Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 119-126. УДК 378
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
DEVELOPMENT OF PROJECT-ORIENTED RETRAINING AND QUALIFICATION IMPROVEMENT OF MANAGERIAL PERSONNEL IN RUSSIAN UNIVERSITIES: PROBLEMS AND WAYS OF ITS SOLUTION
Е.И. Еременко E.I. Eremenko
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Omsk State University n.a. F.M. Dostoevskiy
Статья поступила в редакцию 10 сентября 2015 г.
Предложено решение актуальной проблемы, связанной с организацией проектно-ориентированных программ переподготовки и повышения квалификации кадров управления в высших учебных заведениях России. Для этого выдвигается тезис о значимости развития профессиональных компетенций управленческих кадров и о нарастающей популярности проектно-ориентированного обучения управленцев. Причинами названо увеличение масштабов использования российскими предприятиями проектной формы организации деятельности и проектного менеджмента. Автором дано определение проектно-ориентированного обучения, в котором акцент делается на специфике содержания и технологии обучения, на значимости развития проектных профессиональных компетенций управленцев. Выделены и представлены сущностные особенности этого обучения, связанные с содержанием и методами обучения, целевыми показателями и аудиторией, обязательностью выполнения реальных проектов и развития проектных компетенций.
Выявлены и сгруппированы проблемы, возникающие при реализации проектно-ориентированной переподготовки и повышения квалификации кадров управления. Выделены четыре группы проблем: проблемы неразвитости ценностей и культуры проектного управления на российских предприятиях, проблемы недостаточной готовности предприятий формулировать заказ на проектно-ориентированные программы и формулировать свои потребности, проблемы низкой стартовой готовности и мотивации слушателей к формированию проектных компетенций, проблемы кадрового преподавательского состава проектно-ориентированных программ.
Для решения части проблем автор, используя процессную методологию и методы обобщения и группировок, а также анализа практического опыта, предлагает модель организации проектно-ориентированной переподготовки и повышения квалификации кадров управления. Модель предполагает к исполнению восемь этапов: согласование интересов стейкхолдеров по совместной реализации проектно-ориентированной подготовки управленцев, отбор на программу слушателей, первичная диагностика их стартовых компетенций, выбор и уточнение концепции проекта, формирование и развитие компетенций слушателей с помощью прохождения обучения по программе, выполнение проекта и его апробация в ходе предзащиты, защита проекта. Описаны условия, соблюдение которых помогает наиболее успешно использовать на практике рекомендуемую процессную модель организации проектно-ориентированной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.
The paper proposes a solution to the current problems associated with the organization of project-oriented programs of retraining and qualification improvement of managerial personnel in higher educational institutions of Russia. To do this, there was put forward a thesis about the importance of developing professional competence of managerial personnel and the increasing popularity of project-based learning of managers. The reasons include the increased use of project forms of activities organization and project management of the Russian enterprises. The author provides a definition of project-based learning, in which the emphasis is placed on the specifics of the content and technology of education, on the importance of the development of the design professional competences of managers. There are selected and presented the essential features of this course associated with content and learning methods, targets and audience, the enforceability of real projects and development of project competencies.
There are identified and grouped the problems arising in the implementation of project-oriented retraining and qualification improvement of personnel management. There are four groups of problems: problems of underdevelopment of the values and culture of project management at Russian enterprises, the problems of lack of readiness of enterprises to formulate an order for project-oriented programs and to articulate their needs, problems of low launch readiness and motivation of students to the formation of project competencies, challenges of teaching staff of project-oriented programs.
To solve the part of the problems the author, using a process methodology and methods of generalization and groups, as well as the analysis of practical experience, offers a model of project-oriented retraining and qualification improvement of managerial personnel.
The model assumes the performance of eight stages: aligning the stakeholder's interests in joint implementation of the project-oriented training of managers, admission to the program listeners, primary diagnosis of their starting competences, selection and refinement of the project concept, the formation and development of competencies of trainees through the training program, the implementation of the project and its testing during the pre-defense and defense of the project. The article describes the conditions, compliance with which helps to use the recommended process model of project-oriented retraining and advanced training of managerial personnel successfully.
