Научная статья на тему 'Проблема изменения современных средств массовой информации в мультимедийной среде'

Проблема изменения современных средств массовой информации в мультимедийной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
641
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТЕКСТ / MULTIMEDIA TEXT / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ЯЗЫК / MULTIMEDIA LANGUAGE / ДИСКУРС / DISCOURSE / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERACTIVE COMMUNICATION / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Должикова Светлана Николаевна

В данной статье рассматриваются некоторые основные моменты исследований, связанных с изменением механизма работы редакции в онлайн-среде. Особое внимание в данном обзоре уделяется конкретным механизмам данного процесса. Такого рода анализ позволяет создать основу для многокомпонентного рассмотрения медиатекстов в онлайн-среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CONTEMPORARY MEDIAS CHANGE IN MULTIMEDIA SPHERE

The article deals with some key features of researches, connected with the change of editorial modus operandi in the online sphere. Special attention in his review is paid to the detailed elements of such process. This type of analyzis creates the ground for detailed contemplation of online media texts

Текст научной работы на тему «Проблема изменения современных средств массовой информации в мультимедийной среде»

Руководство по выполнению проекта

Перед тем как начать работать над проектом, нужно решить, для кого Вы делаете подборку мультфильмов. Это и мотив, и ориентир при разработке сценария, в отборе доступных файлов, в монтаже видеофрагментов. Образ ребенка в настоящем и в перспективе его развития будет направлять и оценивать каждый Ваш шаг при проектировании содержания компакт-диска.

После зачета Вы возьмете компакт-диск с собой. Желательно, чтобы он пригодился Вам или Вашим знакомым, которым Вы его подарите, и прослужил долго. Для этого он должен быть интересен ребенку не только сегодня, но и завтра, а это значит, что содержание подборки нужно рассчитывать «на вырост».

Рис. 2. Руководство по выполнению проекта: фрагмент

уметь пользоваться основными функциями свободных мультимедийных программных инструментов, а с другой, что еще более важно, он создаст действующий продукт, объективно свидетельствующий о том, что эти умения -не фикция, а реальность.

Аудиторно-дистантная форма обучения информационным и коммуникационным технологиям имеет еще одно объективное обоснование - технологическое. Обработка мультимедийной информации требует времени, иногда весьма большого. В аудитории заниматься этим нерационально, даже если это полноценный компьютерный класс. Тем более это невозможно делать в демонстрационном режиме во время лекции. Дома длительный рендеринг мультимедийного проекта не вызывает неудобств, поскольку все происходит «без присмотра». Отсюда следует правомерность преимущественного использования аудиторного времени на консультативное общение преподавателя со студентами и студентов между собой.

В заключение нужно заметить, что сочетание домашней работы над учебными проектами с консультационно-объяснительной формой аудиторных занятий было апробировано нами еще в рамках образовательного стандарта 2005 г. при постановке курсов «Аудиовизуальные техно-

логии обучения» и «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Сегодня, в условиях новых учебных планов бакалавриата, не обеспеченных в достаточной степени учебным оборудованием, аудиторно-дистантная организация преподавания информационно-технологических дисциплин представляется нам единственно возможной и вместе с тем весьма эффективной.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Формирование базовых компетентностей и учебное проектирование: сб. ст. / под науч. ред. Н. Ю. Пахомовой, ред.-сост. Е. И. Голубева. М.: МИОО, 2006. (Сер. «Ученическое проектирование». Вып. 2).

2. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования // Информатика и образование. 2004. № 5, 6.

3. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы: тез. докл. III Регион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. I. Воронеж: ВГПУ, 2009. 132 с.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ

THE PROBLEM OF CONTEMPORARY MEDIA'S CHANGE IN MULTIMEDIA SPHERE

С. Н. Должикова

В данной статье рассматриваются некоторые основные моменты исследований, связанных с изменением механизма работы редакции в онлайн-среде. Особое внимание в данном обзоре уделяется конкретным механизмам данного процесса. Такого рода анализ позволяет создать основу для многокомпонентного рассмотрения медиатекстов в онлайн-среде.

Ключевые слова: мультимедийный текст, мультимедийный язык, дискурс, интерактивное общение, журналистика.

S. N. Dolzhikova

The article deals with some key features of researches, connected with the change of editorial modus operandi in the online sphere. Special attention in his review is paid to the detailed elements of such process. This type of analyzis creates the ground for detailed contemplation of online media texts.

Keywords: multimedia text, multimedia language, discourse, interactive communication, journalism.

На сегодняшний день медиа претерпевают изменения как сдвоенный рынок информации и услуг. При этом происходит трансформация индустрии содержания в площадку индустрии развлечений, причем площадку вспомогательную. Журналистика как изначально центральная профессия медиаиндустрии продолжает существенно трансформироваться с появлением виртуальных каналов коммуникации (радио, ТВ, Интернет, мобильная телефония) и новых направлений деятельности (инфо-графика) [1]. Журналистика последние сто лет дополняется профессиями техническими и оказывается вполне заменима и заменяема ими, что приводит к созданию новых моделей коммуницирования. Так, любой вид виртуальной коммуникации требует совместной работы ряда авторов-адресантов, усложняет процесс коммуницирования, создания, трансляции, потребления сообщения.

