5. Стенашко, Л. А. Философия образования : онтологический аспект [Текст] / Л. А. Степашко. - Хабаровск : ХГПУ, 2002. - 145 с.
6. Сухомлинский, В. А. Потребность человека в человеке [Текст] /
B. А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1978. - 93 с.
7. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] /
C. Г. Тер-Минасова. - М. : Знание, 2001. - 267 с.
8. Уши некий, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1. [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - 583 с.
9. Rimmington, Glyn and Alagic, Mara. Third Place Learning. Charlotte, North Caroline: Information Age Publishing, Inc., 2008. - 159 p.
10. Nagata, A. L. Transformative learning in intercultural education. Rikkyo
11. Intercultural Communication Review, 4, 2007.
!2.Langer, E. J. Mindful learning. Current Directions in Psychological Science, 9(6), 2007.
УДК 378.0
Н. Д. Бобкова
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
В 2004 г. в РФ появилась новая специальность высшего профессионального образования - «организация работы с молодежью». Подготовка по ней ведется уже более чем в 50 вузах страны. С одной стороны, накоплен определенный опыт, с другой - обозначились проблемы, среди которых наиболее сложные связаны с определением границ поля профессиональной деятельности.
Сегодня в отечественном высшем образовании существует ряд, на первый взгляд, близких специальностей: социальная педагогика, социальная работа, организация работы с молодежью (ОРМ). При этом по существующей классификации первая принадлежит к группе педагогических, а вторая и третья - социальных специальностей, и, кроме того, все три имеют на федеральном уровне разные учебно-методические объединения (УМО). ОРМ входит в УМО по социологии и социальной антропологии, тогда как в вузах ее открытие обычно инициируют кафедры педагогики, социальной педагогики и социальной работы. Все это, порождая многочисленные и порой весьма серьезные проблемы и организационного, и методического, и содержательного характера, часто вызывает недоумение у многих причас-
тных к реализации этих программ людей, включая руководителей и администраторов вузов.
Эта путаница лишь на первый взгляд кажется исключительно организационной. Причины ее гораздо глубже и лежат, главным образом, не внутри системы образования. Следует признать, что само появление специальности ОРМ способствовало активизации исследований, направленных на осмысление проблематики взаимоотношения общества и молодежи. Продвижение в решении этой достаточно сложной проблемы социального познания должно способствовать оптимизации подготовки специалистов по работе с молодежью и практической деятельности. При всей важности общетеоретических подходов, проблема не может решаться без обращения к богатому и весьма разнообразному опыту взаимодействия общества и молодежи.
В мире существуют различные подходы к организации взаимодействия государства и общества, с одной стороны, и молодежи, с другой. Подход страны зависит от целей, которые государство желает достичь, от оценки молодежи как социальной группы, от уровня социально-экономического развития, степени сформированности гражданского общества и других обстоятельств. В известной мере, в зависимости от этого деятельность общества по отношению к молодежи обозначается как государственная молодежная политика, система воспитания молодежи, действия в отношении молодежи, работа с молодежью и т. д.
Взаимодействие общества и молодежи находится в поле внимания на уровне не только отдельных стран, но и ведущих международных организаций, включая ООН, в какой-то степени выполняющих координирующую функцию. Основополагающим документом ООН в рассматриваемой области является резолюция «Всемирная программа действий касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период» [1] . В этом документе использован в качестве обозначающего наиболее общий термин - «действия в отношении молодежи», что представляется логичным. Предлагаемые меры рассчитаны на все страны, - члены ООН. Уровень развития этих стран различен, в некоторых существует комплексная молодежная политика, а в других имеют место только отдельные мероприятия для молодежи. В программе обозначен предельно широкий спектр проблем, в том числе бедность, высокий уровень заболеваемости, ранняя смертность, наркомания, безработица, низкий уровень образования и т. д., решение которых связано со многими сферами жизнедеятельности общества в целом (экономика, культура, здравоохранение и т. д.). Круг адресатов этого документа также фактически универсален: правительства, международное сообщество, неправительственные организации, общественность, частный сектор, молодежные организации, молодые люди.