Ключевые слова: переподготовка и повышение квалификации, кадры управления, проектно-ориентированные программы.
Key words: retraining and advanced training, managerial personnel, project-oriented programs.
© Е.И. Еременко, 2015
В последние годы значение квалификации кадров управления всё более возрастает. От управленческих решений в любых условиях и обстоятельствах зависит многое. В условиях кризиса, неопределенности, повышенной рискогенности и жесткой конкуренции способность управленческой команды принять и реализовать грамотное управленческое решение входит в группу ключевых факторов успеха предприятия или организации.
В связи с этим задача развития компетентности управленцев с помощью качественной переподготовки и повышения квалификации многократно усиливает свою актуальность.
Реакцией на изменение подходов к управлению и организации деятельности предприятий является появление новых форм переподготовки и повышения квалификации кадров управления, предлагаемых вузами России. К числу таких новых форм следует отнести проектно-ориентированные образовательные технологии.
Вместе с очевидной актуальностью развития проектно-ориентированных образовательных технологий необходимо признать, что они пока еще недостаточно организационно и методически разработаны. Имеется опыт реализации таких технологий, но необходимо его исследовать, обобщать и предлагать универсальные, обладающие потенциальной эффективностью технологии проектно-ориентирован-ного обучения. При этом следует понимать, что использование проектно-ориентированных технологий при переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров в системе высшего образования обладает рядом особенностей, которые также необходимо выделить, и ориентироваться на них. В связи с этим целью предлагаемого автором исследования стало выявление особенностей и проблем проектно-ори-ентированной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров и предложение модели организации данного сектора образовательных услуг в вузе. Результаты этого исследования представляют интерес прежде всего для структурных подразделений вузов, предлагающих образовательные услуги по переподготовке и повышению квалификации управленцев.
Актуальность исследования подтверждается еще и недостаточностью существующей научной и прикладной литературы по данным вопросам. Безусловно, в основе исследования лежат работы авторов, посвященные в целом проблеме подготовки управленческих кадров, к примеру В.А. Антропова, Т.Ю. Базарова,
С.С. Беляевой, В.А. Зернова, Г. Минцберга, В.И. Мухиной, Н.Г. Шубнякова и др. [1-4]. Имеются исследования зарубежных ученых, в которых затрагиваются вопросы квалификации управленческого персонала [5-8]. Однако вопросы особенностей переподготовки и повышения квалификации управленцев в современных условиях освещаются уже гораздо меньше. Например, А.В. Молодчик, Н.Б. Акатов, Н.В. Кислых пишут о важности повышения квалификации управленцев, об инновационном развитии региональных моделей бизнес-образования в России [9]. Многие авторы, описывая кадровую политику предприятия, затрагивают вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Например, Е.В. Маслов описывает особенности повышения квалификации управленческого персонала [10]. Однако в этих работах выбран ракурс предприятия, исследований по переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров в системе высшего образования крайне мало. Что касается проектно-ориентированно-го обучения, то по данному направлению наблюдается острый дефицит исследований. Отметим глубокие разработки по содержанию и технологиям проектно-ориентированных программ подготовки менеджеров проектов, лидеров проектов таких авторов, как Н.Б. Акатов, М.М. Кустова, Г.Ю. Новикова [11-14]. Постановка задачи обучения проектному менеджменту имеется в работах А. Джаафари, А.В. Пол-ковникова, М.Ф. Дубовика, С.Н. Апенько и др. [15-18]. На различных конференциях и совещаниях, посвященных развитию программ повышения квалификации и переподготовки, в частности Президентской программы подготовки управленческих кадров, предлагаются методические разработки по реализации проект-но-ориентированного обучения, однако они недостаточно обобщены и осмыслены с помощью глубоких научно-прикладных обоснований.
Изучение литературы, а также анализ практики позволяет сформулировать гипотезу, что в настоящее время требует развития универсальная модель организации проектно-ориен-тированной переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, которая бы учитывала особенности этой формы обучения, а также была бы направлена на решение актуальных проблем развития проектно-ориенти-рованных программ. Для проверки этой гипотезы использованы методы анализа теоретических аспектов проектно-ориентированного обучения управленцев, а также экспертный анализ практики реализации проектно-ориентирован-
ных программ в системе дополнительного образования в вузах, в частности экспертный опыт автора данной статьи.
