НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Морально-нравственный аспект
национальной безопасности
Биляк С.А. *
со
OI
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о
т ф
VO >s
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
л *
< s
I
н
о ф
со
Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества...
Концепция национальной безопасности Российской Федерации
The purpose ofpresent article to consider how the choice of liberal economic model жизнеустройства has affected change of public morals, and last — on other parties of a life making concept of national safety.
Мораль и нравственность являются важнейшими этическими категориями, то есть категориями, предполагающими оценку поступков людей с позиций добра или зла. Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки.
Мораль можно рассматривать как внешние установки общества, выраженные совокупностью правил поведения, выработанных обществом и регламентирую -щих человеческие взаимоотношения на уровне общественного мнения. Например, Моральный кодекс строителей коммунизма, 12 принципов которого вобрали в себя основные евангельские заповеди общинной жизни. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, Церковь и т.д.).
Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения и представляет собой совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, влияющих на их деятельность во всех сферах жизни, включая труд, быт, отношение к окружающей среде и др. Все эти принципы и нормы поведения, составляющие нравственный облик, формируются в каждом человеке на протяжении всей его жизни под воздействием моральных норм общества, воспитания в семье в соответствии с существующими в ней традициями взаимоотношений, а также вне семьи во взаимоотношениях с другими людьми в процессе жизнедеятельности. Нравственный облик человека может изменяться под воздействием нравствен-
ных идеалов, предоставляемых литературой, искусством и религией. Важным фактором, влияющим на нравственный облик человека, является его совесть. Влияние этого фактора тем сильнее, чем бережнее человек относится к своей совести, не заглушая ее голоса дурными поступками, совершаемыми вопреки голосу совести.
Нравственные облики отдельных граждан составляют общественную нравственность, или нравственность в широком смысле, как особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. В отличие от морали — довольно стабильной совокупности правил поведения в обществе, общественная нравственность более динамична и изменчива под воздействием изменяющихся условий жизни.
Цель настоящей статьи рассмотреть, как выбор либеральной экономической модели жизнеустройства повлиял на изменение общественной нравственности, а последняя — на другие стороны жизни, составляющие понятие национальной безопасности. При этом следует учитывать следующие моменты:
> внедряемая в России модель находилась на Западе в состоянии бурных трансформационных изменений, именуемых переходом к постиндустриальному обществу и оказывающих сильное влияние на нравственное состояние западного общества;
> либеральные реформы в России осуществляются на фоне глобальной интеграции человечества, формирования единого духовного и экономического мирового пространства.
Главный научный сотрудник Центра финансовых исследований Института экономики РАН.
Либеральная экономическая модель
В начале 90-х гг. правительство России провозгласило курс на либеральные реформы, причем на всех возможных уровнях. В результате реформ была предпринята попытка сменить тип хозяйства всей страны — перейти от хозяйства ради удовлетворения потребностей к хозяйству ради получения прибыли. Следует отметить, что подобная смена типа хозяйства несет в себе потенциал нравственного разрушения. Одним из ключевых участников либеральных реформ, изменивших экономическую систему в России, был Егор Гайдар, под руководством которого была осуществлена либерализация цен и начат процесс приватизации.
В результате либерализации цен потребительские цены в 1992 г. выросли в 26 раз, реальные располагаемые денежные доходы населения снизились почти в 2 раза, в следствие чего у трети населения России доходы оказались ниже прожиточного минимума.
В результате гиперинфляции полностью обесценились денежные вклады населения, составлявшие более 100 млрд руб., что было воспринято как прямой грабеж со стороны государства. Гиперинфляция также ликвидировала оборотные средства предприятий, которые государство даже не пыталось восполнить, вследствие чего возникла многолетняя проблема неплатежей.
Гиперинфляция была подавлена к середине 1990-х гг. сокращением денежной эмиссии, которое в конечном итоге привело к демонетизации российской экономики, обескровив ее до размеров примерно 10 % от объема ВВП страны, что многократно меньше того, что имеет место в промышленно развитых странах мира (80—100 % и более от объема ВВП), а это, в свою очередь, привело к резкому падению производства и снижению доходов у основной части населения страны.