Распространение Интернета как нового типа канала, среды коммуникации и ее самостоятельного участника меняет модель коммуникации принципиально. Так, возможны без-адресантные, бессубъектные модели, где роль профессионального создателя контента берут на себя рядовые пользователи или программы. В то же время веб массово продуцирует модели взаимного сотрудничества адресантов и адресатов коммуникации, и подобная тенденция становится превалирующей. Интернетизация изменила характеристики информации: принципы ее создания и потребления в гипертекстовом формате открывают возможности многомерности (гиперссылки) и мультимедийное™ для создания максимально информационно и эмоционально насыщенных продуктов журналистами и читателями в равноправном соавторстве [2].

Интернет становится «точкой входа» и основой веб-коммуникационных продуктов для всех медиа (печатных СМК, радио, ТВ, мобильной телефонии), что ведет к созданию новых параметров коммуникации, которую принято называть конвергентной, создает предпосылки для формирования универсального подхода к профессиональной деятельности в различных сферах. В ближайшей перспективе даже «старые» медиа фактически уже не смогут продуцировать устаревшие модели коммуникации.

Появление новых конвергентных моделей медиа, например контентной модели на основе коммуникации журналистики, связей с общественностью, рекламы, определяет новую типологию создающегося нового объекта медиа-системы и классификационные рамки для каждого подо-бъекта, а также иные параметры системности масс-медиа.

Отмеченные выше наиболее значимые процессы актуального медиадискурса носят глобальный характер, а национальные медиасистемы обладают также и специфическими чертами.

Определение стратегий медиа, несмотря на перманентные трансформации информационного пространства, особенно непредсказуемые в период экономического кризиса, необходимо: это - условие ценностной ориентации СМК как системы и продуктивный путь адаптации к сегодняшним переменам. Попытки выявить концепты и предположительные направления развития индустрии не только в кратко- и среднесрочной, но и долгосрочной

перспективе до 2020 г. сейчас осуществляют многие мировые профессиональные объединения [3]. Однако вопрос о том, что является объектом, предметом новой конвергентной коммуникационной среды, остается открытым. Дальнейшие исследования медиакоммуникации могут продолжиться именно в направлении комплексного изучения конвергентного пространства СМК.

Таким образом, изменяется роль журналиста в мультимедийном пространстве. Журналист является тем агентом, через которого СМИ осуществляют свои функции. Сопоставляя функции СМИ с социальными функциями интернет-СМИ, выделяемыми И. Д. Фомичевой и М. М. Лу-киной, с ролями журналиста, получаем следующее, получаем следующие группы ролей [4].

Коммуникативная функция реализуется журналистом при исполнении ролей «модератора», «диспетчера», «агента влияния», «маркетолога/социолога».

Информационная функция используется журналистом в ролях «автора», «редактора», «интернет-пользователя», «диспетчера».

Социально-ориентирующая функция применяется журналистом в ролях «автора», «редактора» и «диспетчера».

Социально-креативная функция, равно как и функция канала социального участия и контроля реализуется журналистом в ролях «автора», «редактора», «модератора», «диспетчера», «продюсера».

Функция развлечения может осуществляться журналистом в любой из представленных указанных ролей.

Результатом этого простого опыта сопоставления функций и ролей стало понимание того, что помимо критерия актуальности роли в предложенную классификацию можно внести критерий ее социальной значимости и по этому критерию разделить данные 10 ролей на собственно социально-функциональные и сугубо институционально-функциональные.

В первую группу вошли такие роли, как «автор», «редактор», «организатор», «модератор», «агент влияния», «маркетолог/социолог», «продюсер», «диспетчер». Во вторую - практически незаметные для стороннего наблюдателя роли издателя и пользователя. Такие процессы, как актуализация ролей «модератор», «маркетолог/социолог», появление роли «диспетчер» связаны с потерей журналистом монополии на роль «автора». Основными производителями содержания (текстов, аудио-, видео- и фотоматериалов) в Сети становятся простые пользователи.

Особенное положение занимает новая роль диспетчера. В Интернете от журналиста требуется умение координировать создаваемые аудиторией информационные потоки -именно в этом и заключается указанная роль. Выполняя ее, журналист организует эффективную логистику пользователя в рамках подконтрольного ему тематического поля. Роль диспетчера наиболее развита в среде Web 2.0, однако ее случается наблюдать и в интернет-СМИ предыдущего поколения. Так, например, www.lenta.ru в конце материала публикует ссылки по теме, предлагая пользователю не только свое видение проблемы, но и возможность познакомиться с первоисточниками, с иными точками зрения.

