УДК 911.3
ОТ ФАКУЛЬТАТИВА К СПЕЦИАЛЬНОСТИ: ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ» В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
© 2009 г. Г.П. Долженко
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
344090, Ростов н/Д, ул. Зорге, 40 344090, Rostov-on-Don, Zorge St., 40,
[email protected] [email protected]
Представлены систематизированные сведения об обучении теории и практики туризма в высших учебных заведениях России начиная с середины 30-х гг. XX в. Показана роль Ростовского государственного университета в развитии туристской специальности в классических университетах страны.
Ключевые слова: туризм, туроператоры, турагенты, индустрия туризма, факультативы по туризму, туристские специализации, социально-культурный сервис и туризм, специалист по туризму, Общество пролетарского туризма и экскурсий.
The article represents integrated data on teaching theory and practice of tourism in Russia's institutes of higher education since the thirties of the 2(Ih century. The impact of Rostov State University on the development of tourism specialization in classical colleges of the country is shown.
Keywords: tourism, tourism operators, tourism agent, tourism industry, elective course on tourism, tourism specialization, social and cultural service and tourism, expert in tourism, society of proletarian tourism and excursions.
Точкой отсчета в истории организованного российского туризма принято считать 1895 г., когда в Санкт-Петербурге состоялось учредительное собрание Российского общества велосипедистов-туристов, впоследствии трансформированного в Российское общество туристов (Русский туринг-клуб, РОТ). За время своего существования (до ноября 1929 г.) РОТ являлось самой крупной и авторитетной общественной туристской организацией как в Российской империи, так и позже в советской России.
В 1929 г. руководство РОТ вошло с ходатайством в Народный комиссариат внутренних дел об изменении устава и названия общества. Его предложено было переименовать в Общество пролетарского туризма РСФСР, поскольку идеи туризма и Общества - пролетарские, цели туризма и та культура, которой он должен служить - пролетарские, и, наконец, руководство в Обществе стало пролетарским. Так мотивировали свою просьбу туристы-рабочие на московской конференции туристов, состоявшейся в январе 1929 г. К этому времени они уже прочно взяли руководство Обществом в свои руки [1].
Народный комиссариат поддержал их предложения и 30 ноября 1929 г. утвердил устав Общества пролетарского туризма РСФСР. Среди ряда целей Общества, записанных в нем, особо выделим следующую: «придание туризму форм широкого организованного общественного движения». Общество пролетарского туризма брало на себя функцию превратить туризм в стране в массовое явление вместо элитарного для ограниченного круга людей, как это было прежде при РОТ [2].
Новое Общество просуществовало недолго. 8 марта 1930 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял
Постановление о слиянии Общества пролетарского туризма РСФСР с акционерным обществом «Советский турист» и о создании на базе этих двух обществ Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), которое стало главной туристской организацией страны. Цели и задачи нового Общества полностью совпадали с записанными в уставе Общества пролетарского туризма.
ОПТЭ при поддержке партийных, комсомольских и профсоюзных организаций продолжило активную работу, начатую ОПТ, по вовлечению учащейся и особенно трудящейся молодежи в члены Общества. И уже к концу 1930 г. в ОПТЭ насчитывалось 50 тыс. чел. вместо 501 члена в РОТ в 1928 г. [3].
С ростом числа членов ОПТЭ у него появилась новая сложная задача: формирование туристских кадров, без которых невозможно было превратить туризм в «широко организованное общественное движение». Руководители туристских походов, а именно они были основным видом туристской деятельности в 30-е гг., должны были уметь организовать поход, научить его участников основам техники туризма, провести краеведческие исследования и агитационные мероприятия, связанные с пропагандой социалистического строительства в стране (что вменялось в обязанность туристским группам), предупредить возможный травматизм во время путешествия, оказать первую медицинскую помощь и многое другое.
Формирование теоретических и практических навыков у туристских кадров началось с курсовой подготовки. Первыми из известных туристско-учебных мероприятий, оставшихся в туристской летописи страны, стали курсы инструкторов горного туризма, организованные еще под эгидой РОТ в июне 1929 г. в районе
Безенги на Центральном Кавказе. На курсы было отобрано 15 человек. В течение месяца они изучали технику движения по скалам и ледникам, приемы страховки. Закончились курсы прохождением группой ряда перевалов и покорением некоторых вершин, в том числе Эльбруса [4].