Результатами анализа теоретических основ проектно-ориентированного обучения управленческих кадров стали следующие положения и выводы.
Сущность проектно-ориентированной формы отличается от сущности иных классических форм переподготовки и повышения квалификации кадров. Согласно позиции автора, про-ектно-ориентированное обучение - это определенного содержания и особым образом организованная образовательная деятельность, основанная на разработке и защите слушателями разного вида проектов.
У данного обучения имеются сущностные особенности, которые необходимо учитывать при его организации. Автором выделены следующие особенности:
1. По своему содержанию проектно-ориен-тированное обучение предполагает углубленное и более подробное изучение как технологий и методик управления проектами, так и частных методов и приемов их использования в различных отраслях и сферах деятельности. Как правило, данную особенность не выделяют авторы публикаций по тематике проектно-ориентированного обучения. Чаще признаком проектно-ориентированной подготовки называют только выполнение проекта [11, с. 7]. Вместе с тем, выделенная особенность существенно влияет на наполнение обучающих программ набором дисциплин, а также на содержание этих дисциплин. В частности, материал любых, даже классических дисциплин, необходимо привязывать к тематике проектного управления.
2. Целевой аудиторией проектно-ориен-тированного обучения являются, в первую очередь, менеджеры проектов или специалисты в отдельных частных областях управления проектами. Однако даже если управленец пока не выполняет функции по управлению проектами, он также входит в целевую аудиторию, так как проектно-ориентированное обучение позволяет сформировать потенциал на будущее, развить такие проектные компетенции, которые могут быть востребованы в перспективе.
3. Доминирующей технологией обучения выступает процесс работы над проектом. Эта технология получила название проектно-ори-ентированной. Чаще всего сам по себе факт выполнения проекта в ходе обучения многими авторами публикаций и практиками расценивается как основание для отнесения програм-
мы к проектно-ориентированной. Это, по нашему мнению, не совсем верно, так как выполнение проекта - это только один из признаков проектно-ориентированного обучения, хотя и обязательный и наиболее значимый. Можно предположить, что работа над проектом свидетельствует, что слушатель овладел знаниями проектного менеджмента. Но практика показывает, что это не всегда так, в некоторых случаях слушатели выполняют проекты без углубленного изучения управления проектами. Речь идет о тех программах, где проектом называется любая выпускная или текущая научно-исследовательская работа слушателя. Это ошибочная практика, искажающая суть проект-но-ориентированного обучения.
4. На программах переподготовки и повышения квалификации слушатели преимущественно должны выполнять реальный проект конкретной организации. Это значительно повышает ценность проектных разработок и мотивацию слушателей к их выполнению. Работа над учебными проектами возможна в рамках отдельных дисциплин. Эта работа должна рассматриваться как тренировка перед выполнением реального проекта.
5. Качество и результаты выполненных проектных работ выступают главным и часто единственным критерием итоговой оценки эффективности проектно-ориентированного обучения. Полученные знания, развитые способности, навыки слушателей рассматриваются только как условие для выполнения проекта.
6. Основной и важнейшей особенностью проектно-ориентированного обучения является обязательность формирования и развития у слушателей определенной группы профессиональных компетенций. Проектно-ориентиро-ванное обучение направлено на развитие следующих групп компетенций:
- профессиональные, позволяющие грамотно разрабатывать и реализовывать проект, управлять проектом, к которым относят знания и навыки в области управления сроками проекта, его работами, бюджетом, качеством, ресурсами и пр.;
- личностные, позволяющие повысить эффективность деятельности по управлению проектами, к которым можно отнести лидерство проектного менеджера, его мотивацию, инно-вационность, ориентированное на результат мышление, командность и пр.
Есть ряд значимых особенностей, связанных со спецификой программ именно повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров. В частности, данные про-
граммы предполагают сокращенный срок их освоения и акцент на быстрое приобретение в большей степени прикладных компетенций, практических навыков [19]. Важно и то, что развитие проектных компетенций происходит чаще всего не только в образовательном процессе, но и параллельно в практической дея-
тельности слушателя в рамках его должности и функциональных обязанностей, а также в процессе управления реальными проектами.
