А. А. Калинин
ПРОБЛЕМА ПОСЛЕВОЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ В ГРЕЦИИ В АМЕРИКАНО-АНГЛИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (1945 г.)
В статье показано нарастание кризиса британского курса в отношении Греции в 1945 г., что вынудило их обратиться за поддержкой к США. Изучен процесс возрастания американского участия в греческих делах.
Год 1945-й стал, бесспорно, водоразделом в англо-американских отношениях, как в экономической, так и в политической сферах. Уайтхолл вынужден был осознать, что самостоятельно уже не в состоянии вывести Грецию из экономического и политического кризиса. Соединенные Штаты же переходят к масштабному участию в греческих делах, постепенно начиная теснить англичан. Как отмечает Г. Райан, именно тогда правительство Соединенных Штатов «прекратило быть преимущественно заинтересованным зрителем и стало главным участником» [1].
В отечественной историографии американской политике в Греции в 1945 г. посвящены статьи Н. Д. Смирновой [2], британской - А. М. Не-крича [3]. Отдельные аспекты американской и британской политики затрагиваются в работах Ар. А. Улуняна [4].
В западной историографии исследуемым в статье проблемам уделялось гораздо больше внимания. Американскую политику в Греции изучали Дж. Иатридес, М. Амен и Л. Уиттнер [5]. Американскую и британскую политику в Греции исследовала А. Каралекас [6], отношения США и Великобритании по поводу Греции - Р. Фрейзер [7].
Британскую политику в Греции исследовал автор фундаментального исследования по внешней политике Великобритании в годы Второй мировой войны Л. Вудворд [8]. В британской историографии неоднократно высказывалась критика американской политики в Греции. Р. Хата-уэй, например, указывал на американское упрощенное, черно-белое видение международных проблем и недостаточную осведомленность американцев в греческих делах [9].
В конце 70-х гг. для исследователей были открыты британские архивы периода Второй мировой войны. Это способствовало появлению нового поколения исторических исследований, написанных теперь в опоре на широкий спектр
КАЛИНИН Александр Александрович - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ВятГГУ © Калинин А. А., 2008
архивных источников. Это - работы британского историка Э. Баркер, американского исследователя Дж. Александера, немецкого историка X. Рихтера и др. [10]
Изучение новых источников позволило сделать вывод о том, что предшествующее поколение историков в своих работах преувеличивало степень сплоченности англо-американского альянса периода Второй мировой войны. В действительности же в американо-английских отношениях имелись разногласия и недоверие [11].
К началу 1945 г. политическая ситуация внутри Греции оставалась очень напряженной. Новым премьер-министром Греции был назначен Николас Пластирас, генерал-республиканец, в 1922 г. (тогда полковник) руководивший восстанием в армии, которое привело к сложению полномочий королем Константиносом и ликвидации монархии в 1924 г. В 1935 г. генерал оставил Грецию после восстановления Георгиоса II. Пластирас являлся формальным лидером Национальной республиканской греческой лиги (ЭДЭС). Генерал возвратился в Грецию только в декабре 1944 г. Правительство Пластираса было сформировано и приступило к своим обязанностям 3 января 1945 г. Факт назначения премьер-министром известного своими республиканскими воззрениями генерала должен был умиротворить антимонархистов.
12 февраля 1945 г. в местечке Варкиза недалеко от Афин между греческим правительством и Национально-освободительным фронтом (ЭАМ) было заключено мирное соглашение. Национальная народно-освободительная армия (ЭЛАС) обязывалась разоружиться и самораспуститься. Правительство Пластираса должно было амнистировать политических заключенных, очистить полицию и армию от лиц, которые сотрудничали с оккупантами, провести плебисцит и выборы. Плебисцит должен был предшествовать выборам [12]. 14 февраля премьер-министр У. Черчилль и глава британского внешнеполитического ведомства А. Иден прибыли в Афины. Британский премьер выступил на площади Конституции, пообещав поддерживать Грецию вплоть до достижения ею «высот правосудия и мира» [13]. Заключение Варкизского соглашения означало уверенную победу британской линии.
К началу марта внутриполитическая ситуация в стране оставалась очень сложной. Главным политическим фактором стало изменение политического ландшафта в Греции, что было связано с поражением левых сил во время вспышки гражданской войны. Общественное мнение начинает склоняться в сторону симпатий правым и королю.
Ошибка была допущена и премьер-министром Пластирасом. Он расставлял «своих» людей толь-
ко на высшие посты в Афинах. Средний и нижний уровень административной машины государства оказывался в это время в руках правых. Интеграции членов ЭАМ в госаппарат мешал антикоммунизм Пластираса. В результате вскоре госаппарат стали контролировать крайне реакционные элементы, некоторые из них сотрудничали с фашистами в период оккупации, а демократический потенциал, который возбудило движение Сопротивления, оказался дезорганизованным [14].
Лондон негласно контролировал греческое правительство, избегая публичной огласки данного факта. В начале 1945 г. вновь намечаются разногласия между британским послом в Греции Р. Липером и Южным отделом Форин Офиса об уровне вовлеченности во внутриполитические дела греков. В феврале-марте Липер отстаивал необходимость сильного британского давления на Пластираса. Он неоднократно вмешивался в дела премьер-министра, считая, что Пластираса часто поглощают малозначительные политические дела в ущерб серьезных проблем. Чиновники в британском МИДе склонялись к необходимости передачи возможно большей ответственности за внут-ригреческие дела правительству Пластираса [15].
В начале марта Форин Офис и Черчилль отвергли предложение политического советника верховного союзного главнокомандующего в Средиземноморье Г. Макмиллана и Липера о заключении формального соглашения между Великобританией и греческим правительством, в соответствии с которым Греция фактически теряла свой суверенитет, ибо контроль за вооруженными силами, назначение госслужащих и т. д. должны были попасть в компетенцию англичан в обмен на увеличение численности британских войск в Греции и увеличение поставок оружия и снабжение греческих вооруженных сил и полиции. В этом случае Греция не только де-факто, но и де-юре превращалась в британский протекторат. Предлагалось направить английских советников по финансовым и экономическим вопросам. Соглашение было одобрено регентом архиепископом Дамаскиносом. Его критики в Лондоне высказывали опасения относительно возможной неблагоприятной реакции общественного мнения как в Великобритании, так и в США, а также предполагали, что это могло стать аргументом оправдания односторонних действий СССР в Румынии, Венгрии и Болгарии [16]. Такое решение, несмотря на его явную недемократичность, по-видимому, могло воспрепятствовать «захвату» государственного аппарата крайне реакционными элементами.
