Научная статья на тему 'Проблема индивидуального и общественного здоровья в аспекте социальной ответственности'

Проблема индивидуального и общественного здоровья в аспекте социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1281
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / INDIVIDUAL HEALTH / PUBLIC HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черненкова Александра Валерьевна

Статья раскрывает проблему индивидуального и общественного здоровья. Раскрывает субъектно-объектное содержание такого социального феномена, как здоровый образ жизни. Рассматривает проблему индивидуального и общественного здоровья в аспекте социальной ответственности. Раскрывает понятие «социальная ответственность», как категорию социальной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INDIVIDUAL AND PUBLIC HEALTH IN THE ASPECT OF SOCIAL RESPONSIBILITY

This article deals with the problem of individual and public health. The subjective and objective significance of such a social phenomenon as a healthy lifestyle is exposed in it. The problem of individual and public health is considered in the aspect of social responsibility. We define the concept of social responsibility as a category of social philosophy

Текст научной работы на тему «Проблема индивидуального и общественного здоровья в аспекте социальной ответственности»

УДК 316.728

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А. В. Черненкова

THE PROBLEM OF INDIVIDUAL AND PUBLIC HEALTH IN THE ASPECT OF SOCIAL RESPONSIBILITY

А. V. Chernenkova

Статья раскрывает проблему индивидуального и общественного здоровья. Раскрывает субъектно-объектное содержание такого социального феномена, как здоровый образ жизни. Рассматривает проблему индивидуального и общественного здоровья в аспекте социальной ответственности. Раскрывает понятие «социальная ответственность», как категорию социальной философии.

This article deals with the problem of individual and public health. The subjective and objective significance of such a social phenomenon as a healthy lifestyle is exposed in it. The problem of individual and public health is considered in the aspect of social responsibility. We define the concept of social responsibility as a category of social philosophy.

Ключевые слова: индивидуальное здоровье, общественное здоровье, здоровый образ жизни, социальная ответ -ственность.

Keywords: individual health, public health, healthy lifestyle, social responsibility.

Проблема здоровья человека на сегодняшний день является одной из наиболее сложных и актуальных. Сложные перемены в духовной, экономической, социально-политической, культурной и экологической сферах жизнедеятельности человека оказывают негативное влияние на здоровье людей, следствием этого является процесс снижения рождаемости на фоне увеличения смертности, характерный для современной России.

Проблема здоровья человека давно вышла за пределы медико-практической направленности и не может рассматриваться вне связи с негативными тенденциями общественного развития. Масштабы проблемы достигли того уровня, когда необходимо философское осмысление вопросов здоровья человека, рассмотрение данной проблемы в контексте политических, экономии-ческих, социокультурных и других факторов.

Усиление социально-философского интереса к здоровью объясняется тем, что наблюдающийся кризис индивидуального и популяционного здоровья находится в несомненной связи с кризисными явлениями экологического, культурного и духовно-нравственного характера [3, с. 5].

Проблема здоровья человека в современном мире характеризуется тем фактом, что в структуре заболеваемости и смертности превалирует патология, обусловленная нездоровым образом жизни. Это связано, в первую очередь, с тем, что, в условиях усложняющейся социальной жизни, изменения ее ритма, увеличивающемся темпе цивилизационных изменений, человек становится дезадаптированным, что оказывает негативное влияние на состояние индивидуального и общественного здоровья.

В данном контексте особую социальную значимость приобретают вопросы, связанные с устранением негативных тенденций в современном обществе, формированием ценностных ориентации и жизненных стилей, ориентированных на здоровый образ жизни.

Для понимания такого явления, как здоровый образ жизни, необходимо рассмотреть сам образ жизни как социальное явление. Большое внимание образу жизни как социальному феномену уделено в отечественной литературе 70 - 80-х гг., что связано с повышенным интересом к социалистическому образу жизни (А. М. Изуткин, Ю. П. Лисицын, Г. И. Царегородцев).

Философский словарь дает следующее определение понятию «образ жизни». Образ жизни - философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, в том числе класса и нации, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее [7].

