ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ИННОВАЦИОННОМ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Кузнецов М.Ю., соискатель МАЭП
Значимость автомобильной промышленность для будущего развития всей экономики России столь велика, что стратегия развития этой отрасли может и должна превратиться в амбициозный национальный проект.
Ключевые слова: народное хозяйство, автомобилестроительная отрасль, национальный проект, стратегия национальных брендов.
THE BASIC DIRECTIONS AND PARAMETERS OF INNOVATIVE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF BRANCH OF NATIONAL ECONOMY
Kuznetsov M., MAEP, the competitor
The importance automobile the industry for the future development of all economy of Russia is so great that the development strategy of this branch can and should turn to the ambitious national project.
Key words: a national economy, автомобилестроительная branch, the national project, strategy of national brands.
Суть проекта состоит не в поддержке большой и важной отрасли российской экономики, а в создании системы современных конкурентоспособных масштабных производств, способных потянуть за собой все народное хозяйство страны. Автомобилестроительная отрасль должна превратиться в масштабную отрасль, выпускающую продукцию, пользующуюся спросом у всего населения страны, требующую регулярного обновления, впитывающую все новые достижения технического прогресса, связанную кооперационными связями с тысячами поставщиков, потребляющую огромное количество ресурсов и предъявляющую все возрастающие требования к качеству этих ресурсов, только такая отрасль, только такая система производств в состоянии задать новый вектор и новый темп движения всей российской экономике.
Реализация такого рода масштабного национального проекта требует не только выверенной системы мер, но соответствующих организационных и институциональных форм, не просто активной, но наступательной политики государства. Такой проект не может быть обращен только во внутрь, он должен быть нацелен, в том числе, и во вне, то есть, на захват в перспективе определенной части мирового автомобильного рынка. Фактически, речь идет о реализации экспортно-ориентированной стратегии. С учетом мировых тенденций экспортно-ориентированную стратегию можно разложить на два направления.
Анализ динамики развития отечественного автомобилестроения позволяет констатировать значительный потенциал роста отечественного автомобильного рынка1 даже с учетом финансового кризиса. На ближайшие 11 лет потенциал этого рынка, с учетом масштабов продаж, оценивается по легковым автомобилям в 32 млн. штук, по грузовым - в 3.5 млн. штук.
Возникает вопрос, чья именно продукция заполнит наш рынок - импортная или отечественная? Основная цель стратегии национальных брендов, очевидно, состоит в том, чтобы основная часть из числа зарегистрированных машин была произведена в России. Основные задачи стратегии национальных брендов. Автомобильная промышленность России должна соответствовать четырем определяющим критериям. На наш взгляд, они таковы:
1). Совокупный объём продаж легковых автомобилей российским автопромом на внутреннем рынке должен достигнуть к 2015 году порядка 3,0-3,5 млн. единиц автомобильной техники ежегодно. Для этого, во-первых, отечественная продукция должна быть конкурентоспособной. Конкурентоспособность, предполагающая продажи не только на внутреннем рынке, но и на внешнем (около 25-30% от общего объёма произведённой продукции должно экспортироваться). Конкурентоспособность, которая также предполагает создание существенного технологического базиса для дальнейшего развития автомобильной отрасли.
2). Отрасль автокомпонентов должна развиваться не меньшими, а ещё большими темпами, чем производство готовых автомобилей, с ежегодным приростом не менее 15-17%. А именно, производители комплектующих должны будут снабжать не только автопроизводителей, но и обслуживать вторичный рынок, а также быть способными поставлять свою продукцию иностранным производителям автомобилей. Выполнение данной задачи включает в себя
формирование сети поставщиков, связанных с автозаводами единой технологической цепочкой и стандартизированными требованиями.
3). Автомобильная промышленность России должна быть самостоятельной, то есть находится под значимым контролем отечественного капитала. Данная задача предполагает введение лимита и постоянного контроля государством за участием иностранных производителей в автомобильной отрасли.
4). Формируется три основных участника национальных производителей легковых и полноприводных автомобилей (АВТОВАЗ, ИжАвто, Северсталь-Авто), две компании по производству коммерческого транспорта и автобусов (Группа ГАЗ, КАМАЗ), что обеспечивает здоровую конкуренцию и способствует созданию отрасли по производству базовых узлов и агрегатов, унифицированных и универсальных комплектующих.
