УДК 130.2
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ В СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
© Грета Леоновна ТЕРЕХОВА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент кафедры «История и философия», e-mail: radagl1960@yandex.ru
Исследованы проблемы духовности и нравственности, их взаимодействие, поиск глубинных оснований многих общественных и индивидуальных человеческих проблем. Рассматривается отношение святоотеческой и русской философско-религиозной мысли к духовности и нравственности, основанное на православном мировоззрении, прослеживается взаимосвязь религиозной и философской позиции, описываются способы духовного преображения. Показаны значимости решения духовно-нравственной проблематики в современном мире, в частности, в России. В силу искажения истинных ценностей и основных нравственных принципов, накопленных человечеством в христианскую эпоху, современное общество потеряло духовные ориентиры. Поиск путей, ведущих к оздоровлению общества, является одной из задач, поставленной автором в данной статье. Пользуясь методом историзма и сравнительного анализа, выявлено в святоотеческих и философских работах такая практическая задача, как распознавание добра и зла в повседневной жизни человека. Решение этой задачи может направить жизнь человечества к позитивным изменениям. Опираясь на тексты известных русских религиозных философов и святых отцов православной церкви, акцентируется внимание на деятельностном подходе в деле воспитания и преобразования человеком себя и социокультурной действительности. Результаты исследований в данном направлении являются важным шагом для формирования самосознания современной России.
Ключевые слова: духовность; нравственность; православие; святоотеческая мысль; русская религиозная философия.
Для разрешения многих проблем современности проблема понимания нравственности и духовности, их взаимодействия настолько значительна, что ее решение могло бы направить нашу жизнь в сторону прекрасных преобразовательных процессов во всех областях.
Современный мир стал прагматичным, в силу этого он потерял духовные ориентиры, исказил истинные ценности, предал забвению основные нравственные принципы. Н.А. Бердяев еще в начале XX в. писал о том, что все «в современном мире находится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но также и культурного, но и духовного кризиса, все стало проблематическим» [1, с. 56]. А XXI в., завоевывающий пространство новой архитектурой, производством, технологиями, информацией, кажущийся современному человеку грандиозной эпохой проявления разума человеческого, порождает, как это ни парадоксально звучит, еще более серьезные духовные проблемы. Исследуя онтологические основания современной цивилизации, А.Н. Павленко абсо-
лютно точно отмечает, что «современный человек» достиг в своем самоутверждении небывалого доселе могущества, но при этом он - как именно человек - еще никогда не был так бытийственно опустошен» [2, с. 3].
Неудивительно поэтому, что в последние десятилетия в российском культурном пространстве появились работы, в которых ведутся поиски глубинных оснований социокультурных процессов и индивидуальных человеческих проблем с целью разрешения многих болезненных состояний и общества и человека. Специалисты разных областей гуманитарного знания стали обращаться к традиционным культурным и религиозным ценностям, а именно, к православному мировоззрению, которое представляет собой «кладезь мудрости» и нами незаслуженно забыто. Н.А. Бердяев - философ, посвятивший свое творчество проблеме свободы - писал: «Христианский мир мало знает православие. Знают только внешние и по преимуществу отрицательные стороны православной церкви, но не внутренние, духовные сокровища» [3, c. 9].
В русской религиозно-философской мысли и святоотеческой традиции основанием человеческой жизни, как социальной, так и личной, всегда признавалась внутренняя духовная составляющая, от здоровья или по-врежденности которой зависели остальные части человеческого существа - души и тела, а следовательно, и жизнь общества. Поэтому проблеме духовности и нравственности здесь уделено особое внимание.
В святоотеческой литературе этой проблеме были посвящены труды святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Крон-дштадского и многих других подвижников православия. В русской религиозно-философской мысли можно отметить Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Г.В. Флоров-ского, П.А. Флоренского и др.
В философском словаре есть несколько определений нравственности. В социальной философии нравственность рассматривается как «определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы» [4]. Нравственность дает возможность уберечь общество от разрушения, дезинтеграции, катастрофы. Этика определяет нравственность как категорию, обозначающую «особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых - сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали» [4]. Этика, определяя нравственность, выделяет в ней внутренние, духовные качества, «которыми руководствуется человек», и которые он получил «в результате нравственных наставлений, нравоучений» [4]. Сформированная в результате этих наставлений и нравоучений личность может регулировать свое поведение в обществе с помощью норм и принципов.
