Научная статья на тему 'Проблема формирования профессионально-этической культуры общения учителя в свете требований ФГОС НОО'

Проблема формирования профессионально-этической культуры общения учителя в свете требований ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / GEF NOO / SPEECH ETIQUETTE / CULTURE OF SPEECH / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФГОС НОО / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сельмурзаева М.

В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты проблемы формирования профессионально-этической культуры общения учителя в свете требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); изложены существующие теоретические подходы к формированию компонентов коммуникативной культуры, как речевой этикет и культура речи. Автор делает вывод о том, что коммуникативная культура учителя основа профессионального мастерства, качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающая в себя комплексную систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определённую позицию личности в коммуникативной деятельности, определяющую успешность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF TEACHER'S COMMUNICATION IN THE LIGHT OF REQUIREMENTS OF GEF NOO

The article discusses some theoretical aspects of the problem of the formation of a professional and ethical culture of communication between teachers in the light of the requirements of the federal state educational standard of primary general education (GEF NOO); outlines the existing theoretical approaches to the formation of components of a communicative culture, such as speech etiquette and speech culture. The author concludes that the communicative culture of a teacher lies in the foundation of teachers of professional skills, qualitative characteristics of the subject of educational activities, including a comprehensive communication system of knowledge, skills, the certain position of the individual in the communicative activity that determines the success of a teacher.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования профессионально-этической культуры общения учителя в свете требований ФГОС НОО»

рога собрались люди и звучит звонкий смех, тогда как композитор сопровождает эту светлую и радостную картину музыкой в партии фортепиано, от которой веет чем-то мистическим, потусторонним, таинственным. Композитор выражает, таким образом, мрачные предчувствия, ведь текст последнего куплета содержит такие слова: «Но не всем такое счастье бог дает».

Русские композиторы ХХ столетия не ослабили, а усилили значимость пианиста, поручая ему функцию не описания драм, конфликтов и страстей, а выражения судеб героев, придающего событиям неизмеримо больший смысл, чем масштаб самих событий. И при освоении камерно-вокального репертуара ХХ века студента следует подготовить к высоко значимой роли партии фортепиано. Так, инструментальная партия в песнях «Колыбельная», «Перед долгой разлукой», «Брошенный отец», «Плач об умершем младенце», «Зима» и других поднимает части вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» Д.Д. Шостаковича «до самых высоких обобщений, превращая каждую в маленькую трагедию, иногда трагическое скрыто в эмоциональном строе музыки, во внутренней напряженности печального и даже скорбного чувства, которое воздействует тем сильнее, что прикрыто покровом неглубокой грусти» [2, с. 243]. В «Песне о нужде» в партии концертмейстера слышатся горькая ирония, смех сквозь слезы, плясовой мотив смерти, приближающейся к героям песни. Подобные трагикомические нотки наполняли фортепианные партии романсов «Титулярный советник» Даргомыжского, «Гопак» Мусоргского, циклов Свиридова и других.

Фортепианная партия в выдающихся камерно-вокальных сочинениях русских композиторов не позволяет свести содержание песни или романса к одной теме, одному образу, одному переживанию и, несомненно, обогащает художе-

Библиографический список

ственный замысел опуса благодаря большой смысловой концентрации и наполненности выразительными средствами. Пианист в таких произведениях выступает в роли «первого плана», становясь равноправным участником ансамбля не теоретически, а практически. Содержащая собственный, порой, дополнительный смысловой план камерно-вокального произведения, фортепианная партия уводит слушателя в область обобщенных, вечных идей, внутренне усложняя воплощаемый вокалистом образ и обогащая его партию новыми нюансами. Студент на занятиях по фортепиано должен это и осмыслить, и освоить «пальцами».

