М. А. Большаков (Санкт-Петербург)
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В российском обществе наблюдается процесс снижения нравственного уровня не только подрастающего поколения, но и взрослого населения нашей страны. Это самым негативным образом воздействует на экономическое, политическое и социальное состояние нашего общества. Происходит разрушение нравственного стержня, который веками удерживал Россию и препятствовал социальным катаклизмам. Подобное потрясение устоев общества можно сравнить с революционными преобразованиями, которые произошли в России в 1917 году.
Именно сейчас, когда нравственно духовный потенциал нашего общества уже истощен, именно сейчас необходимы шаги, которые бы смогли стабилизировать духовно-нравственное состояние общества и спасти его от окончательного разложения.
Необходимость повышения нравственного и духовного уровня людей и актуальность самой постановки вопроса об этом не осознаны должным образом не только в нашей стране.
В одной из последних моделей Римского клуба (А. Кинг и Б. Шнайдер. «Первая глобальная революция») в качестве основных неотложных задач, стоящих перед современным человечеством, указываются: демографическая, экологиче-
ская, продовольственная и энергетическая. О том, что ни одна из них не может получить сколько-нибудь удовлетворительного решения без повышения в обществе уровня нравственности и духовности человека, не упоминается совсем.
Некоторые авторы поднимают вопрос о нравственности, но при этом вместо конкретного анализа проблемы ограничиваются лишь общими и формальными лозунгами о поисках новых принципов,
вместо того, чтобы обратиться к простым, но вечным истинам, к сожалению, забытым. Более того, следует вспомнить, что специально придуманные нормы морали для регулирования социальных отношений в различные исторические эпохи доказали свою несостоятельность. Конкретная методика обучения и воспитания, которой, в частности, занимается социальная педагогика, несомненно, зависит от социального устройства общества. Но конечная цель нравственного и духовного воспитания, безусловно, является абсолютной и объективной истиной. Очень грустно сознавать, что ни одно из многочисленных политических движений, активно действующих в нашей стране, не ставит в числе своих основных целей повышение нравственного и духовного уровней населения, не разрабатывает конкретную программу осуществления этого.
Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к осознанию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для нормального стабильного развития государства.
Стремление к достаточно высокому морально-нравственному уровню общества особенно необходимо нам в настоящее время, когда безнравственность стала нормой жизни для «сильных мира сего» и насаждается в качестве некой модели нормального состояния личности в современном обществе.
Никогда Россия еще не была на грани демографического и этнического кризисов, в которых она оказалась ныне в результате проводимых в ней реформ. Нам
попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну.
В качестве одного из наиболее очевидных следствий безнравственного состояния нашего общества можно назвать падение рождаемости и рост смертность людей: за последние 10 лет в России рождается почти в два раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. Увеличивается также детская смертность.
Еще одна проблема состоит в физическом вырождении населения России, т.е. его этнической деградации. В частности, увеличивается процент детей с недостатками в развитии и здоровье.
К этому следует добавить стремительное распространение в стране пьянства и алкоголизма, что является нашим национальным бедствием. По данным прессы, Россия по потреблению алкоголя на душу населения вышла на первое место в мире, опередив признанного лидера - Францию, которая, начиная с середины 60-х годов, медленно, но непрерывно снижает потребление спиртного. Это наше количественное превосходство над Францией усугубляется низким качеством употребляемых алкогольных напитков, значительным преобладанием низкопробной водки над вином. Рост алкоголизма и пьянства в России отрицательно влияет на многие стороны жизни: наряду с общим ростом смертности населения увеличивается процент смертности от отравления алкогольными напитками. К
1996 году от отравления поддельной водкой гибло ежегодно в два раз больше людей, чем за девять лет афганской войны. При общем сокращении рождаемости в стране в результате алкоголизма родителей чаще рождаются физически и умственно неполноценные дети; ухудшается криминальная обстановка.
В XX в. весь мир поразило новое бедствие - наркомания. Ныне и в России стремительно увеличивается число употребляющих наркотики, и, что самое страшное, - особенно среди подростков.
