УДК 377
DOI: 10.21685/2072-3024-2016-2-20
Л. Ю. Королева
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация.
Актуальность и цели. Сегодня педагогика проявляет повышенное внимание к творческому потенциалу человека и нацелена на развитие креативности будущих специалистов, их способности творчески и наиболее эффективно применить профессиональные знания и умения. Однако творческая деятельность человека, как отмечают исследователи в разных областях науки, остается непознанной сферой. Цель исследования - выявить характеристики креативной личности и факторы, влияющие на развитие креативности.
Материалы и методы. Реализация целей исследования достигнута на основе изучения научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития креативной личности. Проведен анализ исследований в области изучения качеств креативной личности (Б. Г. Ананьев, А. М. Матюшкин, Л. С. По-дымова, В. А. Сластенин, Е. П. Торренс и др.); мотивационных характеристик креативности (Э. Боно, Е. С. Рапацевич, К. Роджерс, В. Ю. Сапугольцев, К. Юнг и др.); Я-концепции творческой личности (В. И. Андреев, Е. Д. Беспанская, Т. А. Барышева, С. А. Новоселов, Л. С. Попова и др.); взаимосвязи деятельности и креативности (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн и др.); влияния среды на развитие креативности (В. Н. Дружинин, Д. Саймонтон и др.).
Результаты. В материалах статьи представлен анализ литературных источников, посвященных формированию креативной личности. Выявлены характеристики креативной личности, факторы, влияющие на развитие креативности.
Выводы. Выявленные факторы развития креативности могут лечь в основу организации образовательной среды и деятельности, разработки педагогических методов и средств, направленных на развитие креативности студента как качества, способствующего личностному и профессиональному становлению.
Ключевые слова: творческое развитие, творчество, креативность, развитие креативности, дизайн-образование.
L. Y. Koroleva
THE PROBLEM OF CREATIVE PERSONALITY FORMING IN PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL RESEARCH
Abstract.
Background. Nowadays, pedagogy is very interested in human creative potential. Educators seek to develop creativity of future experts and their ability to effectively apply professional knowledge and skills. However, different researcher from different fields of science note that human creativity hasn't been studied up to the end. The purpose of the study is to identify the characteristics of a creative personality and creativity development factors.
Materials and methods. The research objectives were implemented through studying scientific psychological and pedagogical literature on the problem of development of a creative personality. The author analyzed research works about qualities of a creative personality (B. G. Ananyev, A. M. Matyushkin, L. S. Podymova,
V. A. Slastenin, E. P. Torrance etc.); motivational characteristics of creativity (E. Bono, E. S. Rapatsevich, K. Rogers, V. Y. Apogolize, K. Jung etc.); the self-concept of a creative personality (V. I. Andreev, E. D. Bespanskaya, T. A. Baryshe-va, S. A. Novoselov, L. S. Popova etc.); relationships and creativity (B. M. Teplov, S. L. Rubinstein etc.); the influence of environment on development of creativity (V. N. Druzhinin, D. Simonton etc.).
Results. The article presents the analysis of the literature on formation of a creative personality, as well as reveals the characteristics of creative individuals, factors of creativity development.
Conclusions. The factors of creativity development can be the basis of organization of educational environment and activities, pedagogical methods and tools of creativity development.
Key words: development of creativity, design education.
Сегодня работодателями многих отраслей деятельности ценятся работники с развитой креативностью. Творческий человек быстрее адаптируется к изменениям в науке и на производстве, быстрее осваивает и эффективнее выполняет свою работу, привносит новые идеи, новый опыт, новые перспективы предприятию. В связи с этим пристальное внимание современного профессионального образования обращено к творческому развитию учащихся.
Развивая креативность молодого специалиста, прежде всего необходимо обратиться к его личности. Студенческий возраст выпадает на начало периода, который имеет специфические закономерности и является важным этапом развития личности. Этот период характеризуется определенными особенностями: самоутверждение личности, самосознание, разнообразие ценного жизненного опыта; формирование ценностных ориентаций, формирование своего особого мировоззрения [1]. Студенчество отличается активным познанием новых информационных областей, углублением познания в известных областях, освоением способов репродуктивной и творческой деятельности, дающих положительную мотивацию на формирование познавательного интереса студентов в профессиональной деятельности [2].
