от 0 до 120 баллов. Наибольшие показате-
деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к собеседнику, который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания. В конце XX в. был разработан опросник, позволяющий стандартизировать исследования в этом направлении.
С целью определения уровня эмоционального выгорания у преподавателей вуза нами было проведено исследование при помощи методики «Синдром эмоционального выгорания» Бойко (табл. 3).
ли характерны для фазы резистенции (41.8), соответственно можно говорить о складывающейся фазе. Фаза истощения (39.7) также находится на стадии формирования, последнее место занимает фаза напряжения (35.2 баллов) - фаза не сформировалась.
Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что 9 преподавателей пребывают в сформировавшейся фазе резистенции; 9 преподавателей - имеют сформировавшуюся или формирующуюся фазу истощения; 10 сотрудников - находятся в напряжении и у 14 из них нет сформировавшейся фазы. 3 испытуемых имеют сочетания двух фаз эмоционального выгорания.
Итак, преподаватели вуза, находящиеся в обстановке повышенной ответственности, негативной атмосферы общения, проявляют конкретные, обозначенные в первой фазе напряжение, симптомы, указывающие на источник напряжения:
- симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» указывает на то, что человек осознает, что конкретно вызывает в нем раздражение;
Таблица 3
Выраженность синдрома эмоционального выгорания преподавателей вуза в поэтапной симптоматике
Фаза Симптом выгорания Выраженность симптома (средний балл) Выраженность фазы (сумма баллов)
Напряжение Переживание психотравмирующих обстоят-в 8.8 35.2
Удовлетворенность собой 7.9
«Загнанность в клетку» 9.4
Тревога и депрессия 9.1
Резистенция Неадекватное избирательное эмоц-е реагир-е 8.8 41.8
Эмоционально-нравственная дезориентация 10.0
Расширение сферы экономии эмоций 12.0
Редукция профессиональных обязанностей 11.0
Истощение Эмоциональный дефицит 10.0 39.7
Эмоциональная отстраненность 11.0
Личностная отстраненность (деперсонализация) 10.0
Психосоматич. и психовегетативные нарушения 8.7
- симптом «неудовлетворенность собой» возникает как следствие неспособности повлиять на те обстоятельства, которые вызывают в нем раздражение;
- симптом «загнанность в клетку» свидетельствует о том, что стресс продолжает развиваться: происходит усиление мышления, когда осуществляются безуспешные попытки преодолеть стресс, что приводит в состояние тупика с осознанием «людской непорядочности», «бюрократизма», «бестолковщины»;
- симптом «тревога и депрессия» говорит о максимальном энергетическом напряжении, приводящем к ощущениям ошибочности выбранной профессии, к чувству разочарования в себе и своих силах. Это крайнее проявление напряжения [5, с. 78].
Итак, динамику первой фазы можно описать следующим образом. Преподаватель вуза начинает осознавать, что он не вписывается в рабочее пространство; он начинает фиксировать свое внимание на тех явлениях, которые становятся раздражителем для него. В процессе формирования этой привычки восприятия раздражающих факторов работник может попробовать начать влиять на ситуацию с целью коррекции своего состояния (если это активная личность) и в случаях постоянного поражения начнет раздражаться, пеняя поначалу на самого себя. Сформировав устойчивую привычку замечать раздражители и чувствуя неспособность изменить что-либо, работник углубляется в негативные состояния, начинает в вербальной форме резко оценивать внешнюю ситуацию, переходит на ступень «активного сопротивления и борьбы». Поражение в этой «борьбе» приводит к состояниям депрессии, когда под сомнение ставятся не только свои профессиональные качества, но и сам факт выбора профессии и факт необходимости оставаться на данном рабочем месте.
Но одновременно с этими процессами происходят внутренние поиски способов защиты своего человеческого достоинства методами переоценки происходящего, методами осмысления эффективности и, как следствие, самой необходимости личной активности в конкретных обстоятельствах.
