Научная статья на тему 'Проблема индивидуальности и психофизиологическая диагностика свойств темперамента'

Проблема индивидуальности и психофизиологическая диагностика свойств темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2020
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горст Н. А.

С позиций дифференциальной психофизиологии у астраханских студентов исследовались основные свойства темперамента. Использована методика «Характеристика свойств темперамента» (тест Б.Н. Смирнова), позволившая выявить многообразие индивидуальных характеристик исследуемых показателей. Для каждого из обследованных лиц установлено неповторимое сочетание направленности и степени выраженности основных свойств темперамента, которое получило графическое отображение и обозначено как «индивидуальный микропрофиль свойств темперамента».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема индивидуальности и психофизиологическая диагностика свойств темперамента»

Горст Н.А.

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

С позиций дифференциальной психофизиологии у астраханских студентов исследовались основные свойства темперамента. Использована методика »Характеристика свойств темперамента» (тест Б.Н. Смирнова), позволившая выявить многообразие индивидуальных характеристик исследуемых показателей. Для каждого из обследованных лиц установлено неповторимое сочетание направленности и степени выраженности основных свойств темперамента, которое получило графическое отображение и обозначено как »индивидуальный микропрофиль свойств темперамента».

В современных условиях, характеризующихся сложной экологической и социально-экономической обстановкой, исключительную значимость имеет исследование не общего, а особенного в природе человека, учет особенностей конкретного человека в соматической, физиологической и психофизиологической сферах. Изучение вариаций биологической природы человека тесно связано с проблемой индивидуальности, которая рассматривается прежде всего с позиций психологии.

Анализ иерархической организации психологических свойств человека дает основание считать индивидуальность высшим уровнем этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровню. В этом плане индивидуальность следует рассматривать как уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. В настоящее время психологическая наука располагает несколькими достаточно обоснованными концепциями целостной индивидуальности [1, 5, 6, 12, 17, 22, 27, 28, 29]. Последователь школы В.С. Мерлина В.В. Белоус [4] произвел теоретическое обобщение многообразных представлений о целостной индивидуальности. Автор высказывает идею конструирования психологии Всеобщей индивидуальности на положениях многоуровневости и многомерности [4].

Известно, что важнейшей подструктурой личности, которая включена практически во все вышележащие сферы индивидуальности человека, является темперамент. Темперамент принято считать биологической составляющей индивидуальности [1, 3, 17, 21, 23, 25]. Его называют ядром психической индивидуальности [16]. Современные представления о темпераменте базируются в основном на учении И.П. Павлова об общих типах нервной системы, и в частности на выявлении четырех основных типов высшей нервной деятельности (ВНД) [19], сопоставимых с типами темперамента: холериком, сангвиником, флегматиком и меланхоликом по терминологии древних врачей, не утратившей своего значения до наших времен.

Известно, что И.П. Павлов отождествлял тип ВНД и тип темперамента [19], хотя они не

совсем тождественны, так как темперамент включает и элементы соматической организации личности, и механизмы становления психической индивидуальности. Темперамент проявляется через характерные черты, реализуемые в целостной системе поведенческих особенностей личности, и рассматривается как совокупность свойств, характеризующих динамику психических процессов [7, 8, 17, 20, 30]. Выделяют следующие основные свойства темперамента: активность, реактивность, темп реакции или психический темп, эмоциональность, пере-ключаемость (ригидность-пластичность); экстраверсия - интроверсия. В настоящее время знать темперамент индивида значит определить присущее ему значение каждого из основных свойств, входящих в структуру темперамента. Изучение темперамента постепенно перешло от определения типов к выявлению тех или иных его свойств.

В данной работе была поставлена задача изучить у представителей современной молодежи -астраханских студентов степень выраженности основных свойств темперамента.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования являлись 111 студентов Астраханского госуниверситета, биологов и психологов, в возрасте от 18 до 21 года. Для изучения свойств темперамента была использована методика «Характеристика свойств темперамента» (тест Б.Н. Смирнова) [3, 7, 8]. Тест Б.Н. Смирнова позволяет диагностировать следующие полярные свойства темперамента: экстраверсия - интроверсия; ригидность - пластичность; эмоциональная возбудимость - уравновешенность; темп реакций (быстрый - медленный), активность (высокая - низкая) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы.

