УДК 291.1
ПРОБЛЕМА КОРРЕЛЯЦИИ ПОНЯТИЙ «РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА» И «РЕЛИГИОЗНАЯ СУБКУЛЬТУРА»
С.С. ПОЧЕПЦОВ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail:
pocheptsov@bsu.edu.ru
Разность культурных форм и традиций способна формировать различные цивилизационные и общественные устои и идеалы. «Ядром» той или иной культурной традиции выступают разделяемые большинством общества идеалы и традиции, формирующие мировоззрение и жизненный уклад социума. Однако в любом обществе существуют группы, которые, разделяя основные ценности господствующей культуры, имеют и ряд отличительных признаков, выделяющих их из общей массы. Такие группы являются субкультурными.
Под воздействием религиозных доктрин могут возникнуть как религиозные культуры, так и религиозные субкультуры. Религиозные субкультуры консолидируют в своих рамках тех представителей общества, которые не принимают всех элементов господствующей религиозной традиции, но разделяют ценности, учтённые и представленные в религиозной субкультуре, что соответствует их религиозным представлениям и предпочтениям. Ярким примером религиозной субкультуры в России является субкультура старообрядчества.
Ключевые слова: культура, «ядро культуры», субкультура, религиозная культура, старообрядчество.
Прежде, чем говорить о религиозной культуре и религиозной субкультуре, необходимо определиться с самим понятием «культура». Как известно, первоначально термин «культура» употреблялся по отношению к земледелию и трактовался как возделывание земли. Иное значение данному термину дал Марк Туллий Цицерон, употребив его по отношению к человеку. Для Цицерона cultura - это возделывание, преобразование, развитие человека, человеческой души. С того времени и до наших дней возникло множество дефиниций понятия «культура». Например, З. Фрейд видел в культуре совокупность социальных рамок и табу, ограничивающих естественную свободу и волю человека. Тем самым культура рассматривалась как некий инструмент угнетения и подавления человеческой личности. Близкой к пониманию культуры З. Фрейдом по своему сущностному содержанию была трактовка Освальда Шпенглера, который соотносил понятия культуры и цивилизации. Исключением являлся лишь тот факт, что цивилизация - это «культура без души». В культуре О. Шпенглер видел гармонию свободы и духа, тогда как цивилизация ограничивала и загоняла культуру в определенные, цивилизационные, рамки, навязывая человеку некие стереотипы и устои. Данный акт порождал собой уже определенную цивилизацию со свойственной ей культурой. С точки зрения О. Шпенглера, «культура - это первофеномен всякой прошлой и будущей мировой истории»1.
Лингвист Э. Сепир определил культуру как «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни»2. По мнению Т. Роззака, который особое внимание уделял контркультуре, «всякая новая культура, культура конкретной эпохи рождается как осознание кризиса предшествующей социокультурной парадигмы»3.
1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. - М., 2006. - С. 313.
2 Султанова М. Философия культуры Теодора Роззака (Очерк филос. публицистики). — М., 2005. - С. 9.
3 Там же.
210 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ВЯ Серия Философия. Социология. Право.
2012. №14(133). Выпуск 21
Множество определений понятия «культура» связано с теми сферами человеческого знания и соответствующими методами исследования, в рамках которых осуществлялась выработка дефиниций данного термина. Наиболее широкое и, в то же время, интуитивное определение культуры дает Мира Султанова. В её работе «Философия культуры Теодора Роззака» культура рассматривается как «совокупность способов и приёмов человеческой деятельности, как материальной, так и духовной»4.
Стремление к более полному и глубокому изучению феномена культуры нашло отражение в различных культурологических теориях и гипотезах. Взгляд на культуру как на систему позволил выделить этапы развития культуры (культурогенез), типы и функции культуры в социуме и т.д. Рассматривая типологию культуры, можно говорить о культуре материальной и духовной, а также о культуре массовой и элитарной. Продолжая типологизацию, следует также вести речь о светской и религиозной культуре.
Религия, как составная и неотъемлемая часть культуры, является не только культурным феноменом, но и сама способна формировать культурно-религиозные системы. Влияние религиозных идей на культуру столь велико, что они способны создавать новые «религиозные культуры», лежащие в основе цивилизаций, культурных традиций определенных стран и эпох.
