Научная статья на тему 'О меняющейся роли редактора в эпоху обновления интернет-коммуникации'

О меняющейся роли редактора в эпоху обновления интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2923
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДАКТОР / EDITOR / РЕДАКТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ / EDITORIAL STANDARDS / НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ РЕДАКТОРА / EDITOR'S SKILLS AND COMPETENCIES / ИНТЕРНЕТ-РЕДАКТОР / UNIVERSAL EDITOR / РЕДАКТОР-МОДЕРАТОР / MODERATOR / РЕДАКТОР-ФАСИЛИТАТОР / EDITOR-FACILITATOR / РЕДАКТОР-РЕРАЙТЕР / РЕДАКТОР-УНИВЕРСАЛ / ONLINE-EDITOR / REWRITER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова В. И.

В статье предпринята попытка проследить за трансформацией редакторских стандартов в современной медиасреде. Рассмотрена специфика деятельности редактора в интернет-, мультимедийной и конвергентной редакциях. Очерчен обновлённый спектр функций, навыков и компетенций редактора, обусловленный развитием информационных технологий и появлением новых каналов адресной доставки контента. Проанализирована главная роль редактора в коммуникативно-информационном процессе. Акцентировано внимание на специальной вузовской подготовке, формирующей редактора нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EDITOR ROLE CHANGINGS IN THE ERA OF WEB-COMMUNICATION UPGRADE

The article attempts to reveal the transformation of editorial standards in the modern media environment. The specificity of web, multimedia and converged editors activity was considered. It outlined an updated range of functions, skills and competences of the editor, due to the development of information technologies and the emergence of new channels targeted content delivery. Major role in online communication process was analized. Attention to the special university preparation, forming the editor of a new generation was made in the article.

Текст научной работы на тему «О меняющейся роли редактора в эпоху обновления интернет-коммуникации»

УДК: 070 ББК: 76.0

Фролова В.И.

О МЕНЯЮЩЕЙСЯ РОЛИ РЕДАКТОРА В ЭПОХУ ОБНОВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Frolova V.I.

ABOUT THE EDITOR ROLE CHANGINGS IN THE ERA OF WEB-COMMUNICATION UPGRADE

Ключевые слова: редактор, редакторские стандарты, навыки и компетенции редактора, интернет-редактор, редактор-модератор, редактор-фасилитатор, редактор-рерайтер, редактор-универсал.

Keywords: editor, editorial standards, editor's skills and competencies, online-editor, moderator, editor-facilitator, rewriter, universal editor.

Аннотация: в статье предпринята попытка проследить за трансформацией редакторских стандартов в современной медиасреде. Рассмотрена специфика деятельности редактора в интернет-, мультимедийной и конвергентной редакциях. Очерчен обновлённый спектр функций, навыков и компетенций редактора, обусловленный развитием информационных технологий и появлением новых каналов адресной доставки контента. Проанализирована главная роль редактора в коммуникативно-информационном процессе. Акцентировано внимание на специальной вузовской подготовке, формирующей редактора нового поколения.

Abstract: the article attempts to reveal the transformation of editorial standards in the modern media environment. The specificity of web, multimedia and converged editors activity was considered. It outlined an updated range of functions, skills and competences of the editor, due to the development of information technologies and the emergence of new channels targeted content delivery. Major role in online communication process was analized. Attention to the special university preparation, forming the editor of a new generation was made in the article.

Процесс эволюции взаимоотношений традиционных медиа с их цифровыми преемниками заметно повлиял на формат журналистской профессии в целом и, в частности, на редакторские стандарты классического специалиста. Тема редакционных, а значит, и редакторских стандартов широко обсуждается отечественными и зарубежными медиаиссле-дователями. Келли Райорден (Kellie Riordan), автор отчета Института журналистики Reuters, пришла к выводу, что в цифровую эпоху одной из самых серьезных проблем является реорганизация процессов и правил самой журналистики 1. Очевидно, и журналисты, и редакторы переосмысливают многие принципы работы, пересматривают профессиональные роли и компетенции.

