УДК 378(4) ББК 74.48(4) Б 26
К.В. Булах
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: kseniya.bulah@yandex.ru
Н.Н. Жукова
Кандидат исторических наук, научный сотрудник НИЧ ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»; E-mail: kseniya.bulah@yandex.ru
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
(Рецензирована)
Аннотация. Авторами рассматривается история становления и развития в отдельных европейских странах дуальной системы профессионального образования. На основе анализа документов Европейского центра развития профессионального образования, важнейших нормативных документов, регулирующих систему профессионального образования и обучения в германии, а также работ зарубежных авторов, посвященных системам профессионального образования в Европе, показаны особенности «классических» моделей профессионального образования и обучения в Европе: дуальной корпоративной модели в германии, государственно-регулируемой модели во Франции и модели либерального рынка в Британии. Особое внимание в статье уделяется истории становления и развития дуальной системы профессионального образования в германии. Изучение опыта реализации дуальной системы профессионального образования в странах Европейского союза позволило глубже понять основные факторы успеха немецкой модели дуального обучения.
Ключевые слова: история развития, дуальная система, модель, профессиональное образование и обучение, Европейский Союз, германия, Франция, Великобритания.
K.V. Bulakh
Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, the Nevinnomyssk State Humanistic-Technical Institute; E-mail: kseniya.bulah@yandex.ru
N.N. Zhukova
Candidate of History, Scientist of Research Department of the Nevinnomyssk State Humanistic-Technical Institute; E-mail: kseniya.bulah@yandex.ru
HISTORY OF DEVELOPMENT OF DUAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE COUNTRIES OF THE EuROPEAN uNION
Abstract. The authors examine the history of formation and development of dual system of professional education in some European countries. On the basis of the analysis of documents of the European center for development of professional
education, the major normative documents regulating the system of professional education and training in Germany, and works of the foreign authors devoted to the systems of professional education in Europe, the authors of this publication show the features of "classical" models of professional education and training in Europe: dual corporate model in Germany, government-regulation model in France and models of the liberal market in Britain. Special attention is paid to history of formation and development of dual system of professional education in Germany. Studying experience of realization of dual system of professional education in the countries of the European Union has allowed us to more deeply understand the major factors of success of the German model of dual training.
Keywords: Development history, dual system, model, professional education and training, European Union, Germany, France, Great Britain.
Европейское профессиональное образование своими корнями уходит в средневековое прошлое. Вплоть до XVIII века профессиональное образование и обучение в европейских странах практически не различалось. Оно регулировалось правилами профессиональных объединений - гильдий, в которых состояли ремесленники. Пройдя по ступеням существовавшей в рамках гильдии иерархической лестницы, ученик становился подмастерьем и далее, приобретя необходимый опыт, мог стать мастером.
Под влиянием ряда причин - отмены системы гильдий, различных темпов индустриализации, влияния политических, философских, культурных и религиозных течений - в первой половине XX века в странах Европы сформировались различные системы профессионального обучения. Определяющее воздействие на их формирование оказала индустриализация, которая вызвала далеко идущие экономические и технологические изменения, а также глубоко изменила структуру общества, социальное взаимодействие, образ жизни, политические системы и т.д. Но при этом процесс индустриализации в Европе не только не создал единой системы/ модели профессионального обучения, а, напротив, разрушил более или менее однородные методы профессиональной ремесленной подготовки, которые устанавливались на протяжении столетий, и заменил их множеством «современных»
образовательных систем, которые, на первый взгляд, имеют мало общего. Безусловно, значительное влияние на формирование моделей профессионального образования и обучения в европейских странах также оказали культурные ценности, традиции и национальный менталитет [1].
В результате сформировались три основные, так называемые «классические» модели, которые легли в основу современной системы профессионального образования и обучения в Европе: дуальная корпоративная модель в Германии, государственно-регулируемая модель во Франции и модель либерального рынка в Великобритании [1, 2].
