Список публикаций Н.Г. Самариной // Научно-исследовательская работа в музее. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Н.Г. Самариной (Москва 01-02 декабря 2011 г.) / Науч. ред. и сост. Н.И. Решетников, И.Б. Хмельницкая. М.: Экон-информ, 2013. С. 29-42.
Философия музея: Учеб. пособие / Под ред. М.Б. Пиотровского. М.: ИНФРА-М, 2013. 192 с. (Высшее образование: Магистратура).
Брежнев Л.И. Малая земля. М.: Политиздат, 1979. 48 с.
УДК 930
З.М. Рубинина, Z.M. Rubinina
ПРОБЛЕМА ДОСТУПА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К ИСТОРИЧЕСКИМ
ИСТОЧНИКАМ - ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ В СОСТАВЕ МУЗЕЙНОГО СОБРАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С КОЛЛЕКЦИЕЙ ФОТОГРАФИЙ ОТДЕЛА СОБРАНИЯ ФОНДОВ МУЗЕЯ В.И. ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
PROBLEM OF RESEARCHERS ACCESS TO HISTORICAL SOURCES - SOURCES
OF INFORMATION OF THE MUSEUM COLLECTION (ON THE EXAMPLE
OF WORK WITH THE PHOTOGRAPHY COLLECTION OF THE DEPARTMENT OF THE MEETING OF THE VI LENIN MUSEUM OF THE STATE HISTORICAL MUSEUM
Аннотация: в статье освещены проблемы исследовательской работы с коллекцией фотографий, не содержащей уникальных художественных произведений, хранящейся в составе Музейного фонда РФ, как они выглядят с точки зрения хранителя коллекции. Акцент сделан на доступе исследователей к предметам коллекции и на работе с электронными имиджами предметов в сети Интернет (на примере Государственного Каталога музейных предметов РФ и Электронного каталога музейных предметов Государственного Исторического музея),
Ключевые слова: исторический источник, источник информации, коллекция фотографий, исследования фотографии, Музей В.И. Ленина, советский фоторепортаж, альбом фотографий, публикация фотодокументов, электронные имиджи музейных предметов.
Abstract: the article highlights the problems of research work with a collection of photographs that do not contain unique artworks stored in the Museum Fund of the Russian Federation, as they look from the point of view of the curator of the collection. The accent is made on the access of researchers to the objects of the collection and on working with electronic images of objects on the Internet (on the example of the State Catalog of Museum Items of the Russian Federation and the Digital Catalog of Museum Items of the State Historical Museum).
Keywords: historical source, the source of information, photographic collection, photographic research, museum of Lenin, soviet photo report, photographic album, the publishing of photo documents, digital images of the museum items in Web.
В статье речь пойдет о задачах исследовательской работы с коллекцией фотографий, хранящейся в составе Музейного фонда РФ, как они выглядят с точки зрения хранителя коллекции. Следует оговориться, что все наблюдения и выводы, представленные ниже, сделаны на основании исключительно личного опыта. Поэтому в качестве объекта анализа будет фигурировать одна коллекция - коллекция фотографий отдела собрания фондов музея В.И. Ленина Государственного Исторического музея (ФМЛ ГИМ).
Представляется важным, что речь идет именно о коллекции фотографий. Известно, что проблемами хранения и исследования фотодокументов занималось и занимается, прежде всего, архивоведение; теоретические основания источниковедения фотодокументов были выработаны именно в рамках этой дисциплины [Магидов, 1991; Магидов, 2005]. Коллеги-архивисты небезосновательно подчас считают исследование коллекций фотодокументов, находящихся на государственном хранении, своей прерогативой, рассматривая отечественное фотографическое собрание, вне зависимости от места хранения, как неотъемлемую часть Архивного фонда. Но поскольку фотографии хранились в течение долгого времени в составе музейных собраний так же, как в составе архивных, в музеях были выработаны свои, оригинальные и эффективные, подходы к исследованию фотографий. Например, сложно переоценить возможности, предоставляемые практикой (принятой, в частности в отделе изобразительных материалов ГИМ) совместного хранения и исследования фотографий и других изобразительных памятников, с которыми фотография образует единое смысловое поле. Поэтому я придерживаюсь той точки зрения, что фотография - вид памятника, чье хранение и исследование в равной степени актуально для архивных и музейных собраний.