Ряд исследователей полагает, что наиболее благоприятным возрастным периодом для развития креативности является старший дошкольный возраст. Однако мы придерживаемся взгляда ученых, имеющих иное мнение о том, что развивать креативность можно и необходимо в любом возрасте (Г. С. Альт-шуллер [3]). Кроме того, каждый человек обладает коллосальными возможностями развития творческих способностей, если для этого будут созданы определенные условия [4, 5].
Проведенный нами анализ основных подходов, посвященных формированию креативности студентов и молодых специалистов, указывает на существование взаимосвязи личностных особенностей и проявления творческого отношения к выполняемой деятельности. На развитие креативности, как подчеркивают ученые, большое влияние оказывают личностные особенности индивида, его эмоциональные и мотивационные факторы. В. А. Сластенин и Л. С. Подымова [6] выделяют личностные черты креативных людей:
- интеллектуальная активность;
- самокритичность;
- оптимизм;
- самоуважение;
- трудолюбие (целеустремленность, планомерность работы, усидчивость, аккуратность);
- любознательность;
- склонность к риску;
- авантюризм.
К личностным чертам, не способствующим развитию креативности, В. А. Сластенин и Л. С. Подымова относят следующие:
- интеллектуальная пассивность;
- стеснительность;
- самонадеянность;
- агрессивность;
- самодовольство;
- леность;
- непризнание социальных ограничений и чужих мнений;
- неуверенность в себе, низкая самооценка.
Особая роль, по мнению исследователей, отводится таким личностным параметрам, как самооценка, на которую влияет уровень притязаний и удовлетворенность деятельностью; значение и смысл деятельности; ответственность перед собой и обществом за результаты деятельности; коммуникативные качества. На проявление и развитие креативности оказывает влияние также воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности [6].
Б. Г. Ананьевым среди свойств творческой личности выделены следующие: глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива [7]. Е. П. Торренс указывает на черты, характерные для любой творческой личности: потребность в развитии, постоянном росте, устойчивая направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в единстве с высоким уровнем творческих способностей и позволяет личности достигнуть прогрессивных социально или лично значимых творческих результатов [8].
Мотивационно-ценностный компонент в структуре креативности выделяют множество ученых, считающих человеческое стремление к самоактуализации и реализации своего потенциала основными источниками креативности. По мнению К. Роджерса, эта тенденция существует у каждого и ожидает только подходящих условий, чтобы выразиться и реализоваться [9]. Доктор Эдвард де Боно также подчеркивает, что научиться быть креативным может любой человек - для этого ему нужна мотивация, а также комплекс приемов, помогающих формировать способность находить новые сочетания элементов или рассматривать их с неожиданных точек зрения [10]. Таким образом, наличие мотивации является необходимым условием для развития креативности будущих дизайнеров.
Мотивация развития творческих способностей - одна из центральных проблем практической педагогики. В. А. Сластенин и Л. С. Подымова высказывают две точки зрения в отношении мотивационных характеристик креативности, обе из которых, по мнению ученых, выражают верные индивидуальные варианты развития мотивационной сферы креативных людей. Согласно одной точке зрения мотивация креативных людей основана на стремлении наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим
возможностям, выполнить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения креативный человек испытывает постоянную тягу к риску, к проверке предела своих возможностей [6].
Ученые разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация, согласно Е. С. Рапацевичу, исходит от форм ценностной ориентации исследователя-творца. «Эти формы (жажда славы, материальных преимуществ, высокой социальной позиции и т.п.) могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самых глубинах его личности, и тем не менее они являются внешними по отношению к развивающейся науке (технике или искусству), в которой живет творец со всеми своими привязанностями, страстями и надеждами» [11, с. 763-764]. Среди внешних мотивов Е. С. Рапацевич выделяет также честолюбие, «поскольку творческая деятельность, им мотивируемая, выступает для творца в виде средства достижения целей» [11, с. 764].