Так что же это за феномен - нравственность, которая способна уберечь человека, а следовательно, и человечество от катастрофы и деградации? Каким образом она связана с духовностью?
Очень ярко связь духовности и нравственности прослеживается в философии И.А. Ильина - выдающегося русского мыслителя, который после Октябрьской револю-
ции был в эмиграции (выслан правительством большевиков на «философском пароходе» в Германию, а во время прихода А. Гитлера к власти переехал в Швейцарию), но посвятил все свои труды родной России.
Определяющим для человека, по мнению И.А. Ильина, является духовное начало. Он называет его той драгоценностью, которою только и можно жить и ради которой стоит умереть. Эти слова перекликаются со строками Евангелия, в которых Царство Небесное сравнивается с купцом, ищущим «хороших жемчужин»: «найдя одну драгоценную жемчужину», он «пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13: 45-46) [5, с. 66]. Найдя эту жемчужину, И.А. Ильин определяет центр своей жизни: это вера, духовная чистота, богосоответствие своего опыта. А духовность и нравственность становятся центральными понятиями в творчестве мыслителя, они взаимопроникают друг в друга, становятся синонимами. И.А. Ильин использует в своих работах такие словосочетания, как «духовная воля», «духовное достоинство», «духовная ответственность», «духовный характер», в которых слово «духовный» определяет направление воли, достоинства, ответственности и характера.
Исследуя проблему духовного, мыслитель ставит практическую задачу: как распознать добро и зло, «лучшее» и «худшее», ведь это одна из сложнейших проблем, стоящих перед человеком ежедневно. Он задумывается над тем, каким образом во время воспитания человека еще с детского возраста сформировать способность в нем видеть добро и зло. Основанием для решения этой проблемы и формирования и анализа вышеуказанных категорий является для него христианское вероучение.
В учении И.А. Ильина о духе все направлено на поиск его внутренних глубин и, в конечном итоге, на преобразование человека. «Человек есть по существу своему живой личный дух; и религиозность есть состояние духовное», - это он произносит в одной из ярких своих работ «Аксиомы религиозного опыта» [6, с. 29]. Дух есть самое главное в человеке, следовательно, он есть сила для самоутверждения человека, но только в ее предстоянии Богу и осознании своего достоинства. И еще одно необходимое качество духа - это ответственность и ее осознание».
Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа» [6, с. 30], следовательно, не может отличить «хорошее» от «плохого», не может реализовать свою скрытую глубинную сущность, о которой он и не подозревает, не может вести духовную жизнь, не может воспитать духовного человека. Дух, по определению И.А. Ильина, есть «дар молитвы», «сила поющего сердца и жилище совести» [6, с. 31]. В этих словах сказано все: и утверждение веры, и любовь к Богу, и жизнь, сообразная Божьим заповедям. Социализируясь, такая личность создает истинное художественное искусство; она является источником «правосознания, истинного патриотизма и национализма», составляет «главную основу здоровой государственности и великой культуры» [6, с. 31].
И.А. Ильин акцентирует внимание на том, что только «в предстоянии Богу» в человеке укрепляется дух, сохраняется достоинство, развивается и осознается ответственность, т. е. развитие нравственных качеств, которые являются одним из проявлений духовности, возможно только при наличии в человеке духа, который есть его сущность. И он только духом узнает о достоинстве и ответственности, соприкасаясь каким-то чудесным образом с Духом, который есть Бог, Творец всего.
Поиск глубинных характеристик нравственности является одной из центральных тем русского религиозного мыслителя С.Л. Франка, который также обращался к христианским основам жизни. Философ видит в каждой личности начало священное и неприкосновенное. Это духовное начало, подаренное человеку Богом. И именно Он есть источник той нравственности, которая созидает человека.
С.Л. Франк пытался осмыслить человеческим разумом христианство, его значение для человека, общества. Одновременно он понимал, что личный глубинный опыт переживания от соприкосновения с Богом передать человеческим языком невозможно. Об этом говорят его слова: «Реальность Бога и Божьей правды открывается нам только в духовном опыте молитвенной обращенности к Богу; и когда сам Бог говорит нам через глубины нашего духа, можно только либо смолкать в трепете покаяния, либо пророче-
ствовать, но нельзя рассуждать. И хотя по свойству нашего ума мы вынуждены логически осмысливать этот опыт, но всякой такой попытке выразить его в системе отвлеченных понятий грозит опасность оторвать содержание религиозной истины от его живого опытного корня, заменить подлинную веру чисто умственным построением» [7, с. 406].
