ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
УДК 159.9:316.6
Севастьянова Ульяна Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОБЛЕМА МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ
(ДЕД - ОТЕЦ - СЫН)*
В статье представлен теоретический обзор исследований межпоколенной связи и наследования. Дается историческое описание отношений между тремя поколениями по мужской линии (дед — отец — сын). Представлены предварительные результаты исследования особенностей межпоколенного отношения (связи) в трех поколениях дед — отец — сын.
Ключевые слова: межпоколенная связь, межпоколенное наследование, преемственность поколений по мужской линии.
Одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных норм и ценностей межпоколенных отношений, воплощенных в обычаи и традиции.
Проблема преемственности в межпоколенной связи неотделима от общего понятия отношения поколений, и может быть решена только в данном контексте. Функция смены поколений в истории как раз и состоит в преемственности, или наследовании, которая должна быть непрерывной. В то же время наследование как исторический процесс должен включать в себя как передачу традиции, так и инновации.
В Западном мире проблема преемственности приобрела актуальность в конце 60-70 гг. XX века в связи с подъемом молодежного и студенческого движения. В это время возникают термины «Конфликт поколений», «Кризис поколений». Появляется много исследований, в центре внимания которых были данные термины, но по-разному трактовалась сущность этих явлений. Так, американский социолог Л. Фойер считал, что «конфликт поколений» является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба. Их ошибочность становится явной в 80-90-е годы XX в. Но проблема преемственности не теряет своей актуальности. Интеграционные процессы в Европе, массовая миграция людей из Азии и Африки в Европу, ломают сложившиеся традиции и стереотипы поведения, нарушают процессы наследования [11].
Классическая концепция преемственности поколений часто оказывается проблемой молодежи как субъекта особой субкультуры. В ней проблема наследования не решается, а рассматривается противостояние юношей и праотцов. Проблема взаимопонимания «отцов» и «детей» никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспи-
тано одно поколение, будет противоположной, и покажется иной и непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл.
Например, многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства (З. Фрейд, 1917; К.Г. Юнг, 1991).
Если говорить преимущественно о России, то специфика межпоколенных конфликтов сводится к следующим показателям:
- обесценивание старости в глазах молодого поколения;
- поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
- вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
- дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей [12].
Также большинство исследований посвящены частным и узким значениям (например, возрастным категориям кризиса поколений, этнический, философский аспекты конфликта поколений). Поэтому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений. Стоит выделить проблемы, которые являются универсальными и доминирующими во всех странах:
- преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
- приобщение к семейным и к общественно-значимым ценностям (образование, здоровый образ жизни);
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект №13-06-00582).
- степень зависимости и ответственности между поколениями;
- государственная политика по отношению к разным поколениям;
- соотношение традиций и социальных инноваций в обществе [12].
Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны «отцов» к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.
Общечеловеческую характеристику взаимодействия поколений дает М. Мид [7]. В истории человечества М. Мид выделяет три типа культуры межпоколенных отношений:
- постфигуративные, в них дети учатся у своих предков;
- кофигуративные, дети и взрослые учатся у своих сверстников;
- префигуративные, взрослые учатся у своих детей.
Постфигуративные культуры больше свойственны традиционным обществам и ориентируются в своем развитии на прошлое. Информация от поколения к поколению передается бессознательным путем. В таких культурах в отношениях между поколениями тоже встречаются конфликты. С точки зрения М. Мид это находит отражение в инициа-циях (ритуалах перехода). Запреты и ритуалы нейтрализуют поколенные конфликты. Постфигуративная культура зависит от реального присутствия в ней трех поколений. Сохранение культуры зависит от установок старшего поколения и от того, как они передали ее молодым.
Кофигуративные культуры, характеризуются доминирующей моделью поведения сверстников. Влияние родителей уравновешивается влиянием сверстников. Кофигурация начинается там, где начинается кризис постфигуративной системы. Это явление, больше свойственно индустриальным, высоко урбанизированным обществам, в которых обеспеченные или очень бедные люди отделяют себя от престарелых, предоставляя им для жительства специальные дома. С физическим удалением поколения дедушек и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на одно поколение, а значит, его связи с прошлым ослабевают.
Префигуративные культуры ориентируются на будущее и отражают время, в котором мы живем. Дети стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять с помощью осуществления изменений в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, которая несет в себе постфигуративные элементы [7].
Концепция М. Мид предполагает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. Молодежь по-своему интерпретирует сложившиеся современные ситуации и культурное наследство и этим оказывает сильное влияние на старшее поколение. Однако, какие бы новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны, по мнению И. Кона на опыте прошлых поколений и на определенной культурной традиции [6].
Таким образом, проблема межпоколенной связи и межпоколенного наследования является актуальной для современной психологической науки, что обусловлено рядом факторов: отсутствием четкого понятийного аппарата в данном предметном поле, необходимостью изучения психологических и социально-психологических механизмов функционирования межпоколенной связи и наследования в семье.
