ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Долова А. З.,
кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист КБР, заведующая кафедрой трудового и предпринимательского права Кабардино-Балкарского государственного университета
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ, ДАЮЩИЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СВЯЗИ С ПРИЗЫВОМ РАБОТНИКА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕМ ЕГО НА ЗАМЕНЯЮЩУЮ АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ (П. 1 СТ. 83 ТК РФ)
Общим для ст. 83 Трудового кодекса РФ (за исключением п. 5 и 6) и п. 2 ст. 30 Федерального закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», является то, что по любому из вышеназванных оснований прекращение трудового договора происходит без инициативы работника или работодателя. При возникновении определенных обстоятельств заключенные трудовые договоры прекращаются независимо от волеизъявления сторон, т.е. такие обстоятельства являются юридическими фактами, прекращающими трудовое правоотношение.
В. И. Миронов отмечает, что, хотя основания прекращения трудового договора, перечисленные в ст. 83 ТК РФ, не зависят от волеизъявления сторон, приказ (распоряжение) об увольнении работника издается работодателем при представлении ему документов, подтверждающих обстоятельства, доказанность которых позволяет признать увольнение работника законным и обоснованным. «Поэтому следует признать, что применение перечисленных в ст. 83 ТК РФ оснований прекращения трудового договора в определенной степени зависит от волевых действий его сторон»1. С данной позицией нельзя согласиться, поскольку приказ (распоряжение) работодателя об увольнении работника является лишь процедурой оформления волеизьявления третьих лиц, которые не являются стороной в трудовом договоре. Как правило, в таком качестве выступает государство в лице своих компетентных органов.
1 Миронов В. И. Трудовое право России. М.: Журнал «Управление персоналом». 2005. С. 442.
Одним из обстоятельств, перечисленных в ст. 83 ТК РФ, является призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 83 ТК РФ).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 (в ред. от 6 января 2007 г.) «О воинской обязанности и военной службе»1, призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 30 июня2 и с 1 октября по 31 декабря за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ;
б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня3.
Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В случае неявки граждан в указанные в повестке время и место без уважительных причин они привлекаются к административной ответственности на основании ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при условии документального подтверждения причины неявки, являются:
— заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
1 Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. №13. Ст. 1475; 2006. № 19.Ст.2062.
2 С 1 января 2008 г. срок призыва будет продлен до 15 июля в соответствии с Федеральным законом от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ.
3 Там же.
4 Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.
— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет (военным комиссаром — для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом.
Таким образом, независимо от желания (воли) работника или работодателя в случае призыва работника на военную службу трудовой договор подлежит прекращению. Основанием его прекращения является в данном случае повестка военного комиссариата. Ряд авторов в качестве основания прекращения называют повестки иных органов, осуществляющих воинский учет. Действительно, на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, их полномочия передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов1. Однако они имеют право лишь оповещать граждан о повестках соответствующих военных комиссариатов. В соответствии с вышеназванным Законом и принятым на его основе Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации2 на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются исключительно повестками военного комиссариата. Следовательно, данная повестка является единственным юридическим фактом, влекущим за собой прекращение трудового договора.
С. П. Маврин, М. В. Филиппова, Е. Б. Хохлов утверждают, что на основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности»3 за призванным работником сохраняется право поступления в ту же организацию по возвращении из армии. Если призванный работник освобожден в течение трех месяцев со дня призыва от службы в армии, ему должна быть предоставлена та же работа, что и до призыва4. Вышеназванный Закон утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной
1 Пункт 2 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О воинской обязанности и военной службе».
2 Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 47. Ст. 4894.
3 Закон СССР от 12 октября 1967 г., с изменениями 1989 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 42. Ст. 552.
4 Маврин С. П., Филиппова М. В, Хохлов Е. Б. Трудовое право России. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. С. 211,212.
службе». Однако одновременно было закреплено правило, что льготы, установленные на основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», действуют до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации. А в ст. 43 данного Закона действительно было закреплено положение, что «за лицами, работавшими до призыва на предприятиях, в учреждениях или организациях, сохраняется право поступления на работу на то же предприятие, в учреждение или организацию». В Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, в Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ1 аналогичного положения нет.
Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о сохранении права поступления в ту же организацию по возвращении из армии и о сохранении права призванного работника, освобожденного в течение трех месяцев со дня призыва от службы в армии, на предоставление той же работы, что и до призыва. Такая норма, безусловно, повысит престиж военной службы, а с другой стороны, работники будут уверены в завтрашнем дне.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. от 6 января 2007 г.) «О воинской обязанности и военной службе», граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом. Альтернативная служба — явление достаточно новое в нашей стране. Причем по разным причинам не вызывающее большого интереса со стороны призывников. Первая причина — сроки прохождения альтернативной гражданской службы значительно большие, чем для срочной службы. Так, срок альтернативной гражданской службы — 42 месяца (3,5 года), в организациях Вооруженных сил — 36 месяцев; лица, имеющие дипломы вузов, проходят альтернативную гражданскую службу в течение 21 месяца, а при службе в организациях Вооруженных сил — 18 месяцев.
В Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» закреплено, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом. При определении видов работ, профессий и должностей, на которых может быть занят гражданин, направленный на альтернативную службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы должны учитываться образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное
1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.
положение, потребности в трудовых ресурсах. Трудовая деятельность этих граждан и не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода их на другую работу или увольнения. На практике, как правило, это тяжелая и малооплачиваемая работа: в городских больницах, неврологических диспансерах, интернатах, строительных управлениях и т. п.
