Научная статья на тему 'Проблема метафизики Всеединства В. С. Соловьёва: историко-философский анализ'

Проблема метафизики Всеединства В. С. Соловьёва: историко-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
835
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Всеединство / Абсолют / сущее / единство / множество / бытие / being. / Vseedinstvo / Absolute / real / unity / set

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецова Сюзанна Игоревна

Статья посвящена систематизации оценок философского наследия В.С. Соловьева его учениками и последователями (Е.Н. Трубецким, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским), мыслителями современниками (С.Л. Франком, Н.О. Лосским, А.Ф. Лосевым, В.В. Зеньковским, Н.А. Бердяевым, Л.И Шестовым) и более поздними исследователями (П.П. Гайденко, И.И. Евлампиев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with systematization of values V.S. Solovev’s philosophical heritage by his pupils and followers (E.N. Trubetskoy, S. N. Bulgakov, P. A. Florensky), thinkers contemporaries (S. L. Frank, N. O. Lossky, A.F. Losev, V. V. Zenkovsky, N. A. Berdyaev, L.I Shestov) and the later researchers (P.P. Gaydenko, I.I. Evlampiyev).

Текст научной работы на тему «Проблема метафизики Всеединства В. С. Соловьёва: историко-философский анализ»

Время науки

The Times of Science

Кузнецова Сюзанна Игоревна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. факультет искусств, социальных и гуманитарных наук (магистратура 2 год)

Научный руководитель - к. философ. н. Слобожанин А.В.

ПРОБЛЕМА МЕТАФИЗИКИ ВСЕЕДИНСТВА В.С. СОЛОВЬЁВА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация:

Статья посвящена систематизации оценок философского наследия В.С. Соловьева его учениками и последователями (Е.Н. Трубецким, С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским), мыслителями - современниками (С.Л. Франком, Н.О. Лосским, А.Ф. Лосевым, В.В. Зеньковским, Н.А. Бердяевым, Л.И Шестовым) и более поздними исследователями (П.П. Гайденко, И.И. Евлампиев).

Annotation:

The article deals with systematization of values V.S. Solovev’s philosophical heritage by his pupils and followers (E.N. Trubetskoy, S. N. Bulgakov, P. A. Florensky), thinkers - contemporaries (S. L. Frank, N. O. Lossky, A.F. Losev, V. V. Zenkovsky, N. A. Berdyaev, L.I Shestov) and the later researchers (P.P. Gaydenko, I.I. Evlampiyev).

Ключевые слова:

Всеединство, Абсолют, сущее, единство, множество, бытие.

Keywords:

Vseedinstvo, Absolute, real, unity, set, being.

Б современном мире, основанном на несовпадении идеалов и их столкновениях между собой, конкурентность людей и ценностей становится единственно доступным эквивалентом смысла существования. В этих условиях представляется необходимым возвращение к традиционным ценностным ориентирам. Важным условием этого возвращения является изучение наследия русской философии, в том числе выдающегося мыслителя В.С. Соловьева. Исследователи разных поколений

Kuznetsova S.I.

С.И. Кузнецова

интересовались и интересуются его творчеством, в частности проблемой метафизики Всеединства, позволяющей рассмотреть действительный, изменчивый мир как сложное органическое целое.

Идея Всеединства, тема Единого, становящегося всем, является основной идеей философии В.С. Соловьева. Анализу именно этой темы было посвящено фундаментальное исследование Е.Н. Трубецкого «Миросозерцание Владимира Соловьева», в котором автор рассматривал жизнь и учение выдающегося русского мыслителя. Е.Н. Трубецкой напрямую связывал особенности личности Соловьева и особенности его учения. По мысли Е.Н. Трубецкого, основным достоинством системы Соловьева и в тоже время основным ее спорным моментом является синтез мистического и рационального. Рациональный момент обусловлен влиянием на Соловьева идей видных европейских мыслителей: Б. Спинозы, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф.В.Й. Шеллинга. Мистический момент обусловлен собственными мистическими и софиологическими интуициями В.С. Соловьева. Е.Н. Трубецкой рассматривал метафизику Всеединства как синтез мистического и рационального, попытку перевести христианское откровение на язык отвлеченной философии [1]. Еще одной важной особенностью мышления Соловьева являлось, по мнению Трубецкого, совмещение в собственной метафизике позиций различных мыслителей (в этике И. Канта и А. Шопенгауэра, в теории познания Г. Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля и Ф.В.Й. Шеллинга). Эта особенность создает собственный неповторимый облик метафизики Соловьева, однако является причиной ее скачкообразного характера [1]. Это определяет не всегда успешную полемику Соловьева с западной философией: в «Критике отвлеченных начал» и «Философских началах цельного знания» В.С. Соловьев, например, настаивает на индивидуальном характере идеи каждой вещи и сближает намеченное Платоном учение об идеях с монадологией Г. Лейбница и собственной интерпретацией атомизма (атомы как живые силы). Поэтому Е.Н. Трубецкой выделил еще две особенности мышления В.С. Соловьева:

