Научная статья на тему 'Проблема готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности'

Проблема готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ГОТОВНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY SCHOOL TEACHERS' READINESS FOR SPOTS AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY / SPORTS AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY / PROFESSIONAL READINESS / COMPETENCE / INFORMATION COMPONENT / MOTIVATIONAL COMPONENT / OPERATIONAL COMPONENT / INTEGRAL INDICATOR OF READINESS QUALITY / ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Напреев Сергей Геннадьевич

В статье дается анализ уровня готовности педагогов начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности. По результатам проведенного исследования очевидно, что для формирования оптимального уровня готовности учителей начальных классов к учебно-воспитательной работе с учащимися средствами физической культуры необходима разработка курса на основе специального методического обеспечения в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Напреев Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности»

Список литературы

1. Абакумова, И.В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. - Ростов-на-Дону, 2006.

2. Белякова, Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.Г. Белякова. - Тюмень, 2009.

3. Ейст, Н.А. Интроспекция как метод инициации смыслообразования в учебном процессе: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.А. Ейст. - Ростов-на-Дону, 2009.

4. Колесина, К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе / К.Ю. Колесина. - Ростов-на-Дону, 2008.

5. Колесина, К.Ю. Метапроектное обучение: теория и

технологии реализации в учебном процессе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / К.Ю. Колесина. - Ростов-на-Дону, 2009.

6. Мироненкова, Н.Н. Субъектный опыт учащихся в смысловой модели обучения / Н.Н. Мироненкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. -№ 2. - С. 105 - 108.

7. Тищенко, Н.Г. Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Г. Тищенко. - Ростов-на-Дону, 2007.

8. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. - М., 2007.

9. Шмаков, В.А. Священная книга Тора. Великие Арканы Таро / В.А. Шмаков. - Киев, 1993.

УДК 378

С.Г. Напреев

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье дается анализ уровня готовности педагогов начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности. По результатам проведенного исследования очевидно, что для формирования оптимального уровня готовности учителей начальных классов к учебно-воспитательной работе с учащимися средствами физической культуры необходима разработка курса на основе специального методического обеспечения в системе дополнительного профессионального образования.

Физкультурно-оздоровительная деятельность, профессиональная готовность, компетентность, готовность учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности, информационный компонент, мотивационный компонент, операциональный компонент, показатель интегрального качества готовности, дополнительное профессиональное образование.

The paper analyzes the level of primary school teachers' readiness for sports and health-improving activity. The research results prove that to get the optimal level of such a readiness it is necessary to develop a course with a special didactic support within the system of additional vocational training.

Sports and health-improving activity, professional readiness, competence, primary school teachers' readiness for spots and health-improving activity, information component, motivational component, operational component, integral indicator of readiness quality, additional vocational training.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.

Одной из основных причин отрицательных изменений состояния здоровья и физической подготовленности детей ученые считают резкое уменьшение двигательной активности учеников и предлагают пути ее повышения [1], [3], [4].

Критическая ситуация с состоянием здоровья и необходимость повышения двигательной активности детей предопределяют особую значимость профессиональной деятельности учителя начальной школы, его мастерства в проведении физкультурно-оздоровительной работы. Ведь в контексте решения оздоровительных задач специалист, который работает с младшими школьниками, выполняет главную роль в организации активной двигательной деятельности на протяжении учебного дня, формирует мотивы,

воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями, осуществляет связь с семьей, направляет и контролирует самостоятельную деятельность детей, проводит учебную и внеклассную работу. Об этом свидетельствуют научные работы, посвященные исследованию содержания профессиональной деятельности учителя начальной школы [2], [5], [6], [9].

В связи с этим возникает необходимость формирования у учителей начальных классов профессионально-педагогических знаний, умений и навыков ведения физкультурно-оздоровительной деятельности, поскольку сложившаяся система охраны здоровья школьников недостаточно учитывает персональную роль учителя в укреплении здоровья, в профилактике возникающих болезней и функциональных нарушений у младших школьников. По имеющимся представлениям, наличие и реализация профессионально значимых знаний, умений и навыков связывается, прежде всего, с понятием «профессиональная готовность». Наряду с понятием «готовность» часто

употребляется термин «компетентность». Компетентность является аспектной характеристикой готовности и отражает уровень профессиональных знаний, а также степень их актуализации в конкретной деятельности [8].

