УДК 338.1
ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Лазарев Александр Николаевич, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства, alex [email protected],
Институт туризма и гостеприимства (Москва), (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация
The article dedicates to the problem of safety of tourist services on the world market, the author gives the survey and the evaluation of threats and other crisis and crucial situations affected the safety of consumption of tourist services, offers measures for supplying of russian tourists with risk free tourist services.
Статья посвящена проблеме безопасности туристских услуг на мировом рынке. Даны обзор и оценка угроз и иных кризисных ситуаций, оказывающих негативное влияние на безопасность туристских услуг, предложены меры по обеспечению безопасности российских туристов.
Keywords: safety, threats, tourist services, world market, consumption
Ключевые слова: безопасность, угрозы, туристские услуги, мировой рынок, потребление
Определение и оценка угроз и иных кризисных ситуаций, оказывающих негативное влияние на безопасность туристских услуг
Генеральный секретарь ВТО на 16-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации (ЮНВТО) (Дакар (Сенегал), 2005) определил, что современный «туризм живет в условиях трудной и неопределенной обстановки: 11 сентября, Ирак, израильско-палестинский, израильско-ливанский конфликты и их последствия породили атмосферу неуверенности и ненадежности». В действительности, туристы становятся объектами для террористических групп, рекламирующих свои действия, что ведет к увеличению территории, где совершаются нападения на туристов. К ним следует отнести арабские страны. Атакам подвергаются и крупные метрополии: Нью-Йорк, Касабланка, Мадрид, Лондон. Террористические группы обычно отделены от остального мира барьерами культурной или религиозной идеологии, бедности или географии.
Но не только люди являются причиной трудностей туризма: эпидемии, военные действия, ураганы в Карибском бассейне, наводнения в Центральной Европе, цунами в Индийском океане, - все это и другое не обошло мировую туриндустрию. Однако в пострадавших туристских зонах последствия для местного населения выходят за пределы видимого ущерба в человеческих жизнях и материальных потерях. Таким образом, анализ угроз безопасности в сфере туризма позволил дать их классификацию (табл.).
Таблица
Перечень и классификация угроз безопасности в сфере туризма
Виды угроз безопасности в сфере туризма Краткая характеристика угроз безопасности в сфере туризма
1 2
1. Угрозы личной безопасности туристов - нарушение конституционных прав и свобод туристов; - причинение вреда жизни и здоровью, чести и достоинству, доброму имени туристов в результате преступлений и иных неправомерных действий (бездействия); - несанкционированное разглашение персональных данных туриста, информации о его частной жизни; - утрата, гибель или повреждение имущества туриста в результате неправомерных действий третьих лиц, а также в результате возникновения опасных событий природного или техногенного характера (чрезвычайные ситуации); - полная или частичная утрата денежных средств, внесенных туристом туроператору (турагенту) в счет договора о реализации туристского продукта, а также возникновение; - убытков у туристов в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) своих обязательств перед туристами по указанному договору.
2. Угрозы безопасности предприниматель ской деятельности в сфере туризма - нарушения конституционных прав и свобод предпринимателей, включая действия (бездействия) должностных или иных лиц, связанные с установлением в пределах территории Российской Федерации незаконных препятствий для свободного перемещения услуг, работ, товаров и финансовых средств в сфере туризма; - причинение ущерба (вреда) жизни и здоровью, имуществу предпринимателей и их ключевому персоналу, деловой репутации, а также иным нематериальным благам предпринимателей в результате преступлений и иных неправомерных действий (бездействия); - различные проявления "теневого права", в том числе коррупция, должностные преступления и правонарушения, недобросовестная конкуренция и монополистическая деятельность (недобросовестная
реклама, демпинг, злоупотребление господствующим положением на рынке, установление дискриминационных коммерческих условий, недружественные поглощения, ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов и др.), злоупотребление правом со стороны контрагентов предпринимателей, включая туристов; - избыточные и/или несоразмерные формальности в сфере туризма; - предпринимательский риск, в том числе наступление неплатежеспособности, несостоятельности (банкротства) предпринимателей вследствие изменения условий предпринимательской деятельности, невыполнения обязательств контрагентами предпринимателей, а также по иным, не зависящим от предпринимателей обстоятельствам; - непреднамеренные действия и ошибки работников и руководителей субъектов туристской индустрии, в результате которых причиняется ущерб правам и законным интересам предпринимателей; - отсутствие благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, в особенности в предпринимательской деятельности в области въездного и внутреннего туризма;
- усиление международной конкуренции на туристском рынке, а также концентрации предложений туристского продукта при ограниченных рынках сбыта, снижение конкурентоспособности отечественного турпродукта в результате непрерывного роста в России тарифов и услуг на перевозки и размещение туристов.