Межпоколенная связь, как процесс, предполагает передачу опыта одного поколения и принятие этого опыта другим поколением. Здесь следует отметить, что межпоколенная связь, являясь показателем соединенности, общности разных поколений, предполагает передачу и прием опыта как в направлении от предков к потомкам, так и от потомков к предкам. (М.В. Сапоровская) [8].
Итак, межпоколенное воспроизводство предполагает воссоздание, повторение потомками опыта предков. В данном контексте понятие «опыт» мы используем в его широком значении, как любые явления и события, которые пережил человек; его знания, полученные от участия в этих событиях и отражения явлений; общее количество знаний [5].
Наиболее ранним и значимым опытом, который получает человек на своем жизненном пути, является опыт, связанный с материнским отношением к нему. Известно, что уже в период пренатального развития плод способен запоминать не только сенсорную информацию, но и сведения эмоционального характера, обусловленные качеством эмоциональной связи, которая существует между матерью и ребенком. Так, например, длительные негативные переживания матери, ее стрессовое состояние в период беременности передается плоду через гормоны стресса катехоламины. После рождения, в последующие периоды онтогенеза, такие дети демонстрируют низкий уровень стрессоустойчивос-ти и трудности в процессе социальной адаптации к изменяющимся внешним условиям [14].
Рассмотрим исторический аспект отношений между тремя поколениями по мужской линии (дед -отец - сын).
Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Во время господства матриархата отцовская роль понижалась до участия в зачатии [13]. Отношения между матерью и от-
цом либо были конфликтными, либо строились по типу «доминирования-подчинения». Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение. Женщина была выше, власть мужчины - была ограничена. Межпоколенная преемственность прослеживалась только по женской линии.
В эпоху патриархата выделился отцовский (пат-рилинейный) род, состоявший из кровных родственников по отцовской линии с общим родовым названием, верой в единого предка.
Во времена Древней Греции отец обладал властью над детьми, хотя над ним была власть общины, например, отец мог применять физические наказания к детям, афинские законы диктовали продажу сыновей отцами. В Древнем Риме власть отца над детьми проистекала из власти мужа над женой. Он мог отвергать своих детей при рождении или продавать их в рабство; имел право на владение имуществом детей.
С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Церковь утвердила отцовский авторитет в семье, стимулировала отцов проявлять больше ответственности и вовлеченности в воспитание ребенка. Отец стал главным моральным наставником семьи и символическим представителем Бога на земле [3; 14].
После принятия христианства Древней Русью православные каноны оказали существенное влияние на стереотипы восприятия «правильного отца» и отцовства в России. Мужчина (дед, отец) нес ответственность за продолжение рода, обеспеченность, статус семьи, процессы, проходящие в ней, выбор достойных супругов для своих детей, внутрисемейные отношения, организацию хозяйственно-экономической жизни, соблюдение нравственно-этических норм и традиций всеми членами семьи. Именно с этого периода за отцом закрепляются такие социальные роли, как роль кормильца, авторитета, и особенно наставника. Отец должен обеспечивать семью материально, нести ответственность за жену и детей, помогать родителям-старикам. Роль наставника проявлялась в обязанности отца обучать сына мужской профессии, с помощью которой он будет зарабатывать себе на жизнь. Отцы брали с собой сыновней на различные работы в качестве ученика и помощника. Отец в семье - носитель справедливости, пример для подражания, авторитет [9].
В конце XVIII - начале XIX веков мать берет еще больше семейных функций, занимаясь только домом. Отец становится кормильцем, работает для того, чтобы мать занималась детьми. Тогда и появляется концепция материнской любви, о любви отца речи не идет. Девятнадцатый век привнес юридические изменения статуса отца, который потерял свою абсолютную власть. Кроме того, провозгла-
шается незаменимость матери в воспитании детей, появляется теория «материнского инстинкта». Отец постепенно теряет свои функции, так защиту и образование берет на себя государство (дети нужны в первую очередь государству, армии, а не семье). Становится возможным обеспечение семьи женщиной, развивается женское движение.
В конце XIX - начале XX вв., исследователями был зафиксирован криз семьи, авторитарная власть мужчины была потеряна. В Европе начали происходить существенные социальные изменения, которые привели к ослаблению отцовской власти и влияния. За последние 50 лет произошли значительные изменения: отцовская роль снизилась, она претерпевает переоценку или уточнение обществом отцовских функций.
Одним из первых на значимость феномена меж-поколенческой передачи указал М. Боуэн. Он утверждал, что паттерны эмоционального взаимодействия - взаимосвязанные треугольники, слияния и эмоциональные разрывы - переходят от поколения к поколению [1]. Механизм межпоколенной связи следует рассматривать как условие личностного развития потомков.
На основе теоретических данных прослеживается необходимость эмпирического исследования межпоколенного отношения (связи) в трех поколениях дед - отец - сын. Предметом нашего исследования стали типы связей между поколениями дед -отец - сын.
В настоящее время нами осуществляется семей-но-поколенческое исследование с участием трех поколений одной семьи, состоящих в родстве одного пола (дед - отец - сын) с применением следующих методик: FACES-3 (Д. Олсон; адаптация А.Г. Лидерс, Э.Г. Эйдемиллер); Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.Л. Крюковой); Индекс жизненного стиля (Р. Плутчик, Х. Келлерман); Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев).