Н.Б. Акатов и М.М. Кустова приводят признаки, характеризующие проектно-ориен-тированную подготовку (табл.).
Признаки, характеризующие проектно-ориентированную подготовку [11, с. 10]
Существенные признаки Комментарий
Ценности Достижение целей инновационного проекта, включенного в стратегический портфель развития организации
Модель достижения целей Стратегическое партнерство заинтересованных сторон и мотивация участников на достижение
Ключевой метод развития компетенций Проектно-ориентированная технология
Результат Успешно завершенный инновационный проект развития направляющей организации
Точка контроля результата Направляющая организация
Участник программы Лидер проекта - руководитель (менеджер) проекта
Основные отношения в рамках подготовки Экспертные, консультационные, сопровождение, коучинг
Ключевые процессы подготовки Скоординированы по жизненному циклу инновационного проекта направляющей организации: инициирование; пред-проектные исследования; разработка концепции; разработка проекта; внедрение проекта; завершение проекта
Нарастающая популярность проектно-ори-ентированного обучения, в том числе повышения квалификации и переподготовки кадров управления, объясняется совокупностью причин и преимуществ использования проектно-ориентированных программ. Прежде всего проектная форма организации деятельности становится всё более распространенной на российских предприятиях и в организациях. Практики, использующие методологию управления проектами, убедились в её эффективности. То есть основная причина кроется в наличии выраженной потребности в проектно-ориентиро-ванной подготовке со стороны предприятий и организаций. Немаловажной является и общая политика развития системы дополнительного образования управленческих кадров, предложение со стороны государства именно проект-но-ориентированных программ. Так, в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (Президентская программа) [20] в 2007 г. было принято решение об открытии формата подготовки про-ектно-ориентированного типа. Первый опыт реализации проектно-ориентированных программ переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров продемонстрировал все преимущества такой подготовки -приближенность обучения к реалиям практики, передача слушателям эффективных и позитивно зарекомендовавших себя во всем мире
прикладных методик и технологий проектного управления.
Несмотря на то, что проектно-ориентиро-ванная переподготовка и повышение квалификации признана перспективной, есть достаточно много проблем и сложностей в организации и реализации этой формы. Проведем классификацию этих проблем и выделим следующие группы в зависимости от сферы их возникновения (выделение проблем осуществлено на основе анализа личного опыта автора и публикаций по данному вопросу).
Первая группа проблем связана с уровнем зрелости теории и практики проектного управления в России. Если в мировой практике проектная форма деятельности и проектный менеджмент стали повсеместными и привычными моделями работы и менеджмента любых предприятий, организаций, органов государственного управления, то в России управление проектами находится в стадии развития. Большая часть российских предприятий имеет низкий уровень зрелости проектного управления. Теория проектного управления развивает основы проектного менеджмента, заложенные зарубежными авторами, согласующиеся с зарубежной практикой. Поэтому требуется её адаптация к российским условиям. Хотя, справедливости ради, необходимо сказать, что российскими учеными внесен существенный вклад в становление многих областей знаний, используемых ныне в проектном менеджменте. Дан-
ная группа общих проблем провоцирует иные более частные проблемы, проявляющиеся на локальных уровнях и представленные далее.
Вторая группа проблем связана с уровнем готовности слушателей к освоению именно проектно-ориентированных программ. Не у всех слушателей наблюдается понимание особенностей этой формы обучения и в полной мере осознанный выбор проектно-ориентиро-ванной переподготовки или повышения квалификации. Многие слушатели приходят на программы, не зная, что такое проектный менеджмент и, как следствие, не понимая, какие именно знания и навыки здесь будут получены. Отсутствие начальных знаний проектного управления и опыта в этой области провоцирует низкую мотивацию к овладению определенными компетенциями.
