ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОСТИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ, РЕШАЕМАЯ В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОГО СТРАТЕГИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
К.В. Ватыляк, студент Воронежский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются инновационные методы развития одной из наиболее перспективных с точки зрения отраслевых приоритетов сферы автомобилестроения Нижегородской области, выявленной на основе разработки Стратегии развития на долгосрочную перспективу. Проанализированы основные цели и задачи стратегии, направленные на инновационные методы развития производства автомобилей и автокомпонентов и достигнутые к настоящему времени результаты. За счет комплексных мер Правительства Нижегородской области, государства, финансовых учреждений и научных организаций удалось достичь стабильного экономического развития региона и добиться роста показателей объемов производства на фоне падения данного показателя в целом по стране, что говорит об эффективности реализации предпринятой Стратегии
В целях повышения конкурентоспособности страны и достижения стабильного экономического развития особое внимание уделяется потенциальным возможностям отдельных регионов.
В рамках данной цели регионы РФ разрабатывают долгосрочные стратегии развития [1]. Рассмотрим эффективность реализации данных стратегий развития в регионах на примере Нижегородской области.
В частности проанализируем инновационные аспекты, реализуемые в сфере автомобилестроения, являющейся одним из наиболее перспективных направлений с учетом отраслевых приоритетов, а также ключевых преимуществ и проблем области.
Производству автомобилей и автокомпонентов на территории региона Правительством Нижегородской области отдается роль катализатора социально-экономического развития области на среднесрочную (до 2013 года) и долгосрочную (до 2020 года) перспективу.
Одним из стратегических фокусных направлений «главного удара» Правительства в Стратегии развития области до 2020 года является обеспечение лидерства в области автомобилестроения [2].
Возможность обеспечения лидерства обусловлена следующими предпосылками:
- наличием растущего спроса на продукцию сектора на российском и международных рынках;
- высоким уровнем развития сектора на территории области и готовностью акционеров РУСПРОМАВТО инвестировать в модернизацию своих активов;
- множеством машиностроительных, оборонных и приборостроительных предприятий, расположенных на территории области, многие из которых могут стать поставщиками компонентов для автомобилестроения;
- исторически сложившимися технологическими традициями и системой подготовки квалифицированных кадров;
- значительное влияние сектора автомобилестроения на другие сектора экономики,
- выгодным географическим положением Нижегородской области по отношению к ключевым российским центрам автомобилестроения;
- наличием потенциала роста производительности труда в секторе за счет модернизации действующих автомобилестроительных предприятий, а также организации на территории области сборочных производств ведущих международных производителей автомобилей (OEM) и автомобильных компонентов;
- за счет имеющегося стратегического потенциала сектора возможно сохранение и развитие компетенций в сфере машиностроения, материаловедения и электроники (до 50 % инноваций в автомобилестроении сегодня приходится на ИТ и электронику).
Планируется, что к 2020 году развитие сектора позволит создать дополнительные рабочие места для трудоспособного населения области. В совокупном объеме выручки в экономике Нижегородской области среди базовых секторов наибольший вес будет иметь автомобилестроение, затем - топливная промышленность, черная металлургия, научно-образовательный комплекс и др.
Предполагается создание кластера в области автомобилестроения и нефтехимии, который позволит объединить усилия малого, среднего и крупного бизнеса, органов государственной власти, ассоциаций и общественных объединений, финансовых организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений для наиболее эффективной реализации инвестиционного и инновационного потенциала региона.
Основными задачами развития кластеризации промышленности области являются: - эффективное использование промышленного и научно -технического (инновационного) потенциала области на основе оптимизации бизнес структуры; - обеспечение инновационного развития предприятий промышленности путем стимулирования развития отношений между научными организациями и производственными предприятиями; рациональное размещение производительных сил с целью эффективного использова-
ния промышленного и научно-технического потенциала области; - рациональное использование трудовых, природных, материальных и энергетических ресурсов; -также ожидается, что кластер автокомпонентов усилится заводом немецкой BKT (Boryszew Kunststofftechnik Deutschland GmbH) [3].