На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися форматами сетевого общения - электронными письмами, чатами, форумами, даже SMS (Short Message Service - служба коротких сообщений, передаваемых по мобильной связи). Это расширяет диапазон их коммуникативных возможностей: от диалоговой коммуникации, выражающейся в общении редакции с отдельными представителями аудитории, до форумов, когда обсуждение событий, вынесенных на повестку дня, проходит в многостороннем режиме - между редакцией и читателями, и чатов, когда коммуникационный процесс завязывается между отдельными потребителями [5].

В этой связи у журналистов появляются новые профессиональные обязанности модераторов, организаторов этой многосторонней коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения, то есть повестку дня. Возможность вступить в контакт с публикой позволяет интернет-журналистам в полном объеме почувствовать социальные потребности аудитории, а значит, приблизиться к максимальному удовлетворению ее информационных запросов. Вопрос о том, будет ли редакция использовать свой интерактивный ресурс, является существенным при определении стратегии интерактивного общения с аудиторией. Интерактивное общение может протекать как вживую, в режиме онлайн, синхронно, например в чатах, так и в форме отложенного контакта участников коммуникационного обмена - в форумах и в электронной переписке. Заметим, что если послание в чате становится частью основного контента, то они переходят в разряд несинхронного общения.

Применяя возможности интерактивного общения, редакция может преследовать несколько функциональных задач:

1) информационного обмена с потребителем, что позволяет последнему запрашивать дополнительную информацию (например, воспользоваться функцией поиска) или прокомментировать событие;

2) навигации, то есть помощи в ориентации в контенте сайта;

3) регистрационные - для налаживания прямых контактов редакции с пользователями, пополнения листов рассылки.

В редких случаях интерактивность преследует коммерческие задачи, например, если на сайте организованы торговые операции (например, оформление подписки своего «материнского» издания).

Определение роли журналиста позволяет нам проанализировать специфику мультимедийного языка, которая, по определению ряда исследователей, заключается в том, что если для всех других способов коммуникации существует свой специфический язык (изображение, речь, письменный язык), то суть мультимедийного языка как раз состоит в сочетании различных языков.

Обозначения людей, предметов, явлений и прочего в мультимедиа формируются на основе взаимодействия разных элементов различных языков. Во-первых, преимущественно методом дополнения: один языковой элемент, к

примеру фотолента, дополняет другой - текст. Во-вторых, методом построения иерархии информации (менее важная информация представлена в другой форме). В-третьих, методом навигации (иная форма информации в мультимедиа упрощает навигацию по информационному пространству).

Традиционные текстовые документы, равно как и фонографические, кинодокументы и другие, предполагают, что читатель и пользователь воспринимают информацию линейно. То есть человеческая память такого человека больше похожа на магнитофонную ленту, записывающую хронологию абзацев и череду слов. Как показали исследования психолингвистов и физиологов второй половины ХХ в., человеческая память скорее напоминает систему полочек и стеллажей, а не магнитофонную ленту. То есть человеческое сознание фрагментарно и не способно «записать на подкорку» 480 страниц очередного романа. Вместо этого сознание начинает экономить время и воспринимать не всю информацию, а лишь существенную, располагая ее в ячейках памяти.

В связи с этими открытиями переосмыслению были подвергнуты и такие процессы, как чтение и письмо. Ряд экспериментов показал, что человек никогда не читает текст целиком и слово за словом. Читатель в целях экономии времени не дочитывает до конца некоторые абзацы, часто заглядывает вперед (с целью узнать, а что же стало с любимым героем потом) и в основном полностью меняет в своем сознании композицию произведения. Примерно то же самое происходит с другими видами линейной информации (видеофильмами, кино, фонограммами и т. д.) [6].

Мультимедиатекст есть нечто иное. Это возможность предоставить читателю свободу выбора различных элементов, сред для ознакомления с информацией, более удобного заглядывания вперед, возможность отвлекаться, распылять смысл и т. д. В этом смысле мультимедийный язык является интерактивным, так как он позволяет при помощи различных вариантов и смысловых схем получать информацию, используя возможности, данные самой природой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковач Б., Розенстил Т. Элементы журналистики. Что должны знать сотрудники отделов новостей и что общественность должна от них ожидать. М.: Престиж, 2004.

2. К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. Н. Засурского. М.: МГУ, 2009. 258 с.

3. Вартанова Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.: МедиаМир, 2009. 488 с.

4. Лукина М. М. Интернет-СМИ: теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2010. 234 с.

5. Fagerjord A., Storsul T. Questioning Convergence // Storsul T. & Stuedahl D. (ed.) Ambivalence Towards Convergence. Digitalization and Media Change. Goteborg, Nordicom, 2007. Р. 19-31.

6. Jensen K. B. Contexts, cultures and computers. The cultural contexts of mediated communication // Jensen K.B. (ed.) A Handbook of Media and Communication Research. London: Routledge, 2007. Р. 171-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.