Научная статья на тему 'Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса'

Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДОСУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МЕГАПОЛИСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

В статье рассматривается проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников. Анализируется образовательное пространство мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса»

43. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 2. С. 159-164.

44. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

45. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование. 2009. № 6. С. 110-112.

46. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

47. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 98-104.

48. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.

Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса

Крулехт М. В.

Крулехт Мария Вадимовна / Kruleht Maria Vadimovna - доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольного образования, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников. Анализируется образовательное пространство мегаполиса.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, досуг, образовательное пространство мегаполиса.

Термин «образовательное пространство» относительно недавно, с середины 90 -х годов прошлого столетия, появился в российской педагогической науке, что было связано с поиском новой философии образования для ХХI века. Попытка соотнесения понятий образования и пространства оказалась, на наш взгляд, весьма продуктивной, так как формирование человека как субъекта, его личностное становление происходит в пространстве-времени. Пространство представляет собой важнейшую составляющую, определяющую порядок вещей в мире, повседневную жизнь людей, их общение, уклад непосредственного личностного бытия. Для теории дошкольной педагогики особое значение может иметь понимание образовательного пространства как одной из граней современного мира. Это целостная, интегрированная по своей сути единица сложно структурированного и неоднородного мирового пространства, где осуществляется процесс трансляции культуры новым поколениям. При этом в каждом регионе, в каждом городе, населенном пункте складывается свое уникальное образовательное пространство, не учитывать своеобразия которого нельзя. Культурологический подход к дошкольному образованию предполагает грамотное педагогическое сопровождение, обеспечивающее полноценное введение каждого ребенка в мир культуры, адресную поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире

культурных ценностей. Проектировать и реализовывать образовательный процесс в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования возможно лишь на основе понимания своеобразия педагогического сопровождения в конкретных социально-экономических условиях. Именно на это ориентирована Государственная программа «Столичное образование», цель которой - создание условий для социальной и образовательной успешности москвичей. Характерной особенностью современного этапа развития России является высокий уровень урбанизации -концентрации населения в городах, особенно крупных. Притягательность города, как места проживания, обусловлена предоставляемыми возможностями для образования, квалифицированного труда и полноценного отдыха, в частности, широкими возможностями для проведения разнообразного досуга, что особо значимо для молодого поколения, являющегося потенциальными потребителями образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

В настоящее время в России насчитывается 12 городов с миллионным населением. Эти города являются центрами притяжения и сосредоточения экономических ресурсов и культурных ценностей. Самая крупная форма городского расселения -мегаполисы, образующиеся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями.

Американский экономист Дж. Готман впервые выделил мегаполисы из числа крупнейших городов как самостоятельную группу. К особенностям мегаполиса, помимо больших размеров, относят его ведущую роль как делового, политического и финансового центра национального и мирового уровня, наличие международных организаций, выдающееся значение как центра культуры и искусства, роль крупного международного транспортного узла, развитость сферы услуг, концентрацию высококвалифицированных видов деятельности и др.

Социальные проблемы мегаполисов обусловлены значительной дифференциацией населения по уровню доходов, этническим признакам, культурному уровню, социальному статусу и т. д. Кроме того, в мегаполисах наблюдается большой приток мигрантов, имущественный статус которых весьма неоднороден. Как социальная общность мегаполис образует различные по возрасту, образованию, семейному положению, политическим и религиозным убеждениям слои населения.

Крупнейшими мегаполисами России являются Москва и Санкт-Петербург, что побудило нас проанализировать, как используется родителями и воспитателями детского сада их культурный потенциал для педагогического сопровождения культурно-досуговой деятельности старших дошкольников, а также с каким проблемами сталкиваются взрослые, организуя детский досуг в условиях мегаполиса.

Досуг - сложное социальное явление, своеобразный вид деятельности, где интегрируются отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество. По тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный и духовный уровень; какое место в обществе он занимает; чем он увлекается и каковы его интересы (3).

Как явление социальное, досуг современного человека, проживающего в мегаполисе, претерпел существенные изменения, которые коснулись и дошкольников. Данные изменения связаны с расслоением семей по социальному и материальному положению, возможностью использовать денежные средства для проведения досуга и отдыха. В ходе исследования выявлена прямая зависимость между качеством проведения семейного досуга с детьми, реализацией его развивающего потенциала и уровнем общей и педагогической культуры родителей, что далеко не всегда учитывается педагогами в процессе сопровождения детской культурно-досуговой деятельности. В семьях мигрантов родители, как правило, менее активно интегрируют детей в культурное пространство мегаполиса.

За последние годы культурно-образовательное пространство мегаполисов, ориентированное на дошкольников, существенно расширилось. В возрасте 5-7 лет практически все дети, проживающие в мегаполисе, имеют опыт хотя бы однократного посещения музея; большинству (68 %) ясны правила поведения в музее («Не бегать, а то что-нибудь уронишь», «Не трогать, сигнализация сработает», «Снять верхнюю одежду, а то будет жарко» и др.). Возможность посещения музея вызывает у современных детей положительные эмоции. Однако внимание к музейным материалам и способность слушать экскурсовода на протяжении даже небольшой по времени экскурсии проявляют менее 80 % детей. Не так высока и познавательная активность, дети редко задают экскурсоводу вопросы; не умеют рассматривать экспонаты (2). Поэтому мало привести ребенка в музей, важно правильно организовать педагогическое сопровождение становления социокультурного опыта.

