Научная статья на тему 'Проблема массовых настроений: формы и способы формирования массового политического настроения'

Проблема массовых настроений: формы и способы формирования массового политического настроения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1911
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMS / METHODS / MASS POLITICAL IDEAS / FORMING / ФОРМЫ / СПОСОБЫ / МАССОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухин В. И.

В статье раскрывается возрастающая роль человеческого фактора в социально-политической жизни. Среди слагаемых «человеческого фактора» в политике особое место занимает феномен массовых настроений. Раскрыта сущность и содержание форм и способов формирования массового политического настроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PUBLIC SENTIMENTS: FORMS AND METHODS OF FORMING THE MASS POLITICAL MOODS

The article demonstrates the increasing role of human factor in socio-political life. The phenomenon of mass ideas plays the predominant role among parts of so-called «human factor» in politics. The essence and contents of forms and methods of forming mass political ideas are described.

Текст научной работы на тему «Проблема массовых настроений: формы и способы формирования массового политического настроения»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 355.03

Мухин В. И.

ПРОБЛЕМА МАССОВЫХ НАСТРОЕНИЙ: ФОРМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАССОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО НАСТРОЕНИЯ

В статье раскрывается возрастающая роль человеческого фактора в социально-политической жизни. Среди слагаемых «человеческого фактора» в политике особое место занимает, феномен массовых наст,роений. Раскрыта сущность и содержание форм и способов формирования массового политического наст,роения.

Ключевые слова: формы, способы, массовые политические наст,роения, формирование.

Mukhin V.I.

THE PROBLEM OF PUBLIC SENTIMENTS: FORMS AND METHODS OF FORMING THE MASS POLITICAL MOODS

The article demonstrates the increasing role of human factor in socio-political life. The phenomenon of mass ideas plays the predominant role among parts of so-called «hum,an factor» in politics. The essence and contents of forms and methods of forming mass political ideas are described.

Keywords: forms, methods, mass political ideas, forming.

Сущность и содержание феномена массовых настроений

«Среди слагаемых «человеческого фактора» в политике особое место занимает феномен массовых настроений». Феномен массовых настроений обладает следующими свойствами [1]: а) дает субъективную оценку степени удовлетворенности существующей общественно-политической системой в целом и предоставляемыми системой возможностями реализации тех или иных притязаний — в частности, это побуждает к политическому размышлению, которое формирует общественное мнение; б) настроение способствует осознанию, выражению и политическому проявлению массовых притязаний; в) осуществляет политико-психологическую подготовку и формирование массового субъекта потенциального политического действия; г) обеспечивает политико - психологическую интеграцию, формирование масс и играет роль своеобразного «спускового крючка», как бы включающего, инициирующего, а затем регулирующего то или иное политическое поведение.

Функциональный анализ [3,4] массовых настроений позволяет детализировать массовое политическое настроение по содержанию.

В этом случае на первое место ставиться политико-психологическая функция массовых настроений. При данном подходе содержательная направленность настроений человеческого фактора определяется их идеологическим оформлением. Соответственно их оценка зависит от совпадения или расхождения идеологических и политических позиций субъекта настроений. «В реальной политике оценка и выделение видов настроений обычно определяется тем, «за» и «против» кого они направлены. На одно и то же событие, явление или процесс могут вызывать разную, подчас противоположную настроенческую реакцию — все зависит от информированности людей и от того, кто и куда сумел направить массовую психологию, придать ей нужную окраску и воспользоваться существующей интенсивностью», скажем, массового недовольства.

Автор, опираясь на теоретически положения военного искусства по формам и способам применения войск (сил), представил свое видение форм и способов формирования массового политического настроения.

Форма и способы проявления массовых притязаний

Форма проявления массовых притязаний

Политические настроения дают субъективную оценку степени удовлетворенности масс существующей общественно-политической системой в целом и предоставляемыми системой возможностями реализации тех или иных притязаний.

Форма [10] проявления массовых притязаний включает в себя сигнально-оценочные настроения, лежащие в основе отношения к политической реальности, и побуждает к политическому размышлению о возможностях реализации своих притязаний.

