УДК 373.24+376
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ
Стадникова Татьяна Юрьевна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, студент 3 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования», [email protected].
Кузь Наталья Александровна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», канд. пед. наук, доцент кафедры ТиМДО, [email protected].
Аннотация. Предметно-пространственная среда - среда, стимулирующая детей к активности в различных видах деятельности, позволяющая развивать имеющиеся у ребенка способности. Среда, в которой воспитывается ребенок, может быть не только развивающей и насыщенной. Иногда она становится неблагоприятной, тормозящей формирование дошкольника. На степень развивающего эффекта предметно-пространственной среды детского сада значимое влияние оказывают умения педагогов создать социальную направленность предметного мира, использовать его в целях воспитания детей.
Ключевые слова: развивающая среда, разновозрастная группа, развитие, самореализация.
PROBLEM OF DESIGNING A DEVELOPING SUBJECT-SPACE ENVIRONMENT FOR CHILDREN OF 5-7 YEARS IN THE CONDITIONS OF AN INCLUSIVE EDUCATION OF DOW
Stadnikova Tatyana Yuryevna.
Russia, Novosibirsk, FSBEI of HE «Novosibirsk State Pedagogical University», Institute of Childhood, 3rd year student, direction «Psychological and pedagogical education», profile «Psychology and pedagogy of preschool education», skuhar555555 @mail. ru.
Kuz' Natalia Alexandrovna. Russia, Novosibirsk, FSBEI of HE «Novosibirsk State Pedagogical University», Institute of Childhood, OFFICE, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The subject-spatial environment is an environment that stimulates children to be active in various types of activity, allowing them to develop their child's abilities. The environment, where a child is brought up, can be also
developing and saturated. Sometimes it becomes unfavorable, inhibiting the formation of a preschooler. The developing degree effect of the kindergarten's subject-spatial environment is significantly affected by the ability of teachers to create the social orientation of the objective world, to use it in order to educate children.
Key words: developing environment, diverse age group, development, self-realization.
Проблема организации предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении была рассмотрена в исследованиях таких отечественных ученых как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер,
A.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддъякова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Представление о «предметно-развивающей среде» сформировалось после введения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) [2], в которой были описаны особенности организации условий жизни детей в детском саду, перечислены принципы построения предметной среды. Эту идею продолжил
B.А. Петровский в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» (1993 г.) [4].
В.А. Петровский говорил: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность - это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира» [4].
После введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) изменились и требования, предъявляемые к развивающей среде в ДОУ. Теперь она именуется развивающей предметно-пространственной средой. В стандарте можно увидеть главу: «Требования к развивающей предметно-пространственной среде». В ней есть 6 правил для создания этой среды: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность [5].
В соответствии с ФГОС ДО «развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно -телекоммуникационной сети Интернет» [5].
В Стандарте также говорится о создании условий, подходящих для индивидуального развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей [5]. Одним из условий, предъявляемым ФГОС ДО, является
организация развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляла бы ребенку возможность проявлять активность, развиваться и самореализовываться.
Для предметной среды должна быть характерна информативность, способствующая удовлетворению потребности ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании. Функциональный комфорт предметной среды должен обеспечивать и психофизическое благополучие ребенка [3].
Образовательный процесс в дошкольной организации для детей 5-7 лет должен быть организован так, чтобы способствовать не только развитию компетенций, формирующихся у детей в дошкольном возрасте, но также и на развитие комплекса личностных качеств ребенка, способствующих формированию его психологической готовности к обучению в школе и его гармоничному переходу в взрослый этап жизни. ФГОС ДО указывает на необходимость обеспечения личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку с целью сохранения самоценности и уникальности дошкольного детства. Основной закон акцентирует внимание на недопустимости жёсткого регламента деятельности дошкольников в процессе реализации в дошкольных организациях образовательной программы и отмечает необходимость ориентации на личностные качества ребенка.
Основным видом деятельности ребёнка является игра. Изменчивость среды предполагает обилие различных материалов, игр, игрушек, оборудования в дошкольной организации, благодаря которым обеспечивается личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников. Каждый ребенок выберет то, что по душе именно ему! [3].
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации должна быть создана так, чтобы обеспечить условия для реализации двигательной активности детей, позволять свободно общаться детям и взрослым в ходе совместной деятельности, а также предоставлять возможность ребенку уединиться при желании; должны быть созданы условия для реализации инклюзивного образования с помощью различных образовательных программ, а также учтены в воспитательном процессе национально-культурные, климатические и другие особенности.
