ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
THE PROBLEM OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND POSSIBLE WAYS OF ITS SOLUTION
В.И. Тесленко, Я.В. Га ну ш ко V.I. Teslenko, Ya.V. Ganushko
Профессиональное обучение, дуальная система профессионального образования, государственная профессиональная школа, частное предприятие, «образовательный порядок», общий учебный план, политехнический принцип. В статье обсуждаются проблемы современного профессионального образования. Рассматривается немецкая дуальная система как пример эффективной организации профессионального образования.
Vocational training, dual system of vocational education, public vocational school, private enterprise, «educational order», general curriculum, polytechnical principle. The article studies the problems of modern vocational education and describes the German dual system as an example of effective organization of vocational education.
В связи с приватизацией предприятий, начавшейся в 90-х годах, отечественная промышленность оказалась на грани разрушения. Дорожно-строительное оборудование, электронная техника, медицинское оборудование и др. импортируются в Россию из-за рубежа, отечественного производства практически не осталось. В связи с острой необходимостью поднятия уровня отечественной индустрии в последние годы резко возрос интерес со стороны государства и общества к проблеме повышения качества профессионального образования. Появление предприятий, использующих инновационную технику и технологии в производственном процессе, требует соответствующей профессиональной подготовки специалистов. Однако со времен Советского Союза мало что изменилось в содержании профессионального образования, устарела материально-производственная база образовательных организаций, прежние методы обучения оказываются малоэффективными в контексте современных требований го-
сударственного образовательного стандарта, вследствие чего осложнен процесс адаптации выпускников к трудовой деятельности. В начале профессионального становления стажеру, как правило, не хватает ни теоретических знаний, ни практических навыков, поэтому он с трудом приспосабливается к производственному процессу. В первую очередь страдает качество выполняемых стажером работ, снижена производительность труда.
Анализ специфики социально-экономического развития России, современного состояния профессионального образования, методологической, психолого-дидактической литературы, практики обучения специалистов в средних профессиональных организациях приводит к выводу о наличии в образовательной системе профессиональной подготовки ряда противоречий:
1) между возросшими требованиями общества к научно-техническому прогрессу, определяющему развитие государства, и сложившейся прежней системой профессиональной подготов-
<
m
Щ
$9
I %
tí и
о
ь
к к
W m н
сJ
Рч < ^
о ^ О о
о Q
$ W
н S о
Рч W
0 §
к
1
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н и
щ
PQ
ки специалистов в средних профессиональных организациях;
2) осознанием необходимости поднятия экономики страны за счет профессионального образования и фактическим состоянием устаревшей материально-производственной базы учебных организаций;
3) предъявляемыми требованиями со стороны работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов и низким уровнем обученное™ выпускников средних профессиональных организаций.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования - несоответствие качества профессиональной подготовки специалистов современным требованиям рынка труда и отсутствие разработанных научно обоснованных технологий обучения, средств, методов и приемов их реализации в средних профессиональных организациях для повышения данного качества.
С целью изучения выделенной проблемы с разных позиций (сопоставлялись мнения обучающих и обучающихся) нами было проведено анкетирование. В эксперименте приняли участие 32 преподавателя специальных дисциплин и 46 студентов IV курса специальностей 190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Хакасского политехнического колледжа. Респондентам предлагалось выбрать наиболее подходящие ответы на вопросы из предложенных в анкете вариантов.
Для проверки достоверности ответов респондентов некоторые вопросы предлагались в разных формулировках, как, например, вопросы 1 и 5. Результаты анкетирования были обобщены и для наглядности представлены в виде таблицы.
Варианты ответов Ответы преподавателей Ответы студентов
1 2 3
1. Оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов, осуществляемой в настоящее время образовательными организациями
Низкое 40,6 % -
Среднее 50% 25%
Достаточно высокое 9,4 % 33,3 %
Высокое - 41,7 %
2. Факторы, негативно влияющие на качество профессиональной подготовки
Сокращение предприятий 58,1 % 47,2 %
Устаревшее учебно-производственное оборудование 33,6 % 41,7 %
Слабая организация производственной практики 8,3 % 2,8 %
Несоответствие содержания обучения современным требованиям рынка труда - 8,3 %
3. Оценка готовности выпускников применять передовые методы труда, современную технику и технологии в профессиональной деятельности
Низкая 43,75 % 18,8 %
Средняя 37,5 % 53,1 %
Достаточно высокая 18,75 % 15,6 %
Высокая - 12,5 %
4. Степень производственной самостоятельности выпускников во время производственной практики
Низкая 25% 16,7 %
Средняя 53% 75%
Достаточно высокая 22% 8,3 %
Высокая - -
Окончание табл.
