Научная статья на тему 'Проблема этнорелигиозного экстремизма и воспитательная работа с верующими военнослужащими'

Проблема этнорелигиозного экстремизма и воспитательная работа с верующими военнослужащими Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
337
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ВЕРУЮЩИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жакупов Темирлан Базарбекович

В статье рассматриваются понятия «этнорелигиозный экстремизм», «терроризм», подходы к организации воспитательной работы с верующими военнослужащими в рамках современного российского законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема этнорелигиозного экстремизма и воспитательная работа с верующими военнослужащими»

УДК 37.01

Жакупов Темирлан Базарбекович

Начальник кафедрой военной педагогики и психологии Новосибирского военного института вну-треннихвойск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск

ПРОБЛЕМА ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И воспитательная работа с верующими военнослужащими

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «этнорелигиозный экстремизм», «терроризм», подходы к организации воспитательной работы с верующими военнослужащими в рамках современного российского законодательства.

Ключевые слова: этнорелигиозный экстремизм, терроризм, воспитательная работа, верующие военнослужащие

Gakupov Temirlan Bazarbekovich

Head of Military Pedagogy and Psychology Department at Novosibirsk military institute of internal troops, [email protected], Novosibirsk

THE PROBLEM OF ETHNORELIGIOUS EXTREMISM AND EDUCATIONAL WORK WITH BELIEVING SERVING MILITARY MEN

Abstract. The present article discusses concepts of «ethnoreligious extremism», «terrorism», current issues of educational work with the believing serving military men in the context of modern Russian legislation.

Keywords: ethnoreligious extremism, terrorism, the educational work, believing serving military

Российское общество на рубеже двух веков столкнулось с серьезными социально-экономическими и политическими проблемами. Смена парадигмы общественного развития привело к небывалому взрыву ксенофобии, ненависти к другим нациям и религиям, крайнему обострению всех ранее латентных противоречий в самых разных областях общественной, культурной, духовной жизни. Именно в этот период Россия столкнулась с самой опасной в мире разновидностью экстремизма - этнорелигиозным терроризмом.

Сегодня опасность представляют не только группы боевиков, участвующих непосредственно в боевых действиях, но и многочисленные отряды проповедников ислама радикального толка, прошедших обучение в исламских учебных заведениях Саудовской Аравии, Пакистана, Египта. Сравнительный анализ развития ситуации на Балканах, на Северном Кавказе и в Центральной Азии показывает, что именно перед исламскими проповедниками ставится цель первыми ре-

ализовать рассчитанные на долговременную перспективу задачи распространения идей сепаратизма и религиозного экстремизма в различных регионах мира [1].

Экстремизм в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. В свою очередь религиозный экстремизм необходимо рассматривать как устойчивую совокупность (систему) признанных преступлениями общественно-опасных деяний направленных на формирование и распространение любым способом религиозных идей, произвольно объявленных истинными в ущерб всем иным религиозным либо светским идеям, а также на реализацию этих идей уголовно наказуемым способом.

В комплексном исследовании [4], осуществленном Институтом гуманитарного образования и Академией права и управления Федеральной службой исполнения наказаний под религиозным экстремизмом пони-

men

мается социальное явление, существующее в четырех взаимосвязанных формах:

1. Религиозное сознание (общественное и индивидуальное) которому свойственны признаки тоталитаризации и преувеличения ценности определенной совокупности религиозных идей, нигилизма отрицания всех иных идей безусловного верования в истинность единственной религиозной идеи (совокупности идей) и готовность следовать ей при любых обстоятельствах.

2. Религиозная идеология (религиозная доктрина) характеризующаяся произвольным провозглашением истинным единственного объяснения проблемы существующего мира и предложением однозначных (истинных) способов их разрешения... разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло»; приданием исключительного положения одному из аспектов бытия в ущерб остальным, отрицанием объективно господствующей иерархии общесоциальных (общечеловеческих) ценностей; ... игнорирование правовых норм, не способствующих объявленной истинной религиозной доктрине.

3. Деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно истинной.

4. Организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности религиозные экстремистские организации (тоталитарные секты).