Готовность учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности - интегра-тивное образование личности педагога, которая характеризуется высоким уровнем овладения теоретическими знаниями в области физического воспитания учащихся, необходимыми для их эффективного применения в последующей педагогической деятельности, сформированностью профессионально-педагогической направленности на их использование, а также сформированностью педагогических умений и физической культуры личности. Структура готовности эмпирически не проявляется и труднодоступна для непосредственной декомпозиции. Приоритетным основанием декомпозиции готовности является ориентация на представления о содержании деятельности, так как готовность формируется и реализуется в ней, отражая ее содержательную сущность. В соответствии с общетеоретическими представлениями, в содержании деятельности выделяют три ее компонента: информационный, мотивацион-ный и операциональный [7], [8].

Выделенные компоненты являются непротиворечивыми и относительно самостоятельными. Вместе с тем отсутствие любого компонента может вызвать искажение процесса деятельности, неадекватность результата. Данные компоненты являются родовыми, все другие будут производными, имеют специфические целевые функции. Указанный состав компонентов готовности определяет возможность осуществления любого вида деятельности и в полном объеме.

Изучение уровня знаний, уровня мотивации и уровня владения способами физкультурно-оздоровительной деятельности учителей начальных классов осуществлялось с использованием методики, разработанной В.Т. Чичикиным [7], [8]. Выявлялись уровни информационного (ИК), мотивационного (МК), операционального (ОК) компонентов и рассчитывался показатель интегрального качества (ПИК) готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности, сформированной в системе профессионального образования. В тестировании приняли участие 68 педагогов начальных классов школ г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области.

Для оценивания информационного компонента готовности педагогов были разработаны специальные тестовые задания в соответствии с проявлением знаний на уровне воспроизведения. В условиях отсутствия компетентности преподавателей определяющее значение для оценки готовности имеет именно данный уровень. Содержание вопросов для контроля знаний строилось на основе теоретического содержания программ учебных дисциплин: педагогики, психологии, физической культуры, теории и методики физической культуры. Формулировка вопросов осуществлялась с учетом их информационной емкости, которая определялась экспертным спо-

собом на основе выявления их диагностической ценности и трудности.

Было выделено 5 блоков: социальная значимость физической культуры, сущность и содержание физической культуры, средства физической культуры, технология реализации средств, способы контроля. Содержание данных блоков отражает объем теоретических знаний, необходимых для физкультурно-оздоровительной деятельности учителя начальных классов.

Тестовое задание включало 10 вопросов (по 2 вопроса из каждого блока). Количество правильных ответов определило оценочный балл по уровню воспроизведения. Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. Количество правильных ответов определило оценочный балл по данному уровню.

Полученные оценки по информационному компоненту готовности респондентов ранжировались по трем уровням в соответствии со шкалой: недопустимый уровень - менее 2 баллов; критический уровень -3 - 4 балла; переходный (средний) уровень - 5 - 8 баллов; оптимальный уровень - 9 - 10 баллов.

В результате изучения информационного компонента готовности было выявлено, что исходные данные педагогов являются неудовлетворительными. Из всех тестируемых педагогов только 5,9 % показали средний уровень готовности в соответствии со шкалой измерения; 12 % - критический уровень готовности и 82 % учителей имеют недопустимый уровень знаний.

Учитывая данное обстоятельство, можно предположить, что в процессе традиционно реализуемой теоретической подготовки студентов педагогических вузов необходимый и достаточный уровень специальных знаний (для физкультурно-оздоровительной деятельности) у них не формируется. Вероятно, это связано с недостаточным вниманием к специальной теоретической подготовке (для физкультурно-оздоровительной деятельности) в рамках изучения дисциплин «Физическая культура», «Теория и методика физической культуры» в педагогических вузах. По всей видимости, имеется необходимость выявления содержания и технологии формирования специальных знаний педагогов по физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

Для оценки операционального компонента готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности использовался ипса-тивный метод (метод самооценки) (IPSE - от лат. «сам»). Содержание процедуры заключалось в самооценке своих возможностей в связи с реализацией перечня предметных действий, связанных с процессами обучающей и воспитательной деятельности. Оценка предметного действия осуществлялась на основе суждений с использованием семибалльной шкалы.