Правильно организованная, тщательно продуманная развивающая среда предоставит каждому ребенку возможность найти занятие по душе, посильное для него и позволяющее реализовать имеющиеся способности, научит умению взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их поступки и чувства, а ведь именно это является основой развивающего обучения. Среда развития должна быть такой, чтобы у ребенка имелась возможность поделиться с другими своими переживаниями, должна являться фоном и посредником в процессе взаимодействия взрослого и детей. Окружающее пространство необходимо построить так, чтобы оно было комфортным для каждого ребенка, чтобы любой из детей смог реализовать свою индивидуальность.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды - это процесс достижения наиболее благоприятной организации системы связей
между всеми элементами образовательной среды; организация такого характера отношений, которая дала бы множество ресурсов для личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Образовательный процесс, который был организован с учетом данного критерия, может рассматриваться как развивающий образовательный процесс (или процесс развивающего образования) [6].
Основные компоненты Р1111С (развивающей предметно -пространственной среды), которые должны быть учтены в процессе проектирования. (Волосовец Т. В.) [1]:
Первая категория - насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, безопасность, доступность.
Вторая категория - это те, которые могут быть отнесены к определенному компоненту развивающей среды, например, к каждой отдельной игрушке.
Третья категория - характеристики, которые проявляются под влиянием конкретной программы.
Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна давать ребенку толчок к активности в разных видах деятельности, раскрывать его личностные интересы, способствовать сохранению психологического и физического здоровья. Важно, что развивающая среда была представлена в виде открытой, незамкнутой системы, в которую по необходимости могли быть внесены корректировки, имелась возможность проектирования и развития в соответствии с требованиями предъявляемыми ФГОС ДО. В основном на глобальные изменения окружающей среды в группе не хватает материальных средств. Именно поэтому нужно постоянно перерабатывать уже имеющуюся среду.
Современное ДОУ включает практику инклюзивного образования. Сегодня одной из самых тревожных тем стало то, что количество детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все больше. Поэтому вопрос об инклюзивном образовании в современном мире является актуальным. Проектирование РППС должно быть выстроено с учётом личностного интереса каждого ребёнка, его потребностей, а главное возможностей.
Наиболее распространенными группами ОВЗ являются:
- слабослышащие дети(тугоухость),
- слабовидящие дети,
- дети с ОНР (общее недоразвитие речи),
- дети с ФНР (фонематическое недоразвитие речи).
Развивающая среда выступает в роли движущей силы в целостном процессе становления личности таких детей, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций. Именно поэтому очень важно уметь правильно организовать ее для каждого ребёнка для статуса ОВЗ.
Обратимся к примерной адаптированной основной образовательной программе для детей ЗПР.
«Приоритетными для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются задачи:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».
Задержка психического развития - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе.
АООП - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Такая программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно с учетом требований ФГОС на основании Примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ [8].
Для слаженной работы инклюзивного образования необходимы знания основных положений, изучение примерной адаптированной программы дошкольного образования для различных групп комбинированной направленности. Коллектив ДОУ должен руководствоваться рекомендациями, которые также представлены на официальном сайте fgosreestr.ru.
При конструировании предметно-развивающей среды в инклюзивном пространстве нужно учитывать требования, разработанные и представленные в концепции развивающей среды, однако, особую значимость приобретают следующие принципы [9]:
Полифункциональность среды. Создание для детей условий, стимулирующих к игровым действиям. Расположение игрушек и пособий таким образом, что дети самостоятельно могут определять содержание деятельности действий и активно решать разнообразные задачи.
Принцип комфортности и стабильности. Прежде чем начать создавать среду, важно понять, будет ли возведенная обстановка комфортной для дошкольников.
Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования очень важно понимать уровень психического, а также физического развития детей, их личностные интересы.
Развитие коммуникативных возможностей. Игра как со сверстниками, так и со взрослыми. Общение, нахождение в коллективе очень положительно влияет на развитие воспитанников ДОУ, особенно если мы говорим о детях ЗПР.
Таким образом, развивающая среда в группах должна быть ориентирована на интересы каждого ребенка. Она должна быть доступной и удобной в размещении материалов. Среда должна быть комфортной для каждого ребенка в группе, ну и конечно же соответствовать возрасту.
Библиографический список.
1. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно -пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/VhpiUr (дата обращения 02.07.2019).
2. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 № 7/1) [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 04.06.2020)
3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 128 с.
4. Петровский В.А. Построение развивающей среды дошкольном учреждении/ В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Москва: Новая школа, 1993. - 211 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения 05.06.2020).
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. - 365 с.
7. Кузь Н.А. Создание развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации //Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации: рабочие программы учебных дисциплин магистратуры: сборник. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - С. 6-23.
8. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17 [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru
9. Артамонова О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности. Москва: Просвещение, 1995. - 240 с.