В это время англичане все более теряют контроль над действиями Пластираса, что вызывало их явное недовольство. Генерал стал премьер-ми-
нистром в момент серьезного кризиса в Греции. Назначение главой правительства человека с репутацией убежденного республиканца и демократа должно было замаскировать реальные цели Лондона по восстановлению британской гегемонии в Греции и продемонстрировать всему миру, что ее военное вмешательство направлено только на подавление коммунистического путча. Пла-стирас как военный вполне подходил для наведения общественного порядка. Однако вскоре, особенно после заключения Варкизского соглашения, генерал начал избавляться от британского контроля и проводить собственную политику [17]. Липеру Пластирас сказал, что если англичане и дальше будут вмешиваться в греческие внутренние дела, то «они создадут пожарище, большее, чем в прошлом декабре» [18]. 7 марта Черчилль сообщил Макмиллану, что «вытеснение Пластираса в самый ранний удобный момент кажется мне самым желательным... и очень приветствовалось бы здесь» [19]. Британский премьер инструктировал Макмиллана, что «наша власть должна осуществляться негласно», и требовал осуществить в ближайшее время замену премьер-министра, не допуская общественной огласки очередного факта британского вмешательства в греческие дела [20].
В это же время левые силы предприняли попытку обратиться к англичанам и американцам за помощью в связи с многочисленными нарушениями властями Варкизского соглашения. 7 марта британского посла Липера посетили представители ЭАМ во главе с Сяндосом. Они выдвинули обвинение в поощрении терроризма правительством Пластираса, запугивании оппонентов, организации незаконных арестов, аресте партийных газет [21].
8 марта 1945 г. американский посол в Италии А. Кирк сообщал госсекретарю Э. Стеттиниусу о явном смещении вправо политики Дамаскино-са и Пластираса [22]. 10 марта состоялась беседа американского посла в Греции Л. Маквея с делегацией ЭАМ. Секретарь ЦК Коммунистической партии Греции (КПГ) Г. Сяндос высказался за формирование в Греции «представительного правления в духе Ялтинского соглашения». Он отметил, что ЭАМ выполнил основное условие Варкизского соглашения - разоружение ЭЛАС. Однако правительство Пластираса не соблюдает условия соглашения: начался террор против членов ЭАМ, чинятся всяческие препятствия распространению левых газет. Члены ЭАМ и сочувствующие им не допускаются во вновь формируемую Национальную армию. Секретарь КПГ сделал вывод, что Греция идет к «диктаторскому полицейскому государству, которым управляют коллаборационисты» [23]. Поэтому делегаты предложили сформировать новое правительство
и просили американского дипломата убедить в этом регента и британского посла. Маквей скептически отнесся к жалобам «побежденных», ограничившись лишь общими фразами, подчеркнув, что США не занимаются созданием правительств в освобожденных странах. Посол рассматривал эксцессы как «возмездие» ЭЛАС и не исключал возможность провокаций со стороны самой ЭЛАС [24]. Начиная с мартовских сообщений Маквея заметно изменение отношения посла к греческим коммунистам и ЭАМ в негативную сторону.
Черчилль рекомендовал Липеру не вмешиваться в детали греческой политики. Таким образом, предполагалось сохранение британского контроля за счет преобладающего влияния на первое лицо государства, что было опробовано многолетней практикой (на короля или, в той ситуации, на регента), а также путем поддержки тесного контакта с пробританской группой греческой олигархии. Однако уже весной 1945 г. Макмиллан и Липер поняли, что эта политика не может гарантировать успех и предлагали установление британского контроля над всеми важнейшими звеньями греческой государственной машины. Однако Лондон отверг эти предложения [25].
Англичане рассматривали в качестве важнейшего приоритета наведение общественного порядка в Греции. Выборы следовало провести, как только будут созданы соответствующие полицейские структуры. Лондон был против создания «политического» правительства (то есть составленного из всех главных греческих политических сил) как альтернативы «рабочему» правительству Вулгариса. Агитация за многопартийное правительство осуждалась как «наносящая серьезный ущерб внутренней стабильности в Греции и подготовке к плебисциту и выборам» [26]. Липер утверждал, что острые политические разногласия делают создание многопартийного правительства невозможным. Правильнее было бы сказать, что его состав не был приемлем для англичан. Правительство Вулгариса должно было быть «выше и вне партийных конфликтов» [27]. Формально беспартийное правительство Вулгариса не пользовалось популярностью в Греции. Фактически из-за своей слабости оно стало правительством правых сил.
К началу 1945 г. отношения США и Великобритании пребывали в состоянии спада, вызванного подавлением англичанами восстания греческих левых сил в декабре 1944 г. Снизился уровень доверия между странами. Средства массовой информации создавали в умах американцев образ Европы, разделенной СССР и Великобританией на сферы влияния. В первые месяцы 1945 г. ситуация меняется. В квартальном обзоре англо-американских отношений, который го-
товился в британском посольстве в Вашингтоне для министра иностранных дел, за I квартал 1945 г. отмечалось улучшение состояния отношений двух стран. При этом «критика британской политики в Восточном Средиземноморье в значительной степени превратилась в критику американского нежелания принять обязанности в этом регионе» [28]. Также отмечалось желание американцев играть все более активную роль в мировых делах [29].
28 апреля Черчилль убеждал нового американского президента Г. Трумэна в чистоте британских помыслов относительно Греции. Британский премьер заявлял, что «мы не имеем намерения решать, должна ли она быть монархией или республикой». Политика Лондона состоит в нормализации ситуации в Греции и проведении плебисцита и свободных выборов «в течение следующих четырех или пяти месяцев» [30].
Одним из важнейших вопросов, которым серьезно занимались как английские, так и американские дипломаты, явилась организация в освобожденной Греции выборов и плебисцита по «королевскому вопросу», которые были предусмотрены Варкизским соглашением. Этим соглашением, а также Ялтинскими договоренностями предусматривалось участие США, Великобритании и СССР в наблюдении за выборами.
Роялисты в Греции стремились поскорее провести плебисцит, надеясь на волне роста консервативных настроений после восстания декабря
1944 г. получить необходимый результат. Республиканцы же, с другой стороны, склонялись к идее отсрочки плебисцита, считая усиление реакционных настроений временным явлениям. В марте
1945 г. вопрос о времени проведения плебисцита широко обсуждался в греческой прессе [31].
На Ялтинской конференции во время заседания глав правительств 9 февраля 1945 г. Черчилль завил, что «англичане приветствовали бы присутствие советских, американских и британских наблюдателей, когда там будут проходить выборы» [32]. Уже на этом заседании И. В. Сталин дал понять, что не собирается направлять советских наблюдателей в Грецию.
В письме Сталину от 28 апреля Черчилль уверял, что единственной целью англичан в Греции является «восстановление нормального положения вещей как можно скорее и проведение справедливых и свободных выборов» [33]. В послании от 4 мая советский лидер сообщил англичанам об отказе СССР участвовать в комиссии по наблюдению за греческими выборами: «Я не вижу возможности присоединиться к Вашим соображениям относительно Греции в той части, где Вы предлагаете установить контроль трех держав над выборами. Такой контроль в отношении народа союзного государства нельзя было бы рас-
сматривать иначе, как оскорбление этого народа и грубое вмешательство в его внутреннюю жизнь » [34].