Третья группа проблем связана с уровнем готовности предприятий выступить заказчиками образовательных услуг проектно-ориенти-рованных программ и, главное, грамотно использовать полученные проектные компетенции обученных управленцев. Данная проблема напрямую вытекает из ранее названного низкого уровня зрелости проектного менеджмента на российских предприятиях. Зачастую руководство предприятий считает, что для управления проектами не обязательны знания, можно опираться лишь на приобретенный опыт. Еще более существенная проблема - это неспособность полностью задействовать обученных управленцев в проектной деятельности, недостаточное вовлечение сформированных у управленцев проектных компетенций в повседневную практику.
Четвертая группа проблем связана с преподавательским составом, приглашаемым в про-ектно-ориентированные программы. От преподавателей требуется изменение содержания читаемых дисциплин, рассмотрение дисциплинарных тем в разрезе возможностей их использования для выполнения проекта и, наоборот, способности пояснить, как проектный менеджмент следует использовать для решения дисциплинарных задач. В связи с этим необходимо повышение квалификации самих преподавателей с целью освоения ими основ управления проектами. Требуется и серьезная перестройка мотивации, формирование установки преподавателей на работу в проектно-ориен-тированной программе.
Для преодоления обозначенных групп проблем необходимы комплексные решения, инициируемые и реализуемые разными субъектами и на разных уровнях. Существенную роль
в преодолении этих проблем может сыграть вуз, предлагающий проектно-ориентирован-ную переподготовку и повышение квалификации кадров управления. В связи с этим автором выработана общая модель организации проектно-ориентированных программ переподготовки и повышения квалификации кадров управления. Модель формировалась на основе обобщения личного опыта автора в рамках деятельности Центра делового образования ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и анализа практики разных вузов России.
В Центре делового образования ОмГУ им. Ф.М. Достоевского реализуются проектно-ориентированные программы. Это программы профессиональной переподготовки «Управление развитием организации», «Менеджмент в образовании» и программа повышения квалификации «Инновации в организации». В 2013 г. закончили обучение по данным программам 32 чел., в 2014 г. - 55 чел., в 2015 г. - 41 чел. Все эти программы реализуются в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
Используя процессный подход, модель организации проектно-ориентированных программ представим в виде последовательных действий.
Этап 1. Первичное взаимодействие стейк-холдеров по формированию групп слушателей проектно-ориентированной программы. На данном этапе взаимодействуют представители предприятия, направляющего управленческие кадры на обучение, образовательной структуры вуза, предлагающей программу, при необходимости - руководства вуза, структур региональной власти, особенно если проекты выполняются при поддержке и (или) их заказу. Задачи этого этапа: уточнить потребность предприятия и региона в переподготовке или повышении квалификации управленческих кадров именно данного предприятия, сформулировать ожидания, цели и задачи обучения слушателей, согласовать конечные результаты обучения, прийти к консенсусу по данным результатам. Крайне важной задачей является выбор тематики или направления для выполнения проекта в период обучения, согласование темы проекта с интересами всех стейкхол-деров, выяснение и закрепление роли слушателя в данном проекте, получение поддержки данного проекта со стороны предприятия и органов власти. Считаем этот этап важнейшим, именно он устанавливает целесообразность и формирует значимые поддерживающие фак-
торы успешности проектно-ориентированного обучения.
Этап 2. Отбор слушателей на проектно-ориентированную программу. Этот этап особенно значим при конкурсном формировании групп слушателей. Участниками этапа выступают вновь все стейкхолдеры, в отборочную комиссию необходимо включать представителей образовательного учреждения, предприятий, органов власти. Задачи этапа: оценить готовность слушателя к обучению, а именно его мотивацию, способности к обучению, заинтересованность в конкретном проекте, наличие временных ресурсов и пр.; на основе сопоставительного анализа и углубленной оценки проектов, с которыми слушатели пришли на конкурсный отбор, установить, какие проекты имеют большее значение для предприятия и региона, оценить выполнимость проектов и прочие показатели планируемого к разработке проекта.
Этап 3. Первичная диагностика стартового уровня управленческих и, в частности, проектных компетенций слушателей программы. Как отмечалось ранее, формирование проектных компетенций на программе - это ключевая и основная особенность проектно-ориен-тированного обучения. Следовательно, задачи этого этапа: необходимо выяснить, какими компетенциями уже обладают слушатели и в каком объеме, как и в рамках каких дисциплин следует развить компетенции, разработать индивидуальный план развития компетенций для каждого слушателя. По результатам этого этапа может быть скорректировано содержание программы обучения, подобраны новые методы обучения и пр.