Влияние религии на культуру и культуры на религию является взаимным. Светское и религиозное начала зачастую, на практике, строго не разграничены, а границы их соприкосновения нечетки и размыты. Одно из определений религиозной культуры даёт С. Лебедев, говоря о ней как о «культурной системе, возникшей и развившейся под определяющим влиянием той или иной религии (конфессии) и «обслуживающей» сакральное отношение последней. Идеальный тип религиозной культуры характеризуется в структурном отношении строго иерархической (пирамидальной) архитектоникой, а в содержательном отношении сложным двухуровневым строением, предполагающим сочетание «сверхчувственного» и «чувственного» социально-когнитивного содержания»5.
Еще одна точка зрения представлена в определении известного религиоведа И.Н. Яблокова, который под религиозной культурой понимает «совокупность имеющихся в религии способов и приёмов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности и представлены в её продуктах, несущих религиозные значения и смыслы»6.
Многоплановость и многообразие самой культуры в формах её проявления и содержания порождают в социуме различное отношение к тем или иным культурным феноменам. Сталкиваясь с определёнными культурными формами и воспринимая их, человек и общество способны усваивать или же трансформировать различные аспекты культуры. Воспринимая культурные установки через призму своего собственного мировоззрения, человек имеет возможность признать и воспринять господствующую форму культуры, либо же принять некоторые элементы господствующей культуры, при этом присоединяя к ним другие культурные формы, имеющие свои специфические отличительные атрибуты. Таким образом происходит формирование субкультурных феноменов.
В научный оборот термин «субкультура» был введен американским социологом Теодором Роззаком в 30-х гг. ХХ в7. Исследуя контркультуры, Т. Роззак видел в «субкультуре», прежде всего, контркультурные элементы. Таким образом, «субкультура» противопоставлялась массовой, господствующей культуре, считаясь маргинальным и периферийным явлением, находящимся в оппозиции к культурному мейнстриму.
4 Султанова М. Философия культуры Теодора Роззака (Очерк филос. публицистики). — М., 2005.
- С. 12.
5 Лебедев С.Д. Словарь сайта Сергея Лебедева. Режим доступа: http: //www.socionav.narod.ru/monograf/slovar.htm
6 Яблоков И.Н. Проблема определения религии. Режим доступа: http: //www.religare.ru/ 2_21.html#back
7 Художественная жизнь современного общества. - Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Под ред. К.Б. Соколова. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/227250/
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21
Согласно теории Р. Мертона, наряду с «ядром культуры» сосуществуют, развиваются, борются и взаимодействуют разного рода субкультуры, которые создают свои собственные «культурные миры». По мнению Р. Мертона, их специфическое назначение - «накопление разнообразного опыта мировосприятия на социально-групповом уровне»8.
Развиваю эту идею, К.Б. Соколов указывает, что субкультуры в обществе можно разделить по двум главным критериям. Во-первых, это - отличия субкультур друг от друга; во-вторых, степень противостояния субкультур «основной» (общей, традиционной) культуре общества, для обозначения которой К.Б. Соколовым и вводится в модель корреляции культуры и субкультур представление о «ядре культуры». В данном контексте под «ядром культуры» подразумевается наличие разделяемых всем обществом ценностей и признаваемых всеми культурных стандартов. Если же подчеркивается существование неких общностей, отстаивающих собственные, специфические для них ценности и признающих особенные культурные стандарты, следует говорить о субкультурах9.
Другим определением данного феномена является дефиниция британского ученого М. Брейка, определившего субкультуру как «нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделённого от традиционного стиля, принятого в данном обществе»10. По мнению американца Н. Смелзера, субкультурой является любая система норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества11. Близка к этому определению и дефиниция Б. Филипса, который подчеркивает, что субкультура -это система ожиданий и целей, широко разделяемая внутри некоторой подгруппы общества12.
Отечественными исследователями термин «субкультура» до недавнего времени употреблялся не столь часто. И не всегда в отечественной культурологической и социологической литературе его значение соответствует принятому на Западе. Понятие «субкультура» вошло в научный оборот в нашей стране впервые лишь в конце 60-х гг. ХХ в., после перевода на русский язык нескольких англоязычных работ по истории культуры. В 1987 г. С.Я. Матвеева в качестве «культурных особенностей субкультуры» назвала следующие отличия: «ценностно-ориентационные, социально-политические, религиозные факторы, определенный «идеологический заряд», отличающий её от окружения...»13. В.А. Гришин эксплицировал субкультуру как «особую и обособленную сферу жизнедеятельности человека, которую отличает определенная специфическая система ценностей»14. А.Г. Эффендиев определил субкультуры как «модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т.д. особенностями той или иной группы людей»15. При этом, все субкультуры сохраняют верность «ядру» своей культуры, поскольку несут в себе «характерный для данной культуры менталитет», а также «иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения»16.
