Научная статья на тему 'Правовая сторона проблемы космического мусора'

Правовая сторона проблемы космического мусора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1691
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ МУСОР / SPACE DEBRIS / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / POLLUTION / ОРБИТА / ORBIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов И. Д., Фарафонтова Е. Л.

С каждым годом увеличивается число запусков летательных аппаратов в космос, но при этом растет и количество космического мусора, оставляемого ими. В тезисах рассматриваются проблема неразвитости правовой базы регулирования утилизации отработанных космических объектов и пути решения вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL SIDE OF SPACE DEBRIS

Every year, the number of starts of aircraft into the space increases but at the same time, the number of the space debris left by them grows. The theses discuss the problem of underdevelopment of the legal framework of the governing of the disposal of the waste of the space object and the ways of its solution.

Текст научной работы на тему «Правовая сторона проблемы космического мусора»

УДК 504.75

ПРАВОВАЯ СТОРОНА ПРОБЛЕМЫ КОСМИЧЕСКОГО МУСОРА

И. Д. Морозов Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

С каждым годом увеличивается число запусков летательных аппаратов в космос, но при этом растет и количество космического мусора, оставляемого ими. В тезисах рассматриваются проблема неразвитости правовой базы регулирования утилизации отработанных космических объектов и пути решения вопроса.

Ключевые слова: космический мусор, загрязнение, орбита.

THE LEGAL SIDE OF SPACE DEBRIS

I. D. Morozov Scientific supervisor - E. L. Farafontova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Every year, the number of starts of aircraft into the space increases but at the same time, the number of the space debris left by them grows. The theses discuss the problem of underdevelopment of the legal framework of the governing of the disposal of the waste of the space object and the ways of its solution.

Keywords: space debris, pollution, orbit.

Под космическим мусором подразумеваются все искусственные объекты и их фрагменты в Космосе, которые уже неисправны, не функционируют и никогда более не смогут служить никаким полезным целям, но являющиеся опасным фактором воздействия на функционирующие космические аппараты, особенно пилотируемые. По данным, опубликованным Управлением ООН по вопросам космического пространства, в октябре 2009 года вокруг Земли вращается около 300 тысяч обломков мусора [5].

Особое место в международно-правовом регулировании вопросов экологии космоса принадлежит «Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» (1972) [1]. Конвенция налагает на государство, осуществляющее запуск, абсолютную ответственность за ущерб, нанесенный космическими объектами на поверхности Земли и воздушному судну в полете (ст. 2). В случае если причиняется ущерб космическому объекту одного государства космическим объектом другого государства, послед нее несет ответственность только тогда, когда ущерб причинен по вине или его, или лиц, за которых оно отвечает. Определяя термин «космический объект», как включающий составные части «космического объекта», а также средства его доставки (ракеты-носители) и его части (ступени и его отдельные узлы), не обязательно функционирующие, конвенция сохраняет потенциальную ответственность запускающего государства за загрязнение космоса.

Установление ответственности за ущерб, наносимый космическим объектом космической окружающей среде весьма проблематично. Здесь важно учитывать, что ответственность возникает лишь в результате ущерба. Этот термин определяется в статье 1 Конвенции как «лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; уничтожение или повреждение имущества государств либо физических и юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций». Несмотря на довольно значительный перечень возможных ситуаций, очевидно, что все они относятся к физическому ущербу и не распространяются на космическую среду. Особым документом, прямо запрещающим загрязнение космоса и имеющим прямое отношение к рассматри-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

ваемому вопросу, является «Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» (1977) [3]. Согласно ее требованиям государства-участники обязались не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную (в том числе космическую) среду, применение которых вызывает широкие, долгосрочные или серьезные последствия, путем преднамеренного изменения ее динамики, состава или структуры. Однако ввиду универсального характера Конвенции ее вклад в решение проблемы экологии космоса носит весьма общий характер. Каких-либо конкретных положений, затрагивающих проблемы засорения космоса техногенными космическими телами, и механизма принятия практических мер Конвенция не содержит.