Если рассматривать структуру образа жизни, то можно выявить объективную и субъективную его стороны.

Объективная сторона образа жизни - это совокупность различных факторов: социально-политических, экологических, экономических, культурных, которые формируют определенную среду реализации индивидом своей жизнедеятельности. При этом большую роль в реализации образа жизни играют субъективноличностные мотивации.

Субъективная сторона образа жизни представляет собой совокупность индивидуальных предпочтений индивида в выборе тех или иных форм поведения.

Объективные факторы образа жизни неразрывно связаны с субъективными: цели общения, мотивы деятельности, ценностные ориентиры. При одних и тех же социальных, природных, культурных условиях отдельные индивиды и целые социальные группы могут вести различный образ жизни, тот или иной образ жизни созидают и творят люди в соответствии со своими потребностями, интересами, впечатлениями [1, с. 43].

Исходя из вышесказанного, логичным является утверждение, что под здоровым образом жизни понимается образ жизни, направленный на поддержание и укрепление здоровья. При этом, с точки зрения структуры образа жизни, субъективная сторона здорового образа жизни представляет собой совокупность форм поведения индивида, ценностным ориентиром которых является поддержание и укрепление здоровья. А под объективной стороной здорового образ жизни понимается среда жизнедеятельности индивида, представляющая собой совокупность социокультурных, политических, экономических, экологических факторов, рассматриваемая с точки зрения реализации в данной среде концепции здоровья.

Следовательно, для реализации индивидом здорового образа жизни необходимым условием является наличие благоприятной объективной среды. Если рассмот-

реть структуру объективной стороны образа жизни индивида, то становится очевидным, что во всех ее сферах преобразующим элементом является общество. Общество формирует и преобразует политическую, социокультурную, экономическую, экологическую среду. Формирующая образ жизни объективная среда - это общество в целом, во всех его материальных и духовных проявлениях.

Общество - центральная категория социальной философии. Ее можно определить как жизнедеятельность человека вообще, за действиями общества, всех его компонентов стоит человек. Общество представляет собой совокупность людей во всех формах их взаимодействия. Таким образом, если вернуться к структуре образа жизни, то можно определить, что человек - является той активной преобразующей единицей, которая формирует объективную сторону образа жизни.

Человек, определяя ту или иную форму своего поведения, определяя свой жизненный стиль, реализуя свой образ жизни, не ограничивается отношениями зависимости от определенных условий объективной среды и свободы формирования субъективной стороны образа жизни. Образ жизни конкретного человека, формы его поведения, могут стать импульсом для формирования определенного типа образа жизни или формы поведения другого человека.

Это обусловлено тем, что человеческая жизнедеятельность сопровождается постоянным взаимодействием с другими членами общества. Результатом этого взаимодействия является система межличностных отношений, структура симпатий и антипатий человека.

В данном контексте особую значимость приобретает вопрос о социальной ответственности человека в формировании общественного здоровья.

Социальная ответственность является многоаспектным феноменом, который не может смещаться на индивидуальный уровень ответственности. Социальная ответственность политических, социокультурных, воспитательных институтов в аспекте индивидуального и общественного здоровья не утрачивает своей значимости. Реализация принципа социальной ответственности различными социальными институтами способствует, во-первых, формированию благоприятной объективной среды образа жизни, во-вторых, повышает уровень социальной ответственности человека.

Соотношение векторов индивидуальной ответственности и ответственности социальных институтов неизбежно поднимает вопрос о том, кто является главной движущей силой в тандеме общества и человека. Данный вопрос очень многогранен, и в разных исторических, социокультурных условиях в ответе на этот вопрос ставятся разные акценты. Тем не менее в контексте соотношения социальной ответственности человека и социальных институтов в аспекте индивидуального и общественного здоровья необходимо подчеркнуть особую важность и определяющую роль человека. Сама категория здоровья предполагает некую характеристику психофизиологического состояния, что не имеет социальной природы. Однако образ жизни и определенные формы поведения людей отчасти социально детерминированы, обусловлены объективной средой. Но, если говорить о той реальной силе, которая способна повлиять на концептуальные основы индивидуального и общественного здоровья, то это непосредственная жизнедеятельность человека.