Еще одну дефиницию понятия «субкультура» даёт П.С. Гуревич. В «Современном гуманитарном словаре-справочнике» он говорит о субкультуре как об «отдельной зоне культуры со своими ценностями, «кодексами чести», обычаями, нормами морали, «отклоняющимися от магистрального пути» культуры»17. Продолжая развивать данную
8 Художественная жизнь современного общества. - Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Под ред. К.Б. Соколова. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/227250/
11 Смелзер Н. Дж. Социология / / Социологические исследования. - 1990. - № 12. - С. 119-137.
12 Художественная жизнь современного общества. - Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Под ред. К.Б. Соколова. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/227250/
9 Там же.
10 Там же.
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же.
16 Там же.
17 Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. - М., 1999. - С. 403.
мысль, П.С. Гуревич выделяет множественность субкультур: социальные и этнографические, демографические, элитарные и массовые, официальные и народные, эзотерические, языческие, христианские и т.д. Таким образом, любая культура - «это спектр субкультурных феноменов»18. Если культура — это целое, то субкультура - это часть, если культура - это структура, то субкультура - её элемент.
Н.Д. Саркитов характеризует субкультуру, как «автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами»19. Или, более подробно, субкультура - это «специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней»20.
С формированием и развитием культуры происходит становление субкультурных форм в обществе. Как было сказано выше, субкультуры могут различаться по идеологическому, возрастному, гендерному, религиозному и иному признаку, определяющему их генезис. На протяжении тысячелетий религиозный признак доминировал. Наряду с религиозными культурами появлялись религиозные субкультуры. Можно говорить даже о том, что существовали и существуют ключевые религиозные субкультуры, способные активно влиять на культуру социума в целом21. Например, христианство на Руси до 988 г. было такой религиозной субкультурой. «Ядро» восточнославянской культуры первоначально формировалось язычеством. Но, начиная с X в., православное христианство определяло господствующий тип культуры, т.е. стало «ядром» древнерусской культурной традиции, явилось решающим фактором культурогенеза, определило мировоззренческие устои традиционного русского общества.
Представляя собой, в сущности, социально-психологические явления - особые картины мира, субкультуры, тем не менее, стремятся и к внешнему обособлению от другого мира, используя для этого разнообразные способы: особый язык, манеру говорить, или особую одежду, или какие-либо знаки, по которым определяют «своего». Это могут быть особая этика, правила взаимоотношений между носителями субкультуры. Наконец, вырабатывается вполне определенный стиль и, даже, образ жизни, поддерживаемый носителями данной субкультуры22.
Язык любой субкультурной группы является прекрасным показателем интересов и занятий её членов. Представители различных субкультурных групп испытывают специфические переживания и вырабатывают специальные термины, чтобы их выразить. Жаргон подростков, «новых предпринимателей», так же как и диалекты этнических меньшинств, могут существенно отличаться от общепринятого языка. Развитие особых жаргонов, арго (фактически особых языков) создает в дальнейшем барьеры, отделяющие субкультурную группу от посторонних, поскольку последние часто не в состоянии понять, что было сказано носителем субкультуры23.
Одна из важнейших функций субкультуры состоит в том, что в её рамках осуществляется становление и формирование личности, т.е. реализуются процессы социализации. Поэтому влияние субкультур на их носителей на разных возрастных этапах неодинаково. В этом, возможно, кроется объяснение того, что наиболее ярко выраженными являются молодёжные субкультуры (панки, готы, рокеры и т.д.).
Среди других функций, общих для всех субкультур, можно выделить коммуникативную - обеспечивающую поиск единомышленников и общение внутри
18 Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. - М., 1999. - С. 403.
19 Художественная жизнь современного общества. - Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Под ред. К.Б. Соколова. Режим доступа: http: //www.twirpx.com/file/227250/
20 Там же.