Под духовной жизнью С.Л. Франк понимает ту область бытия, которая дана нам «в форме реальности, присутствующей в нас самих, изнутри с нами сращенной и нам раскрывающейся». Эта реальность есть реальность Бога, и дана она нам «в первичном мистическом опыте - независимо от того, как отношение человека к Богу выражается в дальнейшей рефлексии» [7, с. 72-73].
Конечно, духовность и нравственность не тождественные понятия. Нравственностью не исчерпывается духовность человека, но облагораживается она (т. е. приобретает благо) именно духовностью. Без последней нравственность может превратиться в закон, сдерживающий злые побуждения человека, но не искореняющий их. Последнее есть стремление к истине, полет в небо, чистота внутреннего мира благодаря жизни в Истине, т. е. в Боге.
В религиозно-антропологическом учении святых отцов церкви понятие духовности определяется духовной природой человека: человек духовен только по той причине, что он обогащен Святым Духом. Но духовная способность только заложена в человеке. Для того чтобы она проявилась и стала стержнем человека, необходим духовный труд, а следовательно, живое взаимодействие человека с Богом. В таком духовном труде выковывался талант писателя-богослова святителя Игнатия Брянчанинова, созидавшего свою жизнь подвижника сообразно с православными принципами жизни. В проповеди «О Святых Христовых Тайнах» он объясняет читателям причину духовности человека, который становится таковым только по той причине, что заимствует «из Духа Господня духовные свойства» [8]. Продолжая святоотеческую традицию, св. Игнатий добавляет: «Духи и человек соделались между тварями ближайшим и яснейшим отражением Бога. В самом существе их Творец начертал Свой образ; этот образ Он украсил качествами, подобными тем качествам, которые в бес-
предельности и совокупности своей составляют сущность Бога. Бог - благость: и разумных тварей Он соделал благими. Бог -премудрость: и разумных тварей Он соделал премудрыми. В решительный оттенок подобия Он даровал разумным тварям Святого Духа Своего, - этим соединил дух их, все существо их с Собою» [8].
Святитель Феофан Затворник, подобно св. Игнатию Брянчанинову посвящает много времени литературно-богословским трудам и отмечает, что человек должен жить в духе, духу подчиняться и духом проникать все душевное и телесное. Это естественное состояние человека. «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им», - пишет он в работе «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» [9, с. 33]. Поэтому можно сказать, что духовность - это приобщение человека к божественному, высшему и обретение на основе этого высших знаний.
Учение о духовности связано с особым нравственным действием - преображением человека, которое есть восхождение к святости. Святой праведный Иоанн Крондштад-ский, этот народный старец и всероссийский батюшка, предлагает внимательно заглядывать в свой внутренний духовный мир, изучать себя как сотворенное Богом существо, наделенное умом и словом, «самоопределяющимся в жизни и деятельности, способным к возвышенным, святым помыслам и чувствам», оживляющим человека, «имеющим высокую цель жизни» [10, с. 18]. Он предостерегает от увлечения внешним вещественным миром, преходящим и исчезающим, любовь к которому приносит человеку одни страдания. В работе «Христианская философия» он акцентирует внимание на деятельном отношении человека к себе, которое должно осуществляться на внутреннем нравственном уровне. Причиной такого внимательного отношения к себе, заключающегося в постоянном духовном труде, является извращение нами духовного порядка в силу вошедшего в человека греха и появившегося душевного и физического растления.
Святой праведный Иоанн Крондштад-ский, так же как и все представители святоотеческой мысли, использовал в своем учении это центральное понятие христианства «грех», который мешает познанию духовной сущности человека. «Свойство греха, - пишет он, - все извращать... извращать по возможности нравственный порядок, или установленные Богом и Всетворцом законы» [10, с. 32]. Человек должен прилагать внутренние усилия для своего нравственного преображения, которое ведет к сохранению достоинства личности, его ответственности за все свои дела, чувства и мысли, истинному творчеству по преобразованию действительности вокруг себя.
Нравственное воспитание, на которое мы должны обратить все свои силы, должно привести к осознанию и сохранению чистоты и целомудрия, к развитию того нравственного порядка, который не даст возможности духовной деградации и приведет к приобретению нравственных добродетелей, таких как вера, любовь, смирение, терпение, милосердие.