В России профессия редактора развива-

1 См. Riordan Kellie. Accuracy, Independence, and Impartiality: How legacy media and digital natives approach standards in the digital age [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/ commentis-free/2014/sep/05/does-journalism-still-require-impartiality; Ларот Т. Как развиваются редакционные стандарты новых медиа //Журналист. 2014. - №10. -С. 46; Материалы Всемирного форума редакторов (9-

11 июня 2014, г. Турин). Позетти Д. Уточнение роли редактора. - [Электронный ресурс]. - URL: http://epaper.wan-ifra.org/2014_0809_ru/pubData/ source/2014_0809_ru.pdf.

лась на протяжении почти десяти веков. За это время в полиграфическом, оформительском и редакторском искусстве менялись эталоны, каноны и стандарты, но авторско-редакторская максима в вопросах безупречного создания и воспроизведения текста оставалась главным смыслом профессии. На современном этапе развития новых медиа редакци-онно-издательский процесс претерпел закономерные изменения, связанные с онлайновой и гипертекстовой природой интернета, его конвергентными и интерактивными возможностями. Изменилась информационная политика СМИ в целом и профессиональный профиль редактора в частности, который теперь напрямую зависит от типа издания и специфики его редакционной системы. Если раньше редактора традиционно воспринимали как специалиста, занимающегося преимущественно редактированием - процессом, главная цель которого заключалась в том, чтобы «на основе анализа готовящегося к изданию произведения установить меру его ценности и перспектив, то есть меру соответствия его содержания и формы социально-функциональному назначению и читательскому адресу» 2,

2 Стефанов С.И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника - [Электронный ресурс]. - URL: http://slovari.yandex.m/otvety/thread?tid=2142771d78e

то с развитием новой информационно-коммуникационной среды классический спектр функций редактора и, соответственно, его профессиональный образ подвергся трансформации. Используя сложное переплетение функций и обязанностей, не входивших ранее в область его базовых компетенций, редактор стремительно осваивает новые роли, совмещая в процессе кастомизации (от англ. - customization) компетентность редактора, журналиста и менеджера 1. Ключевой фигурой становится универсал, способный координировать совместно-творческий процесс за счёт транспрофессионализации своей деятельности. Он несёт ответственность за стратегический выбор путей и средств представления контента читателям. Журналист Фредерик Филло (Frederic Filloux) из Mondaynote утверждает, что разница между печатными и цифровыми медиа заключается в культуре потребления, создания и распространения контента 2 Редактору в этом процессе, мы полагаем, принадлежит главная роль.

В интернет-СМИ редакторская деятельность определяется статусом сетевого издания и тесно связана с ориентированием веб-редакционной системы на создание, поддержание и обновление гипертекстовых информационных ресурсов, обеспечение их связи с другими ресурсами и их потребителями. Редакции сетевых изданий берут за основу функции и газетных, и журнальных, и книжных, и электронных редакционных систем, преследуя цель найти уникальный формат интернет-издания как наиболее оптимальный вид коммуникационного канала. Личное участие редактора по-прежнему необходимо на определенных стадиях по выполнению организационно-управленческих функций, так же, как и его квалифицированный контроль за редакционно-издательским процессом на всем протяжении 3. Однако для редакторов новых медиа (англ.digital-editor, web-editor, web content editor) практически отпала необходимость налаживать контакты с дистрибуторами, логистами, типографиями, а первостепенными для выполнения стали задачи стратегические (участие в разработке/изменении концепции издания, определении его ниши и потенциальной аудитории) и тактические (находить источники информации, участвовать в марке-

1 Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 122.

2 6 способов обеспечить широкое распространение контента мобильными пользователями -[Электронный ресурс]. URL:http://blog.newswhip. com/index.php/2014/11/get-stories-shared-mobile# DOAZzQHvu61rcT2H.97.

3 Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - С. 153.

тинговых акциях, привлекать рекламодателей и потенциальных партнёров к изданию)4. Спектр функций интернет-редактора по оптимизации процесса сбора, обработки, конструирования и выпуска информационного потока претерпел различные изменения содержательного и технического характера - от редактирования веб-страниц, кодировки исходного материала для представления на сайте до управления сайтом и его телекоммуникационным окружением 5. Например, The New York Times на протяжении многих лет экспериментировала с тегами и наконец создала инструмент, который автоматически проставляет теги. До сих пор редакторы делали это вручную, что далеко не всегда происходило вовремя. Именно этот факт и делает возможным существование раздела Times Topics 6 . Инструмент, получивший название Editor, анализирует статью непосредственно в процессе ее написания и предлагает подходящие теги в реальном времени. Предполагается, что Editor откроет путь к новым форматам подачи данных.