Страна оказалась в глубоком системном кризисе. К середине 90-х гг. провал экономической реформы в России был очевиден. Не оправдалось предположение реформаторов, что частная собственность всегда эффективней государственной, независимо от способов приватизации и от того, на каких условиях и в чьи руки эта собственность попадет. Не оправдалось также предположение реформаторов и о том, что не сформировавшийся рынок, находящийся в состоянии системных трансформаций, сохранит способность к саморегулированию и сможет гармонично выстроить отпущенные на свободу цены без вмешательства государства.
Беспристрастная и объективная картина итогов реформирования российской экономики с 1991 по 2001 г. дана в работе1 на основе официальных статистических данных о динамике почти 300 показателей состояния хозяйства страны и отдельных его отраслей, благосостояния и качества жизни населения.
Весьма пессимистическую оценку экономическим реформам в России дает нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиг-лиц: «Россия обрела самое худшее из всех возможных состояний общества — колоссальный упадок, сопровождаемый столь же огромным ростом неравенства. И прогноз на будущее мрачен: крайнее неравенство препятствует росту»
2
Идеология либерализма
Главная мировоззренческая ложь либеральных реформ состоит в том, что прививаемая русскому народу идеология либерализма имеет нетрадиционное религиозное происхождение — протестантизм в крайнем американизированном варианте с его рационализмом, жесткостью, индивидуализмом, с его определенной доктринарной свободой, но при этом большой экономической сжатостью. Искусственное наложение этой чужеродной религиозной матрицы на российское самосознание, основанное на православии, коллективизме, иной трудовой этике, отличном от западного менталитете и многом другом, и создает тот мучительный общественно-политический, социально-экономический и культурно-исторический диссонанс, от которого страдает российское общество и который обусловил провал навязанной Западом экономической реформы. Кроме того, следует иметь в виду, что к началу проведения в России реформ по западному образцу сам Запад находился в состоянии упадка, что негативно повлияло на нравственное состояние нашего общества. На состояние упадка Запада указывают следующие признаки: замедление темпов роста экономики, значительное уменьшение уровня сбережений, истощение потока инвестиций, низкий показатель роста населения, постоянный рост расходов на индивидуальное потребление, гедонистические тенденции в ущерб трудовой этике. Причины начавшегося упадка Запада социологи связывают с ослаблением семейных связей, ростом количества разводов и количества семей с единственным родителем, ранним сексуальным опытом, ослаблением природного трудолюбия, распространением антисоциального и криминального поведения,
00 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CO
Ol
z •
о о
CJ
о о о
Q.
et
CQ
s н
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
наркомании, разгула насилия, с падением авторитета образования, престижа ученых и преподавателей.
Вместе с либеральными реформами с Запада к нам пришли гедонистическая мораль, культ потребления, эгоцентризм, раскрепощение нравов, сексуальная революция и прочие его упадочные «достижения» второй половины XX столетия. Через СМИ и Интернет у нас стал насаждаться принятый главным образом западным миром и возведенный в ранг «общечеловеческих ценностей» взгляд на смысл жизни в росте ее качества. Под качеством жизни здесь в первую очередь понимаются качество и ассортимент потребляемых товаров и услуг, рост их объемов, а также наличие не поддающихся оценке в реальной жизни всяческих прав, свобод и прочих ценностей либерального общества.
Культ потребления порождает культ денег, когда для человека важным становится не само дело, а деньги, которые он за свою деятельность получает. При этом необходимо, чтобы деньги снова давали деньги. Происходят подмена ценностей и изменение приоритетов. Наверное многие помнят, что в советское время не принято было, поздравляя человека, желать ему много денег, как это зачастую бывает сейчас. Желали обычно успехов в делах, а деньги подразумевались как справедливое вознаграждение за достигнутые успехи. Мне могут возразить, что для рыночной экономики нормально, если предприниматель стремится именно к максимизации прибыли, и что усилиями многих таких предпринимателей создается общая выгода. Но общая выгода может, таким образом, создаваться только при определенном уровне нравственного состояния общества в целом и предпринимателей в частности.