21 Там же.
22 Там же.
23 Там же.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21
группы; компенсаторную, обеспечивающую достаточно высокую степень самооценки каждого члена группы; охранительную - направленную на сохранение специфических особенностей, присущих данной субкультуре.
Преобладание той или иной функции субкультуры (или их сочетаний) во многом определяет характер их взаимоотношений с другими субкультурами и «ядром культуры». Например, усиление охранительной функции делает субкультуру более «закрытой» как для влияния со стороны других субкультур, так и для освоения ценностей «ядра культуры» (пример - субкультура старообрядцев). Ярко выраженная компенсаторная функция может сделать субкультуру агрессивной или «воинствующей», противопоставляющей себя другим субкультурам и даже культуре в целом, привести к полному отрицанию «чужой» системы культурных ценностей и отказу ей в праве на существование (как, например, в некоторых молодёжных субкультурах)24.
В большинстве субкультур существует также личностный образец - образ человека, достойного подражания, принятый в данной группе в качестве идеала и выступающий в качестве объекта притязания. Этот образец отражает иерархию ценностей, принятую в данной субкультуре, и побуждает к подражанию или действию. Нередко такой образец возникает еще в детстве под влиянием трансляции образцов культуры предыдущих поколений и затем влияет на формирование картины мира индивида25.
Необходимо обратить внимание и на следующее обстоятельство: этническое большинство само по себе не является субкультурной общностью, поскольку оно, в сущности, составляет основу данного социума. Члены этнического большинства образуют субкультуры по разным признакам - возрастным, профессиональным, досуговым, религиозным и т.п. Этнические общности могут порождать любые национальные субкультуры, существуя в качестве меньшинств в преобладающей инонациональной среде26.
Зачастую этнические меньшинства имеют свою особую и обособленную религиозную традицию, отличную от той, что разделяется этническим большинством. Этот фактор может служить дополнительным или основным мотивом для консолидации группы. В ряде случаев возможно, чтобы принадлежность к той или иной религиозной группе оказывала влияние и на социальный статус человека в обществе. Таким примером могут служить приверженцы зороастризма в современном Иране, которых ныне там значительно меньше, чем мусульман.
Для сбалансированного взаимодействия культурных и субкультурных элементов в обществе, социум должен располагать, с одной стороны, консервативными или «традиционными» религиозными субкультурами, носители которых - приверженцы старых верований и культов, вышедшего из употребления этикета, устаревших идей, жанров и направлений в искусстве и т.п., от которых «ядро культуры» ушло далеко вперед.
«Традиционные» религиозные субкультуры - хранители «прошлых» ценностей -не только не позволяют слишком радикальным субкультурам демонтировать «ядро культуры» (что важно для сохранения культурной самобытности и преемственности), но, если ситуация потребует возврата к традиционным ценностям, готовы тут же предложить их обществу.
В России примером «традиционной» религиозной субкультуры является субкультура старообрядчества. Сформировавшись и обособившись от господствующей церковной культуры во второй половине XVII в., она зиждилась на фундаменте дореформенных религиозных устоев и обрядов, стараясь сохранить их в неискаженном виде. Находясь в оппозиции к религиозной реформе патриарха Никона, воспринимаемой старообрядцами как угроза всему сущему, старообрядческая субкультура была вытеснена на периферию, сохранив при этом верность дореформенной религиозной традиции.
24 Художественная жизнь современного общества. - Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Под ред. К.Б. Соколова. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/227250/
25 Там же.
26 Там же.
Одним наиболее ярких и характерных субкультурных феноменов в беспоповском старообрядчестве стало Выговское общежительство. Основанное выходцами из Соловецкой обители примерно в 1695 г., оно возникло на берегу Онежского озера, в месте слияния двух рек - Выг и Сосновки. В своем укладе обитель сохраняла традиции Соловецкого монастыря, разгромленного во время восстания 1676 г., за исключением того, что не признавала более церковной иерархии и священноначалия и таинств, совершаемых священнослужителями. Отказ от иерархии в старообрядчестве был мотивирован тем, что, с точки зрения старообрядцев-беспоповцев, нововведения, принятые при патриархе Никоне, безблагодатны, равно как безблагодатны и те, кто их принял. Отсюда и безблагодатность новопоставленного духовенства. Отсутствие священства повлекло за собой утрату определённого числа таинств в беспоповском согласии старообрядчества.