При изучении свойств темперамента с помощью данного теста каждое из свойств оценивалось по пяти градациям или уровням в зависимости от степени их выраженности. При этом использовалась таблица 1.

Таблица 1. Средняя оценка и зоны выраженности темперамента

Экстравесия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность

22 -26 16 - 23 18 - 20 20 - 22 24 - 26

04. 04. о4. о4. о4.

высокая высокая высокая быстрый высокая

17 - 21 12 - 15 14 -17 14 - 19 21 - 23

высокая высокая высокая быстрый высокая

12 -16 7 - 11 8 - 13 9 - 13 14 - 20

средняя средняя средняя средний средняя

7 - 11 3 - 6 4 - 7 5 - 8 9 - 13

высокая высокая высокая медленный низкая

о 0 - 2 0 - 3 0 - 4 0 - 8

04. о4. о4. о4. о4.

высокая высокая высокая медлен. низкий

Интроверсия Пласти4ность Эмоциональная уравновешенность Темп реакции Активность

Примечание: цифры отражают выраженность свойства темперамента в баллах

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экстраверсия - интроверсия рассматриваются как комплексное свойство личности, в то же время и традиционно как свойство темперамента. Это характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного мира [17, 26, 27].

Материалы по изучению экстра - интровер-тированности показали, что среди испытуемых примерно в равной степени встречаются экстраверты (39,5%), лица с ориентацией на окружающих, и интроверты (40,5%), лица с ориентацией на внутренний мир. Средняя экстра -интроверсия наблюдалась у 20% (п=22) испытуемых; у 25% (п=28) было выявлено наличие высокой, а у 14,5% (п=16) - очень высокой экстраверсии. В 23,5% (п=25) случаев имела место высокая, а в 17% (п=19) - очень высокая интроверсия. Как известно, экстраверты - личности, в силу организации своих нервных процессов требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственны инициативность, импульсивность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Интровертам не нужна значительная внешняя стимуляция. Они не общительны, замкнуты, склонны к самоанализу [17, 18, 26].

По литературным данным у экстравертов в организме наблюдаются следующие сдвиги на биохимическом уровне: повышенный уровень но-радреналина, дофамина, серотонина; пониженный уровень половых гормонов, а также эндор-финов. У интровертов биохимические сдвиги носят противоположный характер [15]. Соглас-

но Г. Айзенку [1], базовые измерения личности -экстраверсия и нейротизм (эмоциональная неуравновешенность) связаны с функционированием двух нейрофизиологических систем: системы неспецифической активации (ретикулярная формация ствола головного мозга) и лимбической системы. Экстраверты имеют низкий уровень неспецифической активации и стремятся его повысить путем дополнительной стимуляции извне. Это объясняет их поведение, характеризующееся установлением социальных контактов, сменой впечатлений. Интроверты, напротив, имеют более высокий уровень активации и стремятся оградить себя от дополнительной стимуляции. Эти положения Айзенка находят подтверждение и постулируются в литературе [8, 15, 30].

Другое свойство темперамента - переклю-чаемость, которая имеет крайние полюса в виде ригидности и пластичности. Под ригидностью понимается неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. Исследование свойств ригидности - пластичности позволило выявить у 19% (п=21) студентов среднюю степень ригидности -пластичности. В 35% (п=39) случаев наблюдалась высокая и в 30% (п=33) - очень высокая ригидность. Высокая пластичность наблюдалась у 13% (п= 15) испытуемых, а очень высокая пластичность лишь у 2 человек (2%). Таким образом, более 60% испытуемых имели высокую и очень высокую ригидность.

С психологической точки зрения ригидность рассматривается как неспособность изменить представления об окружающей среде при ее действительном изменении, неизменность эмоциональной значимости объектов, невозможность изменить привычные способы удовлетворения потребностей с изменением условий жизни. Пластичность, напротив, характеризуется гибкостью и легкостью приспособления к изменяющимся условиям жизни.

Эмоциональность по современным представлениям - это одно из двух самых главных (наряду с активностью) свойств темперамента. Она характеризуется скоростью и глубиной эмоциональных реакций человека [1, 11, 16]. При изучении эмоциональности было найдено, что среднюю эмоциональную возбудимость - уравновешенность имеют 32% (п=36) обследуемых; 37% (п=41) студентов характеризовались высокой, а 18% (п=20) - очень высокой эмоциональной возбудимостью. Гораздо реже наблюдалась эмоциональная уравновешенность: в 10% (п=11) имела место высокая, а в 3% (п=3) - очень высокая эмоциональная уравновешенность.