При этом существует очевидное и доступное общественному пониманию решение проблемы экологии космоса - сокращение масштабов космической деятельности (ее регулирование в плане совершенствования ракетно-космической техники в экологическом отношении, т. е. уменьшение числа оставляемых в космосе неуправляемых объектов, спуск в атмосферу Земли отработавших свой ресурс КА, принудительная очистка орбит), однако до сих пор никто достоверно не оценил ни результативности таких мер, ни их пригодности по критерию «затраты - эффективность» [4].

Также, на данный момент, международное сотрудничество по проблематике «космического мусора» развивается по следующим приоритетными направлениям:

- Экологический мониторинг околоземного космического пространства (ОКП), включая область геостационарной орбиты (ГСО): наблюдение за «космическим мусором» и ведение каталога объектов «космического мусора».

- Математическое моделирование «космического мусора» и создание международных информационных систем для прогноза засоренности ОКП и ее опасности для космических полетов, а также информационного сопровождения событий опасного сближения КО и их неконтролируемого входа в плотные слои атмосферы.

- Разработка способов и средств защиты космических аппаратов от воздействия высокоскоростных частиц «космического мусора».

- Разработка и внедрение мероприятий, направленных на снижение засоренности ОКП.

Лидия Васильевна Рыхлова, доктор физико-математических наук, заведующая отделом космической астрометрии ИНАСАН, объясняет: «За всю историю освоения космоса на орбиту было запущено около 6 000 аппаратов, и значительная часть этих спутников, а также обломки ракетных ступеней уже внесли свой вклад в замусоривание околоземной орбиты. Особую проблему представляли ракетные ступени: и наши «Протоны», и американские «Дельты», и французские «Арианы», оказавшись на орбите, взрывались, разогретые лучами Солнца. Остатки топлива в баках воспламенялись и разносили конструкцию на сотни и тысячи фрагментов, которые хаотично и с огромными скоростями разлетались в разные стороны. С течением времени вдоль орбиты разрушенного носителя возникало целое облако из обломков, и его уже можно было наблюдать с Земли».

«На МКС теперь одна из самых главных задач - увернуть ее от летающих обломков, - объясняет Лидия Рыхлова. - Только в 2009 году было произведено около 70 маневров. Правда, на низких орбитах обломков хоть и много, но там они имеют возможность в скором времени попасть в атмосферу и сгореть. Выше 2 000-3 000 км обломки живут очень долго - около 10 000-20 000 лет. Обломки, находящиеся в районе геостационарной орбиты, практически существуют вечно» [2].

Таким образом, для обеспечения безопасности движения космических объектов и уменьшения экологического вреда необходимо составить международный договор, в который бы входили международные правила космического движения, а также другие положения, а именно:

- требования обеспечения безопасности космической навигации;

- требования уменьшения числа оставляемых в космосе неуправляемых объектов;

- требования принудительной очистки орбиты;

- правовой режим космического пространства; зоны ответственности центров управления полетами (ЦУП РФ, США, КНР, Европейского космического агентства и др.) в области контроля за космическим мусором;

- создание международного ЦУПа (со статусом международной межправительственной организации), его права и обязанности.

Из всего вышесказанного следует, что проблема является более чем актуальной, путь ее возможного решения виден в разработке международного договора, который будет регулировать и контролировать очистку орбиты и полет космических аппаратов. И тогда мы сможем обезопасить космические корабли от столкновений друг с другом и с другими объектами.

Библиографические ссылки

1. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/damage.shtml (дата обращения: 13.03.2015).

2. Космический мусор: Не безобидный хлам [Электронный ресурс]. URL: http://www. popmech.ru/science/10762-ugroza-5-kosmicheskiy-musor-ne-bezobidnyy-khlam/ (дата обращения: 13.03.2015).

3. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/hostenv.shtml (дата обращения: 13.03.2015).

4. Космический мусор [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Космичес-кий_мусор (дата обращения: 13.03.2015).

5. Экология космического пространства [Электронный ресурс]. URL: http://www.astronom 2000.info/different/zk/ (дата обращения: 13.03.2015).

© Морозов И. Д., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.