Научная статья на тему 'Инновационная деятельность педагога'

Инновационная деятельность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Надира Летфулловна

В статье рассматриваются психологические особенности инновационной деятельности педагога. Анализируются методологические основания формирования и развития педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность педагога»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Инновационная деятельность педагога Захарова Н. Л.

Захарова Надира Летфулловна / Zakharova Nadira Ьв^мПоупа - доктор психологических наук,

профессор, заведующая кафедрой, кафедра дошкольного образования, факультет психологии, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности инновационной деятельности педагога. Анализируются методологические основания формирования и развития педагога.

Ключевые слова: инновация, образование, деятельность.

В настоящее время педагогический процесс требует разработки методологических оснований для формирования и развития педагога с учетом интеграционных процессов. Это приводит нас к очевидному выводу: с целью определения путей развития профессионализма субъектов образовательного процесса, необходимо выявить существующие закономерные взаимосвязи между психологическими компонентами инновационной деятельности педагога.

Общеизвестным является тот факт, что любая деятельность побуждается, направляется и регулируется двумя следующими векторами: мотив-цель, цель-результат. Мотив инициирует деятельность, направляет ее, результат деятельности определяется ее целью. Учтем, что инновационная деятельность педагога инициируется совокупностью мотивов: мотивы долженствования, мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом; материальные стимулы; побуждения, связанные с самоутверждением; профессиональные мотивы (стремление стимулировать студентов к большей активности; стремление развить творческие способности обучающихся и др.).

Обратимся к предложенной В. Д. Шадриковым схеме глубинного системного анализа деятельности, раскрывающего ее сущность. Реализация такого анализа охватывает следующие уровни деятельности:

1) психофизиологический, на котором анализируются мозговые процессы, реализующие деятельность;

2) личностно-мотивационный, предполагающий изучение эмоционального отношения и требований личности к деятельности; возможностей деятельности по удовлетворению этих требований; мотивационной структуры и ее динамики в процессе деятельности;

3) компонентно-целевой, направленный на изучение результата деятельности и качеств субъекта;

4) информационный, рассматривающий информационную основу деятельности, процессы переработки информации и принятия решений;

5) структурно-функциональный, выявляющий связи между отдельными компонентами структуры, значимость связей и вес компонентов, особенности динамической организации структурных компонентов деятельности;

6) индивидуально-психологический, включающий анализ индивидуального способа деятельности, реализации индивидуальности субъекта в деятельности, проектирование индивидуально -типичных способов деятельности [8].

В настоящее время анализ психофизиологического уровня деятельности педагога соответствует анализу любого субъекта деятельности, при этом отсутствуют исследования, которые бы определяли специфику процессов субъекта

рассматриваемого вида профессиональной деятельности. Имеются разрозненные данные в исследованиях дифференциальных психофизиологов, что не дает нам основания систематизировать и дать объективный анализ психофизиологического уровня деятельности педагога. Поэтому в нашем исследовании мы обращаемся к анализу психологических уровней.

Личностно-мотивационный уровень предполагает наличие развивающей, мотивационной, ориентационной функций. Сущность развивающей функции инновационной деятельности педагога заключается в формировании и развитии личностных подструктур обучающихся, самого педагога с целью раскрытия и развития их инновационного потенциала. Результирующий показатель развивающей функции выражается в сформированности индивидуально-психологических качеств и личностных характеристик, способствующих решению инновационных задач с высокой степенью эффективности.

Мотивационная функция выражена в формировании познавательной активности у обучающихся; использовании таких методических приемов, с помощью которых обучающийся «входит» в деятельность, проявляет к ней интерес, преобразует имеющийся информационный материал; определяет наиболее значимые компоненты учебной деятельности. Мотивационная функция выражается также в стремлении к саморазвитию, к повышению своей специальной и психолого-педагогической квалификации.

Результирующими показателями мотивационной функции являются высокий уровень мотивации к инновационной профессиональной деятельности педагога и обучающихся к учебной деятельности; сформированность умения управлять познавательной деятельностью и мотивацией обучаемых, знание учебных потребностей обучающихся.

Ориентационная функция инновационной деятельности предполагает формирование педагогом у обучающихся психологической готовности к учебной деятельности. При этом под психологической готовностью понимается совокупность устойчивых свойств субъекта, результатом развития которых является формирование деятельностной позиции в учебной деятельности.