В мультимедийной редакции (англ. -multimedia newsroom)производимый контент связан с обновлением и усложнением редакционных процессов, а следовательно, с ужесточением требований к техническому менеджменту. В работе мультимедийной редакции, базирующейся на строгом разделении труда, редактору (англ. - multimedia editor) отведена центральная роль своеобразного «диспетчера информации», который распределяет контент по платформам, направляя готовые материалы потребителям. Кроме того, он руководит работой мультимедийных продюсеров (англ. - multimedia producers). Мобильность самой информации и мобильность её адресата обусловили функцию редактора платформы как презентационную . Достоинством мультимедийного редактора считается его способность работать на две платформы -печатную и интернет-версию, а также координировать создание аудиовизуального контента.

В условиях конвергентной редакции

4 Лазукова К.О., Попова Т.В. Специфика работы редактора в Интернет-СМИ - [Электронный ресурс]. -URL:http://mmj .ru/index.php?id=213&artide=969&type=98

Сотникова О.П. Интернет-издание от А до Я: руководство для веб-редактора. - М.: Аспект Пресс, 2014. - С. 131-135.

6 Оболонков C. Специалисты The New York Times создали робота для проставления тегов -[Электронный ресурс]. - URL: http://themedia. center/20 15/08/05/spetsialistyi-the-new-york-times-sozdali-robota-dlya-prostavleniya-tegov/.

7 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М., 2010. - 200 с.

(англ. - convergence newsroom), которая объединила под единым брендом взаимодействие печатной, аудио-, теле- и интернет-версии и адаптировала их к потребностям своей аудитории, редактор продолжает использовать всё новые инструменты для её завоевания. Редакция с особенным языком и особенным контентом трансформируется в ту площадку, которая позволяет технически манипулировать преимуществами гипертекстовости, мульти-медийности и интерактивности и использовать их в целях диверсификации медийных платформ. Это очень важное преимущество новых медиа трудно переоценить в эпоху информационной перегруженности. Выработка оптимальных стандартов для организации адресного мультимедийного контента (видео, аудио, фото, комментированное фото, инфо-графика) на определенной платформе стала одним из основных маркетинговых инструментов редактора конвергентной редакции 1.

Мобильные платформы - также востребованная и перспективная медиаплощадка для редактора, которому для её освоения необходим и богатый журналистский опыт, и компетенции профессионала, отчётливо понимающего, как работают различные платформы и с помощью каких технических инструментов следует создавать контент для каждой из них. Раджу Нарисетти (Raju Narisetti), старший вице-президент по стратегии News Corporation, сообщил, что около 37% посещений Wall Street Journal зарегистрированы с мобильных устройств - телефонов или планшетов. Индивидуализация видов и способов медиапотребления, заказы разнообразной информации «под себя» заставили редакторов подстроиться под мобильность пользователя: мультимедийные сайты стали интерактивным способом организации обратной связи, а редакторы взяли на себя обязанности организаторов многосторонней коммуникации и проводников информационной стратегии издания. Facebook, например, обещает поделиться доходами с издательствами, готовыми отсылать статьи из своих газет, журналов и сайтов в социальную сеть для размещения непосредственно в мобильном приложении, сообщает New York Times 2 Американские медиамагнаты признают острый дефицит специалистов, умеющих разрабатывать мобильные приложения, и высокую стоимость обучения новых сотрудников, которая порой обходится гораздо дороже самих технологий. Непросто найти таких редакторов и в нашей стране: в образовательных стандар-

1 Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. - М.: Юрайт, 2015. - С. 31-48.

2 5 правил интернет-контента от REUTERS -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.sostav.ru .

тах университетов подобной специализации пока не предусмотрено.

Современные социальные сети актуализировали особые компетенции редактора, умеющего правильно «упаковывать» контент под конкретную аудиторию. Искусство SMM-редактора (англ. - social media marketing editor) включает компетенции и UGC-редактора (англ.- user generated content editor) - редактора пользовательского контента, и модератора, и фасилитатора. Во всех случаях редактор выступает посредником, оптимизирующим контакт между изданием и читателем. Новые профессиональные роли появились вместе с потребностью в производстве совместного контента для конечного потребителя с помощью новых технологий, доступных не только профессиональным производителям информации, но и обычным пользователям.