Время науки

The Times of Science

стремление к наглядности (сближение идей с действительными вещами) и провиденциализм (обусловленность любой абстрактной идеи конечными судьбами мира и человека). Особое внимание Е.Н. Трубецкой уделил учению В.С. Соловьева о Всеединстве (Абсолютном, Безусловном). В системе философа имеет место предполагание абсолютного, с чем связано все существование мира и человека. Цель В.С. Соловьева - свободная теургия синтез Абсолютного и относительного в человеческом творчестве, для чего необходимо понять все как целое с Абсолютным (Всеединое). Это составляет одну из самых сложных концепций мыслителя, поскольку истинно сущее, трансцендентное нашей мысли и жизни должно стать имманентным ей [1]. Поэтому В.С. Соловьев отрицает чистые формы имманентизма (эмпиризм и рационализм) и понимает бытие как соединение первого и второго абсолюта. Первый Абсолют (безусловный), второй становящийся (Все). Эта концепция вызвала много споров, поскольку наличие второго Абсолюта свидетельствует о несовершенстве первого, о неполном различении Бога и мира. Концепция «второго становящегося» Абсолюта есть образец диалектики В.С. Соловьева. В первом Абсолюте второй становящийся Абсолют существует как его другое, через которое первый Абсолют определяется (полагает себя). Это учение помогает мыслителю объяснить происхождение зла и препятствует отождествлению Абсолютного первоначала и мира, Сущего и бытия. Е.Н. Трубецкой в целом положительно оценивал концепцию «двух» Абсолютов, однако считал, что в этом учении В.С. Соловьева есть влияние концепции Ф.В.Й. Шеллинга, то есть имеет место пантеистическое восприятие Бога и мира как сущности и явления. «Второй» абсолют совмещает в конкретном бытии относительно единое (все) и относительно многое (части). По мысли Е.Н. Трубецкого, философ имел в виду прогрессивное развитие (восхождение) второго Абсолюта к первому, в котором нельзя отрицать пантеистические тенденции в целом теистической позиции В.С. Соловьева. Е.Н. Трубецкой считал, что ключевой интенцией творчества мыслителя является интуиция единства во множестве.

Kuznetsova S.I.

С.И. Кузнецова

В целом Е.Н. Трубецкой дал очень высокую оценку метафизике Всеединства, объясняя отдельные терминологические неточности характером и условиями жизни выдающегося русского философа.

С.Н. Булгаков рассмотрел метафизику Всеединства В.С. Соловьева как возможность преодоления мировой разрозненности, а учение о положительном всеединстве воспринимал как форму универсального религиозно-философского синтеза. По мысли С.Н. Булгакова, вера в системе В.С. Соловьева становится элементом теории познания. С.Н. Булгаков, в отличие от Е.Н. Трубецкого, положительно оценивал такие особенности метафизики Соловьева, как спиритуализм, учение о всеобщей одушевленности мировой субстанции и монадологию [2, с. 223].

С.Л. Франк осмыслял творчество В.С. Соловьева как особое видение божественной первоосновы мира. Однако он, как затем и Н.О. Лосский, негативно воспринимал пантеистические элементы метафизики Всеединства (гипостезирование мира в божественное существо) и акцентировал внимание на богочеловечности и эсхатологизме как основных характеристиках творчества философа.

Одним из основных исследователей творчества В.С. Соловьева являлся Н.О. Лосский. Он выделял несколько этапов в творчестве русского мыслителя.

1 период (до 1882 года). Он характеризовался увлечением Соловьева теософией. В это время философ говорил о возможном осуществлении Софии в мире через христианскую теософию, т.е. через познание Бога и его отношения к миру. Основными работами этого периода были: «Чтения о Богочеловечестве» и «Религиозные основы жизни».

2 период (после 1882 г.). Важной особенностью этого периода являлись размышления В.С. Соловьева о преобразовании мира через установление справедливого порядка и государственного устройства. По его мнению,

Время науки

The Times of Science

человечество сможет встать на новую ступень развития только благодаря созданию государства, которое будет осуществлять христианские идеи, т.е. через теократию. Именно в этот период философ пишет такие произведения, как «Великий спор и христианская политика», «История и будущность теократии», «Национальный вопрос в России», «La Russie et l’Eglise Universelle» («Россия и Вселенская Церковь»).

3 период (приблизительно с 1890 г.). В это время философ был поглощен теургией, т.е. мистическим искусством, «создающим новую жизнь согласно божественной истине» [3, с.449-507]. Свободная теургия - один из главных феноменов и двигателей грядущего положительного всеединства, реализизации идеального социо-космического единства на основе сознательного высшего объединения внутренне самостоятельных и самодостаточных элементов творческой сферы.