Основные этапы реализации стратегии развития национальных брендов: I этап - краткосрочная перспектива - 2009-2014 гг. (преодоление последствий мирового кризиса; государственная поддержка НИОКР по всему автомобилестроению; модернизаций производственных мощностей); II этап - среднесрочная перспектива -2009-2018 гг. (создание нового модельного ряда всех видов транспортных средств на базе новых платформ с привлечением независимых иностранных инжиниринговых компаний-лидеров; организация производства базовых компонентов для автомобильной техники; организация производства прочих современных автомобильных компонентов, локализация которых целесообразна на территории России); III этап - долгосрочная перспектива - 2009-2028 гг. (разработка и организация производства перспективной техники: с использование альтернативных видов топлива, гибридные силовые установки и др.; развитие производства комплектующих для растущего внутреннего рынка и обеспечения экспортных поставок с использованием местной материально-сырьевой базы; самостоятельное проектирование новых платформ для автомобилей).
В настоящее время развитие отечественного автомобилестроения осуществляется согласно Концепции развития автомобильной промышленности России, утвержденной распоряжением Правительства в 2002 году сроком до 2010 года. В рамках реализации данной Концепции Правительством было принято более 40 постановлений и решений, направленных на стабилизацию ситуации в автопроме и его дальнейшее развитие. В ходе первого этапа реализации (2002-2004 гг.) Концепции проведена реструктуризация задолженности по платежам в федеральный бюджет ведущих предприятий отрасли, сделаны серьезные защитные шаги в таможенно-тарифной сфере, проведены необходимые подготовительные работы по переходу на европейские технические, экологические нормы. В ходе второго этапа (2005-2008 гг.) создан благоприятный инвестиционный климат для масштабного притока капитала, введены производственные мощности по выпуску автомобилей иностранных брендов на сборочных предприятиях, в том числе при участии ведущих мировых производителей, обеспечен переход на экологические стандарты ЕВРО-3.
В настоящее время бизнесом и федеральными органами исполнительной власти разрабатывается перечень мероприятий после-
0,18
0,16
0,14
Euro 2
Euro 3
Euro 5| Euro 4|
1 і і 2 і і 3 4 5 NOx (g/kWh) 6 7
Рис. 1. Динамика уменьшения содержания оксидов азота и токсичных частиц при введении экологических норм2
днего этапа Концепции на 2009-2010 годы и дальнейшую перспективу. Планируемые в рамках данного этапа мероприятия будут направлены на развитие отечественного автомобилестроения, интеграцию его в мировое, повышение технических и экологических стандартов выпускаемой техники. Реализация первых двух этапов концепции принесла определенные позитивные результаты, однако их реализация не избавила отечественное автомобилестроение от основополагающих проблем на пути его развития:
• Отставание общего объема производственных мощностей от спроса на автомобили на внутреннем рынке.
• Устаревание оборудования, большая степень износа основных фондов предприятий-автопроизводителей.
• Большое технологическое отставание в сфере производства комплектующих, узлов, материалов, необходимых для автомобильной промышленности.
• Неразвитость подотрасли по производству отечественных автокомплектующих.
• Слабое развитие и финансирование сектора НИОКР в автомобилестроении.
По нашему мнению, введение режима промышленной сборки позволило отчасти передать зарубежные технологии по сборке автомобилей, однако все ещё не решенной остается проблема производства качественных отечественных автокомпонентов. Решение этой задачи позволит повысить технический и технологический уровень выпускаемой автомобильной техники и ее конкурентоспособность.
Одним из инструментов повышения технического уровня выпускаемой техники служит техническое регулирование. В соответствии со специальным техническим регламентом автомобили, не соответствующие техническим нормативам выбросов вредных веществ экологического класса 3, с 1 января 2008 года не могут быть выпущены в обращение на территории Российской Федерации. Нужно отметить, что на сегодняшний день по срокам введения экологических стандартов Россия значительно отстаёт от ведущих стран - автопроизводителей. Так, в Европе экологический стандарт Евро 2 был введён в 1996 г., а в РФ начал функционировать только
с 2006 г. Срок отставания составил 10 лет. Переход на Евро 3 в России также отстаёт от аналогичного перехода в Европе (срок отставания сократился до 8 лет). В дальнейшем срок отставания сократится до 5 лет.
Помимо перехода двигателей отечественного производства на стандарты ЕВРО, одной из наиболее актуальных задач развития автомобильной отрасли России является переход на европейские стандарты моторного топлива. Европа по введению современных экологических норм опережает не только Россию, но и Японию и США.