Наиболее развитые системы работы с молодежью существуют в Европе. В большинстве европейских стран в качестве систематизирующего концепта
выступает понятие «молодежная поли гика», которая согласуется с молодежной политикой Евросоюза и Совета Европы. В наиболее общем виде правовой основой молодежной политики Евросоюза является глава «Образование, профессиональное обучение и молодежь» Договора о Европейском союзе. Среди множества документов и программ, действующих на европейском уровне, особое место занимает Белая книга для молодежи Объединенной Европы (A New Impetus for European Youth, 2001) [4]. Универсальная и основополагающая по своему характеру, эта Белая Книга — «своего рода общественный межгосударственный договор стран и народов Объединенной Европы, с одной стороны, и прямое обращение к молодежи, с другой» [2]. В развитие идей, заложенных в Белой книге, принято уже более десятка документов нормативного, организационного и методического характера. Их разработка проходила при непосредственных консультациях с молодежью и неправительственными организациями Европы. За молодежную политику Евросоюза отвечают Комитет по вопросам образования, молодежи, культуры, СМИ и спорта в Европейском парламенте, Генеральный Директорат по делам образования, молодежи и культуры ЕС, Совет министров по делам образования молодежи и культуры. Молодежная политика Совета Европы осуществляется через Европейские молодежные центры. Эти структуры дают общие рекомендации по реализации молодежной политики, занимаются информационным обеспечением, организуют молодежные лагеря, проводят различные тематические акции.
На уровне отдельных европейских стран молодежная политика реализуется как государственными, так и негосударственными структурами. Во многих странах (Германия, Франция, Швеция и др.) существуют структуры, которые работают с молодежью на общегосударственном уровне. Они координируют молодежную политику, с их участием разрабатываются и утверждаются комплексные нормативно-правовые акты, которые направлены на защиту, поддержку, вовлечение, информирование молодых людей в возрасте от 14 до 25-28 лет. В перечисленных странах в качестве таких государственных структур выступают, прежде всего, специализированные Министерства, для которых, однако, разработка и реализация молодежной политики является не единственным направлением, а соединена (в разных странах по-разному) с семейной политикой, с культурой и спортом, образованием взрослых и др. В зависимости от того, чем еще ведают эти министерства, они и предлагают молодежи соответствующие программы, проекты, мероприятия. При этом практическими проводниками молодежной политики выступают органы муниципального управления [3].
В кадровом аспекте функции по реализации молодежной политики в европейских странах возлагаются на специалистов по социальной работе и социальных педагогов, работающих в специализированных структурах социальной сферы, муниципалитетах, молодежных службах и клубах.
Также при этих структурах работают волонтеры, проходят практику студенты соответствующих специальностей. Профессиональная подготовка лиц. работающих с молодежью, зависит от специфики государственной политики по отношению к молодежи страны. Очень кратко проиллюстрируем ситуацию на примере Германии и Франции.
В Германии система профессионального образования, ориентированного на молодежь, имеет три направления подготовки: социальная работа, социальная педагогика, социальное обеспечение. К основным видам профессиональной деятельности социального работника относятся социальные и педагогические услуги, социальная помощь, консультации по вопросам семейного и трудового права, социальная терапия, работа в молодежных службах и др. Социально-педагогическая деятельность включает в себя педагогическое воздействие на процесс социализации молодежи через воспитание, передачу социальных знаний и умений, внешкольное образование, организацию свободного времени, а также социально-педагогические исследования. Социальное обеспечение включает элементы и социальной работы и социальной педагогики применительно к решению проблем людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все эти направления деятельности находятся в русле молодежной политики Германии.
Во Франции нет четкого разделения между социальными работниками и социальными педагогами. Существует несколько основных профессий, которые охватывают сферу социальной деятельности - это группа профессий т. н. «социальной карьеры» (ассистент социальной службы, воспитатель, аниматор социально-культурной деятельности и др.). Все они сочетают функции воспитания и помощи. Применительно к молодежи это предполагает содействие социальному сплочению, повышению жизненного и культурного уровня, социальную интеграцию молодого человека в условиях постиндустриального общества, разнообразную профилактическую деятельность, организацию досуга, развитие творческих способностей. Как и в Германии, во Франции перечисленные направления деятельности специалистов соответствуют молодежной политике страны.
Помимо государственных структур активную работу с молодыми людьми проводят неправительственные организации. Они создаются по инициативе самой молодежи, а также на базе молодежных служб и клубов. Направления их деятельности разнообразны. Для участников объединений предлагается обширный спектр видов деятельности и мероприятий, в которых молодые люди могут реализовывать свои способности и интересы, получать новые знания и навыки, активно участвовать в жизни городов и поселений, осуществлять социально-значимые проекты. Эти объединения существуют за счет грантов, выделяемых государством и различными фондами. Руководство этими объединениями могут осуществлять специалисты, прошедшие профессиональную подготовку и (или) имеющие специальный допуск
ПО
к работе с молодежью. Многие общественные объединения имеют свою систему обучения лидеров и руководителей.