Анализируя учение Вл. Соловьева, Н.О. Лосский отмечал, что попытки человека избежать «субъективного отношения к объекту в опыте и мышлении» не заканчиваются успехом, ибо он не может воспринимать объект познания независимо от своего мышления [3, с. 449-507]. Автор заключил, что ни рационализм, ни эмпиризм, согласно концепции В.С. Соловьева, не способны приблизить человека к истине, поскольку она представляет собой «сущее», а оно есть все. Следуя такой логике, истина является всем, однако каждый отдельный элемент, будучи не всем, но «со всем и во всем», является не истиной. Из этого прямо следует то, что «все есть истина в своем единстве», выражающаяся в «трех предметах: сущее, единое и все» [3, с.449-507]. Обладая конкретностью, истина принадлежит « самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам» [3, с. 449-507].

Поскольку познание истины предполагает выход человека из своего «субъективного мышления в область единства, абсолюта», Н.О. Лосский заключал, что истинное знание согласно Соловьеву достигается не эмпирическим или рациональным методом, а в соединении этих двух

Kuznetsova S.I.

С.И. Кузнецова

методов с мистическим познанием [3, с.449-507].

Абсолютное предстает как «ничто и все, поскольку оно не есть что-нибудь, и всё, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь» [3, с. 449507]. Особенностью Абсолютного является то, что любое существование по отношению к нему рассматривается как «его другое». Если бы это последнее им отвергалось, то абсолютное в таком случае приобретало бы границы и сделалось ограниченным. Таким образом, Н.О. Лосский заключал, что оно есть «единство себя и своего отрицания» [3, с. 449-507]. Из этого следует двойственность абсолютного, заключающаяся в существовании абсолютного начала самого в себе, которое выше бытия, и характеризующаяся как «положительная потенция существа» и «отсутствия существования», стремление к нему, которое представляет «отрицательную непосредственную потенцию» или первую материю [3, с. 449-507].

Следует отметить взаимосвязь этих двух «полюсов» абсолютного начала. Первая материя всегда имеет невидимую связь с абсолютным. Именно поэтому множественный мир неразрывно связан со всеединством. Н.О. Лосский указывал на это, говоря о том, что «каждое существо есть сила, т.е. самостоятельный центр деятельности, а с другой стороны - носитель идеи божественного всеединства» [3, с. 449-507].

Таким образом, человек наделен индивидуальным характером, но и разумной целью деятельности. Н.О. Лосский писал, что, по мнению В.С. Соловьева, человек способен достичь полноты бытия путем «взаимопроникновения всех живых существ, объединенных любовью друг к другу и Богу» [3, с. 449-507]. Именно любовь мыслится как соединяющее звено, благодаря которому мир может обрести единство. Это всеединство мир может достичь в становлении, а Бог, таким образом, есть «абсолютное сущее».

В.В. Зеньковский в работе «История русской философии» определил понятие «цельной жизни» как основное в философии В.С. Соловьева. Автор

Время науки

The Times of Science

усматривал в данном понятии не просто субъективную целостность, выражающуюся во «внутреннем единстве интеллектуальных, эмоциональных и творческих движений», но видел в нем связь с Абсолютом.

В.В. Зеньковский предполагал, что оно является интерпретацией идеи «Царства Божия», указывая лишь на одно значительное отличие: у В.С. Соловьева понятие «цельная жизнь» мыслится не как благодатное (т.е. свыше) преображение жизни, а как окончательный фазис исторического развития» [4]. Для В.С. Соловьева Абсолютное не отделяется от космоса, оно как бы впечатывается во все, оставаясь при этом единым. Будучи «последней основой всякого бытия», Абсолютное и космос «единосущны» [4].

Важно подчеркнуть нераздельность Абсолютного от вещественного мира. В.В. Зеньковский отмечал и обратную закономерность: «невозможно мыслить Абсолютное вне мира» [4]. Анализируя учение Вл. Соловьева, В.В. Зеньковский о метафизике Всеединства писал как о «модернизированном пантеизме, идущему к монизму» [4].

Л.И. Шестов рассматривал творчество В.С. Соловьева в особом парадоксальном ракурсе: как поиск Бога. Его система обнаруживает в себе черты философской проблематики, характерной для собственной философии Л.И. Шестова - вечного противостояния между Афинами и Иерусалимом, религиозной истиной и рациональным знанием. Положительная оценка личности и творчества В.С. Соловьева совмещается у Л.И. Шестова с отрицательным отношением к метафизике Всеединства, которую он воспринимал как рационализацию религии, попытку поставить на место Бога Авраама, Исаака и Иакова бога философов и ученых [7].