Святитель Игнатий Брянчанинов советует обращаться нам к духовной литературе, которая приводит человека к истине, раскрывает ложь, помогает избавиться от страстей. Он посвящает исследованию содержания понятия духовности такие статьи, как «Истина и дух», «Совесть», «Странник». Они все пронизаны желанием привести человека к духовной и физической чистоте, сохранению цельности человеческой личности. «Чтобы мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себя, проникнуться им» [11]. Под словом сердце св. Игнатий подразумевает совесть, которая есть «всеобщий нравственный закон», написанный «прямо на сердце человека», голос Божий в нем [11]. Эти мысли звучат часто в противовес философским этическим концепциям, которые содержат нравственную направленность, но не имеют духовной силы для преображения человека.
Святитель Игнатий также использовал в своем учении понятие «грех», объясняя нам причины его возникновения, рассказывая о способах борьбы с ним. Состояние внутрен-
него мира человека подвержено греху, т. е. болезни, поэтому человек хоть и обладает разумом, но интеллектуальные способности его ограничены. «Не обольщайся самомнением и учением тех, обольщенных самомнением, которые, пренебрегая истиною Церкви и Божественным откровением, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова, и наставлять тебя сама собою, каким-то неопределенным и неясным действием. Это - учение лжи и ее наперсников», -предупреждает св. Игнатий исследователей, надеявшихся только на силу своего ума [11].
Поэтому для человека падшего тайна самого себя, своей духовной сущности уже недоступна. Отпадение от Бога есть ненормальное состояние человека, потеря цельности и красоты. «Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна - человек - пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. Не понимаю души моей, не понимаю тела моего; понятия, которые думаю иметь о них, оказываются, при рассмотрении неповерхностном и нелегкомысленном, очень недостаточными, по большей части ошибочными» [12, с. 4]. Эти слова можно дополнить текстами о душе из Евангелия: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Иоан. 12:25). Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лук. 9:24) [5, с. 307]. Любящий душу свою находится в состоянии духовного падения, греха, и только отринув себя от любви ко греху и получив божественную Благодать, сбережет свою душу в вечности.
Русские религиозные философы, особенно после Гражданской войны и Октябрьской революции, также стали понимать, что духовное начало в человеке, так же как тело и душа могут быть подвержены болезни. Об этом писали С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский и др. И.А. Ильин в работе «Наши задачи» указывал на появление целого ряда «больных уклонов и навыков», которые распространились «в порядке психической заразы» и въедались «в душевную ткань» [13, с. 25]. Он отмечал появление таких духовных повреждений, как притворство, доносительство, ложь, утрата чувства собственного достоинства, почвенного пат-
риотизма, раболепство, вечный страх. Для лечения подобных повреждений представители русской философско-религиозной мысли предлагают обратиться к православию, которое единственно поможет возрождению человека, освободит его от духовного рабства.
Итак, мы видим, что духовность и нравственность являются теми темами в святоотеческой мысли и в русской религиозной философии, без обращения к которым невозможно даже мыслить духовно здорового человека и тем более общество. Именно религиозно-этические категории греха и добродетели дают нам возможность понимания духовного бытия человека. На примере русской философской мысли можно отметить обращение к православной духовной традиции, ее использование в своих онтологических и антропологических размышлениях, некоторую сращенность религиозных и философских выводов. Одним из важнейших аспектов этой темы является деятельное отношение человека к себе, т. е. духовный труд, ведущий к преображению внутреннего мира личности и, как следствие, мира вокруг себя.
Остается надеяться, что современный русский народ, имея за своими плечами богатейший православный опыт государственности, построенный на духовных основаниях, и опыт разрушения этой государственности, приводящий к потере человеческого достоинства, нравственной опустошенности, направит свое сознание и истерзанную душу к тому источнику, который всегда изливал на человека свою целительную силу. Этим источником для русского человека всегда был Бог, в котором народ черпал свои силы, определял Его заповедями направление своей жизни и воспитывал своих детей. Опыт православия известен и другим народам, и он был всегда источником вдохновения для духовного преобразования и любви к ближнему.
1. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Путь. 1932. № 35. Доклад, прочитанный в мае 1931 г. на съезде лидеров Мировой Христианской Федерации в Bad Bol.
2. Павленко А.Н. Онтологические основания техники. М., 2005.