Этап 4. Уточнение содержания, целей, задач, конечных результатов планируемого к разработке проекта. На данном этапе слушатели должны конкретизировать основные параметры проекта и официально закрепить тематику проекта. Данный этап имеет сквозной характер, к нему необходимо возвращаться несколько раз по мере освоения базовых дисциплин и погружения слушателей в выполнение проекта. Однако наш опыт говорит о том, что необходим четко выделенный в начале обучения период, в течение которого слушатели делают окончательный выбор проекта и глубоко осмысляют его основные характеристики. Задача этапа: осуществить закрепление проектов за слушателями, сформировать ответственность слушателей и разработать план выполнения проекта.
Этап 5. Формирование и развитие управленческих, включая проектные, компетенций.
Этот этап длительный и предполагает реализацию программы обучения. Он должен состоять из подэтапов, например: освоение базовых дисциплин и формирование общих компетенций, далее - освоение специализирующих дисциплин и формирование специальных компетенций. Наш опыт говорит о полезности предоставления слушателям, кроме дисциплин, еще и таких форматов обучения, как проектные мастерские. Данный этап является платформой, на которой реализуются некоторые последующие этапы. Задача этапа: развить требуемые компетенции слушателей, провести промежуточные оценки уровня развитости компетенций, скорректировать индивидуальный план развития компетенций слушателя.
Этап 6. Выполнение проекта. Данный этап выделен как отдельный, но он протекает параллельно с предыдущим. В процессе освоения программы, получая нужные компетенции, слушатели с их помощью выполняют проект, а также тренируются на учебных проектах. Опыт говорит о том, что данный этап нельзя затягивать, выполнять проект слушатель должен последовательно, систематически, развивая и конкретизируя его по мере освоения тех или иных дисциплин. Задача этапа: качественно, на высоком уровне выполнить проект организации и продемонстрировать развитые компетенции. На этом этапе также очень важно постоянное взаимодействие всех стейк-холдеров, системные встречи слушателей с заказчиками проектов.
Этап 7. Предзащита проекта и отчет по индивидуальному плану развития компетенций. На данном этапе решаются задачи: апробирование проектных разработок в ходе предзащиты, развитие навыков презентации и отстаивание разделов проекта, самоанализ эффективности обучения через оценку степени развития управленческих, проектных компетенций, уточнение дальнейшего плана развития компетенций слушателя в рамках его рабочего места, должности, реализуемых проектов.
Этап 8. Защита проекта. На данном этапе решается задача представления проекта оценочной комиссии, демонстрации полученных компетенций, формирование условий и договоренностей о дальнейшем внедрении проекта или о продолжении его реализации в практической деятельности предприятия. На этом этапе могут проводиться различные конкурсы проектов, их оценка разными субъектами.
Предложенную модель следует рассматривать как идеальный вариант организации про-ектно-ориентированной программы. К сожале-
нию, на практике не всегда получается реализовать все названные этапы. Есть целый комплекс сдерживающих факторов. Однако стремление придерживаться обозначенных нами действий способно повысить качественный уровень проектно-ориентированной переподготовки и повышения квалификации кадров управления.
Кроме того, важно соблюдать совокупность условий, которые создают контекст успешности реализации модели организации проектно-ориентированного обучения. К этим условиям относятся:
- развитая методология и культура проектного управления в организации, направляющей управленца на повышение квалификации или переподготовку, осознание организацией роли и способов использования формируемых на обучении проектных компетенций в стратегии организации;
- тесное сотрудничество на протяжении всего процесса организации и реализации про-ектно-ориентированной программы всех заинтересованных сторон - предприятия-заказчика, обучающей структуры, региональных органов власти;
- наличие у слушателя ответственности, высокой мотивации и вовлеченности в тематику проекта;
- обязательность реализации проекта и получения эффекта, неформальный подход к выбору проекта, создание условий для успешности реализации проекта [11, с. 7].