В данных моделях прослеживаются важные различия в роли государства, взаимосвязи между профессиональным образованием и обучением и подходами к управлению экономикой. Эти три «классические» модели профессиональной подготовки, сформировавшиеся к первой половине XX века, представляют собой прототипы, на основе которых европейские страны ведут поиск новых путей сближения в сфере профессионального образования и обучения [1].
Все попытки заменить традиционные «классические» европейские модели профессионального обучения альтернативными, возможно, более привлекательными и эффективными, не увенчались успехом. Так, реформирование системы
Три «классических» модели профессионального образования и обучения [3]
Модель либерального рынка: Великобритания Государственно-регулируемая модель: Франция Дуальная корпоративная модель: Германия
Кто определяет организацию профессионального образования и обучения? Рыночные переговоры между представителями рабочей силы, управления и поставщиками профессионального образования и обучения. государство. государственно-регулируемые палаты ремесленных профессий, организованные по профессии.
Где осуществляется профессиональное образование и обучение? Существует много вариантов: в школах, в компаниях, в школах и компаниях, через электронные средства массовой информации и т.д. В специальных школах, так называемых «производственных школах». В установленном чередовании между компаниями и профессиональными школами («дуальная модель»).
Кто определяет содержание профессионального образования и обучения? Либо рынок, либо отдельные компании, в зависимости от того, что необходимо на данный момент. Содержание не предопределено. государство (вместе с социальными партнерами). Оно направлено, прежде всего, не на проведение практического обучения на предприятиях, а опирается на более общую, теоретическую подготовку. Предприниматели, профсоюзы и государство совместно принимают решение.
Кто оплачивает профессиональное образование и обучение? Как правило, за это платят люди, которые получают профессиональное образование и профессиональную подготовку. Некоторые компании финансируют определенные курсы, которые они предоставляют. государство взимает налог с компаний и финансирует профессиональное образование и обучение, но только для определенного количества абитуриентов ежегодно. Компании финансируют обучение на предприятии, и эти затраты учитываются при налогообложении. Стажеры платят по контракту определенную сумму. Профессиональные школы финансируются государством.
Какую квалификацию получают в конце профессионального образования и обучения, и какие возможности они открывают? Мониторинг обучения отсутствует, а также не проводятся универсальные аккредитованные итоговые экзамены Существуют государственные сертификаты, которые также дают возможность лучшим выпускникам перейти на следующий уровень обучения. Квалификация обычно дает право работать в соответствующей профессии и перейти на следующий уровень обучения.
профессионального образования в Великобритании и Франции в XX в. происходило в рамках традиционных моделей, разработанных в XIX в.
В настоящее время система дуального образования во Франции открывает ученикам дорогу ко всем профессиональным сертификатам, зарегистрированным в национальном каталоге профессиональных квалификаций. Он включает все сертификаты среднего или высшего образования, а также сертификаты профессиональной квалификации, созданные профессиональными отраслями. Заключив контракт на ученичество (от 1 до 3 лет), молодые люди имеют такой же статус и права, как и другие сотрудники предприятия, а также получают зарплату. Обучение проходит как на рабочем месте, так и в учебном центре для учеников. Система регулируется государственным законодательством, региональными советами, политическими установками и социальными партнерами, осуществляющими руководство центрами подготовки. Финансирование данной системы обучения также идет с трех сторон: от государства, которое освобождает предприятия от взносов работодателей на сумму зарплаты каждого ученика, региональных советов (бонусы по найму, субсидии на обучение) и компаний (налог на обучение) [4].
В Великобритании профессиональное образование и обучение реализуется на уровне среднего и высшего образования. До 18 лет можно получить профессиональное образование за счет государственных средств, а взрослые учащиеся имеют право на получение грантов и займов. Ученичество включает заключение контракта на работу (от 1 до 4 лет) и в большинстве случаев получение технической и профессиональной квалификации, а также приобретение общеобразовательных навыков (математика, грамотность и ИКТ). Все большее
распространение в Великобритании получает профессиональное образование и обучение на уровне высшего образования [4].