Способы политического проявления массовых притязаний

На основе обмена своими политическими размышлениями с другими людьми формируется общественно мнение и, шире, политическое сознание. «Настроение способствует осознанию, выражению и политическому проявлению массовых притязаний».

Вера в возможности значительного улучшения жизни, прежде всего в экономической сфере, притязание людей на такую жизнь формируются под воздействием не удовлетворявшей их реальности, невыполнение предвыборных обещаний. Разрыв притязаний и возможностей их достижения породил множество способов удовлетворения притязаний.

Форма и способы политико-психологической подготовки и формирования массового субъекта потенциального политического действия

Форма политико-психологической подготовки и формирования субъекта потенциального политического действия

При формировании массовых политических действий субъектами и вместе с тем объектами являются личности, те или иные группы людей, государства, общество, все человечество в целом. Последовательность действий (алгоритм) по раскрытию сущности и содержания «формы» представлен в виде следующих этапов:

На первом этапе человека рассматриваем как гражданина,, т.е. как субъекта политической жизни, носителя определенного мировоззрения, обладающего более или менее выраженным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками. Гражданин есть сознательный субъект отношений с властью (государством), и он строит свое жизненное поведение в зависимости от того, насколько он этой власти доверяет. Доверие к власти есть главный стержень общественного поведения граждан. Формирование доверия и есть основная политическая задача власти, ис-

пользующеи прямо или косвенно все находящиеся в ее распоряжении источники информационного воздействия на граждан, прежде всего государственные средства массовой информации, а также средства влияния на другие источники. Неадекватное общественным (с точки трения власти) интересам поведение гражданина может принимать как острые формы политического экстремизма, угрожающие самому существованию власти, так и политического равновесия, в не меньшей степени подрывающего основы общественной жизни.

На втором этапе человека рассматриваем как личность-индивида, обладающего сознанием, подверженным различного рода манипу-ляторным воздействиям, информационным по своей природе, результаты которых могут прямо угрожать физическому или психологическому здоровью человека. Именно такие воздействия часто на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в отдельных слоях общества, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний в обществе.

Сектантское проповедничество может служить примером таких воздействий, приводимых к социальной и личностной дезадаптации, а в ряде случаев к разрушению психики человека.

На третьем этапе осуществляется анализ информационных воздействий на организованные или неорганизованные (толпа) группы и массы людей. Цель этих воздействий — вызвать особое, конфликтное поведение в острых жизненных (политических, военных, чрезвычайных) ситуациях. Инициация паники, принуждение к сдаче в плен, мобилизация митингующих к активным действиям - вот несколько примеров таких целей.

На четвертом этапе решается проблема информационно-психологического воздействия на население страны в целом или в региональном масштабе. Речь должна идти о наиболее подверженной манипулятивным воздействиям части населения, к которой принадлежат, прежде всего, социально незащищенные граждане. Именно они испытывают сильное моральное и психологическое давление, которое накладывается на общий фон бедности и неустроенности в жизни. Можно говорить о морально-психологической безопасности населения страны, степень которой оказывается существенно зависимой от массового и индивидуального восприятия и оценки условий социальной жизни. Однако это восприятие и оценка всегда и практически целиком преломляется потоком непре-

рывных информационных воздействий, обрушивающихся на головы людей.

К объектам информационно-психологического [9] воздействия относятся: военно-политическое руководство, военнослужащие и гражданское население страны, против которой планируется силовая акция; военнослужащие и гражданское население дружественных, нейтральных государств и стран; национальные и религиозные меньшинства; оппозиционные силы; определенные социальные группы (интеллигенция, предприниматели, домохозяйки и т.д.).

Способы формирования массового субъекта потенциального политического действия

В работе Поршнева Б.Ф. [7] «настроение» само составляет и формирует общность. Механизм влияния настроений на формирование общности включает следующую последовательность действий: а) распространяясь среди значительных множеств людей, обладающих сходными притязаниями и возможностями их реализации, настроения сплачивают этих людей, заражая переживанием общих проблем; б) эмоциональное чувство общности пробуждает у отдельных индивидов ощущение принадлежности к этой общности; в) появляющееся в результате ощущение силы («мы») неизбежно сопровождается появлением готовности реализовать данную силу, добиться реализации своих притязаний, проявить себя.