Вместе с тем, по нашим данным, лишь 40 % воспитателей используют в практике музейные средства; 65 % не рассматривают музей как средство становления социокультурного опыта старших дошкольников, не ориентируют на это их родителей. Одна из непростых проблем, по мнению многих педагогов и родителей дошкольников, не позволяющая полноценно использовать потенциал мегаполиса как центра культуры и искусства, культурного досуга, связана с расширением его территории, а также транспортными проблемами.

Родители стараются знакомить детей с родным городом во время прогулок, обращают внимание на красоту городской среды, архитектурные и скульптурные памятники, фотографируют детей около них. И именно этот опыт, приобретенный во время семейного досуга, главным образом - прогулок, становится основным источником представлений. Второе место по значимости в формировании детского социального опыта представлений о культурных объектах занимает телевидение и лишь на третьем - целенаправленная работа детского сада в данном направлении. Детские представления о родном городе достаточно фрагментарны и отрывочны, как правило, это лишь название объекта. Детский зарубежный опыт поездок у дошкольников из обеспеченных семей может быть существенно шире, чем опыт познания родного города.

Культура проведения досуга складывается в дошкольный период жизни, в ее формировании особая роль принадлежит семье, семейным традициям. На ребенка влияет сама атмосфера семейного досуга; традиционные способы проведения и организации взрослыми своего свободного времени малыш усваивает в силу свойственного семье «скрытого воспитания». Наше исследование показывает, что содержание детского досуга в семье достаточно однообразно, особенно в будни. Возрастающие эмоциональные нагрузки от темпа современной жизни в мегаполисах приводят к усталости, естественному желанию родителей расслабиться, отдохнуть дома после напряженного рабочего дня. Срабатывают защитные механизмы - «Ты уже большой, поиграй сам», «Посмотри мультик», «Включи компьютер, поиграй» -постепенно разрушающие так необходимые ребенку в дошкольный период жизни положительно эмоционально насыщенные детско-родительские связи и отношения.

Индивидуальные беседы со старшими дошкольниками и анализ их рисунков на тему «Как я вчера провел дома вечер» свидетельствуют о возрастающей с каждым годом динамике рисунков, в которых изображена игра в одиночестве; где нет взрослого, нет человека, а изображены предметы домашнего интерьера, домашние питомцы, компьютер. Современные дети все реже рисуют на своих рисунках традиционные игрушки и все чаще компьютеры и планшеты.

Крайне редко практикуется в семейном досуге совместная творческая деятельность родителей с детьми, характерна тенденция снижения удельного веса домашнего чтения. Сопровождение детской культурно-досуговой деятельности не выстраивается на диалоге его участников; нет обмена впечатлениями, мнениями. Неконструктивный стиль семейного досуга не позволяет в полной мере реализовать

47

потенциал мегаполиса как центра культуры и искусства, открывающего возможности для воспитания с детства человека культуры, духовной личности.

Широкие возможности мегаполиса для содержательного досуга детей, расширения культурного пространства требуют выхода на качественно новый уровень взаимодействия детского сада и семьи с учетом ее конкретных особенностей. Данное взаимодействие следует рассматривать как деловое партнерство двух социальных институтов, ответственных за воспитание; как совместную, взаимодополняющую деятельность субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи, внося свой вклад в решение общей задачи развития ребенка как субъекта детской досуговой деятельности.

В условиях мегаполиса целесообразно использование педагогической технологии, включающей три взаимосвязанных этапа:

- создание общей установки взрослых как партнеров на совместное решение задач реализации широких возможностей мегаполиса как центра культуры и искусства в воспитании у детей базиса культуры досуга;

- выработка общей идеи сотрудничества и практическое осуществление делового партнерства детского сада и семьи в организации взаимодополняющей содержательной досуговой деятельности детей, исходя из своеобразия, традиций и тенденций развития культуры досуга мегаполиса, половозрастных и индивидуальных склонностей и интересов старших дошкольников;

- реализация единого, согласованного индивидуально ориентированного похода к ребенку с целью воспитания культуры досуга, максимального развития его личностного потенциала средствами досуговой деятельности путем ее содержательной организации в детском саду и семье.

Базовым условием успешности применения данной технологии является педагогическая диагностика, позволяющая выявить как социокультурный опыт ребенка, так и традиции семейного досуга, культурные запросы и возможности его родителей, что позволяет проектировать индивидуальный маршрут, обеспечивающий обогащение культурно-досуговой деятельности и расширение ее пространства в масштабах мегаполиса.