Выборка составляет три поколения мужчин одной семьи: дед - отец - сын (внук). На данном этапе в исследовании приняли участие 14 семей, 42 человека разного возраста: мужчины старшего поколения, (средний возраст М = 73); мужчины среднего поколения (средний возраст М = 49);юноши (средний возраст М = 19).
В ближайшем будущем будут представлены результаты эмпирического исследования. На сегодняшний день мы имеем возможность представить предварительные результаты.
Для сравнения выборок использовался однофак-торный дисперсионный анализ (ANOVA). Данные показали, что значимые различия по шкалам со-владающего поведения у трех поколений не обнаружены (статистически значимых отличий не выявлено).
Таблица 1
Различия выраженности показателей стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях у трех поколений мужчин (методика Копинг-поведение в стрессовых ситуациях, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой)
^^^^ Группы Показатели Мужчины старшего поколения (деды) n=14 M (SD) Мужчины среднего поколения (отцы) n=14 M (SD) Мужчины младшего поколения (внуки) n=14 M (SD) F Уровень значимости
проблемно- ориентированный копинг 49,00 (7,169) 50,18 (8,388) 52,18 8,796 0,429 0,655
эмоционально-ориентированный копинг 44,45 (4,634) 48, 91 (8,666) 45, 09 (8, 905) 1,089 0,349
копинг, ориентированный на избегание 49, 91 (6,332) 49,82 (10,448) 50,55 (7,828) 0,025 0,976
социальное отвлечение 15,64 (2,942) 16,27 (4,027) 16,36 (3,472) 0,141 0,870
Между представителями всех трех поколений (дед - отец - сын) наибольшее сходство обнаружено в проявлении таких стратегий как проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг, избегание, социальное отвлечение. Наибольшее сходство между тремя поколениями мужчин отмечается в отсутствии у всех групп эмоционально-ориентированногокопинга. Проблемно-ориентированный копинг выражен у среднего и младшего поколения (табл.).
В наших исследованиях, направленных на изучение совладающего (копинг) поведения у разных поколений по мужской линии, мы установили, что проявления родительского опыта совладания присутствует во всех поколениях. В результате трансляции опыта каждое последующее поколение присваивает и воспроизводит образцы копинг-поведе-ния, демонстрируемые в семье старшим поколением. У каждого поколения формируется представление о трудных жизненных ситуациях и их субъективная оценка. Таким образом, опыт предков является фактором личностного развития потомков, что является важнейшим показателем наличия межпоколенной связи. Данные ряда костромских исследований также подчеркивают значимость наследуемости стилей совладающего поведения представителями более младших поколений у старших поколений (Т.В. Гущина, 2005; Н.О. Белорукова, 2005; М.В. Сапоровская, 2002-2010; Е.В. Куфтяк, 2013; М.А. Сизова, 2013) [2; 4; 8; 10].
Показатели взглядов старшего и среднего поколений сходны в оценке таких характеристик как контроль, вовлеченность, принятие риска. Что говорит о переходе личностной характеристики «жизнестойкость» из поколения в поколение.
Таким образом, опыт предков, в котором отражаются произошедшие события и явления, является одним из условий формирования и развития у потомков личностных качеств, которые обеспечивают жизнестойкость, совладание с трудными жизненными ситуациями. Все это может рассматри-
ваться как демонстрация наибольшего сходства между поколениями, что позволяет говорить о передаче опыта в рамках мужской линии.
Библиографический список
1. Боуэн М. О процессах дифференциации Я в родительской семье // Теория семейных систем М. Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. - М.: Когито-центр, 2008.
2. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дис. ...канд. психол. наук. - Кострома, 2005.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи.- СПб.: Питер, 2008.
4. Куфтяк Е.В. Психология семейного совла-дания: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2011. - 46 с.
5. Куфтяк Е.В. Развитие психологии семейного совладания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 3. -С. 139-144.
6. Кон И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. - 2003. - № 4. -С. 17-20.
7. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. - М.: Наука, 1988.
8. Сапоровская М.В. Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте // Психологические исследования: электрон. научн. журн. - 2009. - № 3. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.psystudy.ru.
9. Севастьянова У.Ю. Изучение отцовства в психологии: теоретический обзор // Педагогика и психология: общая и специальная: сб. науч. трудов / отв. ред. Е.В. Куфтяк. - Вып. IV. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - С. 90-97.
10. Сизова М.А. Взаимосвязь межпоколенных отношений и функциональности семьи: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2012.
11. Сизова М.А. Супружеская пара: межпоколенная связь и совладание // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. -Т. 17. - № 3. - С. 191-195.
12. Фильчакова Е.А. Межпоколенческая преемственность: проблема взаимопонимания «отцов и детей»: Материалы конференции «Культура
и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен» 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socio.my 1. ru/load.
13. Barth S. Vaterschaftim Wandel // Sozialmagazin. - 2000. - Heft 1. - P. 14-22.
14. Pleck E. Two dimensions of fatherhood: a history of the good dad - bad dad complex / Lamb M. The role of the father in child development. - New Jersey, 2004. - P. 32-58.