Научная статья на тему 'Проблема личности и коллектива: современный взгляд сквозь призму идей А. С. Макаренко и И. И. Иванова'

Проблема личности и коллектива: современный взгляд сквозь призму идей А. С. Макаренко и И. И. Иванова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5578
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ. КОЛЛЕКТИВ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА / ТЕОРИЯ А.С. МАКАРЕНКО / КОНЦЕПЦИЯ И.П. ИВАНОВА / ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ЗАБОТА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COLLECTIVE / INDIVIDUAL AND COLLECTIVE INTERACTION / A. S. MAKARENKO THEORY / I. P. IVANOV CONCEPTION / GENERAL CREATIVE AND CIVIL CARE / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Александра Владимировна, Слотина Татьяна Викторовна

Дан исторический экскурс развития теории коллектива в советский и постсоветский период. Представлены взгляды на взаимодействие и взаимосвязь личности и коллектива выдающихся педагогов А.С. Макаренко и И.П. Иванова. Подчеркиваются выделенные в этих педагогических концепциях условия коллективной деятельности, обеспечивающие единство социализации и индивидуализации личности, самореализацию человека. На основе психолого-педагогического анализа показана актуальность и практическая значимость данных теорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of an individual and a collective: a modern view through the prism of the ideas of A. S. Makarenko and I. P. Ivanov

The article has been made a historical excursus to the theory of collective development during the soviet and post-Soviet period. There also have been set forth the views of interconnection and interaction of individual with a collective of outstanding pedagogues A. S. Makarenko and I. P. Ivanov. In these pedagogical conceptions are stated collective action and relationships that assure the unity of socialization, individualization and self-realization of a person. On the basis of psycho-pedagogical analysis of these theories they are confirms its actuality and practical importance.

Текст научной работы на тему «Проблема личности и коллектива: современный взгляд сквозь призму идей А. С. Макаренко и И. И. Иванова»

УДК 159.923; 316.6

А.В. Комарова, Т.В. Слотина

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА: СОВРЕМЕННый ВЗГЛЯД СКВОЗь ПРИЗМУ ИДЕй А.С. МАКАРЕНКО И И.П. ИВАНОВА

КоМАРоВА Александра Владимировна — доцент кафедры прикладной психологии факультета экономики и социального управления Петербургского государственного университета путей сообщения; доцент.

Россия, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

e-mail: alex_komarova@mail.ru

СЛоТИНА Татьяна Викторовна — доцент кафедры прикладной психологии факультета экономики и социального управления Петербургского государственного университета путей сообщения; доцент.

Россия, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

e-mail: vladislava-97@mail.ru

Аннотация

Дан исторический экскурс развития теории коллектива в советский и постсоветский периоды. Представлены взгляды на взаимодействие и взаимосвязь личности и коллектива выдающихся педагогов А.С. Макаренко и И.П. Иванова. Подчеркиваются выделенные в этих педагогических концепциях условия коллективной деятельности, обеспечивающие единство социализации и индивидуализации личности, самореализацию человека. На основе психолого-педагогического анализа показана актуальность и практическая значимость данных теорий.

Ключевые слова

ЛИЧНОСТЬ; КОЛЛЕКТИВ; ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА; ТЕОРИЯ А.С. МАКАРЕНКО; КОНЦЕПЦИЯ И.П. ИВАНОВА; ОБЩАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ЗАБОТА; КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В современной психологической науке отсутствует какая-либо однозначность, согласованность в понимании многих терминов. Это коснулось и классических понятий, таких как «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности», «групповая динамика», «команда», используемых большинством авторов, а также понятий, которые сегодня встречаются гораздо реже: «коллектив», «патриотизм», «сплоченность», «коллективизм» и т. п.

В данной статье будут рассмотрены два из них — «личность» и «коллектив», которые наиболее часто встречаются в работах советских и российских ученых. Если сегодня первое понятие бесспорно с точки зрения актуальности и востребованности, то со вторым вопрос очень неоднозначен. На протяжении уже двух десятиле-

тий многие ученые пытаются его «не замечать», подменяя понятиями «группа», «команда» и т. д. Еще в 1990-х годах научный интерес к изучению коллектива резко упал. В немногочисленных работах первым критике подверглось утверждение о реальном существовании коллектива, соответствующего своему определению. Требование деидеологизации коллектива ознаменовало пересмотр мировоззренческих оснований взаимоотношений коллектива и личности. Сегодня стало «немодно» говорить о коллективизме как о черте или характеристике личности и о коллективе как определенной группе.