Пианист в камерно-инструментальной музыке русских композиторов зачастую перерастает роль аккомпаниатора и приобретает самостоятельное значение, не только равное певцу, но и порой превосходящее его. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки пианиста, включающей приобретение компетенций пианиста и аккомпаниатора, следует уделять внимание этой тенденции, теперь широко воспринятой и развивающейся в отечественной камерно-вокальной музыке ХХ века. Лирическая ли мелодия, распетая ли речь в песне или романсе - в русской камерно-вокальной музыке она благодаря партии фортепиано насыщается «обертонами» семантических оттенков, сообщающих замыслу произведения глубокий смысл. Пианист становится «глашатаем» идей композитора, озвученным голосом автора, толкователем концепции произведения. Пианист направляет слушателя в русло возвышенных раздумий, погружает в авторские размышления и рассуждения о сущностных категориях бытия. Но даже в тех сочинениях, где пианисту выпадает роль художника, вырисовывающего живописные детали происходящего, его роль «первого плана» остаётся незаменимой, и без неё произведение теряет смысл.

1. Фрид Э. М.П. Мусоргский. Проблемы творчества: исследование. Москва, 1981.

2. Дмитрий Шостакович: сборник статей и материалов. Сост. Л. Данилович. Москва, 1967.

3. Иванова И.К. Специфические особенности работы концертмейстера в инструментальном классе. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014; 5 (2): 1 - 5.

4. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс: учебное пособие. Москва, 2002.

5. Пономарева Е.И. Советы начинающим концертмейстерам (специфика работы в вокальном классе). Южно-Российский музыкальный альманах. 2014; 4: 60 - 66.

6. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: размышления педагога. Москва, 1996.

References

1. Frid 'E. M.P. Musorgskij. Problemy tvorchestva: issledovanie. Moskva, 1981.

2. Dmitrij Shostakovich: sbornik statej i materialov. Sost. L. Danilovich. Moskva, 1967.

3. Ivanova I.K. Specificheskie osobennosti raboty koncertmejstera v instrumental'nom klasse. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskieiobschestvennyenauki. 2014; 5 (2): 1 - 5.

4. Kubanceva E. Koncertmejsterskij klass: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.

5. Ponomareva E.I. Sovety nachinayuschim koncertmejsteram (specifika raboty v vokal'nom klasse). Yuzhno-Rossijskijmuzykal'nyjal'manah. 2014; 4: 60 - 66.

6. Shenderovich E.M. Vkoncertmejsterskom klasse: razmyshleniya pedagoga. Moskva, 1996.

Статья поступила в редакцию 28.12.18

УДК 378

Selmurzaeva M., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF TEACHER'S COMMUNICATION IN THE LIGHT OF REQUIREMENTS OF GEF NOO. The article discusses some theoretical aspects of the problem of the formation of a professional and ethical culture of communication between teachers in the light of the requirements of the federal state educational standard of primary general education (GEF NOO); outlines the existing theoretical approaches to the formation of components of a communicative culture, such as speech etiquette and speech culture. The author concludes that the communicative culture of a teacher lies in the foundation of teachers of professional skills, qualitative characteristics of the subject of educational activities, including a comprehensive communication system of knowledge, skills, the certain position of the individual in the communicative activity that determines the success of a teacher.

Key words: communicative culture, communicative competence, GEF NOO, speech etiquette, culture of speech.

М. Сельмурзаева, аспирант каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университета, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты проблемы формирования профессионально-этической культуры общения учителя в свете требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); изложены существующие теоретические подходы к формированию компонентов коммуникативной культуры, как речевой этикет и культура речи. Автор делает вывод о том, что коммуникативная культура учителя - основа профессионального мастерства, качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающая в себя комплексную систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определённую позицию личности в коммуникативной деятельности, определяющую успешность педагога.

Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникативная компетентность, ФГОС НОО, речевой этикет, культура речи.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость её формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием

осуществления которой является общение. Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и во в неучебном взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения

в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления [1, с. 248].

Коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия его с другими участниками образовательного процесса.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Сегодня как никогда стала актуальной задача не только сохранения, но и повышения культуры общения педагога. По содержанию своей профессиональной деятельности учитель должен обладать совокупностью таких универсальных качеств, как педагогическая компетентность, социально-экономическая компетентность, высокий уровень профессиональной и общей культуры, а также коммуникативная компетентность. Последняя включает в себя развитую литературную устную и письменную речь; владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения [2, с. 7], а также предполагает соблюдение учителем правил культуры речи и речевого этикета.