К внешним мотивам относится социальная фасилитация - эффект, при котором происходит повышение скорости или продуктивности творческой деятельности человека в присутствии воображаемых или реальных людей, выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Здесь также уместно упомянуть такие понятия, как «творческий коллектив» или «творческий климат». В современных условиях роста коллективного творчества особенно актуально изучение психологического климата в творческих коллективах. Система взаимодействия в таком коллективе должна исключать давление: исследования психологов подтверждают, что оно угнетает творческую активность. Творческий климат предполагает устойчивые положительные эмоции у всех членов коллектива, высокий уровень взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, требовательности и принципиальности, чуткости и предупредительности, признание заслуг, эффективные деловые контакты и устранение психологических барьеров [12].
Среди внешних мотивов значительное место занимает нравственно-психологическая сторона творческой деятельности: сознание социальной важности и значимости проводимой работы; чувство нравственного долга творческих личностей перед своим народом и человечеством.
Непривлекательными стимулом для творчества считается зависть, подталкивающая человека к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывающая разрушающее воздействие на саму личность завидующего. Однако существует понятие так называемой «белой зависти», когда чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию, «толчком», побуждающим к самосовершенствованию и улучшению собственной деятельности. В данном случае зависть может оказать положительное влияние на творчество. Важно, чтобы зависть не ограничивала мотивацию достижением именно той цели, которой кто-то уже достиг, не сужала мышление до потребности чужого успеха. Это приводит к потере идентификации и стремлению к чужим целям, а следовательно, к личностному провалу [13].
Внутренние мотивы творчества - это интеллектуальные и эстетические чувства, возникающие в процессе творческой деятельности: любознательность, удивление, чувство новизны, сомнение или уверенность в правильности направления поиска, чувство юмора и иронии. К. Юнг выделил пять ин-
стинктов у человека, среди которых есть творческий инстинкт [14]. Творческая личность поступает согласно своей природе - инстинктивно. Она испытывает непроизвольное влечение к творчеству, находя удовольствие не столько в творческом продукте, сколько в самом процессе творческой деятельности.
У творческих людей в высшей степени развито стремление уменьшить степень неведения об окружающем мире. Этот внутренний мотив сродни инстинкту утоления жажды [15]. Утоляя жажду познания, творческая личность испытывает большое наслаждение. Эстетическое наслаждение процессом и результатом творческой деятельности - еще один внутренний мотив творчества. Эстетическое удовлетворение повышает творческую энергию человека и стимулирует деятельность.
Внутренние и внешние виды мотивации тесно связаны между собой, однако внешние мотивы могут служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней мотивации. Таким образом, проведенное исследование указывает на то, что творческая активность и креативность - это сущностная характеристика всех видов человеческой деятельности.
Здесь необходимо отметить основные моменты концепции С. Л. Рубинштейна по изучению проблемы деятельности личности [16]. На начальном этапе своих исследований он подчеркивает преимущественное влияние деятельности на развитие и проявление личности, психику человека можно изучать через ее проявления в практической деятельности [17]. Это подтверждают и слова Н. Г. Чернышевского, о том, что достоверные сведения об уме и характере человека приобретаются только изучением поступков этого человека [18]. На втором этапе своих исследований С. Л. Рубинштейн говорит об активности в личности, о деятельной личности [17]. В первом случае указывается на роль деятельности в развитии личности, во втором - на роль самой личности, ее активности. Эту мысль развивал также и А. С. Макаренко и на примере трудовой колонии доказал, что разумно организованная деятельность, глубоко продуманная система воспитательных мер и воздействий на воспитанников этой колонии формировали у них ценные качества личности [18]. Личность, одновременно осуществляя себя в деятельности, получает свое становление и развитие через деятельность.
