Полученные результаты исследования, позволяющие определять актуальное состояние позитивных мотивационных ожиданий человека не-
обходимо учитывать при проведении консультационной, воспитательной работы, в практике уп равленческой деятельности.
УДК 159.9:316.6
Сизова Мария Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ В СЕМЬЕ
В статье дан обзор исследований межпоколенных связей в семье, рассмотрен трансгенерационный компонент семейной целостности, приведены результаты изучения связей между поколениями в семье, основанная на них типология семей.
Ключевые слова: связь между поколениями, трансгенерационный компонент семейной целостности, нарративная методика, типы преемственности.
Интерес к изучению межпоколенных связей в семье обусловлен, в первую очередь, их неоднозначностью. Во многих психологических исследованиях они рассматривается двояко: с одной стороны, авторы пишут об обострении конфликта между поколениями (Спасибенко, 1995; Вдовина, 2008), отмечают максимальный межпоколенный разрыв (Елютина, 2001), с другой - скрытую ресурсность данных отношений (Крюкова, Петрова, 2006; Куф-тяк, 2009, 2010; Сизова, 2008, 2009; Судьин, 2008).
Большое внимание проблематике связи между поколениями в семье уделяют представители трансгенерационной психотерапии. Рассматривая связь между поколениями в качестве основы оказания помощи семье, они делают акцент на негативном влиянии, которое оказывают предки на потомков: «синдром годовщины» (Шутценбер-гер, 2007), «синдром призрака и склепа» (Абрахам, Терек, 1994), «несоблюдение семейных лояльностей» (Бузормени-Надь, 1973), «патологизирующее семейное наследование» (Эйдемиллер, Юстицис, 1990, 1999, 2007), передача низкого уровня «дифференциации Я» (Боуэн, 2007). В связи с тем, что изучение влияния предков рассматривалось на примере заведомо дисфункциональных семей, позитивный аспект данного явления изучен недостаточно. Результаты исследований, проводимых в последнее время, подчеркивают ре-сурсность сохранности связей с представителями старшего поколения: участие в практике меж-поколенного взаимодействия, повышает уровень готовности к собственным возрастным изменениям у молодежи (Петрова, 2008); межпоколен-ные отношения выступают в качестве социаль-
ного ресурса совладающего поведения (Крюкова, Петрова, 2006), прародители играют большую роль в духовно-нравственном развитии ребенка (Камышева, 2006), взаимоотношения между прародителями и внуками способствуют формированию эмпатии, чувства уверенности в себе (Краснова, 2006), в качестве «основной миссии» прародителей (бабушек) в семье рассматривается «поддержание внутрисемейной гармонии и сохранение целостности семейной ячейки общества» (Судьин, 2008). Рассматривая семью как целостную систему, Е.В. Куфтяк (Куфтяк, 2009), выделяет трансгенерационный компонент семейной целостности включающий процессы, происходящие на протяжении ряда поколений и отношения между ними, т. е. исторические (генетические) особенности системы (Куфтяк, 2009). Компонент выступает основополагающим в семейной целостности.
На наш взгляд, трансгенерационный компонент семейной целостности может рассматриваться, в двух ипостасях: содержания и формы.
Содержание ТГК представлено в трех аспектах: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Рассмотрим их более подробно.
Когнитивный аспект включает в себя:
- семейный миф (семейный феномен, проявляющийся в виде совокупности представлений членов семьи о ней самой. Его основная функция заключается в сокрытии от сознания отвергаемой информации о семье в целом и ее членах);
- семейную историю (понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи на протяжении нескольких поколений);
- семейный сценарий (обусловленные семейной историей, повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия);
- семейные ценности (идеалы, представления о семье и ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами);
- семейные нормы и правила (совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи).
Эмоциональный аспект включает:
- стиль эмоциональных коммуникаций, определяющийся соотношением позитивных и негативных эмоций, критики и похвалы в адрес друг друга, а также наличием или отсутствием запрета на открытое выражение чувств (Эйдемиллер и др., 2007).
Поведенческий:
- паттерны взаимодействия (устойчивые способы поведения членов семьи и постоянно повторяющиеся коммуникативные стереотипы, включающие в себя определенные послания или содержащие определенный смысл для членов семьи);
- традиции и ритуалы (повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл, как правило, являются фактором стабилизации системы, укрепления семьи и редуцирования тревоги ее членов).
Форма трансгенерационного компонента (ТГК) отражает характер связи существующей между поколениями в семье.