Одним из важных показателей демократичности того или иного государства является соблюдение в нем прав и свобод граждан. Среди этих прав в действительно демократических государствах должно соблюдаться и право граждан на свободу вероисповедания.

Принимая во внимание актуальность темы, отметим, что особенно важным здесь должна стать информационно-профилактическая работа по недопущению попадания молодёжи в деструктивные религиозные объединения.

Сегодня много говорится о том, что отрицательными последствиями членства в некоторых религиозных объединениях становятся серьезные изменения личности их последователей. В огромной степени это касается молодёжи, и особенно - подростков, у них, сам по себе возраст тяжелый, идет трансформация тела, трансформация лич-

ности, постоянные перепады настроения, усиление психологической нагрузки и т.д. К тому же подростки -страшные фантазеры, этот мир им кажется скучным, приземленным, они ищут чего-то небывалого, интересного. И тут им вдруг предлагают удобный мир, в котором фантазия заменяет реальность. Им рисуют простую модель Бытия, но уверяют, что только несколько человек на свете способны ее понять, и, стало быть, они - в числе избранных [3].

Вопросы, связанные с отрицательным влиянием на личность отдельных религиозных объединений, сегодня поднимаются, общество пытается разобраться в них. Но, как отмечают специалисты по делам религий: в последнее время мы убеждаемся, что религия играет и отрицательную роль. На страницах средств массовой информации часто встречаются передачи и статьи, касающиеся задержания и осуждения людей религиозных течений деструктивного толка». Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества, исследуя в равной мере как мировые религии - буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Надо учиться не слепо и по частям, а масштабно, глубоко, подходить к получению религиоведческих знаний. Сказанное выше, позволяет ещё и ещё раз говорить о том, что информационно-профилактическая работа среди молодёжи, сегодня важна, как никогда ранее. А пока, как известно, социальные функции религий не универсальны и в разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции. Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть фактором стабилизации в одних условиях и фактором, вызывающим конфликты и потрясения, - в других. Поэтому, важно не допустить отрицательных последствий элементарной человеческой неграмотности в духовной сфере жизни.

Одной из составляющих в профилактической работе, в первую очередь, должна стать работа психологов, педагогов, представителей компетентных органов и др. заинтересо-

ванных лиц непосредственно с человеком. Необходима, также информационно-разъяснительная работа в школах, ВУЗах воинских частях и т.д. - в виде, бесед, консультирований. Методические пособия, также, помогут и наглядно объяснят, что резкое изменение в поведение молодого человека, попавшего в ту или иную организацию, бывает очень редко.

Огромная роль в осуществлении профилактической работы должна отводиться проведению социологических исследований, которые позволяют судить о характере и интенсивности религиозности, установлении корреляций между специфическими чертами религиозности и определёнными установками и характеристиками деятельности и многое другое.

Работа со средствами массовой информации является ещё одним из ведущих направлений в профилактической работе по предупреждению попадания молодёжи в деструктивные организации.

Информационно-просветительская работа в современном многоголосье культур и религий играет положительную роль и должна являться путеводителем для молодых ищущих людей.

Принятый Государственной Думой 19 сентября 1997 года, а 24 сентября одобренный Советом Федерации и вступил в действие с 27 сентября 1997 года, после подписания Президентом Российской Федерации, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В связи с этим актуальным становится вопрос: каков механизм реализации этого документа в воинских коллективах, какое влияние закон призван оказать на морально-психологический климат в подразделениях, качество выполнения личным составом своих служебных задач? Указанный закон включает в себя 4 главы и состоит из 27 статей. В преамбуле документа отмечается: Федеральное собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, иудаизм и дру-

гие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон [3]. В первой главе статья 2 констатирует: «Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации». В статье 3 определено, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену ее альтернативной гражданской службой. В то же время, в статье 3 и 4 главы 2 говорится «создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречит закону».

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Вышеизложенные положения закона не входят в противоречие между религией и государством, а скорее, определяют цели сотрудничества:

- содействие возрождению государственно-патриотической идеи как основополагающей нравственной ценности военнослужащих, как духовной основы воспитательной работы с ними;

- укрепление морально-психологического состояния личного состава, возрождение традиций верного служения Отечеству,

упрочение духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов;

- расширение возможностей для реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гуманизации взаимоотношений между ними.

