Научная статья на тему 'Проблема правового регулирования безопасности полетов космических объектов'

Проблема правового регулирования безопасности полетов космических объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова А. С., Фарафонтова Е. Л.

Рассмотрена проблема отсутствия международно-правовой базы регулирования навигации космических объектов и представлены пути решения данной проблемы путем разработки нового международного договора. Также предложен способ обеспечения безопасности полетов космических кораблей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема правового регулирования безопасности полетов космических объектов»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

пасности, а также пресечения административных правонарушений, посягающих на правила авиационной безопасности, необходимо наделить командира воздушного судна юрисдикционными полномочиями. В частности, командиру воздушного судна было бы целесообразно предоставить право составлять протоколы об административных правонарушениях, если они совершены на борту воздушного судна и представляют собой реальную угрозу безопасности пассажиров. Для этого необходимо внести дополнения в ст. 28.3 КоАП России.

В целях обеспечения порядка и безопасности на борту воздушного судна, следовало бы дополнить Главу 11 КоАП РФ статьей, предусматривающей ответственность за хулиганские действия, которые совершаются во время полета. Меры административной ответственности должны быть также предусмотрены за попытки проникновения в кабину пилотов, а также за неподчинение законным требованиям, исходящим от экипажа воздушного судна. Необходимо формировать механизм реализации Федерального закона от 9 февраля 2006 г. «О транспортной безопасности», обеспечить выполнение его предписаний административно-правовыми санкциями, также внеся изменения и дополнения в КоАП РФ [5].

Общий инвестиционный кризис и неудовлетворительное финансовое положение авиационных предприятий не позволяют направлять собственные средства и банковские кредиты на обновление транспортных средств и объектов инфраструктуры, что в свою очередь приводит к дальнейшему обострению финансового положения.

Из-за недостаточного финансирования, разработанные в последние годы федеральные целевые программы развития транспорта практически не выполняются или выполняются с большим отставанием. По этой же причине свертываются фундаментальные и

прикладные научные исследования, конструкторские и проектные работы по проблемам развития, совершенствования и функционирования авиационного транспорта, распадаются сложившиеся научные и проектные коллективы, утрачиваются завоеванные в технической области позиции. Для исправления положения необходимо проведение эффективной и целенаправленной государственной транспортной политики.

Библиографические ссылки

1. Воздушный Кодекс РФ : федер. закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

2. Авиационная безопасность: нормативная база [Электронный ресурс] // Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. URL: http://www.president-sovet.ru/structure/group_ corruption/materials/normative_base/ (дата обращения: 24.03.2014).

3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации [Электронный ресурс] // Деловой авиационный портал. URL: http://www.ato.ru/content/gosudar-stvennaya-programma-obespecheniya-bezopasnosti-pole-tov-vozdushnyh-sudov-grazhdanskoy (дата обращения: 24.03.2014).

4. Транспортная и авиационная безопасность: проблемы правового регулирования [Электронный ресурс] // AEROHELP.ru. URL: http://www.aerohelp.ru/ analytics/info/90 (дата обращения: 24.03.2014).

5. Трофимов О. Е. Административно-правовое регулирование обеспечения безопасности авиации и объектов авиационной инфраструктуры в зарубежных государствах // Полицейская деятельность. 2013. № 3. С. 170-174.

© Землянко М. П., 2014

УДК 34.096

А. С. Иванова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Рассмотрена проблема отсутствия международно-правовой базы регулирования навигации космических объектов и представлены пути решения данной проблемы путем разработки нового международного договора. Также предложен способ обеспечения безопасности полетов космических кораблей.

Законодательное, а более корректно - нормативно-правовое регулирование космической деятельности является ключевым элементом обеспечения стабильного развития космонавтики. Но, несмотря на то, что законодательная база относительно космического пространства с каждым годом расширяется и дополняется, многие сферы остаются без нормативно-правового регулирования. Рассмотрим вопрос, связанный с необходимостью совершенствования меж-

дународно-правового режима космического пространства в целях обеспечения безопасности полетов космических объектов.

А. И. Травников, доцент кафедры международного права Российского университета дружбы народов, утверждает, что «вероятность столкновения космических летательных аппаратов между собой, с воздушными судами, космическим мусором и естественными небесными телами весьма высока» [1]. Таким обра-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

зом, на сегодняшний день существует проблема безопасности полетов космических объектов за неимением как международной правовой базы, так и служб навигации.

Космическое пространство - пространство, расположенное выше 100 км от поверхности земли [2]. Единое управление воздушным движением судов всех видов авиации (гражданской, государственной, экспериментальной) осуществляется до высоты 12 км, а специальные наземные радиотехнические средства позволяют наблюдать и управлять воздушными судами на высотах лишь до 30 км от поверхности земли. Отсюда следует, что за полетами космических кораблей на данный момент времени не ведется наблюдения и вероятность опасного сближения и столкновения воздушных судов друг с другом, либо с космическим мусором или различными небесными телами естественного происхождения очень высока.

Возможность столкновения космического объекта с другими космическими объектами или воздушным судном в полете предусмотрена в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами в статье II «Запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете» и в статье III «Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает» [3]. Но, как мы можем видеть, в данном документе определена только ответственность сторон в случае нанесения ущерба. Возникает необходимость разработать основные требования обеспечения безопасности космической навигации. Для разработки данных требований можно использовать уже известную практику, которая применяется в воздушной навигации, т. е. установить структуру космического пространства международными договорами и использовать технику эшелонирования. А. И. Травников предлагает определить структуру космического пространства путем обозначения определенных объемов космического пространства вокруг космических аппаратов и других космических объектов. Основной принцип, который должен присутствовать в организации космического и воздушно-космического движения, состоит в том, чтобы эти объемы никогда не соприкасались. Такие объемы А.И. Травников предлагает назвать функциональными космическими пространствами (ФКП), которые должны располагаться

на определенном расстоянии друг от друга, тем самым обеспечивая безопасность находящихся в них космических аппаратов. Они будут перемещаться по космическому пространству вместе с космическими аппаратами, для которых эти ФКП установлены. В связи с тем, что проблема с космическим мусором актуальна по сей день, предлагается также установить такие ФКП для элементов космического мусора и для небесных тел естественного происхождения, таких как астероиды и кометы [1].

Таким образом, для обеспечения безопасности движения космических объектов необходимо составить международный договор, в который бы входили международные правила космического движения, а также другие положения, а именно:

- требования обеспечения безопасности космической навигации;

- понятия (термины);

- делимитацию воздушного и космического пространства;

- правовой статус космического пространства (свобода использования космического пространства);

- правовой режим космического пространства; зоны ответственности центров управления полетами (ЦУП РФ, США, КНР, Европейского космического агентства и др.) в области контроля за космическим движением;

- создание международного ЦУПа (со статусом международной межправительственной организации), его права и обязанности;

- взаимодействие ЦУПов с национальными и международными аэронавигационными службами и организациями.

Из всего вышесказанного следует, что путем изобретения средств космической навигации, а также разработки международного договора, регулирующего и контролирующего полеты кораблей в космосе, мы можем в ближайшем будущем максимально обезопасить космические корабли от неожиданных столкновений как друг с другом, так и с другими объектами космического происхождения.

Библиографические ссылки

1. Международно-правовые вопросы освоения космоса // Российский университет дружбы народов. М., 2012.

2. Жуков Г. П. Международное космическое право : учеб. пособие. М. : РУдН, 2011.

3. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 28.03.2014).

© Иванова А. С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.