Истоки вышеназванных проблем стоит искать в определениях.

Существует множество различий в понимании феномена личности. Можно выделить сле-

дующие основные составляющие дефиниций: личность как:

• множество черт;

• определенный тип (сочетание типов), связанный с определенными характерными особенностями поведения;

• система конструктов;

• система личностных смыслов;

• субъект отношений;

• социальное качество в человеке;

• некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

• деятельность «Я» субъекта и т. д.

Личность, считает В.Н. Мясищев, характеризуется прежде всего как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений, но они всегда являются личностными. Самое главное, что определяет личность, — ее отношения к людям, становящиеся одновременно взаимоотношениями.

Изучение личности, по мнению Б.Г. Ананьева, начинается с определения ее статуса, однако уже при изучении статуса возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит.

Согласно психологическому словарю, личность — это социальная сторона, социальное качество в человеке. Это конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности [9].

Современные исследователи, например С.Л. Братченко и М.Р. Миронова, отмечают, что «в самом общем виде личность — это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность — это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир

в широком смысле, включая в первую очередь других людей» [1].

По мнению А.Б. Орлова, обобщая большинство определений личности, можно сказать, что личность — это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-по-требностных отношений, опосредующих собой взаимодействия субъекта и объекта» [6, с. 47].

Таким образом, чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и индивидуальных качеств, приобретенных или развитых им в процессе социального развития. Очевидно одно: вне общества нет личности.

В советский период существовала стойкая позиция рассматривать формирование личности как процесс управляемый, целенаправленный и организованный. Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук — психологии, социологии, философии, педагогики. Сегодня мы все чаще используем понятие развитие, которое предполагает свободное индивидуальное изменение каждой личности, что, в свою очередь, не выходит за определенные рамки, имеющиеся в конкретном обществе. В середине прошлого века В.С. Мерлин пытался провести разграничительную линию между процессами формирования и развития личности, но на тот момент в нашей стране это было не только аполитично, но и опасно: «коммунистически ориентированные личности не могут быть разными по определению».

Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми — коллектива.

Возможно, что впервые эта мысль была высказана в трудах К. Маркса, определявшего коллектив как специфическую форму организации людей социалистического общества. В 1921 году вышла в свет работа В.М. Бехтерева «Коллективная рефлексология», положившая начало экспериментальному этапу изучения малой группы в России. Вывод исследователей о малой группе как содержательном социально-психологическом контексте адекватного изуче-

ния личности и важном условии воздействия на нее привлекал внимание российских педагогов, социальных работников, психологов уже в 1920-1930-е годы. В это время в нашей стране остро встали вопросы обучения и воспитания, преодоления беспризорности и противоправного поведения. Тема коллектива и личности особенно продуктивно разрабатывалась в педагогике и педагогической психологии. Она нашла отражение в трудах психологов и педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ский, А.В. Петровский и др.

В этой области одной из первых формируется социально-психологическая и воспитательная концепция коллектива А.С. Макаренко, всесторонне обосновывающая именно развитие личности. Осуществление этого развития возможно только через коллектив, посредством коллектива и в коллективе, где строятся и развиваются отношения между воспитанниками и воспитателями, воспитанниками и воспитанниками. Развитие этих взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стояли в центре педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, а значит, гарантию свободного и творческого развития.

Коллектив (от лат. соПесййош — собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов.

Коллектив, по А.С. Макаренко, — это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах: общие цель и деятельность, дисциплина, выборные органы самоуправления, связь данного коллектива с обществом.

А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности

формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания — она не объект воспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [5, с. 403].

Другой советский педагог, В.А. Сухомлин-ский, считал коллектив средством нравственного и духовного развития ребенка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по его мнению, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутрикол-лективных взаимоотношений. «Мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [10, с. 113].

Таким образом, в наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместной деятельностью, но также и ценностными ориентациями.