Сохранная межпоколенная связь характеризуется передачей и принятием опыта как в направлении от потомков к предкам, так и в направлении от предков к потомкам, т.е. наследованием. Наследование может быть представлено межпо-коленными воспроизводством и межпоколенной преемственностью (Сапоровская, 2010) .
Форма трансгенерационного компонента, характер связи, существующей между поколениями, может варьироваться, быть различным в семьях разных типов.
В рамках данной статьи хотелось бы осветить такой немаловажный аспект, как проблему определения характера связи между поколениями, существующей в семье.
Для изучения характера связи между поколениями наряду с анализом объективных данных, полученных в ходе бесед, наблюдений за семьями, мы использовали проективную методику,
в основу которой положен нарративный принцип. Представители нарративной психологии проводят аналогию между пониманием текста и пониманием человеком самого себя, своего поведения и событий своей жизни. В отечественной психологии опыт использования нарративного подхода в исследованиях осуществлялся В.В. Знаковым при изучении проблематики понимания лжи и правды (Знаков, 2005). Его идеи легли в основу разработанной нами методики.
Методика в нашем варианте включает шесть текстов, в которых отражены различные аспекты конфликтных ситуаций между поколениями. В пяти текстах представлена нарушенная преемственность, в одном - сохранная. После прочтения каждого текста мы задавали респондентам вопросы, с просьбой оценить отношения, существующие между членами данной семьи, и предложить свой вариант решения проблемной ситуации.
Обработка данных осуществлялась с помощью контент-анализа. О сохранности / нарушении преемственности мы судили по следующим параметрам: преемственность в воспитании; преемственность семейных ценностей, сохранность традиций; устойчивость связи между поколениями. Показателем служит и способ решения проблемных ситуаций, предложенных респондентами.
В исследовании приняло участие 55 условно благополучных семей с одним и более ребенком, старший из которых достиг подросткового возраста (общая численность выборки п=110).
По результатам проведения данной методики мы выделили три группы семей: с сохранной межпоколенной связью («сохранная преемственность»), искаженной межпоколенной связью в форме «односторонней передачи» и нарушенной межпоколенной связью («нарушенная преемственность»).
В первую группу (сохранная преемственность) вошли супружеские пары у которых:
- наблюдается преемственность в воспитании. Они заимствуют лучшее из моделей воспитания, предложенных прародителями, но при этом «доносят свою позицию» относительно воспитания детей до бабушек/дедушек. В воспитании детей вырабатываются единые требования, приемлемые как для представителей старшего, так и для представителей младшего поколений. В одних случаях они отстаивают свою позицию, в других уступают прародителям: «родители должны сами воспитывать своих детей, но обязательно при-
слушиваться к своим родителям, к своим бабушкам, перенимать их опыт», «необходимо воспитывать детей в уважении к старшим, а с другой стороны помочь бабушке и правнукам найти общий язык, поделиться своими интересами», «необходимо взаимопонимание и необходимо находить компромиссные решения», «взаимоуважение в семье, а тем более к уже взрослым людям, - это основа отношений»;
- свойственна преемственность семейных ценностей, сохранность традиций. Они бережно относятся к семейным реликвиям, осознают их ценность, значимость, но при этом в трудной жизненной ситуации рассматривают возможность расстаться с ними ради блага семьи: «необходимо сохранить семейные ценности», «... старинные монеты не стоит продавать, это семейная реликвия, память. Вот, если бы у внука были более серьезные проблемы, а не разбитая машина... А сейчас, жертвы - ни к чему. Но в другой ситуации, возможно, были бы оправданы», «... если бы была ситуация от которой зависит жизнь». Они бережно относятся к внутреннему миру представителей старшего поколения, стараются не ранить их, но при этом грамотно отстаивают свою позицию: «предложить бабушке отобрать ряд вещей, которые можно сдать в краеведческий музей, объяснив при этом, что данные вещи могут стать не только достоянием их семьи, но всех людей. Самые дорогие сердцу вещи оставить бабушке, так как для нее это важно»;
- отмечен «оптимальный уровень» устойчивости связи между поколениями. Они с пониманием относятся к представителям старшего поколения в семье, пытаются оценить проблемную ситуацию с их точки зрения: «по-своему, бабушка права. Она всю жизнь прожила в деревне, в городе ей будет тяжело», «переехав в город, бабушка будет тосковать, болеть». Но при этом, решая проблему, учитывают и интересы представителей старшего поколения и свои собственные: «можно договориться с соседями, чтобы они помогали бабушке по хозяйству, почаще заходили поговорить. Или уговорить бабушку жить в городе, хотя бы зимой», «нужно договориться с соседями, чтобы те «присматривали» за бабушкой, а самим приезжать к ней на выходные, навещать, не забывать», «к бабушке переезжать нельзя, нельзя оставлять одних детей и мужа», «нужно содержать
свои семьи, жить ради детей, но надо заботиться и о своих родителях, близких людях»;
- в качестве решений межпоколенных конфликтов ими предложен компромисс. В этих семьях наблюдается «двусторонняя» связь между поколениями: учитываются интересы и старшего и младшего поколений, и те и другие идут на уступки. В сложной жизненной ситуации младшие поколения пользуются советами старших, но решения принимаю самостоятельно: «нужно уметь «договориться» и «слышать» другого человека», «дед должен подсказать другой спо-собрешения проблемы», «спокойно сесть и обсудить ситуацию, найти приемлемое решение проблемы», «уважительно относиться к интересам всех членов семьи», «сесть за «стол переговоров» и решить данную проблему».