Вторая фаза (резистенция) характеризуется тем, что преподаватель вуза уже пытается оградить себя от неприятного воздействия тех или иных факторов. Факт ценности биологического существования начинает выходить на первое место: человек постепенно начинает отходить от своих высоких и истинно человеческих форм бытия. Вот как это происходит.
Ко второй фазе относятся такие, например, симптомы:
- неадекватное избирательное реагирование, когда наблюдается ограничение по принципу
«хочу - не хочу », «есть настроение - нет настроения». Со стороны это воспринимается как черствость по отношению к субъекту общения, несмотря на то что сам работник считает такую форму общения вполне оправданной;
- эмоционально-нравственная дезориентация, в случае которой усугубляется неадекватность реагирования при наличии объяснений вроде «я не должен за всех волноваться»;
- расширение сферы экономии эмоций, распространяющееся уже на родных и близких людей («я так устал на работе»);
- редукция (т. е. упрощение) профессиональных обязанностей, проявляемая в желании сократить обязанности, в попытке их облегчить; происходит уменьшение самого внимания по отношению к субъекту взаимодействия; проявляется в так называемом бескультурье.
Таким образом, в фазе резистенции проявляются негативные внутренние настроения, эмоциональные установки, определяющие не только отношение к работе, но и само качество труда и его продуктивность.
Оказавшись на этой ступени своего развития и не найдя способов разрешения внутренних конфликтов, прорвавшихся уже в сферу профессиональной деятельности, и не изменив кардинальным образом форму своей жизни, человек в итоге попадает в фазу истощения, когда сам организм начинает разворачивать программу по спасению своего психического здоровья в надежде, что позже наберет силы для восстановления.
Само истощение проявляется в конкретных симптомах:
1) эмоциональном дефиците, когда работник неспособен помогать субъектам его деятельности, и в следствие этого у него постепенно развиваются раздражительность, грубость, резкость;
2) эмоциональной отстраненности, свидетельствующей о полном исключении эмоций из сферы профессиональной деятельности; наблюдается «механическое» реагирование без чувств и эмоций, постепенно приводящее к оцениванию ситуации;
3) личностной отстраненности и деперсонализации, фиксирующей факт утраты интереса к объекту общения, который начал восприниматься как объект для механической манипуляции. На этом уровне «эмоциональное выгорание» затрагивает систему личностных ценностей;
4) психосоматических и психовегетативных нарушениях, завершающих путь развития стресса, сопровождаемого этапами углубления эмоционального выгорания. Разрушения затрагивают физический уровень: энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами человека, спасая его от более страшных, психических изменений.
Исследуя влияние личностных и профессиональных факторов на формирование СЭВ, мы сопоставили показатели, полученные в ходе исследования.
В табл. 4 продемонстрирована зависимость возраста и фазы эмоционального выгорания.
По результатам теста Бойко, 14 испытуемых не имеют сформировавшейся фазы эмоционального выгорания. Если сложить их возраст и разделить на количество, то мы получаем 35.64. Следовательно, у людей этого возраста чаще, чем у людей
Профессионально-личностные характеристики как предпосылки формирования синдрома эмоционального выгорания
Таблица 4
Фаза Средний возраст Средний стаж Индекс Прогноз, %
враждебности агрессивности благоприятный неблагоприятный
Фазы нет 35.64 9.07 6.64 10.35 41.17 -
Напряжение 42.8 17.4 7.2 8.5 26.4 9.1
Резистенция 42.8 22.7 9.5 8.4 26.4 -
Истощение 51.3 27.6 6.3 10.2 3.0 72.7
Сочетание фаз 43.3 17.3 12.0 5.6 3.0 18.2
других возрастных категорий обследуемых, не сформировалась та или иная фаза эмоционального выгорания. Для 9 преподавателей вуза, принявших участие в эксперименте, характерна фаза истощения. Суммарный возрастной показатель этой группы равен 462 баллам, средний возраст соответственно 51.3. Фаза резистенции присуща 9 преподавателям СибГМУ Суммарный возрастной показатель равен 386 баллам, следовательно, средний возраст составляет 42.8. Фаза напряжения характерна для 10 испытуемых. Суммарный возрастной балл равен 428, а средний возраст соответственно - 42.8. Трое из числа принявших участие в исследовании сотрудников характеризуются сочетанием двух фаз профессионального выгорания. Средний возраст данной группы - 42.8. Анализируя влияние возраста на протекание эмоционального выгорания у сотрудников вуза, мы видим, что чем взрослее специалист, тем более высокая и, следовательно, тяжелая фаза эмоционального выгорания для него характерна (рис. 2).
