УДК 378:811.161.1
Колесова Надежда Николаевна
Ивановская государственная медицинская академия
nn.kolesova@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ОТБОРА ЖАНРОВ МЕДИЦИНСКОГО ДИСКУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
В статье приводится анализ работ, посвященных изучению медицинского дискурса. На основе обзора, анализа и систематизации данных лингвистических исследований составлен репертуар актуальных жанров медицинского дискурса. Сделан вывод о необходимости отбора жанров для обучения профессиональной речи иностранных студентов медицинского вуза.
Ключевые слова: профессиональная речь, медицинский дискурс, жанр медицинского дискурса, иностранные студенты.
В настоящее время в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) актуализируется использование жанрового подхода к обучению иностранных студентов речевой деятельности на русском языке (работы И.А. Сотовой, О.А. Чистяковой, В.И. Шляхо-ва и др.) и, в частности, профессиональной речи (работы Л.И. Васецкой, Е.А. Волковой, А.В. Ко-робковой и др.).
Основание для методического осмысления понятия «жанр» было заложено еще в статье Т.В. Шмелевой, которая указывает на то, что речевой жанр - понятие, необходимое не только для реалистического изучения речи, но и для практического обучения ей [15]. Профессор И.А. Сотова отмечает, что «перспективы жанрово-стилевого подхода в обучении русской речи связаны с определением актуальных для того или иного контингента обучаемых моделей высказываний, разработки жанрово-ориентированных методик обучения, критериев отбора методов обучения и дидактического материала» [11, с. 32]. По мнению профессора В.И. Шляхова, иностранные студенты должны знать и уметь «строить речевое высказывание, используя комплекс признаков, определяющих специфику данного жанра» [14].
Владение репертуаром речевых жанров в сфере медицины является значимой характеристикой языковой личности будущего врача, показателем уровня владения профессиональной речью. Вот почему важной задачей методического обеспечения профессиональной подготовки студентов медицинского вуза является ознакомление с типовыми ситуациями профессионального взаимодействия и кругом жанров, эти ситуации обслуживающих. Проблема отбора жанров для обучения профессиональной речи иностранных студентов медицинского вуза представляется особенно актуальной. Овладение жанрами профессиональной речи является для иностранных студентов важнейшим условием освоения специальных предметов, успешного прохождения клинической практики в лечебных учреждениях и служит уверенному речевому поведению в ситуациях реального общения.
Целью настоящей статьи является обзор и систематизация жанров медицинского дискурса, актуальных для обучения профессиональной речи иностранных студентов медицинского вуза.
В современной лингвистике жанр рассматривается как единица дискурса. В науке представлены различные взгляды ученых на понимание дискурса. Мы опираемся на толкование понятия «дискурс», данное Э.Г. Азимовым и А.Н. Щукиным. Авторы отмечают, что «современная лингвистика рассматривает дискурс в виде деятельности, включающей в себя в качестве исходного материала язык, а способом его реализации - речь с присущей ей процес-суальностью. Если дискурс есть процесс, способ высказывания, то результатом такого процесса становится текст. В этой связи целый ряд видов речевой деятельности предлагается называть не речью (ораторская, судебная речь), а дискурсами» [1].
В настоящее время медицинский дискурс является предметом исследований зарубежных и отечественных ученых. Появились работы Э.В. Акаевой (2007), М.И. Барсуковой (2007), Н.В. Гончаренко (2007), В.В. Жура (2006, 2008), В.Б. Куриленко (2012) и др., в которых ученые рассматривают медицинский дискурс как особое, сложное, многоуровневое и многокомпонентное явление в языке [2; 3; 5; 6; 8]. Медицинский дискурс, являясь одним из древнейших видов дискурса, лежит на пересечении интересов различных дисциплин - лингвистики в широком ее понимании и когнитивной лингвистики, социологии, деонтологии, этики, психологии [3].
Коммуникативную специфику медицинского дискурса рассматривает Э.В. Акаева. В работе «Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса» автор отмечает, что речевое воздействие врача на пациента преследует цели когнитивного и коммуникативного плана: изменить картину мира пациента, убедить в необходимости определенного метода лечения, создать атмосферу психологического комфорта, вызвать доверие к себе как к профессионалу [2].
С позиций социолингвистики медицинский дискурс исследует Л.С. Бейлинсон. Она отмечает,
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Колесова Н.Н., 2016
Проблема отбора жанров медицинского дискурса для обучения профессиональной речи..,
что этот тип дискурса выделяется на основе тех социолингвистически значимых признаков, которыми в обществе наделяется врач [4].