Наиболее эффективная форма сотрудничества педагогов с родителями - деловое партнерство в рамках деятельности клуба «Семейный досуг». Непосредственное общение через беседы и диспуты взрослых членов клуба позволяет родителям осознать педагогический потенциал содержательного семейного досуга в развитии современного ребенка, а также получить конкретные рекомендации по его организации в условиях мегаполиса. Обеспечить эффективность педагогического сопровождения досуга детей в детском саду дает возможность метод проектов, ориентированный на разнообразные виды детской творческой деятельности, взаимодействие с родителями через совместный с ребенком семейный досуг, а также презентацию конечного продукта детской проектной деятельности родителям.

Таким образом, развитие мегаполисов актуализирует проблему педагогического сопровождения детского досуга самых маленьких горожан как жителей мегаполиса. Предлагаемая педагогическая технология сопровождения позволяет эффективно использовать потенциал культурных ценностей образовательного пространства мегаполиса, воспитывать у детей привычку к содержательному досугу как одному из показателей готовности жить в большом городе.

Литература

1. Бойко И. Н. Особенности процесса формирования контрольно-оценочных умений

учащихся в младшем школьном возрасте // Гуманитарное пространство. 2016. Т. 5.

№ 1. С. 19-24.

2. Бойко И. Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-8. С. 75-79.

3. Бойко И. Н. Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарное пространство. 2015. Т. 4. № 1. С. 5-11.

4. Бойко И. Н. Духовно-нравственные ценности современного педагога // Гуманитарное пространство. 2015. Т. 4. № 5. С. 652-657.

5. Бойко И. Н. Профессиональное становление личности педагога // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-4. С. 80-82.

6. Бойко И. Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-10. С. 13-15.

7. Бойко И. Н. Духовно-нравственное развитие педагога как основа его профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-10. С. 29-32.

8. Захарова Н. Л. Уроки жизнестойкости // Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Программа профилактики антивитальных тенденций среди подростков / Москва, 2015.

9. Захарова Н. Л. Ролевая виктимность подростков в ситуации хронического заболевания// Захарова Н. Л., Одинцова М. А. Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 3. С. 20.

10. Захарова Н. Л. Особенности инновационного знания // Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 2 (73). С. 35-37.

11. Захарова Н. Л. Психологическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования: системный подход // Человеческий капитал. 2015. № 1 (73). С. 98-100.

12. Кабалина О. И. Роль общественных организаций в объединении профессионального педагогического сообщества // Кабалина О. И., Харитонова Е. Ю. В сборнике: Образование. Наука. Культура Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б. В. Илькевича, Ответственный редактор: Н. В. Соловьева. 2015. С. 675-677.

13. Крулехт М. В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании человека культуры // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 289-294.

14. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 158-162.

15. Крулехт М. В. Проблема интеграции в современной педагогике // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 257-261.

16. Крулехт М. В. США: Как приобщают детей к труду // Дошкольное воспитание. 1990. № 6. С. 98.

17. Крулехт М. В. Ребенок познает предметный мир // Дошкольное воспитание. 2007. № 1. С. 45-49.

18. Крулехт М. В. Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 229-235.

19. Крулехт М. В. Вузовская лекция в зеркале качества высшего гуманитарного образования для XXI века // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 11-15.

20. Пастухова Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 66-75.

21. Пастухова Д. А. Проблемы социально-психологической адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ к обучению // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 67-73.

49

22. Пастухова Д. А. Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 51-53.

23. Пастухова Д. А. Национально-психологические особенности персонала российских организаций // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2014. Т. 1. № 2 (2). С. 85-91.

24. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.

25. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.

26. Пастухова Д. А. Экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 206-210.

27. Тарасова О. И. Реализация жанровых признаков текстов документально -художественного повествования грамматическими средствами языка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2003.

28. Тарасова О. И. Реализация жанровых признаков текстов документально -художественного повествования грамматическими средствами языка (на примере категорий темпоральности и локальности). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2003.

29. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 20-24.

30.Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. С. 21.

31. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально -психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Том Часть II.

32. Хижняк Л. А . Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фотоделу // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.

33.Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 4. С. 37.

34. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 3. С. 62-66.

35. Хижняк Л. А . Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 202-206.

36.Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.

37. Шлыкова Н. Л. Теоретические аспекты содержания мотивационной сферы персонала // Халилуллина Д. З., Шлыкова Н. Л. Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 182-187.

38. Шлыкова Н. Л. Проблемы психологической безопасности личности // Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Журнал практического психолога. 2007. № 4. С. 132.

39. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. № 1. С. 145-147.

40. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

41. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал. 2015. № 4 (76). С. 120-124.

42. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

43. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 2. С. 159-164.

44. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

45. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование. 2009. № 6. С. 110-112.

46. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

47. Ядрова А. А . Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 98-104.

48. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.

Компьютерно-графическая подготовка студентов технических вузов в условиях формирования новых образовательных стандартов Шапрова Г. Г.

Шапрова Гульнара Габидуловна /Shaprova Gulnara Gabidulovna - кандидат педагогических

наук, ассоциированный профессор, Казахская головная архитектурно-строительная академия, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье представлены принципы модульной организации учебного процесса, в частности, дисциплин компьютерно-графического цикла. Рассмотрены подходы в формировании данных модулей и их содержания.

Ключевые слова: модульная организация учебного процесса, компьютерно-графическая подготовка, компьютерная графика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.