УДК: 37.037.1
Сацук Д.А.
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
Научный руководитель: Ситак Л.А. к.п.н., доцент психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением информационно компьютерных технологий для повышения эффективности познавательной активности обучающихся и мотивации к самостоятельной деятельности при обучении в начальной школе.
Ключевые слова: информационно компьютерные технологии, мультимедиа компонент, современные компьютерные системы, уровень мыслительной деятельности.
На сегодняшний день в начальной школе широко используются информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Вследствие чего необходимость внедрения новых информационных технологий в каждом классе начальной школы становится одним из актуальных вопросов.
Учёные отмечают влияние ИКТ компонента на развитие личности, в процессе обучения в начальной школе, применяя информационные технологии, школьник учится работать с текстом, наглядным материалом, использовать интерактивную доску как для игры, так и для учёбы. Вследствие чего, познаёт новые способы сбора информации. Кроме того, учится пользоваться ими для дальнейшего применения в интересующих его областях. При использовании ИКТ компонента на занятиях повышается мотивация дальнейшего обучения и стимулируется познавательный интерес обучающихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Используется возможность формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию теоретической и деловой активности [3, с.38].
Современное образование является тем пространством, которое насыщенно мультимедиа компонентами: компьютер, интерактивная доска, проектор и.т.д. Основная задача которого — заинтересовать школьника в выполнении учебного задания. Сущность данной задачи раскрывается в том, что нужно не только давать знания, но и выявлять интерес и способность к постоянному обучению. Поэтому всё сводится к применению мультимедиа компонента для визуализации изучаемого материала, и чтобы его усвоить, необходимо задействовать все органы чувств, и чем больше преподаватель их использует, тем лучше усваивается новый материал.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чем конкретнее будет представлен изучаемый образ у обучающегося, тем больше информации усвоится в контексте конкретного материала. Данный момент очень существенен для представления нового материала.
Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. В начальной школе внедрение ИКТ позволяет решить ряд нижеследующих проблем обучения.
1. Обучающимся младшего школьного возраста трудно ставить перед собой определённые цели в обучении, стимулирующие активное участие ребенка в школьном процессе. В связи с этим, для повышения мотивации используются близкие цели: не расстроить маму, читать быстрее, чем сосед по парте. Учитывая, что основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, вполне достижимую цель: решишь верно все примеры — откроешь картинку, отгадаешь правильно все слова — будешь ближе к своей цели, ответишь на все вопросы — будешь самым умным. Таким образом, в процессе игры у школьников возникает положительная мотивация в усвоении новых знаний.
2. Обучение в начальной школе — это именно та основа, на которой будет строиться вся дальнейшая деятельность каждого человека. Перед каждым учителем стоит конкретная задача — добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым обучающимся. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии мышления, памяти, речи и внимания, учитель, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В итоге большая часть учащихся достаточно активно принимает участие на уроке. Одним из способов успешного обучения учащихся может быть применение компьютерных технологий на уроке. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получать новые сведения, углублять свои знания в той или иной области, выполняя упражнения более высокой сложности. Учащиеся с низким уровнем мыслительной деятельности могут работать за компьютером в индивидуальном темпе, выполняя определённые задания, не замедляя учебный процесс. Школьники, пропустившие занятия, могут устранить пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо в отведённое внеурочное время.
3. Применение компьютера в современной школе не заменит учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решить не решаемые ранее проблемы, среди которых:
- компьютеры могут помочь в ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации в обучении (максимум работы с каждым учащимся);
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
- ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
- возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет более полной, регулярной и объективной.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
- делать каждый из уроков более наглядным и интересным;
- вовлечь всех учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность на каждом уроке;
- стремиться реализовывать себя в какой-либо деятельности.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и
способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются такие знания, как: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Литература
1. Лебединская В. Г. Мера — категория философская и языковая//Известия Дагестанского госуд. пед. Университета — Махачкала, 2012. —№ 4. — с. 81-85.
2. Развитие системы образования — обеспечение будущего / Германова Г. Н., Горшенина М. В., Ескиндирова М. Ж., Зубарева В. А., Карасюк В. В., Коновалова Н. Г., Красильникова Е. В., Макеева И. А., Романенко Е. С., Стовпець В. Г., Уткина А. Н., Шаркун Ю. Ф., Шаркун Ю. Ф., Шевченко С. В. // Одесса, 2013./ Том 1, Книга 3.
3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011.-172 с. («педагогический колледж -педагогический вуз»): Монография. -М. 2003, 174 с.
4. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf