УДК 101.1
Садовникова К.А. студент 2 курса Энергетический факультет
УлГТУ Россия, г. Ульяновск
ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛА ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО
Аннотация
В статье рассматривается учение о первоначале Гераклита Эфесского, с позиций материалистического направления и диалектической методологии раскрывается трактовка бытия.
Ключевые слова: первовещество, материализм, диалектика, движение, мировоззрение, бытие.
Finished: Sadovnikova K.
student
2 year, Faculty "Energy " Ulyanovsk State Technical University (UlSTU)
Russia, Ulyanovsk THE PROBLEM OF THE ORIGINAL BEGINNING OF HERACLITUS OF EPHESUS
Annotation
The article deals with the doctrine of the origin of Heraclitus of Ephesus, from the point of view of materialistic direction and dialectical methodology, the interpretation of being is revealed.
Key words: primitive matter, materialism, dialectics, movement, worldview,
being.
ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛА ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО
На западной территории Малой Азии — родине возникновения греческого материализма — творит и такой известный философ, как Гераклит. Деятельность Гераклита развивалась в рамках такого философского направления как материализма и была образцом древнегреческой диалектики. Материализм — одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Гераклит был приверженцем диалектики — научного метода познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путём вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое. «О природе» — таково название одной из основных работ, написанных Гераклитом.
Существуют данные, что эта книга содержала в себе несколько частей: в первой говорилось о природе как таковой, во второй — о государстве, а в заключительной — о боге.
Данная работа Гераклита Эфесского имела не малый вес даже среди более поздних философов, выдержки из неё часто использовали для цитирования. До наших дней сохранились приблизительно 130 небольших по объему отрывков. Их совокупность позволяет читателям вникнуть хотя бы в некоторые основные моменты мировоззрения рассматриваемого философа.
Ни одно из таких мироощущений как, например, пессимизм или аристократизм не снизили проницательности мыслителя, наблюдавшего и постигавшего непрерывные изменения в жизни общества, человека и природы. Результаты непрерывных изменений, полученные Гераклитом, были скорее негативные, отрицательные, хотя роль этих самых изменений и борьбы в жизни человека и природы философ понял наилучшим образом.
Мнение о всеобщности движения и изменения переплетается у Гераклита с диалектическим пониманием самого процесса движения. Он полагает, что движение и непрерывная изменчивость являются основой противоречивости характера существования всех вещей, «так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и то же время» 193. Аристотель оппонирует против данной мысли Гераклита Эфесского. «Невозможно допускать, — пишет Аристотель, — чтобы какая-либо одна и та же вещь существовала и в то же время не существовала, как, по мнению некоторых, говорил Гераклит»194. Дискутируя с Гераклитом, Аристотель доносит до нас значимый текст оппонента. Из него становится ясно, что по учению Гераклита, «неразрывные сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие: из всего одно и из одного все образуется»195.
Являясь всеобъемлющим, то есть включающим в себя все явления, движение имеет единый базис. Это единство запечатлено строгой закономерностью; мыслящее исследование обнаруживает в нем господствующую над ним необходимость.
Данную идею философ излагает в нескольких основных изречениях, самый важный из них — 30-й: «Этот мировой порядок, — говорит Гераклит, — тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим»196.
В данном положении явно выражены некоторые главных мыслей. Здесь Гераклит утверждает, что всё существующее берет своё начало из одного, и
193 Асмус В.Ф. Античная философия: учебник. 3-е изд. М.: Высш. шк., 2003, с. 30.
194 Аристотель. Метафизика. Пер. А. В. Кубицкого. М. — Л., Государственное социально-экономическое издательство, 1934, с.168.
195Асмус В.Ф. Античная философия: учебник. 3-е изд. М.: Высш. шк., 2003, с. 34. 196 Маковельский А. О. Досократики. Казань, б.и., ч. I — 1914, с.152.
что более того — всё появляющееся превращается в одно. Это «одно» мыслитель представляет как всеобщее первовещество «огня». Из чего следует, что Гераклит придерживается материалистического направления. Не вызывает большого удивление, что философ выбрал именно такую стихию в качестве первовещества. Ведь основная характеристика гераклитовского бытия — его подвижность. А именно огонь — наиболее динамическое, нестабильное из всех наблюдаемых в природе явлений.
Следующая важная мысль фрагмента — отрицание акта сотворения мира богами.
Гераклитовское первоначало несет в себе также идею о закономерности, царящей в мире. Вечно живое пламя мира горит не хаотично, а вспыхивает «мерами» и «мерами» же угасает.
Использованные источники:
1. Асмус В.Ф. Античная философия: учебник. 3-е изд. М.: Высш. шк., 2003.
2. Аристотель. Метафизика. Пер. А. В. Кубицкого. М. — Л., Государственное социально-экономическое издательство, 1934.
3. Маковельский А. О. Досократики. Казань, б.и., ч. I — 1914.