В первой половине 30-х гг. курсы по обучению общественных кадров технике и тактике туристских походов начали регулярно работать во всех городах Советского Союза, где были созданы отделения ОПТЭ. В Москве Центральный совет ОПТЭ открыл краткосрочные центральные туристские курсы, на которых велись занятия как с отрывом от производства, так и по заочной форме обучения. В течение нескольких лет курсы закончило более 10 тыс. человек, представителей туристского актива со всей страны.
Одновременно с этим занятия по туризму, не входившие в учебные планы и посещение которых определялось желанием студентов, начали проводить в отдельных вузах и техникумах. В 1935 г. в Москве открылся специализированный техникум по обучению среднего звена туристских работников. К этому же времени ряд вузов по собственной инициативе, на основании решения своих Ученых советов, вел в учебный процесс факультативы по туризму на географических и этнографических факультетах [5]. Но крупная реорганизация всей туристской сферы, произошедшая в СССР в апреле 1936 г., в результате которой было ликвидировано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий, а затем Великая Отечественная война разрушили начавшуюся формироваться систему подготовки кадров для туризма.
Возрождать туризм в стране начали весной 1945 г., чему дало толчок постановление Секретариата ВЦСПС «О восстановлении деятельности туристско-экскурсионного управления ВЦСПС» от 24 апреля 1945 г. И уже в середине 50-х гг. на территории Советского Союза, в основном в европейской его части, работало более 100 туристских баз, число мест в которых превышало 15 тыс. (Размещались туристы в основном в палатках, и вид деятельности на турбазах был преимущественно походный). За год туристские организации профсоюзов обслуживали 150 - 180 тыс. туристов и более 2 млн экскурсантов [6].
Вновь, как в 30-е гг., встала проблема с туристскими кадрами, которых повсеместно катастрофически не хватало. Особый дефицит испытывали туристские базы с инструкторами туризма, основная масса которых была необходима только в летний сезон для руководства плановыми туристскими группами. Основой подготовки инструкторов вновь стали туристские курсы, на которых желающих готовили для работы на конкретных маршрутах.
И в это же время, в середине 50-х гг., видя, что туризм становится заметным общественным явлением в стране и для которого наступило время готовить профессиональные кадры высшей квалификации, Министерство просвещения СССР ввело в учебный план факультетов физического воспитания педагогических институтов в качестве обязательного предмета для всех студентов дисциплину «Туризм». Тем самым
было положено начало преподавания туризма в высших учебных заведениях страны наравне с другими дисциплинами, входящими в учебные планы.
За время лекционных и практических занятий студенты должны были овладеть техникой туризма, (в первую очередь пешеходного), методикой проведения туристских походов, основами топографии, особенностями ведения краеведческой работы в путешествиях и др. Теоретические навыки закреплялись в 8-дневном учебно-тренировочном походе первой категории сложности. В итоге выпускники факультетов физического воспитания оказывались подготовленными руководить туристскими секциями в школе, работать во внешкольных организациях, а также инструкторами на туристских базах.
Вслед за педагогическими институтами в начале 60-х гг. дисциплину «Туризм» в качестве обязательной ввели в учебные планы педагогических отделений институты физической культуры. Согласно ее программе, студенты знакомились с теоретическими основами туризма и принимали участие в учебном походе продолжительностью до 5 дней, после чего получали право руководить походами выходного дня и некатегорийными путешествиями [7].
То, что преподавание туризма в высших учебных заведениях было начато на факультетах и в институтах физического воспитания, а не в каких-либо других вузах, определялось характером основной туристской деятельности в стране в конце 40 - 50-х гг. и отвечало пониманию советским обществом сущности туризма. Для подтверждения этого декларируемого мнения обратимся к первому изданию Большой советской энциклопедии.
Статья о туризме в 55 томе БСЭ, вышедшем в свет в 1947 г. и отражающем реалии своего времени, давала следующее его определение: «Туризм - один из способов организации и проведения досуга в путешествиях. Разрешая ряд задач коммунистического воспитания трудящихся и используя как средство различные виды передвижения (пешком, на лыжах, водой и др.) советский туризм втягивает массы трудящихся в овладение физической культурой... В пешеходных, лыжных, горных и водных походах советские туристы получают физическую тренировку и закаляют организм...».
Знакомство с энциклопедической статьей дает право утверждать, что туризм в послевоенный период идентифицировался с туристскими походами, которые по своей трудности приближались к современным спортивным походам первой категории сложности. Поэтому понятно, почему при подготовке кадров для туризма в высшей школе Министерство образование СССР ориентировалось на физкультурные вузы.
