УДК 930.1 : 379.85 (571.1) Ю. р. СОЛОДОВНИКОВА
Омский государственный педагогический университет
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья посвящена исследованию проблемы подготовки специалистов туристской отрасли в Западной Сибири со стороны специалистов различных областей знаний: экономистов, географов, педагогов и историков. Статья раскрывает особенности подготовки кадров в Западной Сибири в этой уникальной сфере: анализируются учебные заведения, готовившие специалистов в области туризма, также постановления правительства о туризме и отдельно выделяется специфика местных советов по туризму. Ключевые слова: туризм, подготовка кадров, Западная Сибирь, историография.
Особенностью российского туризма можно считать появление большого числа общественных организаций, которые стали уделять различным видам туризма большое внимание. Среди них были различные общества любителей природы, которые способствовали распространению и пропаганде туризма как здорового образа жизни и формы познания окружающего мира.
До 1917 г. не существовало работ отдельных авторов о проблеме развития туристской индустрии. Работы носили характер комплексный, рассматривались рекреационные ресурсы Западной Сибири. В XIX веке организацией и проведением разнообразных туристских путешествий занимались Русское географическое общество, Общество любознателей естествознания. В 1877 г. в г. Омске был открыт Западно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества (ЗСОИРГО), представители данного общества в результате проведения различных экспедиций привозили ценный материал в г. Омск, который стал основой для создания первого музея в Омске.
Интереснейшая страница жизни дореволюционного Омска — деятельность лидеров сибирского областничества — Г. Н. Потанина (1879 г., исследование «От Кош-Агача до Бийска») и Н. М. Ядринцева (1886 г., работа «Раскольнические общины на границе Китая»), которые изучали культуру местного населения Сибири, собрали ценные этнографические материалы. Данные исследователи занимались культурно-просветительной работой в виде чтения публичных лекций [1, 2].
В начале 20-х гг. при Народном комиссариате просвещения было создано объединенное лекционное экскурсионное бюро. В стране разворачивалось массовое научно-экскурсионное движение, которое способствовало развитию отечественных традиций экскурсионного образования. Экскурсия рассматривалась как одна из видов образовательной деятельности.
В 20-е гг. создание социально-экономических условий для развития туризма в стране, зарождение и организационное становление экскурсионного и туристского движения, создание первых учреждений пролетарского туризма, призванных активизировать
массовый отдых трудящихся. В этот период термин «туризм» включен в научную систему, постановления о туризме носили законодательный характер, распространяясь на территорию всей страны. Никаких региональных особенностей в развитии туризма не выделялось. Основной упор в 20-30-е гг. делался на организацию и проведение школьных экскурсий, в том числе и в регионах.
Первые представления о становлении советского туризма сформировались в 1920- 1930-е гг. В работах В. А. Антонова-Саратовского «Беседы о туризме. Азбука советского (пролетарского) туризма» 1927 г. и Л. П. Барахли «Спутник туризма» 1935 г. туризм рассматривался как средство идеологической работы с населением [3, 4]. Под советским туризмом понималась такая форма культурной революции, которая ставила своей задачей путем экскурсий, самодеятельных коллективных путешествий поднять политический и культурный уровень трудовых масс Союза ССР, писал В. А. Антонов-Саратовский.
В работе Л. М. Гуревича «Очередные задачи туристского движения» отражены основные задачи туристского движения 1920—1930 гг. Автор рассматривал процесс передачи туристско-экскурсионного дела в ведение профсоюзов [5, с. 10]. Данные работы в основном носили публицистический характер.
8 марта 1930 г. создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). ОПТЭ ставило задачу поставить туризм на службу всему населению страны. Общество проводило большую организационную и агитационную работу. Неоценимую помощь ему в этом оказывали печатные органы ОПТЭ — журналы «На суше и на море» (издавался с 1928 г.) и «Турист-активист» (издавался с 1929 г.). В сфере методики туризма были выработаны: общая наметка плана туристского движения, увязанного с пятилеткой, методы подготовки к путешествиям и методы использования различных способов передвижения в туристских путешествиях. Было положено начало подготовке туристских кадров, для чего организовывались как в центре, так и на местах краткосрочные курсы.
Учитывая необходимость дальнейшего организационного, кадрового и материального укрепления
советского туристского движения, ЦИК СССР принял 17 апреля 1936 г. Постановление о ликвидации Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий передаче туристско-экскурсионного дела в ведение советских профсоюзов.