Отказ Сталина участвовать в наблюдении за выборами в Греции явно проистекал из желания не создавать прецедент процедуры, на основании которого западные державы потребовали бы допустить их наблюдателей на выборы в страны Восточной Европы [35].
16 июня 1945 г. британское посольство в США направило госдепартаменту памятную записку, посвященную проблеме греческих выборов. Лондон констатировал факт отказа Советского Союза направить на греческие выборы наблюдателей и вносил предложение заменить советских наблюдателей на французских. Англичане считали, что 150 иностранных наблюдателей будет достаточно, чтобы посетить большинство избирательных участков в крупных городах и гарантировать отсутствие скандальных нарушений и запугивания избирателей. Для контроля за порядком при голосовании предлагалось использовать не греческую Национальную гвардию, а британские войска [36].
29 июня в госдепартаменте рассматривался вопрос об участии США в наблюдении за выборами в Греции. Новый глава ближневосточного отдела Лой Гендерсон предложил, чтобы американский и английский послы в Афинах официально обратились к греческому правительству с предложением пригласить их представителей в качестве наблюдателей на выборах. Однако заместитель госсекретаря Арчибальд Маклиш отметил, что тем самым будет создан прецедент, когда помощь в проведении свободных выборов будет предоставлена только после просьбы соответствующей страны, в то время как в Ялте США уже взяли на себя обязательство оказывать таковую освобожденным странам. По предложению заместителя госсекретаря Дина Ачесо-на было принято решение не обращаться к греческому правительству с предложением официально пригласить иностранных наблюдателей, а указать ему на Варкизское соглашение, которое прямо предусматривало участие союзников в наблюдении за проведением выборов.
Составленный по итогам заседания меморандум нового госсекретаря Джеймса Бирнса для президента Гарри Трумэна датирован 4 июля. Госдепартамент считал, что США должны принять участие в сотрудничестве с другими великими странами-победительницами в наблюдении за выборами в Греции. В документе содержались ссылки на заявления президента Рузвельта о необходимости «уважать право всех народов выбрать форму правительства» и решения Ялтинской конференции о солидарной ответственности трех великих держав-победительниц по реше-
нию проблем «любой области, освобожденной от нацистского завоевания». За выборами должны были наблюдать США, Великобритания, СССР, а также, вероятно, Франция. От Соединенных Штатов предполагалось направить пятьсот человек. Американскую делегацию не должен был возглавлять посол Маквей, поскольку, считали во внешнеполитическом ведомстве, это могло нанести ущерб его дипломатическому статусу. На документе стоит резолюция: «Я согласен. Гарри С. Трумэн» [37]. Вашингтон явно не желал направлять своих наблюдателей на основании просьбы непопулярного, проанглийски настроенного правительства.
На следующий день, 5 июля, британскому посольству был передан официальный меморандум госдепартамента с изложением американской позиции. Официально давалось согласие на американское участие. США считали отправку наблюдателей необходимой и не расценивали ее как нарушение греческого суверенитета, ссылаясь на Варкизское соглашение. В случае согласия на участие греческого и французского правительств предлагалось подключить Францию наряду с США, Великобританией, СССР к наблюдению за выборами. Повторялось американское предложение провести выборы в Учредительное собрание раньше плебисцита. Вашингтон допускал возможность использования некоторых подразделений британских войск для контроля за выборами в связи со слабостью греческих национальных полицейских и военных сил [38].
Решение о направлении многочисленной американской делегации в Грецию можно расценивать как один из явных симптомов формирования новой американской политики в отношении Греции, которое фактически завершилось 12 марта 1947 г., когда президент Трумэн выдвинул рубежную для начального периода «холодной войны» американскую доктрину.
В записке от 7 июля 1945 г., направленной главе британского МИДа, Черчилль не согласился с американским предложением о проведении выборов раньше плебисцита, подчеркнув, что это противоречит его переписке с президентом Ф. Рузвельтом [39].
В бумагах, которые готовились для американской делегации, направлявшейся для участия в Потсдамской конференции, имелось несколько документов, посвященных Греции. Меморандум «Греция» от 29 июня свидетельствовал о пересмотре американской политики в пользу активного участия в греческих делах. Перечислялись основные интересы США в Греции - главным образом в экономической и гуманитарных областях. Отмечалось, что немалое количество греков эмигрировало в Америку. В документе прямо говорилось, что традиционная американская
политика отказа от вмешательства во внутренние дела греков подлежит пересмотру, в частности на основании решений Ялтинской конференции. Греции как малой нации следует гарантировать право выбора мирным и демократичным путем. Отмечалось, что достижение этой задачи требует экономической стабильности и американцы не должны уклоняться от помощи возрождению экономического здоровья Греции.
Формулировались основные направления американской политики в Греции. Во-первых, помощь в организации и контроле за проведением демократических выборов Учредительного собрания и плебисцита по вопросу о форме правления. Также выражалось убеждение, что «республиканская форма правления предлагает больше возможностей для мирного будущего, чем реставрация монархии».
Во-вторых, это помощь в экономической реконструкции и развитии страны и ее ресурсов, включая торговый флот, в возрождении внешней торговли. Помощь по линии ЮНРРА уже признавалась недостаточной, и говорилось о необходимости сделать доступными для Греции промышленные кредиты, возможно через Экспортно-импортный банк, если будущее законодательство устранит существующие преграды.
В-третьих, говорилось о необходимости поощрять Грецию к возможно быстрому согласованию и развитию хороших отношений с ее соседями, «поддерживая уменьшение или уничтожение коммерческих, финансовых, социальных и культурных барьеров». Подчеркивалось, что «ситуация, при которой страны британского доминирования Греция и Турция (и, возможно, Албания) стали бы изолированными в экономическом и политическом отношении от группы славянских соседей на севере, где доминировали бы русские, стала бы реальной угрозой миру во всем мире» [40].
Также к конференции Большой тройки был подготовлен меморандум от 30 июня «Выборы в Греции». В госдепартаменте считали, что после проведения выборов демократически избранное правительство примерно через 6 месяцев должно провести плебисцит по «королевскому вопросу». Имелось и объяснение поведения советского лидера Сталина. Отказ от наблюдения за греческими выборами связывался с нежеланием допускать аналогичные формы контроля «в так называемой советской сфере» в странах Восточной Европы [41].