Результирующим показателем ориентационной функции инновационной деятельности является сформированное у обучающихся позитивное отношение к деятельности, наличие целей, средств, программы действий для совершенствования умений и навыков, оценка обучающимся собственной подготовленности к деятельности.

Компонентно-целевой уровень предполагает наличие функции оценки результата деятельности и психологических особенностей субъекта образовательного процесса. Показателем функции является экспертная оценка результатов деятельности педагога и самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам.

На информационном уровне инновационной деятельности рассматривается исследовательская функция, которая предполагает наличие исследовательского потенциала, раскрывающегося в способности определять проблему, подбирать методы и способы решения научной задачи, достигать результата, соответствующего цели и гипотезе исследования. Таким образом, показателем исследовательской функции информационного компонента инновационной деятельности педагога является его интеллектуальная активность. Специфика проявления интеллектуальной активности преподавателя заключается в том, что мыслительная деятельность не ограничивается пределами актуальной педагогической ситуации, она выражается в интеллектуальной инициативе, направленной на формирование путей, способов преобразования действительности, в том числе, в будущем. Можно говорить о разных уровнях интеллектуальной активности преподавателя - от копирования методических приемов до создания оригинальных технологий.

39

Структурно-функциональный уровень, выявляющий связи между различными компонентами деятельности, предполагает функцию структурной организации деятельности.

В таблице представлены блоки инновационной деятельности, их содержание и компоненты, подвергаемые психологическому анализу.

Рассмотрим более подробно каждый из этих блоков, определяя его специфику в контексте реализации процесса развития инновационного потенциала субъекта деятельности.

1. Функциональный блок.

Формирование психики непосредственно связано с особенностями роста, созревания и функционирования головного мозга. Нарушение темпа, дисбаланс в созревании отдельных подструктур осложняют процесс формирования связей между ними и установление координации их деятельности. При этом общая работоспособность мозга снижена, ограничены возможности самоуправления и произвольности в различных видах деятельности, нарушено протекание психических процессов, что отражается на качестве выполняемой деятельности (Е. Р. Баенская, С. Д. Забрамная, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, М. М. Либлинг, А. Р. Лурия, Л. А. Ясюкова). Понятно, что преподаватель обладает нормальными особенностями физиологической функциональной системы, а в процессе развития его профессионализма и инновационного потенциала играют более значимую роль другие компоненты и блоки деятельности.

2. Операционный блок.

Его состав определен качествами, обеспечивающими программирующую, реализующую, контролирующую инновационную активность субъекта деятельности. Представление о целях инновационной деятельности, принятие педагогической задачи рассматриваются как важнейшие условия успешности достижения цели инновационной деятельности.

Принятие педагогической задачи преподавателем предполагает осознание им личностного смысла деятельности, сформированность мотивации, а также определение приемлемого уровня достижений. На ранних этапах усвоения деятельности последний определяется уровнем притязаний личности, то есть «стремлением к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным», и складывается на основе самооценки.

Представления о содержании и способах выполнения инновационной деятельности определяют степень осознанности деятельности, усвоения способов решения педагогических задач в виде определенной схемы действия, включающей последовательность и критерии правильности ее выполнения, информационную основу. В процессе деятельности у преподавателя формируется индивидуальная программа деятельности в форме знаний о последовательности и способах выполнения отдельных действий в ее целостной структуре. Информационная основа инновационной деятельности представляет собой совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать ее в соответствии с целью и предполагаемым результатом. Ее компонентами являются качества, обеспечивающие получение, установление значимости, переработку, сохранение новой информации.

Диагностический блок Содержание Компоненты

Функциональный 1. Нейрофизиологические особенности функционирования головного мозга Функциональное состояние

Операционный 2. Представление о целях инновационной деятельности Принятие педагогической задачи; уровень притязаний

3. Представление о содержании и способах выполнения инновационной деятельности Актуальные знания и умения

4. Информационная основа инновационной деятельности Мыслительные операции; информационная культура

5. Управление инновационной деятельностью и принятие решений Произвольность; обучаемость

Личностно-мотивационный 6. Актуальные потребности Мотивы деятельности; личностный смысл инновационной деятельности

7. Показатели эмоционального благополучия Отношение к инновационной деятельности; принятие инновационной деятельности; соответствие потребностей и возможностей преподавателя требованиям среды и деятельности

Управление инновационной деятельностью и принятие решений предполагает программирование деятельности, выбор одного из нескольких возможных вариантов ее осуществления, контроль и оценку за его воплощением. Качество принимаемых решений определяется особенностями субъекта деятельности, выступающими в роли внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Оно обусловлено освоенными или выработанными правилами и решающими критериями достижения цели и предпочтительности [3].