Таким образом, высокие и очень высокие показатели эмоциональной возбудимости на-

блюдались в 55% случаев. Частая встречаемость повышенной эмоциональной возбудимости среди студенческой молодежи была отмечена нами также при исследовании этого свойства темперамента другими методами [9, 10].

Далее рассматривалось такое свойство темперамента, как темп реакции. Этот показатель отражает индивидуальный темп и ритм психических процессов, а также включает моторный компонент темперамента. Последний характеризует быстроту, экспрессивность и энергичность движений, скорость письма и речевую моторику. Скоростные характеристики реакций и движений лежат в широком диапазоне: от резкого и стремительного нарастания до замедленного темпа и затухания [3]. Как показали наши наблюдения, у студентов чаще всего имеет место средний темп - 38% (п=42); быстрый темп реакции встречается у 28% (п=31) обследованных; медленный темп - у 22% (п=25); очень медленный и очень быстрый имели соответственно 8% (п=9) и 4% (п=4). Таким образом, у большинства студентов встречается средний или несколько реже быстрый темп реакций.

Общая активность индивида занимает центральное место в характеристике темперамента. Активность находит отражение в том, с какой степенью энергичности человек достигает своих целей, преодолевает различные препятствия, насколько он настойчив.

Проявляется активность в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Диапазон активности распределяется от вялости, инертности, пассивной созерцательности на одном полюсе до бурных проявлений энергии, стремительности действий - на другом.

Изучение активности как свойства темперамента показало, что наибольшую группу составляют студенты со средней активностью - 41% (п=45). Значительными оказались группы испытуемых с низкой - 26% (п=29) и очень низкой активностью - 25% (п=28). Высокая и очень высокая активность встречались редко - в 5% (п=6) и в 3% (п=3) случаев соответственно. Физиологию активности в настоящее время следует рассматривать с позиций концепции функциональных систем П.К. Анохина, трактующей поведение организма как активное отношение к среде, определяемое потребной организму моделью будущего (искомого результата) [2, 24].Подводя общие итоги наших наблюдений, необходимо отметить многообразие индивидуальных характеристик свойств темперамента у представителей современной молодежи - астраханских студентов. Каждый их них имеет уникальное сочетание основных свойств темперамента, направленность

и степень выраженности которых варьируют, создавая неповторимый облик, новую характеристику личности, которую можно обозначить как «индивидуальный микропрофиль свойств темперамента».

В качестве примеров могут быть приведены микропрофили, представленные в виде графиков на рис. 1, 2.

Оценивая с психофизиологических позиций общие свойства темперамента в целом, следует заключить, что основным признаком свойств темперамента следует считать их обусловленность свойствами нервной системы [18, 21, 23]. Исследователи данной проблемы видят задачу в том, чтобы выяснить от каких именно нейрофизиологических свойств зависят свойства темперамента. Можно считать твердо установленным, что каждое отдельное свойство темперамента не зависит от одного какого-либо свойства нервной системы [18, 25].

Выполненное В.С. Мерлиным на основании собственных экспериментов и литературных данных изучение математических связей между свойствами темперамента и свойствами нервной системы показало, что показатели одного и того же свойства темперамента коррелируют с показателями нескольких свойств нервной системы. В то же время разные показатели свойств нервной системы имеют разное количество корреляционных связей со свойствами темперамента. Наибольшее количество связей имеет сила возбудительного процесса [17].

Исследование рассматриваемой проблемы позволяет высказать положение о том, что различные свойства темперамента могут взаимно друг друга компенсировать и дополнять недо-

эмоциональная

возбудимость

активность

высокая

эмоциональная

уравновешенность

активность

низкая

темп реакции медленный

пластичность

Рисунок 1. Индивидуальные микропрофили свойств темперамента экстраверта и интроверта

интроверсия эмоциональная активность

уравновешенность низкая

темп реакции пластичность

медленный

Рисунок 2. Индивидуальные микропрофили свойств темперамента двух амбивертов

стающее звено. Отсюда вытекает возможность управлять этими процессами. Исследование «индивидуального микропрофиля свойств темперамента» с этих позиций весьма целесообразно. Оно необходимо для повышения психологической культуры молодых людей, критического анализа своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, самопознания и саморазвития личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время является весьма актуальным исследование проблемы индивидуальных психофизиологических различий между людьми. Эта проблема приобретает особое значение в плане непосредственного обращения к жизни, к практике, и прежде всего в целях самопознания, самосовершенствования, а также профессиональной ориентации молодежи.