Форма и способы инициирования и последующего регулирования массового

политического поведения

Последовательность действий (алгоритм) по раскрытию сущности и содержания формы инициирования и последующего регулирования массового политического поведения можно разделить на два этапа:

первый этап — организация, обучение и раскрутка массового протестного движения; второй этап — раскрутка «революции»: технологии управления массами.

Содержание этапов инициирования и после-

дующего регулирования массового политического поведения раскрываются в монографии Гапича А.Э. и Душникова Д.А. «Технологии цветных революций» [3].

Этап инициирования массового политического движения включает стадии организации; обучения; раскрутки массового протестного движения. На этапе организации создается оппозиционная коалиция, которая может включать самые различные социально-политические

партии, группы и движения.

Молодежные протестные движения играют роль своеобразного «спускового крючка». Так локомотивами большинства «цветных революций» являлись молодежные протестные движения («Опора» в Сербии, «Пора» на Украине, «Кмара» в Грузии), сделанные с одного сербского лекала. При создании оппозиционного движения руководствуются двумя принципами: сетевым принципом организации, агитации и действия; скрытым лидерством.

Сетевой принцип организации, агитации и действия позволяет уходить от давления и репрессий, обеспечивает высокую степень неуязвимости движения, позволяет проникать в массы посредством технологии сетевого политического маркетинга. Скрытое (а иногда подставное) лидерство делает движение неуязвимым от возможного обезглавливания со стороны правящего режима.

Обучение осуществляется в форме конференций, семинаров и тренингов, молодежных палаточных лагерей и т.п. Учебу проводят специалисты из международных гуманитарных институтов и НПО, а также обученные и имеющие опыт организаторы и практики победивших «цветных революций» [3].

Раскрутка массового протестного движения ведется по трем основным направлениям: агитации, формировании протестных сетей и ячеек, протестным акциям.

Этап раскрутки «революции»: технологии управления массами. Для начала революции необходим легитимный повод. Поводом могут являться выборы (в Украине, в Словакии, в Сербии, в Грузии).

Алгоритм действия оппозиции, формирующий и использующий выборы в качестве повода для революции включает: а) формирование информационного эмоционального фона и политических установок (распространения слухов об их предстоящей фальсификации властью; НПО и представители оппозиции как внутри страны, так и за ее пределами «выражают озабоченность» и «бьют тревогу» по поводу демократических процессов в стране и возможности фаль-

сификации выборов); б) фиксация слухов и политических установок (оппозиция заранее заявляет о своей победе, а другие данные объявляет фальсификацией; внешние силы выражают озабоченность» в возможной фальсификации выборов); в) аккумуляция протестного потенциала и мобилизация масс (в столицу стягиваются сторонники оппозиции, формируется массовая аудитория протестного митинга; лидеры оппозиции объявляют о своей победе); г) фаза активных протестных действий оппозиции. Поводом для этого может служить: предварительное оглашение результатов выборов; хорошо организованная провокация, связанная с силовыми действиями «власти, поднявшей руку на народ».

«Для успешности «цветной революции» необходимо, чтобы правящий режим не решился на масштабное подавление протестов с помощью полицейских и военных мер. Режим, проявивший решимость и рискнувший «пустить кровь», как правило, сохраняет свою власть».

Способы инициирования и последующего регулирования массовым политическим настроением

«Настроение стимулирует те или иные сформированные ими общности к политическим действиям. Достигая определенной стадии развития, настроения неизбежно ведут к необходимости своего разрешения. Образно говоря, они должны «вылиться», приведя либо к достижению породивших их притязаний, либо к отказу от их достижения на какое-то время. И то, и другое достигается в действии. Являясь непосредственной мотивирующей силой, они выполняют первоначально роль своеобразного «спускового крючка», как бы запускающего то или иное политическое действие. Тем самым они выступают в качестве важного звена в реализации потребностей и интересов людей. Затем настроения регулируют политическое поведение в зависимости от их интенсивности, стадии развития, уровня выразительности, будут наблюдаться спады и подъемы массовых политических действий, будет развиваться динамика политического поведения» [6].