Редактор-модератор («авторитет процесса» общения с аудиторией) организует информационный обмен с аудиторией в целях повышения уровня доверия к определённому СМИ. Как отмечено в новом исследовании Reuters Institute, проверенному источнику информации пользователи доверяют в три раза больше, чем информации частных пользователей Сети. 37% пользователей интернета по всему миру переходят на новость в соцсетях, если она опубликована в группе СМИ или бренда, и лишь 11% - если ссылка опубликована частным лицом3. Новостям в официальных группах брендов пользователи доверяют больше, чем тем же новостям, но размещенным в других группах или рядовыми пользователями. Более 36% пользователей соцсетей переходят на сообщения от брендов, которым доверяют. Мэлаки Браун (Malachy Browne), редактор новостей сервиса для журналистов Storyful, например, занимается мониторингом публикаций и дискуссий в социальных медиа и делится опытом, как упорядочивать информационные потоки по разным темам (по словам Брауна, по спискам, группам и коллекциям) и использовать собственные технологии для мониторинга этих потоков. Специалисты компании получают уведомления о новых публикациях по определенным ключевым словам и фразам, а затем проверяют всю поступающую информацию, пользуясь журналистскими методами. Самым главным на этом этапе они считают найти первоисточник информации и тщательно его изучить со всех сторон: активность в интернете, публикации в СМИ о нем, его интересы и мотивацию4.

Там же.

4 с

5 инструментов мониторинга и проверки новостей из соцсетей от редактора Storyful // Мы и Жо: Media and Journalism - [Электронный ресурс]. -URL: http ://themedia. center/digests//

Редактор-фасилитатор в своей интерактивной деятельности выполняет роль координатора редакционного процесса. Эта специализация ещё редка, но, как и в PR-менеджменте, используется в качестве эффективной организации групповой работы в системе развития или управления дискуссией, обменом мнениями. Цель фасилитации может заключаться в том, чтобы согласовывать мнения внутри редакционного коллектива и находить методы конструктивных и конкретных решений с точки зрения их релевантности ожиданиям целевой аудитории1. Редакторы медиасообщества «We Shall Burn Bright», например, проанализировали сбор статистики и интерпретации полученных данных на примере контентных проектов Mail.Ru и представили инновационные данные по методике измерения читательского интереса в сети, основным метрикам эффективности работы редакции, приёмам оценки эффективности автора, оценке качества редакционных материалов2. Авторы исследования присоединились к ранее высказанному важному выводу о том, что оценивать эффективность работы редакции следует не по общепринятому количеству просмотров страницы, а по конверсии посетителей в читателей. Раджу Нарисетти (Raju Narisetti) также предостерёг редакции от выстраивания ложной причинно-следственной связи между данными по аудиториям и трафиком. Для редакторов крайне важно уметь расставлять приоритеты в содержании новостей, не превращая данные в «количественные показатели тщеславия». В противном случае это будет проблема не данных, а того, как редакторы управляют свой редакцией3. По нашему мнению, это направление редакторской деятельности следует развивать как стратегическую составляющую в контент-маркетинге издания.

Всё более востребованными в цифровой среде становятся компетенции редактора-рерайтера. Впервые предложена новаторская методика по созданию и редактированию мультимедийных новостных сообщений на основе детального исследования самых передовых и успешных рерайтерских новостных агенств Lenta.ru и NEWSru.com 4. Ценность рерайтерских материалов заключается не в

1 Чумиков А.Н. Переговоры - фасилитация -медиация. - М.: Аспект Пресс, 2014. - С. 72.

2 См. материалы We Shall Burn Bright -[Электронный ресурс]. - URL:https://medium.com/@ wsbb/как-редакции-оценить-эффективность-автора-f312a2fd646/ .

3 Отчет SFN TrendsInNewsrooms. Аналитика:

когда данные ведут редакции за собой -

[Электронный ресурс]. - uRL: http://redactor.in.ua .

Лащук О.Р. Рерайтерские новостные сообщения: создание и редактирование. - М.: МедиаМир, 2013. С. 11-42.

оригинальности составленного контента, а в компоновке и предоставлении потребителю в удобном для использования виде. Редактор-рерайтер обязан следить за эффективным функционированием сайта: постоянным обновлением контента, оптимальным мультимедийным наполнением, а также интерактивным взаимодействием с аудиторией. Искусно владеть манипулятивными стратегиями грамотного рерайтинга уже обучают на факультете журналистики МГУ5.