1 2 3
5. Оценка качества производимых студентами работ во время практики
Низкое - -
Среднее 43,75 % 16,7 %
Достаточно высокое 56,25 % 41,7 %
Высокое - 41,7 %
6. Степень соответствия профессиональной подготовки выпускников современным требованиям рынка труда
Низкая 15,6 % -
Средняя 41,7 % 66,7 %
достаточно высокая 37,5 % 25%
Высокая - 8,.3 %
Как показала оценка преподавателями качества профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования, 40.6 % преподавателей признают качество подготовки низким, 50 % - средним и 9.4 % - хорошим. Следует отметить, что ни один из опрошенных преподавателей не дал профессиональной подготовке студентов высокую оценку. В отличие от преподавателей, 41.7 % студентов считают качество профессиональной подготовки отличным. Между тем в графе «Оцените степень соответствия профессиональной подготовки выпускников современным требованиям рынка труда» только 8.3 % студентов признают степень соответствия высокой, что позволяет судить о несоответствии ответов студентов и результатов ответов на предыдущий вопрос. При выборе преподавателями варианта ответа на вопрос о степени соответствия профессиональной подготовки выпускников современным требованиям рынка труда не единожды было высказано замечание об отсутствии согласованности с работодателями относительно ожидаемого результата: какими конкретно знаниями, навыками должен владеть выпускник, получивший диплом среднего профессионального образования по данной специальности.
Анализ ответов на следующие вопросы: «Оцените сформированность умений выпускников применять передовые методы труда, современную технику и технологии в профессиональной деятельности» и «Оцените степень производ-
ственной самостоятельности выпускников во время производственной практики» - позволяет выявить наличие недостатков в практической и теоретической подготовке будущих специалистов среднего звена.
Среди основных причин, негативно влияющих на качество профессиональной подготовки студентов, респондентами были указаны следующие:
- сокращение промышленных предприятий, что отражается на качестве прохождения профессиональной производственной практики и стажировки;
- моральный и физический износ материально-технической базы для организации учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных организациях;
- низкий уровень использования инновационных технологий в подготовке студентов к профессиональной деятельности;
- содержание профессионального образования не учитывает политехнический аспект межпредметных связей учебных предметов в средних профессиональных организациях.
Для составления полной картины состояния проблемы нами было проведено интервью студентов IV курса, которое позволило выявить: 83.3 % (40 чел.) студентов хотели бы работать по специальности, 16.7 % (6 чел.) допускают другие варианты трудоустройства; 50 % студентов считают, что полученная профессиональная подготовка в колледже соответствует их ожиданиям,
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
41.7 % признают подготовку достаточной, 8.3 % разочарованы результатом.
На основании изучения и анализа проведенных нами исследований были сделаны выводы о необходимости проведения специальных исследований по проблеме повышения качества профессиональной подготовки выпускников средних профессиональных организаций: способность выпускников к самостоятельным действиям сформирована на низком уровне, так как у них нет представлений о целостной системе политехнической деятельности; нарушены межпредметные связи между учебными предметами, формирующими целостность и системность политехнических знаний и политехнической деятельности.
Как показывает теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, большинство из перечисленных проблем можно было бы избежать, усилив вовлеченность работодателей в учебный процесс средних профессиональных организаций. Наглядным примером активного участия работодателей в формировании компетентного специалиста является дуальная система профессионального образования в Германии, основной показатель эффективности которой - наименьший уровень безработицы среди
немецкой молодежи [Reith, 2013]. Почти 60 % всех подростков в Германии проходят подготовку в дуальной системе профессионального образования.
Дуальная система представляет собой взаимодействие двух учебно-производственных сред: государственной профессиональной школы и частного предприятия. Предприятие и учебное заведение работают совместно, обеспечивая высокий уровень подготовки кадров. Причем более приоритетной является практическая составляющая, занимающая % учебного времени. На производстве обучаемый получает преимущественно практический и производственный опыт.
В профессиональной школе производственные умения и навыки дополняются системой теоретических знаний. Программы обучения в этих школах узкопрофессиональные: система знаний, получаемая обучащимися, в основном связана с выбранной специальностью.