Яркой чертой субкультурности Выгореции было безбрачие её насельников, хотя они не принимали монашеского пострига. Непризнание рукоположения клириков по новому обряду влекло за собой невозможность совершения таинства венчания. Таким образом, канонический брак не мог быть заключен, а всякое иное сожительство считалось греховным и недопустимым. С течением времени вокруг Выговской пустыни стали формироваться поселения, где жили семейные люди из числа примкнувших и разделяющих страрообрядческие идеи, но в самой обители сохранялся монастырский тип проживания. Но Выговская пустынь не была монастырём в каноническом понимании.
Тем не менее, в рамках беспоповского направления старообрядчества продолжали существовать таинства крещения, исповеди и евхаристии. Они совершались мирянами, которые выбирались из числа насельников пустыни. Возможность совершения одних и невозможность совершения других таинств мирянами обуславливались тем, что без крещения и причастия невозможна сама жизнь христианина.
Продолжая традиции Соловецкого монастыря, в Выговской обители сохранялся обычай избирать настоятеля общины. Вообще, принцип соборности, практиковавшийся в Выговской пустыни, был поставлен во главу угла. Несмотря на всё уважение, которое оказывалось настоятелям обители, все важные вопросы решались исключительно соборно. Даже такие известные «киновиархи» как Андрей и Семён Денисовы, при которых Выгореция достигла своего наивысшего расцвета, всегда выступали не от своего имени, а от имени собора насельников. Сохранение соборности было еще одним фактором, формирующим отличительные черты Выгореции как субкультурного феномена, оппозиционного по отношению к господствующей религиозной культуре, поскольку, начиная с XV - XVI вв., в русских монастырях выборный принцип священноначалия уступал место назначению игуменов и архимандритов епископами27.
Кроме того, сформировалась своеобразная литературно-художественная традиция Выгореции, продолжавшая древнерусские традиции. В выговской литературной школе получили продолжение практически все жанры, существовавшие в древнерусской литературе: агиография, историческое повествование, летописание, сказания, различные виды слов-обращений (торжественные, воспоминательные, надгробные и др.), проповеди, послания, поучения, полемические сочинения, службы, силлабическая поэзия28. Однако братья Денисовы, наиболее известные лидеры Выгореции, стремившиеся создать в Выговской пустыни своего рода старообрядческую академию для подготовки миссионеров, в собранной ими библиотеке хранили не только святоотеческую литературу в дониконовских изводах, но и труды светских авторов, в т.ч. работы европейских алхимиков (например, Раймонда Луллия). Возможно, изучение алхимических трактатов было связано с целями, далёкими от мистического познания бытия Бога. Насельники Выгореции славились как искусные купцы, горные мастера,
27 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество / Сост. Г.М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Нехотина. -М., 2006. - С. 392.
28 Панченко Ф. В. Выголексинское общежительство // Православная энциклопедия. Режим доступа http://www.pravenc.ru/text/161059.html
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 14 (133). Выпуск 21
врачи. А в произведениях алхимиков можно найти и практические рекомендации горных дел мастерам и медикам.
На иконах выговского письма с конца XVIII века пишутся тёмные лики на золотом фоне, что сближает выговскую иконопись с иконописными традициями XIV - XV вв. Но в выговской иконописи также присутствуют пейзажные мотивы, вводятся элементы изображения северной природы (тундра, покрытая мхом, с растущими на ней низкими ёлками)29. Особый интерес представляют иконы с ликами выговских «святых» - Данилы Викулина, Петра Прокопьева, Андрея и Семена Денисовых, иноков Корнилия и Виталия - первых выговских поселенцев. Многие лики на этих иконах являются, по сути, портретами выговских «святых», что было новым явлением в иконописи 30.
В поисках выхода из создавшейся ситуации, когда, по мнению старообрядцев, были искажены сами основы христианской веры, старообрядческая субкультура во многом способствовала сохранению дореформенных черт русского православия. Но при этом, решая свои насущные проблемы выживания и сохранения духовных ценностей, старообрядчество привнесло в русскую культуру новые элементы.