Культура речи педагога — дисциплина, не только профессионально, но и этически ориентированная: учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он - речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится. Культура речи преподавателя не только служит одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, его культуры мышления, но одновременно является могучим средством формирования личности.

Однако нельзя забывать ещё об одной очень важной коммуникативной компетенций учителя-профессионала - умении владеть правилами речевого этикета.

В ситуации педагогического общения этикет играет очень важную роль, потому что речь преподавателя не только «главное орудие профессиональной деятельности, но и, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно тиражируемы» и распространяющийся образец».

Особенность понятия речевой этикет учителя обусловлена спецификой педагогического речевого общения — задачей использования слов как средства передачи знаний и воспитания человека [3, с. 285]. По мнению А.К. Михальской, речевой этикет учителя должен стать «высшим образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей» [3, с. 283].

Понятие речевой этикет следует отграничивать от понятия языковой культуры, так как это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям» [4, с. 21], к культуре же речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания.

Типичными же нарушениями речевого этикета в речи учителей являются: использование единиц со сниженной стилистической окраской; злоупотребление словами, имеющими отрицательную эмоционально-оценочную коннотацию; излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений.

Учителю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающимся то чувство «социальной защищенности» [5, с. 130], которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе. Даже взрослые сетуют: «Если же почему-либо мы не надеемся на помощь других людей, их поддержку, доброжелательность, мы испытываем тяжелые и болезненные переживания» [5, с. 132].

Взаимоуважение, установление контакта доверительного общения - это то, без чего невозможно полноценное общение вообще и педагогическое общение в частности. Особенно это актуально в связи с переходом к ФГОС второго поколения, когда основным результатом образования становится воспитание самостоятельной, инициативной, владеющей навыками сотрудничества и речевой деятельности личности. Педагог который сам не соблюдает правила речевого этикета, не сможет справится с этой задачей. Самоуважение, самооценка, умение слушать и слышать собеседника, способность взять на себя ответственность за свои слова и поступки - это то, чему можно научить только собственным примером.

В связи с переходом системы образования на новые образовательные стандарты соблюдение правил речевого этикета учителями наиболее актуально. Ведь теперь учитель должен не просто дать ребёнку готовые знания, а научить его самостоятельно добывать их. И задача педагога - создать необходимые психологические условия для самореализации учащихся. А это, прежде всего,

Библиографический список

вежливое и уважительное обращение учащимися. Вежливость в общении проявляется в признании достоинства собеседника, его ценности как личности, в стремлении избегать ситуаций, которые могут показаться ему неловкими и обидными. Но из всего сказанного было бы неверно сделать вывод о том, что речевой этикет предполагает только похвалу и поощрение обучающихся, дабы не обидеть их отрицательной оценкой. Но, учитывая правила речевого этикета, учитель поможет ученикам менее болезненно воспринять негативную оценку их работы, поведения; даст им возможность сделать из замечаний наставника важные выводы.

Резкая критика бесполезна и опасна, потому что заставляет человека обороняться, задевает его чувство собственной значимости и вызывает у человека обиду [6, с. 35]. Следовательно, нарушается контакт доброжелательного общения и сложно в этой ситуации говорить о высоком уровне эффективности обучения. Большое значение имеет ориентация на учебный диалог Если он становиться системой взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием.

К такому обучению нужно готовить не только педагогов, но и обучающихся. Если ученик привык к роли пассивного «получателя знаний», то трудно ожидать от него мгновенной перестройки. Ему необходимо увидеть в педагоге заинтересованного собеседника и сотрудника, что непосредственно связано с тем, как последний владеет правилами речевого этикета.

Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны учителя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, используют единицы со сниженной стилистической окраской, средства интенсификации высказываний, тем самым нарушая правила речевого этикета. А в результате ухудшается самочувствие, здоровье в первую очередь самих учителей.

По результатам проведенных исследований 50% педагогов испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями [7, с. 48].