Высокий уровень криминализации бизнеса подрывает экономическую безопасность страны, наносит материальный и моральный ущерб ее гражданам, подрывает их здоровье. Вот что пишет об этом врач-психиатр д.б.н. И.В. Ермакова: «Известно, что фармакологические фирмы получают прибыль на продаже лекарственных препаратов. Таким образом, прибыль этих фирм напрямую зависит от количества больных людей. Может быть, поэтому «не найдены» способы лечения многих серьезных заболеваний? И не найдены ли? Один перуанский врач разработал способ лечения диабета, вылечил себя, своих друзей. Метод запатентовал. Этот патент купила богатая фирма, но с одним условием: никто не имеет право использовать эту разработку в течение
20 лет. Эта фирма выпускала инсулин. На 12-м конгрессе Ассоциации европейских психиатров (2004 г.) центральным докладом было сообщение ученых «О конфликте интересов в психиатрии». Суть этого доклада состояла в том, что в психиатрии вторичные интересы (финансовые интересы, политика, поддержка родственников и друзей) преобладают над первичными (здоровье пациентов, обучение студентов, прогресс науки). И это не только в психиатрии, а практически во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, науке, политике, экологии, медицине и др. Наука во многих странах мира тоже превратилась в бизнес: она «работает» на того, кто больше платит, независимо от конечной цели» 3. К этому можно добавить, что в аптечном бизнесе доля поддельных лекарств достигает 50 %. В криминализированном бизнесе невозможна свободная конкуренция. В такой среде наиболее конкурентоспособными оказываются агрессивные и малообразованные криминальные структуры. Именно в их руках концентрируются основные денежные потоки, создавая угрозу национальной безопасности.
На Западе продолжается процесс виртуализации экономики, то есть рост доли услуг в ВВП и сокращение доли промышленного сектора. Так, в 2008 г. в США услуги составляли 79,6 % ВВП, и более половины из них приходилось на финансовые услуги. Сокращение доли промышленного сектора в странах «большой семерки» ^7) происходило путем вывода его западными элитами под предлогом постиндустриализации в азиатские страны с недорогой рабочей силой с целью максимизации своей прибыли. Это привело к деградации общества на самом Западе, к потере массы качественных, требующих квалифицированного труда рабочих мест, а значит, и к потере бюджетных доходов при соответствующем росте доходов корпораций. Ясно, что за этим последует и деградация науки, питаемой реальным производством, и образования. Место производительной экономики заняла экономика финансовых «услуг», а попросту — пустых спекуляций или делания денег вместо реального дела. Аналогичные процессы идут и в России, с той только разницей, что рост доли услуг в ВВП (в 2008 г. — 56,3 %) сопровождался не выводом промышленного сектора в другие страны, а его деградацией и разрушением.
Все это повлекло разрушение здоровой трудовой морали. Лозунг «Слава тру-
ду» сменился лозунгом «Хватит работать — пора зарабатывать». В духе последнего лозунга многие, и в первую очередь молодежь, стараются устроить свое благополучие. Деятельность не создающая необходимых и полезных для общества благ (материальных, духовных и пр.), ведущая к бесполезной растрате трудовых ресурсов, безнравственна и нравственно развращает занимающихся такой деятельностью. И, напротив, сознание того, что человек трудится на благо обществу, наполняет жизнь труженика высоким смыслом, духовно облагораживает, раскрывает его творческие возможности для работы с полной отдачей.
Кроме того, человек не должен заниматься только виртуальными вещами, он должен хотя бы иногда делать что-нибудь собственными руками, пусть на личном дачном участке, и привлекать к этому своих детей. Очень важно трудовое воспитание в школе, это формирует правильное отношение к потребляемым материальным благам.
Для нормального развития либеральной экономики, нацеленной на максимизацию прибыли, требуется постоянный рост потребления, стимулируемый рекламой, формированием соответствующего менталитета членов общества «массового потребления», игрой на низменных чувствах человека (возлюби себя, ты этого достоин, ты есть то, что на тебе надето, и т.д.), низводящих его к скотскому состоянию с
неутолимой жаждой «хлеба и зрелищ». Все это ведет к бесполезной, а порой и вредной для общества растрате материальных и трудовых ресурсов. Необходимость постоянного стимулирования потребления для нормального развития либеральной экономики в условиях роста населения Земли, ограничения природных ресурсов и экологических ограничений не дает человечеству шансов для выживания.
