C.B. ЗЕМСКИХ, соискатель кафедры истории России Орловского государственного университета Тел. 8 960 654 69 45; sergorl@km.ru
НАБЛЮДАТЕЛИ ОТ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ НА ПЕРВОЙ СЕССИИ ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА
В статье рассматривается первая сессия Второго Ватиканского собора и присутствие на ней наблюдателей от Русской Православной Церкви (РПЦ). Автор сообщает об основных событиях, происходивших на соборе в 1962 году, важных для католического мира и для православных наблюдателей. Работа основана на материалах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Статья рассказывает о событиях, связанных с началом диалога между РПЦ и Ватиканом. Автор делает вывод о патриотической направленности деятельности наблюдателей РПЦ.
Ключевые слова: папа Иоанн XXIII, католицизм, собор, православие, наблюдатели.
Второй Ватиканский собор является важнейшим событием XX века в истории католической церкви. Его решения оказали значительное влияние на жизнь и мировоззрение миллионов католиков. В разгар «холодной войны» собор осудил возможность применения оружия массового уничтожения и выступил за мирное сосуществование стран с различными политическими системами. Ватикан оказывал посреднические услуги по примирению враждебных сторон в различных частях планеты. Присутствие на соборе в качестве наблюдателей христиан-некатоликов сделало возможным принятие решений о расширении связей между различными вероисповеданиями. Деятельность собора повлияла и на Русскую Православную Церковь.
Второй Ватиканский собор проходил в Риме в 1962-1965 гг. Главными задачами собора папа Иоанн XXIII объявил изменение Кодекса канонического права и сближение с другими христианами. Папа осознавал, что «большинство отделенного от римско-католической церкви религиозного мира ожидало сдвига в сторону экуменичнос-ти церкви» [14, с. 155]. Собор мог призвать «вернуться в одну паству носящим славное имя христиан отделившимся братьям» [7, с. 44]. Был создан Секретариат по содействию христианскому единству (СХЕ), который получил особые полномочия для ведения переговоров с православными. В феврале 1960 г. Совет по делам религий возглавил В.А. Куроедов, предложивший привлечь РПЦ к внешнеполитической деятельности. Было принято соответствующее решение ЦК КПСС [10, с. 66]. Налаживались связи как с Всемирным Советом Церквей (ВСЦ), так и с Ватиканом. 11 апреля Патриарх Алексий обратился с заявлением о вхождении РПЦ в состав ВСЦ [14, с. 27].
Глава СХЕ кардинал Беа в марте 1961 г. отметил желательность присутствия на соборе православных наблюдателей. В ответ на это интервью в «Журнале Московской Патриархии» (1961, № 5) была опубликована статья «Non possumus!», отвергавшая возможность присутствия наблюдателей от РПЦ на соборе [13, с. 300]. В феврале 1962 г. сотрудник СХЕ Виллебрандс посетил Москву. Он выяснил, что отношение РПЦ «к собору оказалось не столь негативным, как демонстрировалось в упомянутой выше статье» [7, с. 387]. В марте 1962 г. председатель ОВЦС (Отдел внешних цер-
© С.В. Земских
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ковных сношений) архиепископ Никодим (Ротов) подал в Совет по делам РПЦ записку «Мысли в отношении Католической церкви», в которой указывалась полезность присутствия наблюдателей на соборе. Никодим считал, что это сможет «нейтрализовать всякие поползновения Константинополя говорить от имени всего Православия и идти на слишком тесное сближение с Римом» [13, с. 300].
18 августа 1962 г. Никодим провел неофициальную встречу с кардиналом Тиссераном в городе Мец (Франция). Он спрашивал, не будут ли приняты на соборе решения в духе крестового похода против коммунизма. Ведь «лучше совсем не посылать наблюдателей, чем послать и потом уйти. Это меньше нарушит отношения между нашими Церквами». Тиссеран ответил: «Никакого политического характера Собор не будет иметь, и никакой политической борьбы против Советской власти Собор не будет вести» [1, с. 283]. Вскоре в «Журнале Московской Патриархии» (1962, № 9) появилось интервью Патриарха Алексия французскому журналисту Ж. Булье, отмечавшее близость православия и католичества «в области вероучи-тельной и литургической» [12, с. 214]. Виллебрандс предпринял поездку в Москву, проходившую с 27 сентября по 2 октября. Он беседовал с руководством РПЦ и представил сведения о роли наблюдателей от некатолических церквей. 10 октября 1962 г. было принято постановление Президиума ЦК КПСС, дававшее согласие на отправку наблюдателей от Московской Патриархии в Рим. В тот же день состоялось заседание Священного Синода, который назначил наблюдателями протоиерея Виталия Борового и архимандрита Владимира (Кот-лярова). Им поручалось «регулярно, не реже одного раза в неделю, докладывать о текущей работе Собора», сопровождая свои доклады материалами собора и текущей периодикой [13, с. 301].