10 июля британский посол в США Галифакс передал ответный меморандум британской стороны и. о. госсекретаря Дж. Грю, в котором предлагалось провести плебисцит и выборы в один и тот же день. Лондон также согласился вместе с американцами обратиться к советскому и французскому правительствам с предложением при-
нять участие в наблюдении за греческими выборами [42]. В телеграмме Бирнсу от 14 июля Грю советовал, что в случае, если советские делегаты будут отказываться принять участие в наблюдении, можно напомнить им, что на его необходимости настаивали все главные греческие политические партии, а особенно настойчиво - ЭАМ и КПГ [43]. 19 июля госсекретарь Бирнс в письме главе НКИД В. М. Молотову выражал «искреннюю надежду», что Советское правительство в соответствии с Ялтинским и Варкизским соглашениями согласится на участие в наблюдении за национальными выборами в Греции [44].
Советское правительство ответило отказом, сославшись на собственное отрицательное отношение к практике контроля иностранных государств над национальными выборами. В письменном ответе на американское предложение Молотов подчеркнул, что Советское правительство имеет собственные предложения в отношении положения дел в Греции, и выразил надежду, что они ещё будут рассмотрены [45]. Аналогичный отказ был направлен и в ответ на английское предложение об участии в наблюдении [46].
Следует отметить, что еще 1 июля 1945 г. в очередном секретном бюллетене отдела международной информации ЦК ВКП(б) давалась однозначно негативная оценка внутренней ситуации в Греции и особое внимание обращалось внимание на вмешательство англичан во внутренние дела страны [47].
20 июля советская делегация в связи с тем, что в Греции отсутствует порядок, не соблюдается закон и осуществляется террор против демократических элементов, выступила с предложением «рекомендовать греческому регенту немедленно принять меры к образованию демократического правительства в духе соглашения, заключенного в Варкизе 12 февраля 1945 г.» [48].
На заседании министров иностранных дел по поводу советского меморандума Иден заявил, что описание ситуации в Греции, данное в документе, - «полная пародия факта». Москва может свободно направить своих представителей в Грецию, корреспонденты со всего мира могут работать в стране, будут проведены свободные выборы, открытые для всех партий. Греческое правительство пригласило на выборы международных наблюдателей [49].
Черчилль категорически отверг советское предложение. В ответном меморандуме от 22 июля говорилось, что «элементы ЭАМ/ЭЛАС в Греции никоим образом не представляют греческую демократию или подавляющее большинство греков» [50]. Однако позиция Москвы не изменилась, и документ с теми же предложениями под названием «Предложение делегации СССР по вопросу о Греции» был передан уже новому
британскому премьер-министру Клементу Эттли (а также Трумэну) 31 июля [51].
В телеграмме британскому послу в США от 31 июля еще раз была подтверждена позиция Форин Офиса об отрицательном отношении к идее проведения выборов раньше плебисцита [52].
2 августа Р. Липер направил в Форин Офис (О. Сардженту) собственный анализ ситуации в Греции. Посол обращал внимание на факт нарастания антигреческой пропаганды в Югославии, Болгарии и Румынии. В этой ситуации публичное выражение поддержки нового британского правительства было особенно необходимо, чтобы избежать паники среди местного населения. Посол декларировал, что «уход британских войск почти наверняка спровоцировал бы пограничные инциденты с югославами и болгарами, которые могли бы сопровождаться оккупацией Македонии и Западной Фракии». Потеря этих территорий разрушила бы греческое государство в экономическом отношении с последующим возможным поглощением его Балканской советской федерацией во главе с СССР, что создало бы реальную опасность для Турции. Таким образом, посол формулировал возможное обоснование сохранения британского военного присутствия в Греции. Липер считал, что ситуация в Греции может ухудшиться, если правительство Его Величества не предпримет немедленных действий. Он предложил организовать визит регента Да-маскиноса, по его словам «единственной выдающейся фигуры в Греции», в Великобританию. В Лондоне следовало скорректировать политику архиепископа с целью стабилизации положения в стране и проведения выборов при сохранении британского контроля [53].
Новое британское правительство в целом придерживалось политики преемственности в своих отношениях с Грецией. 8 августа регенту Дамас-киносу была направлена телеграмма Эттли о готовности Великобритании продолжать оказывать помощь грекам. Подчеркивалась необходимость безусловного выполнения Варкизского соглашения и скорейшего восстановления «общественного порядка по всей Греции» для проведения народного голосования [54].
Госсекретарь Бирнс 9 августа сообщил американскому послу в Лондоне Винанту о решении Вашингтона осуществлять наблюдение за греческими выборами без участия СССР ввиду его отказа. Трехсторонний характер миссии предполагал участие французов. Советский Союз планировалось только информировать обо всех событиях в Греции [55]. Таким образом, США приняли ранее сделанное англичанами предложение о «замене» русских французами.
11 августа Маквей сообщил в Вашингтон, что КПГ саботирует участие в подготовке к выбо-
рам, назвав их «комедией», которая будет проведена, чтобы «сфальсифицировать желания и мнения людей» [56].
Новый британский министр иностранных дел Э. Бевин пересмотрел прежнюю позицию Лондона по проблеме очередности проведения голосований в Греции и 11 августа проинформировал американцев, что согласен на проведение выборов раньше плебисцита. Однако с предложением Вашингтона о шестимесячном промежутке между голосованиями он не соглашался и предлагал «не больше двух месяцев». Американский и британский послы должны были «под большим секретом» сообщить об изменении позиции великих держав греческому правительству. Глава Форин Офиса подчеркивал, что иностранные наблюдатели должны присутствовать как на выборах, так и на референдуме [57]. Франция согласилась направить своих наблюдателей на греческие выборы [58].
Через два дня состоялась беседа сотрудника ближневосточного отдела госдепартамента У. Бакстера и первого секретаря британского посольства Тэнди. Последний заявил, что англичане готовы неофициально рекомендовать регенту изменить Варкизское соглашение в пункте об очередности голосований. Предлагалось пригласить для участия в разговоре с регентом и французского посла, ибо Франция теперь участвовала в наблюдении. Бакстер сказал, что об этом разговоре с регентом хотя бы за день необходимо проинформировать Москву. Вашингтон не имел ничего против участия в наблюдении как за выборами, так и за плебисцитом [59]. 15 августа американцам сообщили о намерениях главы Форин Офиса 20 августа выступить в парламенте с официальным объявлением об участии Великобритании в наблюдении за выборами. 19 августа об этом заявлении предполагалось проинформировать Москву. Лондон предложил не подключать французов к дискуссии по поводу очередности и времени проведения голосований [60]. 18 августа американскому послу в СССР А. Гар-риману была направлена телеграмма с информацией по греческим выборам [61].