Полученная оценка респондентов ранжировалась по уровням в соответствии с вышеуказанной шкалой: недопустимый уровень - менее 3,5 балла, критиче-

ский уровень - 3,5 - 5,3 балла, переходный (средний) уровень - 5,4 - 6,7 балла, оптимальный уровень -более 6,7 балла.

Операциональный компонент готовности учителей начальных классов отражает уровень владения способами физкультурно-оздоровительной деятельности. Проявление предметных действий педагогов, связанных с процессами обучения и воспитания, находится на критическом уровне. Средние значения колеблются от 4,258 до 4,463. Общий уровень проявления предметных действий учителей в педагогической деятельности равен 4,358. Из всех тестируемых 33 % педагогов имеют средний уровень проявления предметных действий, а 67 % учителей - критический.

В процессе обучающей физкультурно-оздоровительной деятельности затруднение у педагогов вызывают такие операциональные действия, как определение цели и задач, прогнозирование результатов физкультурно-оздоровительной деятельности, выявление степени и причин отклонений реальных результатов обучения от проектируемых, определение способа контроля, процедура измерения и оценивание результатов. В процессе осуществления воспитательной деятельности учителя испытывают трудности в выборе средств, методов и форм организации процесса воспитания, в определении целей и задач в процессе воспитания, в коррекции воспитательных воздействий с учетом полученного результата, в технологии проведения измерения и оценивания результатов.

Результаты исследования позволяют предположить, что педагоги в целом владеют способами профессиональной деятельности, но этого недостаточно для обеспечения ее качества. По всей видимости, существующая система подготовки студентов педагогических вузов в рамках дисциплин «Физическая культура», «Теория и методика физической культуры» в связи с формированием способов физкультурно-оздоровительной деятельности является недостаточно эффективной.

Одним из путей повышения эффективности системы, на наш взгляд, может быть разработка и реализация содержательного обеспечения образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) посредством введения специального курса.

В качестве характеристики мотивационного компонента готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности определялся уровень мотивации достижения. Базовый состав используемых суждений был определен с использованием методов математического моделирования в исследованиях В.Т. Чичикина [9], [10]. Оценка мотивационного компонента готовности педагогов начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности проводилась по 12 показателям: М1 - привлекательность ситуации достижения в деятельности; М2 - степень уверенности в достижении; М3 - ориентация на внешнюю оценку достигнутой меры успеха; М4 - ответственность по принятию решений в деятельности; М5 - настойчивость в достижении цели; М6 - удовлетворенность

результатом; М7 - соразмерность мотивации субъектным возможностям и внешним условиям; М8 -ориентация на меру достижения; М9 - устойчивость мотивации в условиях соперничества; М10 - мера риска в деятельности; М11 - уровень притязаний в деятельности; М12 - мера регулирования уровня притязаний.

Респондентам предлагалось выбрать в каждом из 12 показателей опросника один их четырех предлагаемых вариантов суждений. Всего анализировалось 48 вариантов суждений - по четыре в 12 блоках. Выбор первого варианта суждения оценивался в 5 баллов, выбор второго - в 3 балла, выбор третьего - в 1 балл, выбор четвертого - в 0 баллов.

В случае колебаний выбора между граничащими оценками использовались промежуточные (четные) баллы - 4, 2. Полученные по каждому блоку данные опросника усреднялись с нахождением среднего значения мотивации достижения и ранжировались по уровням шкалы. При этом первый уровень соответствовал оценке менее 1,4 балла, второй уровень - от 1,5 до 3,5 балла, третий уровень - более 3,5 балла.

Среднее значение сформированности мотиваци-онного компонента готовности педагогов оказалось равным 3,232. В соответствии со шкалой это значение соответствует среднему уровню мотивации достижения. Основные показатели готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности колеблются в значениях от 1,0 до 5,16 балла. Из всего количества респондентов низкий уровень мотивации имеют 3,8 % учителей, средний уровень мотивации - 86,9 % педагогов и высокий уровень - 9,3 % учителей.

Из полученных данных следует, что показатели мотивационного компонента готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности по отношению к другим компонентам (информационному, операциональному) являются более высокими. Однако преобладающее количество педагогов имеют лишь средний уровень данного компонента готовности, в связи с чем требуется поиск механизмов для повышения мотивации учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности. Разработка содержания спецкурса в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности является одним из решающих факторов обеспечения такого результата.