В качестве примера семей с данным типом межпоколенной связи может служить семья К.
Семья К.
Общие сведения. Семья состоит из 4-х человек: муж 41 год, жена 41 год, два сына 14 и 12 лет. Оба супруга имеют высшее образование. Дети учатся в школе, успеваемость средняя, занимаются техническим творчеством. Материальное положение семьи хорошее. Семья проживает совместно с отцом жены.
Жена жила самостоятельно в период обучения в ВУЗе.
Муж проживает самостоятельно с 16 лет (поступление в техникум). В настоящее время навещает пожилых родителей и бабушку в отпуск, в выходные дни, часто звонит.
Характер межпоколенных связей в семье. Семья поддерживает тесные связи с представителями старших поколений, у всех членов семьи отмечается высокий интерес к семейной истории: они бережно хранят семейные фотографии, письма, документы представителей старших поколений семьи. В выходные часто собираются все вместе, обсуждают текущие дела, проблемы, прародители рассказывают интересные случаи из «жизни в прежние времена». И супруги и дети прислушиваются к советам деда (отца жены) как в вопросах ведения хозяйства (садоводство, решение технических задач), так и в сфере налаживания отношений с окружающими людьми. Его советы особенно ценны, поскольку он обладает уникальным опытом: детство провел в деревне, где усвоил основы работы с землей, изобретения
приспособлений для облегчения тяжелого крестьянского труда; впоследствии, переехав в город, он не перестал интересоваться этими вопросами, выписывал литературу по данной тематике, работал на приусадебном участке, мастерил что-то. К настоящему моменту у него сформирована собственная система ведения хозяйства, позволяющая при меньших затратах получать более высокие результаты. Несмотря на преклонный возраст, он продолжает интересоваться техникой, дает советы внукам в плане решения тех или иных практических задач. Многолетняя работа на производстве, в большом коллективе, научила его ладить с разными людьми, отстаивать свою точку зрения, беречь и ценить настоящую дружбу. В трудных жизненных ситуациях семья часто прибегает к помощи деда, который либо может дать дельный совет, либо поможет увидеть проблему с другой точки зрения.
С родителями мужа также поддерживаются отношения, но связь менее тесная, поскольку последние проживают в другом населенном пункте. В свободное время (выходные, отпуск, каникулы у детей) семья их навещает, помогает в ведении хозяйства.