В середине 60-х гг. в стране отмечалась явная активизация туристской деятельности. К 1965 г. во всех союзных республиках, в большинстве автономных республик, краях и областях были созданы советы по туризму и экскурсиям. Число туристских баз достигло 450, количество обслуживаемых туристов за год приблизилось к 3 млн. Во многих крупных городах были созданы бюро путешествий и экскурсий. Проводились путешествия на теплоходах, действовало множество
железнодорожных туристских маршрутов, охватывающих всю страну, и др. Туризм превращался в крупную отрасль обслуживания населения по организации их отдыха [6].
Для формирующейся туристской отрасли хозяйства были необходимы кадры разных специальностей: организаторы туризма, методисты туристско-экскур-сионного дела, инструкторы туризма и экскурсоводы, экономисты и бухгалтеры, знающие специфику туристского дела, и др. Только одни институты физической культуры уже не могли обеспечить их подготовку, следовало расширять число вузов, которые осуществляли бы обучение студентов различным профессиям, требуемым туризму, отличающимся чрезвычайно большой многопрофильностью. Раньше других решили готовить специалистов для сферы туризма географические факультеты классических университетов, в учебные планы которых была введена специализация «Краеведение, методика и организация туристско-экскурсионного дела».
Первым среди них стал Ростовский государственный университет. В 1968 г. на его геолого-географическом факультете был проведен набор студентов на специализацию на заочном отделение, а в 1971 г. специализацию утвердили и на стационаре. Зачислять на нее стали студентов-географов после второго курса. В первой половине 70-х гг. названную туристскую специализацию учредили на географических факультетах Белорусского, Киевского, Симферопольского, Тбилисского и других университетов страны.
Учебные планы подготовки специалистов турист-ско-экскурсионного дела в разных университетах отличались соотношением дисциплин страноведческого, краеведческого, рекреационного, туристского, экскурсионного характера, что зависело от выбранной вузом цели в подготовке специалистов для туризма. В Ростовском государственном университете целью обучения было формирование специалиста экскурсионного дела, поэтому основу учебного плана специализации составляли следующие дисциплины: «Основы экскур-соведения», «Методика подготовки и проведения экскурсий», «Методика проведения природоведческих экскурсий», «История и организация туризма в СССР и за рубежом», «Экономические основы туристско-экскурсионного дела». Кроме того, важное значение придавалось дисциплинам, знания которых являются необходимыми при подготовке экскурсий, таким как «Краеведение с основами музейного дела», «История Нижнего Дона и Северного Кавказа», «Топонимика Нижнего Дона и Северного Кавказа», «Методика использования произведений архитектуры и изобразительного искусства в экскурсиях». Сведения по геологии края, геоботанике, зоогеографии, почвоведению, метеорологии, картографии, гидрологии, экономической географии, демографии и другим природоведческим и социально-экономическим дисциплинам студенты получали из базовых географических курсов. Летом они совершали двухнедельный учебный туристский поход первой категории сложности: горнопешеходный по Западному Кавказу или водный по р. Дон. Учебный план специальности «География» со специализацией «Краеведение, методика и организация туристско-экскурсионного дела» оптимально
подходил для подготовки экскурсоводов и инструкторов по туризму.
Заканчивая Ростовский университет, студенты вместе с дипломом о высшем географическом образовании получали квалификацию экскурсовода второй категории и распределялись на должности экскурсоводов и методистов в бюро путешествий и экскурсий, инструкторами в советы по туризму и экскурсиям, на туристские базы.
Примеру географов последовали другие факультеты и также начали создавать специализации, на которых осуществлялась подготовка кадров для туризма. В итоге за четверть века, со второй половины 70-х гг., туристские специализации оказались введенными в учебные планы 16 специальностей: географии, природопользования, истории, музеологии, физической культуры, мировой экономики, менеджмента организации и др.
Наибольшее число туристских специализаций было учреждено в специальностях «География» (специализации «Туризм и экскурсионное дело и экологический туризм», «Страноведение и международный туризм», «Рекреационная география и краеведение», «Социальная экология и туризм») и «Менеджмент организации» (специализации «Гостиничный и туристский бизнес», «Менеджмент санаторно-курортного дела», «Менеджмент туризма», «Менеджмент гостеприимства», «Экскурсионный менеджмент» и др.).