Выделение мотивационного компонента творческой деятельности составляет особую значимость для нашего исследования, однако немаловажным является и выявление внутренних барьеров, тормозящих творческие усилия. А. Н. Лук указывает на следующие человеческие чувства, негативно сказывающиеся на проявлении творческой активности:
- страх (боязнь провала), по мнению исследователя, - самый опасный враг творчества. Он сковывает воображение и инициативу;
- чрезмерная самокритичность. Слишком придирчивая самооценка, как считает ученый, приводит к творческому параличу;
- лень [19].
Ю. В. Асоскова, О. Н. Кинякина, О. Г. Овчинникова [20] в качестве барьеров творческой деятельности выделяют плохое самочувствие человека, его неуверенность в собственных силах, закомплексованность (боязнь неудачи, критики, неспособность отстоять свою точку зрения), ощущение себя неполноценным, пессимизм. Исследователи считают, что человеку для прояв-
ления творческих способностей необходимо относиться к себе с уважением и не стесняться проявлять эмоции и чувства. Человек постоянно нуждается в чувстве одобрения, оно порождает чувство успеха, оказывает стимулирующее воздействие. Под воздействием различных внешних факторов у человека складывается мнение о самом себе, многие люди пытаются соответствовать некому идеалу, навязанному мнением окружающих. Несоответствие этому идеалу делает человека напряженным, неуравновешенным, недовольным собой. Негативное отношение к окружающему миру и себе не способствует раскрытию креативных качеств. Такой человек подвержен внешним влияниям, выполняет команды других, а с себя старается снять ответственность, он действует с оглядкой на прошлое, выполняет действия, следуя привычному для него алгоритму.
Таким образом, чтобы помочь человеку проявить творческие способности, необходимо формирование у него позитивного отношения к себе, самоуважения, принятия себя, ощущения собственной ценности. Перечисленные характеристики составляют позитивную Я-концепцию личности. На взаимосвязь позитивной Я-концепции и креативности указывают исследования Е. Д. Беспанской, Т. А Барышевой, С. А. Новоселова, Л. С. Поповой [21, 22]. В. И. Андреевым разработана «Я-концепция творческого саморазвития» [23].
Я-концепция по Р. Бернсу - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой [24]. Формирование позитивной Я-концепции имеет особую важность в студенческие годы, поскольку профессиональное и личностное самоопределение являются основной проблемой в этом возрасте. Студенческие годы - это пора, когда развитию самосознания личности сопутствует формирование таких важных качеств, как социальная ответственность и независимость в выборе путей развития, что органически сопряжено с профессиональным становлением [25]. Поскольку в юношеские годы роль оценок окружающих в формировании самооценки личности еще высока, наиболее важно общение человека со значимыми лицами, в котором юноши и девушки нередко получают о себе прямую информацию в оценочных терминах [26]. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы относительно влияния Я-концепции личности на проявление креативности:
1. Каждый человек испытывает потребность в положительном «Я образе». Человек с негативной Я-концепцией подвержен влиянию окружающих, тревожен, стремится снять с себя ответственность (экстернальность), не испытывает потребности в достижениях, не уверен в собственных силах, боится высказывать собственное мнение и проявлять индивидуальность, склонен действовать по однажды выбранному шаблону, что негативно сказывается на творческой деятельности.
2. Позитивная Я-концепция личности характеризуется уверенностью личности в собственных силах, высокой мотивацией к творчеству, потребностью в достижениях, самовосприятием, самоутверждением, проявлением высокой ответственности за жизненные ситуации (интернальность). Человек с позитивной Я-концепцией дает правильную оценку действительности, не поддается влиянию окружающих, проявляет инициативу, что положительно сказывается на творческой деятельности.
3. Я-концепция должна отражать действительность, а не формировать завышенную самооценку, в противном случае принятые человеком за креативные решения в действительности не будут таковыми.
