Решетнеескцие чтения. 2015
УДК 338.246
ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТАВА В ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ БИЗНЕСЕ
А. Д. Шубина, А. И. Таюрский
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматривается роль обучения и развития в системе управления человеческими ресурсами в проектно-ориентированном бизнесе. Систематизируются основные особенности обучения и развития управленческого персонала в проектно-ориентированном бизнесе.
Ключевые слова: система управления человеческими ресурсами, обучение и развитие управленческого персонала.
THE ISSUE OF TOP MANAGEMENT TRAINING AND DEVELOPING AT THE PROJECT-ORIENTED BUSINESS
A. D. Shubina, А. I. Tayurskiy
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The role of training and developing top management at human resource system of the project-oriented business is analyzed. General features of training and developing top management at project-oriented companies are systemized.
Keywords: project-oriented business, human resources management system, training and developing top management.
Для успеха проектно-ориентированного бизнеса одно из наиболее значимых требований - тщательный подход к подбору управленческого состава, который будет способен найти необходимых квалифицированных работников высокого уровня, чей склад ума и видение позволят реализовать сложные творческие проекты, принятые организацией [1].
Современный рынок предоставляемых товаров и услуг развивается настолько стремительно, что организации, которые не осуществляют регулярного обновления ассортимента, не совершенствуют старую продукцию и не выпускают более современную новую, просто становятся неконкурентоспособны и уходят с рынка. Все большее количество потребителей стремится приобрести уникальные товары, максимально приближенные к их мечтам, идеалам и представлениям. В проектно-ориентированном бизнесе управленческому составу и команде проекта необходимо регулярно совершенствоваться, ступать в ногу со временем и всеми современными запросами потребителей. Руководителям проектных команд нужно повышать свои личностные компетенции, профессиональные навыки. Для этого им необходимо проходить профессиональное обучение, которое будет носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности.
Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.
Подготовка персонала - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кад-
ров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации персонала - обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка персонала - обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. Серьезное внимание уделяется всем трем видам обучения для руководителей команды. Проведение обучения может осуществляться двумя путями [2].
1. Обеспечение активности, заинтересованности и профессионализма персонала в реализации проекта.
В данном случае возникают следующие задачи развития управленческого персонала:
- умение определить каждому члену команды свое место и роль в процессе управления проектом, понимание целей и стратегии проекта в целом и функций в рамках команды проекта (проект-менеджер призван объяснить эти важные позиции команде, провести необходимые для этого обсуждения, дискуссии, добиться ясного понимания членами команды по всем перечисленным позициям);
- умение четко сформулировать ключевые проблемы и задачи, которые должны решаться персонально и командой в целом, добиться ясного понима-
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
ния и согласия команды с основными пунктами и положениями, уточнить разногласия;
- получение знаний по современным подходам и методам решения задач управления проектами, способам и методам решения возникающих дисфункций, конфликтных ситуаций и т. п.;
- освоение технологии групповой работы в процессе решения проблем.
2. Повышение общего профессионально-квалификационного уровня руководителей персонала.
Система повышении квалификации включает: краткосрочные (от 2-3 дней до недели), среднесрочные (от недели до 2-3 месяцев) и полные (до года) курсы переподготовки, осуществляемые вузами, бизнес-школами, институтами повышения квалификации и т. п. По большинству учебных планов существуют федеральные и мировые стандарты (маркетинг, финансовый менеджмент, управление проектами, управление персоналом и др.).
Рекомендуемые формы обучения могут быть следующие:
1. Главной в системе образования руководителей является программа «Мастер делового администрирования» (МБЛ). В русской интерпретации более правильно назвать «Магистр управления» - образовательная программа для предпринимателей и менеджеров, имеющих любое высшее профессиональное образование и опыт управленческой работы.
2. УГР-коучинг (коучинг руководителей) - новое интегративное направление развития ресурсов руководителя. Основная цель коучинга - это содействие скорейшему достижению целей клиента с более высокими результатами при наименьших затратах и усилиях, без стрессов и избыточного напряжения. Это ведет к повышению удовлетворенности, мотивации трудовой деятельности, росту работоспособности руководителя, а следовательно, к процветанию его бизнеса.
3. Стажировка - форма обучения, в процессе которой закрепляются на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Предполагает направление специалистов и руководителей для приобретения нового опыта в филиалы, дочерние предприятия, подразделения, другие организации.
4. Метод «спаривания» («близнецы») предполагает, что старый и новый руководители на протяжении некоторого времени (от нескольких дней до нескольких месяцев) работают вместе для передачи секретов мастерства. Здесь целесообразнее партнерство в форме опеки и наставничества, но на более высоком уровне, чем для рядовых работников.
5. Обучение действием основано на групповой работе. Возможно использование различных методов
активного обучения, таких как кейс-стади, ролевые, деловые, управленческие игры, работа над проектом.
6. Профессиональные семинары и конференции -активный метод обучения персонала посредствам обмена передовым опытом.
7. Временное замещение руководителей, направление на работу в низовой коллектив позволяет будущим руководителям практически подготовиться к выполнению функций, предполагаемых более высокой должностью, и преодолеть психологический дискомфорт, связанный с исполнением новой роли.
8. Самообразование - это наиболее доступный способ профессионального развития личности руководителя. Самообразование должно стать полезной привычкой, приносящей с каждым днем новые знания, умения, навыки, опыт.
Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы проекты изменения, определены сроки и затраты [3].
В современной практике обучения управленческого состава существует огромное множество различных методов обучения. Многие из них можно применить к проектно-ориентированному бизнесу. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. При планировании обучения в проектно-ориентированной организации необходимо учитывать множество факторов, чтобы грамотно составить программу обучения и развития.
Библиографические ссылки
1. Мишин С. А. Проектный бизнес. Адаптированная модель для России. М., 2006. 428 с.
2. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации : учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М. : Инфра-М, 2010. 695 с. Сер. «Высшее образование».
3. Товб А. С., Ципес Г. Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. 2-е изд., стер. М. : Олимп-Бизнес, 2005. 240 с.
References
1. Mishin S. A. Proektnyjbiznesadaptirovannaya model dlyaRossii [Project business. Adapted model for Russia]. Moscow, 2006. 428 p.
2. Kibanov A. J. Upravlenie personalom organizacii [human resource Management organization]. Moscow, 2010. 695 p.
3. Tovb A. S., Tsipes G. L. Upravlenie proektami: standarty, metody, opyt [Project Management: standards, methods, experience]. Moscow, 2005. 240 p.
© Шубина А. Д., Таюрский А. И., 2015