Стратегическими задачами производителей спецтехники является ориентация на мировые стандарты качества и как следствие повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
На первом этапе реализации стратегии в течение 2006-2008 годов проводилась большая работа по привлечению крупных инвесторов в отрасль автомобилестроения. В результате удалось реализовать крупные проекты:
-Группа «ГАЗ». Запуск в июле 2008 года производства легковых автомобилей мирового уровня Волга Сайбер.
- ООО «Павловский автобусный завод» и компания «Маркополо». Совместное производство автобусов на самоходном шасси.
-ОАО «Павловский опытно-механический завод». Организация производства кузовов для вездеходов «Узола», «Фермер».
-ООО «ИВК». Организация в г. Городец производства автокомпонентов. Жгуты для электропроводки автомобиля ВАЗ «Приора».
-ОАО «Коммаш». Внедрение новой линии по сборке серийных автомобилей, организация сервисного обслуживания автомобилей Фаун Ротопресс (FAUN ROTOPRESS), организация окрасочного комплекса [4].
С 2009 по 2014 годы для поддержания платежеспособного спроса на продукцию, произведенную на территории РФ, и стабилизации финансового состояния отечественных автопроизводителей существенное значение имели федеральные и региональные меры поддержки отечественного автопрома:
- Проведение прямых закупок автомобильного транспорта и дорожно-строительной техники для государственных нужд, в централизованном порядке. В рамках данного направления было реализовано автотранспортных средств на сумму 690 млн.руб., продукция автомобилестроения нижегородских предприятий вошла в перечень закупаемой федеральными органами исполнительной власти.
- 31.12.2009 года было подписано Постановление Правительства РФ № 1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств, взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».
На реализацию программы утилизации автотранспортных средств в 2010 году были выделены средства из бюджета области - 292 млн. рублей, благодаря чему удалось реализовать более 2,8 тыс. автомобилей Группы ГАЗ [5].
В результате реализации программы утилизации значительно увеличилось производство всей основной продукции автопрома Нижегородской области (рисунок).
Динамика рынка автомобильной промышленности по основным видам товаров
2009
2010
I Грузовые автомобили Автобусы
Машины для городского коммунального хозяйства
Легковые автомобили I Автомобильные двигатели
20
40
60
80
100
0
Динамика рынка автомобильной промышленности по основным видам товаров [6]
Так, в 2010 году выпуск легковых автомобилей по сравнению с 2009 годом увеличился в 2,3 раза, грузовых автомобилей - в 1,8 раза, автобусов - на 5,5%, машин для городского коммунального хозяйства - на 6,4 %, автомобильных двигателей - в 1,5 раза, автозапчастей - в 1,7 раза.
Объемы реализации легковых автомобилей марки ГАЗ в 2010 году увеличились на 40% по сравнению с 2009 годом тогда как этот сегмент рынка в России вырос примерно на 20%. В целях развития данного фокуса по инициативе Правительства Нижегородской области крупнейшее предприятие отрасли ОАО «ГАЗ» было включено в федеральный перечень системообразующих предприятий, которому будут оказываться федеральные меры государственной поддержки.
К концу 2010 года удалось значительно превысить показатели, характеризующие развитие автомобилестроения и производства автокомпонентов, определенные в Стратегии развития Нижегородской области. Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций в производстве автомобилей и автокомпонентов составил в 2010 году 80,4 млрд. рублей и превысил запланированное значение на 14,9%, индекс производства автомобильной
отрасли составил 155,3% к 2009 году, вместо запланированных 110%.
Меры, осуществляемые с целью поддержки внутреннего спроса на продукцию автопрома, позволили предприятию ГАЗ занять лидирующие позиции по объемам продаж. Почти 80% реализованных в рамках программы утилизации автомобилей,- автомобили марки ГАЗ. Стабилизация ситуации на предприятиях Группы ГАЗ обеспечила загрузку производств предприятий-смежников,
В 2012 г. создан индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии: якорные участники - группа «ГАЗ» и нефтехимические компании холдинга «Сибур». В рамках кластера:
• началось производство каркасного автобуса, легкого коммерческого автомобиля с двухрядной кабиной и среднетоннажного «ГАЗона Некст»;
• реализуются совместные проекты по контрактной сборке автомобилей в рамках сотрудничества с компаниями «Фольксваген» и «Даймлер», производителями автокомпонентов «Бозал» и «Бултен».