В последние десятилетия вновь стали распространяться, казалось бы, уже полностью побежденные инфекционные болезни, такие, как дифтерия, дизентерия,
туберкулез, холера, сифилис и другие. Над страной нависла угроза начала эпидемии СПИДа (а в Калининграде она уже началась).
Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает серьезное беспокойство за судьбу России и населяющих ее народов.
К сожалению, приходится констатировать, что все больше и больше отношения между людьми регулируются личной выгодой, эгоистическими интересами, стремлением к примитивному удовлетворению своих желаний. Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу своей совести, не руководствуются чувством чести, принципами честности и порядочности, что влечет за собой негативные последствия во многих областях жизни.
Падение нравственности отразилось на прочности семейных отношений. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья - опора государства. Все меньше заключается браков, основанных на чувстве любви, духовной близости, и все больше - на основе материальной выгоды или только сексуального влечения друг к другу. Это приводит к росту числа разводов. А когда распадается семья, то от этого больше всего страдают дети: для них разлад между родителями является, как правило, большой душевной драмой, травмирующей их на всю жизнь. К этому добавим, что дошедшая до нас мода на примитивные и беспорядочные сексуальные отношения приобретает опасный массовый характер в среде подростков. Как показал опрос среди московских школьников, многие девочки не видят ничего предосудительного в зарабатывании денег проституцией и готовы заняться ею. В результате так называемой сексуальной революции растет число людей, которым на всю жизнь останется неизвестным чувство настоящей любви. Случайные сексуальные связи являются причинами существенного увеличения числа больных венерическими заболеваниями, и особенно среди подростков. Например, среди них число больных сифилисом за последние 4 года увеличилось в 25 раз.
Крайне развращающе действует на людей засилье теле-, кино- и видеофильмов, смакующих животный секс, насилие и убийства. Большой вред нравственности общества, и в особенности молодого поколения, наносит безудержная пропаганда секса, развернувшаяся в последнее время по всероссийскому телевидению в телефильмах и специальных ток-шоу. Такой пропагандой могут заниматься либо те, кто сознательно стремится развратить и тем самым разложить наше общество, либо духовно бедные люди, не имеющие никакого представления о том, чем являются интимные отношения между любящими друг друга людьми.
Безусловно, с нравственной точки зрения вредны и те компьютерные игры, которые позволяют разрешать игровые ситуации с помощью насилия или даже убийств и тем самым развивают у детей агрессию и жестокость.
Наша история убеждает в том, что никакие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного и благополучного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную нравственную основу. Без такой основы в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок, который только и дает людям настоящую уверенность в их завтрашнем дне, являющуюся непременным условием хорошего эмоционального состояния общества.
В Российской академии наук имеется Координационный совет по гуманитарным и общественным наукам. В докладе «Возрождение России: комплексная научная программа» его председатель академик В.Н. Кудрявцев по поводу духовного возрождения России сказал, что «...на первое место в массовом сознании выдвинулись экономические проблемы, вытеснив политико-идеологическую тематику, которая преобладала в предыдущие годы.
Отсутствие в настоящее время общепринятых с точки зрения морали и права критериев оценки отдельных идеологий ставит под сомнение возможность достижения какого-либо идеологического единства и согласия. Такое положение чревато разрушительными последствиями
для всего общества... Недостаточно изучается нравственное состояние общества, не создана последовательная программа возрождения и обновления духовной культуры российского общества, которая могла бы обеспечить реальное продвижение в этой сфере».
Иногда приходится слышать мнение, что нравственному совершенствованию общества существенно противодействует переход к рыночным отношениям, что успешный бизнес невозможен без нарушения общепринятых норм морали. Этот очень сложный вопрос, безусловно, заслуживает добросовестного исследования.