Особый интерес вызывает история становления и развития дуальной корпоративной системы профессионального образования и обучения в германии, которая является образцом для многих стран мира. Своими корнями она уходит в средневековое прошлое страны, когда гильдии мастеров организовывали образовательный процесс становления подмастерья и получения дополнительной квалификации мастера. Профессиональная образовательная подготовка оставалась в рамках ремесла вплоть до XIX века, когда стала формироваться система ремесленных профессий.
Постепенно базовая модель профессионального образования и обучения приобретала новые формы в рамках дуальной системы, отвечающей потребностям нового исторического периода в развитии германии. германские промышленники, чьи предприятия активно развивались в конце XIX века, вынуждены были признать, что для стабильного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требуется постоянный приток на производство квалифицированных рабочих кадров. Их труд нельзя полностью заменить машинным. государство, со своей стороны, было заинтересовано как в стимулировании промышленного развития страны за счет стабильного обеспечения квалифицированными кадрами, так и в идеологическом влиянии на молодежь, стремясь получить возможность распространения среди обучающихся консервативных политических воззрений и тем самым ограничить влияние профсоюзов и выступления трудящихся.
Основополагающее влияние на формирование дуальной системы профессионального образования и обучения имела деятельность немецкого педагога георга
Кершенштайнера, который в своих трудах сконцентрировался на решении таких вопросов, как развитие системы профессионального образования и роли образования в воспитании гражданственности. Своей деятельностью он поощрял практическую работу в школах в духе рабочей школы и способствовал развитию существующей школы дополнительного образования в полноценную профессиональную школу.
Одним из первых нормативных документов, регулирующих систему профессионального образования и обучения в Германии, стало промысловое уложение, принятое в 1869 г. По нему в Северогерманских землях вводилось обязательное получение образования для несовершеннолетних в целях совершенствования рабочих навыков. Последующими поправками к образовательному процессу привлекались палаты квалифицированных ремесел, на которые возлагалась обязанность осуществления надзора за профессиональным ремесленным обучением [5]. А уже принятый под давлением движения малого бизнеса в 1897 г. закон, регулирующий деятельность ремесленников, стал основой современного законодательства о дуальной системе профессионального образования и обучения в германии - Закона о профессиональном обучении. В документе оговаривалась квалификация учителей, фиксировалась трехлетняя система ученичества с экзаменом по завершении, на весь ремесленный сектор распространялась система контрактов. Закон предписывал палатам и гильдиям заниматься вопросами обучения, а также проведения экзаменов для подмастерьев и мастеров [6]. Таким образом, принятым законодательством были заложены основные принципы дуальной корпоративной структуры профессионального образования и обучения в германии.
Следует отметить, что на рубеже Х1Х-ХХ вв. постепенно происходило совершенствование отраслевого образования в специализированных учебных заведениях германии. Так в 1920 г. вводится обязательное профессиональноеобучение для коммерческих профессий. Но вся законодательная база в сфере профессионального образования и обучения до определенного момента оставалась разрозненной. В рамках единого федерального документа - Закона о профессиональном обучении - различные (региональные) нормативные акты были объединены в 1969 году. Основы законодательства, заложенные в конце XIX в., здесь были дополнены положениями об участии государства и профсоюзов в реализации дуальной системы профессионального образования и обучения [7]. С этого момента происходит постоянное обновление законодательства в данной сфере. Так, в период 1969-1990 гг. постепенно были обновлены 229 из 375 правил обучения, в 2005 г. проведено общее обновление Закона о профессиональном обучении. Т.о., дуальная система профессионального образования и обучения, имеющая давнюю традицию в германии, постоянно модернизируется.
В германии центральная политическая роль ремесла и торговли в качестве противовеса промышленным рабочим и профсоюзам должна была быть скорректирована с учетом растущей важности крупных экспортных компаний, которые действовали на государственном уровне. Это нашло свое отражение в формировании трехсторонней системы управления и специфических решениях при организации процесса профессионального образования и обучения [8].