С 2013 года продолжается строительство и реконструкция действующих предприятий, основные из которых, представлены в таблице.
Компании Деятельность Объем инвестиций, млн руб. Количество создаваемых рабочих мест
Автокомпонент - "Маймма Груп" строительство завода по производству автокомпонентов 1300 3000
ООО "А. Раймонд Рус" строительство завода по производству крепежных элементов для автомобильной и др.промышленности 157,5 40
ООО "Борышев Пластик Рус" организация производства пластиковых автокомпонентов (каркасы панелей приборов) 1300 на первой стадии -146, на второй - увеличение до 280
ООО "МАТАДОР Аутомо-тив Рус" организация производства автокомпонентов (каркасы панелей приборов) 112 32 на первом этапе увеличение до 90 на втором этапе
ЗАО "Магна Технопласт" реконструкция действующего предприятия и строительство новых корпусов для размещения производства комплектующих 1700 увеличение до 580
ООО "АвтоОйл" строительство рынка строительных материалов 129 40
Динамика строительства компаний автомобильного кластера Нижегородской области
В результате реализации мероприятий область к 2014 году:
- занимает 2 место в ПФО и 7 место в России по объему отгрузки продукции обрабатывающих производств;
- является лидером в производстве автобусов (доля в РФ - 73,5%), грузовых автомобилей (45,6%).
Являясь лидером в автомобилестроении, область занимает не менее 25 % на российском рынке. На территории области свои сборочные производства разме-
стили несколько ведущих международных автопроизводителей.
Российские предприятия в результате реструктуризации преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонентов, которые с успехом поставляются как на локальным уровне, так и на экспорт.
Инновационность создаваемых продуктов состоит в том, что при сохранении ценовой доступности для российских потребителей, прежде всего индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, новые разработки обеспечивают мировой уровень потребительских свойств автомобилей.
К 2015 году показатель объемов производства региональной промышленности вырос на фоне его падения в целом по стране. За десять месяцев 2015 года предприятия региона отгрузили продукции на 915,3 миллиарда рублей. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 110,3%. Это доказывает, что многолетняя работа Правительства и органов местного самоуправления по стимулированию процесса модернизации производства, финансовому обеспечению, внедрению инноваций, привлечению инвесторов помогла сделать экономику Нижегородской области в целом более устойчивой и сбалансированной.
Комплекс мер поддержки предпринимаемых на федеральном и региональном уровне позволил нижегородскому автопрому перейти в 2015 году к политике развития и добиться положительных результатов. Главная заслуга состоит в разработке долгосрочной Стратегии развития Нижегородской области.
Литература
1. Ерыгина, М.Е., К вопросу стратегии развития регионов РФ (Архангельская область) [Текст] / М.Е. Ерыгина, Н.И. Кузьменко // Молодежь и XXI век -2016 Материалы VI Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. - 2016. - С. 167.
2. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 «Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до
2020 года»(с изменениями на 20 марта 2009 года). -Электронный ресурс.-Правовой фонд электронной и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/944926294.
3. Постановление Правительства Нижегородской области от 19 декабря 2007 года № 486 «О внесении изменений в Программу развития промышленности Нижегородской области на 2007- 2010 гг.», утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 24 октября 2006 года № 356. Подпрограмма развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Нижегородской области на 20072010гг. И.о.Губернатора С.А.Потапов. Правовой фонд электронной и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944933759? block=8.
4. Отчет о ходе реализации стратегии. Пресс-релиз. Итоги 2006-2014. Официальный сайт министерства экономики и конкурентной политики Нижегородской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minec.government-nnov.ru/?id=31005
5. Официальный сайт - Единый информационно -аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса. Нижегородская область. Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://innovation.gov.ru/node/3573.
6. Официальный сайт. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nizhstat.gks.ru/.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: инновации, долгосрочная стратегия развития, регион, экономический рост, развитие региона, индустриальный кластер, автомобилестроение, производство автокомпонентов