Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (историко- педагогический аспект)'

Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (историко- педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
650
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобкова Наталья Дмитриевна

Проблема кадрового обеспечения российской молодежной политики всегда была одной из сложных. Ее разрешение происходило постепенно: от различных курсов переподготовки и специализаций до появления в системе высшего образования новой специальности «Организация работы с молодежью»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (историко- педагогический аспект)»

УДК 378

Н. Д. Бобкова

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Характер отношений молодого поколения и общества существенно трансформировался за последний исторический период. В традиционном обществе в процессе социализации каждый индивид входил в общественную жизнь без особых проблем, поскольку шел освоенной и протоптанной предками дорожкой. Сегодня индивиду противостоит не знакомый ему с детства узкий сектор социальной реальности, а целостный сложнейший социальный организм в его многообразии. В этих обстоятельствах возникает объективная потребность в новой социальной функции, необходимость которой уже хорошо осознана во многих странах. Это функция посредника, помогающего молодому человеку правильно ориентироваться в карте социальной реальности и грамотно прокладывать начальный этап жизненного маршрута.

Если социальная потребность действительно объективна, она всегда находит свое удовлетворение в той или иной форме. В данном случае роль посредника в значительной мере реализуют объединенные субкультурами молодежные сообщества. Но этот посредник не должен быть единственным. Как бы быс тро ни развивалось общество, новое поколение, многое отрицая, при этом наследует наиболее глубокие культурные пласты. Ответственность за трансляцию этих культурных оснований несет зрелое поколение, которое, следовательно, должно воздействовать на процесс социализации. Бороться с молодежными субкультурами абсурдно: они возникли закономерно, представляют собой объективную социокультурную реальность и выполняют комплекс важнейших функций. Задача в том, чтобы общество сформировало и иных институциональных посредников, дополняющих субкультуры и способствующих более эффективной и гармоничной социализации, сопряженной с меньшими издержками для общества и самого молодого человека.

Во все исторические периоды взаимоотношения общества и молодого человека опосредовались конкретными взрослыми людьми. Наряду с родителями, в разных социально-исторических ситуациях это могли быть мастер, священник, учитель и т. д. В непосредственно предшествующую современной России советскую эпоху, когда в центре внимания находилась почти исключительно проблема воспитания, в этом качестве выступали классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе школ, комсомольские работники и целый

ряд иных категорий, для которых существовала развитая и разнообразная система подготовки.

В 90-е гг. XX в. в России были ликвидированы программы подготовки методистов по воспитательной работе, стандарты подготовки классных руководителей и многие другие компоненты прежней системы. Следствием этого явился провал всей воспитательной работы с детьми и молодежью. Хотя в 1991 г. началась подготовка социальных педагогов и социальных работников, это не могло заполнить образовавшийся вакуум в силу целого ряда причин, в том числе уже потому, что ни в Госстандартах новых специальностей, ни в должностных инструкциях специалистов не прописаны функции по организации воспитательной или иной работы с молодежью.

В то же время глубоко ошибочным является распространенное представление, что проблема заключается в восстановлении системы воспитательной работы за вычетом ее идеологической составляющей. В России, в целом движущейся в русле общемировых тенденций, формируется принципиально иной, в сравнении с прежним, тип социальной реальности. Он делает особенно актуальным не просто воспитание молодежи, а решение проблем ее адаптации, интеграции, вовлечения в социальную действительность, помощи молодым людям в поиске путей продуктивной самореализации, отвечающих потребностям развивающегося общества. Поэтому заслуживают одобрения шаги государства по формированию соответствующего профессионального сообщества. Только осуществляемый этим сообществом эмпирический поиск и его теоретическое осмысление в пространстве ювенологии и смежных областей, даст системное и эффективное решение задачи.

В России живет 29-30 миллионов молодых людей, а специалистов в области молодежной политики лишь около 88 тысяч [6]. При таком соотношении качественной работы и требуемого индивидуального подхода не получается. Поэтому вопрос о расширении подготовки специалистов, профессионально работающих с молодежью, остроактуален.