18 августа американцам была изложена британская позиция по проблемам Греции. Лондон заявлял о стремлении способствовать созданию в Греции «устойчивого правительства как можно скорее, так как неопределенность в этом вопросе поощряет продолжение политической борьбы». Говорилось о поддержке правительства Вул-гариса «пока выборы не проведены. Иначе проведение выборов будет задержано, что серьезно затронет финансовое и экономическое положение Греции и потребует присутствия британских войск в стране в течение более длительного периода». Правительство Его Величества намере-
валось тесно сотрудничать с Соединенными Штатами по греческим проблемам. Англичане предполагали пригласить регента Дамаскиноса в Лондон для награждения. Этот визит должен был совпасть с проведением там же заседания Совета министров иностранных дел (СМИД). Выражалась также озабоченность британского правительства по поводу советской критики в прессе ситуации в Греции [62].
В речи в Палате общин 20 августа Э. Бевин подтвердил, что лейбористское правительство будет придерживаться преемственности в политике в отношении Греции. Бевин высказался в поддержку правительства Вулгариса и выразил надежду, что оно продолжит исполнение служебных обязанностей до выборов, которые следовало провести как можно скорее [63].
Маквей регулярно посылал в Вашингтон тревожные телеграммы, которые свидетельствовали о постепенной поляризации ситуации в Греции. Коммунисты публично выражали сомнения в конституционности статуса архиепископа Дамаскиноса, Вулгарис именовался не иначе, как сторонник «монархо-фашистских организаций» [64].
Госдепартамент 20 августа 1945 г. официально объявил, что в соответствии с Ялтинским соглашением Соединенные Штаты направят комиссию для наблюдения за греческими выборами [65]. В тот же день заявление об участии США, Великобритании и Франции в наблюдении за выборами в Греции выпустило правительство Греции [66].
22 августа газета «Известия» писала, что «наблюдение » фактически означает контроль со стороны иностранных государств [67]. В сообщении ТАСС от 24 августа говорилось, что практика контроля национальных выборов «нарушает принципы демократизма и ущемляет суверенитет той страны, где хотят применить названный контроль» [68].
9 сентября архиепископ Дамаскинос прибыл в Лондон. Регент предложил провести выборы в самое ближайшее время, а плебисцит отложить на три года. Проблема сроков обсуждалась в Лондоне назначенным постоянным заместителем главы Форин Офиса Ормом Сарджентом, новым главой Южного отдела Уильямом Хайтером, а также Липером [69]. На следующий день американский посол Дж. Винант встретился с О. Сарджентом, которые сошлись во мнении относительно того, что для исключения возможности како-го-либо участия делегатов СССР в переговорах с регентом беседы с ним не должны были проводиться в месте проведения СМИД. Британский дипломат считал, что следует обязательно организовать встречу Дамаскиноса с Бирнсом.
Госсекретарь Бирнс принял Дамаскиноса в американском посольстве в Лондоне утром 13 сентября. Глава американского внешнеполи-
тического ведомства отверг 3-летнюю отсрочку проведения плебисцита как слишком длительную. Бирнс счел один год вполне достаточным сроком [70].
В сентябре Советское правительство потребовало рассмотрения положения в Греции Советом министров иностранных дел. В советском меморандуме «Ситуация в Греции», представленном во второй день заседаний СМИД в Лондоне (11 сентября - 2 октября 1945 г.) 12 сентября, говорилось: «Сообщения, поступившие из Греции, свидетельствуют о том, что внутриполитическое положение страны продолжает оставаться чрезвычайно напряженным, чреватым тяжелыми последствиями как для греческого народа, так и для мира и безопасности соседних с Грецией стран». В меморандуме отмечалось, что «при существующих условиях в Греции, наблюдатели не будут в состоянии гарантировать свободное выражение народного желания на выборах» [71]. Советская сторона активно использовала ситуацию в Греции как контраргумент, когда западные страны подвергали критике ее политику в странах Восточной Европы [72].
Как сообщал госсекретарю американский посол в Лондоне, переговоры Дамаскиноса с англичанами во время его визита в Великобританию были посвящены вопросам выборов. Винант писал об опасениях англичан, что проведение плебисцита раньше выборов может дестабилизировать обстановку. Поэтому они склонялись к принятию американского предложения о проведении сначала выборов и только после «восстановления спокойствия» - плебисцита по «королевскому вопросу» [73].
Новое британское правительство придерживалось мнения, что англичане должны по-преж-нему вмешиваться в дела греков. Однако в Форин Офисе считали, что британское вмешательство не должно быть слишком явным. На этом основании Бевин долго отказывался взять на себя ответственность за задержку плебисцита. Однако Дамаскинос настаивал, что это должны сделать именно союзники. Только 19 сентября Бевин наконец согласился принять солидарную ответственность с американцами за задержку плебисцита. Соответствующее объявление было выпущено одновременно в Лондоне и Вашингтоне на следующий день. В нем говорилось, что британское и американское правительства желают, чтобы выборы были проведены в самый ранний момент, предпочтительно до конца 1945 г. И только после установления стабильности, следовало провести плебисцит [74].
20 сентября глава Форин Офиса обратился к своему американскому коллеге с просьбой дать американскому послу в Афинах инструкции совместно с английским и французским послами
убедить основные политические силы в Греции сотрудничать в деле проведения выборов. Предполагалось создать некий «объединенный фронт» из греческих политических сил [75]. Беседы посла Маквея с регентом и английским послом не оставляли сомнений, против кого будет направлен этот «фронт» - предполагалось «убеждать » всех, кроме ЭАМ и КПГ [76]. Греческий премьер сказал американскому дипломату, что вопреки собственному мнению уступает требованиям США и Великобритании в вопросе очередности проведения выборов и плебисцита. Выборы он обещал провести в срок до 15 декабря 1945 г. [77]
Вашингтон поддержал британское предложение, и посол Маквей был проинструктирован госсекретарем заняться внушением греческим политикам мысли о необходимости сотрудничать во время проведения выборов с целью создания после них устойчивого правительства [78]. 4 октября американский посол все же принял и делегацию ЦК ЭАМ. Делегаты настаивали на некоторой отсрочке выборов в связи с притеснениями левых сил и нарушением их прав в условиях действия пропорциональной избирательной системы [79].
7 октября британский посол Липер сообщил Маквею о решении рекомендовать регенту отправить в отставку правительство Вулгариса. Предлагалось сформировать «левоцентристское » правительство во главе с бывшим премьером эмигрантского правительства Э. Цудеросом [80]. В тот же день Липер посетил Вулгариса и заявил, что он должен уйти в отставку. Адмирал согласился [81].
9 октября регент принял отставку кабинета Вулгариса [82]. В Греции разразился правительственный кризис, который продолжался три недели.
Липер полагал, что Дамаскинос может уступить популистам и назначить правительство из членов этой партии. Это могло спровоцировать новое восстание левых сил. Он неоднократно обращался в Форин Офис с просьбой дать санкцию на вмешательство [83]. План Липера вряд ли был осуществим, ибо в греческом обществе продолжалась поляризация: оно все более разделялось на ярых монархистов и ярых республиканцев. И те и другие и слышать ничего не хотели о компромиссе.