Соблюдение правил речевого этикета со стороны учителя очень важно не только в учебной аудитории. «Речевой день» педагога включает в себя общение профессионального характера с работниками администрации образовательного учреждения, коллегами по работе и родителями учащихся.

В этом случае, говоря о проблеме речевого этикета учителя, следует опираться на общие работы по речевому и деловому этикету. Соблюдение правил речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в соответствии с его возрастом, полом и социальным положением. Оценки речевого поведения должны быть определенными: этикетно - неэтикетно, уважительно -неуважительно.

Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи. Это тем более актуально в современных условиях в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Можно с уверенностью сказать, что педагоги, отличающиеся высоким уровнем коммуникативно-речевой компетенции будут иметь больше шансов быть профессионально успешными.

Практика показывает, что учитель, обладая низким уровнем общительности, отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, слабо сформированными коммуникативными умениями, обнаруживает низкую культуру общения, соответственно, не имеет способностей для создания культурно-развивающего потенциала среды, воздействовать на гармоничное развитие личности. Речь выступает главным орудием педагогического общения. Совместное творчество учителя и ученика более продуктивно, если царит благоприятная атмосфера обучения и воспитания, речь педагога произносится с чёткой дикцией, насыщена образными средствами, ей присущи выразительность и экспрессивность, высокая языковая культура. Следовательно, коммуникативная культура учителя - основа профессионального мастерства, качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающая в себя комплексную систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определённую позицию личности в коммуникативной деятельности, определяющую успешность педагога.

Следует отметить, что деятельность Чеченского государственного педагогического университета должна быть направлена на формирование коммуникативной культуры студентов в будущем учителей школ. Именно учитель находится в постоянном процессе общения, включающий в себя разноплановые отношения: с учащимися, их родителями, коллегами - возникающие и развивающиеся только в совместной деятельности. Правильно организованное педагогическое общение может способствовать профессиональному росту и успеху учителя.

1. Поваляева М.А. Деловое общение. Ростов-на-Дону, 2006.

2. Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра. Высшее образование в России. 2000; 3.

3. Михальская А.К. Педагогическая риторика. Москва, 1998.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. Москва, 1990.

5. Прихожан А. Хочу. Чтоб меня понимали. Популярная психология. Хрестоматия. Москва, 1990.

6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Санкт-Петербург, 1998.

7. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 2006.

References

1. Povalyaeva M.A. Delovoe obschenie. Rostov-na-Donu, 2006.

2. Zhurakovskij V., Prihod'ko V., Fedorov I. Vuzovskij prepodavatel' segodnya i zavtra. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000; 3.

3. Mihal'skaya A.K. Pedagogicheskaya ritorika. Moskva, 1998.

4. Vasil'eva A.N. Osnovy kul'turyrechi. Moskva, 1990.

5. Prihozhan A. Hochu. Chtob menya ponimali. Populyarnaya psihologiya. Hrestomatiya. Moskva, 1990.

6. Karnegi D. Kak zavoevyvat' druzej i okazyvat' vliyanie na lyudej. Sankt-Peterburg, 1998.

7. Pedagogika ipsihologiya vysshej shkoly. Rostov-na-Donu, 2006.

Статья поступила в редакцию 26.12.18

УДК 374.7

Solodukhina T.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Regional Branch of St. Petersburg Humanities University of Labor Unions

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Solodukhin V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow Regional Branch of St. Petersburg Humanities University of Labor Unions (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

CONTRIBUTION OF ETHNOCULTURAL ASSOCIATIONS TO HARMONIZATION OF INTERNATIONAL RELATIONS IN RUSSIA. In article features of activities of the ethnocultural centers for harmonization of the international relations in the context of realization of Strategy of the state national policy are considered. The mission of ethnocultural associations (the centers, clubs, associations, movements, etc.) in formation of the positive relations between the people is shown. The specifics of social partnership of ethnocultural associations with cultural institutions and educations which is focused on involvement of civil society to the social action based on ethics of the international relations, feeling of human solidarity, responsibility for ethnocultural development of regions are developed. On the example of activity of the German ethnocultural centers of the Omsk region technologies of harmonization of the international relations are shown.