Одной из мер организации кадрового обеспечения государственной молодежной политики стала разработка и внедрение в 2001 г. дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики» (1020 часов). В дальнейшем для разработки системы мер по вопросам кадровой политики был создан «Экспертно-методический совет по вопросам кадрового обеспечения государственной молодежной политики (ГМП)». В соответствии с приказом Минобразования России [1] был введен в действие Государственный образовательный стандарт дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики». Получить эту квалификацию могли «лица, имеющие высшее профессиональное образование без ограничений по профилю и занятых в системе государственной молодежной политики» [1]. В соответствии с требованиями стандарта про-

фессиональное поле деятельности работника сферы государственной молодежной политики включало:

- управление молодежными сообществами;

- организация и управление работой организаций и учреждений, реализующих государственную молодежную политику;

- управление материальными ресурсами в области молодежной политики;

- управление инновационными процессами в государственной молодежной политике.

Исходя из стандарта, предполагалось, что работник сферы ГМП будет знать особенности молодежных сообществ и самой молодежи, систему и методы работы организаций и учреждений, деятельность которых в основном направлена на помощь молодежи, традиционные направления реализации молодежной политики и возможности для инновационной деятельности. Так как эту квалификацию могли получить только, те, кто уже работал в системе ГМП, то особенно востребованными были конкретные умения и навыки, получаемые в ходе профессионального обучения. К таким навыкам и умениям можно отнести: умение общаться с людьми разного статуса и возраста, оценивать результаты своей и чужой деятельности, составлять документы, вести расчеты материальных средств и т. д.

Таким образом, в течение ряда лет кадровое обеспечение ГМП осуществлялось за счет дополнительной квалификации. Позже к этому добавилось обучение в рамках специализаций по специальностям «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление».

Трактовка работы с молодежью как разновидности социальной работы обсуждаема, но это отдельный вопрос, решение которого во многом зависит от понимания самой социальной работы. В общем виде соотношение специальности и специализации, к сожалению, в педагогике профессионального образования проработано очень слабо. Думается, что в значительной мере оно условно. Практически сегодня рамки специализации определяются количеством часов, отводимых на нее государственными образовательными стандартами. А здесь ситуация очевидна: эти часы совершенно недостаточны для подготовки квалифицированного профессионала.

Позднее, в Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)», вопросы кадрового обеспечения были освещены в подпрограмме «Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью» [3]. Во время действия этой программы кадровое обеспечение молодежной политики осуществлялось по следующим направлениям:

- изучение состояния кадрового потенциала в сфере работы с молодежью;

- организация и проведение всероссийских координационных семинаров;

- повышение квалификации руководящих работников органов по молодежной политике субъектов Российской Федерации;

- организационно-финансовая и материально-техническая поддержка региональных центров.

В ходе реализации этой программы одним из позитивных моментов было создание во многих регионах страны специальных центров с целью повышения квалификации всех категорий работников, занятых в молодежной сфере. Основной задачей создаваемых центров было удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях сферы государственной молодежной политики, передовом отечественном и зарубежном опыте организации работы с молодежью. Также региональные центры проводили курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих, специалистов организаций и учреждений органов но молодежной политике и других категорий работников сферы ГМП, а также лидеров общественных объединений [4]. Организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов по профилю ГМП тоже входили в поле деятельности региональных центров.

Межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики обобщали практический и теоретический опыт специалистов, работающих в государственных структурах. Эти центры стали элементами непрерывного образования, получившего дальнейшее развитие в современных условиях.

Отрицательным моментом в деятельности межотраслевых центров можно считать существенную роль случайных факторов при подборе кадров, работающих с молодежью, отсутствие квалифицированных преподавателей и учебно-методических пособий.

