Решетневскуе чтения. 2013
УДК 347.772
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВЕТСКИХ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Е. Я. Таирова, А. П. Сурник
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
В СССР многие производители использовали одни и те же товарные знаки, и это не было запрещено законодательно, но сейчас эти знаки зарегистрированы на отдельных производителей, что приводит к негативным последствиям. Раскрываются причины этой проблемы, также рассматриваются возможные способы её решения.
Ключевые слова: товарный знак, советский товарный знак, исключительное право, право преждепользования.
PROBLEM OF SOVIET TRADE MARK USAGE
E. Ya. Tairova, A. P. Surnik
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
In the USSR many manufacturers used the same trade marks, and this fact was not prohibited by the law, but now these trade marks are registered by different organizations, and it leads to negative consequences. The causes are defined and the possible solutions are considered.
Keywords: trade mark, soviet trade mark, exclusive right, right of prior usage.
Согласно Гражданскому кодексу РФ товарными знаками являются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей [1].
Процесс приобретения прав на товарные знаки, их использование, защита регламентируются национальным законодательством и международными соглашениями. Во времена СССР все, что касалось товарных знаков, решалось Государственным комитетом Совета Министров Советского Союза по делам открытий и изобретений, который утвердил закон «О товарных знаках» от 1962 г. Из международных соглашений к самым важным документам относятся Парижская конвенция, регламентирующая охрану промышленной собственности, от 1883 г., и Мадридское соглашение, разрешающее регистрировать товарные знаки по Мадридской процедуре, от 1891 г.
В последнее время по поводу советских товарных знаков развернулись споры между различными организациями, в частности, в кондитерском деле. Ранее все фабрики работали по единым стандартам рецептуры, ассортимента, и названия продукции могли быть зарегистрированы на головное предприятие [2]. К примеру, такие известные товарные знаки, как «Алёнка», «Птичье молоко», «Белочка» в силу «коллективной собственности», установившейся в своё время в СССР, использовались многими предприятиями, но в настоящее время они зарегистрированы на отдельных производителей. Поэтому другие предприятия без каких-либо серьёзных оснований могут быть ограничены в своём исключительном праве, могут лишиться прав на свое производство, что, соответственно, может обернуться банкротством. Более того, может быть нарушен принцип равенства всех
участников гражданских правоотношений, поскольку ограничены в правах будут только некоторые правообладатели.
Ранее вопросы, касающиеся использования товарных знаков, регулировались Гражданским кодексом 1964 г., поэтому в настоящий момент, по словам Ивана Близнеца, эксперта в области авторского права Российской академии интеллектуальной собственности, «проблему возврата известных брендов к коллективной собственности можно решить, только приняв соответствующий закон».
Производители, понимая всю масштабность и серьезность сложившейся ситуации на рынке, используют другие названия для своей продукции («Коровка», «Коровка Ирисная», Коровка Молочная» и т. д.). Но несмотря на это, вопрос о советских товарных знаках не разрешён законодательно.
Так, представляется возможным реализовать следующие варианты решения проблемы советских товарных знаков:
- признать товарные знаки вошедшими во всеобщее употребление и потерявшими их различительные черты;
- аннулировать их регистрацию в качестве актов недобросовестной конкуренции;
- национализировать советские товарные знаки;
- перевести их в режим коллективных товарных знаков;
- ввести в отношении советских товарных знаков право преждепользования [3].
Каждый из способов имеет свои слабые и сильные стороны, но все решения касаются изменений законодательства и финансовых затрат. Нельзя исключать вариант индивидуального подхода к каждому советскому товарному знаку. Признаками дифференциации
Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
могут быть распространенность знака, длительность его использования, количество потребителей и др. Благодаря такому подходу появляется возможность снижения влияния негативных факторов, например, уменьшение угрозы больших финансовых затрат отдельных производителей и государства, также кардинальных изменений законодательства.
Несомненно, вся ситуация осложняется существованием Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь, так как одни и те же советские товарные знаки используются в этих странах различными производителями.
Таким образом, несмотря на достаточное количество решений, изменений никаких не наблюдается. Очевидно, данная ситуация заставляет терпеть её участников судебные процессы, потерю времени, финансовые потери, поэтому требуется максимально скорое принятие решения по данному вопросу и его реализация.
Библиографические ссылки
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвёртая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2013 г.).
2. Кривошапко Ю. Купи себе кусочек СССР. Советские бренды хотят сделать общим достоянием // Российская газета (Столичный выпуск) от 13.08.2013. № т6153. URL: http://www.rg.ru/2013/08/13/biendy.html.
3. Сергеев А. Битва за товарные знаки продолжается. Есть ли выход? // Закон : журнал от 06.07.2013 № 06. URL: http://libraiy.zakon.ru/publication/igzakon/4685.
References
1. The Civil Code of Russian Federation, the fourth part of December 18, 2006 №230-FZ (as amended July 23, 2013).
2. Krivoshapko Yu. "Rossiyskaya gazeta" (Stolichnyy vypusk), "Kupi sebe kusochek SSSR. Sovetskie brendy khotyat sdelat' obschim dostoyaniem", 13.08.2013, №6153 ("The Russian newspaper" (Capital issue) "Buy a part of USSR. Soviet brands can become commons"). Available: http ://www.rg. ru/2013/08/13/brendy .html
3. Sergeev A. Zhurnal "Zakon", "Bitva za tovarnye znaki prodolzhaetsya. Est' li vykhod?", 06.07.2013, №06 ("Fight for trade marks continues. Is there a way out?"). Available: http://library.zakon.ru/publication/ igzakon/4685.
© Таирова Е. Я., Сурник А. П., 2013
УДК 339.544
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Д. А. Фокина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Мониторинг как инструмент контроля качества может быть использован для любого процесса управления. Главная цель мониторинга заключается в обеспечении обратной связи: выявление потребностей объекта управления, оценка эффективности и результативности выбранных методов и инструментов воздействия.
Ключевые слова: таможенные услуги, мониторинг качества таможенных услуг.
THE MONITORING SYSTEM AS A TOOL TO IMPROVE THE CUSTOMS SERVICE QUALITY
D. A. Fokina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia
The quality control tool monitoring may be used for any control process. The main purpose of monitoring is to provide feedback: identifying the needs of facility management, effectiveness evaluation and efficiency of the chosen methods and instruments of influence.
Keywords: customs services, customs service quality monitoring.
Мониторинг качества таможенных услуг - это систематическое наблюдение за процессом оказания, комфортностью доступностью данных услуг, эффективностью работы системы их предоставления на основе единой системы показателей при комплексном использовании информации из различных источников.
Мониторинг - это непрерывный процесс наблюдения за объектом, контроль, анализ и прогнозирование его состояния, результаты мониторинга дают возможность в полной мере оценить соответствие качества оказанной таможенной услуги желаемому стандарту и результату. Также система мониторинга позволяет