Во вторую группу («односторонняя передача») вошли супружеские пары, которым свойственно:
- отсутствие преемственности в воспитании (не осуществляется взаимная передача, усвоение, сохранение и использование материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих и сосуществующих поколений). Они полностью заимствуют модели воспитания, предложенные представителями старшего поколения, при этом не высказывают свою позицию. В воспитании детей главенствуют требования, предложенные прародителями: «родители должны пересмотреть свои взгляды на воспитание детей», «бабушка плохого не пожелает», «бабушка права, а родители нет: «отпустив поводья», далеко пойдут» «бабушка - это здорово, она не может относиться иначе», «бабушка всегда права, она же бабушка»;
- завышение значимости семейных ценностей, реликвий. Даже в трудной жизненной ситуации они не рассматривают возможности расстаться с ними ради блага семьи: «нельзя продавать монеты, это память семьи, память о тех
людях, которые их собирали», «нужно сохранить сервиз в семье любой ценой, а денежные проблемы решить как-то иначе», «внучка хочет решить свои проблемы, сервиз - представляет собой кусок семейной истории, он будет нужен потомкам как память как духовная ценность». Они бережно относятся к внутреннему миру представителей старшего поколения, стараются не ранить их, но при этом утрачивают свою позицию: «жена внука не права. Нельзя выбрасывать вещи. Они дороги бабушке, в них ее жизнь. Надо понять ее, разделить с ней значимость этих вещей, мирясь с бытовыми неудобствами»;
- «высокий уровень» устойчивости связи между поколениями. Они с пониманием относятся к представителям старшего поколения в семье, оценивают проблемную ситуацию с их точки зрения: «бабушка права, она привыкла к родным местам». Но при этом, решая проблему, не учитывают свои интересы: «Внучка правильно поступила, переехав к бабушке. Кто-то должен был принеси жертву. Ее принесла внучка. Хотя мог бы и кто-то еще... », «это долг каждого человека заботиться о ближних, тем более тех, кто воспитывал, растил», «бабушка не смогла бы жить в городе, у внучки не было выбора, это ее долг»;
- разрешать конфликтные ситуации между поколениями только с учетом интересов и мнения старшего поколения (мнение и интересы младшего поколения не рассматриваются): «бабушка любит правнука, и не должна относится к нему строго», «дедушка прав, от продажи монет пользы не было бы», «внуки должны почтительно относится к бабушке, ее возрасту, ее воспоминаниям», «в данной ситуации с внуками и правнуками не согласен, права бабушка».
В качестве примера мы можем привести следующий случай:
Семья Ч.
Общие сведения. Семья состоит из 3-х человек: муж 40 лет, жена 42 года, дочь 13 лет. Муж имеет высшее образование, жена среднее специальное. Дочь учится в школе, успеваемость хорошая. Материальное положение семьи хорошее. Семья проживает с родителями жены. Каждый из супругов до заключения брака проживал совместно с родителями.
Характер межпоколенных связей в семье.
Семья постоянно поддерживает тесные связи
с представителями старших поколений. Прародители являются непререкаемым авторитетом. При решении практически всех вопросов мнение прародителей является решающим, будь то выбор учебного заведения для внучки (общеобразовательная школа или гимназия), или определение цвета обоев при ремонте. Как правило, при решении тех или иных вопросов на семейном совете мнение супругов выслушивается, но не учитывается («.. .у нас больше опыта, мы лучше знаем жизнь, а вы еще можете ошибаться.»). В спорных ситуациях решающим для супругов является мнение их собственных родителей. Если точки зрения на ту или иную проблему родителей мужа и родителей жены оказываются крайне далеки, между супругами возникает конфликт на этой почве. Необходимо отметить, что ни муж, ни жена не пытаются отстоять свою точку зрения перед прародителями, не спорят с ними («.им виднее, необходимо уважать и почитать старших, спор
- проявление неуважения.»). Прародительские семьи почти не общаются друг с другом (встречи на праздники, редкие «дежурные» звонки). В семье практически не наблюдаются межпоколенные конфликты, в отличие от внутрипоколенных.
В третью группу («нарушенная преемственность») вошли супружеские пары, имеющие такие особенности как:
- нарушенная преемственность в воспитании. Они игнорируют, либо активно протестуют против моделей воспитания, предложенных прародителями. В воспитании детей вырабатывают собственные требования, при этом мнение представителей старшего поколения не учитывается: «детей должны воспитывать родители, а гости [приехавшая бабушка] не должны мешать им», «детей должны воспитывать родители. Бабушка должна понять - в воспитании внучки нет ничего предосудительного»;
- нарушенная преемственность семейных ценностей. При возникновении даже небольшой необходимости они с легкостью расстаются с семейными реликвиями: «... важнее будущее внучки, чем семейная реликвия», «дедушка не прав, кто же поможет, если не родные люди?!!» Переживания прародителей при этом не учитываются: «надо жить ради будущего, бабушка должна смириться»;
- «низкий уровень» устойчивости связи между поколениями. Мнение и интересы стар-
шего поколения не учитываются, внимание их душевному состоянию не уделяется: «бабушка не права, она пожила, а у внучки может жизнь не так пойти [если внучка поедет в деревню ухаживать за бабушкой]», «бабушка должна переехать в город, так внукам спокойней будет», «переехав в город, бабушка смирится»;
- в качестве решений межпоколенных конфликтов как самостоятельное решение проблем младшим поколением (бес привлечения прародителей): «можно взять кредит», «можно заработать деньги», «можно отдать ребенка в детский сад».
Примером семьи с нарушенной преемственностью может выступить семья Е.