Одной из актуальнейших задач инновационной стратегии является создание научно-технического задела по перспективной автомобильной технике, ее комплектующим и технологиям их произ-водства3. Сегодня немало делается в этом направлении. Так из средств государственного бюджета финансируются такие работы, как:
• транспортное средство с энергетической установкой на базе топливных элементов, работающих на водороде;
• грузовой автомобиль с комбинированной энергетической установкой имеющий в своей основе вместо батареи топливных элементов двигатель-генераторную установку, питаемую синтез-газом, который производится из возобновляемого сырья - метанола непосредственно на борту автомобиля;
• двигатель на этанол-водородных топливных композициях;
• бесконтактных вентильных электродвигателей мощностью от 90 Вт до 500 Вт для электропривода вентиляторов, насосов и исполнительных механизмов систем электрооборудования и электроники взамен механических и ременных приводов от ДВС и многое другое.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» выполняются работы по темам:
• развитие технологий и конструкций энергоустановок с перспективными экологическими показателями;
• разработка технологии создания комбинированных энергоустановок на базе двигателей внутреннего сгорания, в том числе с регулируемой степенью сжатия, и электрохимических генераторов.
В рамках выполнения важнейших инновационных проектов государственного значения в машиностроении реализуется проект «Создание семейства двигателей для грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям к выбросам вредных загрязняющих веществ Евро-2, Евро-3, Евро-4». Основной целью проекта является создание и реализация конкурентоспособных дизельных двигателей для грузовых автомобилей нового поколения, обеспечивающих выполнение перспективных международных норм по токсичности отработавших газов. Выполненный в 2007 году объем работ позволил основным предприятиям отечественной автомобильной отрасли перейти с 1 января 2008 года на выпуск двигателей уровня Евро-
3, а также подготовить научно-техническую базу для завершения работ по доведению данного двигателя до уровня Евро-4.
В рамках реализации важнейшего инновационного проекта го-
Таблица 1. Нормы экологических стандартов в Европе и России и их характеристики.
Норма Двига-тель Г од введения Предельно допустимые выбросы, г/м
Европа Россия со сн NOx CH+NO* ТЧ (твёрдые частицы)
Евро 1 Бензин Дизель 1993 1999 2.72 2.72 Не нормир. Не нормир. 0,97 0,97 Отсут. 0,14
Евро 2 Бензин Дизель 1996 2006 2,2 2,2 Не нормир. Не нормир. 0,05 0,7 Отсут. 0,08
Евро 3 Бензин Дизель 2000 2008 1.3 1.3 0,2 0,2 0,15 0,35 0,35 0,55 Отсут. 0,04
Евро 4 Бензин Дизель 2005 2010 0,3 0,3 0,1 од 0,08 0,25 0,18 0,3 Отсут. 0,02
Евро 5 Бензин Дизель 2009 2014 0,1 0,1 0,05 0,05 0,05 од 0,1 0,15 Отсут. Отсут.
1 Но с важной оговоркой, этот потенциал будет возможным реализовать только при определенных условиях экономического развития. А именно, при условиях перехода от «инерционного роста» к инвестиционно-инновационному типу экономического развития. На наш взгляд, одну из ведущих ролей в этом переходе должен сыграть процесс развития конкурентоспособной автомобильной отрасли.
2 Источник: данные ^Яуо.
3 Доклад заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации А.Дементьева на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, 25 апреля 2008.
сударственного значения «Разработка и освоение серийного производства семейства конкурентоспособных дизельных двигателей для автотранспортных средств различного назначения» с ОАО «Заволжский моторный завод», завершены приемочные испытания дизельного двигателя рабочим объемом 2,24 л. Организовано производство в цехе малых серий позволяет выпускать 7000 дизелей в год4. На базе конструкции дизельного двигателя рабочим объёмом 2,24л экологического класса 3 разработана конструкторская документация на двигатель экологического класса 4.
Кроме того, научные исследования и прикладные разработки для автотранспорта нового поколения предусматриваются также в федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», которая реализуется Минобрнауки России.
Программой Союзного государства «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года», утвержденной постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2005 г. № 27, предусмотрено создание и организация производства автомобильной техники, отвечающей международным современным и перспективным требованиям по экологии, экономичности, безопасности и надежности.
Деятельности предприятий-участников Программы обеспечила готовность основных предприятий-участников Программы к переходу на серийный выпуск автомобилей уровня экологической безопасности ЕВРО-3 с 1 января 2008 года, т.е. в срок, установленный Специальным техническим регламентом.
В части касающейся техники для военных нужд следует отметить, что Военная автомобильная техника (ВАТ), является средством подвижности более 1500 образцов вооружения и военной техники и во многом определяет уровень боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Существующий автомобильный парк Вооруженных сил в основном удовлетворяет современные потребности войск. Однако, в силу обстоятельств, сложившихся в последние годы, наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества образцов ВАТ с длительными сроками службы. В настоящее время автомобили со сроком службы более 12 лет составляют около 75% парка.
Автомобильной промышленностью Российской Федерации по заказу и техническим заданиям Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны России были разработаны, испытаны и приняты на вооружение новые перспективные образцы автомобилей УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, Урал, КамАЗ. Эти образцы не только находятся по своему техническому совершенству на уровне современных и перспективных зарубежных аналогов, но и по отдельным показателям превосходят их. Однако в силу сложившейся ситуации так и не были поставлены на производство (УАЗ-3172, ГАЗ-3301, ГАЗ-3932, ГАЗ-3933, ЗИЛ-4334, ЗИЛ-4334.10 и др.).