К тому же Форин Офис не допустил вмешательства Р. Липера во внутриполитический кризис в Афинах [84]. Э. Бевин категорически отверг идею навязывания англичанами грекам персонального состава правительства [85].
Только 1 ноября новым премьер-министром был назначен П. Канелопулос. Однако, столкнувшись с ухудшением экономической ситуации, 20 ноября его правительство вынуждено было также уйти в отставку [86].
Бевин подчеркивал, что новое правительство должно провести выборы не позднее марта 1946 г., а плебисцит, возможно, придется отложить до 1948 г. Пост премьер-министра получил самый старый из греческих политических деятелей восьмидесятилетний лидер Либеральной партии Ф. Софулис, в прошлом сподвижник Э. Венизелоса [87]. Кабинет Софулиса был приведен к присяге 22 ноября [88].
Узнав об отсрочке плебисцита до 1948 г., Георгиос II 21 ноября из Лондона выступил с обращением, с возмущением утверждая, что греков лишают возможности высказаться по вопросу о форме собственного правительства. Заявление короля было передано Би-би-си. Дамаскинос в ответ заявил, что уходит с поста регента [89]. Форин Офис выступил категорически против отставки архиепископа. Его пытались убедить остаться и Липер, и правительство Софулиса, и Бевин. Регент заявил, что изменит свою позицию только по просьбе американцев. 25 ноября Липер обратился к Маквею с просьбой принять участие в воздействии на Дамаскиноса. В тот же день состоялась встреча Дамаскиноса и Маквея. После нее регент выступил с заявлением, что после личного обращения американского посла он остается на посту, но только до проведения выборов [90].
20 октября президент Трумэн назначил Генри Грейди руководителем специальной американской миссии по наблюдению за греческими выборами в ранге посла [91]. Англичане к тому времени еще не назначили руководителя британской миссии. Поэтому 30 октября госсекретарь Бирнс просил Лондон ускорить принятие решения по руководителю. Американская сторона настаивала, чтобы не позднее 15 ноября в Лондоне начались консультации по греческим выборам. Генеральным секретарем миссии был назначен помощник руководителя ближневосточного отдела госдепартамента Фой Колер [92]. Грейди 27 ноября прибыл в Афины. Участие в миссии высокопоставленных чиновников внешнеполитического ведомства свидетельствует о том, что в Вашингтоне придавали ей важное значение.
28 ноября госсекретарь Бирнс инструктировал посла сказать регенту о его поддержке Вашингтоном и недопустимости его отставки в тот момент, «когда его полномочия и престиж могут быть решающими факторами в предотвращении краха греческого правительства» [93].
14 января 1946 г. госдепартамент выпустил пресс-релиз о направлении миссии по наблюдению за греческими выборами и ее составе. Гражданский штат миссии состоял примерно из 80 человек, военный - из 500 человек [94].
Таким образом, в 1945 г. правительства Черчилля, а в дальнейшем и Эттли, пытаются вывести
Грецию из глубокого экономического и политического кризиса. Однако становится очевидно, что старые методы удержания контроля над страной уже утратили эффективность, а также обозначилась необходимость серьезных финансовых вливаний. Перед британской дипломатией встает проблема выработки нового внешнеполитического курса в отношении Греции, который бы учитывал изменения ситуации внутри страны и в то же время соответствовал уменьшающимся британским возможностям. Приходится констатировать, что англичанам это не удалось. Фактически все свелось к постепенному втягиванию американцев в греческие дела, что в перспективе вело к резкому укреплению позиций Вашингтона в этой стране и ослаблению британских позиций.
Финансовые затруднения наводят англичан на мысль о желательности вовлечения Вашингтона в греческие дела для того, чтобы он нес основную финансовую нагрузку. Также Лондон, по-видимому, опасался, что вакуум силы, образующийся вследствие ослабления их возможностей, может быть заполнен Советским Союзом. С этой точки зрения США являлись «меньшим из зол». Англичане предприняли шаги, чтобы привлечь американцев к сотрудничеству.
Приход к власти в Великобритании лейбористов не привел к смене основ британского курса, но внес в него некоторые коррективы. Так, англичане начинают стремиться по возможности избегать открытого вмешательства в греческие дела, но в то же время не произошло переосмысления традиционного британского курса, которого придерживалось правительство Черчилля. Новое лейбористское правительство проявляло еще большую готовность и желание вовлечь США во все греческие проблемы, нежели консерваторы. Правительству Эттли не удалось внести сколько-нибудь существенные корректировки в британский внешнеполитический курс в отношении Греции. Это стало одной из предпосылок возобновления гражданской войны в этой стране в 1946 г.
Изложенный в статье материал позволяет сделать вывод о том, что летом - осенью 1945 г. США окончательно отходят от политики невмешательства во внутренние дела Греции, о чем ярко свидетельствует направление комиссии по наблюдению за греческими выборами и деятельность американского посла в Афинах. Приход новой администрации Трумэна, смена руководства госдепартамента окончательно сняли «табу» на вмешательство в греческие внутриполитические проблемы.
При этом постепенно возрастает антикоммунистический и антисоветский компонент американского внешнеполитического курса, в том числе и в отношении Греции. Некоторую роль не мог не сыграть факт назначения новым главой
ближневосточного отдела госдепартамента Лоя Гендерсона, который большую часть заграничной службы в 30-40-х гг. провел в Советском Союзе. После этого он стал бескомпромиссным критиком СССР [95]. Планы относительно выборов и плебисцита показали нарастание противоречий между Советским Союзом и Западом.
Новая американская политика, которая формулировалась в 1945 г., получила дальнейшее развитие в 1946-1949 гг., когда Соединенные Штаты переходят к масштабному участию в делах страны и принимают участие в гражданской войне на стороне правых сил. Указанные тенденции свидетельствовали о вступлении америка-но-английских отношений в новую фазу, завершением которой следует считать выдвижение «доктрины Трумэна» в 1947 г.
Примечания
1. Ryan, Н. В. The Vision of Anglo-America: The US-UK Alliance and the Emerging Cold War, 1943-1946 [Text] / H. B. Ryan. Cambridge etc., 1987. P. 156.
2. Смирнова, H. Д. Политика США в Греции (1943-1945) [Текст] / Н. Д. Смирнова // Новая и новейшая история (далее - НИИ). 1984. № 1. С. 44-62; Смирнова, Н. Д. Средиземноморье в переходный период от войны к миру [Текст] / Н. Д. Смирнова // Средиземноморье и Европа. Исторические традиции и современные проблемы. М., 1986. С. 97-112; Смирнова, Н. Д. Греция в политике США и СССР 1945-1947 гг. Новые архивные документы [Текст] / Н. Д. Смирнова // ННИ. 1997. № 5. С. 21-34.