3. Угрозы безопасности труда в сфере туризма - принудительный труд, эксплуатация труда несовершеннолетних работников, дискриминация в сфере труда и занятий, в том числе по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, иные нарушения основных прав и свобод человека и гражданина в сфере труда и занятий; - нарушение работодателями режима рабочего времени, установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном объеме, отсутствие у работников надлежащих социальных гарантий; - нарушения работодателями правил охраны труда; - причинение вреда жизни и здоровью работников туристской индустрии (травма, профессиональное заболевание, смерть) в результате действия вредных и опасных производственных факторов, требования работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо работа угрожает жизни или здоровью работника; - инфекционные заболевания (отравления), вызванные ненадлежащими условиями труда.
4. Угрозы безопасности - нарушения туристами законодательства места временного пребывания, проявление неуважения к местным традициям,
населению туристских территорий (центров, районов) верованиям, культуре, причинение вреда окружающей среде; - реализация предпринимателями сферы туризма планов и проектов по развитию местной туристской индустрии без предварительного согласования данных действий с местным населением, а также без учета его интересов; - привлечение для работы в местной туристской индустрии граждан иностранных государств или жителей других регионов России в ущерб интересам местных жителей; - экономическая, трудовая и иная эксплуатация субъектами туристской индустрии местных людских ресурсов, несовершеннолетних граждан, в том числе в целях наживы, порнографии и проституции; - распространение туристами наркомании, вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), иных инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих; - снижение уровня общественной безопасности и нравственности в турцентрах в связи с ростом преступности и иных правонарушений (наркотики, проституция, эксплуатация несовершеннолетних и др.).
5. Угрозы безопасности публичным интересам в сфере туризма (угрозы причинения вреда окружающей среде, безопасности людей и государства) - низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды в сфере туризма, включая отсутствие рентных платежей за пользование туристскими ресурсами; - причинение вреда окружающей природной среде, среде обитания населения туристских территорий (центров, районов), включая коренных малочисленных народов России, в результате "неустойчивого" функционирования системы туризма и ее отдельных элементов; - осуществление хозяйственной деятельности субъектами туристской индустрии с недопустимой антропогенной нагрузкой на окружающую среду, загрязнением продуктами жизнедеятельности туристов,
поступающими в виде выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, засорения и захламления поверхности твердыми отходами т. д.; - медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды, уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов, энергосберегающих, малоотходных технологий, в том числе в строительстве, применение материалов, сырья, продуктов, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой, чрезвычайно стабильных веществ, требующих специальных технологий утилизации; - умышленное или неосторожное разрушение туристами и иными посетителями объектов туристского показа, объектов туристской индустрии и инфраструктуры; - умышленное или неосторожное причинение вреда культурному потенциалу и культурному наследию страны, самобытности,
преемственности культуры, многообразию культурной жизни;
- угрозы юридической безопасности в сфере туризма: нестабильность, противоречивость и несовершенство законодательства в сфере туризма, теневой туристский рынок, коррупционные проявления, криминализация отдельных видов экономической деятельности в сфере туризма, обман потребителей услуг туристской индустрии, низкий уровень правовой культуры и право сознания субъектов общественных отношений в сфере туризма, недостаточная правовая квалификация чиновников;
- террористические акты на объектах туристской индустрии, нелегальная миграция, внутренняя и трансграничная преступность, экстремизм, контрабанда наркотиков, культурных ценностей, нарушения таможенного, валютного и иного законодательства, отмывание доходов, полученных преступным путем;
- международная торговля людьми, эксплуатация проституции, несовершеннолетних и другие тяжкие преступления;
- угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе эпидемий;
- преднамеренное формирование представления о РФ в некоторых средствах массовой информации за рубежом как о стране, неблагоприятной для развития туризма, искажение исторического опыта, экономического уклада и национальных традиций ее народов;
- постепенное вытеснение российских туроператоров, турагентов,
иных лиц, осуществляющих экономическую деятельность в сфере
туризма, с внутреннего туристского рынка и усиление его зависимости от зарубежных и транснациональных структур и др.