Работа по-мультимедийному, как мы видим, изменила характер организации редакторского труда. Качественно новый подход редакций к информационному наполнению сайтов и созданию журналистских текстов потребовал существенного расширения пула обязанностей редактора, освоения новых ролей и навыков, не входивших ранее в сферу его базовых компетенций. В редакциях появились представители новых профессий: администратор сайта, контент-менеджер, акка-унт-менеджер, seo- и smm-специалист, редактор пользовательского контента, редактор-фрилансер, мультимедийный редактор, редактор-модератор (фасилитатор) и мн. др.

Казалось бы, нет необходимости увеличивать штат - достаточно обучить новым навыкам постоянных специалистов и перераспределить необходимые роли между ними. Между тем недавно популярная модель «универсального солдата», умеющего делать всё, теряет былую популярность. Вопрос о профессиональных компетенциях редактора остаётся открытым. Как считает исследователь А.А. Калмыков, транспрофессионализм не должен быть тождествен всего-знанию и всё-умению - это может привести к потере профессиональной идентичности6. Как у журналиста, так и у редактора должна быть ключевая компетенция, ибо редактора, способного одинаково успешно выполнить каждый из видов редакторской деятельности, просто не существует. Бесспорно, уровень владения универсальными компетенциями у редактора должен быть высоким, но следует учитывать, что только высокая степень профессионализма в одной области позволяет быстро освоить смежные специальности, поэтому мы считаем справедливым тезис: универсализация для редактора должна сопровождаться равно-

5 См. Программу профессиональной переподготовки «Редактор текстов для СМИ» - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.journ.msu. ru/education/extra/editor/

6 Калмыков А.А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности // Академия медиа-индустрии - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231.

мощным процессом специализации именно в редакторском деле.

Парадокс состоит в том, что высокая грамотность, уверенное владение компьютерными технологиями, знание иностранного языка, навыки отбора эксклюзивной информации должны быть присущи абсолютно любому редактору, а настоящего профессионала - онлайнового редактора - нечасто можно встретить на практике. Специалист только «с советской школой за плечами» для работы в контент-стратегии в вебе не годится, а нынешние редакторы, как правило, являются самоучками или специалистами с опытом работы в интернет-отрасли. Малокомпетентный в современном редакторском деле специалист, просто пишущий человек, например копирай-тер, не может отвечать за систематизацию работы над контент-наполнением электронного ресурса и участвовать в процессе управления контентом как продуктом. Если организационную часть работы (выпуск материалов в срок) можно доверить менеджеру или другому способному организатору, то непосредственно работу над текстами и взаимодействие с авторами (главную составляющую труда редактора) нельзя поручить никому, кроме профессионального редактора, ошибки которого обходятся дорого .

Опытные редакторы и университетские преподаватели убеждены в том, что специальной вузовской подготовке, формирующей редактора, необходимо вернуть фундаментальность, увеличив объем профилирующих

метной области. «Нужно вернуться к разработке профессиональной этики с учетом требований сегодняшнего дня, к созданию этического кода на основе реальных профессиональных ценностей»2. Кроме того, редакторам надо самим воплощать собой перемены в своих редакциях. Для того, чтобы мастерски руководить редакцией, искусно управлять персоналом и вести за собой коллектив, надо быть в состоянии возглавлять инновации, предпринимательски подходить к новым технологиям и продуктам.

Таким образом, положение, создавшееся вокруг редакторской профессии, демонстрирует, что она оказалась среди «наиболее уязвимых и сложных как с точки зрения трактовки ее социальной миссии, так и с точки зрения формирования образовательного дисциплинарного комплекса» 3. Инновационное ядро профессиональных стандартов редактора закономерно расширилось за счёт дополнительных компетенций, обусловленных развитием информационных технологий, что позволяет говорить о размывании профессиональных границ, но не об утрате классических канонов. Активизация всех творческих процессов в мультимедийном СМИ, стремительное развитие конвергентной бизнес-модели издания, ориентирование на индивидуальное медиапо-требление требуют от редактора-универсала высокого уровня компетентности, к которому следует стремиться в процессе непрерывного обучения и коммуникативного взаимодействия с целевой аудиторией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. - М.: Юрайт, 2015. -

269 с.

2. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М., 2010. - 200 с.

3. Иншакова, Н.Г. О профессиональной подготовке редакторов: базовые знания и новые компетенции // Alma mater. - 20l4. - № 8 . - С. 66-71.

4. Калмыков А.А. Гипертекстовая интерактивная журналистика в системе отечественных СМИ. - URL: http://evartist.narod.ru/text19/159.htm

5. Калмыков, А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дис. ... доктора филол. наук. - М., 2009.

6. Калмыков, А.А. Медиалогия Интернета. - Изд. 2-е. - М.: Ленанд, 2015. - 272 с.

7. Калмыков, А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -

383 с.

8. Ларот, Т. Как развиваются редакционные стандарты новых медиа // Журналист. - 2014. -№10. - С. 46.

дисциплин, специфических для данной пред-

1 Кузнецова С. Роль редактора в повышении качества текстов - [Электронный ресурс]. URL: http:// http://texterra.ru/blog/rol-redaktora-v-povyshenii-kachestva-tekstov.html; Её же. Контент-стратег в новой эпохе Интернета. - URL: // URL:http:// texter-ra.ru/blog/kontent-strateg-v-novoy-epokhe-interneta.html.

2 Иншакова Н.Г. О профессиональной подготовке редакторов: базовые знания и новые компетенции // Alma mater. - 2014. - № 8 . - С. 66-71.

3 Там же.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (19) 2015

9. Лащук, О.Р. Как учить журналистов созданию и редактированию медиатекста? // Журналист. - №10. - С. 82-83.

10. Лащук, О.Р. Рерайтерские новостные сообщения: создание и редактирование. - М.: МедиаМир, 2013. - 264 с.

11. Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я: руководство для веб-редактора. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 160 с.

12. Чумиков, А.Н. Переговоры - фасилитация - медиация. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 160 с.

13. Калмыков, А.А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности // Академия медиаиндустрии - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231.

14. Кузнецова, С. Роль редактора в повышении качества текстов - [Электронный ресурс]. -URL: http:// http://texterra.ru/blog/rol-redaktora-v-povyshenii-kachestva-tekstov.html; Её же. Контент-стратег в новой эпохе Интернета. - URL: http://texterra.ru/blog/kontent-strateg-v-novoy-epokhe-interneta.html.

15. Стефанов, С.И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника - [Электронный ресурс]. - URL: http://slovari.yandex.ru/otvety/thread?tid=2142771d78e

16. Лазукова, К.О., Попова Т.В. Специфика работы редактора в Интернет-СМИ - [Электронный ресурс]. - URL:http://mmj.ru/index.php?id=213&article=969&type=98.

17. Оболонков, C. Специалисты The New York Times создали робота для проставления тегов - [Электронный ресурс]. URL: http://themedia.center/2015/08/05/spetsialistyi-the-new-york-times-sozdali-robota-dlya-prostavleniya-tegov/.

18. Позетти, Д. Уточнение роли редактора - [Электронный ресурс]. - URL: // http://epaper.wan-ifra.org/2014_0809_ru/pubData/source/2014_0809_ru.pdf.

19. Программа профессиональной переподготовки «Редактор текстов для СМИ» - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.journ.msu.ru/education/extra/editor/

20. 5 инструментов мониторинга и проверки новостей из соцсетей от редактора Storyful // Мы и Жо: Media and Journalism - [Электронный ресурс]. - URL: http://themedia.center/digests//

21. 5 правил интернет-контента от REUTERS - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sostav.ru

22. Отчет SFN TrendsInNewsrooms. Аналитика: когда данные ведут редакции за собой -[Электронный ресурс]. - URL: http://redactor.in.ua.

23. 6 способов обеспечить широкое распространение контента мобильными пользователями - [Электронный ресурс]. - URL:http://blog.newswhip.com/index.php/2014/11/get-stories-shared-mobile#DOAZzQHvu61 rcT2H.97

24. Riordan Kellie. Accuracy, Independence, and Impartiality: How legacy media and digital natives approach standards in the digital age - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/sep/05/does-journalism-still-require-impartiality

25. We Shall Burn Bright - [Электронный ресурс]. - URL:https://medium.com/@wsbb/как-редакции-оценить-эффективность-автора-f312a2fd646/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.