Существующее стремление ряда отечественных заводов к использованию импортных комплектующих создает предпосылки к затруднительному их применению в войсках, нарушению системы снабжения и, в целом, системы автотехнического обеспечения ВС РФ (техническое обслуживание, ремонт и др.).
Основные направления по созданию ВАТ нового поколения определены Государственная программа вооружения (ГПВ) на 20072015 гг.
В соответствии Планом мероприятий по развитию промышленности и технологий на 2006-2007 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 декабря № 1695-р., разработывается программа «Создание автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок» на 2010 - 2014 годы, целью которой является создание, развитие и внедрение новых прогрессивных технологий, обеспечивающих к 2015 году относительное снижение потребления моторных топлив нефтяного происхождения не менее чем на 10%, уменьшение выбросов загрязняющих
веществ и парниковых газов от автотранспорта в окружающую среду не менее чем на 11,5%. Одной из проблем является значительная импортная составляющая в продукции автопрома, которая продолжает расти. Доля импортных материалов в общих затратах на производство автомобильной промышленности в целом выросла с 7,4% в 2005 г. до примерно 9,0%т в 2006 г. и до 14,0% в 2007 году. В части освоения производства новых прогрессивных материалов, в Минпромэнерго России, с участием металлургических предприятий, производителей автомобилей и отраслевых институтов реализует «Межведомственную программу работ по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для ОАО «АВТОВАЗ» на период 2005-2010 годы».
Выполненные в 2007 году работы по программе позволили ОАО «АВТОВАЗ» использовать отечественную металлопродукцию, полностью удовлетворяющую требованиям, предъявляемым к качеству продукции, как для производства серийных автомобилей, так и автомобилей нового поколения. В 2007 году Минпромэнерго России совместно с ОАО «АВТОВАЗ» разработало «Межотраслевую программу работ по освоению новых видов химических и нефтехимических материалов, улучшению качества и увеличению объемов производства для ОАО «АВТОВАЗ» на период до 2015 года». Данная программа должна стать основой для расширения и увеличения объемов химических материалов на всю автомобильную отрасль, с учетом вновь создаваемых автомобильных производств.
Ситуация складывающаяся в автопроме показывает, что в ближайшем будущем и среднесрочной перспективе государству в качестве первоочередных мер, стимулирующих развитие автопрома, следует рассмотреть5:
1. Создание благоприятных условий для организации производства автомобильных комплектующих изделий, и в первую очередь в области тарифно-таможенного регулирования.
2. Корректировку ставок ввозных таможенных пошлин на новые легковые и грузовые автомобили экологического класса ниже Евро 4 и 5.
3. Корректировку ставок ввозных таможенных пошлин на сырье и материалы, с учетом наличия или отсутствия их производства в России.
4. Стимулирование выбытия из эксплуатации автомобильной техники старше 10 лет, особенно для перевозки пассажиров.
5. Принятие правовых норм по обеспечению утилизации автомобильной техники и защиты окружающей среды от несанкционированного захоронения отходов утилизации.
6. Создание научно-технического задела по перспективной автомобильной технике и технологиям её производства.
7. Создание равных конкурентных условий для производителей автомобильной техники и компонентов работающих на территории Российской Федерации.
По прогнозам6 рост покупательной способности населения России, приведет к дальнейшему увеличению спроса на легковые автомобили до 4,7-5,2 млн. шт. в 2020 году. Принятие мер, стимулирующих организацию и расширение выпуска автомобильной техники и автокомпонентов, переоснащение действующих отечественных предприятий, создание новых перспективных модельных рядов автомобильной техники, создание новых производств, кардинальное обновление научно-исследовательской базы и проведение НИОКР по созданию опережающих конструкций автомобилей и компонентов, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств по выпуску автомобильных компонентов нового поколения должно обеспечить удовлетворение потребности страны в автомобильной технике. При этом добавленная стоимость выпускаемой продукции в основном должна быть произведена на территории Российской Федерации, а экспорт занимать весомую часть в объеме производства. И только реализация поставленных, амбициозных задач интенсивного развития автомобильной промышленности России позволит ей не только выжить, но и перейти от удовлетворения потребностей растущего внутреннего спроса к экспортной экспансии.
4 Доклад заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации А.Дементьева на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, 25 апреля 2008.
5 Доклад заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации А.Дементьева на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, 25 апреля 2008.
6 Доклад заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации А.Дементьева на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, 25 апреля 2008.