Ученые выделяют также генетические предпосылки творчества: задатки, порог реагирования и познавательные потребности. Развитая на этих предпосылках креативность называется генотипической [12]. Задатки как врожденные анатомо-физиологические особенности имеют значение для развития способностей. Однако, как отмечает в своих исследованиях Б. П. Никитин, богатство возможностей развития способностей скрыто не в природе наследственности, а в методах и условиях развития личности [5]. Важной, на наш взгляд, характеристикой креативности является порог реагирования на новизну. Согласно мнению А. М. Матюшкина эта заложенная генетически характеристика человека изначально определяет способность человека к творческой деятельности. Люди, для которых порог реагирования на новизну не велик (не нужны мощные раздражители, достаточно небольшого отличия нового от старого), входят в число криэйторов, лидеров, новаторов [27].
Обусловленная влиянием природных факторов креативность проявляется в деятельности. Деятельность креативов заметно отличается от деятельности окружающих его людей - она осуществляется быстрее, качественнее, оригинальнее. Для нашего исследования принципиально важно отметить обратную взаимосвязь между деятельностью и креативностью. Креативность проявляется исключительно в деятельности и развивается в ней. Б. М. Теплов писал: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [28, с. 15]. При этом говорят о развивающей личностно значимой деятельности для индивида, вокруг которой сосредотачиваются и реализуются все его возможности. Главные отличия значимости деятельности заключаются в том, что человек выполняет ее с большой радостью и желанием; деятельность носит не воспроизводящий, а творческий характер; ведется на повышенном уровне сложности. Развивающая деятельность опережает развитие, ведя за собой человека, ориентируя его на те компоненты способностей, которые еще не полностью сформировались.
Очевидно, что творческое начало личности дизайнера лежит в его индивидуальных психических особенностях, основывается на совокупности его ценностных ориентаций. Вместе с тем креативность личности опирается на ее общую эрудицую и культуру, которые она избирательно черпает из окружающей среды.
На вопрос о влиянии среды на креативность существуют две точки зрения. Д. Саймонтон и ряд других ученых придерживаются мнения, что для развития креативности максимально благоприятной является социально и политически не стабильная среда [29].
По мнению представителей средового подхода, креативность личности не может проявляться по принуждению. Исследования ученых данного направления указывают на то, что в случае угрозы со стороны окружения человек проявляет заторможенность и осмотрительность, что приводит к боязни свободно выражать свои мысли и идеи. Наличие гармоничных отношений, по их мнению, - необходимое условие развития креативности. Среда, благоприятная для развития и проявления креативности, характеризуется не только ее принятием, но и стимулированием членов окружения друг другом. Она также
должна подкреплять креативное поведение, представлять образцы творческого поведения для подражания (В. Н. Дружинин) [29]. Мы опираемся на идею Б. М. Теплова о первостепенности влияния ценностей культуры на развитие личности [28]. Среда воздействует на человека тем сильнее, чем более насыщена она эстетическим и духовным содержанием. Нам близка мысль ученого о том, что «переживание выступает главной категорией учения о личности, обозначающей основную единицу ее построения и развития» [28]. Переживание выступает как особая форма невербального знания, неразрывно связанная с эмоциональной, смысловой и деятельностной составляющими.
Мы считаем, что креативность дизайнера не возможна без когнитивной составляющей. Выделение когнитивного компонента креативности будущих дизайнеров связано с таким феноменом, как конкурентоспособность. Ряд ученых полагает, что «знание сегодня становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции» [30, с. 19]. Естественно, приобретение одних лишь знаний сегодня не достаточно, чтобы стать хорошим специалистом, однако нам близка мысль ученых о том, что тем разнообразнее подходы человека к решению новых, нестандартных задач и проблем, чем больше знаний им усвоено. Поскольку знание сегодня активно развивается, необходимо привить студенту желание постоянно познавать новое, т.е. желание исследовать.