Предпринятый краткий обзор, демонстрирует, в частности, не просто некоторые различия, а существенную разницу между странами в институ-циализации работы с молодежью и в ее кадровом обеспечении. Российские организационные «нестыковки» в сфере высшего образования, с констатации которых мы начали статью, совершенно не случайны и представляют собой некую эклектическую ситуацию, разные аспекты которой более или менее соответствуют доминирующим подходам в одних или других странах. Более того, эклектика у нас имеет место не только в подготовке кадров, но и в практической деятельности. Это проявляется, например, в том, что координация работы с молодежью в разных субъектах и муниципальных образованиях закреплена за совершенно разными организационно-административными структурами. В одних регионах существуют самостоятельные управления, департаменты, отделы и т. п. работы с молодежью, в других эти функции сопряжены со спортом, или образованием, или культурой. Часто имеет место дублирование, в известной мере существующее даже на федеральном уровне. Естественно, что все это негативно сказывается на эффективности работы с молодежью в стране. Оптимизация положения дел требует, в первую очередь, комплексного теоретического анализа взаимодействия молодежи и общества на современном этапе.
Разумеется, такой анализ требует развернутой дискуссии с участием представителей различных областей социального знания и социальной практики. В известной степени эта дискуссия ведется, хотя и не столь интенсивно, как требуется. Сегодня в России система взаимодействия общества и молодежи находится в стадии формирования. И чем меньше на этом этапе останется неразрешенных теоретических проблем, тем меньше будет в практике контрпродуктивных столкновений различных структур, несовпадающих интересов, целей, ведущих к пустому выхлопу социальной энергии, бесполезным затратам финансовых, человеческих и иных ресурсов общества, другим негативным социальным последствиям. В плане развития дискуссии представляется целесообразным предложить ряд соображений методологического характера.
Прежде всего, следует вернуться к вопросу, что такое молодежь. Чисто возрастной подход, которым обычно оперируют практики, ссылаясь на те или иные международные или внутренние документы нормативного или близкого характера совершенно несостоятелен. Каждый, кто пытается по-настоящему осмыслить проблему, сразу выходит на вопрос, почему эти границы установлены именно так, например, с 14 до 30, а не с 13 до 31. В причастных к проблеме российских научных и околонаучных кругах, пожалуй, наиболее распространено понимание молодежи как слоя людей, уже достигших половой, но еще не достигших социальной зрелости. Несмотря
на некоторые плюсы, такой подход опирается на разные основания и потому логически некорректен. Это проще всего понять посредством мысленного эксперимента: если бы в современном обществе возраст полового созревания в силу каких-то причин повысился до совпадения с достижением социальной зрелости, молодежь как особая группа не перестала бы существовать.
Верно, что хронологически молодость следует за детством и предшествует взрослости. Феномен детства не является специфически человеческим. Суть его в том, что в это время индивид не способен самостоятельно обеспечивать свое существование, он учится жить, находясь под опекой взрослых. В человеческом мире эта общая сущность детства сохраняется, однако институционализируется. Функцию обучения и опеки, кроме семьи, в современном обществе выполняет развитая педагогическая инфраструктура, включающая в себя и различные детские образовательные и воспитательные учреждения, и систему подготовки педагогических кадров, и педагогическую науку и др. Ключевое слово, характеризующее общесоциальную сущность педагогической сферы, - опека, которая предполагает и заботу, и ограничения, и послушание и т. п. Это означает, что «воспитуемый» выступает в качестве субъекта лишь в тех видах деятельности и лишь в той мере, в которой это определяют «старшие товарищи». По отношению к детям и к детству общество практикует патерналистский подход, это неизбежно и правильно.
В традиционном обществе «пагер»-сообщество «старших товарищей»-выводит человека за ручку из детства на «дорогу жизни», в основном проложенную и известную. Но с выходом из эпохи традиционализма социальные институты, выполняющие педагогические функции, начинают все более отставать от требований стремительно изменяющегося мира, и к периоду установления информационного общества это отставание окончательно превращается в непреодолимый разрыв. В патерналистских институтах законсервировано прошлое, а жить взрослеющему человеку - в настоящем, постоянно преобразующемся в будущее.