В послевоенные годы по мере роста экономического и культурного потенциала СССР, укрепления туристского движения все более обширным становился выпуск служебной, справочной, учебно-методической литературы, издаваемой в основном профсоюзами. В работах этого периода анализировалась материально-техническая база туризма и подготовка кадров в этой сфере. В работах В. В. Добковича «Туризм в СССР» (1954 г.) и Е. В. Дитятиева «Памятка организатора туристской работы» (1963 г.) характеризовалась информация о специальной литературе, картосхемах, справочниках по туризму и о создании первых туристско-экскурсионных предприятий-лагерей.
Начало 1970-х гг. характеризовалось выпуском учебно-методической и специальной литературы, предназначенной для знакомства с услугами туристских учреждений как одной из сфер деятельности общества по организации досуга населения. В 1970-е гг. вышла работа Б. Н. Хомелянского «О мобильности населения в период отпуска», в которой автор указывал на необходимость развития более быстрыми темпами учреждений организованного отдыха в восточных районах страны в связи с превышением темпов развития производства и трудовых ресурсов на этих территориях в сравнении с республиканским уровнем, а также необходимости подготовки кадров для этой отрасли [6].
Во второй половине 1970-х гг. появились издания для студентов высших учебных заведений, а также сотрудников туристско-экскурсионных учреждений. В 1977 г. в книге А. А. Власова «Туризм» анализировались постановления ЦК ВЛКСМ по развитию туризму и экскурсионного дела, Правила организации туристических путешествий по территории СССР, описывались новые классификационные требования к туристским нормативам [7]. В 1978 г. Е. А. Котляров в работе «География отдыха и туризма: формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов» изучил процесс создания туристско-оздоровительных лагерей на предприятиях региона и создание региональных Советов по туризму и экскурсиям [8].
Не оставались вне поля зрения ученых Сибири и социально-экономические аспекты развития туризма: проблемы доходов, обустройства территорий. В 1980-е годы туризм и экскурсии являлись важными составляющими организованного отдыха трудящихся. Эту работу осуществляли как государственные, так и общественные организации: различные министерства, ведомства, профсоюзы, комсомольские организации. Вышедшие в этот период работы посвящены выявлению социальных аспектов развития туризма в СССР, организации туристско-экскур-сионного обслуживания трудящихся, в них давалась характеристика профсоюзных туристских организаций, описывались туристские районы СССР.
Значительным событием в историографии рассматриваемой темы являлось появление в 1980-х гг. первых диссертационных исследований по различным вопросам туризма.
Определенный интерес представляла диссертационная работа Н. А. Жуковой, анализирующая социально-экономическую роль внутреннего туризма в СССР с 1945 по 1980-е годы [9, с. 20].
В. В. Дворниченко в своей работе «Туризм в СССР и деятельность советских профсоюзов по его развитию (1917—1984 гг.)» впервые осуществил попытку обобщения исторического опыта советского туризма, выделял особо деятельность советских профсоюзов в этой отрасли. Автор считал, что существующая система подготовки специалистов не в полной мере отвечала потребностям туристско-экскурси-онных организаций в квалифицированных кадрах. Специфика отрасли требовала от работников, и особенно от руководителей, хорошего знания туристской работы с разными категориями населения, гостиничного хозяйства, организации общественного питания, транспорта, что могло быть обеспечено лишь в ходе профессиональной специальной подготовки кадров или практическим путем [10, с. 19].
В конце 1980-х годов появились работы по проблемам подготовки кадров для туристской отрасли. В работе В. А. Квартального «История и организация туризма в СССР и зарубежных странах» 1986 г. рассматривались вопросы кадровой политики в сфере туризма. Важную роль в подготовке квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп играли курсы подготовки и переподготовки турист-ско-экскурсионных работников, создаваемые при бюро путешествий и экскурсий областных и краевых советов по туризму и экскурсиям [11]. Также в следующей работе В. А. Квартального и В. С. Сенина «Организация туристско-экскурсионного обслуживания» 1987 г. подчеркивалось, что недостаточно высокий уровень обслуживания в туристских учреждениях объясняется, в определенной степени, состоянием подбора и расстановки руководящих кадров [12]. А. П. Гащук в книге «Туризм — школа мужества» 1987 г. изучала вопросы формирования социальной и психолого-педагогической основы туристского образования [13, с. 29]. С. Е. Чижова в исследовании «Управление подготовкой и использованием кадров туристско-экскурсионной отрасли» 1989 г. исследовала проблемы подготовки кадров туристской отрасли, а также степень использования этих кадров в данной отрасли. Автор говорил о том, что специалисты высшего звена, подготовленные для предприятий туризма в учебных заведениях профсоюзов распределялись нерационально [14, с. 11].