Именно данное понимание коллектива послужило основой для разработки теории коллектива, которая рассматривает коллектив в качестве специфической формы организации людей в обществе и определяющего фактора развития личности.

Согласно данной теории, с одной стороны, развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, уровня, системы сложившихся внутри него отношений, с другой — активность участников коллектива, уровень их физического и умственного развития, возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В результате развитие личности и развитие коллектива понимаются как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.

Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип поддерживался, в частности, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким и провозглашал основной целью коллектива «всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».

Согласно данной теории, в коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция личности.

Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда. Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала личности, эмоционального развития. В коллективе удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.

Именно в коллективе человек может взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

Развитие личности невозможно вне коллектива, поскольку ее стержневым образованием является самооценка, основанная в значительной степени на оценках, которые дают человеку другие люди. Поэтому, на наш взгляд, исходя из вышеизложенных фактов, влияние коллектива на личность не вызывает сомнений.

Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла свое отражение в работах Т.Е. Конниковой. Она показала, что коллектив воздействует на ребенка в меру активности самого ребенка. Условием становления гуманистических отношений Конникова считала участие детей в делах на благо других, сотрудничество с другими коллективами ради общей цели, преодоление вместе трудностей и переживание общих достижений.

По мнению А.С. Макаренко, коллектив проходит через несколько стадий своего развития, которые он связывал с педагогическим требованием: педагог сам разрабатывает требования — создается актив, и педагог предъявляет требования к активу; создается обще-

ственное мнение, т. е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности — личность предъявляет требования к самой себе.

А.С. Макаренко считал, что коллективизм означает солидарность человека с обществом. Эта сторона личности включает в себя: умение работать в коллективе, товарищескую солидарность и взаимопомощь, а также ответственность за своих товарищей и за весь коллектив в целом, развитую способность к коллективному творчеству, заботу о своем коллективе и его перспективах, осознание себя хозяином коллектива, желание и потребность подчинить свои интересы коллективу.

Были рассмотрены также вопросы строения коллектива, взаимоотношений в коллективе, педагогического требования, дисциплины, поощрений и наказания, нравственного и трудового воспитания, стиля работы, самоуправления, традиций, индивидуального подхода к каждому.

Воспитание отдельной личности А.С. Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. Создание нравственного влияния коллектива на личность должно составлять основную установку воспитательной работы педагога. Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект — личность и общество», Макаренко совершенно справедливо полагал, что выключить личность, изолировать ее, вынуть ее из отношения совершенно невозможно. Следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения. Подготовку формирующейся личности к общественным обязанностям, к определенной системе зависимостей, существующих в обществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом, а учителя, воспитательный коллектив — как необходимое опосредующее звено между обществом и личностью.

В целом А.С. Макаренко допускал некоторый приоритет общих (солидарных) целей и интересов над личными, однако его приоритет — нахождение гармонии личного и коллективного (общественного). Личность там должна быть свободна, а формой такого общества является дисциплина. Важно также соединение принципа свободы и достоинства личности с

представлениями личности о долге по отношению к другим членам общества [4].

В нашей стране после первого «великого перелома» в области социальной психологии, начатого дискуссией в области рефлексологии в 1931 году и завершившегося известным постановлением ЦК ВКП(б) по педологии в 1936 году, стала фактически невозможной разработка социально-психологических проблем малых групп и коллектива. Возрождение произошло только на рубеже 1950-1960-х годов.

Как отмечает В.Л. Ситников, даже в условиях административно-командной системы создавались коллективы, действовавшие на реально демократических принципах. Или, говоря в терминах управления, в авторитарной структуре организации действовали подразделения, основанные на демократическом, патисипативном стиле управления, обеспечивавшем максимальное участие всех членов подразделения в организации эффективной деятельности. Это достигалось благодаря участию каждого в совместном определении цели и задач (миссии) своего коллектива, в совместном планировании, в коллективной подготовке и творческом проведении каждого конкретного дела, в общем обсуждении итогов, результатов и возможностей их использования в дальнейшей деятельности коллектива. При этом в коллективе была система постоянной ротации руководителей всех постоянных и временных структурных подразделений. При такой включенности в жизнедеятельность коллектива каждый чувствовал свою персональную ответственность за свой круг обязанностей, каждый имел опыт и исполнителя и руководителя [7].

Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов, по мнению которого, следует различать понятие «коллектив» в широком смысле слова и в собственном, точном смысле. Коллектив в собственном, точном смысле слова — это объединение людей, в котором развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению.

Коллектив в широком смысле слова — это объединение людей, для которого характерны два признака: наличие общественно полезной цели и органов самоуправления. Однако в таком объединении не всегда происходит дей-

ствительно всестороннее, целостное развитие каждого его члена, так как имеет место устойчивое деление данной социальной группы на организаторов и исполнителей. Только в истинном коллективе, только в общей творческой гражданской заботе всех членов объединения во главе с его руководителями происходит целостное развитие у каждого участника объединения личностных отношений к жизни, ее ценностям, преодолевается и предотвращается эгоистическо-потребительское отношение к жизни как источнику удовольствий и выгоды для себя, прежде всего для себя. В творческой гражданской заботе каждый человек получает от других членов коллектива общественно необходимый опыт, участвует в создании нового общественно ценного опыта, в соединении его с прежним опытом, в накоплении такого объединенного опыта, только в истинном коллективе личность получает средства для своего всестороннего развития, каждый стремится стать лучше [2, с. 220].

Для того чтобы реализовать идею создания истинного коллектива, академиком И.П. Ивановым и его учениками была создана методика коллективной творческой деятельности, ставшая важным элементом педагогики сотрудничества, педагогики социального творчества. Коллективная творческая деятельность — это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Каждое коллективное творческое дело (КТД) — это в первую очередь проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.

В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной. Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. «Финишная» рефлексия — коллективный анализ свершенного — тоже имеет свое методическое обес-

печение. По И.П. Иванову, на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

• Что было хорошего, что удалось и почему?

• Что не получилось и почему?

• Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их

последовательность.

Методика рефлексии, по Иванову, помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда «финишная» рефлексия становится «стартовой», у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Немногие знают, что столь популярные сегодня психолого-педагогические тренинги во многом сроятся фактически в соответствии с большинством содержательных моментов КТД. Одна только методика рефлексии, по сути, полностью повторяет задачи шеринга, обсуждения, дебрифинга [3, 8].

«Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. На протяжении второй половины XX века ребята и педагоги с увлечением «играли» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТТП (чередование традиционных творческих поручений) и мн. др. Играли с увлечением потому, что все это делалось не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям. И в настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова.

В учебной и учебно-воспитательной работе со студентами Университета путей сообщения нами также успешно реализуются идеи И.П. Иванова. Важно, что сами ребята с огромным удовольствием включаются в подобную работу и помнят ее спустя многие годы.

Выдающимся достижением А.С. Макаренко и И.П. Иванова является то, что они, обладая не только организаторскими, но и исследовательскими способностями, смогли, анализируя обыденную педагогическую практику, увидеть наиболее эффективные пути формирования

деятельного творческого коллектива и закономерности его развития, обобщить их в теории и разработать методику, позволяющую технологически четко добиваться воспроизводства творческих коллективов, действующих на реально демократических началах, создающих и реализующих социально значимые проекты. Ключевыми элементами их системы являются: деятельная забота об улучшении окружающей жизни; отношения творческого содружества разных поколений коллектива; регулярная смена руководителей всех уровней; включение всех членов (независимо от возраста, опыта, квалификации) в целеполагание, коллективное планирование и подведение итогов любой деятельности с обязательной позитивной оценкой каждого внесшего реальный вклад в достижение желаемого результата; сохранение многообразных традиций и ритуалов коллектива; бодрый, «мажорный» тон даже в самых сложных ситуациях; требовательное и бережное отношение к каждому члену коллектива, сформулированное А.С. Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».

Современное переосмысление опыта Макаренко и Иванова, особенно в решении проблемы взаимосвязи личности и коллектива, предполагает с ее некоторым обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. По нашему мнению, сегодня необходимо отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации человека в условиях коллективной деятельности и отношений.

Современная педагогическая наука продолжает развивать теорию коллективистского воспитания. Задействуются как открытые А.С. Макаренко, так и развитые его последователями цели, принципы, признаки, методы, формы и этапы развития коллективистских отношений.