Итак, анализ, представленный в материалах данной статьи, позволяет нам сделать следующие выводы:
- креативность как личностное образование проявляется образом жизни и деятельности человека и изменяется с изменением его жизнедеятельности; в развитии креативности решающую роль играют внешние условия: обучение, воспитание и те виды деятельности, которые выполняет человек;
- креативная деятельность должна носить творческий характер, а не репродуктивный; т.е. должны доминировать ситуации незавершенности или открытости;
- креативная деятельность должна проходить на повышенном уровне сложности, носить проблемный характер, обеспечивать переживание и потрясения и ориентироваться на формирование тех компонентов способностей, которые еще не сформировались;
- креативная деятельность должна быть положительно мотивированной;
- креативность развивается в процессе усвоения и приумножения знания, в процессе исследовательской деятельности. Чем больше знаний усвоено человеком, тем разнообразнее его подходы к решению новых нестандартных задач и проблем;
- развитию креативности препятствуют: негативное отношение к себе и своей деятельности, неуверенность в себе, тревожность, страх провала, стремление снять с себя ответственность, боязнь проявить индивидуальность, лень, стереотипы в мышлении, конформность, следование за авторитетом, неодобрительные оценки окружающих по отношению к деятельности, ее продуктам и личности творца;
- для проявления креативности необходима благоприятная, непринужденная атмосфера, стимулирующая мотивацию к творчеству, положительное
отношение к себе и своей деятельности, подкрепленная образцом креативного поведения (преподавателем).
Формирование креативности выпускников вузов не просто важно, но и необходимо, поскольку это поможет их личностному и профессиональному становлению, сможет задать темп для дальнейшего непрерывного творческого самосовершенствования, что благотворно скажется на развитии общества в целом.
Список литературы
1. Винославська, А. В. Психология : учеб. пособие / А. В. Винославська, О. А. Бреусенко-Кузнецов, В. Л. Зливков, А. Ш. Апишева, О. С. Васильева. -Киев : ИНКОС, 2005. - 351 с.
2. Варлакова, Ю. Р. Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук / Варлакова Ю. Р. ; Красноярский государственный педагогический университет. - Красноярск, 2013. - 208 с.
3. Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 400 с.
4. Боно, Э. Учите своего ребенка мыслить / Э. Боно ; пер. с англ. - 2-е изд. -Минск : Попурри, 2008. - 432 с.
5. Никитин, Б. П. Способный ребенок не дар природы (Теория возникновения творческих способностей) / Б. П. Никитин. - URL: http://nikitiny.ru/sites/default/ files/books/%20возникновения%20и%20развития%20творческих%20способностей. pdf (дата обращения: 02.02.2015).
6. Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997. - 224 с.
7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. - 351 с.
8. Torrance, E. P. The nature of creativity as manifest in the testing / E. P. Torrance // The nature of creativity / eds. by R. Sternberg, T. Tardif. - Cambridge : Cambr. Press, 1988. - P. 43-75.
9. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. -1990. - № 1. - С. 164-168.
10. Боно, Э. Курсы развития мышления / Э. Боно. - Минск : Попурри, 2012. - 128 с.
11. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - М. : Современное слово, 2001. - 928 с.
12. Сапугольцев, В. Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма : дис. . канд. пед. наук / Сапугольцев В. Ю. ; Оренбургский государственный университет. - Оренбург, 2011. - 244 с.
13. Карепова, Э. Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве // «ПСИ-ФАКТОР» - информационный ресурсный центр по научной и практической психологии. - URL: http://psyfactor.org/lib/envy.htm (дата обращения: 02.02.2015).
14. Хиллман, Д. Миф анализа: Три очерка по архетипической психологии / Д. Хиллман. - М. : Когито-Центр, 2005. - 352 с.
15. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М. : Педагогика, 1972. - 168 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2005. - 720 с.
17. Абульханова, К. А. Диалектика человеческой деятельности / К. А. Абульха-нова. - М. : Наука, 1979. - 224 с.
18. Гоноболин, Ф. Н. Психология / Ф. Н. Гоноболин. - М. : Просвещение, 1973. -124 с.
19. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. - М. : Политиздат, 1976. - 144 с.
20. Кинякина, О. Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей / О. Кинякина, Т. Захарова, П. Лем, Ю. Осокова, О. Овчинникова. - 2-е изд., улучш. и доп. - М. : Эксмо, 2009. - 848 с.