3. Бердяев Н.А. Об истине православия. URL: http://proiilib.com/chtenie/5182/nikolay-berdyaeY
-sbornik-statey-n-berdyaeva.php (дата обращения: 15.08.2015).
4. Философский словарь // Крупнейший сборник онлайн-словарей. URL: Onlinedics.ruhttp: //www.onlinedics.ru/slovar/fil/o/nravstvennostht ml (дата обращения: 10.08.2015).
5. Новый завет. М., 2006.
6. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Мн., 2006.
7. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
8. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О Святых Христовых Тайнах. Слово в Великий Четверток на литургии. URL: http://www. molitvoslov.com/text966.htm (дата обращения: 27.08.2015).
9. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Клин, 2004.
10. Иоанн Крондштадский. Христианская философия: Избранные работы. Москва; Санкт-Петербург, 2004.
11. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. URL: http://azbyka.ru/dictionary /17/sovest-all.shtml (дата обращения: 15.08.2015).
12. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке. СПб., 1995.
13. ИльинИ.А. Наши задачи. Париж, 1956.
1. Berdyaev N.A. Dukhovnoe sostoyanie sovremennogo mira // Put'. 1932. № 35. Doklad, prochitannyy v mae 1931 g. na s"ezde liderov Mirovoy Khristianskoy Federatsii v Bad Bol.
2. Pavlenko A.N. Ontologicheskie osnovaniya tekhniki. M., 2005.
3. Berdyaev N.A. Ob istine pravoslaviya. URL: http://profilib.com/chtenie/5182/nikolay-berdyaev -sbornik-statey-n-berdyaeva.php (data obrashcheniya: 15.08.2015).
4. Filosofskiy slovar' // Krupneyshiy sbornik onlayn-slovarey. URL: Onlinedics.ruhttp: //www. onlinedics.ru/slovar/fil/o/nravstvennosthtml (data obrashcheniya: 10.08.2015).
5. Novyy zavet. M., 2006.
6. Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta. Mn., 2006.
7. Frank S.L. Dukhovnye osnovy obshchestva. M., 1992.
8. Ignatiy (Bryanchaninov), svyatitel'. O Svyatykh Khristovykh Taynakh. Slovo v Velikiy Chetvertok na liturgii. URL: http://www.molitvoslov.com/ text966.htm (data obrashcheniya: 27.08.2015).
9. Feofan Zatvornik, svyatitel'. Chto est' dukhovnaya zhizn' i kak na nee nastroit'sya? Klin, 2004.
10. Ioann Krondshtadskiy. Khristianskaya filosofiya: Izbrannye raboty. Moskva; Sankt-Peterburg, 2004.
11. Ignatiy (Bryanchaninov), svyatitel'. Asketicheskie opyty. URL: http://azbyka.ru/dictionary/17/ sovest-all.shtml (data obrashcheniya: 15.08.2015).
12. Ignatiy (Bryanchaninov), svyatitel'. Slovo o cheloveke. SPb., 1995.
13. Il'in I.A. Nashi zadachi. Parizh, 1956.
Поступила в редакцию 22.09.2015 г.
UDC 130.2
THE PROBLEM OF SPIRITUALITY AND MORALITY IN PATRISTIC TRADITION AND RUSSIAN PHILOSOPHIC THOUGHT
Greta Leonovna TEREKHOVA, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor of "History and Philosophy" Department, e-mail: radagl1960@yandex.ru
The problem of spirituality and morality, their interactions, and searches of the deep foundations of many social and individual human problems is studied. The ratio of patristic and Russian philosophical and religious thought to spirituality and morality based on the Orthodox world is considered, the relationship of religious and philosophical position is traced, methods of spiritual transformation are described. The main purpose is to show the importance of solving the spiritual and moral issues in the modern world, particularly in Russia. Due to the distortion of the true values and basic moral principles, accumulated by mankind in the Christian era, modern society has lost the spiritual orientation. Finding ways that lead to a healthier society, it is one of the objectives set here. Using the method of historicism and a comparative analysis were revealed in the patristic and philosophical works such as the practical task of recognition of good and evil in everyday life. This problem can direct human life to positive changes. Based on the text of the famous Russian religious philosophers and the Holy Fathers of the Orthodox Church, the attention is focused on the activity approach in the education and transformation of the man himself and the socio-cultural reality. The results of research in this area is an important step for the formation of self-consciousness of modern Russia.
Key words: spirituality; morality; Orthodoxy; patristic thought; Russian religious philosophy.