Также следует особо подчеркнуть, что основной проблемой, которой посвящена данная статья, является проблема исследовательского доступа. Причем речь пойдет и о доступе к самим предметам коллекции как к историческим источникам, и о доступе к информации о предметах, аккумулированной в учетной документации.
Начать следует с того, что исследователь далеко не всегда представляет, какие именно фотографии находятся в той или иной коллекции, особенно если речь идет о небольших и сравнительно малоизвестных коллекциях, таких, как коллекция фотографий бывшего Центрального музея В.И. Ленина (ЦМЛ). Специфика учреждения, которому коллекция обязана своим существованием, побуждает исследователей и журналистов обращаться к ней исключительно в рамках изучения сюжетов отечественной политической истории. Но поскольку целенаправленного комплектования коллекции во время ее существования в ЦМЛ не проводилось (у коллекции в то время даже не было хранителя), то в указанном контексте предметы коллекции оказываются, в лучшем случае, вторичными. Кроме того, в составе коллекции различными путями отложились
фотографии, достаточно неожиданные по тематике [подробнее о составе коллекции см. в статье: Рубинина, 2015].
Выходом из ситуации стало создание Государственного Каталога Музейного фонда РФ (далее - ГК, Государственный Каталог) как ресурса, открытого для сторонних исследователей. Надо сказать, что предметы коллекции фотографий бывшего ЦМЛ уже несколько лет находятся в составе ГК. Проблема заключается в том, что до недавнего времени поле «изображение» не было обязательным для передачи музейных предметов в Государственный Каталог, поэтому посмотреть имиджи предметов коллекции на указанном ресурсе в настоящее время невозможно. Впрочем, учитывая современный уровень технических возможностей, можно надеяться, что появление имиджей большинства предметов коллекции в ГК - дело недалекого будущего.
Наиболее сложной, на мой взгляд, является проблема физического доступа исследователей к предметам коллекции. Например, в Историческом музее практикуется свободный доступ исследователей в отделы, снабженные читальными залами. В ФМЛ ГИМ читального зала нет. Более того, отдел уже несколько лет находится в зоне ремонта помещений Исторического музея, и доступ исследователей к коллекциям действительно зачастую физически невозможен.
С одной стороны, это невосполнимая потеря, поскольку электронные имиджи при всех их преимуществах не способны передать все богатство и все особенности источника, которые предоставляет только работа с подлинным памятником. С другой стороны, работа исследователей с фотографиями коллекции возможна благодаря электронным имиджам предметов, опубликованным на сайте ГИМ в разделе «Электронный каталог музейных предметов» [Государственный Исторический музей...]. Предназначение указанного раздела - ознакомление широкого круга пользователей с собранием музея, но данный проект также позволяет оперативно отвечать на исследовательские запросы, решив таким образом проблему физического доступа исследователей к предметам коллекции. Следует подчеркнуть, что речь в результате идет об общении исследователя с опубликованным источником, точнее - о работе с электронной публикацией источника.
Следующей серьезной и обсуждаемой в научном сообществе является проблема атрибуции фотодокументов. В этом контексте следует упомянуть два ее аспекта. Первый - это собственно атрибуция, поскольку на настоящее время недостаточность атрибуции многих советских репортажных фотографий - уже факт, описанный в специальной литературе [Вальран, 2016. С. 8] и обсуждаемый на профильных конференциях, в том числе на Всероссийской научно-практической конференции «Технотронные документы в гуманитарном знании и практическом использовании» (12 апреля 2013 г., РГГУ, Москва). Безусловно, приносит свои плоды значительно возросшее в последние годы количество публикаций фотодокументов из различных государственных и частных собра-
ний, многочисленные фотовыставки и базы данных с изображениями, которые выкладывают в открытом доступе крупнейшие специализированные архивы. Но до качественного перелома ситуации предстоит еще долгий путь.