Выводы
Либеральная экономика, нацеленная на максимизацию прибыли, лишена будущего. Ей должна прийти на смену экономика, нацеленная на удовлетворение разумных потребностей общества, то есть потребностей демографически обусловленных, биосферно допустимых, предсказуемых на многие десятилетия вперед на основе биологии человека и традиций культуры. Ясно, что такая экономика должна иметь плановое начало (не исключая действия рыночных механизмов) и опираться на сформированную в обществе на нравственной основе соответствующую культуру потребления.
Демографическая безопасность
Обращаясь к данным о естественном движении населения России (см. табл.), можно сделать вывод, что в 90-е гг. в ходе реформ происходила демографическая катастрофа.
Таблица
Естественное движение населения РФ (тыс. человек)
Годы Родившиеся Умершие Естественный прирост, убыль (-)
1992 1587,6 1807,4 -219,8
1994 1408,2 2301,4 -893,2
1995 1363,8 2203,8 -840, 0
1996 1304,6 2082,2 -777,6
1997 1259,9 2015,8 -755,9
1998 1283,3 1988,7 -705,4
1999 1214,7 2144,3 -929,6
2000 1266,8 2225,3 -958,5
2001 1311,6 2254,9 -943,3
2002 1397,0 2332,3 -935,3
2003 1477,3 2365,8 -888,5
2004 1502,5 2295,4 -792,9
2005 1457,4 2303,9 -846,5
2006 1479,6 2166,7 -687,1
2007 1610,1 2080,4 -470,3
2008 1713,9 2075,9 -362,0
2009 1764,2 2013,6 -249,4
со 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
Я <
I I-
О ф
со
Данные табл.1 взяты из сборника Росстата «Россия в цифрах», 2010 г. С. 84.
График. Рождаемость и смертность в РСФСР и РФ (на 1 тыс. населения).
со
Ol
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о m ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
Падение рождаемости и рост смертности, совпавшие по времени (см. график) с ликвидацией СССР и сменой общественного строя, происшедшего в ходе реформ, свидетельствуют о том, что именно социальные катаклизмы явились главной причиной демографической катастрофы. За 1994—2009 гг. естественная убыль населения России (убыль за счет превышения смертности над рождаемостью) составила более 12 млн человек. Пик убыли населения пришелся на 2000 г. — 958,5 тыс. человек, а пик смертности на 2003 г. — 2365,8 тыс. человек.
График очень красноречив. Некоторые авторы называют его «Российский крест». Ниже я хотел бы остановиться на морально-нравственных причинах, породивших «Российский крест», не отвергая, конечно, и других причин.
Высокая смертность
Либеральная модель реформы, протестантская по духу, совершенно чужда менталитету русского человека, воспитанного в духе патернализма. Чуждый индивидуализму, он жил в стране как в большой семье, в которой хозяин — генеральный секретарь, который все организует, а от человека требуется добросовестный труд, дающий почет и уважение. Сознание того, что работа его нужна стране, строящей новую жизнь и прокладывающей путь к счастью для всего человечества, наполняло жизнь смыслом и целью. Ежедневные новости несли человеку ин-
формацию о росте промышленности, научного и военного потенциала страны, давали уверенность в завтрашнем дне и повод гордиться своей страной.
И вот все рухнуло. Закрылось предприятие, на котором человек надеялся доработать до пенсии, которое давало ему не только рабочее место, но и обеспечивало его быт (лечение, отдых, досуг) и обогревало его дом. Человек предоставлен самому себе и полностью свободен от любимого дела, от заработной платы и от обязательств государства по его трудоустройству.
Это настоящий шок для человека (предусмотренный, возможно, шоковой терапией), который усиливается наблюдением повсеместного запустения, вопиющей несправедливости, ростом криминализации и коррумпированности общества, валом негатива по всем телевизионным каналам: убили, взорвалось, сгорело, рухнуло и т.д. В метро и в наземном транспорте человека ежедневно предупреждают, что он может подвергнуться атаке террористов. Академик Д.С. Львов считает, что «две трети причин смертности в России кроются не в экономике, заявляю это как экономист, а в социально-психологической сфере» 4.