Нами были изучены основные свойства темперамента, являющегося ядром психической индивидуальности человека. Под наблюдением находились 111 астраханских студентов. У каждого из них определялась направленность и степень

выраженности пяти основных свойств темперамента. Проведенное исследование позволило выявить для каждого из обследованных лиц неповторимое своеобразие сочетаний изучаемых показателей, которое получило графическое отображение и было обозначено нами как «индивидуальный микропрофиль свойств темперамента».

Эта характеристика не подменяет представлений о типе темперамента или типе ВНД. Она дополняет понятие о типе темперамента, расширяет в определенном смысле рамки этого понятия, подчеркивая не типологическое, а индивидуальное. Изучение «индивидуального микропрофиля свойств темперамента» целесообразно для формирования индивидуального стиля жизнедеятельности организма [18], включающего систему алиментарной и моторной активности человека. Он также может быть полезен для формирования и совершенствования индивидуального стиля деятельности [13, 14], под которым понимается система наиболее эффективных приемов и способов организации человеком своей деятельности, в том числе стиля познавательной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. Пер. с англ. - СПб: Ювента. М.: КСП+, 1999. 464 с.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М., 1968. 547 с.

3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. М.: Владос, 2000. 256 с.

4. Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности // Вопр. психол. 2001. №2. С. 100-107.

5. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. т. 12. №6. С. 3-11.

6. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психол. журн. 1995. т. 16. №1. С. 64-74.

7. Горст Н.А. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека. Учебное пособие. Астрахань: Астрахан. гос.пед. ун-т, 1998. 66 с.

8. Горст Н.А. Физиологические основы индивидуально-психологических различий. Учебное пособие. Астрахань: Астрахан. гос. пед. ун-т., 2002. 112 с.

9. Горст Н.А., Горст В.Р., Баранова А.В. Психофизиологические аспекты эмоциональной сферы личности // Естественные науки. Журн. фундамент. и приклад. исс. Астрахань: Астрахан.гос.пед.ун-т., 2002. №5. С. 29-31.

10. Г орст Н.А., Г орст В.Р. Психофизиологическая диагностика эмоционального микропрофиля человека // Южно-Российский мед. журн. М., 2002. №6. С. 6-9.

11. Гройсман.А.Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1998. 360 с.

12. Егорова М.С., Кабардов М.К., Крупнов А.И., Кудинов С.И. Дифференциальная психология: проблемы и перспективы // Вопр. психол. 2002. №6. С. 144-145.

13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.

14. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в связи с типологическими свойствами нервной системы. Казань: Казан. ун-т, 1969. 278 с.

15. Кроль В.М. Психофизиология человека. СПб.: Питер, 2003. 304 с.

16. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: Медпресс, 1999. 589 с.

17. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

18. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. М., 2002. С. 360-366.

19. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Физиологическое учение о типах нервной системы, темперамента // Хрестоматия по психологии. М., 1977. С. 316-319.

20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

21. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопр. психол. 1985. №1. С. 19-33.

22. Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты / Под. ред. Б.А.Вяткина. Пермь, 1988. С. 5-10.

23. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 66-75.

24. Судаков К.В. Общие принципы построения поведенческих актов на основе теории функциональных систем // Системные механизмы поведения / Под ред. К.В. Судакова, М. Баича. М., 1990. С. 9-38.

25. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий // Хрестоматия по психологии. М., 1977. С. 333-337.

26. Юнг К. Психологическая типология // Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002. С. 99-120.

27. Cattel R.B. The description of personality // Psychol. Rev. 1943. T. 50. P. 539-594.

28. Cattel R.B. The primary personality factors in women compared.with those of men // Brit. J. Psychol. Stat. Sect. 1948. T. 1. P.114-130.

29. Eysenck H.J. Types of personality - a factorial study of 700 neurotics.// J. ment. Sci. 1944. T. 90. P. 851-861.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Strelay I. The concept of arousal and arousability of used in temperaments studies / Temperament individual differences at the interface of biology and behavior / Eds. Y.E.Bates, T.D.Washs. Washington. 1994. P. 117-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.