Второй аспект - доступ к информации об источниках для исследователей, ведь в отличие от архивов учетная документация музеев, включая базы данных, предназначена исключительно для служебного пользования. С учетом невозможности исследовательской работы с самими предметами коллекции особую значимость приобретает «конвоирование» фотодокументов в рамках электронной публикации в ГК и на сайте ГИМ. В данном случае важны публикации на этих и только на этих ресурсах, поскольку в обоих случаях результат подразумевает публикацию всех предметов основного фонда хранения или, по крайней мере, большей части предметов коллекции (в отличие от традиционных каталогов, где чаще всего представлена выборка, незначительная по сравнению с объемами коллекций аналоговых фотографий).
Подчеркнем, что указанные ресурсы нацелены на широкий круг пользователей, отнюдь не только на историков-профессионалов. По отношению к коллекции фотодокументов это представляется оправданным, поскольку применительно к последнему десятилетию можно уверенно говорить об устойчивом общественном интересе к «старой» («архивной») фотографии, частным выражением которого являются исследования, посвященные истории, теории и источниковедению фотографии, в рамках отечественной гуманитаристики. Специфические интересы исследователей в обоих случаях не являются приоритетными.
В случае Государственного Каталога следует констатировать расширение обязательной информации о предмете в связи с превращением ГК в учетный документ. Представляется важным проанализировать состав обязательных и рекомендованных полей, список которых в настоящее время представлен на сайте каталога [Госкаталог.РФ]. Поскольку статья посвящена проблеме исследовательского доступа к информации о предметах Музейного фонда, нас будут интересовать поля, содержащие данные об источнике. На специфических полях, связанных с характеристикой музейного предмета (не источника!) - таких, как «типология предмета по форме 8-НК», «форма собственности на предмет», я здесь останавливаться не буду.
Из перечня обязательных полей Государственного Каталога исследователь может почерпнуть следующую информацию об источнике: название, время создания (происхождения) и размеры предмета. Особо следует подчеркнуть значение поля «изображение», характеризуемого следующим образом: «изображение предмета, позволяющее его однозначно идентифицировать, в том числе марки, клейма, метки, записи, ярлыки и др.» [Госкаталог.РФ, Шр://хп--80aahc6airewm.xn--p1ai/portal/#/for-museums/news?id=154]. Необходимо упомянуть поля, содержащие учетные обозначения предмета: они важны для
дальнейшей работы исследователя непосредственно с собранием определенного музея. Небесполезными, на мой взгляд, могут быть такие, казалось бы специфические, поля, как: «дата записи о предмете в книге поступлений основного фонда (главной инвентарной книге) музея», «категория ценности музейного предмета», «способ поступления предмета» и «источник поступления предмета в собственность, во владение или в пользование юридического или физического лица» (они содержат информацию об истории бытования предмета).
В большей степени исследовательским задачам отвечает перечень рекомендованных полей, куда, в том числе, включены: краткое описание предмета, место создания (происхождения) предмета, место обнаружения (для предметов археологии и этнографии), материал и техника создания предмета, информация об авторе (на уровне имени) и об изготовителе (на уровне названия школы, мастерской и т.д.), краткое описание истории бытования предмета. В этом случае исследователь, на мой взгляд, получает необходимый минимум информации об источнике, за исключением, пожалуй, расшифрованных текстов автографов и надписей на предмете. Основной проблемой в данном случае является то обстоятельство, что речь идет о рекомендованных полях; музей может не предоставить их на основании различных факторов, анализ которых не входит в задачи данной статьи.
Таким образом, согласно перечню обязательных для заполнения полей в ГК, на этом ресурсе исследователь может ознакомиться с составом Музейного фонда РФ и выявить, в каких именно музейных собраниях хранятся интересующие его источники. В его распоряжении предоставлены некоторые сведения об атрибутах источника (название, время создания, размеры), а также его электронные имиджи. Полноценное исследование на основании указанной информации исследователь провести, безусловно, не может. Государственный Каталог в этом смысле становится точкой отсчета и первым шагом при работе исследователя с источниками в составе музейного собрания.