В качестве обобщающего вывода необходимо подчеркнуть высокую актуальность и перспективность проектно-ориентированных технологий переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Бесспорной является необходимость их развития с учетом выявленных и представленных автором особенностей этой формы обучения. Вместе с тем для развития требуется множество условий и предпосылок. Одним из таких условий выступает использование обоснованного процесса организации проектно-ориентированной переподготовки и повышения квалификации. Предлагаемая автором процессная модель организации учитывает требования практики и накопленный опыт реализации проектно-ори-ентированных программ в системе дополнительного образования высшей школы. Данная модель может видоизменяться по мере развития практики проектно-ориентированного обучения, но следование этой модели в настоящее время способно обеспечить более качественный уровень развития проектных компетенций управленческих кадров.
1. Антропов В. А., Паршина В. С., Куди-нов А. В. Социально-экономическая эффективность инвестиций в подготовку кадров // Экономика региона. - 2009. - № 1. - С. 28-41.
2. Базаров Т. Ю. О федеральном резерве управленческих кадров // Управление персоналом. - 2009. - № 14. - С. 20-23.
3. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров : пер. с англ. - М. : Олимп-Бизнес, 2008. - 544 с.
4. Мухина В. И. Компетентность профессионального управляющего и подходы к созданию моделей компетентности // Вестн. Перм. гос. тех. ун-та. Социально-экономические науки. - 2008. - № 2. - С. 128-138.
5. Gabbert J. A. The relationship between organizational values and management behaviors and their influence on organizational effectiveness in an Army project management organization : Unpublished doctoral dissertation AAT 3160260.
- Sarasota : Argosy University, 2005.
6. Giroux H. A. Academic entrepreneurs: The corporate takeover of higher education // Tikkun.
- 2005. - Vol. 20 (2). - P. 18-23.
7. Harman G., Sherw ell V. Risks in university-industry research links and the implications for university management // Journal of Higher Education Policy and Management. - 2002. -Vol. 24 (1). - P. 37-51.
8. Reed M. I. New managerialism and new forms of organisational control in UK higher education // Management Research News. - 2002. -Vol. 25 (8-10). - P. 158-162.
9. Молодчик А. В., Акатов Н. Б., Кислых Н. В. Инновационное развитие региональной модели бизнес-образования // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. - № 4. - С. 612.
10. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия DOC : учеб. пособие / под ред. П. В. Шеметова. - М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭиУ, 1999. - 312 с.
11. Акатов Н. Б., Кустова М. М. Учебно-методический комплекс развития компетенций лидеров по управлению инновационными проектами в рамках проектно-ориентирован-ных программ подготовки. - Пермь : Изд-во Перм. гос. тех. ун-та, 2011. - 69 с.
12. АкатовН. Б., КустоваМ. М., Новикова Г. Ю. Опыт реализации проектно-ориенти-рованных программ управленческой подготовки // Бизнес-образование. - 2009. - № 2 (27). -С. 23-28.
13. Кустова М. М. Проблемы реализации проектно-ориентированных программ управленческой подготовки // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2009. -С.107-111.
14. Методические рекомендации по реализации проектно-ориентированных программ в управленческой подготовке / сост. Н. Б. Акатов, М. М. Кустова, Г. Ю. Новикова. - Пермь : Изд-во Перм. гос. тех. ун-та, 2009. - 26 с.
15. Джаафари А. Управление проектами в век хаоса, или Изучение профессионализма в XXI в. - URL : http://www.executive.ru.
16. Полковников А. В., Дубовик М. Ф. Управление проектами. Полный курс МВА. -М. : Олимп-Бизнес, 2015. - 552 с.
17. Апенько С. Н. Подготовка специалистов по управлению проектами в стратегии раз-
вития предприятий железнодорожного транспорта // Вестн. СибАДИ. - 2014. - № 1 (35). -С. 114-120.
18. Апенько С. Н., Мамонтов С. А. Маркетинговое обоснование направлений развития проектно-ориентированных программ вуза как отражение тенденций трансформации ведущих форм организации деятельности фирм // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2014. - № 2. -С. 26-34.
19. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях. - М. : Альфа-М, 2005. - 160 с.
20. Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2014/15 учебных годах : утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 177.