Федеральное правительство признает обучение по дуальной системе, диктует требования к обучению и экзаменам, устанавливает правила обучения. Федеральное
министерство образования отвечает за общие вопросы политики в данной области и играет координационную и руководящую роль при обучении по всем профессиям в сотрудничестве с соответствующими министерствами. Министерство также тесно сотрудничает с Федеральным институтом профессионального образования и обучения, который проводит исследования и консультирует федеральное правительство и учреждения профессионального образования. Федеральные земли отвечают за школьную часть профессионального образования и обучения, выпускают учебные программы для учреждений профессионального образования, оплачивают работу преподавательского состава, контролируют деятельность палат, а также создают комитеты с представителями работодателей и работников. Министерства образования в землях сотрудничают в рамках постоянной конференции для обеспечения единообразия и сопоставимости. Работодатели отвечают за создание и обновление обучения по профессиям, назначение экспертов для регулирования профессиональной подготовки, согласование положений в коллективных соглашениях, таких, как вознаграждение. Торгово-промышленная палата / Германская конфедерация квалифицированных ремесел проводит консультирование заинтересованных в подготовке сторон, контролирует обучение в компании, проверку способностей компаний и инструкторов по обучению, регистрацию договоров на обучение, а также проводит экзамены [9, 4]. В результате тесное сотрудничество между социальными партнерами (федеральным правительством, федеральными штатами, промышленностью (работодатели и Торгово-промышленная палата / Германская конфедерация квалифицированных ремесел), зафиксированное в Законе о профессиональном обучении, стало
ключевым фактором успеха немецкой дуальной системы обучения.
В итоге в Германии дуальная система профессионального образования и обучения стала неотъемлемой частью системы общего образования и обучения. У учащихся имеется несколько возможностей получить профессиональную квалификацию после окончания школы: в профессиональной школе полного цикла; в рамках дуальной системы профессионального образования и обучения / среднем профессиональном училище; в университете прикладных наук, который также дает возможность обучения по дуальной системе или в обычном университете. И многие выбирают обучение именно по дуальной системе, длящееся, как правило, 3 года (36 месяцев) [9]. Ведь кроме актуальных умений и навыков, обучающийся получает вознаграждение, выплачиваемое компанией, составляющее около одной трети от зарплаты квалифицированного рабочего. Дуальная система профессионального образования и обучения имеет высокую репутацию в Германии также у работодателей, поскольку все ученики активно участвуют во многих повседневных производственных процессах.
Успешность немецкой дуальной системы обучения демонстрирует самый низкий процент безработицы среди молодежи в ЕС. По данным Евростата, в Германии на 2013 г. он составлял 7,9% [9: 4]. Система ученичества в Германии обеспечивает сертифицированное обучение более чем по 300 профессиям. Перечень профессий, по которым проводится обучение, постоянно пересматривается, расширяется. Так, с 2001 г. было включено более 40 новых профессий [9].
Но, несмотря на это, классическая немецкая дуальная корпоративная модель профессионального образования и обучения оказалась менее успешной при ее внедрении в других странах. По мнению
представителей промышленного сектора, в германии ее эффективность обеспечивает ряд факторов. Прежде всего, это школьная система, поддерживающая дуальную модель. Также большое значение имеет немецкая традиция лояльности государства к компаниям, реализующим на своей базе дуальную систему профессионального образования и обучения. Это целая система, поддерживаемая политиками и обществом и необходимая самим компаниям [10].
Интересен взгляд с другой стороны - преподавателя образовательного учреждения, реализующего дуальную модель подготовки специалистов. По мнению профессора Х. Крамера, экономика германии ориентирована на экспорт, и одной из ее сильных сторон является высококачественная высокотехнологичная продукция. Но для ее получения нужен богатый запас средне- и высококвалифицированных рабочих, подготовка которых обеспечивается в рамках дуальной системы. Ее функционирование гарантирует, что германия постоянно будет обеспечена квалифицированными кадрами
для выполнения необходимой работы [10]. То есть дуальная система образования и обучения, обеспечивая наличие базы квалифицированных специалистов, соответственно создает предпосылки для успешного экономического развития и роста конкурентоспособности экономики германии.