11 октября 1962 г. в храме Святого Петра состоялось торжественное открытие Второго Ватиканского собора. Уже в начале первой сессии стала очевидной конфронтация между интегристами и прогрессистами. Интегристами называли консерваторов, сторонников сохранения традиционного католицизма. Они составляли сплоченное меньшинство. Прогрессисты, которых также называли обновленцами, составляли на соборе большинство. Их целью было упрощение богослужения, введение употребления национальных языков вместо латыни, сближение с другими христианскими на-
правлениями, активное участие в общественной жизни. 13 октября было предложено утвердить тот состав десяти комиссий собора, в котором они занимались подготовкой проектов решений. Это давало преимущество интегристам. Против этого выступили прогрессисты во главе с кардиналами Беа и Сюэненсом. Большинство собора в данном вопросе приняло сторону обновленцев. Интегрис-ты также потерпели поражение в вопросе о наблюдателях - представителям некатолических церквей было разрешено присутствовать на всех заседаниях собора [6, с. 336].
20 октября обсуждалось послание «Ad universos homines» («Ко всему человечеству»). Автор послания - прогрессист Шеню - проповедовал принцип «естественной нравственности», что открывало возможность диалога с неверующими. После небольших стилистических изменений послание было принято. 22 октября обсуждалась схема «De sacra Liturgia» («О священной литургии»), предлагавшая приблизить богослужение к новым условиям, разрешить проводить литургию не только на латыни, но и на других языках. Схема была отвергнута. 14-21 ноября рассматривался проект документа «De fontibus Revelatione» («Об источниках Откровения»). Кардинал Беа заявил, что проект мешает экуменическому диалогу с протестантами, поскольку носит устаревший характер. Большинство собора не приняло этот проект. С 26 ноября по 1 декабря на соборе рассматривалась схема «De Ecclesia unitate» («О единстве церкви»). Большинство высказалось за создание документа, посвященного экуменизму и касающегося проблемы единства с христинами-некатоликами. 1-7 декабря обсуждалась схема «De Ecclesia» («О церкви»). Прогрессисты подвергли ее критике за излишний догматизм, указывая, что в ней сделан упор на церковь, «господствующую и торжествующую», что противоречит пастырской направленности собора. 8 декабря прошла церемония закрытия первой сессии Второго Ватиканского собора [13, с. 289].
Наблюдатели от РПЦ отмечают: «Результаты первой сессии Собора не особенно велики. Обсуждены только четыре схемы и начато обсуждение пятой» [4, л. 103]. На соборе было много выступлений, посвященных распаду колониальной системы, обсуждалась борьба за социальные права, высказывалось осуждение классового неравенства и дискриминации. Международная обстановка ока-
зывала влияние на богословские решения. Отмечается, что «ни в чем не проявились так наглядно взаимосвязь и взаимовлияние работ Собора и общего положения в современном мире, как в отношении Ватикана к русским наблюдателям и значении их присутствия на Соборе» [4, л. 70].
На приеме у папы, а также на всех официальных мероприятиях для наблюдателей представителям РПЦ всегда отводилось почетное первое место. «Монсеньер Виллебрандс, секретарь Секретариата по делам единства, правая рука кардинала Бэа и фактический руководитель в отношениях Ватикана с наблюдателями и их Церквами, прислушивался к каждому слову наших наблюдателей, очень откровенно обсуждал с ними все возникающие трудности и препятствия во взаимных наших отношениях, выполнял все их пожелания и требования». Примас Польши кардинал Вышинский беседовал с русскими наблюдателями и передавал «сердечные приветствия Святейшему Патриарху, архиепископу Никодиму, всей Русской Церкви и всему русскому, советскому народу. Говорил, что история многому научила и его, и всех поляков и теперь они стали умнее...» [4, л. 71-72]. Боровой отмечает, что кардинал использовал эти встречи для укрепления своего положения и для саморекламы.