3. Содержание личностно-мотивационного блока отражает актуальные потребности педагога, которые могут быть реализованы в процессе его деятельности. Основное место в нем принадлежит компонентам, определяющим принятие инновационной деятельности и потребность в ней.

Практическая деятельность субъекта, как и функционирование психических процессов, находятся в тесной взаимосвязи со спецификой его эмоционального состояния и реагирования. Их особенности являются показателями эмоционального благополучия субъекта деятельности. Значимость выделенных в связи с этим компонентов доказана в ряде исследований В. Н. Белкиной, Л. И. Божович, Н. И. Гаршиной, М. Р. Гинзбурга, Е. Л. Гутковской, В. В. Давыдова, И. Т. Димитрова, В. Т. Кудрявцева, Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина и др.

Существенное значение имеет и отношение к себе. Самосознание и самооценка способны оказывать значительное влияние на успешность деятельности, процесс овладения деятельностью, становление самоконтроля. Существенным показателем эмоционального неблагополучия является тревожность, характеризуемая многообразными проявлениями по отношению к учебным ситуациям. Исследователи

влияния тревоги указывают на качественную деформацию отрицательной модальности всех сфер жизнедеятельности личности: физиологических, познавательных, волевых, коммуникативных процессов под его влиянием [5].

Необходимо принять во внимание тот факт, что достижение всех педагогических целей невозможно без сохранения ряда условий. Принципиальным условием освоения инновационной деятельности, достижения значимых результатов является принятие этой деятельности субъектом, обусловленное уровнем соответствия потребностей и возможностей субъекта требованиям деятельности. Высокий уровень такого соответствия является детерминирующим фактором формирования психологической системы деятельности.

В. Д. Шадриков утверждает, что в результате формирования структуры профессиональных мотивов и их осознания устанавливается личностный смысл деятельности. Очевидно, что личностный смысл является компонентом структуры инновационной деятельности. Проблемой формирования и развития личностно-смысловой сферы педагога занимался ряд отечественных ученых (И. В. Абакумова, Е. М. Азарко, В. Т. Фоменко, В. Н. Ефименко, А. Ю. Агафонов, С. Л. Братченко, С. В. Кондратьева, Д. А. Леонтьев, В. Э. Мильман и др.). Понятие личностного смысла в отечественной психологии связывается с понятиями: смысловой установки (А. Г. Асмолов, В. А. Ядов, Д. Н. Узнадзе); субъективного отношения (В. С. Магун, С. Л. Рубинштейн, С. Л. Абульханова-Славская, Е. Б. Старовойтенко, В. Н. Мясищев.); самоотношения (С. Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столиц, В. Визгина, Д. И. Дубровский); конфликтного смысла «Я» (В. В. Столин, Кальвиньо); диспозиции (В. А. Ядов); личностной нормы (В. Е. Каган, Г. М. Андреева, М. И. Бобнева. Л. П. Буева); социальной привычки (Е. М. Пеньков).

Таким образом, именно в деятельности и через деятельность преимущественно происходит овладение средствами управления собственными усилиями, предметной деятельностью, формирование психологических инвариантов профессионализма, всех ее составляющих.

Литература

1. Бойко И. Н. Особенности процесса формирования контрольно-оценочных умений учащихся в младшем школьном возрасте // Гуманитарное пространство. 2016. Т. 5. № 1. С. 19-24.

2. Бойко И. Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-8. С. 75-79.

3. Бойко И. Н. Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарное пространство. 2015. Т. 4. № 1. С. 5-11.

4. Бойко И. Н. Духовно-нравственные ценности современного педагога // Гуманитарное пространство. 2015. Т. 4. № 5. С. 652-657.

5. Бойко И. Н. Профессиональное становление личности педагога // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-4. С. 80-82.

6. Бойко И. Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-10. С. 13-15.

7. Бойко И. Н. Духовно-нравственное развитие педагога как основа его профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-10. С. 29-32.

