Научная статья на тему 'Проблема интерпретации католичества в истории России'

Проблема интерпретации католичества в истории России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
420
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЦИЗМ / РОССИЯ / «СВОЙ» / «ЧУЖОЙ» / ИНАКОВОСТЬ / ИНОВЕРЦЫ / «OUR» / «FOREIGN» / CATHOLICISM / RUSSIA / DIFFERENTNESS / ADHERENT OF A DIFFERENT FAITH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маркова Н. М.

В статье рассматривается восприятие католицизма в России на протяжении истории, отношение к католичеству через призму понятий «свой» «чужой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTERPRETATION OF CATHOLICISM IN THE HISTORY OF RUSSIA

This article presents the Russian perception of Catholicism during the history of Russia. We can see an attitude to Catholicism in the frames of conception of «our» «foreign».

Текст научной работы на тему «Проблема интерпретации католичества в истории России»

Н.М. МАРКОВА, докторант кафедры философии и религиоведения ВлГУ

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАТОЛИЧЕСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ

В статье рассматривается восприятие католицизма в России на протяжении истории, отношение к католичеству через призму понятий «свой» -«чужой».

Ключевые слова: католицизм, Россия, «свой», «чужой», инаковость, иноверцы.

С.Б. Филатов отмечает, что «...при всем религиозном многообразии российского общества и религиозном эклектизме в сознании большинства наших современников, пожалуй, ни одна конфессия не вызывает столь бурных эмоций и часто столь же бур -ной неприязни. Антикатолическая нетерпимость не может быть объяснена общей нетерпимостью к инаковерцам» [3, 268]. Такое положение требует обращения к более широкому контексту современных исследований проблемы образа «чужого» или «иного», ведущихся в культурологии, истории, психологии, социологии, религиоведения и философии [7, 5].

В исследованиях конца XIX века возникает понимание, что в истории общий характер восприятия «инаковости» и «чуждости» католичества менялся. В начальный период формирования русского христианства контакты как с «греками», так и с «латинянами» были обычным явлением. Все они прежде всего были «иноземцами» и «христианами», причем в значительной мере контакты определялись политическими интересами. Кирилл и Мефодий, знаменитые просветители славян, создатели азбуки, были святыми не только православной, но и католической церкви [5, 751].

Отношение к католичеству как к действительно «внешнему», «чужому» и «враждебному » начинается в XIII веке. Это время общего обострения католико-православных отношений вследствие взятия крестоносцами Константинополя (1204), крестовых походов Тевтонского ордена в земли славянских народов, монгольского завоевания, и до настоящего времени вызывающего споры выбора Александром Невским между католическим Западом и Ордой в пользу последней. Причем обращает на себя внимание то, что в современной «Православной энциклопедии» этот выбор интерпретируется именно в контексте принципиального неприятия католичества (дважды приводятся слова Александра Невского папским послам «. от вас учения не принимаем») [8, 49], тогда как в царское время исследователи отмечали собственно патриотическую направленность его деятельности, а противостояние с католичеством не подчеркивалось [1, 51-52]. Еще более усиливается негативное отношение к католичеству в постмонгольской Московской Руси (XIV-XVII вв.), где формируется идеологема «Москва - третий Рим», переоцениваются результаты Ферраро-Флорентийского собора, а «латиняне» начинают считаться большими врагами, чем турки [9, 284-285].

Ситуация несколько меняется только в XVIII веке, когда Петр I после Северной войны (1700-1721) включает в состав России земли Прибалтики с католическим населением и делает отношение к католикам терпимым, как к «своим подданным». Еще более меняется ситуация в эпоху правления Екатерины II, которая приглашает «иноверцев» на проживание в России, заключается конкордат с Ватиканом, а раздел Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795) делает новыми подданными империи несколько

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

миллионов католиков и греко-униатов. В их среде сохранялось стремление к обретению национальной независимости, что, в свою очередь, вело к неусыпному контролю со стороны правительства. Католики не только церковью, но и властью воспринимались как «поляки», противоречивое и неблагонадежное сообщество «своих-чужих». Католичество и «в начале XX века было представлено исключительно «нерусским» этническим компонентом в империи - поляками, немцами, литовцами... В общественной жизни контакты католической церкви с российским православием были предельно формализованы, а внутри латинского духовенства отношение к православию (а через него и ко всей восточной церковной культуре) сохраняло преимущественно пренебрежительный оттенок - как к схизматической, квазиеретической и чужеродной среде. Соответственно и русские католики византийского обряда представлялись большинству духовенства и верующих латинского обряда «чужаками», «недокатоликами», «полусхизматиками», а в области религиозной культуры - «русскими варварами» [12].

В XIX веке появляется феномен русской «филокатолической» интеллигенции (П.Я. Чаадаев, М.С. Лунин, И.И. Гагарин, В.С. Соловьев, Е.Г. Волконская и др.), представители которой, сохраняя принадлежность к Православной церкви или уезжая в эмиграцию и даже переходя в католичество, тем не менее считали себя свободными критически и научно рассматривать вопросы причин разделения церквей, полагая католичество не менее «своим», чем и собственно православие, отстраняясь от слепой приверженности к локальной идентичности, от «эксклюзивизма».

