ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ДЕЛИКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.А. РОМАШОВ, Московский городской педагогический университет
Аннотация
Поиск новых подходов к решению проблемы воспитания, социализации подростков с различными формами асоциального поведения был и остается актуальным в наше время. Настоящая статья посвящена результатам исследования влияния физкультурно-спортивной деятельности на воспитанников школы-интерната с деликвентным поведением. Освоение ценностей физической культуры и спорта на основе расширения двигательной активности, изучение теоретических основ здорового образа жизни, физкультурной и правовой грамотности оказывает положительное влияние на психофизическое состояние лиц с различными формами асоциального
поведения.
Abstract
Search for new approaches to education and socialization of teenagers with different forms of asocial behavior is still actual. In this paper, research results on influence of physical education upon delinquent internat school pupils are described. It is shown that familiarization with physical culture values, based on extended physical activity, study of the healthy life basics, law and body culture is influencing on psychophysical state of people with asocial tendencies.
Ключевые слова: деликвентное поведение, психофизическое состояние, комплексная коррекция асоциальных форм поведения, физкультурно-спортивная деятельность.
Проблема воспитания подрастающего поколения, формирования достойных членов человеческого общества волновала людей во все времена. При переходе к новым социально-политическим и экономическим условиям жизни, вызванным преобразованиями и реформами нашего общества, появилось много людей, не сумевших приспособиться к новым стандартам, и их поведение стало восприниматься окружающими как социально опасное. Для нашей страны, пережившей за последние столетия неоднократные смены общественно-политических систем, сопровождавшихся появлением большого числа неустроенных людей, в том числе подростков с физическими, психическими и поведенческими отклонениями, проблема их социализации всегда была и представляется актуальной.
«Самый эффективный путь преодоления трудновоспи-туемости, асоциального поведения учащихся - вовлечение их в социально значимую деятельность с последующим перевоспитанием отрицательных черт личности» [5, с. 4]. Физкультурно-спортивная деятельность является одной из наиболее интересных и доступных для подростков, в частности воспитанников школ-интернатов, сфер и направлена на расширение спектра их жизненных интересов, способствуя успешной социальной реабилитации [4].
Занятия физическими упражнениями рассматриваются: как способ организации досуга подростков, как одно из средств оздоровления подрастающего поколения и как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния. Интегральное использование перечисленных позиций дает положительный эффект в работе с детьми группы риска [2, 3].
Только длительное воспитательное влияние, оказываемое в результате целенаправленной и систематичес-
кой спортивной деятельности, позволяет ликвидировать различные антисоциальные отклонения в поведении подростков [1, 6].
Изучение влияния физкультурно-спортивной деятельности на жизнь и развитие конкретного коллектива школы-интерната № 24 ЮЗОУДО города Москвы и составляет содержание настоящей статьи.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является совершенствование процесса педагогической коррекции деликвентного поведения подростков 15-16 лет путем активного использования средств физической культуры и спорта.
В соответствии с этой целью были сформулированы и поставлены следующие задачи:
1. Провести сравнительный анализ уровня психофизического состояния подростков школы-интерната с нормальным и деликвентным поведением.
2. Проверить в ходе педагогического эксперимента эффективность применения средств физической культуры и спорта на коррекцию асоциальных форм поведения.
Активными факторами воздействия на воспитанников, особенно с признаками деликвентного поведения, являются:
1. Организация работы спортивных секций. В школе были созданы секции футбола, хоккея, волейбола, спортивных танцев, лыжных гонок и другие. Руководителями секций работают студенты ПИФК МГПУ. Занятия в секциях проводились регулярно (3-5 раз в неделю) по программам групп начальной подготовки в ДЮСШ. Посещение занятий постоянно контролировалось.
Диаграмма 1
2. Профильное изучение предмета «физическая культура» (5 часов в неделю).
3. Проведение спортивных соревнований внутри школы между отдельными классами: настольный теннис, баскетбол, волейбол, мини-футбол.
Организация исследования
Главной практической целью исследования является, в конечном итоге, коррекция асоциальных форм поведения подростков. Работа в указанном коллективе проводилась в несколько этапов.
1. На первом этапе (сентябрь - октябрь 2004 г.) был проведен формирующий эксперимент среди подростков 14-15 лет (п = 47) с помощью анализа личных дел, материалов комиссии по делам несовершеннолетних, рекомендаций администрации школы-интерната, тестирования и анкетирования по известным существующим методикам (12-факторный личностный опросник Р. Кэт-телла, тесты СОП, Басса-Дарки); была сформирована группа воспитанников (п = 30), склонных к девиантно-
му поведению, которые активно включились в физкультурно-спортивную деятельность. Цель этого исследования (этапа) состояла в том, чтобы определить начальное состояние подростков и следить в процессе эксперимента за его динамикой. В апреле 2005 года было проведено повторное исследование личностных характеристик участников эксперимента (диагр. 1, табл. 1, 2).