8. Захарова Н. Л. Уроки жизнестойкости // Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Программа профилактики антивитальных тенденций среди подростков / Москва, 2015.

9. Захарова Н. Л. Ролевая виктимность подростков в ситуации хронического заболевания// Захарова Н. Л., Одинцова М. А. Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 3. С. 20.

42

10. Захарова Н. Л. Особенности инновационного знания // Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 2 (73). С. 35-37.

11. Захарова Н. Л. Психологическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования: системный подход // Человеческий капитал. 2015. № 1 (73). С. 98-100.

12. Кабалина О. И. Роль общественных организаций в объединении профессионального педагогического сообщества // Кабалина О. И., Харитонова Е. Ю. В сборнике: Образование. Наука. Культура Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б. В. Илькевича, Ответственный редактор: Н. В. Соловьева. 2015. С. 675-677.

13. Крулехт М. В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании человека культуры // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 289-294.

14. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 158-162.

15. Крулехт М. В. Проблема интеграции в современной педагогике // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 257-261.

16. Крулехт М. В. США: Как приобщают детей к труду // Дошкольное воспитание. 1990. № 6. С. 98.

17. Крулехт М. В. Ребенок познает предметный мир // Дошкольное воспитание. 2007. № 1. С. 45-49.

18. Крулехт М. В. Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 229-235.

19. Крулехт М. В. Вузовская лекция в зеркале качества высшего гуманитарного образования для XXI века // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 11-15.

20. Пастухова Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 66-75.

21. Пастухова Д. А. Проблемы социально-психологической адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ к обучению // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 67-73.

22. Пастухова Д. А. Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 51-53.

23. Пастухова Д. А. Национально-психологические особенности персонала российских организаций // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2014. Т. 1. № 2 (2). С. 85-91.

24. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.

25. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.

26. Пастухова Д. А. Экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 206-210.

27. Тарасова О. И. Реализация жанровых признаков текстов документально-художественного повествования грамматическими средствами языка. Автореферат

43

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2003.

28. Тарасова О. И. Реализация жанровых признаков текстов документально -художественного повествования грамматическими средствами языка (на примере категорий темпоральности и локальности). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2003.

29. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 20-24.

30.Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. С. 21.

31. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально -психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Том Часть II.

32. Хижняк Л. А. Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фотоделу // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.

33. Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 4. С. 37.

34. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 3. С. 62-66.

35. Хижняк Л. А . Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 202-206.

36.Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.

37. Шлыкова Н. Л. Теоретические аспекты содержания мотивационной сферы персонала // Халилуллина Д. З., Шлыкова Н. Л. Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 182-187.

38. Шлыкова Н. Л. Проблемы психологической безопасности личности // Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Журнал практического психолога. 2007. № 4. С. 132.

39. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. № 1. С. 145-147.

40. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

41. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал. 2015. № 4 (76). С. 120-124.

42. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

43. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 2. С. 159-164.

44. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

45. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование. 2009. № 6. С. 110-112.

46. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

47. Ядрова А. А . Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 98-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.

Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса

Крулехт М. В.

Крулехт Мария Вадимовна / Kruleht Maria Vadimovna - доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольного образования, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников. Анализируется образовательное пространство мегаполиса.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, досуг, образовательное пространство мегаполиса.

Термин «образовательное пространство» относительно недавно, с середины 90 -х годов прошлого столетия, появился в российской педагогической науке, что было связано с поиском новой философии образования для ХХI века. Попытка соотнесения понятий образования и пространства оказалась, на наш взгляд, весьма продуктивной, так как формирование человека как субъекта, его личностное становление происходит в пространстве-времени. Пространство представляет собой важнейшую составляющую, определяющую порядок вещей в мире, повседневную жизнь людей, их общение, уклад непосредственного личностного бытия. Для теории дошкольной педагогики особое значение может иметь понимание образовательного пространства как одной из граней современного мира. Это целостная, интегрированная по своей сути единица сложно структурированного и неоднородного мирового пространства, где осуществляется процесс трансляции культуры новым поколениям. При этом в каждом регионе, в каждом городе, населенном пункте складывается свое уникальное образовательное пространство, не учитывать своеобразия которого нельзя. Культурологический подход к дошкольному образованию предполагает грамотное педагогическое сопровождение, обеспечивающее полноценное введение каждого ребенка в мир культуры, адресную поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.