Семья Е.
Общие сведения. Семья состоит из 4-х человек: муж 42 года, жена 40 год, дочь 13 и сын 15 лет. Оба супруга имеют высшее образование. У всех членов семьи отмечается высокая мотивация достижения: супруги стремятся к материальному благосостоянию. Дети учатся в престижной школе, успеваемость дочери выше средней, сына - средняя. Материальное положение семьи хорошее.
Оба супруга живут самостоятельно, начиная с 17-18 летнего возраста (поступление в ВУЗ). Родителей и прародителей навещают только в отпуск (не каждый год).
Характер межпоколенных связей в семье. К помощи родителей и прародителей семья почти не прибегает, и супруги и дети стараются общаться с ними как можно реже, все возникающие проблемы решают самостоятельно. Помощь престарелым родителям и прародителям практически не оказывают, предоставляя это другим членам семьи (братья, сестры, другие родственники). Интереса к истории семьи нет («.думать надо о будущем, прошлое уже прошло, к чему оберегать его?..»). Общение с родителями и прародителями (приезд к ним в гости и нахождение представителей старших поколений в гостях у семьи), как правило, заканчиваются обострением конфликтных отношений и ссорами, возникающими по самым незначительным поводам. И супруги, и прародители, и дети считают свою точку зрения единственно верной, компромисс воспринимается как ущемление их интересов.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам выделить 3 типа семей в зависи-
мости от характера связи между поколениями:
Тип №1 - семьи с сохранной связью между поколениями («сохранной преемственностью»). В семьях сохранна передача и принятие опыта как в направлении от предков к потомкам, так и от потомков к предкам. В наследовании преобладает осознанный компонент - межпоколен-ная преемственность.
Тип №2 - семьи с искаженной связью между поколениями («односторонней передачей)». Нарушена передача и принятие опыта в направлении от потомков к предкам. В наследовании страдает осознанность.
Тип №3 - семьи с нарушенной связью между поколениями («нарушенной межпоколенной преемственностью»). Наиболее слабо выражен осознанный компонент межпоколенного наследования - преемственность. Передача опыта в направлении от потомков к предкам нарушено в меньшей степени.
Связь между поколениями в семье - феномен сложный для изучения. Косвенно о характере межпоколенной связи в семье, можно судить по фактам из жизни членов семьи, семейной истории. Определенное представление о нем исследователь может получить, анализируя опросники, беседуя по геносоциограмме, осуществляя наблюдение. Но, при этом, и те и другие методы требуют больших временных затрат. Результаты, полученные с их помощью, не могут быть вполне достоверными, поскольку испытуемые в ряде случаев будут давать социально желательные ответы, скрывать или искажать (осознанно или неосознаваемо) «неприглядные», травмирующие факты семейной истории, жизни семьи.
Методика, разработанная нами, позволяет решить сразу несколько важных задач. Во-первых, преодолев сопротивление психологических защит респондента, выяснить действительно существующий характер связи между поколениями в семье. Во-вторых, вариативность, возможность моделирования текстов, составляющих основу методики, делает ее применимой к различным категориям испытуемых. В-третьих, методика является более точным измерительным инструментом, позволяющим выявить не только сохран-
ность/нарушение межпоколенной связи в семье, но и ее характер. В-четвертых, с помощью методики можно оперативно, в сжатые сроки, получить необходимую информацию.
Библиографический список
1. Боуэн М. О процессах дифференциации Я в родительской семье // Теория семейных систем М. Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. - М.: Когито-центр, 2008.
2. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2005.
3. Крюкова Т.Л., ПетроваЕ.А. Семейные ресурсы совладающего поведения: значение прародителей и предков // Психология и практика: Сб. науч. статей / Под ред. Т.Л. Крюковой, С.А. Хазовой. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - С. 12-22.
4. Куфтяк Е.В. Адаптация опросника «Супружеский копинг» // Вестник СПбУ Серия 12 (Социология и Психология). Ч. I. - 2009. - Вып. 3. -С. 246-253.
5. Куфтяк Е.В. Психология семейного совлада-ния: Монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.
6. Куфтяк Е.В., Сизова М.А. Развитие семейного совладания и функциональности семьи: Монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009.
7. Сапоровская М.В. Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте // Психологические исследования. -2010. - №1.
8. Хамитова И.Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - №4.
9. Холмогорова А. Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред. В.И. Слободчикова, В.К. Зарецкого. Вып. 2. - М.: Генезис, 1999.
10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2007.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.