В более позитивном ключе рассматривал творчество В.С. Соловьева другой представитель отечественного экзистенциализма - Н.А. Бердяев. Для него основным произведением Соловьева являются «Чтения о Богочеловечестве», с их основной идеей интенции преображения мира. Этим по его мысли объясняется гуманизм и творческий оптимизм Соловьева,

Kuznetsova S.I.

С.И. Кузнецова

универсализм конкретного Всеединства. Н.А. Бердяев подчеркивал вселенский характер метафизики Всеединства Соловьева, повлиявшей на все направления отечественной философии.

В свою очередь А.Ф. Лосев дал целостный и полный анализ метафизики Всеединства Соловьева как единораздельной целостности бытия, как диалектики бытия и Сущего. Система В.С. Соловьева, по мысли А. Ф. Лосева, построена как теория действительности. Действительность он понимал как произведение Сущего (единого, положительной мощи бытия) и необходимости (относительного бытия, многого). Ключевым для всеединства является принцип: Все во всем. Однако этот принцип конкретизируется В.С. Соловьевым в ряде «триад», триединств. Первая триада: Сущее, Бытие, Сущность (понимаемая как идея Сущего). Во второй триаде сущему соответствует дух, бытию - воля, сущности - благо. В третьей триаде сущему соответствует ум, бытию - представление, а сущности - истина и, наконец, в четвертой триаде сущему соответствует душа, бытию - чувство, а сущности -красота. Эти триады не изолированы друг от друга, а составляют одну восходяще-нисходящую линию (структуру). Они связаны таким образом, что каждая включает в себя другую. А.Ф. Лосев подробно анализировал историю создания этой системы, выявляя ее связь с христианскими и гностическими первоисточниками, а также с философией Ф.В.Й. Шеллинга. Исследователь подчеркивал незавершенный характер метафизики Всеединства, наличие в ней художественных элементов, являющихся важной частью творчества В.С. Соловьева, а также особенности использования мыслителем общепринятой философской терминологии. А.Ф. Лосев рассматривал своеобразие идей В.С. Соловьева как доказательство подлинности его духовных исканий [5].

И.И. Евлампиев рассматривал творчество В.С. Соловьева как форму гармонизации двухосновных тенденций русской философии, характерных для XIX столетия: интерпретацию идей западной метафизики и разработку собственных идей, в частности в философии истории. Метафизика Всеединства В.С. Соловьева представляет собой, по мнению И.И.

Время науки

The Times of Science

Евлампиева, синтез обеих тенденций. Исследователь придавал большое значение гностическому влиянию на В.С. Соловьева и не согласился с мнением Е.Н. Трубецкого о случайном характере гностических

заимствований в метафизике всеединства. «Лейтмотивом» творчества В.С. Соловьева является для И.И. Евлампиева учение об Абсолюте, которое напрямую связано с соответствующими идеями Шеллинга [6].

Анализируя учение В.С. Соловьева, исследователи по-разному понимали его, однако все они отмечали главную особенностью его творчества, заключающуюся в живом взаимодействии элементов, их неразрывной связи. Благодаря этому Всеединство способно изменять мир. Не менее важным моментом является и то, что весь мир, любой его элемент, находится во всеединстве, в результате чего снимается одна из важнейших проблем современности - противопоставление индивидуума миру. Это происходит в силу того, что каждый человек, осознанно понимая свое место в этой реальности, не желает занять чужое место и распространить на другого свою власть.

Литература:

1. Булгаков С.Н. О Вл. Соловьеве // Вл. Соловьев: Pro et contra.

Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. 2. СПб: Русский Христианский Гуманитарный институт, 2002. [Электронный ресурс]: URL: http://az.lib.ru/b/bulgakow s n/text 1944 soloviev.shtml

(дата обращения 20.12.2014).

2. Евлампиев И.И. История русской метафизики XIX-XX века. СПб: изд. «Алетейя», 2000. С. 179-258.

3. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с.

4. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: изд. Молодая

гвардия, 2009. 617 с. [Электронный ресурс]: URL:

http://predanie.ru/lib/book/122QQ2/#toc13 (дата обращения

26.12.2014).

Kuznetsova S.I.

С.И. Кузнецова

5. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. 480 с. [Электронный ресурс]: URL:

http: //vehi.net/nlosskv/istoriva/index.html (дата обращения

20.12.2014).

6. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева // Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «ВЪхи». [Электронный ресурс]: URL:

http: //www.vehi.net/etrubeckoi/soloviev/101.html (дата обращения

20.12.2014).

7. Шестов Л.И. Умозрение и апокалипсис (Религиозная философия

Вл.Соловьева)// Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «ВЪхи». [Электронный ресурс]: URL: http: //www.vehi.net/shestov/soloviev.html (дата обращения

26.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.