3. Некрич, А. М. Политика Англии в греческих делах (1941-1945 гг.) [Текст] / А. М. Некрич // Проблемы британской истории. 1972. М., 1972. С. 102— 134.
4. Улунян, Ар. А. Коммунистическая партия Греции. Актуальные вопросы идеологии, политики и внутренней истории: КПГ в Национальном Сопротивлении, Гражданской и «холодной» войнах 1941-1956 [Текст] / Ар. А. Улунян. М., 1994; Он же. Балканы: горячий мир холодной войны. Греция и Турция между Западом и Востоком. 1945-1960 гг. [Текст] / Ар. А. Улунян. М., 2001; и др.
5. Iatrides, J. О. Revolt in Athens: the Greek communist "second round" 1944-1945 [Text] / J. O. Iatrides. Princeton, 1972; Amen, M. American Foreign Policy in Greece, 1944/1949 [Текст] / M. Amen. These. Frankfurt a. M. etc., 1978; Wittner, L. American Intervention in Greece, 1943-1949 [Text] / L. Wittner. N.Y., 1982.
6. Karalekas, A. Britain, the U.S., and Greece, 1942-1945 [Text] / A. Karalekas. N.Y.; L„ 1988.
7. Anglo-American Relations with Greece. The Coming of the Cold War, 1942-1947 [Text] / R. Frazier. N.Y., 1991.
8. Woodward, L. British Foreign Policy in the Second World War [Text] : in 5 vols. / L. Woodward. L„ 1970-1976. Vol. 1-5.
9. Hathaway, R. M. Ambiguous Partnership: Britain and American 1944-1947 [Text] / R. M. Hathaway. N.Y., 1981. P. 91, 95.
10. Barker, E. British Policy in South-East Europe in the Second World War [Text] / E. Barker. N.Y., 1976;
Idem. Greece in the Framework of Anglo-Soviet Relations 1941-1947 [Text] // Greece: From Resistance to Civil War / ed. by M. Sarafis. Nottigham, 1980. P. 15-31; Alexander, G. M. Prelude to the Truman Doctrine: British Policy in Greece 1944-1947 [Text] / G. M. Alexander. Oxford, 1982; Richter, H. British Intervention in Greece: From Varkiza to Civil War, Feb. 1945 to Aug. 1946 [Text] / H. Richter. L„ 1986.
11. Stafford, D. Roosevelt and Churchill: Men of Secrets [Text] / D. Stafford. Woodstock; N.Y., 2001; Reynolds, D. From World War to Cold War. Churchill, Roosevelt, and the International History of the 1940s. [Text] / D. Reynolds. Oxford, 2006; и др.
12. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers (далее - FRUS) [Text], 1945. Vol. 8. P. 109-113; Alexander, G. M. Op. cit. P. 94.
13. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 115; текст речи: Winston S. Churchill: His Complete Speeches, 1897-1963: in 8 vols. [Text] / ed. R. R. Games. Vol. 7. N.Y.; L„ 1974. P. 7106-7107.
14. Richter, H. Op. cit. P. 102.
15. Karalekas, A. Op. cit. P. 197-198.
16. Frazier, R. Op. cit. P. 76-77; Richter, H. Op. cit. P. 90-91.
17. Richter, H. Op. cit. P. 100-101.
18. Alexander, G. M. Op. cit. P. 99.
19. Richter, H. Op. cit. P. 91.
20. Ibid. P. 93.
21. beeper, R. Op. cit. P. 157.
22. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 116.
23. По оценкам Британской парламентской миссии, на январь 1946 г. в Греции было репрессировано по меньшей мере 50 тыс. человек. Сотрудничество с нацистами новый греческий режим считал меньшим преступлением, нежели участие в подразделениях ЭЛАС (Kolko, J. The limits of power. The world and United States foreign policy, 1945-1954 [Text] / J. Kolko, G. Kolko. N.Y., 1972. P. 221).
24. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 116-118; аналогичные жалобы были изложены британскому послу Липеру 7 марта: Richter, Н. Op. cit. Р. 94.
25. Richter, Н. Op. cit. Р. 119-120.
26. Documents on British Policy Overseas. Ser. 1. Vol. 1. L„ 1984. P. 1196.
27. Ibid P. 1247.
28. Confidential Dispatches. Analyses of America by the British Ambassador, 1939-1945 / Ed. with an Introductory Essay by Т. E. Hachey. Evastone (III), 1973. P. 258.
29. Ibid. P. 268.
30. Defending the West: The Truman-Churchill Correspondence, 1945-1960/ By G. W. Sand. Westport, 2004. P. 43.
31. Karalekas, A. Op. cit. P. 184.
32. FRUS. 1945. Malta and Yalta. P. 853; Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Текст] : в 6 т. Т. 4. Крымская конференция. С. 166.
33. Prime Minister's Personal Telegram. Prime Minister to Marshall Stalin. 29.4.45 [Electronic resource] // Historical Papers: Documents from the British Archives. Churchill and Stalin: Documents from the British Archives, 1940-1953. Режим доступа: http://www.fco.gov.uk/Files/ kfile/churchillstalin_68-l.pdf; Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941— 1945: Документы и материалы [Текст]: в 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 367; Переписка Председателя Совета Мини-
стров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Изд. 2-е (далее - Переписка...) [Текст] : в 2 т. М„ 1976. Т. 1. С. 400-407.
34. Советско-английские отношения... Т. 2. С. 374; Переписка... Т. 1. С. 410-412; см. также: Xydis, S. G. Greece and the Yalta Declaration [Text] / S. G. Xydis // American Slavic and East European Review. Vol. 20. № 1 (Feb., 1961). P. 10-11.
35. Kuniholm, B. Op. cit. P. 253; Feis, H. Between War and Peace: The Potsdam Conference [Text] /
B. Kuniholm. Princeton, 1967. P. 287-288; Barker, E. Greece in the Framework of Anglo-Soviet Relations, 1941— 1947 [Text] / E. Barker. P. 29; Alexander, G. M. Op. cit. P. 114.
36. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 126-128.
37. Ibid. P. 130-131; FRUS. 1945. Berlin. Vol. 1. P. 654-656.
38. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 132-133; FRUS. 1945. Berlin. Vol. 1. P. 656-658.
39. Documents on British Policy Overseas. Ser. 1. Vol. 1. P. 42.
40. FRUS. 1945. Berlin. Vol. 1. P. 651-653.
41. Ibid. P. 653-654.
42. Ibid. P. 660-661.
43. Ibid. P. 663-664.
44. FRUS. 1945. Berlin. Vol. 2. P. 1043; Советско-аме-риканские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы [Текст] : в 2 т. М., 1984. Т. 2. С. 440; Советский Союз на международных конференциях... Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). С. 326-327.
45. Советско-американские отношения... Т. 2.
C. 441; Советский Союз на международных конференциях... Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция... С. 327.