21. Беспанская, Е. Д. Я-концепция подростков с различным уровнем креативности и познавательной активности / Е. Д. Беспанская // Электронная библиотека БГУ. - URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/10934 (дата обращения: 02.02.2015).
22. Новоселов, С. А. Управление креативностью как фактор профессионального развития личности / С. А. Новоселов, Л. С. Попова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С. 58-64.
23. Андреев, В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006. - 470 с.
24. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.
25. Шилов, Ю. Е. Развитие Я-концепции студентов вуза в процессе профессионального становления : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Шилов Ю. Е. -Казань, 2006. - 18 с.
26. Архипова, А. Ю. Я-концепция в юношеском возрасте / А. Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом : материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб. : Реноме, 2011. - С. 16-18.
27. Еськов, В. М. Поддержка одаренности - социальная необходимость для поддержки безопасности России : моногр. / В. М. Еськов. - Сургут : Изд-во СурГУ, 2001. - 205 с.
28. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. - М., 1961. -536 с.
29. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : моногр. / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 368 с.
30. Зникина, Л. С. Условия формирования профессиональной компетентности специалистов / Л. С. Зникина // Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука - практике». Новые исследования. - 2004. - № 4. - С. 18-20.
References
1. Vinoslavs'ka A. V., Breusenko-Kuznetsov O. A., Zlivkov V. L., Apisheva A. Sh., Vasil'eva O. S. Psikhologiya: ucheb. posobie [Psychology: tutorial]. Kiev: INKOS, 2005, 351 p.
2. Varlakova Yu. R. Razvitie kreativnosti budushchikh bakalavrov pedagogicheskogo ob-razovaniya: dis. kand. ped. nauk [Creativity development of future bachelors in pedagogy: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Krasnoyarskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. Krasnoyarsk, 2013, 208 p.
3. Al'tshuller G. S. Nayti ideyu: Vvedenie v TRIZ - teoriyu resheniya izobretatel'skikh za-dach [Finding an idea: Introduction into the theory of inventive problem solving]. 2nd ed. Moscow: Al'pina Biznes Buks, 2008, 400 p.
4. Bono E. Uchite svoego rebenka myslit' [Teach your children to think]. Transl. from Engl. 2nd ed. Minsk: Popurri, 2008, 432 p.
5. Nikitin B. P. Sposobnyy rebenok ne dar prirody (Teoriya vozniknoveniya tvorcheskikh sposobnostey) [A capable child is not a gift of nature (The theory of creative abilities occurrence)]. Available at: http://nikitiny.ru/sites/default/files/books/%20vozniknove niya%20i%20razvitiya%20tvorcheskikh%20sposobnostey.pdf (accessed February 2, 2015).
6. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: Innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: innovation activity]. Moscow: Magistr, 1997, 224 p.
7. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Human as a subject of cognition]. Moscow: Nauka, 2000, 351 p.
8. Torrance E. P. The nature of creativity. Eds. R. Sternberg, T. Tardif. Cambridge: Cambr. Press, 1988, pp. 43-75.
9. Rodzhers K. Voprosypsikhologii [Problems of psychology]. 1990, no. 1, pp. 164-168.
10. Bono E. Kursy razvitiya myshleniya [Thinking development courses]. Minsk: Popurri, 2012, 128 p.
11. Covremennyy slovar' po pedagogike [Modern pedagogical dictionary]. Compiled by E. S. Rapatsevich. Moscow: Sovremennoe slovo, 2001, 928 p.
12. Sapugol'tsev V. Yu. Razvitie kreativnosti budushchikh dizaynerov kostyuma: dis. kand. ped. nauk [Creativity development of future costume designers: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Orenburgskiy gosudarstvennyy universitet. Orenburg, 2011, 244 p.
13. Karepova E. «PSI-FAKTOR» - informatsionnyy resursnyy tsentr po nauchnoy i prakti-cheskoy psikhologii [PSY-FACTOR - the information resource center of scientific and practical psychology]. Available at: http://psyfactor.org/lib/envy.htm (accessed February 2, 2015).