Из истории нашей страны мы знаем, что русскому купечеству были присущи понятия чести, достоинства и честности, хотя в деловых отношениях бывали и случаи обмана. Известно, что купеческое честное слово котировалось высоко, русские купцы не чуждались голоса своей совести: устный договор у них ценился ничуть не ниже письменного соглашения. В качестве характерного примера можно привести сцену из комедии А.Н. Островского «Лес», в которой актер Несчастливцев укоряет купца Восмибратова, обманувшего помещицу Гурмыжскую на тысячу рублей, говоря: «Честь бесконечна. И ее-то у тебя нет!» Купец ему отвечает: «Нет уж, барин, ты что хочешь говори, а чести не трожь, судиться буду. Как так у меня чести нет?... Уж насчет там чего другого я не хвалюсь, а насчет чести, я вот что скажу, барин: я не человек, я -правило». И возвращает Гурмыжской деньги.
Как подчеркивал Н.А. Бердяев, человечность остается одним из характерных свойств русской души, доминирующим над остальными. Сознание того, что человек выше собственности, определяло раньше русскую социальную мораль (Н.А. Бердяев «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX»).
К сожалению, в настоящее время экономика развивается по другому пути: переход к рыночным отношениям усилил пренебрежение нравственными принципами. Появилось стремление к обогащению на фоне того, что люди часто даже не задумываются над соблюдением каких
бы то ни было моральных норм, и подобные тенденции пронизывают все слои нашего общества, начиная, к сожалению, с органов государственной и местной законодательной и исполнительной власти.
Например, в качестве одного из оправданий проводимой правительством с
1997 г. жилищно-коммунальной реформы говорится, что в развитых западных странах население полностью оплачивает свои квартиры, газ, электричество и другие коммунальные услуги. При этом умалчивается, что на Западе заработная плата в десятки раз выше заработной платы наших госбюджетных служащих (в частности, учителей, врачей, инженеров, преподавателей высших учебных заведений и ученых). Настолько, что после полной оплаты квартиры и коммунальных услуг у них остается достаточно средств на питание, покупку необходимых вещей и ведение нормального, полноценного образа жизни. В своей мотивации этой реформы наше правительство совершенно игнорирует также и то, что цены на продукты, одежду, многие предметы домашнего обихода, наконец, стоимость самих квартир в России часто выше, чем на Западе (даже в абсолютном смысле, и уж тем более относительно заработной платы). А ведь было бы гораздо естественнее, если бы государство прежде, чем стремиться сравняться с Западом по полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг, позаботилось бы сначала поднять его материальное благосостояние.
При всевозможных лицемерных разглагольствованиях о благах для народа законодательная власть, депутаты Государственной думы, избранные этим народом, оказалось, заботятся прежде всего о своих благах. Наряду с этим Государственная дума явно пренебрегает своей основной задачей - разработкой государственного законодательства, направленного на удовлетворение социальных запросов
общества, на оздоровление нравственного состояния, не уделяет должного внимания деятельности тех структур, без четкой работы которых не может нормально существовать и развиваться государство: прокуратуры, судов, органов, обеспечивающих общественный порядок (милиция, ОМОН и т.п.), и социальных служб. Сплошь и рядом нам приходится слышать от представителей судебных и прокурорских органов, что они не имеют возможности бороться с криминалом во многих областях из-за несовершенства современного российского законодательства. Это и означает, что наши депутаты не руководствуются в своей работе нравственными принципами.
Безнравственными по своему характеру были павловская денежная реформа, обман большей части населения ваучерным распределением государственной собственности, обесценивание личных денежных накоплений, введение свободных цен, приведшее к их быстрому росту, существенно опережающему рост заработной платы и т.д. и т.п. Все эти реформы (если в них была насущная необходимость) с точки зрения нравственности следовало бы делать иначе. Например, при росте инфляции и отсутствии в тот момент у государства денег на полную индексацию вкладов в государственный сберегательный банк следовало бы их заморозить, дав обещание населению вернуть все по полной стоимости, когда государство минует кризисную ситуацию.
Лишенная нравственности идеология и основанная на ней деятельность законодательных и исполнительных структур власти в нашей стране по существу не могут не приводить к ухудшению экономического и социального положения.
Обществу необходима государственная национальная приоритетная программа, реально направленная на решение нравственных проблем.