46. Советский Союз на международных конференциях... Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция... С. 327-328.
47. В бюллетене давалась следующая характеристика ситуации в Греции: «Обстановка в стране свидетельствует о том, что реакционные силы, опираясь на поддержку англичан, стремятся свести на нет демократические завоевания греческого народа, достигнутые им в четырехлетней национально-освободительной борьбе против фашистских оккупантов, пытаются навязать народу... не менее отвратительное господство внутренней фашистской клики, которая является послушным орудием английской реакции» (Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 128. Д. 50. Л. 138).
48. FRUS. 1945. Berlin. Vol. 2. P. 1044; Советский Союз на международных конференциях... Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция... С. 330-331.
49. Мее, Ch. Meeting at Potsdam [Text] / Ch. Mee. N.Y., 1975. P. 131-132; о дискуссиях на конференции см. также: Bohlen, Ch. Witness to History, 1929-1969 [Text] / Ch. Bohlen. N.Y., 1973. P. 234-235; Byrnes, J. Speaking Frankly [Text] / J. Byrnes. N.Y.; L„ 1947. P. 72-74. Как справедливо отмечает в мемуарах Дж. Бирнс, советская сторона активно использовала ситуацию в Греции в качестве контраргумента, когда представители западных держав критиковали советскую политику в Восточной Европе {Byrnes, J. Op. cit. P. 73-75).
50. FRUS. 1945. Berlin. Vol. 2. P. 1045.
51. Советский Союз на международных конференциях... Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция... С. 438.
52. Documents on British Policy Overseas. Ser. 1. Vol. 1. P. 1209.
53. Ibid. P. 1247-1248.
54. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 135.
55. Ibid. 134-135.
56. Ibid. P. 136.
57. Ibid. P. 136-137.
58. Ibid. P. 137-138.
59. Ibid. P. 138-139.
60. Ibid. P. 141-142; см. также телеграмму посла Винанта госсекретарю Бирнсу от 16 августа: FRUS. 1945. Vol. 8. Р. 142-143.
61. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 143.
62. Ibid. P. 144-145.
63. beeper, R. Op. cit. P. 172-173; Alexander, G. M. Op. cit. P. 130.
64. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 140-141.
65. DAFR. Vol. 8. P. 878.
66. Текст заявления в телеграмме Л. Маквея: FRUS. 1945. Vol. 8. P. 147.
67. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 148.
68. Советско-американские отношения... Т. 2. С. 492; Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны: Документы и материалы [Текст]. Т. 3: 1 января - 3 сентября 1945 г. М., 1947. С. 492.
69. Richter, Н. Op. cit. Р. 192-193; Alexander, G. М. Op. cit. Р. 133-134.
70. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 157.
71. Ibid. P. 156; Архив внешней политики РФ (АВП РФ) Ф. 084. Оп. 33. П. 138. Д. 10. Л. 46; Ф. 0430. Оп. 2. П. 5. Д. 14. Л. 5.
72. 16 сентября во время своей беседы с Бирнсом, в процессе обсуждения ситуации в Румынии и Болгарии, В. М. Молотов обратился к положению в Греции (Советско-американские отношения. 1945-1948 [Текст] / под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 2004. С. 20-25; АВП РФ Ф. 0431/1. On. 1. П. 4. Д. 18. Л. 11-13). 19 сентября, чтобы ответить на критику советских действий в Румынии, Молотов вновь стал говорить о Греции. Глава НКИДа обращал внимание на факт пребывания у власти в Греции недемократического правительства, которое американцы прикрывают «своей широкой спиной от критики, не мешая ему проводить террор в отношении демократических элементов. Американцы помогают англичанам в Греции» (Советско-американские отношения. 1945-1948 [Текст] / под ред. Г. Н. Севостьянова. М„ 2004. С. 28-33; АВП РФ Ф. 0431/1. On. 1. П. 4. Д. 18. Л. 22-23). Точно так же глава советской дипломатии поступил во время своей беседы с госсекретарем США 30 сентября (АВП РФ Ф. 0431/1. On. 1. П. 4. Д. 18. Л. 61).
73. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 159.
74. Alexander, G. M. Op. cit. P. 135-136.
75. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 159-160.
76. Ibid. P. 161-162.
77. Ibid. P. 163.
78. Ibid. P. 165.
79. Ibid. P. 167-168.
80. Ibid. P. 170-171.
81. Richter, H. Op. cit. P. 225.
82. FRUS. 1945. Vol. 8. P. 172.
83. Karalekas, A. Op. cit. P. 252.
84. Ibid. P. 254.
85. Nicolson, H. Diaries and Letters [Text] / H. Nicolson. N.Y., 1968. Vol. 3. P. 42.
86. О правительстве Канелопулоса см.: Richter, Н. Ор. cit. Р. 289-307.
87. FRUS. 1945. Vol. 8. Р. 178-179.
88. Ibid. Р. 180-181.
89. Ibid. Р. 179-181; текст заявления: Richter, Н. Ор. cit. Р. 313-314.
90. FRUS. 1945. Vol. 8. Р. 183; текст заявления: FRUS. 1945. Vol. 8. Р. 183-184.
91. Ibid. Р. 174.
92. Ibid. Р. 175.
93. Ibid. Р. 184.
94. FRUS. 1946. Vol. 7. Р. 93-95.
95. Karalekas, А. Ор. cit. Р. 228.
В. В. Машковцева
ОТЧЕТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ МИССИОНЕРОВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
(на материалах Вятской губернии второй половины XIX - начала XX в.)
В данной статье содержится комплексный анализ отчетов православных миссионеров «о состоянии раскола» на примере Вятской губернии второй половины XIX - начала XX в.
Вятская земля является одним из тех регионов нашей страны, где старообрядчество получило распространение уже во второй половине XVII в. Впоследствии Вятская губерния станет одним из крупнейших центров староверия. Богатый материал по истории старообрядчества содержится в составлявшихся ежегодно отчетах вятских православных миссионеров. Несмотря на тенденциозность, обличительный подход по отношению к староверию, эти документы позволяют получить ценные статистические данные, информацию о районах распространения старообрядчества, причинах развития староверия, деятельности православных служителей культа, направленной на воссоединение старообрядцев с официальной церковью, отношениях старообрядцев с адептами синодальной церкви и др. В связи с этим изучение такого рода исторических источников представляется важным и необходимым. Попытаемся дать комплексную характеристику миссионерских отчетов «о состоянии раскола и о мерах, принимаемых к ослаблению его» на примере Вятской губернии второй половины XIX - начала XX в.
В первую очередь, отчеты миссионеров позволяют выделить районы компактного проживания старообрядцев на территории губернии, числен-
МАШКОВЦЕВА Виктория Вячеславовна - кандидат исторических наук, доцент по кафедре истории и краеведения ВятГГУ © Машковцева В. В., 2008