Какие возможности в этом случае предоставляет Электронный каталог музейных предметов ГИМ? «Конвоирование» электронных имиджей предмета на этом ресурсе представляет собой полноценную аннотацию, включающую: название предмета, сведения об авторе (в случае установленного авторства, что в случае советской репортажной фотографии происходит далеко не всегда, как уже было сказано), место и время создания (происхождения) памятника, его размеры, материал и техника создания, учетные обозначения. Особо следует отметить информацию о включении предмета в состав комплекта (например, серия или альбом фотографий), которая является необыкновенно важной при исследовательской работе с фотодокументами. Более того, Электронный каталог музейных предметов ГИМ предоставляет пользователям возможность просмотра фотоальбомов - электронных имиджей альбомных листов и всех фотографий в составе альбома. Эту возможность сложно переоценить, по-
скольку исследователь может дистанционно полноценно работать с альбомами фотографий, изучая их при желании как целостный источник.
Несмотря на все указанные преимущества (полноценная аннотация, информация о комплекте, в состав которого входит предмет, возможность работать с электронными имиджами альбомов фотографий), предоставляемой ресурсом информации, безусловно, недостаточно для полноценной исследовательской работы с предметами коллекции. В этом случае в распоряжении исследователя нет данных об истории создания и бытования предмета (в тех случаях, когда она известна), а также расшифрованных текстов автографов и надписей на фотографиях. А без этих сведений полноценное исследование источника невозможно. Отсутствие указанных данных обусловлено исключительно целью создания ресурса, рассчитанного на широкий круг пользователей, а не на дистанционную исследовательскую работу с памятником.
Таким образом, и Государственный Каталог предметов Музейного фонда РФ, и Электронный каталог музейных предметов на сайте ГИМ предоставляют ценные возможности для исследовательской работы с фотодокументами и содержат ряд необходимых для исследователя сведений об источнике. Но поскольку указанные ресурсы предназначены для широкого круга пользователей, они не содержат информации о предметах, нужной для полноценной исследовательской работы.
Необходимо также остановиться на использовании фотодокументов из музейного собрания (на примере коллекции ФМЛ ГИМ; поскольку в качестве примера используется конкретная коллекция, следует уточнить, что речь идет о коллекции, не содержащей уникальных художественных произведений). Выше говорилось о проблеме полноценной исследовательской работы с предметами коллекции фотографий в составе Музейного фонда, т.е. о научной работе с фотодокументами в рамках конкретных исторических и источниковедческих исследований. Но фотография не является популярным источником для подобных исследований [см. об этом: Магидов, 2005]. Наиболее востребованной остается ее традиционная иллюстративная функция. Потому традиционный исследовательский запрос в данном случае - запрос на копирование и право на публикацию.
В этой связи упомяну о разнице цен на копирование и публикацию, существующей в архивах и музеях РФ. Дело в том, что при расчете стоимости указанных услуг учитываются категория ценности музейного предмета, а также характер и цель публикации; вид памятника не учитывается. Музеи хранят уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, личные вещи великих деятелей отечественной истории и культуры, изделия из драгоценных камней и металлов. По всей видимости, этим и объясняется разница цен на данные услуги в архивах и музеях страны. Но в составе
музейных собраний хранятся и совсем другие предметы. Следует подчеркнуть, что в данном случае не имеется в виду фотография как таковая, поскольку в состав музейных собраний входят и «кейсовая фотография», и уникальные произведения художественной фотографии. Речь идет исключительно о «рядовых» репортажных отпечатках, которые легко заменить фотодокументами из архивных собраний, как обычно и поступают исследователи и журналисты. Проблема создания более детально разработанного «прайс-листа», учитывающего вид памятника и ценность предмета в ряду ему подобных, может быть решена только на уровне Минкультуры России.