В монографии Г. П. Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР» в 1988 г. была предпринята попытка проанализировать историю развития туризма, начиная с конца XIX века и до конца 1980-х гг. В этой работе были выделены основные этапы истории туризма с полной характеристикой каждого из этапов. В ней было дано описание работы Общества пролетарского туризма и экскурсий, БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ, Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС [15, с. 103].
В 1990-е гг. появилась справочная и учебная литература по туризму. Содержательный материал, посвященный вопросам разработки технологий подготовки специалистов туристского и курортного бизнеса, представлен в работе ректора Сочинского государственного университета курортного дела и туризма Г. В. Яковенко «Технологии подготовки специалистов туристского курортного бизнеса». Автор считал, что образование, профессионализм и здоровый стиль жизни будут доминировать в числе важнейших факторов обеспечения достижений в социально значимых видах деятельности, в том числе и в туризме. Высокий профессионализм наряду с глубокой образованностью необходим в туристской деятельности. Отсюда Г. В. Яковенко выделял значимость подго-
товки специалистов, владеющих основами образовательного мастерства, способных средствами учебной дисциплины формировать готовность обучающихся к продолжению образования и самообразованию в изменяющихся условиях социальной и образовательной среды. Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма обслуживающих сферу туризма специалистов [16, с. 146]. А. А. Федулин рассматривал вопросы подготовки кадров для турист-ско-экскурсионных учреждений в новых условиях [17, с.42]. В этот период появились диссертационные исследования, посвященные историческим аспектам подготовки кадров. Наибольший интерес представляют работы Л. А Графской и Г. Н. Зориной, в которых описывалась деятельность государственных и профессиональных органов по развитию туристской отрасли, рассматривалось содержание образования для специалистов туристского профиля. Основными принципами сложившейся системы обучения и повышения квалификации туристских кадров были: непрерывность и последовательность обучения, единство теории и практики, отраслевой принцип подбора и обучения кадров, социальная доступность образования [18, 19].
Характеризуя публикации и исследования 1990-х годов, следует отметить, что они значительно обогатили и расширили данные по проблемам развития туризма. Несомненны достижения ученых в выработке новых подходов, в обогащении и систематизации конкретных фактов, в разработке различных тем и направлений в сфере туризма.
Новым подходом к изучению данной темы отличались исследования 2000-х годов. В них усиливалось внимание к понятийному аппарату, критике сложившихся стереотипов. Существенное внимание уделялось экономическому аспекту изучаемой темы.
В начале 2000-х годов появился ряд крупных исследований в этой области — это труды Т. И. Власовой и М. Г. Воронцовой, Л. П. Воронковой. В публикациях этих авторов туризм рассматривался как одна из многочисленных сторон жизнедеятельности человека. В книге Т. И. Власовой «Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования для туристской индустрии» 2001 г. отмечалось, что в России подготовка специалистов для сферы туризма и гостеприимства в настоящее время реализуется в системе высшего и среднего специального образования, а также в различных формах дополнительного образования. Автор считал, что основной задачей в подготовке кадров по туризму является профессионализация индустрии туризма и гостеприимства. М. Г. Воронцова замечала, что в современных условиях индустрия туризма нуждается в специалистах, способных работать в динамично развивающейся отрасли и решать задачи ее устойчивого развития [20, с. 109]. В работе Л. П. Воронковой «История туризма и гостеприимства» 2004 г. были выделены основные периоды развития туризма и гостеприимства на фоне историко-культурных, социально-политических процессов отечественной и мировой истории.
В 2000-е гг. появился ряд работ, посвященных организационным, экономическим, управленческим и образовательным аспектам сферы сервиса и туризма. В эти годы значительно пополнился фонд российских учебников и учебных пособий в сфере образования по сервису и туризму.
В работе Г. С. Усыскина «Очерки развития российского туризма» 2000 г. анализировались этапы развития туризма, начиная с постреволюционного
периода. Также приводились постановления руководящих постановления руководящих органов по развитию туристско-экскурсионного дела. Автор указывал, что подготовку кадров в области туризма осуществляли: Центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете министров СССР, специальный факультет в Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС, факультеты общественных профессий ряда педагогических институтов.
Определенный интерес представляли исследования по проблемам развития туризма, основанные на материалах различных регионов страны.