В исследовании выявлено, что менее всего у учителей сформирован информационный компонент готовности: 75,2 % педагогов продемонстрировали недопустимый уровень. Уровень сформированности операционального компонента у учителей в большинстве случаев (67 %) характеризуется как критический. Уровень сформированности мотивационного компонента готовности у большинства педагогов (86,9 %) характеризуется как средний.

Выявленные уровни ИК, МК, ОК позволили определить ПИК физкультурно-оздоровительной деятельности каждого учителя.

Расчет ПИК готовности учителей начальных

классов к физкультурно-оздоровительной деятельности осуществлялся на основе формулы, предложенной в квалиметрии [9], [10]:

ПИК = ИП / ЭП,

где ИП - индивидуальный показатель, а ЭП - эталонный показатель.

Среднее значение ПИК готовности по группе тестируемых учителей равно 0,19. Данное число является интегративным, обобщенным показателем качества готовности оцениваемых субъектов педагогической деятельности. С учетом того, что ПИК изменяется от 0 до 100, с нахождением значений с точностью до сотой, условно можно охарактеризовать качество профессиональной готовности по занимаемому месту в классификационном ряду от 1 (худшее) до 100 (лучшее). При расчете индивидуальных показателей качества было выявлено, что 92 % исследуемых имеют значение от 0,08 до 0,22 в классификационном ряду; 8 % педагогов имеют значение от 0,34 до 0,42. Это обстоятельство указывает на то, что показатели интегрального качества готовности педагогов можно оценить как критические. Очевидна необходимость их повышения.

Результаты исследования готовности педагогов начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности показали ее недостаточный уровень. Одним из путей повышения готовности, на наш взгляд, является разработка содержания теоретического обеспечения в процессе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) учителей начальных классов за счет введения специального курса.

Список литературы

1. Борисенко, А. Управление двигательным режимом учеников начальных классов: метод. рекомендации / А. Борисено. - К., 1988.

2. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М., 1989.

3. Косихин, В. П. Формирование педагогической готовности будущих учителей-предметников и организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Косихин. -М., 1995.

4. Кравченко, А.В. Теоретико-методические основы формирования навыка физкультурно-оздоровительной работы в подготовке будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Кравченко. - Волгоград, 2007.

5. Мищенко, Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования (на материале подготовки учителей начальных классов): монография / Л.И. Мищенко. - М.; Курск, 1996.

6. Фомич, Л. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов / Л. Фомич // Начальная школа. - 1999. - № 5. - С. 55 - 57.

7. Чичикин, В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалистов в системе физкультурно-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Т. Чичикин. - М., 1995.

8. Чичикин, В.Т. Профессиональная готовность педагога: монография / В.Т. Чичикин. - Н. Новгород, 1998.

9. Юречко, О.В. Технология интегрированного обучения будущих учителей начальных классов к ведению физкультурно-оздоровительной деятельности: дис. . канд. пед. наук / О.В. Юречко. - М., 2003.

УДК 378.147

С.И. Попова

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема эмоционального состояния ученика в процессе организации совместной деятельности, предложена модель поля эмоционального благополучия ученика. Автор приходит к выводу о необходимости формирования образа состояния одновременно с образами профессиональной деятельности на этапах профессионального обучения педагогов.

Педагогическое регулирование, эмоциональное состояние, образ состояния, совместная деятельность.

The paper considers the problem of a pupil's emotional condition in some joint activity, proposes a model of pupil's emotional well-being. The author comes to the conclusion that it is necessary to form the image of condition simultaneously with the images of professional work at the stages of teachers' vocational training.

Pedagogical regulation, emotional condition, image of the condition, joint activity.

Категория «состояние» относится к той сфере явлений, к которой мы с легкостью обращаемся для объяснения особенностей поведения и разнообразия оттенков внутренних переживаний человека в различных ситуациях. Нет ничего более естественного, чем связать появление ошибок, неадекватных дейст-

вий, эмоциональных «взрывов» или же, напротив, неожиданно возникающих ощущений «приподнятости» и хорошо спорящейся работы с возникновением тех или иных состояний - сильного утомления, оптимального рабочего состояния, радости, грусти и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.