По базовым характеристикам медицинский дискурс относят к институциональным, или статусно-ориентированным типам дискурсивного взаимодействия людей. На это указывают в своих работах такие ученые, как М.И. Барсукова, Л.С. Бейлинсон, В.В. Жура, В.И. Карасик, В.Б. Куриленко и др.
Характеристику институциональному дискурсу дает В.И. Карасик, описывая его как специализированную разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума. Ядром институционального дискурса является общение базовой пары участников коммуникации -врача и пациента, учителя и ученика, священника и прихожанина [7].
Конститутивными признаками, позволяющими объективно выделить медицинский дискурс в современной системе институционального дискурса, по мнению М.И. Барсуковой, являются: специфическая цель общения, заключающаяся в оказании медицинской помощи; специфические обстоятельства общения, происходящего в ситуации врачебного приема, обхода, консультации; наличие институциональных символов (специальная одежда, инструменты, личная печать, документация); статусно-ролевая функция участников общения [3].
В.Б. Куриленко отмечает, что медицинский дискурс - это сфера профессионально-коммуникативного взаимодействия медицинских работников, поэтому он обладает такими признаками, как деон-тологическая ориентированность, толерантность, персуазивность (от англ. persuade - убедить, склонить, уговорить) [8].
Медицинский дискурс выступает разновидностью профессионального дискурса. Суждения об этом мы находим в трудах ученых Л.С. Бейлинсон, Е.И. Головановой и др. Медицинский дискурс как профессиональный реализуется в наиболее типичных ситуациях общения (с пациентами, родственниками пациента, коллегами и т. д.) в ходе решения коммуникативно-речевых задач, связанных с осуществлением основных функций врача.
По мнению М.Л. Макарова, управляющие коммуникативным действием когнитивные структуры, как правило, организованы в виде сценариев, отражающих взаимодействие участников коммуникации. Темой сценария взаимодействия является сам тип взаимодействия или общения, т. е. тип дискурса [9].
Главной категорией медицинского дискурса, по мнению В.Б. Куриленко, М.Б. Ковалевой, Ж.Н. Ма-кушевой и др., следует признать его лингвотера-певтическую направленность.
Следует отметить, что предметом современных лингвистических исследований становятся жанры
медицинского дискурса (М.И. Барсукова, Л.С. Бейлинсон, В.В. Жура и др.).
Определение жанра устного медицинского дискурса (УМД) приводит в своем исследовании В.В. Жура: «Жанр УМД представляет собой устойчивую, прагматически обусловленную, вербализуемую форму когнитивно-коммуникативной деятельности, сопровождающую типизированное событие в профессиональной сфере медицины» [6]. В качестве основных жанрообразующих признаков рассматриваемого дискурса автор выделяет «коммуникативную цель / цели общения, когниотип (отражающий структурирование смыслового пространства устного медицинского дискурса в виде фреймов, сценариев, моделей предметно-референтных ситуаций), лингвопрагматические характеристики дискурса», а в качестве системообразующих признаков - «институциональность, ритуализован-ность, личностность, асимметричность, интеллектуальность и психологичность» [6]. По мнению В.В. Жура, в качестве основных жанров устного медицинского дискурса следует рассматривать консультации, реализуемые в следующих вариантах: первичная консультация, повторная консультация, предоперационная консультация, послеоперационная консультация, рутинный осмотр [6].
По мнению Л.С. Бейлинсон, в медицинском институциональном дискурсе можно выделить следующие жанры: диагностирующую консультацию, медицинский консилиум, вербальное лечение, медицинскую рекомендацию, рецепт, медицинскую справку, жалобу пациента, карту анамнеза, справки объективной медицинской экспертизы [3].
Жанр «консультация медицинская» подробно рассматривается в работах В.В. Жура, М.И. Барсуковой, Н.В. Гончаренко [6; 3; 5]. О жанре «команда врачебная» пишет Н.В. Гончаренко [5]. Е.И. Шей-гал, И.С. Черватюк выделяют жанр «операция хирургическая» [14].
В работе Е.А. Пономаренко, представляющей жанровую организацию речи врача и пациента на материале исследования текстов художественных произведений писателей-врачей, выделены следующие речевые жанры: жалобы, постановки диагноза, сбора анамнеза, отказа от лечения, рекомендации (совета), утешения, уговора, благодарности, мольбы, обвинения [10].
Таким образом, современные лингвистические работы, посвященные медицинскому дискурсу, содержат сведения о жанровом репертуаре профессиональной медицинской речи, что позволяет нам поставить проблему отбора жанров медицинского дискурса в методическом аспекте.