Высшая школа адекватно современному содержанию российского туризма ответила на его запросы в деле подготовки квалифицированных кадров, создав значительное количество специализаций, что связано с новой сущностью туризма, коренным образом отличающейся от советского туризма конца 40-50-х гг.
Туризм за полвека, постоянно развиваясь, сильно диверсифицировался и трактуется сегодня как временные выезды (путешествия) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях, а не так как это было ранее лишь в туристско-спортивных. Появилось такое не существовавшее ранее понятие, как «туристская индустрия», включающее в себя всю совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и тура-гентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [8].
Туризм в современной России превратился в сложный межотраслевой хозяйственный комплекс. Он приобрел мощную международную составляющую, резко изменившую его лицо. Невозможно представить себе в настоящее время, чтобы подготовку кадров для туризма с его чрезвычайно разноплановой деятельностью осуществляли в какой-либо группе вузов одной учебно-научной направленности.
Новым этапом в деле формирования туристской специальности в высшей школе стала утвержденная в
1994 г. Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию специальность «Социально-культурный сервис и туризм» с большим числом туристских специализаций: «Туризм», «Экологический туризм», «Гостиничный сервис», «Ресторанный сервис», «Курортное дело», «Информационное сопровождение туристско-гостиничного сервиса» и др.
Сегодня около 200 высших учебных заведений и их филиалов по всей России от Калининграда до Анадыря и от Мурманска до Сочи осуществляют по ней подготовку кадров для туризма [9]. По окончании вуза его выпускники получают квалификацию «специалист по сервису и туризму» и распределяются преимущественно в туристские фирмы, гостиничные и музейно-выставочные комплексы.
Специальность «Социально-культурный сервис и туризм» стала своеобразной экспериментальной площадкой для становления (разработки учебного плана, программ учебных дисциплин, содержания практик и др.) еще одной в российской высшей школе специальности - «Туризм», утвержденной приказом № 1656 от 13 апреля 2004 г. Министерства образования Российской Федерации «Об эксперименте по созданию новой специальности «Туризм» и Совете по туристскому образованию».
Приказ как бы логически завершал длительный путь, который прошла высшая российская школа в совершенствовании учебного процесса подготовки кадров для туризма от первых факультативных курсов в середине 30-х гг. до специальности «Туризм» в 2004 г.
Министерство образования определило 28 вузов, которым было дано право после прохождения лицензирования новой специальности начать обучение по ней студентов.
Первыми, уже в 2004 г., Московский и Ростовский государственные университеты осуществили первый набор студентов на специальность «Туризм». Судя по Ростовскому университету, где конкурс на приемных экзаменах составил три человека на место, специальность сразу же стала популярной среди выпускников средних школ.
Поступила в редакцию
В 2009 г. в стране появятся первые специалисты в дипломах которых будет записано: специальность «Туризм», квалификация «Специалист по туризму». Областью их профессиональной деятельности является удовлетворение потребностей клиентов в услугах туристской индустрии. К основным из них относятся операторские и агентские услуги, услуги гостиниц, предприятий общественного питания, экскурсионных организаций, транспортное обслуживание.
Сегодня высшая школа России располагает всеми возможностями удовлетворить потребности туристской отрасли хозяйства в специалистах необходимого профиля, подготовка которых осуществляется в большом числе вузов по учебным планам туристских специальностей и специализаций, каждая из которых имеет свою определенную нишу в туризме.
Литература
1. За пролетарский туризм // На суше и на море. 1929. № 3.
2. Антонов-Саратовский В.П. Устав Общества пролетарского туризма РСФСР // Беседы о туризме. Азбука советского (пролетарского) туризма. М., 1930.
3. Гурвич Л. Очередные задачи туристского движения. М.; Л., 1931. 109 с.
4. Николаева О. Один из первых: О В.Л. Семеновском. По личным воспоминаниям // Побежденные вершины : сб. советского альпинизма. М., 1972.
5. Дворниченко В.В. Введение в историю отечественного и международного туризма // Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма. М., 1998. С. 360-362.
6. АбуковА.Х. Туризм сегодня и завтра. М., 1978. 269 с.
7. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н/Д, 1988. 191 с.
8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
9. База данных высших учебных заведений Российской Федерации: социально-культурный сервис и туризм [Электронный ресурс]. URL: http://www.fak.ru/baza/students.php? spec=100103 (дата обращения: 15.05.2008)
17 июня 2008 г.