Массовое политическое настроение как особая форма развития революционных

массовых движений

Массовое политическое настроение как особая форма развития революционных массовых движений, с позиций системного подхода, формируется как совокупность следующих элементов: неудовлетворенные экономические, культурные, политические потребности (части людей); неудовлетворенные ожидания людей, стимулирующие определенное настроение; устойчивое осознание своих интересов людьми; структуризация, организация массовых движений, направленных на охват умонастроением рациональной сферы, представляют собой единое целое, целью которого является развитие революционных массовых движений.

Содержание элементов массового политического настроения:

1. Неудовлетворенные экономические, культурные, политические потребности (част,и людей).

«Неудовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрацию, переключение психической энергии, мобилизованной для достижений средств удовлетворения потребностей, на борьбу против действительных или воображаемых препятствий, другими словами, возникает состояние эмоционального напряжения, психического беспокойства, которое благодаря контактам, взаимопониманию, осознанию большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства. Состояние беспокойства— исходный пункт развития социальных движений» [11,12].

2. Неудовлетворенные ожидания людей, стимулирующих определенное настроение.

Известно, что установление «новой власти или приход новой политической силы к руководству прежними структурами власти требует в той или иной форме согласия большинства населения. Та-

кое согласие достигается, как правило, за счет формирования определенных массовых настроений или использования настроений, возникших спонтанно. Общий механизм известен: новые программы, лозунги, обещания вызывают прилив массового энтузиазма и обеспечивают новой власти социально-политическую базу. За счет этого как раз и формируются определенные позитивные настроения в поддержку власти» [4]. Лебон предупреждал: «Избиратель требует невозможного и поневоле приходится обещать требуемое. Всякая партия, желающая добиться власти, знает, что это возможно только превзойдя обещаниями своих соперников»

[4].

Рано или поздно массовое сознание начинает самостоятельно оценивать обещания, соизмеряя их с реальностью жизни. И тогда, как правило, настроения меняются: уменьшается степень согласия подчиненных подчиняться, сужается социально-политическая и психологическая база власти. Власть колеблется, наступает кризис, приводящий к политическим изменениям. Но самое главное состоит в том, что и новая власть неизбежно начинает с воздействия на массовые настроения, усиливая негативное отношение к предыдущей власти и позитивное — в отношении самой себя. Затем, как правило, все повторяется» [8].

3. Устойчивое осознание своих интересов людьми. Структуризация, организация, массовых движений.

В основе массовых движений лежат массовые настроения. «Начиная с переживания настроений, люди идут к устойчивому осознанию своих интересов. Первоначально диффузные массовые движения в соответствии с этим структурируются, орга-

низуются, обретают иное качественное состояние. Стадиям развития массовых движений полностью соответствует динамика развития настроений, описанная А.К. Уледовым [9]: «Настроение имеет подчеркнуто эмоциональный характер. Оно всегда связано с определенной направленностью социальных чувств — их подъемом или, напротив, упадком».

4. Охват умонастроением рациональной сферы людей.

Умонастроение охватывает не только чувства, но и рациональную сферу, «.. .хотя в нем также превалируют эмоциональные моменты. В общественном мнении представлены как чувства, разум, так и воля, в особенности социальная воля, ибо общественное мнение выражает и определенную позицию людей».

Массовое политическое настроение как особая форма развития революционных массовых движений описывается Б. Гарроу на основании обобщения значительного исторического материала и включает [3]:

1. Период социального беспокойства, недовольства, брожения.

2. Беспокойство охватывает интеллектуалов, которые формируют идеологию.

3. Возникновение целевых организаций, готовящих социально-политические действия, программы будущих политических перемен — эти организации в будущем становятся основой для мобилизации широких масс, что придает движению общенациональный характер.

4. Взрыв революционных настроений, перерастающих в действия, переворот.

5. Период власти, осуществляемой переходными, умеренно-компромиссными группами.

6. Мобилизация и массовое распространение экстремистских групп, подъем массового движения, опасающегося, что умеренные не защитят достигнутых перемен.

7. Захват власти экстремистами и период террора для подавления противников.

8. Спад массового террора, стабилизация нового порядка, умиротворение экстремистских настроений или, в ином варианте, реставрация старого порядка.