Подведем итоги нашего анализа проблем доступа исследователя-историка к предметам музейной коллекции фотографий. Наиболее сложна проблема доступа исследователей к источникам и к информации о них. Оптимальным путем работы исследователя с фотодокументами в составе музейного собрания является работа с электронным имиджем предмета, опубликованным в открытом доступе в сети Интернет. Были рассмотрены два ресурса - Государственный Каталог предметов Музейного фонда РФ и Электронный каталог музейных предметов ГИМ, предназначенные для широкого круга пользователей и поэтому не содержащие всей нужной исследователю информации о предмете. В то же время эти ресурсы (каждый по-своему) значительно облегчают исследовательскую работу с фотодокументами в составе музейного собрания, потому насущной задачей стало расширение обязательной информации о предмете так, чтобы все необходимые данные об источнике были в распоряжение исследователя.
Учитывая предназначение рассмотренных ресурсов, выходом из ситуации могло бы стать создание единой базы фотодокументов, о чем исследователь в области архивоведения и источниковедения кинофотофонодокументов В.М. Магидов писал еще в советский период. Пока, насколько мне известно, подобный проект не анонсируется, что вполне объяснимо: фотография по-прежнему редко становится самоценным источником для научных исторических исследований и продолжает выполнять в основном иллюстративную функцию. Возможно, время единой базы фотодокументов РФ придет, когда изменится отношение к фотографии как к источнику и объекту исследований в рамках исторической науки.
Библиография
Вальран В. Советская фотография. 1917-1955. СПб: «Издательство К. Тублина», 2016. 288 с.
Госкаталог.РФ. Электронный ресурс: http://goskatalog.rU/portal/#/ (дата обращения: 30 марта 2017 г.).
Государственный Исторический музей. Электронный каталог музейных предметов. Электронный ресурс: http://83.69.214.19/iss2?group-by=fund (дата обращения: 30 марта 2017 г.)
Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. М.: РГГУ 2005. 394 с.
Магидов В.М. Кинофотодокументы как объект источниковедения (историография вопроса) // Советские архивы. 1991. № 4. С. 32-33.
Рубинина З.М. Малоизвестные коллекции фотодокументов как информационный ресурс исторической науки (на примере коллекции фотографий фондово-экспозиционного отдела ГИМ «Музей В.И. Ленина») // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки / Авт.-сост. Е.А. Воронцова, отв. ред. Л.И. Бородкин, А.Д. Яновский. М.: Этерна, 2015. С. 196-216.
УДК 094:930.2 + 910.4:094 + 025.171:094
В.И. Рябова, V.I. Ryabova
МАТЕРИАЛЫ О ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЯХ XVIII-XIX вв.
В СОБРАНИИ РЕДКИХ КНИГ БИБЛИОТЕКИ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ РАН КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
MATERIALS ON GEOGRAPHICAL EXPEDITIONS
OF THE 18TH-19TH CENTURIES IN THE COLLECTION OF RARE BOOKS
OF THE LIBRARY ON NATURAL SCIENCES OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES AS A SOURCE OF INFORMATION FOR HISTORICAL SCIENCE
Аннотация: в статье представлены издания фонда редких книг БЕН РАН XVIII -XIX вв., отражающие тему географических экспедиций. Прослеживается влияние петровских реформ, давших толчок развитию промышленности, экономики и науки. Это повлекло увеличение количества географических экспедиций. Следствием реформ, помимо стремления к географическим открытиям, стало развитие издательской деятельности и выпуск книг, содержащих материалы о географических экспедициях, являющихся важным источником информации для исторической науки.
Ключевые слова: редкая книга, книжные ресурсы, книжная культура, историческая наука, история науки, петровские реформы, географические экспедиции, автоматизированные технологии, информационное обеспечение.
Abstract: editions of the rare books fund of the Library of Natural Sciences of the Russian Academy of Sciences of the 18th and 19th centuries that depict the theme of geographical expeditions in the article are presented. The influence of the reforms of Peter the Great, which gave impetus to the development of industry, economy and science, resulted in an increase in the number of geographic expeditions. The consequence of the reforms, in addition to the desire for geographical discoveries, was the development of publishing activities and the publication of books containing materials on geographical expeditions, which are an important source of information for historical science.
Keywords: rare book, book resources, book culture, historical science, history of science, Reforms of Peter I, geographical expeditions, automated technologies, information support.