А.Т. Гилалов
ПОЛИТИКА ОТНОШЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЦЕРКВИ
Политика отношений армии и Церкви имеет свою историю и достаточно широко представлена в научной литературе1. Она предполагает согласование интересов заинтересованных сторон во всех сферах жизнедеятельности (идеологической, политической, экономической, религиозной и др.).
Можно выделить два этапа взаимодействия Вооруженных сил и религиозных объединений.
Первый (1992-1995 гг.) связан со становлением отношений Вооруженных сил Российской Федерации с религиозными объединениями. Этот этап характеризуется «поиском организационных форм взаимодействия и их наполнением, значительными позитивными ожиданиями»2.
Второй (1995 г. - по настоящее время) - этап развития отношений, выявления некоторых устойчивых тенденций, поиска оптимальных направлений взаимодействия.
Не вызывает сомнений, что в политике отношений армии и Церкви важнейшую роль играет военно-политическое руководство страны (президент, представители высшей законодательной и исполнительной власти, высшее военной командование).
Основой военной организации страны, как это принято в большинстве государств мира, являются вооруженные силы. К ним относятся и другие воинские формирования, строящие свою деятельность в соответствии с государственными законами и структурно организованные на воинский лад (органы безопасности, военная разведка, пограничная служба, войска МВД, формирования гражданской обороны и др.). Таким образом армию как неотъемлемый атрибут государства, важнейший механизм отношения между государством и обще-
1 См., например: Армия России: состояние и перспективы / Осипов Г.В., Яновский Р.Г., Дерюгин Ю.И. и др.; Под ред. Р.Г. Яновского, Ю.И. Дерюгина. М., 1999; Христолюбивое воинство: Православная традиция русской армии. 2-е изд., доп. М., 2006 и др.
2 Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия Вооруженных сил Российской Федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. ХХ в. М., 2001. С. 52.
ством, основной элемент военной организации государства для объективности исследования политики ее отношения с Церковью необходимо рассматривать в многообразии и иерархии ее связей с другими составными элементами военной организации государства и общества.
Армия осуществляет реальные шаги для поиска более эффективных организационных форм реализации политики отношений с Церковью. Кроме того, по этой проблематике проводятся научные исследования1, эти вопросы периодически освещаются в периодической печати2.
Отметим, что Русская православная церковь, как и другие конфессии, адекватно оценивают роль религии в повышении уровня духовности военнослужащих, рассматривая веру как главный источник моральных сил армии. С 1990 г. Церковь восстановила свое попечение об армии. В ряде военных академий в курс обучения ввели курс «Введение в православие». На конференции в Генеральном штабе в 1994 г. был обсужден договор между Церковью и Министерством обороны. Подобные договоры были подписаны с МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС, Минатомом, Главспецстроем, Главным управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими ведомствами. Кроме того, были созданы консультативно-совещательные органы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (1995 г.) и Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации (1994 г.).
Добавим, что с принятием Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), который предусматривает контроль за уставной деятельностью религиозных объединений со стороны органов юстиции, возможность отсрочки от призыва на военную службу для священнослужителей и освобождение от военных
1 См.: Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия Вооруженных сил Российской Федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. ХХ в.: Дис. ...канд. ист. наук. М., 2001; Павлов А.В. Воздействие религии на современную армию (социально-философский анализ): Научный доклад. М., 1994; Рыжов Л.Г. Свобода совести и воинская деятельность: Дис. .канд. филос. наук. М., 2003 и др.
2 См.: Шахов М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. 2001. № 1. С. 4-9; Луки-чев Б.М., Протопопов А.О. Взаимодействие армии и Церкви. К вопросу о реализации в Вооруженных силах Российской Федерации конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ-Религия. 1999. 22 сент.; Суровцев А.В. Государство, Вооруженные силы, религиозные объединения в Российской Федерации: в поисках современной модели взаимоотношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. 1998. № 3-4 и др.
сборов, определил формы и признаки религиозных объединений, открылся новый этап отношений государства и конфессий.
Созданию непротиворечивой теоретико-концептуальной основы отношений армии и Церкви, как совокупности идей и представлений, препятствует «разноголосица» в определении понятий, характеризующих эти отношений. До сих пор идет научный спор о понятиях «свобода совести», «свобода вероисповедания», «религиозная свобода», которые зачастую подменяют друг друга.
Организационную основу взаимодействия Вооруженных сил Российской Федерации с Русской православной церковью составляют предложения Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) о трехуровневом сотрудничестве: центральном, епархиальном (окружном) и местном (приходском). Этот подход был предложен на Первой Всероссийской конференции «Православие и российская армия», которая состоялась 25-27 октября 1994 г.
Определенная система связей Вооруженных сил России с конфессиями сложилась преимущественно в отношении с Русской православной церковью, что объясняется культурно-историческими традициями. В то же время требуется улучшить и систематизировать эти отношения с другими конфессиями.
Важную организаторскую роль в политике отношений армии и Церкви имеют не только законы, теоретические работы (диссертации, монографии, научные статьи и др.), но и многочисленные журналы, бюллетени, специальные издания, в частности: «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Религия и право», «Право и политика» и др.
Одной из организационных форм отношений армии и Церкви является установление с начала 1990-х гг. контактов с общественными организациями верующих военнослужащих: ассоциацией христиан-военнослужащих «Вера и мужество», «Офицерским христианским союзом» при Чесменской церкви, «Движением за духовное возрождение армии».