Большой вклад в изучение проблем туризма вносили материалы научных семинаров и конференций. В ходе их работы обсуждались практически все аспекты функционирования сферы туризма: общетеоретические вопросы, управления деятельностью фирм и организаций туризма, формирование материально-технической базы, подготовки кадров и другие проблемы развития туризма и сервиса в целом. Анализ публикации показал, что они значительно обогатили и расширили представление о проблемах развития туристского образования в регионе.
Ученые Западной Сибири активно занимались проработкой проблем, касающихся различных аспектов развития сервиса и туризма в Западной Сибири. Подготовкой специалистов туристской отрасли на территории Кемеровской области в 2000-е гг. занимались четыре высших учебных заведения: Кузбасская государственная педагогическая академия и филиал Российской международной академии туризма в Новокузнецке, Кузбасский государственный технический университет и Кемеровская государственная академия культуры в г. Кемерово. В Томском государственном университете с 2000-2001 учебного года началось обучение по специализации «Страноведение и международный туризм». В г. Омске в 2000-е гг. специалистов в области туризма готовили четыре вуза: Омский государственный институт сервиса, Сибирская государственная академия физической культуры, Омский государственный университет, филиал Сочинского университета туризма и курортного дела в г. Омске.
Большое внимание вопросу подготовки кадров для туристской отрасли уделяли ученые Омского государственного института сервиса. На его базе осуществляется подготовка специалистов по специальностям: социально-культурный сервис и туризм и гостиничный сервис. Главное место занимают не управленческие дисциплины, а изучение видов и специфики туристической деятельности (например, культурно-просветительный туризм, теория и методика спортивно-оздоровительного туризма) [21].
В работе Н. А. Гулиева и Е. В. Мельниковой «История путешествий, туризма и туристических организаций» (2004 г.) рассмотрены основные этапы зарождения и развития туризма, изучен генезис туристско-экскурсионной деятельности в России, также на региональном аспекте выявлены основные этапы развития туризма в Западной Сибири. В учебном пособии приводился сравнительный анализ общих и региональных особенностей этапов развития туризма в России и Западной Сибири.
История и современное состояние туристской отрасли Западной Сибири, отдельные проблемы и выявление тенденций нашли отражение в диссертационных исследованиях Е. Ю. Пашковой, И. А. Колупа-новой, И. В. Бовтун.
В работе Е. Ю. Пашковой изучены особенности туристско-экскурсионной работы на Алтае. Здесь теоретически обоснованы виды туризма, выделяется детский туризм, даны перспективы туристского развития региона [22, с. 19].
И. А. Колупанова изучала туризм Западной Сибири в 1960-е гг. Автор в своем исследовании охарактеризовала управление сферой туризма, кадровое обеспечение туризма, также привела данные о туристских базах [23, с. 10—11].
В исследовании И. В. Бовтун описывалась деятельность туристско-экскурсионных учреждений Западной Сибири в период с 1980-х по 2005-й годы. Основными принципами сложившейся системы обучения и повышения квалификации туристских кадров в 1980-е гг. были: социальная доступность образования, социальная защищенность специалистов, многоступенчатость обучения. В начале 2000-х гг. значительная часть сотрудников туристских предприятий Западной Сибири не имела образования по профилю туристских специальностей. Автор отмечала, что низкий профессионализм работников туристского рынка проявляется в недостатке практических и теоретических знаний, низком уровне подготовленности менеджеров турфирм по работе с конкретным направлением, несоответствии уровня обслуживания объективным требованиям, диктуемым рынком [24, с. 10].
В работе Е. А. Кондратенко изучила проблему подготовки кадров в туристско-экскурсионной отрасли в 1970-е гг. Автор показывала, что в этот период увеличивается количество специалистов туристского профиля. Специалисты высшего звена, подготовленные в учебных заведениях профсоюзов, распределялись неравномерно и нерационально. Это приводило к тому, что в туристской отрасли не хватало специалистов с высшим образованием [25, с. 12].
Вместе с тем следует признать, что при наличии огромного количества публикаций, освещающих разнообразные проблемы развития сервиса и туризма в исследуемый период как на общероссийском, так и на сибирском материале, сказывается недостаток обобщающих, проблемных исследований по истории развития туризма в Западной Сибири, подготовки кадров в туристской отрасли.