В свете сказанного совершенно логично выглядит следующий этап решения вопроса кадрового обеспечения государственной молодежной политики и работы с молодежью - введение в 2003 г. новой специальности «Организация работы с молодежью» (ОРМ) в системе высшего профессионального образования. Реализация данной образовательной программы первоначально осуществлялась в соответствии с Временными требованиями к минимуму содержания, которыми были определены область, объект и предмет профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью. Эти требования существовали недолго, и в 2005 г. Министерством образования и науки РФ был утвержден Государственный образовательный стандарт,

который существенно уточнил содержание и требования к образовательной программе по новой специальности, а также внес коррективы в определение предмета, объекта и область профессиональной деятельности.

В настоящее время ГОС подготовки студентов по специальности «ОРМ» предоставляет широкие возможности для профессионального развития специалиста, готового к взаимодействию и сотрудничеству с молодежью во всех сферах жизни российского общества. В ГОС представлен не только обновленный перечень учебных дисциплин, но и уточнен объем знаний, умений, навыков, которыми должен обладать выпускник на выходе из вуза. Содержание Государственного образовательного стандарта по специальности Организация работы с молодежью было значительно усилено с точки зрения психолого-педагогической компетентности будущего специалиста. Баланс федерального, регионального и вузовского компонентов позволяет спроектировать учебный план и весь учебный процесс как последовательную логику содействия личностному и профессиональному становлению студента. Тем самым, в соответствии с новым Госстандартом, сам процесс обучения молодого человека по данной специальности может выступить для будущего профессионала моделью целесообразного обслуживания интересов молодого человека.

Согласно Госстандарту в соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

- закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений;

- эффективные модели и технологии организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом;

- теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи.;

~ технологии проектирования, внедрения и эффективного управления молодежными проектами и т. д.

Специалист должен владеть:

- способами исследования, диагностики и оценки положения молодежи в обществе;

- навыками проектирования, внедрения и сопровождения молодежных проектов;

- технологиями разработки и внедрения услуг, востребованных в молодежной среде;

- технологиями эффективного вовлечения молодых людей в жизнь общества и т. д.

Стандартом специальности предполагается, что эти знания и навыки специалист по работе с молодежью может реализовать в молодежных сообществах, объединениях, организациях, представляющих интересы молодежи, и учреждениях, работающих с молодежью, оказывающих им помощь. При

этом в качестве объектов профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью выступают в первую очередь организации и учреждения для молодежи, а также сами молодежные объединения. В то же время интересы, проблемы и потребности молодежи выпадают в идеологии стандарта из поля внимания и профессиональной деятельности специалиста ОРМ. Этот очевидно негативный факт в значительной мере обусловлен содержанием основных нормативных документов ГМП, действовавших на момент подготовки стандарта.

Существенное воздействие на формирование профессионального ноля деятельности специалистов молодежной сферы оказало принятие Стратегии государственной молодежной политики в 2006 г. [5]. По сути, это документ, который формулирует принципиально новую философию работы с молодежью, в корне меняет ее понимание и подходы к ней. Соответственно, должны измениться направления деятельности работников различных учреждений для молодежи, государственных и муниципальных структур и специалистов, а отчасти и тех разнообразных объединений и организаций, которые осуществляют работу с молодежью на непрофессиональной основе.

Не ставя задачей развернутое сопоставление «Стратегии» с более ранними документами, ограничусь указанием на два момента, вполне достаточных для иллюстрации ее радикальной новизны. Первый касается того, что ранее, в «Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации», принятой в 2001 г., указывалось, что ГМП реализуется органами государственной власти, органами местного самоуправления с участием неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. В «Стратегии» же сама молодежь трактуется в качестве полноправного субъекта общественной жизни. Это не просто существенное отличие, а методологический переворот, выражающий отказ от старой патерналистской политики в отношении молодежи.