В общении и повседневной работе с верующими военнослужащими необходимо учитывать, что существует условное деление религиозности людей на следующие категории:

1. Ортодоксально верующие - хорошо знающие и неукоснительно соблюдающие требования вероучения, во всей полноте исполняющие религиозные заповеди и открыто исповедующие свои религиозные взгляды.

2. Воцерковленные (неофиты) - знающие основы вероучения, стремящиеся соблюдать правила церковной жизни, но не всегда показывающие свои религиозные убеждения.

3. Формально верующие - над которыми совершено таинство Крещения, но они не знают церковных догм и правил духовной жизни.

4. Не определившиеся (киники) - по своим умственным способностям или отсутствию положительного примера не имеющие религиозных убеждений.

5. Условные атеисты - над которыми совершено таинство Крещения, но не знающие вероучения, не приводя аргументов отрицающие существование Бога.

6. Воинствующие атеисты - как правило, не принявшие таинства Крещения, знающие основы вероучения и стремящиеся найти аргументы, чтобы опровергать существующие церковные догматы, открыто исповедующие своё негативное отношение к Церкви и верующим сослуживцам.

Важное значение в повседневной деятельности подразделений имеет религиозная обстановка в коллективе, влияющая в целом на религиозную ситуацию войсковой части. Религиозная обстановка - духовнонравственная составляющая коллектива, обусловленная уровнем религиозности личного состава и степенью ее влияния на выполнение военнослужащими стоящих перед подразделением задач.

Составляющие религиозной ситуации:

1. Наличие в подразделении верующих военнослужащих, исповедующих традици-

онные религии России (Православие, Ислам, Буддизм).

2. Число представителей нетрадиционных религиозных организаций и тоталитарных сект среди личного состава (секты Мун-на, сатанисты, кришнаиты, баптисты и др).

3. Наличие в местах дислокации воинских частей религиозных учреждений (Храмы, представительства, миссии, молитвенные дома).

4. Возможности военнослужащих удовлетворять свои духовные запросы в подразделении и вне расположения части.

5. Формы взаимодействия командования и воспитательных структур воинской части с духовенством Русской Православной Церкви и иными религиозными организациями.

6. Степень влияния, (положительное, отрицательное) верующих военнослужащих на морально-психологическую обстановку в коллективе.

7. Мероприятия, проводимые с верующими военнослужащими в соответствии с соглашениями или программами взаимодействия соответствующей силовой структуры и Русской Православной Церкви.

При исследовании религиозной обстановки необходимо использовать следующие формы и методы изучения личного состава:

- устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиозной конфессии или организации, наличие у него нательного крестика, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;

- характерные признаки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность;

- индивидуальная беседа, (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знают догмы церкви, богослужение, как соблюдают посты, правила поведения в храме и общения с сослуживцами);

- опросы личного состава с участием духовенства;

- наблюдение (непосредственное, опосредованное): в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;

- отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;

- анализ поведения в служебное и внеслужебное время;

- результаты переписки с родителями верующего, какие увлечения были до призыва на военную службу, особенности характера, какую работу выполнял в храме. Состояние религиозности личного состава подразделений учитывается организаторами воспитательной работы и используется при проведении индивидуально-воспитательных мероприятий с верующими военнослужащими.

В заключение отметим наиболее существенные особенности воспитательной работы с верующими военнослужащими:

- Необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных.

- Не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок религиозных догм.

- Предоставлять возможность верующим военнослужащим в свободное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребности, пользоваться религиозной литературой и религиозными принадлежностями.

- Исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятий или общению с представителями иных религиозных конфессий.

- При необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи с руководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.

Библиографический список

1. Антонян Ю. М., Белокуров Г. И. Этнорелигиозный терроризм. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 58 с.

2. Антонян Ю. М., Шульц В. М. Терроризм в современном мире. - М.: Наука, 2008. - 67 с.

3. Федеральный Закон РФ от 25.06.2002 г. № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. - 2002.

4. Федотов Б. В. Исламский экстремизм и некоторые методы борьбы с ним за рубежом // Вестник МВД России. - 2005. - № 6. - С. 23-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.