На сегодняшний день значение подготовки кадров для сферы туризма значительно возросло. В Западной Сибири формируется выгодное экономическое пространство с точки зрения туристской отрасли. Возникает потребность использовать опыт прошлых лет в системе подготовки специалистов в этой отрасли на региональном аспекте. Необходимо осуществлять подготовку специалистов, учитывая рекреационные и климатические особенности Западной Сибири. Также можно заимствовать и совершенствовать методы и принципы подготовки кадров, осуществляемые в предыдущие периоды (например, интегриро-ванность всех ступеней образования, многоступенчатость обучения: от начального до профессионального высшего образования, разнообразие форм и методов обучения). Используя накопленный исторический опыт в области образования в сфере туризма необходимо совершенствовать подготовку специалистов, дополняя их современными инновационными технологиями.
Библиографический список
1. Потанин, Г. Н. От Кош-Агача до Бийска / Г. Н. Потанин // Древняя и новая Россия. - Спб., 1879. - № 6. - С. 123- 152.
2. Ядринцев, Н. М. Раскольнические общины на границе Китая / Н. М. Ядринцев // Сибирь : сб. - Спб., 1886. Кн. 1. -С. 143- 182.
3. Антонов-Саратовский, В. А. Беседы о туризме. Азбука советского (пролетарского) туризма / В. А. Антонов-Саратовский. - Л., 1935. - 162 с.
4. Барахли, Л. П. Спутник туризма / Л. П. Барахли. - М.; Л., 1927. - 124 с.
5. Гуревич, Л. М. Очередные задачи туристского движения / Л. М. Гуревич. - 2-е изд. - М. ; Л., 1931. - 74 с.
6. Хомелянский, Б. Н. О мобильности населения в период отпуска (к социологическому решению вопроса) / Б. Н. Хомелян-ский // Проблемы развития индустрии туризма. Академия наук СССР. Сибирское отделение. Институт Экономики и организации промышленного производства. - Новосибирск, 1970. -С. 65-71.
7. Власов, А. А. Туризм / А. А. Власов. - М., 1977. - 131 с.
8. Котляров, Е. А. География отдыха и туризма: формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов / Е. А. Котляров. - М., 1978. - 238 с.
9. Жукова, Н. А. Социально-экономическая роль внутреннего туризма и его развития в СССР в послевоенный период (1945- 1980 гг.) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. (080003) / Н. А. Жукова. - М., 1983. - 22 с.
10. Дворниченко, В. В. Туризм в СССР и деятельность советских профсоюзов по его развитию (1917-1984 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / В. В. Дворниченко. - М., 1980. - 24 с.
11. Квартальнов, В. А. История и организация туризма в СССР и зарубежных странах : метод. пособие / В. А. Квартальнов. - Минск, 1986. - С. 60.
12. Квартальнов, В. А. Организация туристско-экскурсион-ного обслуживания / В. А. Квартальнов, В. С. Сенин. - М., 1987. -С. 92.
13. Гащук, А. П. Туризм - школа мужества / А. П. Гащук. -М., 1987. - 52 с.
14. Чижова, С. Е. Управление подготовкой и использованием кадров туристско-экскурсионной отрасли : автореф. дис. ... канд. экон. наук. / С. Е. Чижова. - М., 1989. - 16 с.
15. Довженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г. П. Довженко. - Ростов-на-Дону, 1988. -192 с.
16. Яковенко, Г. В. Технологии подготовки специалистов туристского курортного бизнеса / Г. В. Яковенко. - Сочи, 1997. -216 с.
17. Федулин, А. А. Проблемы подготовки кадров для индустрии туризма / А. А. Федулин. - М., 1999. - 130 с.
18. Графская, Л. А. Развитие и совершенствование турист-ско-экскурсионного обслуживания трудящихся в СССР в 1970 — 1980-е гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л. А. Графская. - М., 1991. - С. 4.
19. Зорина, Г. Н. Формирование содержания образования в профессиональном мире туристского профиля : автореф. дис. . канд. пед. наук / Г. Н. Зорина. - М., 1998. - С. 11.
20. Воронцова, М. Г. Управление системой образования в сфере туризма / М. Г. Воронцова. - СПб., 2004. - 197 с.
21. Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы сервиса. - Омск, 2003. - 220 с.
22. Пашкова, Е. Ю. Исторический опыт организации туристско-экскурсионной работы в Алтайском крае в 1960-е-середине 1980-х гг. : автореф. дис. . канд. ист. наук / Е. Ю. Пашкова. -Барнаул, 2007. - 26 с.