2. Второй этап был посвящен выявлению из состава экспериментальной группы подростков, склонных к де-ликвентному поведению, и развивающему эксперименту с ними. В ходе исследования и обработки полученных результатов было выделено две подгруппы (октябрь, 2005). По биографическим данным, свидетельствам воспитателей и представителей органов правопорядка, а также по показателям теста СОП (склонность к деликвентному поведению), Басса-Дарки (физическая, косвенная и вербальная агрессия) и Р. Кэттелла (фактор С) была выделена экспериментальная подгруппа (ЭГ) подростков, склонных к деликвентному поведению (п = 12). Остальные члены общей группы (п = 18) составили контрольную подгруппу (КГ). Для опреде-
Таблица 1
Результаты склонности к отклоняющемуся поведению (тест СОП) подростков, склонных к деликвентному поведению (п = 30) в октябре 2004 (н) и апреле 2005 (к)
Склонность к нарушению норм и правил Волевой контроль эмоциональных реакций Склонность к агрессии и насилию Склонность к самоповреждающему поведению Склонность к деликвентному поведению Склонность к аддиктивному поведению
Макс. 17 баллов Макс. 15 баллов Макс. 26 баллов Макс. 21 балл Макс. 20 баллов Макс. 20 баллов
н к н к н к н к н к н к
М 7,9 6,8 7,97 8,7 15,48 14,0 9,73 9,37 9,87 8,17 10,93 9,23
м 1,9 1,61 1,45 1,76 2,82 2,53 3,04 2,53 3,28 3,05 3,19 3,15
р <0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05
Таблица 2.
Показатели теста Басса-Дарки подростков, склонных к деликвентному поведению (п = 30),
в октябре 2004 (н) и апреле 2005 (к)
Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздраже-ние Негати- визм Обида Подозритель- ность Вербальная агрессия Чувство вины
н к н к н к н к н к н к н к н к
М 7,77 7,10 6,17 5,40 5,07 4,83 5,17 4,67 3,73 3,57 5,1 4,67 8,7 7,97 6,03 5,53
м 1,07 0,96 1,56 1,16 1,26 1,09 1,02 0,96 1,11 0,90 1,21 1,24 1,56 1,10 1,40 1,20
р <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05
Таблица 3
Результаты оценки уровня физической подготовленности деликвентных подростков (п = 12)
в октябре 2005 (н) и апреле 2006 (к)
Бег 30 метров (с) Тест Купера (м) Подтягивания на перекладине, кол-во раз Прыжок в длину (см)
н к н к н к н к
М 5,69 5,55 2022,50 2137,50 4,35 5,25 179,80 186,20
м 0,10 0,09 34,12 38,37 0,57 0,58 1,96 1,35
Р <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
Таблица 4
Результаты оценки уровня физической подготовленности подростков контрольной группы (п = 18)
в октябре 2005 (н) и апреле 2006 (к)
Бег 30 метров (с) Тест Купера (м) Подтягивания на перекладине, кол-во раз Прыжок в длину (см)
н к н к н к н к
М 5,7 5,6 1991,6 2068,3 4,4 5,3 181,4 187,5
м 0,07 0,07 24,81 27,7 0,43 0,46 1,62 1,40
Р <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
Таблица 5
Динамика результатов склонности к деликвентному поведению подростков экспериментальной группы (п = 12)
в октябре 2005 (н) и апреле 2006 (к)
СОП (склонность к деликвентному поведению) Басса-Дарки Р. Кэттелл фактор С (эмоциональная уравновешенность -неуравновешенность
Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия
н к н к н к н к н к
М 13,42 11,42 8,0 6,85 5,46 4,38 9,38 7,77 5,46 6,69
м 0,53 0,5 0,37 0,37 0,38 0,3 0,51 0,5 0,28 0,45
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
ления динамики уровня двигательной подготовленности участников обеих групп использовалась тест-программа мэра Москвы. С подростками, членами обеих групп был проведен развивающий эксперимент, включающий объем двигательной подготовки в неделю: занятия по физической культуре (5 часов), занятия в секции футбола (6 часов), а также цикл из 25 занятий развивающей направленности по программе «Здоровье - дело серьезное!», включающий лекции, семинары и беседы в течение учебного года на темы: основа здоровья - активный творческий труд; здоровый образ жизни - единство умственного и физического труда; необходимость физической культуры как следствие технического прогресса; спорт как воспитательный фактор приобщения людей к коллективизму и взаимопониманию, как метод самопознания.
Подведение итогов (май, 2006) - определение для всех членов группы параметров их состояния по тем же методикам, что и в начале эксперимента. Сравнение итоговых и начальных параметров проведено в табл. 3-5. Оно показывает положительную динамику изменения, что и составляет основной результат проделанной нами работы.