Формы и способы формирования массовых настроений при конфронтационном

политическом сознании

Форма милитаризации притязаний

Генератором притязаний является милитаризм. К. Либкнехт считает: «Милитаризм выступает, во-первых, как сама армия, а за пределами армии — как система, охватывающая все общество посредством сети милитаристских учреждений. Далее он выступает как система пропитывания всей общественной и частной жизни народа милитаристским духом» [5].

Базовой основой милитаризма является философия войны. Ее суть — классическое воззрение на войну как на вполне возможное средство достижения политических целей в условиях конфронтации. Политико-психологической

основой настроений конфронтационного толка является поддержание равновесия между притязаниями и возможностями их осуществления, своеобразного равновесия страха за свои желания. Люди, обладающие определенными притязаниями, хотят сохранить право на них и защитить возможности их реализации. Если достижение собственных притязаний связано с ущемлением других людей, то, естественно, добавляется еще одна цель: разрушить чужие притязания и возможности их реализации, причем сделать так, чтобы это не повлияло на собственные достижения. На это и нацелена политика каждого государства, выражающая интересы тех

или иных групп людей с определенными притязаниями. В силу традиционных представлений о стереотипах политики безопасность, т.е. сохранение положительных настроений, чувства уверенности в своих притязаниях и возможностях их реализации, отождествляется с силой

[13].

Если достижение собственных притязаний связано с ущемлением других людей, то, естественно, добавляется еще одна цель: «разрушить чужие притязания и возможности их реализации, причем сделать так, чтобы это не повлияло на собственные достижения».

Способы милитаризации притязаний

Зависимость хода и исхода боевых действий зависит от сил и средств противоборствующих сторон. При этом любая сила рождает или находит силу, ей противодействующую «несмотря на осознание растущей опасности». Недоверие сторон рождает равновесие страха. Искаженная картина мира навязывается широким массам людей, «психологически принуждая их смот-

реть на мир сквозь призму страха и недоверия». Военно-промышленный комплекс и правящие круги внушают населению, что милитаризация необходима якобы для защиты их притязаний (обыгрывая мотивацию страха).

Следовательно, способы милитаризации притязаний отражает достижение политических целей в условиях конфронтации сторон путем поддержания равновесия между притязаниями и возможностями их осуществления за счет страха за свои желания.

В холодной войне пропаганда США проводилась под лозунгом: СССР угрожает притязаниям «рядовых американцев» на хорошую жизнь, а поэтому СССР является «империей зла».

Мир изменился, изменилась внешняя политика России. Однако «генералы в НАТО и Пентагоне» продолжают утверждать, что Россия, преодолев «временные трудности», станет еще более опасной, чем до этого был СССР.

Литература

1. Баталов Э.Я. Изучение структуры политического сознания // Новый мировой порядок и политическая общность. Ежегодник Советской ассоциации политических наук, 1981.— М., 1983. ^ с. 1983. ^ с. 165.

2. Военная доктрина Российской Федерации. Указ Президента РФ от 05.02.15г.

3. Гапич А.Э., Лушников Д.А. технология цветных революций: Монография. — 2-е изд. — М.:РИОР:ИНФРА - 1.201 !. - 126 с.

4. Лебон Г. Психология социализма. СПб, 1908. — с.247.

5. Либкнехт К. Милитаризм и антимилитаризм. —1960. — с.58.

6. Ольшанский Д.В. Массовые настроение в политике. — Монография. — Центр стратегического анализа и прогноза, М.:. 23* с.

7. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1966. с. 118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Рокан С. Исследование динамики популярности разных политических сил в Норвегии — 1967.

9. Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии.—М., 1981.—с.17.

10. Цымбалов А.Г О развитии оперативных форм и способов действия войск (сил) при решении задач ВКО на современном этапе - выпуск №3 — 2012. — 10с.

11. ГЦепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969^ с.215.

12. Garrow B.L. The Comparative Stuty of Revolution //Midwest Sociologiet. — 1955 — V17. P. 5 I 59.

13. Hamilton R.F. A Resarch Note on mass Support for Tough Military Initiotives//American Sociological Review.-1968. .\3. P. 17-26.

Рецензент: кандидат военных наук, профессор Малышев В. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.