^ 30
СП
О
со 20
10------------------------------------------------
0\------------,-----------,-----------,-----------
фазы нет напряжение резистенция истощение
Фазы эмоционального выгорания
Рис. 2. Возраст как предпосылка формирования эмоционального выгорания
На линейном графике мы наглядно показали, как по мере взросления человека может ухудшаться эмоциональное состояние. Показатели стадий эмоционального выгорания постоянно возрастают.
Многие исследователи в области психологии и медицины считают, что стаж профессиональной деятельности серьезно влияет на процесс эмоционального выгорания. В ходе нашего исследования, на этапе математической обработки полученных данных мы увидели, что действительно по мере увеличения длительности работы увеличивается и симптоматика эмоционального выгорания (рис. 3).
Рис. 3. Стаж профессиональной деятельности как предпосылка формирования синдрома эмоционального выгорания
То, что у сотрудников, чей профессиональный стаж не превышает 10 лет, нет никакой формирующейся или сформировавшейся фазы выгорания, свидетельствует о том, что данный временной промежуток является безопасным с позиции вероятности возникновения синдрома эмоционального выгорания. Вычисления проводились описанным ранее способом (суммарный балл профессионального стажа испытуемых фазы истощения составляет 249 баллов, при делении на 9 получаем 27.6 балла - это и есть средневозрастной показатель по данной категории; резистенция: 205:9=22.7; напряжение: 174:10=17.4; фазы нет: 127:14=9.07; сочетание фаз 52:3=17.3).
Суммарный индекс враждебности испытуемых, находящихся в фазе истощения, составляет 57 бал-
лов. Следовательно, индекс враждебности для данной группы составляет 6.3 балла, что входит в нормативный диапазон. Суммарный индекс враждебности у тех, для кого характерна фаза резистенции, составляет 86 баллов. 9.5 балла также входит в диапазон 7±3. У трети испытуемых в настоящее время нет сформировавшейся фазы, и их уровень враждебности составляет 6.64 (93:14=6.64). Показатель враждебности для группы «напряжение» равен 7.2 (72:10=7.2). Уровень враждебности, выходящий за рамки «нормальности», характерен для группы из трех человек, которым присуще сочетание двух фаз эмоционального выгорания (36:3=12). Вполне естественным и объяснимым является некоторое повышение уровня враждебности по мере усугубления симптоматики синдрома эмоционального выгорания. Но, как известно, ресурсы нашего организма не «бездонны», поэтому, когда достигается человеком фаза истощения - «сил бороться больше нет», «побежденный» сдается. Но, естественно, это лишь предположение, так как выборка незначительна, и глубокого статистического анализа мы не проводили. Как известно, норма для показателя индекса агрессивности составляет 21±4 балла. Истощение - 92:9=10.2, фазы нет - 145:14 = 10.35, напряжение - 85:10=8.5, сочетание фаз - 17:3=5.6, резистенция - 76:9=8.4.
Таким образом, у всей группы без исключения очень низкий уровень агрессивности. Из 34 сотрудников, для которых характерен благоприятный прогноз, 9 имеют сформировавшуюся фазу резистенции (26.4 %), 14 не имеют сформировавшейся фазы (41.17 %), 9 имеют сформировавшуюся фазу напряжения (26.4 %). На стадии формирования фазы истощения находится один испытуемый. Для одного преподавателя характерно сочетание двух фаз.