Таким образом, разность культурных форм и традиций способна формировать различные цивилизационные и общественные устои и идеалы. «Ядром» той или иной культурной традиции выступают разделяемые большинством общества идеалы и традиции, формирующие мировоззрение и жизненный уклад социума. Однако в любом обществе существуют группы, которые, разделяя основные ценности господствующей культуры, имеют и ряд отличительных признаков, выделяющих их из общей массы. Такие группы, как было сказано выше, именуются субкультурными.
Особое влияние на культурогенез могут оказывать различные факторы, как материальные (климат, природные условия и т.д.), так и духовные (религиозные традиции, обряды). Когда та или иная культура или субкультура формируется под воздействием определенной религиозной доктрины, она может считаться религиозной.
Субкультуры могут формироваться по различным признакам: национальным, религиозным, гендерным, возрастным и т.д. Но долгое время религиозные признаки были доминирующими в процессе культурогенеза.
Взаимоотношения между «ядром культуры» и субкультурами зависят от того, насколько полно та или иная субкультура несет в себе элементы господствующей культуры. Религиозные субкультуры консолидируют в своих рамках тех представителей общества, которые не принимают всех элементов господствующей религиозной традиции, но разделяют ценности, учтённые и представленные в религиозной субкультуре, что соответствует их религиозным представлениям и предпочтениям.
В зависимости от базисных элементов, лежащих в основании субкультуры, они также могут дифференцироваться на «радикальные» и «традиционные». «Радикальные» субкультурные направления стремятся к более глубоким и кардинальным преобразованиям существующих культурных форм, которые, по мнению их представителей, способны в большей мере оказать положительное влияние на человека и общество. «Традиционные субкультуры» в большей степени консервативны и направлены на сохранение существующих культурных форм, либо же ратуют за возврат к таковым формам.
«Традиционные» субкультуры не только не позволяют слишком радикальным субкультурам демонтировать «ядро культуры», что важно для сохранения культурной самобытности и преемственности, но, если ситуация требует возврата к традиционным ценностям, готовы тут же предложить их обществу. В России одной из «традиционных» религиозных субкультур является старообрядчество. Наиболее ярко старообрядческая субкультурность выражена в его беспоповском согласии, что можно проследить на примере Выгореции.
Список литературы
29 Пашков А. Выговская поморская пустынь и её культура. Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/pashkov.html
30 Там же.
216 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ВЯ Серия Философия. Социология. Право.
2012. №14(133). Выпуск 21
1. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. - М., 2006. - С. 313.
2. Султанова М. Философия культуры Теодора Роззака (Очерк филос. публицистики). — М., 2005. - С. 9.
3. Лебедев С.Д. Словарь сайта Сергея Лебедева. Режим доступа: http://www.socionav.narod.ru/monograf/slovar.htm
4. Яблоков И.Н. Проблема определения религии. Режим доступа: http://www.religare.ru/ 2_2l.html#back
5. Художественная жизнь современного общества. - Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Под ред. К.Б. Соколова. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/227250/
6. Смелзер Н. Дж. Социология // Социологические исследования. - 1990. - № 12. - С. 119-137.
7. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. - М., 1999. - С. 403.
8. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество / Сост. Г.М. Прохоров. Общ. ред. В.В. Нехотина. - М., 2006. - С. 392.
9. Панченко Ф. В. Выголексинское общежительство // Православная энциклопедия. Режим доступа http://www.pravenc.ru/text/161059.html
10. Пашков А. Выговская поморская пустынь и её культура. Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/pashkov.html
PROBLEM OF CORRELATION OF THE CONCEPTS "RELIGIOUS CULTURE" AND "RELIGIOUS SUBCULTURE"
The difference between cultural forms and traditions is able to form different civilizational and social foundations and ideals. "Core" of a cultural tradition is the ideals and traditions perceived by the majority of society. They form the worldview and lifestyles of the society. However, in any society there are groups perceiving the core values of the dominant culture. They have a number of distinctive features distinguishing them from the total mass. Such groups are referred as subcultures.
Under the influence of religious doctrine religious subcultures can also appear. In their limits they consolidate members of society who don't perceive all the elements of the dominant religious tradition, but perceive values, considered and presented in a religious subculture, thus conforming to their religious beliefs and preferences. A bright example of a religious subculture is subculture of the Old Believers.
S.S. POCHEPTSOV
Belgorod National Research University
e-mail: rimskiy@bsu.edu.ru
Keywords: culture, "core of culture", subculture, religious culture, Old Believers.