Общими основными документами для обеих инстанций являются профессионально-образовательный закон [Berufsbildungsgesetz (BBiG), 2005] и школьный закон земли (Schulgesetz).
Вышеизложенное можно кратко представить в виде следующей схемы (рис.).
предприятие
профессионально -практическое обучение Ä
Ü
проф есснональная подготовка
профессионально-образовательный закон
проф есснональная школа
щхнЬесснонлльно-теорггнческое обучение
О
школьный закон земли
Рис. Дуаль
Рассмотрим более подробно особенности организации дуального профессионального образования на частном предприятии и в государственной профессиональной школе.
Немецкое профессиональное образование в дуальной системе строится на основе профессионально-образовательного договора
я система
между предприятием и молодежью (абитуриентом). В договоре прописаны действующие правовые инструкции и правовые положения. Для несовершеннолетних договор заключают их родители или опекуны. Срок обучения в дуальной системе - два - три с половиной года. Профессиональное обучение начинается с испытатель-
ного срока длительностью от одного до трех месяцев, в течение которого одна из сторон может расторгнуть договор без указания причин.
Предприятие берет на себя материальные затраты профессионального образования и выплачивает обучаемым стипендию в размере 1/3 от зарплаты квалифицированного сотрудника. Заключив профессионально-образовательный договор с предприятием, обучающийся обязан посещать профессиональную школу, закрепленную за данным предприятием. Молодые люди ежедневно 3-4 дня обучаются на предприятии и в среднем 2 дня - в профессиональной школе.
На предприятии профессионально-практическое обучение проводят инструкторы-специалисты, которые обладаютпрофессиональ-ными, педагогическими и профессионально-предметными знаниями и навыками. Обучающимся бесплатно предоставляются учебные средства. Обязательным условием данного вида обучения является соответствие производственного оборудования современной технике.
За производственное профессионально-практическое обучение несут ответственность Государственные Палаты (торгово-промышленная, ремесленная, Палата сельского хозяйства и др.). Они производят проверку и регистрацию контрактов по заключению профессионально-образовательного договора, консультируют учащихся по всем вопросам образования, проводят внешние проверки: зачетный и выпускной экзамены, проверку повышения квалификации.
Образование на предприятии регулируется через «образовательный порядок», который издан в форме юридических предписаний. В настоящее время в Германии существует около 350 «образовательных порядков» для признанных государством профессий. В «образовательном порядке» установлены: наименование профессии, срок обучения, результаты профессионального обучения (знания, навыки, способности), учебный план и экзаменационные требования. На основании «образовательного порядка» предприятие разрабатывает собственную производственную учебную программу для каждой специальности.
Для контроля эффективности образования все обучающиеся должны вести отчетную ведомость, в которой они отмечают либо ежедневно, либо еженедельно переданные им задания. В процессе обучения на производстве учащиеся должны сдавать зачеты, которые служат контролем уровня производительности и качества выполняемых работ.
Каковы основные задачи государственной профессиональной школы?
Государственная профессиональная школа совместно с частным предприятием выполняет в дуальной системе общий образовательный заказ. При этом профессиональная школа выступает как равноправный партнер. Основными целями профессиональной школы являются: расширение общего образования; содействие производственному обучению, осуществляемому на предприятии; адаптация обучающегося к будущей профессиональной деятельности; подготовка будущего специалиста, готового справляться с изменением требований в профессиональной сфере. Для достижения поставленных целей профессиональная школа должна:
- учитывать необходимую специализацию для каждой профессии, обеспечивая в учебном процессе профессионально-направленное содержание;
- использовать технологии обучения, основанные на деятельностном подходе;
- способствовать развитию таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, критическое мышление, творческий подход к решению проблем и т. д.;
- гарантировать гибкий образовательный ассортимент.
На государственном уровне профессионально-теоретическое образование регулируется общимучебным планом (Ка1"1теп1е11гр1ап), разработанным в 1991 году Конференцией земельных министров культуры (КМК). На основе общего учебного плана профессиональные школы создают свои учебные программы. Учебная программа каждого предмета включает в себя:
- образовательные цели, которые указывают, к каким результатам они должны привести
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
(формирование компетенций, приобретение навыков, получение знаний);
-учебный материал, который закладывается в содержание занятия;
- дидактические принципы, рекомендуемые преподавателям.