Анализ результатов тестирования позволил выявить следующие закономерности. Показатели по тесту Р. Кэт-телла (диагр. 1) в начале и в конце эксперимента (09.200404.2005) отличаются. Наиболее выраженные изменения произошли в группе подростков, склонных к девиантному поведению по факторам С (эмоциональная устойчивость - неустойчивость), Q3 (импульсивность - контроль желаний) и Q4 (нефрустрированность - фрустрирован-ность). Прирост показателей по вышеуказанным факторам считается достоверным, что подтверждено при помощи обработки результатов методом математической статистики р<0,05 (1-критерий Стьюдента). По факторам D (уравновешенность - неуравновешенность), Е (зависимость - доминантность), G (недобросовестность - доб-росовенность) и Н (робость - смелость) наблюдается положительный прирост показателей. Показатели факторов А (замкнутость - открытость), В (интеллект), Б (озабоченность - беспечность), I (суровость - мягкосердечность) и О (самоуверенность - чувство вины) до начала эксперимента и в конце обнаруживают устойчивость и не подвергаются изменениям.
Результаты теста СОП (склонность к отклоняющемуся поведению - табл. 1) в группе девиантных подростков показывают устойчивые изменения показателей: склонность к нарушению норм и правил, склонность к агрессии и насилию, склонность к деликвентному поведению, склонность к аддиктивному поведению. Обработка полученных данных показала достоверные изменения вышеуказанных критериев (р<0,05). Показатели тестов по волевому контролю эмоциональных реакций и склонности к самоповреждающему поведению остались практически неизменными.
Сравнение результатов теста Басса-Дарки (табл. 2) в начале и в конце эксперимента позволяет говорить
о достоверных измененях показателей физической, косвенной и вербальной агрессии (р<0,05). Проявления негативизма, чувства вины и подозрительности, оцененные в баллах, уменьшаются, но изменения незначительные. Показатели, характеризующие наличие обиды и раздражения у подростков, остаются практически без изменений.
Результаты двигательной подготовленности и личностных особенностей подростков ЭГ и КГ приведены в табл. 3-5. Смысл этой дополнительной обработки состоит в том, чтобы проверить действенность примененного нами воспитательно-коррекционного (комплексного) подхода на подростках с разной степенью как бы их «испорченности» или запущенности.
Она показывает, что положительный результат в ЭГ подростков, склонных к деликвентному поведению, не уступает эффекту воздействия на подростков КГ, а по некоторым даже превосходит их. Так, по некоторым показателям теста Басса-Дарки и Р. Кэттелла изменения для контрольной группы подростков имеют только положительную тенденцию (р>0,05), в то время как в группе подростков с деликвентным поведением динамика положительного изменения статистически достоверна (р<0,05). Это как раз означает, что примененный нами комплексный подход к воспитательно-коррекционой работе применим к подросткам с любой степенью асоциального поведения. Уровень двигательной подготовленности (09.2005) подростков ЭГ и КГ не имел достоверных различий (р>0,05), но в ходе эксперимента подростки обеих групп улучшили результаты в беге на 30 м, тесте Купера и прыжке в длину (р<0,05).
Выводы
Положительные результаты проделанной нами работы можно проиллюстрировать с двух позиций.
Первая - это уровень личностно-характерологических показателей членов экспериментальной группы и динамика уровня физической подготовленности. Из приведенных данных видна явная положительная динамика.
Вторая - это оценка состояния всего коллектива воспитанников. Наиболее объективно такая оценка может быть, очевидно, дана активом школы-интерната - кому же лучше всего видна динамика его развития, как ни тем воспитателям, которые постоянно находятся в контакте с подростками и отвечают за них.
И такая оценка также положительна, что подтверждено:
- улучшением общей дисциплины и всей обстановки в коллективе;
- победой в интеллектуальной игре «Я шагаю по Москве», проводившейся в рамках празднования 75-летия Департамента образования города Москвы, команды «Мегаполис», членами которой наряду со студентами МГПУ, детским домом № 59, центром об-
разования № 1862, были и воспитанники школы-интерната № 24;
- 1-м местом в комплексном зачете Спартакиады «Надежда» города Москвы в 2005-2006 гг.
Комплексный подход, включающий: объем двигательной подготовки в рамках профильного изучения предме-
та «Физическая культура» (5 ч в неделю); занятия по программе подготовки ДЮСШ по футболу (6 ч в неделю); занятия развивающей направленности (лекции и беседы) 25 ч в год по программе «Здоровье - дело серьезное!» -эффективен для коррекции деликвентного и иных форм отклоняющегося поведения подростков.
Литература
1. Жуков М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 370 с.
2. Жуков М.Н. Воспитание детей и подростков с девиантным поведением с использованием средств физической культуры и спорта: Монография. - Ярославль, 2004. - 356 с.
3. Кабачков В.Н., Куренцов В.А., Левченкова Т.В. Комплексная программа обследования детей и подростков, занимающихся в спортивных центрах, с целью выявления групп психосоматического риска: Методические рекомендации. - М., 1999. - 82 с.
4. Овчинников А.Н. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната: Дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2002. - 278 с.
5. Синякин М.П. Формирование психофизической устойчивости дезадаптированных подростков 15-16 лет в процессе спортивной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 158 с.
6. Талан М.В. Социально-педагогический комплекс и предупреждение преступлений несовершеннолетних по месту жительства: Дис. ... д-ра юрид. наук. - Казань, 1989. - 225 с.