14. Khillman D. Mif analiza: Tri ocherka po arkhetipicheskoy psikhologii [The myth of analysis: Three essays on architype psychology]. Moscow: Kogito-Tsentr, 2005, 352 p.
15. Matyushkin A. M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii [Problem situation in thinking and teaching]. Moscow: Pedagogika, 1972, 168 p.
16. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii [Foundations of general psychology]. Saint-Petersburg: Piter, 2005, 720 p.
17. Abul'khanova K. A. Dialektika chelovecheskoy deyatel'nosti [Dialectics of human activity]. Moscow: Nauka, 1979, 224 p.
18. Gonobolin F. N. Psikhologiya [Psychology]. Moscow: Prosveshchenie, 1973, 124 p.
19. Luk A. N. Myshlenie i tvorchestvo [Thinking and creativity]. Moscow: Politizdat, 1976, 144 p.
20. Kinyakina O., Zakharova T., Lem P., Osokova Yu., Ovchinnikova O. Mozg na 100 %. Intellekt. Pamyat'. Kreativ. Intuitsiya. Intensiv-trening po razvitiyu supersposobnostey [Brain at 100 %. Intelligence. Memory. Creativity. Intuition. Intensive training in super-ability development]. 2nd ed. Moscow: Eksmo, 2009, 848 p.
21. Bespanskaya E. D. Elektronnaya biblioteka BGU [BSU online library]. Available at: http://elib.bsu.by/handle/123456789/10934 (accessed February 2, 2015).
22. Novoselov S. A., Popova L. S. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2012, no. 3, pp. 58-64.
23. Andreev V. I. Konkurentologiya: uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya kon-kurentosposobnosti [Competition study: a training course for creative self-development of competitiveness]. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2006, 470 p.
24. Berns R. Razvitie Ya-kontseptsii i vospitanie [Development of I-concept and teaching]. Moscow: Progress, 1986, 422 p.
25. Shilov Yu. E. Razvitie Ya-kontseptsii studentov vuza v protsesse professional'nogo sta-novleniya: avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Development of I-concept of university students in the process of professional formation: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of psychological sciences]. Kazan, 2006, 18 p.
26. Arkhipova A. Yu. Psikhologiya v Rossii i za rubezhom: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, oktyabr' 2011 g.) [Psychology in Russia and abroad: proceedings of the International scientific conference (Saint-Petersburg, October 2011)]. Saint-Petersburg: Renome, 2011, pp. 16-18.
27. Es'kov V. M. Podderzhka odarennosti - sotsial'naya neobkhodimost' dlya podderzhki bezopasnosti Rossii: monogr. [Supporting talent - a social necessity for supporting Russia's safety: monograph]. Surgut: Izd-vo SurGU, 2001, 205 p.
28. Teplov B. M. Problemy individual'nykh razlichiy [Problems of individual differences]. Moscow, 1961, 536 p.
29. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey: monogr. [Psychology of common abilities: monograph]. 3rd ed. Saint-Petersburg: Piter, 2007, 368 p.
30. Znikina L. S. Professional'noe obrazovanie. Prilozhenie «Pedagogicheskaya nauka -praktike» Novye issledovaniya [Professional education. Supplement "Pedagogical science to practice". New research]. 2004, no. 4, pp. 18-20.
Королева Ларианна Юрьевна
аспирант, Казанский национальный исследовательский технологический университет
(Россия, г. Казань, ул. К. Маркса, 68) E-mail: larianna87@gmail.com
Koroleva Larianna Yur'evna Postgraduate student, Kazan National Research Technological University (68 K. Marxa street, Kazan, Russia)
УДК 377 Королева, Л. Ю.
Проблема формирования креативной личности в психолого-педагогических исследованиях / Л. Ю. Королева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 2 (38). -С. 212-223. БОТ: 10.21685/2072-3024-2016-2-20