Второй момент органически связан с первым и формулирует направления ГМП так, как они могут быть сформулированы именно на базе понимания субъектности самой молодежи. «Концепция» нацеливала на государственную поддержку и содействие молодежи в сферах образования, воспитания, развития, охраны здоровья, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также на государственную поддержку молодых семей и молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Стратегия» ставит в фокус внимания такие приоритеты как вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. Здесь ни в какой мере не утрачено позитивное содержание прежнего документа,

однако меняются подходы, технологии, методы и формы работы с молодежью, акцент делается на предложении молодому человеку удовлетворять свои потребности и интересы через собственную активность, а не выполнении им неких программ, разработанных государственными структурами. Стратегия охватывает всю молодежь страны (а не отдельные категории), и при этом во всех предлагаемых «Стратегией» федеральных проектах различные молодежные структуры призваны выступать лишь посредниками и координаторами действий. «Стратегия», рассчитанная на период до 2016 г., ушла далеко вперед, по сравнению с Госстандартом специальности ОРМ. Соответственно, Госстандарт должен быть пересмотрен не только в соответствии с логикой перехода к стандартам третьего поколения, общей для всех специальностей, но и в связи с новым стратегическим шагом в развитии ГМП в Российской Федерации.

Б то же время в свете современных требований к образованию и самой социальной ситуации, содержания и духа «Стратегии» само наличие специальности высшего образования «ОРМ» не является достаточным условием решения проблемы кадрового обеспечения молодежной политики.

Одна из важных причин такой недостаточности состоит в реальной кадровой ситуации в молодежной политике. Сегодня практически все специалисты, работающие в различных структурах ГМП, не имеют профильного образования, причем характер кадровых процессов в стране таков, что замена действующих кадров выпускниками, имеющими адекватное базовое образование, будет происходить достаточно долго. Однако именно действующий кадровый корпус должен уже сегодня и в ближайшем будущем предпринять конкретные действия по трансформированию характера отношений общества и молодежи.

Невозможность масштабной комплексной переподготовки действующих кадров требует выделения тех форм и методов работы, которые, с одной стороны, наименее знакомы практикам, с другой стороны - наиболее эффективны. Современная мировая практика, которая широко берется на вооружение во многих сферах деятельности и в нашей стране, свидетельствует о продуктивности т.н. проектного подход. Он не был характерен для российских государственных структур, и поэтому целенаправленная системная подготовка к работе в логике проектного подхода не осуществлялась. Именно это направление кажется нам сегодня наиболее актуальным и перспективным для совершенствования действующего кадрового корпуса работников сферы ГМП.

Обучение работе в рамках проектного подхода предполагает разработку соответствующих образовательных программ, на основе которых могут осуществляться различные курсы профессиональной переподготовки по управлению проектами в молодежной сфере. Целевой аудиторией таких программ могут быть работники соответствующих структур, реализующих

молодежную политику в субъектах РФ, лидеры общественных объединений, молодежные работники муниципальных образований, представители некоммерческих организаций и т. д. Подобная программа предназначена для формирования системы профессиональных знаний и умений в сфере управления молодежными проектами.

Определенные шаги в этом направлении Временным научным коллективов кафедры «Организация работы с молодежью» Курганского государственного университета. Здесь разработана профессиональная образовательная программа по дисциплине «Управление проектами в молодежной среде». В рамках предложенного курса слушатели получают знания современной методологии управления проектом, процессов и инструментов управления различными функциональными областями проекта, современных программных средств и информационных технологий, используемых в управлении проектами. Обучение построено таким образом, что позволяет уже в ходе практических и семинарских занятий приобрести и отработать навыки подбора информации и способов ее донесения до молодежи, проектирования социальных действий, информирования и консультирования молодых людей и т. д. Практика показала, что такие курсы сегодня востребованы реальными специалистами, работающими с молодежью и молодежными сообществами.

Библиографический список

1. Приказ Минобразования РФ от 31.10.2001 № 3520 // СПС «Гарант»

2. Приказ Минобразования РФ № 3360 от 22.08.2003 «О реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики» // СПС «Гарант».

3. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)» // СПС «Гарант».

4. Письмо Министерства образования РФ от 31.01.2003 «О деятельности межотраслевых региональных центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики» // Бюллетень министерства образования российской федерации, 2003, п 5, с. 25.

5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» // СПС «Гарант».

6. Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления // Сб.материалов. Под общей ред. д.филос.н. М. К. Горшкова. - М., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.