В конце ноября в Рим прибыл Ежи Завейский, член Государственного Совета Польши, известный писатель-католик. «Он личный друг и доверенное лицо Гомулки. Одновременно он личный друг и доверенное лицо кардинала Вышинского. В силу этого он играет роль связующего звена между Государством и католической Церковью». Завей-ский был принят папой, их беседа продолжалась около двух часов. Писатель встретился с русскими наблюдателями и поделился своими впечатлениями об Иоанне XXIII. Он сообщил о данном папой польским католикам благословении на сотрудничество с правительством в социальной и политической жизни страны. Также Завейский сообщил о возможности установления дипломатических отношений между Польшей и Ватиканом. Польский посол в Ватикане мог бы представлять и защищать интересы всех социалистических стран. Боровой замечает, что Завейский рассказал лишь ту часть беседы с папой, которую счел нужным для пользы своего дела. Сообщается об отрицательном отношении Вышинского к установлению дипломатических отношений между
Польшей и Ватиканом. «В настоящее время он наделен Ватиканом такими полномочиями, что практически является вполне самостоятельным в своих действиях и независим в своей политике, играя роль своего рода польского папы» [4, л. 83-85].
В отчетах отмечаются действия пятнадцати украинских епископов-униатов. Они подготовили меморандум о «насильственной ликвидации унии» на западе Украины и собирались добиться принятия постановления, которое осудило бы действия Советского правительства и Московской Патриархии в этом вопросе. Виллебрандс добился от госсекретаря кардинала Чиконьяни запрещения униатским епископам выносить свой меморандум на обсуждение. Лидер украинской эмиграции в Северной Америке Уолтер Душник заявил, что «Ватикан все больше начинает считаться с русскими наблюдателями и в угоду им приносятся «украинские интересы» и совершенно замалчивается «ликвидация унии» [4, л. 79-80]. В правой итальянской печати был опубликован протест униатов против пребывания на соборе русских наблюдателей, излагался вышеупомянутый меморандум, выдвигалось требование восстановления униатской церкви. Заявление униатских епископов было также напечатано французской газетой «La Croix» [8, с. 122]. Наблюдатели выразили свое возмущение Виллебрандсу и Беа. Кардинал Чиконьяни объявил униатам выговор, от имени папы им также было высказано неудовольствие. «Кардинал Беа публично в присутствии многих других кардиналов и епископов принес наблюдателям Русской Церкви официальные извинения Ватикана» [4, л. 81]. Газета «Osservatore Romano» 25 ноября 1962 г. поместила заявление Виллебрандса в защиту православных наблюдателей [3, с. 238].
Наблюдатели встречались с известным религиозным деятелем Роже Шютцом, руководителем экуменической общины в Тезэ (Франция). Члены общины отметили значительные перемены в католицизме. Эти изменения они связывают с деятельностью Иоанна XXIII. Шютц встречался с ним трижды, и, по его наблюдениям, папа «человек весьма открытый, сердечный и простой, чего нельзя сказать о многих кардиналах» [4, л. 47]. Представители общины высказали мнение о том, что Русская Церковь может оказать воздействие на смягчение обстановки в Ватикане.
Прибытие наблюдателей от РПЦ на собор считали частью работы по подготовке встречи Хру-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
щева с папой во время предстоящего визита в Италию. Наблюдателям передали просьбу «довести до сведения Святейшего Патриарха, а через Патриарха - до сведения Советского правительства, что он, папа, был бы очень счастлив и благодарен Советскому правительству, если бы оно, руководствуясь гуманными соображениями и милосердием, предоставило бы амнистию заключенному униатскому митрополиту Иосифу Слипому, семнадцать лет тому назад осужденному советским судом» [4, л. 87-88]. Подчеркивался преклонный возраст Слипого, отмечалось, что его освобождение произведет благоприятное впечатление на мировую общественность.