Только в начале XX века царским указом о веротерпимости 1905 года и Февральской революцией 1917 года положение католиков сделалось более или менее свободным. Появились академические публикации о католичестве [2, 511 -512]. В это время издается большое число переводов латинских философов и богословов, растет интерес к католической культуре и традиции, сформировалась блестящая школа медиевистов во главе с И. М. Гревсом, исследовавшая средневековую мысль (О.А. Добиаш-Рождественская, Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли, Г.П. Федотов). После революции 1 91 7 года ситуация вновь радикально меняется, и уже к концу 30-х годов структуры католической церкви в России перестали существовать [9, 297].

Новые приходы появились в западной части СССР только после Великой Отечественной войны. Н.С. Хрущев способствовал установлению отношений со Святым Престолом, участию российских представителей во II Ватиканском соборе и готовился к личному визиту в Ватикан, кото -рый, однако, не состоялся. Анатолий Красиков отмечает, что в СССР «интерес к Ватикану. был очень велик и действительно имел разную, порой полярную окраску. Позицию крайней нетерпимости по отношению к религии вообще и к католичеству в частности занял Идеологический отдел ЦК КПСС. и советские спецслужбы, прежде всего КГБ. А вот в Международном отделе Центрального Комитета и в МИДе. к переменам в Ватикане отнеслись более взвешенно». При этом о II Ватиканском соборе давалось как «начисто свободная от пропагандистских штампов типа «Ватикан - злейший враг мира и прогресса»» информация, в том числе первое в истории СССР подробное изложение энциклики Иоанна XXIII «Pacemin Terris» («Мир на земле»), так и публикации, в которых «Католическая Церковь буквально обливалась грязью и объявлялась «политическим (!)» трупом» [4]. Католицизм преимущественно трактовался как «враг», «абсолютно чужая идеология», вместе с тем появились академически нейтральные исследования, где он рассматривается как «одно из основных направлений христианства» [10, 533].

Противоречивость общего отношения к католичеству предельно ярко проявилась в выдающихся произведениях лучших российских (советских) кинорежиссеров XX века: фильм «Александр Невский» (1938) С.М. Эйзенштейна и сегодня противостоит фильмам «Андрей Рублев» (1966) и «Ностальгия» (1983) А.А. Тарковского, выражая всю остроту и противоречивость поисков идентичности в советскую эпоху.

Те же две тенденции сохраняются и на новом этапе, который начался в постсоветской России, когда, по словам Ф.Г. Овсиенко, «в общественном мнении россиян обнаруживаются две противоположные тенденции в отношении к католицизму. Представители первой склонны усматривать в католичестве опасного для православия и даже для страны противника, посягающего на традиционную русскую культуру. Сторонники другой позиции выступают за свободный выбор гражданами страны любого вероисповедания, а также за

решение всех спорных вопросов между двумя хри- тические проекты, направленные на усиление при-

стианскими конфессиями путем взаимного учета сутствия православия в политической и экономи-

интересов и достижения согласия» [9, 303-304]. ческой жизни страны, отражая как современные

Последняя тенденция соответствует духу и букве опасения перед наиболее могущественной хрис-

Конституции и законодательству РФ, тогда как тианской организацией современности, так и векопервая питает различные охранительные геополи- вые предрассудки.

Библиографический список

1. Александр Невский // Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 1. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1993.

2. Библиография. Римско-Католическая Церковь // Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 3. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1 995.

3. Зеньковский В.В. История русской философии. - Москва: Академический Проект, Раритет, 2001.

4. Интервью: Анатолий Красиков, бывший корреспондент ТАСС в Ватикане и глава пресс-службы Президента РФ, о Втором Ватиканском соборе, Папах Иоанне Павле II и Бенедикте XVI // httpA//www.portal-credo.ru/site/ ?act=press&type=list&press_id=272

5. Кирилл и Мефодий // Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 1. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1993.

6. Кириллин В.М. «Чужое» в древнерусских сказаниях о Ферраро-Флорентийском соборе // http://nature.web.ru/ db/msg.html?mid= 1187849

7. Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. С.-Петербург: Алетейя, 2001.

8. Назаренко А.В. Русская Православная Церковь в X - 1-й трети XV в. // Православная энциклопедия. Москва: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2000.

9. Овсиенко Ф.Г. Католицизм: Учебное пособие. - Москва: Изд-во РАГС, 2005.

10. Сказкин С.Д., Мчедлов М.П. Католицизм // Большая советская энциклопедия. Т. 11. Москва: Советская энциклопедия, 1973.

11. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. Т. 1. - Москва: Логос, 2004.

12. Юдин А. Российское католичество между Западом и Востоком: поиски культурно-религиозной идентичности // http://www.religio.ru/mediamirrow/464_print.html

N. М. MARKOVA

THE PROBLEM OF INTERPRETATION OF CATHOLICISM IN THE HISTORY OF RUSSIA

This article presents the Russian perception of Catholicism during the history of Russia. We can see an attitude to Catholicism in the frames of conception of «our» - «foreign».

Key words: Catholicism, Russia, «our», «foreign», differentness, adherent of a different faith.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.