Таким образом, одним из основных направлений совершенствования политики отношений армии и Церкви является достижение более высокого уровня теоретико-концептуальных оснований, в первую очередь терминологической и понятийной определенности, для достижения непротиворечивого видения современных проблем в этой сфере. Большие резервы совершенствования отношений армии и Церкви заложены в поиске соответствующих организационных форм реализации этой политики.
Политика государства по обеспечению национальной безопасности в целом и такие ее составные элементы, как политика защиты на-
циональных интересов в религиозной сфере и политика отношений армии и Церкви, основываются на всесторонне проработанной и непротиворечивой правовой основе. Поэтому совершенствование законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения, - одно из важных направлений повышения эффективности взаимодействия армии и Церкви.
Правоотношения армии и Церкви в области соблюдения религиозных прав и свобод военнослужащих, других аспектов взаимоотношений армии и Церкви устанавливаются не только федеральными законами. Законодательство представляет многоуровневую совокупность правовых актов. Однако приоритетной составляющей этой правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права органов власти, включая суды, а также возможность обращения в установленном порядке граждан России в Европейский суд по правам человека.
В последние годы большое внимание уделяется воспитательной работе в Вооруженных силах Российской Федерации как важному резерву повышения боевого духа военнослужащих. Практика этой работы и пути ее совершенствования на перспективу отражены в ведомственных нормативно-правовых документах Министерства обороны.
Преподавание основ вероучений может осуществляться в государственных, в том числе военных, учебных заведениях, а также в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.
Интересам повышения эффективности воспитательной работы в Вооруженных силах может служить также включение в программу подготовки офицеров воспитательной работы и военных юристов в военно-учебных заведениях курса религиоведения и вероисповедной политики государства. Недостаточная компетентность командиров в вопросах религии при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств военнослужащих, причиной уклонения верующих военнослужащих от выполнения приказа и обязанностей военной службы. Важной задачей является воспитание у командного состава веротерпимости, уважения к людям с различными религиозными убеждениями.
Церковь может оказать существенное влияние на мировоззрение молодежи, формирование ее готовности служить в армии, повышение ее морального и духовного уровня. А потребность в этом существует. В 90-е гг. мифом о деградации личности в армии, о царящих в ней насилии, о неуставных отношениях общественному сознанию внушали ужас перед перспективой военной службы. Пропагандой был посеян массовый антиармейский психоз. Думается, за прошед-
шие годы ситуация изменилась в лучшую сторону, но проблема полностью не решена.
В такой атмосфере и с учетом тенденции роста религиозности населения в целом проблема использования духовного потенциала религиозного воспитания военнослужащих приобретает особое значение.
В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» отмечается: «Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются ...попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание.»1.
В последние годы наблюдается активизация позиции Русской православной церкви в идейной борьбе в обществе, участие в текущей политике государства. Как заявил в докладе на Х Русском Народном Соборе митрополит Кирилл, «греховно, когда попираются права наций и этнических групп на их религию, язык, культуру, когда ограничиваются свобода вероисповедания и право верующих на свой образ жизни, совершаются преступления на религиозной и национальной почве. Наше нравственное чувство не может молчать, когда личность подвергается произволу чиновника и работодателей, когда солдат оказывается бесправным перед сослуживцами, когда ребенок и пожилой человек становится объектами издевательств в социальных учреждениях. Подобным явлениям надо противодействовать, потому что такие проступки удаляют человека от его достоинства. К борьбе с подобными пороками должно сегодня призываться наше общество, в эту борьбу должна включиться Церковь» .
Положительной тенденцией участия Церкви в воспитании военнослужащих можно считать объявление официальных представителей РПЦ о желании и стремлении «быть полезными нашему воинству», возрождать духовно-просветительскую и духовно-воспитательную работу в армии на основе соответствующего соглашения, хотя бы на общественных началах. Стало формироваться понимание того, что одной из задач современных Вооруженных сил является духовно-нравственное возрождение, что военная мощь, соединенная с высотой духовной, - сила необоримая, не подверженная никаким политическим шатаниям и авантюрам внутри страны и способная противостоять нападениям извне.
1 Основы социальной концепции Русской православной церкви // Сб. док. Юбилейного архиерейского собора Русской православной церкви. Москва 13-16 августа 2000 г. М., 2000.
2 Ганичев В. Собор. Церковь. Власть // Завтра. 2006. № 16. С. 5.
Совершенствование механизмов согласования, сбалансирования интересов армии и Церкви в религиозной сфере является неотъемлемым условием повышения эффективности их взаимоотношений.
Важным элементом механизма согласования интересов государства и церковных организаций является Комиссия по вопросам религиозных объединений Правительства Российской Федерации, в которую (по состоянию на декабрь 2003 г.) входили представители Администрации Президента России, представители органов государственной власти, представители конфессий и религиозных организаций (православных, мусульманских, иудейских, буддистских, католических, армянской апостольской церкви, старообрядческих, протестантских).
Как видно, организационные структуры, способные согласовывать интересы государства и религиозных организаций, существуют. Каким образом можно повысить эффективность этих отношений?
По мнению представителей духовенства, решение этой проблемы возможно, если армия и флот, «физически, идеологически и духовно ослабевшие, издерганные неудачными войнами и разрушительными реформами», увидят в Русской православной церкви «традиционного своего союзника, друга и сострадальца»1.
На наш взгляд, осознание этих глубоких мыслей всеми субъектами политики может существенно улучшить не только механизм согласования их интересов, но и усовершенствовать все основные направления этой политики.
1 Савинкин А. Идеал Российского христолюбивого воинства: чего от нас требует и к чему обязывает? // Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской Армии. М., 2006. С. 512.