С целью выявления речевых жанров, частотных в сфере медицинской деятельности, нами проведен опрос врачей-терапевтов нескольких медицинских учреждений г. Иванова. По мнению респондентов, медицинские работники используют такие жанры,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
185
как «Консультация», «Уговор», «Утешение» (характерны не только для профессиональной речи медицинских работников, но в данном случае служат общению врача и пациента), «Дистанционное консультирование пациента», «Дистанционное интернет-консультирование врачей», «Консилиум», «Опрос пациента», «Письменное согласие пациента», «Тематическая беседа врача с пациентом» (безусловно, относятся только к сфере медицины).
Анализ современных научных публикаций и данных анкетирования врачей позволил нам убедиться в том, что «профессиональные речевые ситуации, которыми пронизана деятельность врача, многообразны, и с этим связано жанрово-стилевое разнообразие медицинского дискурса» [12, с. 489]. Собранный нами список жанров профессиональной речи медицинских работников включает: вербальное лечение, дистанционное консультирование пациента, дистанционное интернет-консультирование врачей, жалобы больного (пациента), история болезни, команда врачебная, консилиум, консультация (диагностирующая, медицинская, первичная, повторная, предоперационная, послеоперационная, рутинный осмотр), медицинская рекомендация, медицинская справка, операция хирургическая, опрос пациента, отказ от лечения, письменное согласие пациента, постановка диагноза, рекомендация (совет), рецепт, сбор анамнеза, справка объективной медицинской экспертизы, тематическая беседа врача с пациентом. Мы не считали бы этот список исчерпывающим, так как репертуар жанров профессиональной речи медицинских работников до конца не определен. В дальнейшем возможно появление новых речевых жанров, отражающих потребности медицинского сообщества.
На практических занятиях РКИ перспективным для обучения профессиональной речи иностранных студентов медицинского вуза, на наш взгляд, являются такие жанры, как команда врачебная, консультация, тематическая беседа с пациентом, медицинская рекомендация. Такие жанры, как опрос пациента, сбор анамнеза, история болезни и некоторые другие, иностранные студенты осваивают в процессе изучения специальных дисциплин.
Как показывает опыт работы преподавателей РКИ, обучение жанрам профессиональной речи позволяет сформировать у иностранных студентов медицинского вуза навыки свободного общения в различных ситуациях при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Библиографический список
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Изд-во ИКАР, 2009. - С. 63.
2. Акаева Э.В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2007. - 149 с.
3. Барсукова М.И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2007. -21 с.
4. Бейлинсон Л.С. Характеристики медико-педагогического дискурса (на материале логопедических рекомендаций): дис. ... канд. филол. наук. -Волгоград, 2001. - 187 с.
5. Гончаренко Н.В. Суггестивные характеристики медицинского дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2007. - 24 с.
6. Жура В.В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Волгоград, 2008. - 42 с.
7. Карасик В.И. О категориях дискурса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// homepages.tversu.ru/~ips/JubKaras.html (дата обращения 22.02.2016).
8. Куриленко В.Б. и др. Лингвотерапевтическая направленность как базовая категория медицинского дискурса [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6431 (дата обращения 22.02.2016).
9. МакаровМ.Л. Основы теории дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
10. Пономаренко Е.А. Жанровая организация общения врача и пациента (на материале художественных произведений писателей-врачей конца XIX - начала XX века) // Жанры речи. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - Вып. 6: Жанр и язык. - С. 399-403.
11. Сотова И.А. Перспективы жанрово-стиле-вого подхода к обучению русской речи // Русский язык в межкультурной коммуникации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 30-летию кафедры практического русского языка. Иваново, 6 сентября 2012 г. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. - С. 30-32.
12. Сотова И.А., Колесова Н.Н. Проблемы обучения профессиональной речи иностранных студентов медицинского вуза // Русский язык и культура в зеркале перевода: Материалы III междунар. науч. конф. Салоники, 25-29 апреля 2012. - М., 2012. - С. 489-492.
13. Шейгал Е.И., Черватюк И.С. Типы жанров и градация коммуникативной власти // Жанры речи. - Вып. 5. Жанр и культура. - Саратов, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.sgu.ru/stmcture/philological/linghist/sbornik-zhanry-rechi/materialy-vypuskov/vypusk-5. (Дата обращения 25.02.2016).
14. Шляхов В.И. Сценарии русского речевого взаимодействия в теории и практике преподавания русского языка иностранцам: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 40 с.
15. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Вып. 1. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 88-98.
186
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22