23. Колупанова, И. А. Развитие туризма в Западной Сибири в 1960-е годы : автореф. дис. ... канд. ист. наук / И. А. Колупанова. -Барнаул, 2007. - 26 с.
24. Бовтун, И. В. Развитие туризма в Западной Сибири : история, опыт, проблемы в 1980-2005 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / И. В. Бовтун. - Барнаул, 2007. - 24 с.
25. Кондратенко, Е. А. Состояние и развитие туристско-экс-курсионной отрасли Западной Сибири в 1970-е годы / Е. А. Кондратенко. - Барнаул, 2008. - 22 с.
СОЛОДОВНИКОВА Юлия Ринатовна, аспирантка кафедры отечественной истории Омского государственного педагогического университета, старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Омского государственного института сервиса.
Адрес для переписки : 644010 г. Омск, ул. Певцова, 13, ОГИС, кафедра социально-культурного сервиса и туризма.
Статья поступила в редакцию 25.12.2009 г. © Ю. Р. Солодовникова
УДК 37.035.7:355(09)
В. Л. КУТЕПОВ
Омский государственный технический университет
ОБЩЕОБРЛЗОВЛТЕЛЬНЛЯ ШКОЛЛ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В ЛРМИИ (1968-1991 гг.): ОПЫТ И УРОКИ. ЗЛПЛДНЛЯ СИБИРЬ
Вопросы укрепления обороноспособности России тесно связаны с начальной военной подготовкой и военно-патриотическим воспитанием молодежи. Общий духовный кризис, смена идейно-политических установок в обществе и в Вооруженных силах, низкая эффективность действующей системы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии требуют на современном этапе принятия самых действенных мер, которые, в первую очередь, предполагают изучение опыта прошлых лет в решении этого важного вопроса.
Ключевые слова: подготовка к военной службе, школьники, Западная Сибирь.
Исследование проблемы деятельности средних общеобразовательных школ (СОШ) по начальной военной подготовке (НВП) и военно-патриотическому воспитанию молодежи в период 1968— 1991 гг. является актуальным для отечественной исторической науки, так как имеется ряд существенных тому оснований.
Во-первых, в настоящее время война вновь стала средством проведения политики (Югославия, Ирак, Афганистан, Южная Осетия). Идет активное противодействие укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира. Следовательно, современной России нужны мощные Вооруженные силы, способные стать несущей опорой в системе обеспечения национальной безопасности государства. Поэтому необходимо формировать у молодого поколения духовно-патриотические ценности, профессиональные качества и умения, воспитывать чувство верности конституционному и воинскому долгу, а также готовность к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе воинской и государственной службы.
Во-вторых, школа в нашей стране является важнейшим учебно-воспитательным учреждением. Ни один человек её не минует. Основы мировосприятия, идеологии, нравственных устоев, как фундамент последующей профессиональной и специальной подготовки, закладываются в школе. Если нет этого фундамента, прочно заложенного, трудно ожидать успехов на последующих ступенях обучения. Школа выводит молодых людей на старт большой жизни. Надо полагать, что критический анализ роли СОШ в системе обязательной подготовки к военной службе и военно-патриотического воспитания молодежи в хронологи-
ческих рамках, указанных выше, станет способствовать осмыслению и переосмыслению накопленного исторического опыта и его творческого применения в современных условиях.
В-третьих, в условиях, когда служба в ВС РФ сократилась до года, вопрос о подготовке к армии стал особенно важным. Школьных часов предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздела «Основы военной службы») явно недостаточно [1, с. 49 — 56], поэтому использование передового опыта советской школы в этом вопросе жизненно необходимо.
В-четвертых, по прошествии времени появляется возможность критического осмысления и переосмысления наработок советской историографии названной проблемы, а также исправления некоторых имеющих место искажений.
Таким образом, с точки зрения исторического опыта и уроков, изучение и обобщение материалов по теме исследования объективно необходимо и полезно, так как позволяет выйти на новый уровень исторического синтеза по актуальным проблемам, представляющим сегодня повышенный научный интерес для ученых-историков.
12 октября 1967 года третья сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «О всеобщей воинской обязанности» [2]. С принятием этого документа срок действительной военной службы сокращался на один год и восстанавливалась начальная военная подготовка (НВП) в школах страны1 [3]. Одной из основных задач СОШ становится подготовка учащихся к службе в рядах Вооруженных сил СССР.
Исходя из анализа ситуации с преподаванием НВП в рассматриваемый период, выделяются следующие этапы в ее истории (на примере Западной Сибири).