Из 11 преподавателей СибГМУ, для которых характерен неблагоприятный прогноз по тесту нервно-психической устойчивости, 8 человек имеют сформировавшуюся фазу эмоционального истощения по тесту Бойко, что составляет 72.7 %. Для одного испытуемого (9.1 %) характерна сформировавшаяся фаза напряжения, для двух испытуемых (18.2 %) - сочетание фаз резистенции и истощения.
В результате практического исследования можно сделать выводы:
1. По тесту нервно-психической устойчивости, 7 % - испытуемых имеют высокий уровень НПУ, 18 % - хороший, 48 % - удовлетворительный, 27 % -неудовлетворительный. Следовательно, 76 % (34 че-
ловека) имеют благоприятный прогноз и 24 % (11 человек) имеют неблагоприятный прогноз в дальнейшей профессиональной деятельности и развитии эмоционального выгорания.
2. По тесту Басса-Дарки, уровень негативизма и обиды значительно превышает все остальные виды агрессии. Индекс враждебности в пределах нормы, индекс агрессивности очень низкий.
3. По тесту Бойко нами были получены следующие результаты: доминирующим симптомом на фазе резистенции является симптом расширения сферы экономии эмоций (12 баллов - среднее значение). Доминирующим симптомом в фазе истощения является «эмоциональная отстраненность» (11 баллов). Доминирующим симптомом в фазе напряжения является «загнанность в клетку» (средний балл 9.4). Следовательно, 9 сотрудников вуза пребывают в сформировавшейся фазе резистенции; 9 преподавателей имеют сформировавшуюся или формирующуюся фазу истощения; 10 сотрудников находятся в напряжении и у 14 сотрудников нет сформировавшейся фазы. 3 испытуемых имеют сочетание двух фаз эмоционального выгорания.
4. Анализируя влияние возраста на протекание эмоционального выгорания у преподавателей СибГМУ мы видим, что чем взрослее специалист, тем более высокая и, следовательно, тяжелая фаза эмоционального выгорания для него характерна. По мере увеличения длительности работы увеличивается симптоматика эмоционального выгорания, повышается уровень враждебности. Индекс агрессивности низкий на всех фазах эмоционального выгорания у преподавателей.
5. Из 34 сотрудников, для которых характерен благоприятный прогноз, 9 имеют сформировавшуюся фазу резистенции (26.4 %), 14 не имеют сформировавшейся фазы (41.17 %), 9 имеют сформировавшуюся фазу напряжения (26.4 %). 'На стадии формирования фазы истощения находится один испытуемый. Для одного преподавателя характерно сочетание двух фаз. Из 11 сотрудников, для которых характерен неблагоприятный прогноз по тесту нервно-психической устойчивости, 8 человек имеют сформировавшуюся фазу эмоционального истощения по тесту Бойко, что составляет 72.7 %. Для одного испытуемого (9.1 %) характерна сформировавшаяся фаза напряжения, для двух испытуемых (18.2 %) - сочетание фазы резистен-ции и истощения.
Список литературы
1. Безносов С. П. Профессиональная деформация и воспитание личности // Психологическое обеспечение социального развития человека. Л., 1989. 132 с.
2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 105 с.
3. Бодров. В. А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. журнал. 1985. Т. 6. № 2. С. 85-94.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. М., 2003. Ч. 2. С. 274-276.
5. Улыбина Е. В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 2003. Разд. 2. С. 75-76.
Буртовая Н. Б., кандидат психологических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.10.2010.
N. B. Burtovaya
PERSONAL AND PROFESSIONAL REASONS FOR THE FORMATION OF UNIVERSITY TEACHERS’ EMOTIONAL EXHAUSTION
In the article the theoretical and practical study on the formation of university teachers’ emotional exhaustion is presented.
Key words: emotional exhaustion syndrome, symptoms, personality, professional deformation.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]