Источник: составлено по материалам [1-5].
Исследование зарубежной практики детерминации и дифференциации признаков возникновения угроз (кризисных ситуаций), оказывающих негативное влияние на безопасность и качество туристских услуг свидетельствует о желании правительств стран совместными усилиями решать проблемы безопасности туризма [6].
Предложения по обеспечению безопасности российских туристов
Административный регламент Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания предлагает систему информирования участников туристского рынка и государственных структур, который может широко использоваться как методическая разработка и методология в стране. Однако проблема стоит значительно
шире, чем участие органов государства в информировании российских туристов в их зарубежных поездках
В настоящее время к разработке принято 10 национальных стандартов, 7 из которых уже реализуются на практике. Например, ГОСТ Р 50644-2009, вступивший в силу 1 июля 2010 года заменил старый. Более того, 15 марта 2013 года был опубликован проект приказа Ростуризма «Об утверждении формы решения об оказании (отказе в оказании) экстренной помощи туристу (туристам) за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма» [5] с целью его всенародного обсуждения.
Нами разработаны следующие группы предложений и мер (А и Б), которые предлагаются к апробации.
А. Меры по работе органов государства и спецслужб в отношении безопасности туристов за рубежом:
1. Действующий в настоящее время механизм финансовых гарантий деятельности туроператоров принят в России в 2007 году. Реализация института финансовых гарантий за 5 лет дала определенный положительный результат. Потребительские конфликты стали решаться в досудебном порядке, не доводя до решений контролирующих органов. Однако, как показала практика, и институт финансовых гарантий, и механизмы разрешения масштабных проблем на туристском рынке, требуют совершенствования [5].
По мнению экспертов [1; 3], для обеспечения безопасности туристов необходимо ввести обязательное медицинское страхование, и позволить Ростуризму исключать из реестра тех туроператоров, которые из-за недобросовестной работы поставили под угрозу жизнь и здоровье туристов. Кроме того, создание объединенного комитета по обеспечению безопасности туристов способствовало бы решению данной проблемы, в состав которого вошли бы представители профильного министерства, Ростуризма, а также операторы. Для того чтобы наиболее эффективно защитить российских туристов, следует серьезно заняться сбором статистики и информации о соответствующих происшествиях с российскими туристами за рубежом.
2. Другим возможным направлением обеспечения безопасности российских туристов за рубежом может стать разработка силовых мер по защите туристов за рубежом. Так, например, французский спецназ принимает активное участие по освобождению судов, захваченных сомалийскими пиратами. Это означает, следует разрешить действие за границей «туристического» спецназа РФ.
3. Наиболее цивилизованным методом решения задачи по обеспечению безопасность туристов может стать в ведение в практику турфирм необходимого обязательного страхования, причем не в виде страхового полиса, а в идее полноценного страхового пакета со значительно расширенным перечнем услуг. Так, например, полис французского туриста представляет собой документ, предусматривающий все возможные риски. При страховке от невыезда деньги возвращаются туристу, если он потерял паспорт. Во французской страховке предусмотрены расходы на юридическую поддержку и даже на залог, в случае если турист обвиняется в уголовном преступлении.
4. По российскому закону вывозить туристов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций должно государство, но этого практически не происходит. Их вывозом, как правило, занимаются перевозчики и туроператоры. Закон о страховании ответственности ничего не предлагает о защите туристов на месте, т.е. за границей. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2010 года № 370 «Об утверждении положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию», вступившего в силу в декабре 2010 года позволяет решать ряд проблем по безопасности российских туристов. Таким образом, часть денежных средств туроператоров, которые на основе договора передаются ими страховщикам, могла бы быть использована для защиты туристов еще во время отдыха за рубежом. Более того, следует предусмотреть в изменениях к закону «Об основах туристской деятельности в РФ» страховать не ответственность туроператора в целом, а каждую проданную путевку. Тогда большинство проблем с безопасностью было бы снято.