Если рассматривать социальную ответственность на индивидуальном уровне как категорию социальной философии, то можно прийти к выводу, что социальная ответственность есть определенная форма взаимодействия индивида и общества. Эта форма взаимодействия носит ряд характерных для нее черт.

Во-первых, понятие «ответственность» неизбежно ставит вечный философский вопрос о соотношении свободы и необходимости в жизни человека. С одной стороны, наличие отношений ответственности диктует ограничение свободы, регламентируя определенные формы поведения человека. С другой стороны, понятие «социальная ответственность» актуально тогда, когда есть свобода выбора, когда человек сталкивается с наличием альтернативных форм своего поведения и осознает последствия выбора тех или иных форм.

Во-вторых, социальная ответственность, как форма взаимодействия индивида и общества, отражает определенное отношение индивида к обществу. Такое отношение находит выражение при выборе тех или иных форм поведения индивида. Следовательно, существует определенная зависимость между степенью социальной ориентированности поведения, которую реализует индивид в своей жизнедеятельности, и субъективной оценкой общества индивидом. Данное отношение формируется из различных факторов, которые можно разделить на объективные и субъективные. К первым относится характеристика общества с точки зрения исторических, политических, культурных, экономических факторов: исторически-сложившиеся общественные нормы, устои, культурные традиции, способ производства, характерный для данного общества, специфически сложившаяся система политических институтов и другое, то есть объективная оценка общества. Ко вторым относится ряд факторов, характеризующих индивида: степень его социализации, личностные качества индивида, форма и характер взаимоотношений с другими членами общества, форма его трудовой деятельности, политическая самоидентификация индивида, его морально-нравственные качества и этические принципы, ценностные ориентиры.

В-третьих, социальная ответственность предполагает наличие определенных требований со стороны общества и оценку поведения индивида на основе предъявляемых требований. То есть, индивид может не осознавать наличия позитивных или негативных последствий своего поведения для общества. Социальная ответственность как социальный феномен может быть реализуема тогда, когда сформулированы требования общества, учитывающие его интересы. При этом, в качестве мотивирующего фактора для индивида выступает оценка его поведения обществом.

Рассмотрение проблемы индивидуального и общественного здоровья в аспекте социальной ответственности позволяет проанализировать данную проблему через призму взаимоотношений индивида и общества, что позволяет по-новому сформулировать проблемную область и, как следствие, задать новый вектор решения данной проблемы. Положения статьи показывают, что социальная ответственность человека действительно является важным фактором, влияющим на индивидуальное и общественное здоровье. Понятие «социальная ответственность» человека в аспекте индивидуального и общественного здоровья обширно, и обозначенная в статье проблема требует дальнейшего изучения.

Литература

1. Изуткин, Д. А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья: дис. ... д-ра филос. наук /

Д. А. Изуткин. - Н.Новгород, 2005.

2. Карпухин, С. В. Социальная ответственность как философская проблема: автореф. дис. ... д-ра филос. наук /

С. В. Карпухин. - СПб, 2001.

3. Ковалевская, А. Ф. Формирование ценностного отношения к здоровью человека: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. Ф. Ковалевская. - Чита, 2007.

4. Ларионова, И. С. Здоровье как социальная ценность: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / И. С. Ларионова. - М., 2004.

5. Лисеев, И. К. Философия здоровья / И. К. Лисеев. - М.: ИФ РАН, 2001.

6. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2002.

7. Тюрина, И. Ю. Валеологический потенциал семьи - важнейший фактор формирования культуры здоровья ребенка / И. Ю. Тюрина // Социальные и гуманитарные знания. - 2012. - № 1.

8. Философский словарь. Электронные толковые словари [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.slovar.plib.ru/dictionarvld39/870.html.

Информация об авторе:

Черненкова Александра Валерьевна - аспирант кафедры философии, ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 8(3412) 58-44-05, cherne nkovaa(a)vandex. ru.

Chernenkova Aleksandra Valrievna - post-graduate student at the Department of Philosophy of Izhevsk State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.