Низкая рождаемость
Низкую рождаемость нельзя объяснить одним лишь ухудшением материального положения подавляющего числа граждан. Здесь важнее морально-нравственные факторы. Действительно, достаточно вспомнить
высокую рождаемость в послевоенные годы (26,7 человека на 1 тыс. населения в 1950 г.), несмотря на то что уровень жизни в стране, лежащей в руинах, был очень низким. Это объясняется тем, что народ-победитель находился в состоянии морального подъема и духовного обновления. Многие фронтовики возвращались домой с чувством, что теперь жизнь будет совершенно другой, намного лучшей. Они это чувствовали потому, что возвращались духовно обновленными. Готовность душу свою положить за Родину, за своих товарищей убила в них эгоизм, сплотила их в единую семью. В таком морально-нравственном состоянии народ не победим, ему по плечу преодолеть любые трудности. Не зря ветераны, оглядываясь на прожитую жизнь, говорили, что ничего значимее фронтовых лет в их жизни не было.
Сейчас в народе идут похожие процессы, но со знаком минус. То есть растут эгоизм, индивидуализм, себялюбие, стремление к удовольствиям, неспособность к жертвенности ради других, безразличие ко всему, происходящему вокруг, если это прямо не касается себя любимого. Именно это способствует разрушению института семьи и брака и — как следствие — сокращению рождаемости. Многие вообще не хотят создавать семью или, вступая в брак, ищут в нем только удовольствия, но, столкнувшись с трудностями, разводятся. Другие, вступая в брак, не хотят иметь детей, хотят пожить в свое удовольствие. Это уже и не семья, а партнеры по сексу, партнерство которых закреплено брачным договором и продолжается до тех пор, пока у супругов существует физиологическое влечение друг к другу, которое многие и считают любовью. Настоящая любовь жертвенная: «Нет больше любви той, как если кто положит душу за друзей своих» 5; «Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим» 6.
На разрушение семьи нацелены насаждаемые в мире феминизм и ювеналь-ная юстиция.
Феминизм под видом «раскрепощения» женщины лишает ее счастья материнства, роли хранительницы домашнего очага и уюта, дающей душе мир и по-
кой. И все это преподносится как закономерные и прогрессивные плоды развития постиндустриального общества. «С переходом к постиндустриальному обществу меняется и семья...»7.
Хорошо, если умная женщина поймет, что не о ней пекутся насадители идеи феминизма, а о снижении рождаемости на Земле, о разрушении семьи, составляющей основу крепости национального государства, стоящего на пути глобализма.
Провозглашая принцип «приоритетности прав ребенка» ювенальная юстиция разрушает семьи путем настраивания детей против родителей, подменяя любовь в семье правовыми нормами.
Легко видеть, что призыв отказаться от «репрессивного подхода» (помещение несовершеннолетних преступников в колонии и тюрьмы) продиктован отнюдь не заботой насадителей ювенальной юстиции о детях. В «ювенальных» странах преступный мир давно уже отработал практику совершения криминальных действий руками ненаказуемых детей. Да и среди детей не будет сдерживающего фактора от насилия старших над младшими, сильных над слабыми.
Выводы.
Тяжелое морально-психологическое состояние общества, неуверенность в завтрашнем дне, невидение смысла и цели в жизни (моральная подавленность) являются основной причиной естественной убыли населения России.
Исправление создавшегося положения дел необходимо начать с восстановления доверия народа к властям. Для этого власти должны хотя бы начать исправление вопиющих несправедливостей, сделать хотя бы первые шаги на пути подавления криминала и коррупции. Затем должна быть сформулирована общая мобилизующая общество задача, в решении которой каждый член общества видит свое место. Усилия средств массовой информации, литературы, искусства и Церкви должны быть направлены на нравственное возрождение, пропаганду патриотизма и коллективизма, на взращивание чувства единого народа.
Литература и примечания
1. Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А., Глазьев С.Ю. Белая книга. Экономические реформы в России 1991— 2001. М.: Алгоритм, 2002.
2. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.
3. Ермакова И.В. Куда зовет доминанта // Красная звезда. 2005. 7 июля.
4. Львов Д.С. Духовно-нравственные ценности современного российского общества. Стенограмма совместного заседания ученого совета Института социально-политических исследований РАН и Академии социальных и гуманитарных наук 26 апреля 2002 г. // [Электронный ресурс]: http://www.ispr.ru/Confer/confer4.html.
5. Евангелие от Иоанна. Гл. 15, стих 13.
6. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. С.191.
7. Семья в постиндустриальном обществе: новый тип семейных отношений? // [Электронный ресурс]: (http://truemoral.ru/family.php#post).
СО
Ol
Z •
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со