Таким образом, из сформировавшихся в Европе трех «классических» моделей системы профессионального образования и обучения наибольший интерес со стороны многих государств вызывает дуальная корпоративная модель. В своей классической форме она активно развивалась в германии, где получила наиболее широкое распространение на всех уровнях обучения. Законодательство германии, регулирующее дуальную систему, предусматривает тесную интеграцию социальных партнеров по всем вопросам профессиональной подготовки: принцип, который оправдал себя и успешно продолжает действовать. На сегодняшний день дуальная система профессионального образования играет важную роль в успешном экономическом развитии германии.
Примечания:
1. Greinert W.-D. European vocational training «systems» - some thoughts on the theoretical context of their historical development // Vocational Training. 2004. May-August, № 32. P. 18-20.
2. Greinert W.-D. European vocational training systems: the theoretical context of historical development // Towards a history of vocational education and training (VET) in Europe in a comparative perspective: Proceedings of the first international conference, October 2002, Florence. Vol. I. The rise of national VET systems in a comparative perspective. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004. P. 17-27.
3. Wollsch^ger N., Reuter-Kumpmann H. From divergence to convergence. A history of vocational education and training in Europe // Vocational Training. 2004. May-August, № 32. P. 9.
4. Cedefop. Spotlight on VET - Anniversary edition. Vocational education and training systems in Europe. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. P. 26-27.
5. Gewerbeordnung. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gewo/
6. Deissinger T. Dual System // International Encyclopedia of Education / Eds. by P. Peterson, E. Baker, B. McGaw. Oxford: Elsevier, 2010. Vol. 8. P. 448454. URL: https://kops.uni-konstanz.de/bitstream/handle/123456789/11960/Dual_ System.pdf?sequence=1
7. Berufsbildungsgesetz. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bbig_2005/
8. Heikkinen A. Models, paradigms or cultures of vocational education // Vocational Training. 2004. May-August, № 32. P. 40.
9. Vocational Training "Made in Germany" Germany's Dual System of Vocational Education and Training (VET). URL: https://www.gtai.de/GTAI/Content/EN/ Invest/_SharedDocs/Downloads/GTAI/BLG/blg--most-wanted--dual-vocational-training-in-germany-pdf.pdf
10. Nigel Cassidy German apprenticeships: A model for Europe? // BBC NEWS. URL: http://www.bbc.com/news/business-16159943
References:
1. Greinert W.-D. European vocational training "systems" - some thoughts on the historical context of their historical development // Vocational Training. 2004. May-August, No. 32. P. 18-20.
2. Greinert W.-D. European vocational training systems: Towards a history of vocational education and training (VET) in Europe in a comparative perspective: Proceedings of the first international conference, October 2002, Florence. Vol. I. The rise of the national VET systems in a comparative perspective. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004. P. 17-27.
3. Wollschlgger N., Reuter-Kumpmann H. From divergence to convergence. A history of vocational education and training in Europe // Vocational Training. 2004. May-August, No. 32. P. 9.
4. Cedefop. Spotlight on VET - Anniversary edition. Vocational education and training systems in Europe. Luxembourg: Publications office of the European Union, 2015. P. 26-27.
5. Gewerbeordnung. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gewo/
6. Deissinger T. Dual System / / International Encyclopedia of Education / Eds. by P. Peterson, E. Baker, B. McGaw. Oxford: Elsevier, 2010. Vol. 8. P. 448454. URL: https://kops.uni-konstanz.de/bitstream/handle/123456789/11960/Dual_ System.pdf?sequence=1
7. Berufsbildungsgesetz. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bbig_2005/
8. Heikkinen A. Models, paradigms or cultures of vocational education // Vocational Training. 2004. May-August, No. 32. P. 40.
9. Vocational Training "Made in Germany" Germany's Dual System of Vocational Education and Training (VET). URL: https://www.gtai.de/GTAI/Content/EN/ Invest/_SharedDocs/Downloads/GTAI/BLG/blg--most-wanted--dual-vocational-training-in-germany-pdf.pdf
10. Nigel Cassidy German apprenticeships: A model for Europe? // BBC NEWS. URL: http://www.bbc.com/news/business-16159943