Период между деятельностью, осуществляемой растущим человеком в рамках относительно «тепличных», специально для него созданных условий, и его уверенным и зрелым социальным поведением на базе обретенного формального и внутреннего полносоставного социального статуса-это этап поиска, поиска себя, своего места в отношениях с людьми, с социальными институтами, с системой культуры и общества в целом. Это поиск, в котором, в отличие от периода детства, человек выступает уже самостоятельным субъектом. Именно такой поиск и составляет жизненное, экзистенциальное, содержание важнейшего самостоятельного жизненного этапа современного человека-молодости. Соответственно, молодежь-это группа людей, проходящих такой этап своей жизни. Немаловажный нюанс здесь заключается в том, что переход из детства в молодость не просто не проис-
ходит в один день, а для большинства людей представляет собой период, когда они одновременно выступают и еще как дети, и уже как молодежь. Пятнадцати летний юноша в качестве школьника выступает в социальной роли ребенка, а в качестве лидера неформального, обладающего собственной субкультурой сообщества, он, безусловно, принадлежит к молодежи.
Период молодости - не просто самостоятельный этап. Это важнейший, критический жизненный период, когда человек делает себя, собственными поступками формирует свою сущность. И, следовательно, этот период, во многом строящийся по принципу проб и ошибок, выступает временем наибольшего жизненного риска, реальных, а не игрушечных, специально «смоделированных» педагогическими структурами опасностей, иногда необратимых и непоправимых действий. Отсутствие осознания проблемы, ее игнорирование, недостаточное или неадекватное реагирование влекут негативные последствия как для самих формирующихся индивидов и их семей, так и для общества в целом. Становится высокой вероятность того, что возникающие молодежные сообщества и субкультуры оказываются в значительной мере асоциальными, несущими контркультурные, а иногда и прямо криминальные, установки. Процесс трансляции культуры во времени, ее восприятия новым поколением сопровождается значительными издержками, что влечет не только социальный дискомфорт, но и замедление общественного развития.
В современном обществе уровень рисков для молодого человека таков, что у него объективно существует потребность в субъекте, который не наставляет и воспитывает, а направляет, координирует поисковую активность индивида, обладая необходимыми для этого социальными компетенциями. Способствовать совершению самостоятельного компетентного оптимального выбора, формировать готовность к нему - такова основная функция этого субъекта. Речь, разумеется, идет в первую очередь не об индивидуальном, а об институциональном субъекте. Формы его институционализации могут быть различны, но в любом случае от него должно исходить востребованное молодежью обширное предложение многообразных вписывающихся в моральное и правовое пространство социальных практик, без прохождения которых эффективное жизнепостроение сегодня уже невозможно,
Определение содержания таких практик, которые не входят в сферу деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов, не являются функцией образовательных учреждений, выходят за рамки семьи, - сложная самостоятельная исследовательская и практическая проблема, которая здесь не обсуждается. Разговор идет о поле профессиональной деятельности выпускников специальности ОРМ, то есть о том, что такое работа с молодежью. Ее основным содержанием, как видно из предпринятого анализа, является предложение и организационное обеспечение социальных практик, в которых молодые люди выступают в качестве самостоятельных субъектов.
ИЗ
Именно этот момент отграничивает профессиональное поле специальности ОРМ от социальной педагогики и других специальностей. Оно специфицируется не только и не столько содержанием, сколько целевой аудиторией. Эта аудитория - люди, выходящие и вышедшие из детства и находящиеся на этапе поиска и конституирования себя, своей идентичности, своей индивидуальности, своей личности. Принципиально иной, в сравнении с педагогами, характер профессиональной деятельности специалистов по работе с молодежью накладывает существенную печать на организацию и содержание профессиональной подготовки в целом, однако это уже другая тема.
Библиографический список
1. Всемирная программа действий, касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период \\Резолюц«я, принятая генеральной ассамблеей — А / RES /50/81-13 March 1996.
2. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. д-ра пед наук, проф. С. С. Гиля. М., 2007 - 314 с.
3. Молодежная политика: европейский опыт / РАН.Ин-т Европы. Асоц.европ. исслед. М.-ОГНИ ТД - 2005. - 64 с.
4. A New Impetus for European Youth. Brussels, 21.11.2001. COM (2001) 681 final http: // ec.europa.eu/youtli/
УДК371.04: 78
В. М. Жураковская
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ
В мировой образовательной практике, в стратегии модернизации российского образования понятие «компетентность» выступает в качестве одного из центральных. Включение в образовательные цели школы формирование ключевых компетентностей и связанное с ним изменение методов учебной работы представляет собой основное направление реформирования школы.
Из всего поля компетентностей в особую группу выделяются ключевые или базовые компетентности, носящие общий и надпрофесеиональный