Таким образом, согласно теории отечественных педагогов, полноценное развитие личности может происходить только в коллективе. Он является основой для воспитания и обучения.

В заключение отметим, что свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), включившей его имя в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления ХХ века.

список литературы

1. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психолог. проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 38—46.

2. Иванов И.П. Общие основы воспитания // Педагог. труды акад. И.П. Иванова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. Т. 2. С. 220-221.

3. Комарова А.В., Слотина Т.В. Формы, методы и приемы командообразования // Акмеолог. пробл. управления в соврем. условиях: материалы межвуз. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, преподавателей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ин-та психологии и акмеологии, 2011. С. 169-174.

4. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. 334 с.

5. он же. Полное собрание сочинений. Т. II. М., 1954.

6. орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272 с.

7. Ситников В.Л. Педагогические истоки современной психологии командообразования // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2012. № 148. С. 51-60.

8. Ситников В.Л., Комарова А.В., Слотина Т.В. Практикум по психологии командообразования. СПб.: Изд-во ПГУПС, 2011. 217 с.

9. Слотина Т.В. Психология личности. СПб.: Питер, 2012. 304 с.

10. Стефановская Т.А. Классный руководитель. М.: Академия, 2006.

A.V. Komarova, T.V. Slotina

THE PROBLEM OF AN INDIVIDUAL AND A COLLECTIVE: A MODERN VIEw Through The PRISM OF The IDEAS OF A.S. MAKARENKO AND I.P. IVANOV

KoMARoWA Aleksandra V. — Petersburg State Transport University.

Moskovsky pr., 9, St. Petersburg, 190031, Russia

e-mail: alex_komarova@mail.ru

SLOTINA Tatiana V. — Petersburg State Transport University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moskovsky pr., 9, St. Petersburg, 190031, Russia

e-mail: vladislava-97@mail.ru

Abstract

The article has been made a historical excursus to the theory of collective development during the soviet and post-Soviet period. There also have been set forth the views of interconnection and interaction of individual with a collective of outstanding pedagogues A.S. Makarenko and I.P. Ivanov. In these pedagogical conceptions are stated collective action and relationships that assure the unity of socialization, individualization and self-realization of a person. On the basis of psycho-pedagogical analysis of these theories they are confirms its actuality and practical importance.

Keywords

COLLECTIVE; INDIVIDUAL AND COLLECTIVE INTERACTION; A.S. MAKARENKO THEORY; I.P. IVANOV CONCEPTION; GENERAL CREATIVE AND CIVIL CARE; COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY.

references

1. Bratchenko S.L., Mironova M.R. Lichnostnyj rost i ego kriterii. Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti. St. Petersburg, 1997. P. 38-46. (In Russ.)

2. Ivanov I.P. Obshchie osnovy vospitanija. Pedago-gicheskie trudy akademika I.P. Ivanova. Vol. 2. St. Petersburg, 2013. P. 220-221. (In Russ.)

3. Komarova A.V., Slotina T.V Formy, metody i pri-emy komandoobrazovanija. Akmeologicheskie problemy upravlenija v sovremennykh uslovijakh. St. Petersburg, 2011. P. 169-174. (In Russ.)

4. Makarenko A.S. Kollektiv i vospitanie lichnosti. Moscow, 1972. (In Russ.)

5. Makarenko A.S. Collected works. Vol. 2. Moscow, 1954. (In Russ.)

6. Orlov A.B. Psyhologija lichnosti i sushchnosti che-loveka. Paradigmy, proekcii, praktiki. Moscow, 2002. (In Russ.)

7. Sitnikov V.L. Pedagogicheskie istoki sovremen-noj psychologii komandoobrazovanija. Izvestija Herzen St. Pedagogical Univ. of Russia, 2012, no 148, pp. 51-60. (In Russ.)

8. Sitnikov V.L., Komarova A.Y, Slotina T.V. Praktikum popsychologii komandoobrazovanija. St. Petersburg, 2011. (In Russ.)

9. Slotina T.V. Psychologija lichnosti. St. Petersburg, Piter Publ., 2012. (In Russ.)

10. Stefanovskaja T.A. Klassnyj rukovoditel'. Moscow, Academia Publ., 2006. (In Russ.)

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.