Присутствие наблюдателей значительно повлияло на работу первой сессии. Выступления на соборе нередко были обращены именно к ним. Один из представителей интегристов заявил: «Чтобы иметь здесь вес и быть услышанным, нужно быть или кардиналом, или наблюдателем» [4, л. 102]. Наблюдатели от РПЦ располагали подробными сведениями о предстоящих событиях в Ватикане. Они сообщают о планах по созданию своеобразных мостов между католичеством и православием. Для Балкан и греческого Востока посредником мог стать венский кардинал Кениг, для СССР - Вышинский. Сообщается со ссылкой на папского врача о том, что Иоанн XXIII тяжело болен и что курия готовится к новым выборам. Среди кандидатов упоминается и кардинал Монтини, впоследствии избранный папой [4, л. 90].
Необходимо отметить мнение наблюдателей о важности созыва регулярной православной церковной конференции. Это позволило бы обсуждать различные вопросы и вырабатывать единую пра-
вославную точку зрения. «Иначе создастся парадоксальное положение, что все эти вопросы православные могут обсуждать врозь и только совместно с инославными. В этом смысле опыт первой сессии Второго Ватиканского собора может быть использован православными для их собственного блага» [4, л. 108]. В Совете по делам РПЦ итоги первой сессии оценивались положительно. Стремление обновленцев к открытости «создает реальные условия для расширения контактов на предмет возможных совместных выступлений в защиту мира и привлечения рядовых католиков для борьбы за мир» [5, л. 1]. Учитывая возросшее влияние СХЕ, рекомендовалось «поддерживать и расширять контакты» именно с данным Секретариатом [5, л. 7].
Подводя краткий итог присутствию наблюдателей от РПЦ на соборе, необходимо отметить обоюдную заинтересованность в развитии экуменических контактов Ватикана и Московской Патриархии. Для католиков появилась возможность оказывать косвенное воздействие на положительные перемены в жизни своих единоверцев на территории СССР, а также возможность в будущем обмениваться визитами и совершать паломнические поездки, что не исключало прозелитизма. Для Московской Патриархии международные связи давали надежду на укрепление своего положения внутри страны, поскольку происходили при активном участии государства. Советское правительство было третьей стороной в диалоге, который способствовал укреплению авторитета СССР на мировой арене, снижал международную напряженность, способствовал развитию экономических отношений со странами Запада.
Библиографический список
1. Василий (Кривошеин). Архиепископ. Воспоминания. Письма. [Текст] - Н. Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 1998. - 504 с.
2. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский собор. [Текст] - М.: Лепта-Пресс, 2004. -382 с.
3. Второй Ватиканский собор: взгляд из России. [Текст] - М.: Институт всеобщей истории РАН, 1997. - 360 с.
4. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 463.
5. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 508.
6. Григулевич И.Р. Папство. Век XX [Текст]. - М.: Политиздат, 1981. - 532 с.
7. История II Ватиканского собора [Текст], т. I. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. -622 с.
8. История II Ватиканского собора [Текст], т. II. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. - 764 с.
9. Ливцов В. А. Русская Православная Церковь и экуменическое движение в XX веке. [Текст] - М.: Социум, 2000. -206 с.
10. Петрушко В. И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефа-листами в XX в. [Текст] - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - 407 с.
11. Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. [Текст] - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. - 596 с.
12. Православная энциклопедия [Текст], т. VII. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - 752 с.
13. Русская Православная Церковь в советское время [Текст]. Кн. 2. - М.: Пропилеи, 1995. - 464 с.
14. Фалькони К. Ватиканский собор и причины его созыва [Текст]. - М.: Прогресс, 1964. - 184 с.
15. Ювеналий (Поярков). Митрополит. Человек Церкви [Текст]. - М.: Издание Московской епархии, 1998. - 408 с.
S.V. ZEMSKIH
OBSERVERS FROM THE MOSCOW PATRIARCHATE AT THE FIRST SESSION OF THE SECOND VATICAN COUNCIL
In the article the first session of Vatican II and the presence of observers from the Russian Orthodox Church (ROC). The author reports on major events that took place at the council in 1962, are important to the Catholic world, and for the Orthodox observer. The work is based on materials the State Archives of the Russian Federation. The article tells about the events related to the beginning of a dialogue between the ROC and the Vatican. The author concludes patriotic activities observers ROC.
Key words: Pope John XXIII, council, Catholicism, Orthodoxy and observers.