Учебная нагрузка в профессиональной школе для обучающихся, как правило, не превышает 36 часов в неделю. Продолжительность занятия составляет 45 минут.
Учебный процесс в профессиональной школе в основном делится на общую (1 год обучения) и отраслевую (2-3 годы обучения) ступень. В первый год обучения осуществляется общеобразовательная подготовка, при этом учитывается специфика выбранной профессии. Обязательными общеобразовательными предметами являются немецкий язык и коммуникация, профессионально ориентированный иностранный язык, политическое образование, религиозная этика, физкультура. В рамках обязательного предмета на выбор может быть математика, естественные науки, иностранный язык или дополнительная квалификация. Раз в неделю предусматриваются и факультативные занятия. Для предмета по выбору или факультативного занятия вместо отметки в свидетельство выставляется «принято участие», «с успехом принято участие», «с хорошим успехом принято участие».
Во второй и в третий годы обучения в профессиональной школе осуществляется профессионально ориентированная подготовка. Причем занятия принципиально должны проводиться в специально предназначенных отраслевых классах.
Профессиональное обучение в дуальной системе заканчивается для обучающегося выпускным экзаменом, который состоит из профессионально-теоретической и профессионально-практической частей. В состав экзаменационной комиссии входят представители Государственных Палат, профессиональной школы и предприятия.
В настоящее время более половины подростков и молодых людей в Германии получают профессиональное образование в дуальной
системе. Федерацией признано 346 профессий, из них 211 профессий было усовершенствовано, 49 - новые профессии, такие как, например, торговый агент туризма и свободного времени, микротехнолог и др. Целью современного немецкого профессионального образования является содействие необходимым компетенциям и квалификациям обучающихся для выполнения квалифицированной деятельности на изменяющемся рынке труда. Проведенный теоретический анализ опыта Германии по организации профессионального образования позволяет сделать следующий вывод: дуальная система немецкого профессионального образования служит образцом для всего Евросоюза и показала свою эффективность не только в Германии, но и в ряде других стран (Швейцария, Австрия и др.). Среди основных преимуществ данной системы профессионального образования можно выделить:
1. Особую форму сотрудничества между профессиональной школой и частным предприятием, позволяющую вести качественную подготовку будущего специалиста и гарантирующую его дальнейшее трудоустройство.
2. Активное участие работодателей в образовательном процессе, способствующее становлению востребованного специалиста, владеющего необходимыми компетенциями, соответствующими современным требованиям рынка труда.
Мы полагаем, что опыт организации профессионального образования в Германии в рамках исследуемой нами проблемы представляет определенный интерес для отечественной системы профессионального образования. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным адаптировать модель дуальной немецкой системы к отечественной системе профессионального образования с целью повышения качества подготовки выпускников средних образовательных организаций. Проведенное исследование не решает полностью проблему подготовки студентов средних профессиональных организаций в современной образовательной практике России. Необходимо разработать спе-
циальное методико-технологическое обеспечение образовательной программы подготовки специалистов средних профессиональных организаций на основе политехнического принципа через взаимосвязь всех учебных предметов и производственной практики.
Библиографический список
1. Гитман М.Б, Столбов В.Ю. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 10.
2. Профессиональная педагогика: учебник для студ., обучающ. по педагог, спец. и напр. / под ред. С.Я. Батышева, A.M. Новикова. Изд. 3-е, перераб. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. 455 с.
3. Фалалеев А.Н., Абуховский В.И., Разработка методических подходов к формированию
5.
стратегии развития градообразующих предприятий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №3 (21). С. 357-361. Шилова Н.В. Содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях г. Красноярска в конце XIX - начале XX вв. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 120-125.
Berufsbildungsgesetz (BBiG). 23. März 2005. Stand 11. 2005. April.
Paetzold H. Berufsschule und Betrieb als Lernorte im duallen System. Kaiserslautern, 2006.
Reith K. Duale Ausbildung - Muster fuer Europa? 2013. URL: http://bildungsklick. de/a/87852/duale-berufsausbildung-muster-fuer-europa/
<C
а
с m
о
b X
Щ
w m H
о
Рч < ^
о ^ о о
О Й
Ei
w
H
к о
Рч
w
I
0
1
X %
«
о w
V
к
ь
l-ч
<с п
W
с
S
X
Н U
W
м