Key words: ethnocultural associations, national relations, harmonization of international relations, social partnership of ethnocultural associations, technologies of harmonization of international relations.

Т.К. Солодухина, д-р пед. наук, проф., Московский областной филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,

г. Москва, E-mail: [email protected]

В.И. Солодухин, д-р пед. наук, проф., Московский областной филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,

г. Москва, E-mail: [email protected]

ВКЛАД ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГАРМОНИЗАЦИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

В статье рассматриваются особенности деятельности этнокультурных центров по гармонизации межнациональных отношений в контексте реализации Стратегии государственной национальной политики. Показана миссия этнокультурных объединений (центров, клубов, ассоциаций, движений и т. д.) в формировании позитивных отношений между народами. Разработана специфика социального партнерства этнокультурных объединений с учреждениями культуры и образования, которое ориентировано на привлечение гражданского общества к социальному действию, основанному на этике межнациональных отношений, чувстве человеческой солидарности, ответственности за этнокультурное развитие регионов. На примере деятельности немецких этнокультурных центров Омского региона показаны технологии гармонизации межнациональных отношений.

Ключевые слова: этнокультурные объединения, национальные отношения, гармонизация межнациональных отношений, социальное партнерство этнокультурных объединений, технологии гармонизации межнациональных отношений.

Развитие системы межнациональных отношений в России, базируется на исторической идее единения народов и многовекового межэтнического взаимодействия. В Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», отмечается, что современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код. Он характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважению самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру [1]. Реализация заявленной Стратегии в 2012 году подтвердила необходимость продолжения работы по гармонизации национальных отношений в России и усиление деятельности национально-культурных объединений во внедрении идей государственного документа в новых экономических реалиях. На заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям 26 октября 2018 года были отмечены положительные изменения в восприятии гражданами нашей страны таких важных особенностей как мно-гонациональность и поликонфессиональность. Социологические исследования подтвердили, что доля россиян, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, постоянно растёт и составила в 2017 году 78,4% , что превысило показатели 2016 года. Впервые за всю новейшую историю страны абсолютное большинство граждан (93%) подтвердили отсутствие к себе неприязни по национальному признаку. 96% опрошенного населения расценили взаимодействие между представителями разных вероисповедова-ний как нормальное и доброжелательное. Вместе с тем, эксперты отмечают специфику межэтнических отношений в России, «способность обычного, даже бытового конфликта с участием представителей разных национальностей мгновенно приобретать этническую окраску и в считанные часы эскалировать-ся вплоть до федерального уровня» [2].

Очевидно, что все заинтересованные организации должны постоянно работать над совершенствованием механизмов гармонизации межнациональных отношений, поскольку, сегодня еще сохраняются проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма в регионах. В.В. Путин подчеркнул особую роль этнокультурных организаций, отметив что «национально-культурные объединения должны быть активными участниками обсуждения всех ключевых вопросов, которые связаны с развитием городов и посёлков, регионов в целом» [2].

Этнокультурное объединение (центр, союз, землячества, объединение, движение, отряд, ассоциация и т.д.) - это добровольное, самоуправляемое объединение граждан как представителей этнической общности, проживающих в иноэтничном окружении. Они реализуют право народа на национально-культурное самоопределение, осуществляют серьезную работу по сохранению национально-культурной идентичности, развитию национального самосознания, языка, образования, сохранению традиционной культуры, обычаев и обрядов. При участии этнокультурных объединений формируются позитивные межнациональные отношения во всех направлениях жизни региона, который является единым исторически сложившимся пространством для совместного проживания и развития этносов [3].

Межнациональные отношения представляют собой сложное явление с границами от сотрудничества до конфликтов. Так, межнациональное сотрудничество представляет взаимодействие в экономических, политических и культурных отношениях между представителями разных этносов. Главным его принципом является уважение, понимание и взаимообмен культурными ценностями между представителями разных этносов. В основе культуры межнациональных отношений лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения. Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества. Поэтому национально-культурные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.