Третья причина — достаточно громоздкая процедура получения разрешения на прохождение альтернативной гражданской службы. Гражданин России должен за полгода до призывной кампании (до 1 апреля или до 1 октября) подать в военкомат по месту жительства обоснованное заявление, почему он принял такое решение. После получения повестки военного комиссариата он обязан в назначенный срок явиться в призывную комиссию, где будут заслушаны аргументы самого призывника, его родителей, других родственников или знакомых. Отказ может последовать в связи с пропуском срока обращения, неубедительностью доводов, неправильным предоставлением документов. Если просьба удовлетворена, то документы направляются в Федеральную службу по труду и занятости, где и составляется список организаций, куда и на какие должности может быть направлен гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы.
По статистике, например, с 2004 по 2006 в г. Москве было подано всего 62 заявления от призывников, из которых удовлетворены только 36. Служат всего 14 человек, и еще 16 человек из других регионов страны1.
На практике возникает очень много вопросов, связанных с реализацией данного Закона. В частности, имеют место отказы призывных комиссий, в связи с чем призывники обращаются за судебной защитой. Знаковым является определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г.2. Д. И. Устюгов, проживавший в Республике Узбекистан и имевший гражданство этого государства, с октября 1998 г. по октябрь 2000 г. проходил альтернативную службу в Республике Узбекистан. 9 января 2001 г. на основании п. «а» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» он приобрел гражданство Российской Федерации и переехал на постоянное жительство в город Туапсе (Краснодарский край). В октябре 2001 г. Д.И. Устюгов получил повестку с требованием явиться в объединенный военный комиссариат города Туапсе для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Полагая, что он имеет право на освобождение от призыва на военную
1 Российская газета. 2006. 5 дек.
2 Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. № 435-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Устюгова Дениса Игоревича на нарушение его конституционных прав подпунктом «в» пункта 1 стати 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 1. 2006.
службу в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Д.И. Устюгов обратился в Туапсинский городской суд с заявлением о признании действий военного комиссара города Туапсе и призывной комиссии № 3 города Туапсе незаконными, однако решением от 24 октября 2001 г. суд отказал в удовлетворении его требований на том основании, что прохождение альтернативной гражданской службы в другом государстве не является основанием для освобождения от призыва на военную службу. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 ноября 2001 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений; жалобы Д.И. Устюгова в вышестоящие судебные инстанции, органы прокуратуры и Министерство обороны Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
Конституционный Суд РФ установил, что в подп. «в» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», устанавливающем право на освобождение от призыва на военную службу для определенной в нем категории граждан, действительно непосредственно не указано, в каком государстве они проходят или проходили альтернативную гражданскую службу. Однако из его содержания во взаимосвязи с п. 1 и 5 ст. 1 названного Федерального закона, закрепляющими общие положения о воинской обязанности в Российской Федерации, следует, что от призыва на военную службу освобождаются граждане Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу именно в Российской Федерации.
С отсутствием такого указания в оспариваемом законоположении заявитель связывает нарушение своих конституционных прав. Между тем федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, в частности в области реализации гражданами Российской Федерации права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, предусмотрел соответствующее уточнение только в отношении военной службы. Так, в подп. «б» и «г» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане Российской Федерации, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, а также прошедшие ее в другом государстве.
Такой подход законодателя обусловлен тем, что альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы, она является особым, специфическим видом трудовой деятельности в интересах общества и государства, регулируемой Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»). Кроме того, основания, по которым
в других государствах гражданам предоставляется право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не всегда совпадают с основаниями, установленными для этого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», как указано в п. 1 ст. 1, под термином «граждане» понимает исключительно граждан Российской Федерации; в иных случаях в нем употребляется термин «иностранные граждане». Гражданин Д. И. Устюгов проходил альтернативную гражданскую службу в Республике Узбекистан, гражданином которой являлся и с которой у России нет соглашения о порядке прохождения военной или заменяющей ее службы. В отсутствие международного договора, допускающего изменение способа выполнения конституционной обязанности по несению военной службы или предусматривающего право на ее замену альтернативной гражданской службой, выполнение соответствующей обязанности (осуществление соответствующего права) производится в государстве гражданства. Вступая в новое гражданство, лицо не только приобретает права, но и возлагает на себя обязанности, установленные конституцией и законодательством страны для своих граждан.
Основанием для прекращения трудового договора с работником, направленным на альтернативную гражданскую службу, является предписание военного комиссариата для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Основанием для увольнения таких лиц с альтернативной гражданской службы являются: истечение срока службы, или признание их негодными врачебно-военной комиссией к военной службе, или ограниченно годными к военной службе, или избрание их на выборные должности.
Добровольное поступление работника на военную или альтернативную гражданскую службу не является основанием для применения п. 1 ст. 83 ТК РФ, поскольку теперь исключено из данного основания упоминание о поступлении на военную службу. В случае добровольного поступления на военную службу работник будет уволен по п. 3 ст. 77 Трудового кодекса.
Таким образом, юридическими фактами, влекущими прекращение трудового договора, могут являться только два обстоятельства:
а) призыв работника на военную службу и
б) направление его на альтернативную гражданскую службу.
В данных случаях не требуется согласия выборного профсоюзного органа.
Такое увольнение носит обязательный характер для сторон трудового договора. При расторжении трудового договора выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.