5. Следует ввести в практику инструктаж туристов перед выездом в ту или иную страну о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях, например, при захвате в заложники. Для этого целесообразно разработать специальное пособие и опубликовать его в виде буклета и в интернете с тем, чтобы как можно больше потенциальных российских туристов имело возможность доступа к такой информации.
Б. Меры по созданию международного информационного центра как международной организации, которая может организовать сбор, обработку информации и ее оперативное распространение по странам или по географическим зонам через глобальные информационные сети [7]. Фактически необходимо решить комплекс задач:
1. Для регулирования отношений в рамках единого мирового информационного пространства (ЕМИП) в сфере туристской безопасности целесообразно сформировать главный регулирующий международный орган (центр), который будет выполнять
функции управления этим единым информационным пространством, созданного совместными усилиями стран. Единый центр информационного пространства, построенный на основе двухуровневой модели, регулируется; в качестве образца можно использовать ЕС (в частности, модель ФРГ) как сложившуюся интеграционную систему, когда организационная структура управления уже сформирована из взаимозависимых частей национального и международного (интернационального) уровней.
2. Рутинная организационная функция управления информационным пространством должна дополняться функцией стратегического управления его развитием как координация его целей, задач и потоков информации на глобальном уровне. Фактически такая международная организация (далее Центр) необходима как механизм управления единым информационным пространством в сфере туристской безопасности (ЕС, СНГ и другие) на макроуровне. Важной проблемой здесь является координация интересов разных фирм-участниц мирового туристского рынка в рамках этой мегаструктуры.
3. В разработанной модели управления ЕМИП в сфере туристской безопасности его участники обязаны предоставить в Центр ЕМИП данные о количестве информации, которые правительства стран намерены использовать для обмена. Центр будет действовать как администратор единой мегаструктуры в сфере информации о туристской безопасности [7].
4. Для решения проблемы устойчивости ЕМИП в сфере туристской безопасности как интеграционного объединения (союза) стран необходима также модель, включающая затраты времени на сбор, обработку информации и формирование ресурсов для определения количественной оценки его состояния.
В заключение следует сделать выводы.
1. Зарубежная практика определения и дифференциации признаков возникновения угроз и кризисных ситуаций, оказывающих негативное влияние на безопасность и качество туристских услуг, и практические меры по урегулированию кризисных ситуаций свидетельствуют о желании стран решать проблемы безопасности туризма.
2. Предлагаемые меры по обеспечению безопасности российских туристов в одночасье не решат все проблемы рынка туристских услуг, но смогут обратить внимание специалистов и управленцев к проблематике безопасности организованного отдыха
граждан и их прав на защиту со стороны государства.
3. Главное обстоятельство для решения проблемы информированности туристов об угрозах - это наличие политической воли правительств государств для подчинения национальных интересов интернациональным задачам в системе международной безопасности людей. Развитые страны обладают передовыми информационными системами и технологиями, что, по сути, означает их готовность к созданию и участию в ЕМИП в сфере туристской безопасности, при этом РФ должна активно вовлекаться в ЕМИП.
Литература
1. Писаревский Е. Л. Система обеспечения безопасности туризма и государственная
политика в области безопасности туризма. Правовой аспект
http://viperson.ru/wind.php?ID=506559 (дата обращения: 20.07.2013).
2. http://turist.rbc.ru/article/28/09/2011/252484. (дата обращения: 20.07.2013).
3. http://council.gov.ru/events/roundtbl/item/44/recommend.html. (дата обращения:
20.07.2013).
4. ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».
5. http://www.russiatourism.ru/actual news/-33560871/ (дата обращения: 20.07.2013).
6. Лазарев А.Н. Некоторые аспекты управления экономическими интересами государства в глобальной экономике // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 11. С. 18-23.
7. Лазарев А.Н. Мировой рынок информационных услуг в условиях глобализации: тенденции и направления развития. LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. Germany. Saarbrucken, 2011. 371 с.
8. Стратегия национальной безопасности РФ. Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537.